УДК 159.99 ББК 88.8
Татьяна Юрьевна Курапова,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (Дульдурга, Россия), e-mail: kirova10a@mail.ru
Исследование мотивации достижения учащихся вечерних школ
Статья посвящена изучению мотивов достижения и избегания неудач у учащихся вечерних школ. Даётся краткая характеристика контингента обучающихся в данных школах, показана значимость изучения личностных особенностей этих школьников. Приводится анализ основных причин ухода подростков из дневных школ в вечерние, результаты исследования локуса контроля личности. Предложено понимание мотивации как динамического процесса физиологического и психологического управления поведением человека, определяющего его направленность, организованность, активность и устойчивость. На основе теоретических положений о развитии мотивации в онтогенезе и концепциях мотивации активности личности проведено эмпирическое исследование мотивации достижения учащихся вечерних школ в сравнении с учениками дневных школ. Полученные результаты могут быть полезными педагогам и психологам общеобразовательных школ в выборе индивидуального подхода обучения учащихся.
Ключевые слова: личность, мотив, мотивация достижения, избегание неудач, вечерняя школа.
Tatiana Yurievna Kurapova,
Graduate Student, Zabaikalsky State University (Duldurga, Russia), e-mail: kirova10a@mail.ru
Research on Achievement Motivation of Evening School Students
The article is devoted to the study of achievement and failures avoidance motivation of evening school students. It presents a brief description of the students’ contingent in these schools and emphasizes the importance of studying personal characteristics of these students. It analyzes the main reasons for teenagers’ leaving day secondary schools and entering evening schools and presents the results of the study of the personality’s locus control. The paper offers the understanding of motivation as a dynamic process of physiological and psychological management of man’s behaviour which determines his orientation, organization, activity and stability. Based on the theoretical positions on motivation development in ontogenesis and the concepts of motivating personality’s activity, an empirical study was conducted to determine achievement motivation of evening school students compared with day school students. The results obtained may be useful to teachers and psychologists of general secondary schools in choosing an individual approach to teaching students.
Keywords: personality, motive, achievement motivation, avoidance of failures, evening school.
Современному российскому обществу нужны образованные, конкурентноспособные, социально зрелые, мобильные и успешные люди. Эти положения отражены в Национальной доктрине образования, проекте «Наша новая школа», образовательных стандартах нового поколения [5; 6; 8].
Особенно важным этот государственный заказ является для вечерних общеобразовательных школ. Жизнь давно изменила их прежний облик. Если в 20-30 гг. прошлого столетия это были преимущественно школы для взрослых, то за последние 10-20 лет они превратились в школы для подростков, оставивших обучение в
дневных общеобразовательных школах, но не отказавшихся от обучения полностью. По последним данным, в России работают 1533 вечерних (сменных) школы, в которых обучается 332 753 школьника [9]. Среди них около 30 % составляют учащиеся в возрасте 15 лет и моложе; 45 % 16-17-летние; 24 % 18-29 летние и 1,3 % старше 30 лет [7]. Современная вечерняя школа отличается сложным контингентом обучающихся: неоднородным по возрасту, уровню обученности и обучаемости, характеристикам восприятия, памяти, внимания, учебной мотивации.
Если проанализировать основные причины ухода подростков из дневных школ, то на
294
© Т. Ю. Курапова, 2012
первое место выходит низкая успеваемость и, как следствие, конфликты с учителями. Результаты ранее проведённых исследований показывают, что четвертая часть опрошенных не проявляет интереса к учебе. Это весьма проблемная часть учащихся, к которым требуется повышенное внимание педагога. За них вечерняя школа должна активно бороться и находить новые альтернативные пути повышения успеваемости [4].
Проблемам обучения учащихся вечерних школ посвящён ряд работ С. Г. Вершловского, М. А. Гаученова, Ю. Н. Кулюткина, В. И. Соколова, Т. В. Черемухиной и др. В основном в них рассмотрены вопросы организации учебного процесса. К сожалению, в научной литературе представлено мало исследований, касающихся личностных особенностей учащихся вечерних школ. Имеются результаты исследования локализации контроля личности, которые показывают, что среди обследуемых учащихся доля экстерналов и интерналов представлена почти в равной степени. Причём самыми интерналь-ными областями лиц данной категории являются достижения, семейные взаимоотношения. Экстернальными областями выступила сфера неудач, здоровье, межличностные взаимоотношения и профессиональная деятельность [2].
Следует отметить, что основной целью деятельности педагогов вечерней школы является повышение успешности обучения подростка, развития у него ответственности за своё будущее, дальнейшее жизненное самоопределение.
Многочисленные исследования показали тесную связь между успехом в жизнедеятельности и уровнем мотивации достижения. И это не случайно, поскольку люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределённых ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество исследований как в отечественной психологии (В. Г. Асеев, В. К. Вилю-нас, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, В. И. Ковалёв, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, Д. Б. Орлов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.), так и в зарубежной (Дж. Аткинсон, К. Левин, А. Маслоу, Х. Хек-хаузен, Г. Холл и др.). В исследованиях по
проблеме мотивации и мотивов обозначены различные точки зрения на их природу и значение в процессе становления личности. Ряд учёных рассматривает мотивы как внутренние детерминанты деятельности (Р. С. Вайсман, В. К. Вилюнас и др.), как намерение, представления, переживания (Л.И. Божович), условия существования (В. К. Вилюнас), отношения (В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин) и т. д.
Многочисленные исследования (Д. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, А. К. Маркова, Ю. М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации.
«Мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем «мотив». Если мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий [1], то понятие «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. К примеру, Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т. е. устойчивых мотивов личности и характеристик непосредственной ситуации (т. е. ситуативных детерминант) [10]. В понимании М. Ш. Магомед-Эминова мотивация достижения - это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения [4].
Резюмируя данные точки зрения, мы можем определить мотивацию как динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Следовательно, мотивация достижения будет пониматься нами как психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения. В свою очередь, мотив достижения мы намерены понимать как относительно устойчивую позицию личности, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить своё умение и способности.
Известно, что мотивация достижения даже у одного и того же человека не всегда оди-
накова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Учёные выделяют четыре фактора, определяющие уровень мотивации в каждой конкретной деятельности: значимость достижения успеха, надежда на успех, субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха, субъективные эталоны достижения. При этом каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи.
В своём исследовании мы попытались выявить, какой мотив преобладает у учащихся вечерних школ. Исследование основывается на теории Х. Хекхаузена, Д. Мак-Клелланда, Дж. Аткинсона и теоретических положени-
ях о развитии мотивации в онтогенезе; мотивации активности личности В. Г. Асеева, Л. И. Божович, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, М. Ш. Магомед-Эминова.
Эмпирическое исследование проводилось на выборке учащихся двух общеобразовательных школ с. Дульдурга Забайкальского края. Всего в исследовании приняли участие 215 учащихся: 122 учащихся МБВСОУ «Дуль-дургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» (основная группа) и 93 учащихся МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа» (контрольная группа): из них 100 девушек и 115 юношей в возрасте 16-18 лет. Общая выборка по половозрастным группам представлена в табл. 1.
Таблица 1
Половозрастной состав общей выборки испытуемых
Возраст испытуемых Юноши Девушки Всего обследовано
Дневная школа Вечерняя школа Дневная школа Вечерняя школа Дневная школа Вечерняя школа
16 лет 27 (29 %) 27 (22,1 %) 25 (27,1 %) 23 (18,9 %) 52 (56 %) 50 (41 %)
17 лет 15 (16,1 %) 22 (18%) 17 (18,2 %) 21 (17,2 %) 32 (34,3 %) 43 (35,2 %)
18 лет 5(5,3 %) 19 (15,6 %) 4 (4,3 %) 10 (8,1 %) 9 (9,7 %) 29 (23,8 %)
Итого: 47 (50,5 %) 68 (55,8 %) 46 (49,5 %) 54 (44,3 %)
115 100 93 122
Испытуемым был предложен тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), разработанный М. Ш. Магомед-Эминовым. Данный тест предназначен для диагностики двух обобщённых
устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Значение показателей приведены на рисунке.
к
.0
5
Ф
>
н
.0
с
о
О
т
н
о
ф
У
С
О
*
15
10
ю
СО
I
0
00
ю
ся
ю
0
ю
сч
ю
со
ю
ю
ю
ю
со
со
ю
ю
00
5
0
□учащиеся вечерней школы ■ учащиеся дневной школы
Рис. Значение показателей мотивации достижения и избегания неудач у испытуемых
По рисунку видно, что одной из характерных особенностей обследуемых групп является преобладание мотива избегания неудач: в дневной школе она отмечена у 79 (84,9 %) учащихся и в вечерней у 116 (95 %). Среднее значение мотива избегания неудач у учащихся дневной школы 173,5 баллов, у учащихся вечерней школы - 168,3. Мотив достижения среди учащихся дневной школы выражен у 14 (15,1 %), среди учащихся вечерней школы - 6 (5 %). Среднее
значение мотива достижения у учащихся дневной школы 127,1 балла и у учащихся вечерней школы 111,64 балла. Таким образом, для учащихся вечерней школы характерна низкая мотивация достижения и достаточно высокий мотив избегания неудач. Надеемся, что данное исследование поможет психологам и учителям в работе с данной категорией школьников и позволит выработать новые подходы к формированию у них чувства ответственности, уверенности.
Список литературы
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.., 197б . 15S с.
2. Курапова Т. Ю. Исследование локализации контроля личности учащихся вечерних школ // Материалы VIII Междунар. науч. конф. Белово: Канцлер, 2010. Ч. 4 . С. б7-71.
3. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности: [новые теории]: учеб. пособие. М., 199S. 49б с.
4. Национальная доктрина образования Российской Федерации. URL.: http://www.dvgu.ru/ umu/zakrf/doktrini.htm (дата обращения: 04.12.2011).
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL.: http://mon.gov. ru/files/materials/5233/09.03.1б-nns.doc (дата обращения: 12.03.2012)
6. Организация обучения в вечерней школе / под ред. С. Г. Вершловского. М.: ВЛАДОС, 2001. 112 с.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL.: ttp://standart.edu.ru/ (дата обращения: 27.02. 2012).
S. Федеральная служба государственной статистики. URL.: http: //www.gks.ru/ (дата обращения: 25.01.2012).
9. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. М., 19S6. 192 с.
Spisok literatury
1. Aseev V G. Motivacija povedenija i formirovanie lichnosti. M.., 1976 . 158 s.
2. Kurapova T. Ju. Issledovanie lokalizacii kontrolja lichnosti uchawihsja vechernih shkol // Ma-terialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. Belovo: Kancler, 2010. Ch. 4 . S. 67-71.
3. Magomed-Jeminov M. Sh. Transformacija lichnosti: [novye teorii]: ucheb. posobie. M., 1998.
496 s.
4. Nacional'naja doktrina obrazovanija Rossijskoj Federacii. URL.: http://www.dvgu.ru/umu/ zakrf/doktrin1.htm (data obrawenija: 04.12.2011).
5. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola». URL.: http://mon.gov.ru/ files/materials/5233/09.03.16-nns.doc (data obrawenija: 12.03.2012)
6. Organizacija obuchenija v vechernej shkole / pod red. S. G. Vershlovskogo. M.: VLADOS, 2001. 112 s.
7. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. URL.: ttp://standart.edu.ru/ (data obrawenija: 27.02. 2012).
8. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL.: http: //www.gks.ru/ (data ob-rawenija: 25.01.2012).
9. Formirovanie interesa k ucheniju u shkol'nikov / pod red. A. K. Markovoj. M., 1986. 192 s.
Статья поступила в редакцию 05.04.2012 г.