Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД'

ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / сотрудники ОВД / профессионально-прикладная физическая культура / подготовка / учебно-тренировочные занятия / physical training / employees of the Department of Internal Affairs / professionally applied physical culture / training / training sessions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Третьяков

Служебно-профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) осуществляется на фоне значительных физических и психологических нагрузок. Важно отметить, что выполнение оперативно-служебных задач связано с профессионально-прикладной подготовленностью сотрудников ОВД, формировать которую необходимо на занятиях по физической подготовке во время обучения в образовательных организациях МВД России. Создание различных ситуаций, связанных с решением служебных задач, на занятиях позволяет сформировать профессионально-прикладную физическую подготовленность у сотрудников ОВД. Цель исследования – проанализировать готовность выпускников образовательных организаций МВД России к выполнению служебных обязанностей, оценивая уровень профессионально-прикладной физической подготовленности. Для достижения поставленной цели было организовано исследование с обучающимися и выпускниками Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В общей сложности в исследовании приняло участие более 500 выпускников разных лет, среди которых слушателей проводился опрос (анкетирование). Большинство молодых специалистов обладают высокой нервно-психической устойчивостью. Они способны переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушений поведения. На наш взгляд, это отражение эффективной организации профессионально-прикладной подготовки за время обучения в институте. Следствием этого является высокий уровень адаптации выпускников института к профессиональной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE OPINION OF THE POLICE OFFICERS ON PROFESSIONAL AND APPLIED TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The official and professional activity of employees of the internal affairs bodies (ATS) is carried out against the background of significant physical and psychological stress. It is important to note that the performance of operational and service tasks is associated with the professional and applied readiness of the ATS staff. Which should be formed in the classes of «Physical training» during training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs. The creation of various situations related to the solution of official tasks in the classroom allows you to form professionally applied physical fitness of future employees of the Department of Internal Affairs. The purpose of the study is to analyze the readiness of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform official duties, assessing the level of professional and applied physical fitness. To achieve this goal, a study was organized with students and graduates of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. In total, more than 500 graduates took part in the study. A survey (questionnaire) was conducted among the listeners. Graduates of various years took part in the survey. Most of the young specialists have high neuropsychiatric stability. They are able to endure significant physical and mental stress without a significant decrease in performance and behavioral disorders. In our opinion, this is a reflection of the effective organization of professional and applied training during training at the Institute. The consequence of this situation is a high level of adaptation of graduates of the Institute to professional activity in general.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД*

RESEARCH OF THE OPINION OF THE POLICE OFFICERS ON PROFESSIONAL AND APPLIED TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

УДК 796.012.2

А.А. ТРЕТЬЯКОВ,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород) delphin87@inbox.ru

ANDREY A. TRETYAKOV,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia; Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia)

Аннотация: служебно-профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) осуществляется на фоне значительных физических и психологических нагрузок. Важно отметить, что выполнение оперативно-служебных задач связано с профессионально-прикладной подготовленностью сотрудников ОВД, формировать которую необходимо на занятиях по физической подготовке во время обучения в образовательных организациях МВД России. Создание различных ситуаций, связанных с решением служебных задач, на занятиях позволяет сформировать профессионально-прикладную физическую подготовленность у сотрудников ОВД. Цель исследования - проанализировать готовность выпускников образовательных организаций МВД России к выполнению служебных обязанностей, оценивая уровень профессионально-прикладной физической подготовленности. Для достижения поставленной цели было организовано исследование с обучающимися и выпускниками Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В общей сложности в исследовании приняло участие более 500 выпускников разных лет, среди которых слушателей проводился опрос (анкетирование). Большинство молодых специалистов обладают высокой нервно-психической устойчивостью. Они способны переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушений поведения. На наш взгляд, это отражение эффективной организации профессионально-прикладной подготовки за время обучения в институте. Следствием этого является высокий уровень адаптации выпускников института к профессиональной деятельности в целом.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники ОВД, профессионально-прикладная физическая культура, подготовка, учебно-тренировочные занятия.

Для цитирования: Третьяков А.А. Исследование мнения сотрудников ОВД о профессионально-прикладной подготовке в образовательных организациях МВД // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 2. - С. 31-35.

Abstract: the official and professional activity of employees of the internal affairs bodies (ATS) is carried out against the background of significant physical and psychological stress. It is important to note that the performance of operational and service tasks is associated with the professional and applied readiness of the ATS staff. Which should be formed in the classes of «Physical training» during training

* Статья публикуется при поддержке гранта РНФ № 23-28- 00643 «Инновационная среда оптимизации двигательных режимов студенческой молодежи».

in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs. The creation of various situations related to the solution of official tasks in the classroom allows you to form professionally applied physical fitness of future employees of the Department of Internal Affairs. The purpose of the study is to analyze the readiness of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform official duties, assessing the level of professional and applied physical fitness. To achieve this goal, a study was organized with students and graduates of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. In total, more than 500 graduates took part in the study. A survey (questionnaire) was conducted among the listeners. Graduates of various years took part in the survey. Most of the young specialists have high neuropsychiatric stability. They are able to endure significant physical and mental stress without a significant decrease in performance and behavioral disorders. In our opinion, this is a reflection of the effective organization of professional and applied training during training at the Institute. The consequence of this situation is a high level of adaptation of graduates of the Institute to professional activity in general.

Keywords: physical training, employees of the Department of Internal Affairs, professionally applied physical culture, training, training sessions.

For citation: Tretyakov A.A. Research of the opinion of the police officers on professional and applied training in educational organizations of the Ministry of internal affairs // Problems of Law Enforcement Activity. -2023. - № 2. - P. 31-35.

Служебно-профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел осуществляется на фоне значительных физических и психологических нагрузок [1; 2]. Успешность выполнения служебных задач сотрудниками ОВД напрямую зависит от их готовности ежедневно преодолевать различного рода нагрузки. В связи с этим для повышения эффективности профессиональной деятельности за время обучения в образовательных организациях МВД России каждому курсанту необходимо достичь определенного уровня готовности [2; 3].

Одним из средств достижения необходимого уровня готовности, повышения уровня профессионально-прикладной подготовленности и моральной устойчивости является физическая культура [4; 5; 6]. В ОВД она представлена дисциплиной «Физическая подготовка». Главная цель физической подготовки в ОВД -подготовка физически развитых, здоровых сотрудников, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками, владеющих необходимыми физическими, психологическими и морально-волевыми качествами, которые дают возможность успешно решать служебные задачи [7; 8].

Важно отметить, что выполнение оперативно-служебных задач связано с профессионально-прикладной подготовленностью сотрудников ОВД, формировать которую необходимо на занятиях по физической подготовке во время обучения в образовательных организациях МВД России [9; 10]. Создание различных ситуаций, связанных с решением служебных задач, на занятиях позволяет сформировать профессионально-прикладную физическую подготовленность у сотрудников ОВД.

Цель исследования - проанализировать готовность выпускников образовательных организаций МВД России к выполнению служебных обязанностей, оценивая уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.

Организация и методы исследования. Для достижения поставленной цели было организовано исследование с обучающимися и выпускниками Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В общей сложности в исследовании приняло участие более 500 выпускников.

Среди слушателей проводился опрос (анкетирование). В опросе приняли участие выпускники разных лет.

Опрос позволил проанализировать уровень адаптированности выпускников к условиям служебной деятельности в ОВД и соответствие предъявляемым требованиям территориальных органов внутренних дел качеству подготовки выпускников института и их морально-психологической готовности к несению службы.

Результаты исследования. В период с 2015 по 2018 год в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина было подготовлено 510 молодых специалистов. Все они по окончании обучения были переведены для дальнейшего прохождения службы в различные территориальные органы внутренних дел. Несмотря на высокий уровень подготовленности и желание работать по специальности на первых годах службы было уволено по различным причинам 18 человек, что составляет 3,5% от общего числа выпускников. Можно утверждать, что общая динамика закрепляемости выпускников института в

территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России высокая и составляет 96,5% от общего количества подготовленных институтом специалистов в исследуемый период.

При организации опроса была поставлена задача уточнить цели и мотивы поступления молодых людей в образовательные организации МВД России. В результате проведенный опрос выпускников показал, что преобладающей мотивацией при поступлении в институт на протяжении анализируемых 4 лет остается возможность получения нужной, уважаемой в обществе профессии (2015 г. - 84%, 2016 г. -81%, 2017 г. - 71%, 2018 г. - 61%).

товка (2015 г. - 37%, 2016 г. - 44%, 2017 г. - 26%, 2018 г. - 54%) и получение навыков служебной деятельности в процессе обучения (2015 г. -47%, 2016 г. - 42%, 2017 г. - 48%, 2018 г. - 38%), что в свою очередь подчеркивает важность профессионально-прикладной подготовки сотрудников ОВД.

И, несмотря на высокую мотивацию курсантов к обучению и необходимость владеть профессионально-прикладными навыками, основным фактором, мешающим учиться с полной отдачей, выпускники на протяжении исследуемого периода называют собственную лень и нежелание учиться (2015 г. - 45%, 2016 г. - 46%, 2017 г. - 36%, 2018 г. - 34%).

Таблица 1,

Смысл обучения в образовательных организациях МВД России по мнению выпускников

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2013 г.

Глубокое познание окружающего мнра 10% 0% 0% 1%

Умение размышлять и не теряться в сложных ситуациях 8% 13% 16% 22%

Пробуждение интереса к знаниям 15% 3% 1% 1%

Всестороннее развитие личности курсанта 0% 17% 5% 18%

Получение хорошей профессиональной подготовки как сотрудника ОВД 76% 67% 67% 51%

Прочее 26% 1% 1% 0%

Проведение учебных занятий в высших образовательных организациях МВД России преследует одну из задач - всестороннее развитие личности обучающихся, хотя выпускники связывают смысл обучения в вузе не со всесторонним развитием личности (2015 г. - 0%, 2016 г. - 17%, 2017 г. - 5%, 2018 г. - 18%), а с получением хорошей профессиональной подготовки (табл. 1). Наиболее важными факторами профессиональной подготовки выступают: хорошая специальная подготовка (2015 г. - 50%, 2016 г. - 44%, 2017 г. - 51%, 2018 г. - 43%), физическая подго-

Служебная деятельность сотрудников ОВД тесно связана с выполнением различных профессионально-прикладных задач. И основной трудностью, с которой столкнулись выпускники, придя на работу, на протяжении всего анализируемого периода является недостаточный уровень практических навыков (2015 г. - 52%, 2016 г. - 51%, 2017 г. - 49%, 2018 г. - 32%) и высокая загруженность (2015 г. - 27%, 2016 г. -26%, 2017 г. - 18%, 2018 г. - 22%), что указывает на высокие требования к способностям выпускников противостоять утомлению (табл. 2).

Таблица 2.

Трудности, с которыми столкнулись выпускники, придя на работу

2015 г. 2016 г. 2017 г. 201» г.

Недостаточные юридические знания 0% 0% 8%

Нехватка навыков работы с гражданами 13% 6% 4% 19%

Материальные трудности, мешающие полноценно работать 2% 4% 2% 9%

Высокая загруженность 27% 26% 18% 22%

Недостаточный уровень практических навыков 52% 51% 49% 32%

Прочее 8% 8% 3% 11%

Таблица 3.

Наиболее важное и необходимое, по мнению выпускников, для

профессиональной д еятел ыюсп г

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2013 г.

Хорошая специальная подготовка 50 % 44 % 51 % 43 %

Физическая подготовка 37 % 44 % 26 % 54 %

Навыки служебной деятельности 47 % 42 % 48 % 3S %

Хорошая теоретическая подготовка 0% 65 % 72 % 32 %

Анализировалось также отношение выпускников к образовательной деятельности во время обучения. Так, мнение по поводу наиболее важных составляющих в образовательной деятельности курсантов меняется с каждым годом выпуска (табл. 3). Отмечается, что необходимо обладать высоким уровнем служебной и физической подготовленности.

Оценивая уровень профессионально-прикладной направленности выпускников, можно отметить высокое стремление к профессиональному совершенствованию, приобретению новых навыков и умений. Полученные данные отражают положительные установки молодых специалистов на саморазвитие и самообразование в рамках профессионально-прикладной подготовки (табл. 4).

алистов обладают высокой нервно-психической устойчивостью. Они способны переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушений поведения. На наш взгляд, это отражение эффективной организации профессионально-прикладной подготовки во время обучения в институте. Следствием этого является высокий уровень адаптации выпускников института к профессиональной деятельности в целом.

Проведя данное исследование, можно утверждать, что обеспечение необходимого уровня готовности выпускников зависит от правильной организации профессионально-прикладной подготовки. При этом организация подготовки должна ориентироваться на современные требования профессии и интересы нынешних

Т а блиц а 4.

Уровень служебно-профессиоиальной направленности выпускников

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Высокий 35% 41% 39% 58%

Достаточный 62% 47% 53% 30%

Удовлетворительный 3% 9% 7% 11%

Низкий 0% 3% 1% 1%

Подводя итог результатам опроса выпускников различных лет Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, можно сделать вывод, что большинство молодых специ-

сотрудников ОВД. Каждый этап обучения необходимо актуализировать в соответствии с уровнем формирования профессионально-прикладных умений и навыков.

Литература

1. Алдошин А.В., Тащиян А.А., Ефремова Т.Г., Кулахсзян С.К. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников полиции на этапе профессионального обучения // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2023. - № 1. - С. 3-9.

2. Канукоев А.М. Совершенствование общей физической подготовки слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 3A. - С. 74-80.

3. Карданов А.К. Вопросы оптимизации организации физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Современный ученый. - 2017. - № 3. - С. 149-152.

4. Лобжа М.Т. Теоретико-технологические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки: монография. - Санкт-Петербург, 2018. - 128 с.

5. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 4A. - С. 75-81.

6. Томас А.В., Желонкин В.В. Роль физического воспитания в профессиональной подготовке сотрудников полиции / Проблемы юриспруденции и педагогики высшей школы в работах молодых ученых: сборник Всероссийской научно-практической конференции. - 2021. - С. 152-156.

7. Танаева З.Р., Иванова Л.Ф., Костеркин П.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных задач в подразделениях МВД России // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20. - № S2. - С. 126-131.

8. Арсланов А.Ф., Шавалеев А.Ф. Интегративное обучение как способ формирования профессиональных компетенций // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 5. - С. 251-253.

9. Тюкин В.Г., Клочков Р.В., Книс Д.А. Вопросы совершенствования интегрированной практико-ориентированной профессионально-прикладной физической подготовки участковых уполномоченных полиции в условиях образовательной организации системы МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 242-244.

10. Мальченков Е.В., Мальченкова В.В. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2023. - № 23-2. - С. 283-284.

References

1. Aldoshin A.V., Tashchiyan A.A., Efremova T.G., Kulahszyan S.K. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov policii na etape professional'nogo obucheniya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. - 2023. - № 1. - S. 3-9.

2. Kanukoev A.M. Sovershenstvovanie obshchej fizicheskoj podgotovki slushatelej programm professional'nogo obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Pedagogicheskij zhurnal. - 2018. - T. 8. - № 3A. - S. 74-80.

3. Kardanov A.K. Voprosy optimizacii organizacii fizicheskoj podgotovki slushatelej po programmam professional'noj podgotovki MVD Rossii // Sovremennyj uchenyj. - 2017. - № 3. - S. 149-152.

4. Lobzha M.T. Teoretiko-tekhnologicheskie aspekty professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki: monografiya. - Sankt-Peterburg, 2018. - 128 s.

5. Nastuev E.B. Znachenie fizicheskoj podgotovki v professional'noj deyatel'nosti slushatelej programm professional'nogo obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Pedagogicheskij zhurnal. - 2018. - T. 8. - № 4A. - S. 75-81.

6. Tomas A.V., Zhelonkin V.V. Rol' fizicheskogo vospitaniya v professional'noj podgotovke sotrudnikov policii / Problemy yurisprudencii i pedagogiki vysshej shkoly v rabotah molodyh uchenyh: sbornik Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -2021. - S. 152-156.

7. Tanaeva Z.R., Ivanova L.F., Kosterkin P.D. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka budushchih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov k vypolneniyu sluzhebnyh zadach v podrazdeleniyah MVD Rossii // Chelovek. Sport. Medicina. -2020. - T. 20. - № S2. - S. 126-131.

8. ArslanovA.F., ShavaleevA.F. Integrativnoe obuchenie kak sposob formirovaniya professional'nyh kompetencij // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. - 2020. - № 5. - S. 251-253.

9. Tyukin V.G., Klochkov R.V., Knis D.A. Voprosy sovershenstvovaniya integrirovannoj praktiko-orientirovannoj professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki uchastkovyh upolnomochennyh policii v usloviyah obrazovatel'noj organizacii sistemy MVD Rossii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. - № 4 (77). - S. 242-244.

10. Mal'chenkov E.V., Mal'chenkova V.V. Teoreticheskie aspekty professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. - 2023. -№ 23-2. - S. 283-284.

(статья сдана в редакцию 04.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.