Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образование / иностранные языки / учебная деятельность / мотивация / индивидуализация / принцип / преподаватель / учащийся / education / foreign languages / studies / motivation / individualization / principle / teacher / student / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ғалымова Н.Г., Хайдер И.А., Амирханов А.К.

В данной статье исследуется влияние мотивации и саморегуляции на успешное обучение иностранным языкам с использованием цифровых инструментов. Статья включает обзор существующих исследований о мотивации и саморегуляции в контексте обучения языкам, а также рассматривает современные цифровые инструменты и ресурсы для обучения языкам. Авторы проводят анализ влияния мотивации и саморегуляции на эффективность использования цифровых инструментов в обучении языкам и предлагают практические рекомендации для преподавателей и студентов, цифровизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MOTIVATION & SELF-REGULATION IN USE OF DIGITAL TOOLS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION

This article explores the impact of motivation and self-regulation on successful foreign language learning using digital tools. The article includes a review of existing research on motivation and self-regulation in the context of language education, as well as an examination of modern digital tools and resources for language learning. The authors conduct an analysis of how motivation and self-regulation affect the effectiveness of using digital tools in language education and provide practical recommendations for educators and students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 37

Галымова Н.Г.

магистрант Astana IT University (г. Астана, Казахстан)

Хайдер И.А.

магистрант Astana IT University (г. Астана, Казахстан)

Амирханов А.К.

магистрант Astana IT University (г. Астана, Казахстан)

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ

В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в данной статье исследуется влияние мотивации и саморегуляции на успешное обучение иностранным языкам с использованием цифровых инструментов. Статья включает обзор существующих исследований о мотивации и саморегуляции в контексте обучения языкам, а также рассматривает современные цифровые инструменты и ресурсы для обучения языкам. Авторы проводят анализ влияния мотивации и саморегуляции на эффективность использования цифровых инструментов в обучении языкам и предлагают практические рекомендации для преподавателей и студентов, цифровизация.

Ключевые слова: образование, иностранные языки, учебная деятельность, мотивация, индивидуализация, принцип, преподаватель, учащийся.

Мотивация в обучении является внутренней силой или стимулом, который побуждает студентов стремиться к достижению учебных целей. Эта мотивация может иметь различные источники и формы, но она играет ключевую роль в обучении иностранным языкам. Мотивированные студенты более вероятно будут активно участвовать в учебном процессе, стремиться к совершенствованию своих языковых навыков и находить пути преодоления трудностей.

Роль мотивации в процессе обучения иностранных языков можем разделить на два типа мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация связана с внешними стимулами, такими как награды и наказания, и она выполняет "стратегическую роль" в обучении. В то время как внутренняя мотивация основана на удовлетворении самим процессом изучения языка и играет "тактическую" роль.

Коммуникативная мотивация является ключевой формой внутренней мотивации в изучении иностранных языков, так как большинство студентов стремятся уметь общаться на другом языке. Однако сохранение коммуникативной мотивации может быть вызовом из-за воздействия родного языка и искусственности ситуаций обучения.

Другой аспект внутренней мотивации - лингво познавательная мотивация, связанная с интересом к структуре и основным языковым элементам. Эта мотивация может быть сформирована через коммуникативную мотивацию или непосредственно, путем стимулирования интереса к языковым материалам.[2]

Содержание учебного материала играет важную роль в формировании мотивации, поскольку оно должно соответствовать потребностям и уровню знаний студентов, а структура учебной деятельности должна способствовать эффективному обучению и развитию мотивации. Развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет огромные

возможности для повышения качества образования в высших учебных заведениях, стало весьма актуальным.

Саморегуляция включает в себя способность студентов контролировать свою познавательную деятельность, устанавливать цели, осуществлять самоконтроль и самооценку. Это позволяет им совершенствовать свои знания, развивать коммуникативную компетенцию и формировать интерес к изучению языка как личностной ценности. Ключевым моментом является умение студентов самостоятельно регулировать свои действия и контролировать свой прогресс в процессе обучения, что способствует активизации их познавательной деятельности и развитию самомотивации.[3]

В высшем образовании наступила эра цифровых технологий. Преподаватели должны не только передавать знания по своим предметам, но также обучать студентов адаптироваться к быстро меняющемуся миру и размышлять о технических и социальных инновациях. Создание цифровой образовательной среды в вузах становится неотъемлемой частью, поскольку цель высшего образования заключается в подготовке студентов к современному информационному обществу, обеспечивая их всесторонним развитием и необходимым набором компетенций.

Рис. 1. Опрос на тему внедрения цифровизации среди преподавателей.

Цель развития цифровой образовательной среды в высшем образовании заключается в обеспечении высокого качества образования. Она способствует развитию у студентов самостоятельности и ответственности в учебной деятельности, предоставляет разнообразные инструменты для эффективного обучения, а также дает возможность самостоятельно усваивать знания и ориентироваться в больших объемах информации. При использовании интерактивных методов обучения студенты сами определяют путь к получению знаний, а роль преподавателя заключается в организации и стимулировании учебного процесса. Интернет предоставляет широкий спектр программ и коммуникационных возможностей для обогащения образовательного опыта студентов.

Плюсы использования цифровых инструментов в педагогике

ф Экономия времени

# Доступно в любое время

ф Удобность перемещения

ф Экономия бумаги

Рис. 2. Собственное мнение о плюсах использования цифровых инструментов в педагогике

Минусы использования цифровых инструментов в педагогике

ф Потеря педагогом своей

профессиональной функции

Абсолютный контроль

О Плохая

социализация

ф Снижение умственной активности

Рис. 3. Собственное мнение о минусах использования цифровых инструментов в педагогике

В настоящее время отмечается растущий интерес к интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс языкового обучения. Эти инструменты могут представлять собой как платформы для организации учебных курсов в рамках формального обучения, так и средства

самостоятельного обучения и совершенствования языковых навыков. Duolingo и Babbel выделяются среди таких платформ как эффективные инструменты для самостоятельного изучения иностранного языка.

Таблица 1. Преимущества цифровых образовательных платформ»

Интерактивность и Индивидуальность Доступность

Геймификация Подхода

Обучение на Платформа адаптирует Одним из ключевых

платформах, таких сложность заданий в преимуществ является

как Duolingo и соответствии с возможность доступа к

БаЬЬе1, навыками пользователя образовательным

ориентировано на и его успехами в материалам в любом месте

взаимодействие и процессе обучения. и в любое время,

включает игровые обеспечивая гибкость в

элементы. Игровые обучении.

компоненты

стимулируют

создание явных и

мотивирующих

результатов в

процессе обучения.

В 2012 году было проведено исследование, автором которого стали Весселинов Р. и Грего Дж., основной акцент которого был сфокусирован на оценке эффективности методов обучения, используемых платформой Duolingo. Результаты включали в себя анализ изменений языковых навыков участников в течение каждого часа обучения и общего прогресса за весь курс.[1]

По результатам проведенного исследования установлено, что участники продемонстрировали улучшение языковых навыков в среднем на 91.4 балла

теста WebCAPE в течение всего курса, при среднем повышении в 8.1 балла теста WebCAPE за каждый час обучения. WebCAPE является языковым тестом, используемым для оценки уровня владения студентом тем или иным языком. Целью теста является определение его места в языковом курсе в зависимости от его навыков.[4]

Важным аспектом успешности обучения через платформу Duolingo является её простота, которая стимулирует участников на протяжении всего образовательного процесса, поощряя их к постоянному развитию. Особо следует выделить роль фактора поощрения со стороны Duolingo, который не только явно подчеркивает улучшение языковых навыков, но и служит сильным мотиватором для дальнейшего интенсивного развития участников.

В настоящем исследовании «саморегуляция» используется в качестве обобщающего термина, чтобы отразить целенаправленность и осведомленность, связанные с использованием мобильных приложений, таких как Duolingo, для независимого изучения языка вне класса. В этом отношении самостоятельное обучение отражает сдвиг парадигмы от педагогики, ориентированной на учителя, к педагогике, ориентированной на учащихся, и позволяет учащимся брать на себя полную ответственность, тот же фактор требует от учащихся определить свои потребности в обучении, найти предпочтительные способы обучения и задуматься о своем собственном прогрессе, что является способом развития автономных учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Весселинов Р., Грего Дж. Исследование эффективности Duolingo. Нью-Йорк г.

2. О.В.Наумова (ИЯз РАН) Формирование мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка в процессе обучения аспирантов. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук. Москва г.

3. Стаканова Е.В. Психологические особенности смысловой саморегуляции студентов при изучении иностранного языка как смыслообразующего контекста, Ростов-на-Дону

4. Тернер III Р. Л. Проблемы использования вступительного экзамена WebCAPE в классе с углубленным изучением грамматики испанского языка

Galymova N.G

Astana IT University

(Astana, Kazakhstan)

Khaider I.A.

Astana IT University

(Astana, Kazakhstan)

Amirkhanov A.K.

Astana IT University

(Astana, Kazakhstan)

RESEARCH OF MOTIVATION & SELF-REGULATION IN USE OF DIGITAL TOOLS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION

Abstract: this article explores the impact of motivation and self-regulation on successful foreign language learning using digital tools. The article includes a review of existing research on motivation and self-regulation in the context of language education, as well as an examination of modern digital tools and resources for language learning. The authors conduct an analysis of how motivation and self-regulation affect the effectiveness of using digital tools in language education and provide practical recommendations for educators and students.

Keywords: education, foreign languages, studies, motivation, individualization, principle, teacher, student, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.