Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЯЗЫКОВОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЯЗЫКОВОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНЫЕ УМЕНИЯ / SOFT SKILLS / ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / НАРРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондина А.С.

В статье рассматривается интегративная технология, выстраивающая процесс языкового обучения в связке развития soft skills и эмоционального интеллекта в моделируемых ситуациях с включением социокультурных реалий и использованием цифровых инструментов через наррацию студентов. Цель статьи: рассмотреть возможные цифровые инструменты для построения эффективного языкового обучения в процессе активно развивающихся современных трендов образования - массовизации, глобализации и цифровизации; апробировать и описать опыт использования таких технологий в качестве дополнительного ресурса; подчеркнуть важность сбалансированной классической и цифровой дидактики, позволяющей обеспечить взаимодействие с аудиторией посредством интерактивных программ, повысить мотивацию студента и сделать процесс обучения более дифференцированным. В ходе реализации эксперимента в статье описан опыт организации групповой проектной работы со студентами первого курса в формате Case Study на занятиях по английскому языку на базе Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Работа над проектом включает в себя практическую работу с использованием цифровых инструментов, ориентированную на развитие гибких навыков, межкультурной компетенции и эмоционального интеллекта. Анализируются преимущества цифровых инструментов при очном и дистанционном использовании в языковом обучении в соотношении баланса, гибкости и вариативности. В качестве дополнительных цифровых ресурсов, активно используемых на базе университета, отмечаются платформы «Эдуардо», «Moodle», «Яндекс» и «Google» формы. В заключение делается вывод о необходимости параллельной работы педагога и студентов над развитием soft skills, повышении уровня эмоционального интеллекта путем экспериенциального нарратива предыдущего профессионального, учебного, жизненного опыта через иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS AND EMOTIONAL INTELLIGENCE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT UNIVERSITY

This article discusses an integrative technology that builds the process of language learning in conjunction with the development of soft skills and emotional intelligence in simulated situations with the inclusion of socio-cultural realities and the use of digital tools through the narrative of students. The purpose of the study is to consider possible digital tools for building effective language learning in the process of actively developing modern educational trends: mass, globalization and digitalization; to test and describe the experience of using such technologies as an additional resource, to emphasize the importance of balanced classical and digital didactics, which makes it possible to increase interaction with the audience through interactive programs, increase student motivation and make the learning process more differentiated. During the implementation of the experiment, the article describes the experience of organizing group project work with first-year students in the Case Study format in English classes on the basis of Plekhanov Russian University of Economics. The work on the project includes practical work using digital tools, focused on the development of soft skills, intercultural competence and emotional intelligence. The advantages of digital tools for face-to-face and remote use in language learning in the ratio of balance, flexibility and variability are analyzed. As additional digital resources that are actively used at University, there are Eduardo, Moodle Yandex Platforms, Google forms. The conclusion is made about the need for parallel work of the teacher and students for developing soft skills, increasing the level of emotional intelligence by experimenting with the previous professional, educational, life experience through a foreign language.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЯЗЫКОВОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ»

Научная статья УДК 372.881.111.1

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_77 EDN: NDLCAH

Развитие soft skills и эмоционального интеллекта в языковом обучении в вузе Анна Сергеевна Кондина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 1, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. 115054, г. Москва, Стремянный пер., д. 36 annfom@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8795-4629

Аннотация. В статье рассматривается интегративная технология, выстраивающая процесс языкового обучения в связке развития soft skills и эмоционального интеллекта в моделируемых ситуациях с включением социокультурных реалий и использованием цифровых инструментов через наррацию студентов. Цель статьи: рассмотреть возможные цифровые инструменты для построения эффективного языкового обучения в процессе активно развивающихся современных трендов образования — массовизации, глобализации и цифровизации; апробировать и описать опыт использования таких технологий в качестве дополнительного ресурса; подчеркнуть важность сбалансированной классической и цифровой дидактики, позволяющей обеспечить взаимодействие с аудиторией посредством интерактивных программ, повысить мотивацию студента и сделать процесс обучения более дифференцированным. В ходе реализации эксперимента в статье описан опыт организации групповой проектной работы со студентами первого курса в формате Case Study на занятиях по английскому языку на базе Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Работа над проектом включает в себя практическую работу с использованием цифровых инструментов, ориентированную на развитие гибких навыков, межкультурной компетенции и эмоционального интеллекта. Анализируются преимущества цифровых инструментов при очном и дистанционном использовании в языковом обучении в соотношении баланса, гибкости и вариативности. В качестве дополнительных цифровых ресурсов, активно используемых на базе университета, отмечаются платформы «Эдуардо», «Moodle», «Яндекс» и «Google» формы. В заключение делается вывод о необходимости параллельной работы педагога и студентов над развитием soft skills, повышении уровня эмоционального интеллекта путем экспериенциального нарратива предыдущего профессионального, учебного, жизненного опыта через иностранный язык.

Ключевые слова: цифровые инструменты; коммуникативно-интерактивные умения; soft skills; языковое обучение; эмоциональный интеллект; цифровая дидактика; наррация

Для цитирования: Кондина А. С. Развитие soft skills и эмоционального интеллекта в языковом обучении в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 77-85. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_77. https://elibrary.ru/NDLCAH

Original article

Development of soft skills and emotional intelligence in foreign language teaching at university

Anna S. Kondina

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages 1, Plekhanov russian economic university. 115054, Moscow, Stremyanny lane, 36 annfom@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8795-4629

Abstract. This article discusses an integrative technology that builds the process of language learning in conjunction with the development of soft skills and emotional intelligence in simulated situations with the inclusion of socio-cultural realities and the use of digital tools through the narrative of students. The purpose of the study is to consider possible digital tools for building effective language learning in the process of actively developing modern educational trends: mass, globalization and digitalization; to test and describe the experience of using such technologies as an additional resource, to emphasize the importance of balanced classical and digital didactics, which makes it possible to increase interaction with the audience through interactive programs, increase student motivation and make the learning process more differentiated. During the implementation of the experiment, the article describes the experience of

© Кондина А. С., 2023

organizing group project work with first-year students in the Case Study format in English classes on the basis of Plekhanov Russian University of Economics. The work on the project includes practical work using digital tools, focused on the development of soft skills, intercultural competence and emotional intelligence. The advantages of digital tools for face-to-face and remote use in language learning in the ratio of balance, flexibility and variability are analyzed. As additional digital resources that are actively used at University, there are Eduardo, Moodle Yandex Platforms, Google forms. The conclusion is made about the need for parallel work of the teacher and students for developing soft skills, increasing the level of emotional intelligence by experimenting with the previous professional, educational, life experience through a foreign language.

Keywords: digital tools; communicative and interactive skills; soft skills; language learning; emotional intelligence; digital didactics; narration

For citation: Kondina A. S. Development of soft skills and emotional intelligence in foreign language teaching at university. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (3): 77-85. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_77. https://elibrary.ru/NDLCAH

Введение

В современном мире образование представляет собой комплексную систему, в которой процессы универсализации, индивидуализации и интенсификации являются ее основными характеристиками в условиях постоянного обновления знаний [Обдалова, 2020]. В век цифровых технологий требуется новый взгляд на систему традиционных подходов к обучению (бихевиоризм, конструктивизм, когнитивизм) классической дидактики, что обосновано смещением парадигмы от классического обучения к проектированию процесса обучения. Традиционные подходы к обучению пополняются современными подходами, такими как коннективизм, идея которого заключается в циклическом характере процесса обучения, поскольку круговорот поиска и обмена информацией — толчок к смене установок на основе новых знаний. Таки образом, обучение считается процессом создания знаний. Открытая география пользователя предлагает безграничные возможности для развития единого образовательного пространства и академической мобильности. Потенциал цифровых инструментов в образовании позволяет говорить о построении отдельного направления — цифровой педагогики. На данном этапе происходит осмысление педагогической практики применения цифровых средств, формируется понятийное поле, создаются цифровые ресурсы для образовательных целей [Потемкина, 2021] Касательно применения цифровых инструментов в образовательном процессе в целом и в предоставлении обратной связи в частности речь идет о расширении возможностей всех участников образовательного процесса, связанном с наращиванием цифрового инструментария, обеспечившему многообразие тех приложений, веб-ресурсов и функций цифровых инструментов, которые сегодня пополнили ежедневный «арсенал» преподавателя [Щавелева, 2022].

Методология

Дидактика цифрового обучения, разными авторами рассматриваемая как e-Didactics, переводится как цифровая дидактика или дидактика цифрового обучения [D'Angelo, 2007]. С другой точки зрения, дидактику цифрового обучения рассматривают как вид дидактики с интегрированными в нее информационно-компьютерными технологиями, фокус которой направлен на проектирование процесса обучения [Tchoshanov, 2013]. С третьей позиции цифровое обучение определяется как система дидактических действий педагога-проектировщика, обеспечивающая реализацию учебного проекта с обучающимися в гибридной или виртуальной среде (Р. Дауди).

Анализ основных интерпретаций понятия «цифровое обучение» обнаруживает основное отличие цифровой дидактики от классической в смещении фокуса на проектирование процесса обучения. Если в классической дидактике содержание рассматривается как заданное извне, то в цифровой дидактике акцент ставится на его проектировании преподавателем. Проектирование содержания включает: разработку содержания, интерактивность содержания, коммуникацию на основе содержания. Происходит сдвиг роли учителя от транслятора знаний к проектировщику процесса обучения [Петрова, 2018]. Реализуемая на практике технология языкового образования, отвечает четырем принципам цифровой педагогики: подлинной индивидуализации обучения, расширения опыта и углублении знаний, обучения в глобальном контексте [Tchoshanov, 2013].

Развитие дидактики как цифровой дидактики предлагает новые возможности для более глубокого понимания процесса обучения и создания эффективной языковой образовательной среды, неотрывно связанной с вопросами культуры и

межкультурного общения. Принцип культуросо-образности образования (А. Дистервег) в настоящее время возрождается в методике преподавания. В общепедагогическом значении данный принцип предполагает важность приобщения человека к различным пластам общества, культуры и целого мира. Принцип культуросообразно-сти служит идеям гармонизации окружающего пространства и образования в целом, детерминированности воспитательного и образовательного процессов социокультурной средой, рассмотрения образовательной сферы как фактора развития и стабилизации данной среды [Власова, 2021]. Сегодня вузам нужны абитуриенты не столько знающие, сколько умеющие применять свои знания на практике, самостоятельно добывать их, способные успешно усваивать специальные дисциплины, имеющие определенный набор качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности [Вовси-Тилье, 2019].

В свете полипарадигмальности современного образования и науки акцент делается на всестороннем развитии языковой личности (all-rounder), в то же время особенно успешной в определенной области (high-flier). Обучение иностранным языкам на неязыковых факультетах студентов неязыковых специальностей ориентировано на конечный результат, выраженный в компетенциях (общекультурной (ОК) и профессиональной (ПК), содержательная сторона которых разрабатывается преподавательским составом кафедры [Гончарова, 2019]

Нами были проанализированы базовые учебные пособия для второго курса Высшей школы экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Market Leader Business English Course Book уровня (Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced), а также разработки, посвященные развитию soft skills и коммуникативных навыков в языковом обучении в формате цифровой дидактики. Применительно к обозначенному направлению заслуживают внимания работы отечественных и зарубежных авторов (В. Д. Береснев, Н. И. Береснева, М. Д. Мартынова, Л. К. Сальная, Л. В. Шаульская, Г. В. Середа, Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова). Термин «soft skills» (в переводе с английского языка — 'гибкие навыки') в зарубежных источниках связывается с умениями (способностями) личности взаимодействовать с другими людьми [Чуланова, 2018]. Как правило, к ним относят умение работать в команде, сотрудничать [Deming, 2017]. В тоже время Soft skills не являются врожденной

характеристикой личности и требует системного развития [Платова, 2021].

Так, в процессе изучения иностранного языка параллельно развитию коммуникативных навыков целью становятся и формирование soft skills, среди которых, например, создание презентаций, нетворкинг, принятие решений (decision making), холодные звонки (cold calls), переговоры (negotiation), решение проблемы нарушения связи (communication breakdowns), социализация (social skills, socializing), навыки интервью (interview skills), участие во встречах (taking parts in meetings). Учебные разделы посвящены различным аспектам международной коммуникации. Они помогают повысить осведомленность студентов относительно потенциальных проблем или недоразумений, которые могут возникнуть при коммуникации с людьми из разных культур. Разделы аудирования и чтения предлагают разнообразные аутентичные материалы, направленные на развитие навыков слушания/чтения для общего ознакомления (reading/listening for gist), вычленения конкретной информации (reading/listening for specific information/scanning), умений делать заметки в процессе (note-taking) восприятия информации, обогащение лексического запаса и межкультурного багажа. Набор языковых средств обеспечивает возможность выполнения реалистичных заданий в процессе языкового обучения.

Раздел Case Study связан с темами каждого урока, основан на реалистичных проблемах и ситуациях, ориентирован на отработку языковых и коммуникативных навыков. В конце каждого кейса имеется письменное задание и аутентичное видеоинтервью, отражающее современные тенденции из разных сфер жизни и бизнеса. Финальные задания Case Study (например, role-play) DVD-ROM дополняют учебное пособие разнообразными заданиями для развития soft skills и языковых навыков.

В основе метода case-study лежит разбор разных ситуаций. Его ценность в том, что слушатели курса учатся действовать в команде. Так, отрабатывая языковые навыки, студенты анализируют данные и общими силами вырабатывают решения. Метод хорошо подходит для разбора ситуаций в языковом обучении, которые нельзя охактеризовать однозначно. Это значит, что после анализа кейса слушатели могут рекомендовать несколько вариантов действий. Все они будут правильными, только отличающимися степенью истинности.

Создание и использование информационно-коммуникационной предметной среды, которая представляет собой совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами информационных и коммуникационных технологий эффективно для развития коммуникативных навыков студентов [Гейзерская, 2020] При этом, соглашаясь с мнением Н. Е. Ковыляевой, мы подчеркиваем, что использование конфронтационных стратегий и тактик языковой игры при отработке коммуникативно-интерактивных умений будет является способом «придания выразительности и необычности сообщаемым фактам» [Пешкова, 2019], добавит реалистичности и живости моделируемым ситуациям.

В. Рутвен отмечает, что традиционный треугольник дидактики «учитель — содержание — ученик» следует трансформировать в дидактическую пирамиду, добавив вертикаль «технологии», подразумевая ИКТ, так как они выступают в качестве посредника между содержанием, учеником и учителем. Каждая плоскость пирамиды отражает определенные взаимоотношения между обучающимся, учителем, содержанием и технологией. Плоскость «учащийся — содержание — технология» отражает такое взаимодействие между элементами, которое можно назвать цифровым обучением, например, перевернутый класс или модель самообучения в виртуальной реальности. Плоскость «учитель — содержание — технология» можно назвать цифровым преподаванием. Плоскость «учитель — ученик — технология» отражает взаимодействие между учителем и обучающимся вне содержания посредством ИКТ, которое можно назвать цифровым кураторством [Петрова, 2018]. Таким образом, дидактическая пирамида отражает единство технологического, педагогического и содержательного компонентов. Мы придерживаемся мнения, что современный процесс обучения иностранному языку строится в формате дидактической пирамиды, и хотим обратить внимание на грань плоскости, подразумевая использование разнообразных цифровых инструментов при выполнении различных коммуникативно-интерактивных задач.

Создание гибридной среды обучения с использованием массовых открытых образовательных платформ сегодня выступает необходимым условием успешной реализации государственной

программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). Все это обусловливает необходимость внедрения и использования информационных технологий в образовательном процессе вуза, в частности в области реализации языкового образования [Филимонова, 2019]. В предлагаемой работе мы проанализируем практику использования информационных технологий, в том числе в условиях реализации концепции развития непрерывного образования в Российской Федерации на период до 2030 г., на примере преподавания иностранного языка в ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова (г. Москва) в 2021-2023 гг.

Платформа Эдуардо в качестве дополнительного ресурса при проведении учебных занятий позволяет создавать педагогические условия, при которых у студентов формируются ключевые компетенции. Она удобна при создании контента, можно создавать и загружать неограниченное количество видеороликов, текстов, менять структуру и содержание материала в зависимости от уровня студентов и их потребностей, что способствует созданию таких образовательных программ, которые могли бы быстро отвечать на изменения рынка. Также среди основных преимуществ — гибкость и вариативность платформы. Используя данную платформу, преподаватель может работать с разным количеством слушателей независимо от того, это online или offline классы, где студент выступает не только объектом практической педагогической деятельности, но и активным, самостоятельно организующим свою деятельность субъектом образовательного процесса [Година, 2023].

Crash Course — это платформа на английском языке с короткими обучающими видео на разные темы. Суть работы платформы — перенос уроков в формат коротких видео.

EdX представляет собой самую сложную и академичную платформу бесплатного дистанционного образования. Формат обучения предполагает просмотр коротких видео и выполнение заданий, участие в онлайн-опросах.

Электронные ресурсы

TED — электронный ресурс крупной международной конференции, содержащий выступления ораторов со всего мира на разноые темы. Здесь можно выбрать контент на более чем ста языках мира для развития навыков аудирования.

Среди других интересных инструментов можно перечислить следующие:

— Языковые интернет-приложения: Memrise, Duolingo, HelloTalk. Интернет-ресурсы для создания подкастов: Buzzsprout, SoundCloud. Интернет-сервисы для обучающих онлайн-игр: Quizlet, Kahoot. Цифровые онлайн-доски (Padlet, Miro, Mural) — в числе универсальных онлайн-досок, которые можно использовать в рамках практических курсов по иностранному языку [Потемкина, 2021]. При этом функционал этого оборудования разнообразен. Здесь может быть организована групповая и индивидуальная работа над заданиями следующих видов: послетек-стовые задания по чтению (ответы на вопросы, обсуждение содержания и проблем); грамматические задания разного типа (исправить ошибки, раскрыть скобки, соотнести); задания на перевод/дефиницию лексических единиц. Преимуществом онлайн-досок является интерактивность: при дистанционном формате обучения преподаватель и студенты могут работать/корректировать содержимое досок в синхронно и асинхронно, автономно либо в группе. В классе использование досок также удобно: преподаватель видит ответы сразу всех студентов и оперативно реагирует на ошибки и демонстрирует их наглядно либо сами студенты видят и исправляют ошибки друг друга. Доски имеют готовые шаблоны для работы и разнообразный встроенный инструментарий. Варианты использования досок: визуализация материала; живые уроки онлайн, офлайн, в гибридной форме; командная проектная деятельность [Шакирова, 2022].

— Яндекс/Google Формы — удобные платформы для обработки и хранения больших данных. В формате занятий по иностранному языку использование данных сервисов подходит для сохранения, анализа и последующей работы со списками слов и выражений для заучивания и самоконтроля (перевод с английского на русский и, наоборот, по домашнему чтению) либо любых других данных.

— Moodle — электронная среда обучения. Курсы, создаваемые на данной платформе, обладают широким функционалом: занятия разных видов (лекции, практические занятия/семинары); большой выбор форм контроля (форум, задания, тесты, эссе); отчетность о посещении и выполнении заданий курса; рейтинг студентов; чат для обратной связи; гибкость и удобство редактирования курса преподавателем [Шакирова, 2022].

Говоря о способах, инструментах и методах развития soft skills в учебных заведениях, осуществляющих профессиональное образование,

исследователи выделяют «наличие индивидуальной траектории самостоятельного становления» [Новицкая, 2020]; тренинги, направленные на развитие определенных компетенций и качеств личности; решение кейсов; получение и обработку обратной связи; привлечение и анализ опыта других; проектную деятельность; работу в команде; межличностное взаимодействие в образовательном процессе; ситуацию конкуренции [Осиянова, 2005]. Среди технологий, позволяющих целенаправленно развивать soft skills, называют проектные, исследовательские, кейсовые, игровые, технологии развития критического мышления, технологии решения изобретательских задач [Осиянова, 2005].

Результаты исследования

Рассмотрим пример проектной групповой работы на основе учебного пособия Market Leader Business English Course Book уровня Upper-Intermediate. Кейс Стади (Case Study). В рамках данного исследования в качестве примера организации совместной работы студентов с использованием цифровых инструментов мы хотели бы привести кейс групповой проектной работы по теме «Kensington United». Данный проект выполняется со студентами 2 курса (бакалавриат) (35 человек) Высшей школы экономики и бизнеса. Согласно кейсу студентам как сторонам крупного английского клуба «Kensington United» необходимо согласовать новую спонсорскую сделку, чтобы обеспечить свой дальнейший успех. Формат — две минигруппы из двух-трех человек лицом к лицу, в каждой группе определяется так называемый глава делегации (chief negotiator), который открывает переговоры, следит за временем и за смысловым движением переговоров, согласно пунктам повестки дня (agenda). Участники выполняют задания согласно тому, на чьей стороне они выступают: Kensington United или Universal Communications.

Минигруппам необходимо определиться с целями, приоритетами стратегиями и тактикой переговоров, а также понимать, каких результатов они собираются достичь в финале. Группы распределяют между собой задания по проекту. Работа предлагается в качестве финального задания на занятии, время на подготовку — 10-15 минут. Проигрывание ролевой игры — 3-4 минуты. Студентам предлагаются доски Padlet, Miro, Mural. Интерактивные доски способствуют визуализации материала при командной проектной деятельности. В работе со студентами в данной группе Upper Intermediate не возникает острых

языковых сложностей, что позволяет сосредоточиться на развитии soft skills — навыков ведения переговоров, в фокусе знакомства с социокультурными реалиями международного рынка, отработки фоновых знаний о стратегиях и тактиках ведения переговоров (как результат изучения аудио, видео и текстовых материалов предыдущих занятий курса). Использование цифровых инструментов в данном кейса обеспечивает логичное построение переговоров, визуализацию содержания, внесение заметок по ключевым пунктам помогает избежать коммуникативных и смысловых сложностей, повышает мотивацию обучающихся в процессе совершенствования языковых навыков, а также позволяет преподавателю эффективно выстроить работу на занятиях.

Так, одним из способов формирования и повышения уровня логического мышления и эмоционального интеллекта становится нарративи-зация предыдущего профессионального, учебного, жизненного опыта, научного исследования уровня знаний и расширения мировоззрения вообще [Кондина, 2019], в том числе и на занятиях по иностранному языку. Мы поддерживаем идею Е. В. Пастуховой о том, что, выражая накопленный опыт в создаваемых текстах, языковая личность формирует и демонстрирует определенный уровень эмоционального интеллекта [Пастухова, 2020]. Проживая и проигрывая различные роли в различных социокультурных ситуациях, студенты решают различные задачи, активно и эффективно используют гибкие навыки ведения переговоров, решения сложных вопросов, презентаций, кооперации и многих других в формате со-изучения иностранного языка, культуры и проявления межкультурной специфики международного рынка. В процессе языкового обучения студентам приходится мобилизовать все свои фоновые знания, научиться быстро ориентироваться в информационном пространстве, мыслить и действовать в новом гибком формате. В призме развития культурного интеллекта на культуросооб-разном языковом материале у студентов повышается эффективность межличностных контактов между представителями разных культур, происходит осмысление ценностей, смыслов жизни и определение своего места в поликультурном мире в личностно-профессиональной и общественно-социальной плоскостях [Филатова, 2022].

Заключение

Таким образом, soft skills, представляясь сложной интегративной характеристикой личности, выражается в комплексе разнообразных

умений и персональных качеств, в пересечении с языковыми и коммуникативными умениями обеспечивает успешность специалиста в профессиональной деятельности в современных условиях междисциплинарности. Процесс развития soft skills играет значимую роль в качественном повышении уровня жизни и профессионализма личности, обеспечивая формирование и развитие культурных навыков во взаимоотношениях людей; активизацию стремлений партнеров по коммуникации к проявлению и сопереживанию взаимных эмоциональных переживаний; готовность партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний; развитие способности к «мультидеятельности» и стремления к постоянному саморазвитию и самореализации.

В параллели с работой над развитием soft skills другим эффективным способом развития логического мышления и эмоционального интеллекта становится нарративизация прошлого профессионального, учебного, жизненного опыта, расширения мировосприятия [Кондина, 2019] через иностранный язык. Проживая и проигрывая роли в различных социокультурных ситуациях, студенты решают коммуникативные задачи, активно и эффективно используя гибкие навыки ведения переговоров, решения сложных вопросов, презентации, кооперации и многие другие в формате соизучения иностранного языка, культуры и межкультурной специфики международного рынка. В процессе языкового обучения студентам приходится мобилизовать все свои фоновые знания, научиться быстро ориентироваться в информационном пространстве, мыслить и действовать в новом гибком формате. При этом нужно отметить, что сбалансированное использование современных образовательных приемов цифровой дидактики и цифровых сервисов в процессе языкового обучения создает новые возможности для решения разнообразных задач, служит эффективным инструментом формирования представления о картине мира, умение выполнять задачи, поставленные преподавателем через экран компьютеров [Кузнецова, 2022], способствует формированию у студентов готовности перейти на новый уровень в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Библиографический список

1. Власова А. С. Смежные методические категории в понятийном аппарате межкультурной дидактики // Вест. Костромского государственного ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 1. С. 12-16.

2. Вовси-Тиллье Л. А. Исследовательская компетенция студента-бакалавра / Л. А. Вовси-Тиллье, Н. А. Калашникова, И. К. Кардович, Д. А. Миронова // Среднее профессиональное образование. 2019. № 7. С. 19-23.

3. Гейзерская Р. А. Цифровые образовательные технологии в обучении иностранному языку / Р. А. Гейзерская // Научные междисциплинарные исследования. Саратов : Цифровая наука, 2020. С. 93-102.

4. Година Д. Х. Виртуальная учебная среда будущих бакалавров-маркетологов / Д. Х. Година, Н. А. Калашникова // Среднее профессиональное образование. 2021. № 1 (305). С. 66-70.

5. Година Д. Х. Платформа Эдуардо как один из путей интеграции информационных технологий в образовательную среду неязыковых вузов / Д. Х. Година, Н. А. Калашникова, Д. А. Миронова, Е. В. Коробова // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 104-107.

6. Гончарова В. В. Социокультурные реалии в развитии межкультурной компетенции студентов неязыковых факультетов / В. В. Гончарова, А. С. Кондина // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 58-66.

7. Кондина А. С. Проявление эмоционального интеллекта как существенный признак нарративизации вторичной языковой личности / А. С. Кондина, Е. В. Пастухова // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 2 (17). С. 156-165.

8. Кузнецова Н. В. Применение цифровых технологий в образовательном процессе в период дистанционного обучения студентов медицинских факультетов // Наука на благо человечества — 2022 : материалы Международной научной конференции молодых ученых (статьи преподавателей и аспирантов), Москва, 18-29 апреля 2022 года. Москва : Московский государственный областной ун-тет, 2022. С. 55-57.

9. Новицкая Е. Н. О необходимости развития soft skills как фактора обеспечения конкурентоспособности специалиста / Е. Н. Новицкая, В. М. Таллер // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук : материалы VIII Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Ю. Ю. Андреевой, И. Э. Рахимбаевой. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 225-237.

10. Обдалова О. А. Нарративно-коммуникативная технология обучения иностранному языку: определение сущности и особенностей / О. А. Обдалова, З. Н. Левашкина // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458 С. 223-232.

11. Осиянова О. М. Лингвистическое образование в контексте культуры. Самара : Изд-во СГПУ 2005. 160 с.

12. Пастухова Е. В. Экспериенциальный нарратив и просодия как проявление эмоционального интеллекта в контексте образования и науки // Омские научные чтения. 2020 : материалы IV Всероссийской научной

конференции. Омск : Омский государственный ун-тет им. Ф. М. Достоевского, 2020. С. 570-574.

13. Петрова Е. В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. С. 141-144.

14. Пешкова Н. В. Языковая игра как средство реализации стратегии дискредитации в конфликтном дискурсе // Научная мысль Кавказа. 2019. № 2 (98). С. 76-80.

15. Платова Е. Д. Возможности иностранного языка в развитии soft skills будущих специалистов // Вестник Томского государственного ун-та. 2021. № 468. С. 219-225.

16. Потемкина Т. В. Педагогическое проектирование в цифровой образовательной среде. Москва : Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2021. 72 с.

17. Проектирование средств обучения в цифровой образовательной среде (английский язык) : учебник / Е. Н. Щавелева, Т. В. Потемкина, Л. В. Бондарева [и др.]. Москва : Национальный исследовательский технологический ун-тет «МИСиС», 2022. 215 с.

18. Филатова Е. А. Формирование универсальных компетенций студентов как условие развития культурного интеллекта на занятиях по иностранному языку // Горизонты образования : материалы III Международной научно-практической конференции, Омск, 21 апреля 2022 года. Омск : ОГПУ 2022. С. 466-468.

19. Филимонова Е. Ю. Modern approaches to studying the linguistic concept of hostility // Актуальные вопросы иноязычной профессиональной подготовки : материалы IV Междунар. научно-практич. конф. : в 2 томах, Москва, 08-18 апреля 2019 года. Москва : Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2019. С. 151-158.

20. Чуланова О. Л. Идентификация компонентов эмоциональной компетентности руководителя как базовой в структуре soft skills // Материалы Афанасьевских чтений. 2018. № 3. С. 46-59.

21. Deming D. J. The Value of Soft Skills in the Labor Market // Reporter. 4. 2017. P. 209-217.

22. D'Angelo, G. From Didactics to E-Didactics / Paradigms, Models and Techniques for e-Learning. Naples: LIGUORI EDITORE. 2007. 404 p.

23. Shakirova, A. A. Pedagogical sciences. Pedagogical sciences. Theory and methodology of professional education Digital Tools in Foreign Language Teaching at the University // Kazan Linguistic Journal. 2022. № 5 (2). Р. 257-269.

24. Prensky M. What the World Needs from Education // Commonwealth of Learning (COL). Conference «Digitalization of Education: History, Trendsand Prospects». 2020. Atlantis Press. P. 685-688.

25. Tchoshanov M. Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics // The UNESCO Institute for Information Technologies in Education. 2013. M. 194 p.

Reference list

1. Vlasova A. S. Smezhnye metodicheskie kategorii v ponjatijnom apparate mezhkul'turnoj didaktiki = Related methodological categories in the conceptual apparatus of intercultural didactics // Vestnik Kostromskogo gosudar-stvennogo un-ta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Socio-kinetika. 2021. T. 27, № 1. S. 12-16.

2. Vovsi-Till'e L. A. Issledovatel'skaja kompetencija studenta-bakalavra = Research competence of the undergraduate student / L. A. Vovsi-Till'e, N. A. Kalashnikova, I. K. Kardovich, D. A. Mironova // Srednee profession-al'noe obrazovanie. 2019. № 7. S. 19-23.

3. Gejzerskaja R. A. Cifrovye obrazovatel'nye tehnologii v obuchenii inostrannomu jazyku = Digital educational technologies in foreign language learning / R. A. Gejzerskaja // Nauchnye mezhdisciplinarnye issle-dovanija. Saratov : Cifrovaja nauka, 2020. S. 93-102.

4. Godina D. H. Virtual'naja uchebnaja sreda budush-hih bakalavrov-marketologov = Virtual learning environment of future Bachelor marketers / D. H. Godina, N. A. Kalashnikova // Srednee professional'noe obra-zovanie. 2021. № 1 (305). S. 66-70.

5. Godina D. H. Platforma Jeduardo kak odin iz putej integracii informacionnyh tehnologij v obrazovatel'nuju sredu nejazykovyh vuzov = Eduardo platform as one of the ways to integrate information technologies into the educational environment of non-linguistic universities /

D. H. Godina, N. A. Kalashnikova, D. A. Mironova,

E. V Korobova // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2023. № 1. S. 104-107.

6. Goncharova V. V. Sociokul'turnye realii v razvitii mezhkul'turnoj kompetencii studentov nejazykovyh fakul'tetov = Sociocultural realities in the development of students' intercultural competence at non-linguistic faculties / V V. Goncharova, A. S. Kondina // Jaroslavskij ped-agogicheskij vestnik. 2019. № 5 (110). S. 58-66.

7. Kondina A. S. Projavlenie jemocional'nogo intel-lekta kak sushhestvennyj priznak narrativizacii vtorichnoj jazykovoj lichnosti = Manifestation of emotional intelligence as a significant sign of narrativization of the secondary language personality / A. S. Kondina, E. V Pastuhova // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2019. № 2 (17). S. 156-165.

8. Kuznecova N. V. Primenenie cifrovyh tehnologij v obrazovatel'nom processe v period distancionnogo obuchenija studentov medicinskih fakul'tetov = Use of digital technologies in the educational process during the period of distance learning for students at medical faculties // Nauka na blago chelovechestva — 2022 : materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh (stat'i prepodavatelej i aspirantov), Moskva, 18-29 aprelja 2022 goda. Moskva : Moskovskij gosudarstvennyj oblast-noj un-tet, 2022. S. 55-57.

9. Novickaja E. N. O neobhodimosti razvitija soft skills kak faktora obespechenija konkurentosposobnosti specialista = About the need to develop soft skills as a factor in ensuring the competitiveness of a specialist / E. N. Novickaja, V M. Taller // Sovremennoe kul'turno-

obrazovatel'noe prostranstvo gumanitarnyh i social'nyh nauk : materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. / pod ob-shh. red. Ju. Ju. Andreevoj, I. Je. Rahimbaevoj. Saratov : Saratovskij istochnik, 2020. S. 225-237.

10. Obdalova O. A. Narrativno-kommunikativnaja tehnologija obuchenija inostrannomu jazyku: opredelenie sushhnosti i osobennostej = Narrative-communication technology of teaching a foreign language: definition of essence and features / O. A. Obdalova, Z. N. Levashkina // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 458 S. 223-232.

11. Osijanova O. M. Lingvisticheskoe obrazovanie v kontekste kul'tury = Linguistic education in the context of culture. Samara : Izd-vo SGPU, 2005. 160 s.

12. Pastuhova E. V. Jeksperiencial'nyj narrativ i prosodija kak projavlenie jemocional'nogo intellekta v kontekste obrazovanija i nauki = Experimental narrative and prosody as a manifestation of emotional intelligence in the context of education and science // Omskie nauch-nye chtenija. 2020 : materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Omsk : Omskij gosudarstvennyj un-tet im. F. M. Dostoevskogo, 2020. S. 570-574.

13. Petrova E. V Cifrovaja didaktika: proektirovanie processa obuchenija i ego soprovozhdenie = Digital didactics: designing and supporting the learning Process // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 4. S. 141-144.

14. Peshkova N. V Jazykovaja igra kak sredstvo re-alizacii strategii diskreditacii v konfliktnom diskurse = Language play as a means for implementing a discrediting strategy in conflict discourse // Nauchnaja mysl' Kavkaza. 2019. № 2 (98). S. 76-80.

15. Platova E. D. Vozmozhnosti inostrannogo jazyka v razvitii soft skills budushhih specialistov = Opportunities for a foreign language in the development of future specialists' soft skills // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo un-ta. 2021. № 468. S. 219-225.

16. Potemkina T. V. Pedagogicheskoe proektirovanie v cifrovoj obrazovatel'noj srede = Pedagogical design in digital educational environment. Moskva : Nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet «MISiS», 2021. 72 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Proektirovanie sredstv obuchenija v cifrovoj obrazovatel'noj srede (anglijskij jazyk) = Designing learning tools in digital education environment (English) : uchebnik / E. N. Shhaveleva, T. V Potemkina, L. V Bondareva [i dr.]. Moskva : Nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij un-tet «MISiS», 2022. 215 s.

18. Filatova E. A. Formirovanie universal'nyh kom-petencij studentov kak uslovie razvitija kul'turnogo intellekta na zanjatijah po inostrannomu jazyku = Formation of students' universal competencies as a condition for the development of cultural intelligence in foreign language classes // Gorizonty obrazovanija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 21 aprelja 2022 goda. Omsk : OGPU, 2022. S. 466-468.

19. Filimonova E. Ju. Modern approaches to studying the linguistic concept of hostility // Aktual'nye vo-

prosy inojazychnoj professional'noj podgotovki : materi-aly IV Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. : v 2 tomah, Moskva, 08-18 aprelja 2019 goda. Moskva : Rossijskij jekonomicheskij universitet imeni G. V. Plehanova, 2019. S. 151-158.

20. Chulanova O. L. Identifikacija komponentov jemocional'noj kompetentnosti rukovoditelja kak bazovoj v strukture soft skills = Identification of the emotional competence components of the manager as basic in the soft skills structure // Materialy Afanas'evskih chtenij. 2018. № 3. S. 46-59.

21. Deming D. J. The Value of Soft Skills in the Labor Market // Reporter. 4. 2017. P. 209-217.

22. D'Angelo G. From Didactics to E-Didactics / Paradigms, Models and Techniques for e-Learning. Naples: LIGUORI EDITORE. 2007. 404 p.

23. Shakirova A. A. Pedagogical sciences. Pedagogical sciences. Theory and methodology of professional education Digital Tools in Foreign Language Teaching at the University // Kazan Linguistic Journal. 2022. № 5 (2). R. 257-269.

24. Prensky M. What the World Needs from Education // Commonwealth of Learning (COL). Conference «Digitalization of Education: History, Trendsand Prospects». 2020. Atlantis Press. P. 685-688.

25. Tchoshanov M. Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics // The UNESCO Institute for Information Technologies in Education. 2013. M. 194 p.

Статья поступила в редакцию 28.03.2023; одобрена после рецензирования 21.04.2023; принята к публикации 19.05.2023.

The article was submitted 28.03.2023; approved after reviewing 21.04.2023; accepted for publication 19.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.