Научная статья на тему 'Мотивация достижения и самоактуализации у студентов разных религиозных конфессий'

Мотивация достижения и самоактуализации у студентов разных религиозных конфессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ НЕУДАЧ / FAILURES MOTIVATION / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / RELIGIOUS CONFESSIONS / MOTIVATION TO SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаев Тосиф Музаффар Оглы, Казаренков Вячеслав Ильич

В статье приведены результаты исследования особенностей мотивации достижения и самоактуализации у студентов вуза как представителей разных религиозных конфессий. Выборку составили студенты Российского университета дружбы народов. В проведённом исследовании были использованы три метода психодиагностики: 1) тест мотивации достижения; 2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху; 3) самоактуализационный тест (САТ). Обработка данных осуществлялась с помощью процентного анализа и t -критерия Стьюдента (программа SPSS, v. 21). Было выявлено, что студенты, относящие себя к христианской, мусульманской и буддистской конфессиям, различаются особенностями проявления мотивации достижения, а также имеют тенденции различий в проявлении показателей самоактуализации. Полученные данные могут быть использованы с целью повышения учебной мотивации студентов в процессе получения ими высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF ACHIEVEMENT AND SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS FOLLOWING DIFFERENT RELIGIOUS CONFESSIONS

The article presents the results of the research devoted to the peculiarities of motivation of achievement and self-actualization of university students as representatives of different confessions. The sample group consists of students of the People’s Friendship University of Russia. The following three psycho-diagnostic methods were used in the research: 1) achievement motivation test; 2) method of diagnosing personality for motivation of success; 3) self-actualization test (SAT). The data processing was carried out by means of the percentage analysis and Student’s t-test (SPSS program, v.21). The analysis showed that the students of Muslim, Christian and Buddhist confessions differ in manifestation of achievement motivation as well as have trends to differences in manifestations of the self-actualization. The data obtained can be applied in order to improve students’ educational motivation in the course of the university education process.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения и самоактуализации у студентов разных религиозных конфессий»

НА СТЫКЕ НАУК

AT THE JUNCTION OF THE SCIENCES

УДК 159.9.075

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ

#

Бабаев Тосиф Музаффар оглы — кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы

народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]

Казаренков Вячеслав Ильич — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]

Введение

В последнее время всё большее количество исследований свидетельствуют о росте числа верующих, в том числе в молодёжной среде. Эти данные актуализируют новые исследовательские вопросы. В частности, кроме мнения о духовном возрождении в России выдвигается и предположение о формировании современной религиозности по новому образцу, который не совпадает с традиционным значением данного понятия. По мнению некоторых авторов, роль веры как таковой отходит на второй план, а её место занимает принадлежность к определённой культуре, связанной с тем или иным вероисповеданием. Религия является высоко значимым институтом социали-

зации, важной частью культуры и социума. Принадлежность к определённой религиозной конфессии оказывает существенное влияние на формирование и развитие индивидуально-личностных качеств верующих, в том числе их мо-тивационной сферы, и во многом определяет мотивацию достижения. В связи со сказанным изучение особенностей мотивации достижения и самоактуализации у студентов вуза является высокоактуальной проблемой, поскольку её разработка позволяет более глубоко понять процессы адаптации студентов к учебной деятельности в контексте их религиозной принадлежности с целью повышения как учебной мотивации, так и оптимизации процессов самоактуализации.

Теоретические основы исследования

Концепцию мотивации достижения разрабатывали многие известные зарубежные психологи, в том числе Дж. Ат-кинсон, К. Левин, Д. Макклелланд, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе.

Ф. Хоппе понимал мотивацию достижения через стремление развить или сохранить как можно более высокими способности личности, проявляющиеся в разных видах деятельности, которые могут быть оценены с помощью критериев успешности и где реализация данной деятельности может привести либо к успеху, либо к неудаче [10, с. 21].

Это свойство человека напрямую связано с самооценкой имеющихся

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования особенностей мотивации достижения и самоактуализации у студентов вуза как представителей разных религиозных конфессий. Выборку составили студенты Российского университета дружбы народов. В проведённом исследовании были использованы три метода психодиагностики: 1) тест мотивации достижения; 2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху; 3) самоактуализационный тест (САТ). Обработка данных осуществлялась с помощью процентного анализа и i-критерия Стьюдента (программа SPSS, v. 21). Было выявлено, что студенты, относящие себя к христианской, мусульманской и буддистской конфессиям, различаются особенностями проявления мотивации достижения, а также имеют тенденции различий в проявлении показателей самоактуализации. Полученные данные могут быть использованы с целью повышения учебной мотивации студентов в процессе получения ими высшего образования.

Ключевые слова: мотивация достижения, мотивация неудач, самоактуализация, религиозные конфессии.

способностей и достигнутых результатов [10, с. 118], а следовательно, с процессом самоактуализации личности. Например, Д. Макклелланд использовал термин «мотивация достижения», рассматривая его как «побуждение к более совершённому действию, к достижению стандарта совершенства» [6, с. 14].

В теории самоактуализации А. Мас-лоу мотивация достижения связана с двумя уровнями его знаменитой пирамиды потребностей и мотивов: с четвёртым, где данный вид мотивации напрямую связан с потребностями достижения успеха в уважении и самоуважении, и с пятым, на котором мотивация достижения обеспечивает потребности в самоактуализации [7, 8]. Правда, в неофрейдизме — при гуманистическом подходе — феноменология не является предметом изучения, хотя подразумевается, что данный подход напрямую связан с процессами саморазвития, самопознания и, главное, с самоактуализацией. При этом достижения человека представляют собой продукт самоактуализации, личностного развития и самотрансценденции.

В отечественной психологии активно изучалось понятие «мотивация достижения» или близкие ему по смысловому содержанию понятия; например: «мотивация успеха», «потребность в достижении», «мотивация достижения успеха», «стремление к успеху» (Л.Я. Дорфман, Е.П. Ильин, М.Ш. Магомед-Эминов, Ю.М. Орлов, А.А. Реан, В.Н. Степанс-кий и другие). В настоящее время в отечественной литературе особое внимание уделяется проблеме высших достижений человека, связанных с его максимально полной самореализацией (А.Г. Асмо-лов, Д.Б. Богоявленская, Д.А. Леонтьев,

B.А. Петровский и другие). Личность понимается как активный субъект, который нацелен на самоопределение, самодвижение и саморазвитие. Эти идеи основаны на деятельностном подходе, истоками которого являются работы

C.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Поэтому в отечественной психологии, уже традиционно, подчёркивается связь мотивации достижения с деятельностной природой человека. Мотив достижения является обобщённым устойчивым мотивом, характеризуется «генерализацией предметного содержания и выражается в индивидуально-личностных особенностях» [5, с. 61]. Мотивация достижения выполняет функцию психической регуляции деятельности в ситуациях, связанных с ориентацией на достижения и реализацией мотива достижения [5].

В исследованиях, посвящённых мотивации, связанной с вероисповеданием, наиболее важными в контексте данной работы являются, на наш взгляд, теории самоопределения и теории поиска, которые связывали религиозность с когнитивным стилем, а также теория сакрализации и теория ожидания, подчёркивающие ценностную природу религиозной мотивации.

Первая значительная работа, рассматривающая тему религиозной мотивации, принадлежит Г. Олпорту. Исследователи нашли точки соприкосновения концепции двух мотивационных типов Г. Олпорта с теорией самоопределения Э. Деси и Р. Райана [2]. Внутренняя религиозность — по Г. Олпорту — соответствует тому, что в теории Э. Деси и Р. Райана названо мотивацией-идентификацией. Они предположили, что внутренняя и успешно интернализо-ванная религиозность положительно связана с субъективным ощущением благополучия, в то время как мотивация, не принятая в структуру личности, позитивно связана с депрессией и тревогой [2].

Опираясь на теорию самоопределения, Б. О'Коннор и Р. Валлеранд показали, что в зависимости от того, насколько религиозность интегрирована в целостную личность, можно прогнозировать, каким образом и с какой силой человек будет переживать благополучие, удовлетворённость собственной жизнью, быть способным к самореализации и какую самооценку в целом он будет иметь [9].

С. Бэтсон ввёл в научный контекст идею осмысленной веры и определил понятие поисковой религиозной ориентации через направленность человека на раскрытие экзистенциальных вопросов, готовность столкнуться с новым знанием, открытость по отношению к новой информации и новому опыту [12]. Дальнейшее развитие идея осмысленной веры получила в работах Р. Худа, который выделил две важные мотивационные составляющие религии: потребность в смысле и потребность в контроле. Религиозность служит цели удовлетворить потребность в согласованности, порядке и интеграции [11].

Согласно большинству исследователей, религиозная вера является очень сильным мотиватором, побуждающим человека к самым разным видам и формам активности и деятельности.

Таким образом, краткий анализ теоретических источников свидетельствует

о том, что мотивация достижения, религиозная мотивация и процессы самоактуализации имеют тесную взаимосвязь, что ещё раз подчёркивает актуальность изучения данных феноменов у студентов вуза с целью дальнейшей оптимизации процесса обучения.

Цель, методы и организация исследования

Целью исследования явилось выявление особенностей проявления мотивации достижения и самоактуализации у студентов вуза как представителей различных религиозных конфессий на примере сравнительного анализа христиан, мусульман и буддистов.

Мы выдвинули такую гипотезу: для студентов как представителей различных религиозных конфессий характерен разный уровень мотивации достижения, в то время как проявление компонентов самоактуализации будет иметь качественные различия при отсутствии достоверных различий в уровне их выраженности.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

• получить и проанализировать результаты исследования мотивации достижения и самоактуализации у представителей различных религиозных конфессий, доказать или опровергнуть нашу гипотезу;

• сформулировать выводы по результатам исследования.

В качестве психодиагностических методов исследования были использованы: 1) тест мотивации достижения (А. Мехрабиан, адаптация М.Ш. Ма-гомед-Эминова) [4, 5]; 2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс) [4]; 3) самоактуали-зационный тест (Э. Шостром, адаптация: Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, М.В. Заги-ка, М.В. Кроз) [1, 3].

Исследование было проведено на базе филологического факультета и юридического института Российского университета дружбы народов. Выборка включала в себя 150 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них 50 студентов — христиане, 50 — мусульмане и 50 — буддисты.

Исследование проводилось в течение двух дней, после окончания занятий. В первый день проводилось исследование по тесту мотивации достижения и методике диагностики личности на мотивацию к успеху, во второй день — по самоактуализационному тесту (САТ).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование мотивации достижения выявило, что отсутствие выраженного доминирования мотива характерно для 60% христиан, 20% мусульман и 24% буддистов; доминирование стремления избегать неудач присуще 20% христиан и такому же количеству мусульман, 60% буддистов; доминирование стремления к успеху выявлено у 20% христиан, 60% мусульман и 16% буддистов. Полученные результаты указывают на достаточно чёткую дифференциацию студентов, исповедующих различные религии, по стратегиям мотивации достижения: буддисты в основном ориентированы на избегание негативных жизненных ситуаций, мусульмане — на активное достижение поставленной цели, христиане в равной степени используют обе стратегии.

Диагностика личности студентов на мотивацию к успеху (методика Т. Элерса) показала, что низкий уровень такой мотивации характерен для 22% христиан, 18% мусульман и 30% буддистов, средний уровень — для 36% христиан, 28% мусульман и 40% буддистов, умеренно высокий уровень — для 32% христиан, 40% мусульман и 24% буддистов, очень высокий уровень — для 10%, 14% и 6% соответственно. Таким образом, в целом наиболее мотивированными на успех являются студенты-мусульмане, за ними следуют христиане, в меньшей степени мотивация к успеху присуща буддистам.

Изучение самоактуализации продемонстрировало, что по параметру «компетентность во времени» низкий уровень присущ 14% христиан, 18% мусульман и такому же количеству буддистов, средний уровень — 48, 44 и 50% соответственно, высокий уровень — 38% христиан и такому же количеству мусульман и 32% буддистов.

Низкий уровень потребности в самоподдержке был присущ 14% христиан, 6% мусульман и 10% буддистов, средний уровень — 56, 48 и 58%, высокий — 30, 46 и 32% соответственно.

Ценность самоактуализации у христиан на низком уровне продемонстрировали 16% испытуемых, на среднем уровне — 48%, на высоком уровне — 36%. У мусульман низкий уровень был присущ 6% респондентов, средний — 44%, высокий — 48%. У буддистов низкий уровень ценности самоактуализации оказался присущ 16% студентов, средний — 50%, высокий — 34%.

Гибкость поведения в группе христиан продемонстрировали на низком уровне 24% студентов, на среднем — 54%, на высоком — 22%. В группе мусульман низкий уровень показали 20% респондентов, средний — 46%, высокий — 34%; в группе буддистов низкий уровень был выявлен у 18% испытуемых, средний — у 50%, высокий — у 32%.

Такой параметр самоактуализации, как реактивная чувствительность, был свойственен на низком уровне 18% христиан, 14% мусульман и 20% буддистов, на среднем уровне — 46%, 42% и 40%, на высоком уровне — 36, 44 и 40% соответственно.

Параметр «спонтанность» проявили на низком уровне 22% христиан, 10% мусульман и 18% буддистов, на среднем уровне — 54, 58 и 60%, на высоком уровне — 24, 32 и 22% соответственно.

Самоуважение среди христиан имело низкий уровень у 10% респондентов, средний — у 50%, высокий — у 40%; среди мусульман низкий уровень показали 6% испытуемых, средний — 38%, высокий — 56%; среди буддистов низкий уровень выявлен у 14% студентов, средний — у 44%, высокий — у 42%.

Самопринятие на низком уровне было отмечено у 20% христиан, 8% мусульман и 12% буддистов, на среднем уровне — у 54, 56 и 60%, на высоком уровне — у 26, 34 и 28% соответственно.

Принятие природы человека в группе христиан на низком уровне было выявлено у 24% студентов, на среднем — у 58%, на высоком — у 18%. В группе мусульман низкий уровень определён у 16% респондентов, средний — у 58%, высокий — у 26%; в группе буддистов низкий уровень характерен для 22% испытуемых, средний — для 54%, высокий — для 24%.

По параметру «синергия» в группе христиан низкий уровень зафиксирован у 22% студентов, средний — у 52%, высокий — у 26%; в группе мусульман — у 14% респондентов, средний — у 52%, высокий — у 34%; в группе буддистов — у 16% испытуемых, средний — у 56%, высокий — у 28%.

Принятие собственной агрессии оказалось на низком уровне у 16% христиан, 8% мусульман и 16% буддистов, средний уровень продемонстрировали 54% христиан и по 58% мусульман и буддистов, высокий — 30% христиан, 34% мусульман и 26% буддистов.

По такому параметру самоактуализации, как «контактность», в группе христиан низкий уровень был отмечен у 26% студентов, средний — у 40%, высокий — у 34%; в группе мусульман низкий уровень выявлен у 10% респондентов, средний — у 52%, высокий — у 38%; в группе буддистов низкий уровень зафиксирован у 14% испытуемых, средний — у 50%, высокий — у 36%.

Познавательные потребности продемонстрировали на низком уровне 18% христиан, 14% мусульман и 20% буддистов, на среднем уровне — 48% христиан, 44% мусульман и 48% буддистов, на высоком уровне — 34% христиан, 42% мусульман и 32% буддистов.

По параметру «креативность» в группе христиан низкий уровень зафиксирован у 16% респондентов, средний — у 62%, высокий — у 22%; в группе мусульман низкий уровень выявлен у 12% испытуемых, средний — у 58%, высокий — у 30%; в группе буддистов низкий уровень присущ 14% студентов, средний — 68%, высокий — 18%.

Для проведения сравнительного анализа мотивации достижения и самоактуализации с целью выявления достоверности различий у представителей разных религиозных конфессий мы использовали г-критерий Стьюдента. Было проведено попарное сопоставление христиан и мусульман, христиан и буддистов, мусульман и буддистов. Результаты исследования приведены в таблице.

При сравнении студентов-христиан и студентов-мусульман было выявлено, что в наибольшей степени различия касаются параметра «мотивация достижения» (г = -4,95). Как уже было сказано выше, мусульмане в большей степени ориентированы на стратегию стремления к успеху, в то время как христианам в равной степени присуще и стремление к успеху, и стремление к избеганию неудач. Также было выявлено, что тенденции различий фиксируются по параметрам «самоподдержка» (г = -1,91), «самоуважение» (г = -1,59), «самопринятие» (г = -1,56) и «спонтанность» (г = -1,54). Трактовать это можно следующим образом: в целом мусульмане несколько более уверены в своих достоинствах, ценят и уважают себя как личность, но в меньшей степени склонны к критическому анализу своих поступков, могут поддаваться влиянию момента.

Сравнение студентов-христиан и студентов-буддистов выявило также, что наиболее значимые различия между

Сравнительный анализ мотивации достижения и самоактуализации у студентов разных религиозных конфессий

Параметр Христиане и мусульмане Христиане и буддисты Мусульмане и буддисты

t-критерий p t-критерий p t-критерий p

Мотивация достижения -4,95 0,00 -2,20 0,03 3,30 0,00

Мотивация к успеху -1,06 0,29 1,32 0,19 2,39 0,02

Компетентность во времени 0,28 0,78 0,72 0,47 0,42 0,68

Самоподдержка -1,91 0,06 -0,47 0,64 1,47 0,14

Ценность самоактуализации -1,49 0,14 0,14 0,89 1,65 0,10

Гибкость поведения -1,13 0,26 -1,16 0,25 0,00 1,00

Реактивная чувствительность -0,84 0,40 -0,14 0,89 0,68 0,50

Спонтанность -1,54 0,13 -0,15 0,88 1,44 0,15

Самоуважение -1,59 0,12 0,15 0,88 1,67 0,10

Самопринятие -1,56 0,12 -0,77 0,44 0,82 0,41

Принятие природы человека -1,23 0,22 -0,60 0,55 0,60 0,55

Синергия -1,17 0,25 -0,59 0,56 0,60 0,55

Принятие собственной агрессии -0,94 0,35 0,30 0,76 1,28 0,20

Контактность -1,40 0,16 -0,96 0,34 0,45 0,65

Познавательные потребности -0,85 0,40 0,28 0,78 1,13 0,26

Креативность -0,96 0,34 0,17 0,87 1,17 0,25

представителями данных религиозных конфессий наблюдаются по параметру «мотивация достижения» ^ = -2,20): если буддисты ориентированы, преимущественно, на избегание неудач, то у христиан в равной степени присутствуют и стремление к избеганию неудач, и стремление к успеху.

Значения всех остальных параметров свидетельствуют о том, что значимых различий между студентами-христианами и студентами-буддистами не обнаружено. Можно предположить, что особенности их самоактуализации в большей степени обусловлены не религиозностью, а индивидуально-личностными качествами.

Сравнительный анализ студентов-мусульман и студентов-буддистов показал, что наиболее существенные различия наблюдаются по двум параметрам: «мотивация достижения» ^ = 3,30) и «мотивация к успеху» ^ = 2,39). По первому параметру мусульмане и буддисты характеризуются противоположными установками: мусульмане ориентированы преимущественно на достижение к успеху, а буддисты — на избегание неудач. Значения второго параметра являются наглядным отображением данной ситуации: если большинство мусульман характеризуются умеренно высоким уровнем мотивации к успеху, то большинство буддистов — средним.

Тенденции различий были выявлены по параметрам «самоуважение» ^ = 1,67) и «ценность самоактуализации» ^ = 1,65).

Это свидетельствует о том, что для мусульман несколько большую значимость имеют личные достижения, им важна реализация собственных планов.

Выводы

При сравнении студентов-христиан и студентов-мусульман было выявлено, что различия связаны с уровнем выраженности мотивации достижения. Мусульмане в большей степени ориентированы на стратегию стремления к успеху, в то время как христианам в равной степени присуще и стремление к успеху, и стремление к избежанию неудач. Также было выявлено, что тенденции в различиях выявлены по таким параметрам самоактуализации, как самоподдержка, самоуважение, самопринятие и спонтанность. В исследованной выборке мусульмане оказались более уверенными в своих достоинствах, в большей степени ценили и уважали себя как личность, но были менее склонны к критическому анализу своих поступков и были способны поддаться влиянию момента.

Сравнение студентов-христиан и студентов-буддистов показало, что наиболее значимые различия между представителями данных религиозных конфессий также наблюдались в мотивации достижения. При этом буддисты ориентировались преимущественно на избегание неудач, в то время как христиане были направлены в равной степени и на стремление к избеганию неудач, и на стремление к успеху. По остальным

исследуемым параметрам значимых различий между христианами и буддистами выявлено не было.

Сравнительный анализ студентов-мусульман и студентов-буддистов показал, что наиболее существенные различия наблюдались по двум параметрам: «мотивация достижения» и «мотивация к успеху». По первому параметру мусульмане и буддисты характеризовались противоположными установками: мусульмане были ориентированы преимущественно на достижение успеха, а буддисты — на избежание неудач. Большинство мусульман характеризовались умеренно высоким уровнем мотивации к успеху, а большинство буддистов — средним. Также тенденции различий были выявлены по двум параметрам: «самоуважение» и «ценность самоактуализации». Для мусульман большую значимость имели личные достижения, им была важна реализация собственных планов.

Проведённый анализ показал, что наибольшие различия между студентами разных религиозных конфессий были выявлены в сфере мотивации достижения и мотивации к успеху.

Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод о том, что студенты вуза как представители трёх конфессий — христиан, мусульман и буддистов — различаются по мотивации достижения и стремлению к успеху, в то время как в профиле самоактуализации наблюдается больше сходства,

выявлены лишь некоторые тенденции различий.

В заключение отметим, что проделанный анализ свидетельствует о том, что различия между христианами, мусульманами и буддистами наблюдаются в сфере мотивации достижения, мотивации к успеху. Вместе с тем значения параметров самоактуализации отличаются с точки зрения их качественного анализа, но не имеют значимых достоверных различий в уровне их проявления. Можно предположить, что особенности самоактуализации в большей степени обусловлены не вероисповеданием, а индивидуально-личностными качествами и другими социальными и социально-психологическими факторами. Полученные результаты, как представляется, позволяют разработать психологические программы, направленные на повышение адаптации студентов, особенно иностранных, к процессу обучения благодаря учёту особенностей их мотивации достижения и некоторой специфики самоактуализации.

ССЫЛКИ

1. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 43 с.

2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. — М.: Смысл, 2006. — 336 с.

3. Ильин Е.П. Психология взрослости. — СПб: Питер, 2012. — 544 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер, 2011. — 512 с.

5. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы: Дис ... канд. психол. наук. — М., 1987. — 343 с.

6. Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб: Питер, 2007. — 615 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб: Питер, 2006. — 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. — СПб: Питер, 2011. — 352 с.

9. Титов Р. С. Интернализация религиозности и её диагностика в теории самодетерминации // Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — Т. 10. № 2. — С. 138-147.

10. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. — СПб: Речь, 2001. — 240 с.

11. Хлопкова О.В. Современные западные подходы к изучению феномена религиозности // Вестник Нижегородского государственного университета. Серия «Социальные науки». — 2011. — № 4. — С. 150-153.

12. Шмелёв И.М. Понятие «религиозная личность» и классификация типов верующих людей в зарубежной и отечественной психологии // Материалы международной научно-практической конференции НИЦ Социосфера, 2012. — С. 49-56.

REFERENCES

1. Gozman L.YA. Samoaktualizatsionnyj test / L.YA. Gozman, M.V. Kroz, M.V. Latinskaya. — M.: Rossijskoe pedagogiches-koe agentstvo, 1995. — 43 s.

2. Gordeeva T.O. Psikhologiya moti-vatsii dostizheniya / T.O. Gordeeva. — M.: Smysl, 2006. — 336 s.

3. Il'in E.P. Psikhologiya vzroslosti / E.P. Il'in. — SPB: Piter, 2012. — 544 s.

4. Il'in E.P. Motivatsiya i motivy. / E.P. Il'in. — SPb: Piter, 2011. — 512 s.

5. Magomed-Ehminov M.SH. Motivatsiya dostizheniya: Struktura i mekhanizmy: Dis. kand. psikhol. nauk. — M., 1987. — 343 s.

6. Makklelland D. Motivatsiya chelove-ka / D. Maklelland. — SPb: Piter, 2007. — 615 s.

7. Maslou А. Motivatsiya i lichnost' / A. Maslou. — SPb: Piter, 2006. — 352 s. 8. Maslou А.KH. Motivatsiya i lichnost': perevod s anglijskogo / A.KH. Maslou. 3-e izdanie. — SPb: Piter, 2011. — 352 s.

9. TitovR.S. Internalizatsiya religioznos-ti i eyo diagnostika v teorii samodetermi-natsii / R.S. Titov // Psikhologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. — 2013. — T. 10. — № 2. — S. 138-147.

10. Khekkhauzen KH. Psikhologiya moti-vatsii dostizheniya / KH. Khekkhauzen. — SPb: Rech', 2001. — 240 s.

11. Khlopkova O.V. Sovremennye zapad-nye podkhody k izucheniyu fenomena reli-gioznosti / O. V. KHlopkova // Vestn. Ni-zhegorod. gos. un-ta. Seriya «Sotsial'nye nauki». — 2011. — № 4. — S. 150-153.

12. Shmelev I.M. Ponyatie «religioznaya lichnost'» i klassifikatsiya tipov veruyush-hikh lyudej v zarubezhnoj i otechestven-noj psikhologii / I.M. Shmelev // Materia-ly mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii NITS Sotsiosfera. — 2012. — S. 49-56.

MOTIVATION OF ACHIEVEMENT AND SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS FOLLOWING DIFFERENT RELIGIOUS CONFESSIONS

Tosif M. O. Babaev — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russia; e-mail: [email protected]

Vyacheslav I. Kazarenkov — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social and Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya Street, Moscow, 117198, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article presents the results of the research devoted to the peculiarities of motivation of achievement and self-actualization of university students as representatives of different confessions. The sample group consists of students of the People's Friendship University of Russia.

The following three psycho-diagnostic methods were used in the research: 1) achievement motivation test; 2) method of diagnosing personality for motivation of success; 3) self-actualization test (SAT). The data processing was carried out by means of the percentage analysis and Student's t-test (SPSS program, v.21). The analysis showed that the students of Muslim, Christian and Buddhist confessions differ in manifestation of achievement motivation as well as have trends to differences in manifestations of the self-actualization. The data obtained can be applied in order to improve students' educational motivation in the course of the university education process.

Keywords: achievement motivation, motivation to success, failures motivation, self-actualization, religious confessions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.