МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х
часов. Но и в менее подготовленных группах можно разобрать такую задачу на лекции, эта информация не только интересна, но и практически полезна.
Изучение математической статистики также предоставляет много различных возможностей для преподавателя, поскольку здесь легко организовывать различного рода практические, лабораторные и исследовательские работы. Всё, что необходимо для таких исследований, это тетрадь, ручка, калькулятор, а статистические данные получаем, используя опрос, проводимый в группе. При этом работа не сведётся к скучным вычислениям, а будет содержать конкретные практические выводы. Вот наиболее простые примеры исследовательских работ, которые можно провести со студентами в рамках дисциплины «Математическая статистика»:
• Исследование мер средней тенденции - среднего, моды, медианы на примере выборки значений оценок группы на экзамене, оценка эффективности каждой из них
• Построение доверительного интервала для параметра биномиального распределения на основе выборки по признаку «отношение к курению»
• Проверка гипотезы о равномерности распределения даты рождения по временам года, по данным о датах рождения студентов группы
• Проверка гипотезы о нормальности распределения роста человека по имеющейся выборочной совокупности роста студентов данной группы
• Написание уравнения и построение линии регрессии между выборками признаков «рост» и «вес» для студентов данной группы.
Практические работы такого рода не должны быть сложными и объёмными, чтобы в процессе работы студенты не успели потерять интерес к материалу.
Теория вероятностей и математическая статистика именно тот раздел общих математических дисциплин, где можно успешно работать над формированием компетенций, касающихся умения формулировать задачи и самостоятельно выбирать пути их решения, а также компетенций, связанных со способностью применять в профессиональной деятельности математические и естественнонаучные знания. Для этого предмета не эффективны решение задач по стандартным схемам, контрольные работы и задания в тестовой форме.
Список использованной литературы
1. Башмакова, М.Г. Эффективность тестовой формы контроля знаний при преподавании некоторых математических дисциплин. Сб. трудов по итогам международной научно-практической конференции «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики». Г. Красноярск,- 2015,- вып.2, - с.101-103.
2. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов/В. Е. Гмурман. — 9-е изд., стер. — М.: Высш. шк. , 2003. — 479 с.
3. Гнеденко, Б.В. Курс теории вероятностей. /Б.В. Гнеденко. - 8-е изд, испр и доп. - М: Едиториал УРСС. -2005.- 448 с.
4. Данилов, Ю.А. Избранные задачи. Сборник. / Пер. с англ. Ю.А.Данилова. Под ред. В.М.Алексеева. - М: Мир. - 1977 - 597 с.
© Башмакова М.Г., 2017.
УДК 37
Д.Т. Березин
канд. техн. наук, доцент ЯГПУ им. К.Д. Ушинского г. Ярославль, РФ, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С УЧЕТОМ ИХ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация
В статье рассматривается влияние мотивационных типов ценностей на уровне нормативных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
идеалов и индивидуальных приоритетов с учетом тендерных особенностей студентов. Проведен анализ и представлены результаты исследования по статистической значимости на уровне мотивационных типов ценностей, а также выявлены группы с высокой и низкой значимостью ценностей как для юношей так и для девушек.
Ключевые слова
Мотивационные типы ценностей; нормативные идеалы; индивидуальные приоритеты; коэффициент корреляции Спирмена; методика Ш. Шварца; тендерные особенности; гедонизм, достижения, власть,
менеджмент.
В настоящее время перед системой высшего образования стоит задача не столько повышения успеваемости и освоения образовательного минимума, как формирование жизненных и профессиональных ценностей будущих специалистов таких как ответственность, лидерство и руководство, новаторство, предпринимательская активность, творческая активность, целеустремленность, способность самостоятельно приобретать новые знания и т.д., а для этого необходимо знать их мотивационные ценности, чему и посвящено наше исследование.
Исследованию ценностей человека посвящены многие работы известных ученых, таких как И.Г. Сенина, Г.Е. Леевика, Д.А. Леонтьева, М. Рокича, Ш. Шварца и других. В своих трудах ученые описывают свои методы и исследования в области изучения ценностей с использованием ранговой или бальной оценки как терминальных так и инструментальных ценностей человека.
В нашем исследовании была использована методика Ш. Шварца [1, с. 26] которая на наш взгляд включает наиболее подходящий подход к оценке мотивационных ценностей человека в современных условиях и позволила выявить наиболее предпочтительные мотивационные типы ценностей (терминальные, инструментальные) с учетом личностных особенностей студентов.
В исследовании принимали участие студенты юноши и девушки 1 курса (бакалавры) дневного и заочного обучения в возрасте от 18 до 24 лет ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиля «Менеджмент в социальной сфере». Задачей исследования было выявить их гендерные особенности на уровне мотивационных типов ценностей как будущих руководителей и управленцев в социальной сфере.
Полученные результаты по методике Ш. Шварца средних оценок по каждой из 10 групп типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов нами делились на два типа [1, с. 39]:
1) с высокой значимостью ценностей (ранги с 1 по 3);
2) с низкой значимостью ценностей (ранги с 4 по 10).
А также для выявления статистической значимости по средним оценкам мотивационных ценностей с учетом гендерных отличий между юношами и девушками вычисляли коэффициент корреляции Спирмена и определяли наличие или отсутствие корреляции [2, с. 208].
Результаты полученных исследований сравнительной характеристики мотивационных типов ценностей студентов 1-го курса бакалавриата на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Сравнительная характеристика мотивационных типов ценностей студентов 1 - го курса бакалавриата на
уровне нормативных идеалов
Юноши Ранговое место по методике Шварца Девушки
Группа с высокой значимостью ценностей
Гедонизм 1 Гедонизм
Достижения 2 Самостоятельность
Власть 3 Достижения
Группа с низкой значимостью ценностей
Самостоятельность 4 Конформность
Доброта 5 Безопасность
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
Безопасность 6 Доброта
Конформность 7 Универсализм
Универсализм 8 Власть
Традиции 9 Стимуляция
Стимуляция 10 Традиции
Таблица 2
Сравнительная характеристика мотивационных типов ценностей студентов 1 - го курса бакалавриата на
уровне индивидуальных приоритетов
Юноши Ранговое место по методике Шварца Девушки
Г руппа с высокой значимостью ценностей
Гедонизм 1 Гедонизм
Достижения 2 Самостоятельность
Самостоятельность 3 Стимуляция
Группа с низкой значимостью ценностей
Власть 4 Доброта
Безопасность 5 Универсализм
Стимуляция 6 Достижения
Доброта 7 Конформность
Конформность 8 Безопасность
Универсализм 9 Власть
Традиции 10 Традиции
По полученным данным мы можем говорить о том, что мотивационные типы ценностей юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее значимые: гедонизм, достижения, самостоятельность, власть и стимуляция. Рассмотрим наиболее значимые ценности. Как видно из таблицы 1 на уровне нормативных идеалов для юношей и девушек на первом месте в группе с высокой значимостью идет гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие), также для юношей это: достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами) и власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами), а для девушек это самостоятельность (самостоятельность мысли и действия) и достижения.
На уровне индивидуальных приоритетов (таблица 2) для юношей и девушек с высокой значимостью стоит гедонизм, также для юношей это достижения и самостоятельность, а для девушек это самостоятельность и стимуляция (волнение и новизна).
По видимому, для обоих полов наслаждение и чувственное удовольствие связано с тем, что пока молодые люди ищут свое профессиональное применение, работу и только начинают строить карьеру им хочется наслаждаться жизнью в кругу семьи и близких, строить отношения с противоположным полом.
Наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов обладают такие ценности, как доброта, безопасность, традиции, власть, конформность и универсализм.
Результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена [2, с. 208] и определения наличия или отсутствия корреляционной зависимости между выборками (юношами и девушками) представлены в таблице 3 и 4.
Таблица 3
Коэффициент корреляции Спирмена по средним оценкам мотивационных ценностей на уровне
нормативных идеалов
№ п.п. Исследуемые параметры Коэффициент корреляции Спирмена
1. По всей выборке в целом (юноши и девушки) 0,73
2. Студенты 1 курса очного обучения (юноши и девушки) 0,54
3. Студенты 1 курса заочного обучения (юноши и девушки) 0,44
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
Таблица 4
Коэффициент корреляции Спирмена по средним оценкам мотивационных ценностей на уровне
индивидуальных приоритетов
№ п.п. Исследуемые параметры Коэффициент корреляции Спирмена
1. По всей выборке в целом (юноши и девушки) 0,48
2. Студенты 1 курса очного обучения (юноши и девушки) 0,45
3. Студенты 1 курса заочного обучения (юноши и девушки) 0,31
Как видно из таблицы 3 и 4, ранговый коэффициент корреляции Спирмена составил г = 0,73 при уровне значимости р = 0,05 и ркр = 0,64, что позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов по всей выборке на уровне нормативных идеалов и наличия корреляционной зависимости между выборками и г = 0,479 на уровне индивидуальных приоритетов и отсутствия корреляционной зависимости между выборками [1, с. 45]. Аналогичным образом были проверены гипотезы для групп 1 курса очников и заочников, что также подтвердило отсутствие корреляционной зависимости между выборками на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов.
В силу того что ценности личности образуют матричную систему, следует провести анализ связей между типами ценностей. Для изучения характера отношений между ценностями в пределах одной системы подсчитываются коэффициенты корреляции между значимостью типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов для каждой группы юношей и девушек. Значения коэффициента корреляции позволяют судить о наличии статистически значимой связи между типами ценностей. В результате чего было установлено что у юношей ранговый коэффициент корреляции Спирмена составил г = 0,82, а у девушек г = 0,564 при уровне значимости р = 0,05 и ркр = 0,64, что позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов по всей выборке на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов и наличия статистически значимой связи между типами ценностей.
Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций студентов 1 курса, мы сделали следующий вывод: различия между мотивационными ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы и требует продолжения исследований в этой области.
Список использованной литературы:
1. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. - 349 с.
© Березин Д.Т., 2017
УДК 372.881.111.1
Е.В. Боева
учитель английского языка МБОУ «лицей»№5 г.Елец, Липецкая обл., РФ
КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ ФГОС
Аннотация
Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной