Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / АНАЛИЗ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ялаева Наталья Вячеславовна, Жеребцова Евгения Валерьевна

Статья посвящена исследованию мотивации к изучению английского языка в вузе на примере студентов УрГЮУ. Мотивация считается одним из компонентов обучения, существенным элементом целостного образовательного процесса. В статье рассматриваются различные точки зрения на проблему мотивации и определяется ее связь с содержанием обучения иностранным языкам в юридическом вузе. Для интенсификации учебного процесса, важно понимать мотивы студентов, уметь правильно их выявлять и разумно ими управлять. В качестве инструмента для сбора данных авторы использовали анкетирование в Google forms. Проведен опрос среди 211 студентов Ур-ГЮУ, проанализированы мотивы изучения английского языка, выявлены трудности, снижающие стремление к его изучению и определены факторы, способные повысить мотивацию студентов. По мнению авторов, важное значение для повышения мотивации имеет как методическое обеспечение обучающихся, так и внеурочные мероприятия, которые формируют опыт общения на иностранном языке. Участие студентов в олимпиадах, конференциях и конкурсах повышает как учебную, так и профессиональную мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ялаева Наталья Вячеславовна, Жеребцова Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO STUDENTS’ MOTIVATION FOR LEARNING ENGLISH AT A LAW SCHOOL

The article is devoted to the research of students’ motivation for learning English at a higher school on the example of the Ural State Law University. Motivation is considered to be one of the learning components and an essential element of the holistic educational process. The article discusses various views on the problem of motivation and determines its relationship with the content of teaching foreign languages at a law school. To intensify the educational process, it is important to understand the motives of students, to be able to identify them correctly and manage them intelligently. As a tool for data collection, the authors used a questionnaire in Google forms. The survey was conducted among 211 students of the USLU. The authors analyzed the motives for learning English, identified the difficulties that reduce the desire to study and factors that can increase the motivation of students. According to the authors, both methodological support for students and extracurricular activities that form the experience of communicating in a foreign language are important for increasing the motivation of students. Students’ participation in linguistic olympiads, conferences and competitions fosters both academic and professional motivation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Исследование мотивации студентов к изучению английского языка в юридическом вузе

Ялаева Наталья Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского, иностранных языков и культуры речи, Уральский государственный юридический университет E-mail: yalaeva-nv@mail.ru

Жеребцова Евгения Валерьевна,

старший преподаватель, кафедра русского, иностранных языков и культуры речи, Уральский государственный юридический университет E-mail: evgenia.zherebtsova@gmail.com

Статья посвящена исследованию мотивации к изучению английского языка в вузе на примере студентов УрГЮУ. Мотивация считается одним из компонентов обучения, существенным элементом целостного образовательного процесса. В статье рассматриваются различные точки зрения на проблему мотивации и определяется ее связь с содержанием обучения иностранным языкам в юридическом вузе. Для интенсификации учебного процесса, важно понимать мотивы студентов, уметь правильно их выявлять и разумно ими управлять. В качестве инструмента для сбора данных авторы использовали анкетирование в Google forms. Проведен опрос среди 211 студентов УрГЮУ, проанализированы мотивы изучения английского языка, выявлены трудности, снижающие стремление к его изучению и определены факторы, способные повысить мотивацию студентов. По мнению авторов, важное значение для повышения мотивации имеет как методическое обеспечение обучающихся, так и внеурочные мероприятия, которые формируют опыт общения на иностранном языке. Участие студентов в олимпиадах, конференциях и конкурсах повышает как учебную, так и профессиональную мотивацию.

Ключевые слова: мотивация, обучение иностранным языкам, развитие профессиональных компетенций, анализ, повышение мотивации.

о с

CJ

см о см

Мотивация является ключевым фактором повышения вовлеченности студентов в учебный процесс и реализации возможностей академической среды для формирования и развития универсальных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Степень активности студентов в процессе иноязычного общения также обусловлена наличием мотивационных импульсов, создающих предпосылки для продуктивной и творческой учебно-профессиональной деятельности.

По мнению И.А. Зимней, в общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность [1, с. 218]. С другой стороны, поведение и деятельность человека регулируются внешними стимулами, а именно нормами и ценностями тех сообществ, с которыми он себя соотносит [2, а15]. Многие зарубежные и отечественные эксперты исследовали процессы формирования значимой для учебной деятельности и профессионального самоопределения мотивации и в рамках деятельност-ного подхода к обучению, разработанного С.Л. Рубинштейном [3], А.Н. Леонтьевым [4], И.А. Зимней [5] и др.

Таким образом, несмотря на различия в подходах, под мотивацией понимается как совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих человека действовать определенным образом, так и процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели. В данной работе под мотивацией мы понимаем педагогическое воздействие, т.е. приемы и методы обучения иностранным языкам в юридическом вузе, которые стимулируют студентов к изучению профессионального языка.

Цель данной статьи заключается в анализе факторов, которые способны повысить мотивацию при обучении иностранному языку, выявлении основных демотивирующих факторов, которые негативно сказываются на качестве обучения в Уральском государственном юридическом университете.

Для интенсификации учебного процесса в юридическом вузе важно понимать мотивы студентов, уметь правильно их определять и рационально ими управлять. В данной работе мы рассмотрим исследования, посвященные проблемам мотивации, и определим ее связь с проблемами обучения иностранным языкам в юридическом вузе. В рабо-

тах А.А. Алхазишвили, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.М. Симоновой рассматриваются психологические вопросы мотивации к обучению иностранным языкам. Зарубежные исследователи также уделяют большое внимание роли мотивации (Рэй-нхард Пекрун [6], Мартин Майер [7], Эндрю Эллиот [8]). В контексте изучения учебной мотивации данные авторы рассматривали два направления: мотивация, связанная с компетентностью, профессионализмом и мотивация, связанная с желанием произвести хорошее впечатление на окружающих, выглядеть профессионалом в их глазах. Основываясь на работах вышеуказанных авторов, мы, в свою очередь, понимаем под мотивацией совокупность побуждающих импульсов, регулирующих учебную деятельность и направляющих студентов на углубленное изучение иностранного языка и его совершенствование. При этом, важно принимать во внимание индивидуальные особенности обучающихся: опыт, сферу деятельности, интересы и увлечения, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Все это позволяет сформировать у студентов мотивацию к изучению иностранного языка.

В качестве инструмента для сбора данных авторы использовали анкетирование в Google forms. На основании письменного опроса, проведенного в группах студентов УрГЮУ (всего было опрошено 211 человек), были проанализированы период изучения языка, мотивы, которыми руководствуются студенты при изучении иностранного языка и трудности, с которыми студенты столкнулись при изучении языка.

Учитывая тот факт, что английский язык, как первый иностранный язык, изучается в школе подавляющим большинством учащихся, на момент поступления в высшее учебное заведение за плечами будущих студентов оказывается уже многолетний опыт освоения этой дисциплины. В связи с этим, приоритетным ответом респондентов на вопрос «Как долго Вы изучаете английский язык?» является период от 5 до 8 лет (85%).

Каждый десятый участник опроса указывает более длительные сроки изучения языка. Как правило, это обусловлено тем, что в некоторых общеобразовательных школах обучение английскому языку начинается в начальной школе, а в специализированных школах и гимназиях непосредственно с первого класса. В данный показатель также входит время изучения иностранного языка в дошкольном учреждении и в университете.

Оставшиеся 5% опрошенных отмечают прерывистый характер изучения английского языка в школе, в редких случаях отсутствие иностранного языка в программе обучения или выбор английского в качестве второго иностранного языка.

Полученные данные могут служить косвенным показателем разного уровня владения иностранным языком обучающихся юридического вуза. Однако данный вывод актуализирует необходимость исследования мотивации студентов к изучению иностранного языка с целью создания оптималь-

ных условии для развития иноязычном коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности.

Обработка результатов анкетирования позволила определить приоритетные цели в изучении иностранного языка. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что при изучении иностранного языка в юридическом вузе внутренние мотивы студентов преобладают над внешними. Большинство студентов УрГЮУ изучают английский язык с целью общения, переписки и путешествий (73%); они смотрят фильмы и слушают музыку на иностранном языке (48,8%). Преодоление языкового барьера является для них самой важной задачей. Заслуживает внимания тот факт, что многие студенты изучают язык, потому что он им нравится (47,9%). Чуть меньше опрошенных же изучают язык только для того, чтобы сдать зачет или экзамен (44,1%). 46% анкетируемых считают знание языков важным профессиональным навыком, который поможет продвинуться по карьерной лестнице и увеличить свой доход. По мнению студентов, резюме на иностранном языке будет выделять их среди других кандидатов. Изучение иностранных языков дает доступ к широкому спектру информации (книги, статьи, блоги, подкасты, обучающие курсы). Более 29% студентов определили этот мотив как один из важных. 16,8% опрошенных считают, что участие в международных научных конференциях и семинарах позволяет смоделировать процесс профессиональной коммуникации, обсуждение узкоспециализированных тем на иностранном языке. Многие студенты планируют продолжить изучение языка за границей поступив в зарубежный вуз или языковые курсы (26.5%). Небольшой процент студентов нашего вуза (4,3%) использует иностранный язык для изучения языков программирования.

Одним из основных препятствий, снижающих стремление к изучению английского языка, респонденты выделяют сложность его грамматической системы, существенно отличающейся от системы родного языка. Строение предложения в родном, флективном, языке не эквивалентно грамматическим отношениям в предложении аналитического английского языка. А из-за многообразия в английском языке видовременных форм глагола носителям русского языка приходится довольно долго усваивать их. Трудности также возникают с изобилием фразовых глаголов, которые нелегко отличить от комбинации глагола с предлогом, и соответственно определить верное значение по входящим в него словам.

Лексические трудности, согласно опросу, чаще всего связаны не с объемом словарного запаса, а с подбором адекватных соответствий при переводе слов и словосочетаний. Обучающиеся часто используют в английском языке так называемые «русизмы», делая перевод русских словосочетаний буквально, что искажает суть передаваемой информации. Особые затруднения вызывают случаи, когда обычные слова приобретают терми-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

см о см

нологические значения, и студенты, не учитывая контекст и не обращаясь к юридическому словарю, калькируют их при переводе. Сложность усвоения юридической терминологии респонденты связывают с необходимостью изучения специфики законодательства и правовой действительности других стран.

По мнению участников опроса, вышеуказанные проблемы находят свое отражение в устном речевом общении. Трудности распознавать и удерживать в памяти воспринимаемую информацию, недостаточная беглость, трудности с подбором языковых средств препятствуют инициативной речи, то есть созданию развернутых монологических суждений и свободному общению в разнообразных бытовых и профессионально-ориентированных ситуациях. Опыт преподавателей, выбор эффективных методик обучения, организация самостоятельной работы студентов с привлечением современных технологий гарантируют комплексное формирование языковых и речевых навыков. Тем не менее, часть респондентов убеждены, что короткие сроки изучения дисциплины не обеспечивают достаточного объема языковой практики. Учитывая прикладной характер дисциплины, именно регулярная языковая практика позволяет преодолеть барьер между пассивным знанием и активным владением иностранным языком для эффективного решения профессионально обусловленных коммуникативных задач. Особый интерес для некоторых участников в этой связи представляет привлечение к учебному процессу зарубежных специалистов.

Понимание лингвокультурных и социокультурных реалий в таких областях как высшее юридическое образование, государственное устройство или организация судебных органов англоязычных стран предполагает получение сведений из разных источников информации. Многообразие ресурсов и отсутствие сформированных алгоритмов работы с иноязычными источниками затрудняют адекватный отбор и анализ материала. Это означает, что студентов необходимо обучать приемам исследовательской деятельности, создавая методические рекомендации для работы с текстовыми и мультимедийными документами и пошаговые инструкции для навигации по веб-ресурсам.

Небольшой процент респондентов констатируют потерю интереса к изучению иностранного языка и признают отсутствие умений самоорганизации или несоблюдение рациональной последовательности в решении учебных задач: определение главных и второстепенных целей и задач, планирование видов учебной деятельности, прогнозирование сроков их выполнения, контроль реализации целей и задач и самооценка выполненной работы.

Кафедра русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ накопила значительный опыт создания методов и приёмов стимулирования успешной учебной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся.

Основное внимание педагогический коллектив уделяет организации учебной деятельности студентов в аудитории и за её пределами. Важное значение имеет обеспечение обучающихся соответствующим методическим материалом. Коллективом преподавателей английского языка кафедры подготовлен цикл учебников «Английский язык для юристов» для всех уровней обучения: СПО, бакалавриат и специалитет, магистратура и аспирантура. Учебники содержат аутентичные страноведческие и профессионально ориентированные тексты из современных англоязычных источников и упражнения по развитию целевых иноязычных компетенций во всех видах профессиональной речевой деятельности [9]. Методы обучения, представленные в учебниках, базируются как на традиционной системе профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, так и на активно используемой практике интегрированного предметно-языкового обучения CLIL (Content and Language Integrated Learning) [10].

Немаловажным фактором привлечения студентов к активному участию в иноязычной деятельности являются формы организации учебного процесса. Создание отдельных элементов традиционного курса и самостоятельных онлайн курсов в цифровой образовательной среде университета отвечает современным требованиям образования. Эффективность функционирования онлайн курса заключается в подробной и наглядной презентации материалов, а также в создании достаточного количества ресурсов, позволяющих организовать эффективный и быстрый доступ студентов к необходимой информации и сформировать индивидуальную образовательную траекторию [11].

Применение английского языка не замыкается на практических занятиях. Для создания дополнительных условий повышения мотивации студентов по инициативе доктора педагогических наук, профессора К.М. Левитана, ежегодно проводится «Лингвистическая неделя УрГЮУ». В рамках мероприятия предлагаются заочные и очные конкурсы по английскому, немецкому, французскому и русскому языкам. Мотивирующий характер конкурсных испытаний предусматривает стимулирование личностно значимых интересов, обучающихся и отражается в осознанности выбора тех или иных форм участия. Тематические викторины сочетают вопросы на знание фактического материала с проблемными заданиями, требующими стратегического подхода к их решению. Конкурс эссе позволяет студенту реализовать творческий потенциал,начиная с самостоятельного формулирования проблемного вопроса в рамках заданной темы, затем выбора модели рассуждения для выражения собственного отношения к рассматриваемой проблеме и обобщения авторской позиции в соответствующих выводах. Участие во внутренних конкурсах, безусловно, не исчерпывает всех возможностей реализации интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Проведение межвузовских мероприятий играет значимую роль в формировании опыта общения на иностранных языках. Качественная подготовка видеопроектов на английском языке к конкурсу «Мы против международных конфликтов» (УрГПУ, 2021) и успешное выступление студентов нашего ВУЗа были отмечены призовыми местами. Ежегодно студенты и преподаватели вуза принимают участие в секции на английском языке Международной научно-практической конференции «Бизнес, менеджмент и право». Студенты УрГЮУ регулярно становятся дипломантами Международного научного молодежного форума на иностранных языках «Глобальные изменения: взгляд молодежи» (Новосибирск).

Преемственность между учебной деятельностью и внеучебными мероприятиями обусловлена целью профессионально-личностного развития будущих специалистов и способствует расширению их профессионального кругозора, совершенствованию приемов самоорганизации, развитию умений самообразования и формированию траектории профессиональной самореализации.

Одним из приоритетов высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Модернизация процесса обучения будущих юристов требует значительных усилий. Основная задача преподавателя - рассказать студентам о важности и специфике их будущей профессии и мотивировать их к изучению иностранного языка. Разработка способов мотивации должна основываться на комплексном подходе, который включает в себя тщательный анализ потребностей, знаний, навыков и трудностей студентов.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и пере-раб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

2. Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 365 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2019. 713 с.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

5. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1. Под ред. И.А. Зимней М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244-252.

6. Pekrun R. Emotions and Learning. Educational Practices, 2014, no. 24, pp. 6-29. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi =10.1.1.691.9950&rep=rep1&type=pdf

7. Maehr M.L. Meaning and motivation: Toward a theory of personal investment. Research on motivation in education, 1984, vol. 1, no. 4, pp. 115-144.

8. Elliot A.J. Approach and avoidance motivation and achievement goals. Educational Psychologist, 1999, vol. 34, no. 3, pp. 169-189.

9. Английский язык для юристов: Учебник / К.М. Левитан, С.В. Павлова, М.С. Пестова [и др.]; Под ред. К.М. Левитана. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. 552 с.

10. Ялаева Н.В. Садыкова Н.В. Жеребцо-ва Е.В. Преимущества использования CLIL в обучении иностранным языкам в юридическом вузе // Лингвистика, перевод и межкультурная коммуникация: материалы XXII научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 ноября 2020 года. Екатеринбург: ООО Универсальная Типография "Альфа Принт", 2021. С.149-155.

11. Yalaeva N. V., Sadykova N.V., Zherebtsova E.V. E-learning course as a means of information technology support to the learning process in university// Modern Pedagogical Education. 2020. № 7. p. 44-46.

RESEARCH INTO STUDENTS' MOTIVATION FOR LEARNING ENGLISH AT A LAW SCHOOL

Yalaeva N.V., Zherebtsova E.V.

Ural State Law University

The article is devoted to the research of students' motivation for learning English at a higher school on the example of the Ural State Law University. Motivation is considered to be one of the learning components and an essential element of the holistic educational process. The article discusses various views on the problem of motivation and determines its relationship with the content of teaching foreign languages at a law school. To intensify the educational process, it is important to understand the motives of students, to be able to identify them correctly and manage them intelligently. As a tool for data collection, the authors used a questionnaire in Google forms. The survey was conducted among 211 students of the USLU. The authors analyzed the motives for learning English, identified the difficulties that reduce the desire to study and factors that can increase the motivation of students. According to the authors, both methodological support for students and extracurricular activities that form the experience of communicating in a foreign language are important for increasing the motivation of students. Students' participation in linguistic olympiads, conferences and competitions fosters both academic and professional motivation.

Keywords: motivation, teaching foreign languages, development of professional competencies, analysis, motivation enhancement.

References

1. Zimnaya I.A. Pedagogical psychology. Textbook for universities. 2nd edition. M.: Logos Publishing Corporation, 2000. 384 p.

2. Pryazhnikov N.S. Motivation and stimulation of labor activity: textbook and workshop for academic bachelor's degree. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 365 p.

3. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. Peter Publishing House, 2019. 713 p.

4. Leontiev A.N. Selected psychological works. In 2 volumes. V. 2. M.: Pedagogy, 1983. 320 p.

5. Zimnaya I.A. Learner action-related approach as the basis for the organization of the educational process // General strategy of upbringing in the Russian educational system (defining the problem): Collective monograph in 2 books. Book 1. Edited by

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

I.A. Zimnaya M.: Research Center for Assessment of Quality of Specialists Training, 2001. pp. 244-252.

6. Pekrun R. Emotions and Learning. Educational Practices, 2014, no. 24, pp. 6-29. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/view-doc/download?doi=10.1.1.691.9950&rep=rep1&type=pdf

7. Maehr M.L. Meaning and motivation: Toward a theory of personal investment. Research on motivation in education, 1984, vol. 1, no. 4, pp. 115-144.

8. Elliot A.J. Approach and avoidance motivation and achievement goals. Educational Psychologist, 1999, vol. 34, no. 3, pp. 169189.

9. English language for lawyers: textbook / K.M. Levitan, S.V. Pavlova, M.S. Pestova, N.V. Sadykova, L.A. Sokolova, M.A. Yugo-va, N.V. Yalaeva. M.: KnoRus, 2021. 552 p.

10. Yalaeva N.V. Sadykova N.V. Zherebtsova E.V. Advantages of using CLIL in teaching foreign languages at a law university // Linguistics, translation and intercultural communication: materials of the XXII scientific and practical conference, Yekaterinburg, November 20, 2020. Yekaterinburg: Alfa Print Universal Printing House LLC, 2021. pp. 149-155.

11. Yalaeva N. V., Sadykova N.V., Zherebtsova E.V. E-learning course as a means of information technology support to the learning process in university// Modern Pedagogical Education. 2020. № 7. p. 44-46.

o d

u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.