Научная статья на тему 'Исследование мотивационных ценностей студентов управленческого профиля с учетом их гендерных особенностей'

Исследование мотивационных ценностей студентов управленческого профиля с учетом их гендерных особенностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЕ ТИПЫ ЦЕННОСТЕЙ / НОРМАТИВНЫЕ ИДЕАЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ СПИРМЕНА / МЕТОДИКА Ш. ШВАРЦА / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕДОНИЗМ / ДОСТИЖЕНИЯ / ВЛАСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березин Д.Т.

В статье рассматривается влияние мотивационных типов ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов с учетом гендерных особенностей студентов. Проведен анализ и представлены результаты исследования по статистической значимости на уровне мотивационных типов ценностей, а также выявлены группы с высокой и низкой значимостью ценностей как для юношей так и для девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационных ценностей студентов управленческого профиля с учетом их гендерных особенностей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х

часов. Но и в менее подготовленных группах можно разобрать такую задачу на лекции, эта информация не только интересна, но и практически полезна.

Изучение математической статистики также предоставляет много различных возможностей для преподавателя, поскольку здесь легко организовывать различного рода практические, лабораторные и исследовательские работы. Всё, что необходимо для таких исследований, это тетрадь, ручка, калькулятор, а статистические данные получаем, используя опрос, проводимый в группе. При этом работа не сведётся к скучным вычислениям, а будет содержать конкретные практические выводы. Вот наиболее простые примеры исследовательских работ, которые можно провести со студентами в рамках дисциплины «Математическая статистика»:

• Исследование мер средней тенденции - среднего, моды, медианы на примере выборки значений оценок группы на экзамене, оценка эффективности каждой из них

• Построение доверительного интервала для параметра биномиального распределения на основе выборки по признаку «отношение к курению»

• Проверка гипотезы о равномерности распределения даты рождения по временам года, по данным о датах рождения студентов группы

• Проверка гипотезы о нормальности распределения роста человека по имеющейся выборочной совокупности роста студентов данной группы

• Написание уравнения и построение линии регрессии между выборками признаков «рост» и «вес» для студентов данной группы.

Практические работы такого рода не должны быть сложными и объёмными, чтобы в процессе работы студенты не успели потерять интерес к материалу.

Теория вероятностей и математическая статистика именно тот раздел общих математических дисциплин, где можно успешно работать над формированием компетенций, касающихся умения формулировать задачи и самостоятельно выбирать пути их решения, а также компетенций, связанных со способностью применять в профессиональной деятельности математические и естественнонаучные знания. Для этого предмета не эффективны решение задач по стандартным схемам, контрольные работы и задания в тестовой форме.

Список использованной литературы

1. Башмакова, М.Г. Эффективность тестовой формы контроля знаний при преподавании некоторых математических дисциплин. Сб. трудов по итогам международной научно-практической конференции «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики». Г. Красноярск,- 2015,- вып.2, - с.101-103.

2. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов/В. Е. Гмурман. — 9-е изд., стер. — М.: Высш. шк. , 2003. — 479 с.

3. Гнеденко, Б.В. Курс теории вероятностей. /Б.В. Гнеденко. - 8-е изд, испр и доп. - М: Едиториал УРСС. -2005.- 448 с.

4. Данилов, Ю.А. Избранные задачи. Сборник. / Пер. с англ. Ю.А.Данилова. Под ред. В.М.Алексеева. - М: Мир. - 1977 - 597 с.

© Башмакова М.Г., 2017.

УДК 37

Д.Т. Березин

канд. техн. наук, доцент ЯГПУ им. К.Д. Ушинского г. Ярославль, РФ, E-mail: dimitry_rus_rub@rambler.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С УЧЕТОМ ИХ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация

В статье рассматривается влияние мотивационных типов ценностей на уровне нормативных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

идеалов и индивидуальных приоритетов с учетом тендерных особенностей студентов. Проведен анализ и представлены результаты исследования по статистической значимости на уровне мотивационных типов ценностей, а также выявлены группы с высокой и низкой значимостью ценностей как для юношей так и для девушек.

Ключевые слова

Мотивационные типы ценностей; нормативные идеалы; индивидуальные приоритеты; коэффициент корреляции Спирмена; методика Ш. Шварца; тендерные особенности; гедонизм, достижения, власть,

менеджмент.

В настоящее время перед системой высшего образования стоит задача не столько повышения успеваемости и освоения образовательного минимума, как формирование жизненных и профессиональных ценностей будущих специалистов таких как ответственность, лидерство и руководство, новаторство, предпринимательская активность, творческая активность, целеустремленность, способность самостоятельно приобретать новые знания и т.д., а для этого необходимо знать их мотивационные ценности, чему и посвящено наше исследование.

Исследованию ценностей человека посвящены многие работы известных ученых, таких как И.Г. Сенина, Г.Е. Леевика, Д.А. Леонтьева, М. Рокича, Ш. Шварца и других. В своих трудах ученые описывают свои методы и исследования в области изучения ценностей с использованием ранговой или бальной оценки как терминальных так и инструментальных ценностей человека.

В нашем исследовании была использована методика Ш. Шварца [1, с. 26] которая на наш взгляд включает наиболее подходящий подход к оценке мотивационных ценностей человека в современных условиях и позволила выявить наиболее предпочтительные мотивационные типы ценностей (терминальные, инструментальные) с учетом личностных особенностей студентов.

В исследовании принимали участие студенты юноши и девушки 1 курса (бакалавры) дневного и заочного обучения в возрасте от 18 до 24 лет ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиля «Менеджмент в социальной сфере». Задачей исследования было выявить их гендерные особенности на уровне мотивационных типов ценностей как будущих руководителей и управленцев в социальной сфере.

Полученные результаты по методике Ш. Шварца средних оценок по каждой из 10 групп типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов нами делились на два типа [1, с. 39]:

1) с высокой значимостью ценностей (ранги с 1 по 3);

2) с низкой значимостью ценностей (ранги с 4 по 10).

А также для выявления статистической значимости по средним оценкам мотивационных ценностей с учетом гендерных отличий между юношами и девушками вычисляли коэффициент корреляции Спирмена и определяли наличие или отсутствие корреляции [2, с. 208].

Результаты полученных исследований сравнительной характеристики мотивационных типов ценностей студентов 1-го курса бакалавриата на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Сравнительная характеристика мотивационных типов ценностей студентов 1 - го курса бакалавриата на

уровне нормативных идеалов

Юноши Ранговое место по методике Шварца Девушки

Группа с высокой значимостью ценностей

Гедонизм 1 Гедонизм

Достижения 2 Самостоятельность

Власть 3 Достижения

Группа с низкой значимостью ценностей

Самостоятельность 4 Конформность

Доброта 5 Безопасность

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 2410-700Х

Продолжение таблицы 1

Безопасность 6 Доброта

Конформность 7 Универсализм

Универсализм 8 Власть

Традиции 9 Стимуляция

Стимуляция 10 Традиции

Таблица 2

Сравнительная характеристика мотивационных типов ценностей студентов 1 - го курса бакалавриата на

уровне индивидуальных приоритетов

Юноши Ранговое место по методике Шварца Девушки

Г руппа с высокой значимостью ценностей

Гедонизм 1 Гедонизм

Достижения 2 Самостоятельность

Самостоятельность 3 Стимуляция

Группа с низкой значимостью ценностей

Власть 4 Доброта

Безопасность 5 Универсализм

Стимуляция 6 Достижения

Доброта 7 Конформность

Конформность 8 Безопасность

Универсализм 9 Власть

Традиции 10 Традиции

По полученным данным мы можем говорить о том, что мотивационные типы ценностей юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее значимые: гедонизм, достижения, самостоятельность, власть и стимуляция. Рассмотрим наиболее значимые ценности. Как видно из таблицы 1 на уровне нормативных идеалов для юношей и девушек на первом месте в группе с высокой значимостью идет гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие), также для юношей это: достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами) и власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами), а для девушек это самостоятельность (самостоятельность мысли и действия) и достижения.

На уровне индивидуальных приоритетов (таблица 2) для юношей и девушек с высокой значимостью стоит гедонизм, также для юношей это достижения и самостоятельность, а для девушек это самостоятельность и стимуляция (волнение и новизна).

По видимому, для обоих полов наслаждение и чувственное удовольствие связано с тем, что пока молодые люди ищут свое профессиональное применение, работу и только начинают строить карьеру им хочется наслаждаться жизнью в кругу семьи и близких, строить отношения с противоположным полом.

Наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов обладают такие ценности, как доброта, безопасность, традиции, власть, конформность и универсализм.

Результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена [2, с. 208] и определения наличия или отсутствия корреляционной зависимости между выборками (юношами и девушками) представлены в таблице 3 и 4.

Таблица 3

Коэффициент корреляции Спирмена по средним оценкам мотивационных ценностей на уровне

нормативных идеалов

№ п.п. Исследуемые параметры Коэффициент корреляции Спирмена

1. По всей выборке в целом (юноши и девушки) 0,73

2. Студенты 1 курса очного обучения (юноши и девушки) 0,54

3. Студенты 1 курса заочного обучения (юноши и девушки) 0,44

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

Таблица 4

Коэффициент корреляции Спирмена по средним оценкам мотивационных ценностей на уровне

индивидуальных приоритетов

№ п.п. Исследуемые параметры Коэффициент корреляции Спирмена

1. По всей выборке в целом (юноши и девушки) 0,48

2. Студенты 1 курса очного обучения (юноши и девушки) 0,45

3. Студенты 1 курса заочного обучения (юноши и девушки) 0,31

Как видно из таблицы 3 и 4, ранговый коэффициент корреляции Спирмена составил г = 0,73 при уровне значимости р = 0,05 и ркр = 0,64, что позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов по всей выборке на уровне нормативных идеалов и наличия корреляционной зависимости между выборками и г = 0,479 на уровне индивидуальных приоритетов и отсутствия корреляционной зависимости между выборками [1, с. 45]. Аналогичным образом были проверены гипотезы для групп 1 курса очников и заочников, что также подтвердило отсутствие корреляционной зависимости между выборками на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов.

В силу того что ценности личности образуют матричную систему, следует провести анализ связей между типами ценностей. Для изучения характера отношений между ценностями в пределах одной системы подсчитываются коэффициенты корреляции между значимостью типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов для каждой группы юношей и девушек. Значения коэффициента корреляции позволяют судить о наличии статистически значимой связи между типами ценностей. В результате чего было установлено что у юношей ранговый коэффициент корреляции Спирмена составил г = 0,82, а у девушек г = 0,564 при уровне значимости р = 0,05 и ркр = 0,64, что позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов по всей выборке на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов и наличия статистически значимой связи между типами ценностей.

Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций студентов 1 курса, мы сделали следующий вывод: различия между мотивационными ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы и требует продолжения исследований в этой области.

Список использованной литературы:

1. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с.

2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. - 349 с.

© Березин Д.Т., 2017

УДК 372.881.111.1

Е.В. Боева

учитель английского языка МБОУ «лицей»№5 г.Елец, Липецкая обл., РФ

КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В УСЛОВИЯХ ФГОС

Аннотация

Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.