ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ*
THE USE OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF CADETS
УДК 796.42:37.037
A.A. ТРЕТЬЯКОВ,
кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород; Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород) [email protected]
ANDREY A. TRETYAKOV,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia; Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia)
A.A. ГОРЕЛОВ,
доктор педагогических наук, профессор (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, Якутск)
ALEXANDER A. GORELOV,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia)
Аннотация: в статье затрагивается вопрос о применении средств легкой атлетики в физической подготовке сотрудников полиции. Так, с одной стороны, сотрудник органов внутренних дел обязан быть готов к преследованию правонарушителя, а также быстро прийти на помощь пострадавшим. С другой стороны, упражнения легкой атлетики выступают доступным средством для поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Применение средств легкой атлетики, как доказано многими учеными, способствует развитию основных физических качеств. В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в оценке влияния регулярных занятий легкой атлетикой курсантами образовательных организаций МВД России на учебных занятиях физической подготовкой на уровень физической подготовленности. Исследование проводилось с курсантами третьего года обучения, проходящими службу в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. В общей сложности в эксперименте, который был рассчитан на 6 месяцев, приняло участие 2 учебных взвода общей численностью 52 человека, из них 16 девушек и 36 юношей. Для повышения уровня физической подготовленности и формирования у курсантов служебно-прикладных навыков по ускоренному передвижению были предложены средства из легкой атлетики для применения их на учебно-тренировочных занятиях. Так, для общей физической подготовки они применялись в подготовительной и заключительной частях занятия. Использование средств легкой атлетики в основной части занятия было направлено на формирование служебно-прикладных навыков преследования и задержания. Полученные результаты в ходе тестирования физической подготовленности указали на положительное влияние применения комплекса упражнений из легкой атлетики. Улучшение результатов в тестовых заданиях указывает на рост уровня физической подготовленности курсантов. Также можно отметить, что за время проведения эксперимента курсанты познакомились и овладели рядом прикладных умений, необходимых для ускоренного передвижения в различных условиях.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, легкая атлетика, ускоренное передвижение, прикладная физическая культура.
* Статья публикуется при поддержке гранта РНФ № 23-28-00643 «Инновационная среда оптимизации двигательных режимов студенческой молодежи».
Для цитирования: Третьяков А.А., Горелов А.А. Об эффективности применения средств легкой атлетики в физической подготовке курсантов // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 4. - С. 79-83.
Abstract: the article touches upon the issue of the use of athletics in the physical training of police officers. So, on the one hand, an employee of the internal affairs bodies must be ready to prosecute the offender, as well as quickly come to the aid of the victims. On the other hand, athletics exercises are an affordable means to maintain the necessary level of physical fitness. The use of athletics, proven by many scientists, contributes to the development of basic physical qualities. In this regard, the purpose of the study was proposed, which was to assess the impact of regular athletics classes by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on physical training classes on the level of physical fitness. The study was conducted with third-year cadets serving at the Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of Interior of Russia. In total, 2 training platoons with a total of 52 people, including 16 girls and 36 boys, took part in the experiment, which was beiing held for 6 months. To increase the level of physical fitness and the formation of cadets' service and applied skills for accelerated movement, funds from athletics were offered for their use in training sessions. So, for general physical training, they were used in the preparatory and final parts of the lesson. The use of athletics in the main part of the lesson was aimed at the formation of service-applied skills of harassment and detention. The results obtained during physical fitness testing indicated a positive effect of the use of a set of exercises from athletics. Improvement of results in test tasks indicates an increase in the level of physical fitness of cadets. It can also be noted that during the experiment, the cadets got acquainted and mastered a number of applied skills necessary for accelerated movement in various conditions.
Keywords: physical training, cadets, athletics, accelerated movement, applied physical culture.
For citation: Tretyakov A.A., Gorelov A.A. On the effectiveness of the use of athletics in the physical training of cadets // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. - № 4. - Р. 79-83.
Введение. Средства легкой атлетики занимают важное место в системе физической подготовки сотрудников полиции. С одной стороны, сотрудник органов внутренних дел обязан быть готов к преследованию правонарушителя, а также быстро прийти на помощь пострадавшим. С другой стороны, упражнения легкой атлетики выступают доступным средством для поддержания необходимого уровня физической подготовленности [1, 2, 3].
Применение средств легкой атлетики, как доказано многими учеными, способствует развитию основных физических качеств [4]. Что важно на этапе подготовки курсантов и слушателей к профессиональной деятельности. Регулярные занятия легкой атлетикой позволяют повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам, регулировать уровень физической подготовленности, поддерживать на должном уровне показатели функциональных систем организма, а также формировать морально-волевые качества [5, 6, 7, 8].
В нормативно-правовых документах, обуславливающих физическую подготовку сотрудников полиции, средства легкой атлетики рекомендуются применять в общефизической подготовке. Так, сотрудник полиции должен уметь преодолевать различные дистанции (100 м, 1 км, 3 км, 5 км). Упражнения из легкой атлетики применя-
ются на зачетных занятиях для оценки уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.
Помимо этого, необходимо отметить прикладное значение средств легкой атлетики [9, 10]. Сотрудник полиции осуществляет преследование не в спортивной форме и не на стадионе. Поэтому большое значение имеют занятия курсантов в различных природных условиях и в различной форме одежды для моделирования оперативно-служебных ситуаций.
В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в оценке влияния регулярных занятий легкой атлетикой курсантами образовательных организаций МВД России на учебных занятиях физической подготовкой на уровень физической подготовленности.
Организация и методы исследования. Для достижения поставленной цели было организовано исследование. Оно проводилось с курсантами третьего года обучения, проходящими службу в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. В эксперименте, который был рассчитан на 6 месяцев, приняло участие 2 учебных взвода общей численностью 52 человека, из них 16 девушек и 36 юношей.
Для оценки эффективности применения средств легкой атлетики на занятиях физической подготовкой применялся арсенал тесто-
сотрудников правоохранительных органов
вых упражнений, предусмотренных Наставлением по физической подготовке.
Результаты исследования и их обсуждение. Для повышения уровня физической подготовленности и формирования у курсантов слу-жебно-прикладных навыков по ускоренному передвижению были предложены средства из легкой атлетики для применения их на учебно-тренировочных занятиях. Так, для общей физической подготовки они применялись в подготовительной и заключительной частях занятия. Использование средств легкой атлетики в основной части занятия было направлено на формирование служебно-прикладных навыков преследования и задержания.
Поиск необходимых средств легкой атлетики для включения их в занятия производился исходя из анализа профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в результате которого были определены направления в совершенствовании физической подготовленности курсантов (см. рис. 1).
Для разносторонней оценки уровня физической подготовленности курсантов были предложены дополнительные тестовые задания. Результаты представлены в таблице 2.
Анализ результатов тестовых заданий оценки уровня физической подготовленности курсантов показывает положительную динамику во всех упражнениях. Достоверные изменения отмечены в ряде упражнений: наклон из положения лежа, наклон со скамейки, тест Фирилевой, тест Яроцкого.
Полученные результаты в ходе тестирования физической подготовленности указали на положительное влияние применения комплекса упражнений из легкой атлетики. Улучшение результатов в тестовых заданиях указывает на рост уровня физической подготовленности курсантов. Также можно отметить, что за время проведения эксперимента курсанты познакомились и овладели рядом прикладных умений, необходимых для ускоренного передвижения в различных условиях.
Легкая атлетика и ускоренное передвижение
Челночный бег Бег на короткие дистанции Бег на средние дистанции Бег на длинные дистанции
Бег по различным поверхностям Прыжки и метания Преодоление препятствий Применение БПБ после преследования
Рисунок 1. Разделы легкой атлетики, необходимые в профессиональной деятельности
сотрудников полиции
Разработанный комплекс средств легкой атлетики для повышения уровня физической подготовленности у курсантов применялся на занятиях по дисциплине «Физическая подготовка» в течение семестра.
Для оценки эффективности предложенных мер проводилось тестирование показателей физической подготовленности. Отдельно оценивалось изменение результатов в легкоатлетических упражнениях. Результаты представлены в таблице 1.
Результаты тестовых заданий из легкой атлетики продемонстрировали положительную динамику. В беговых заданиях время достоверно уменьшилось у девушек и юношей, а в метаниях и прыжках результаты увеличились. Данные изменения носили достоверный характер.
Заключение. Физическая подготовка сотрудников полиции - это сложный процесс, который должен совершенствоваться. Один из таких способов - использование средств из других видов спорта. Доступным и простым в выполнении являются упражнения из легкой атлетики. При этом задания могут носить прикладной характер в обучении курсантов.
Регулярное использование средств легкой атлетики в учебном процессе курсантов по дисциплине «Физическая подготовка» показало высокую эффективность. Поддержание и повышение уровня физической подготовленности девушек и юношей было обеспечено за счет применения средств легкой атлетики на занятиях. В тестовых заданиях отмечены положительные достоверные изменения. Помимо регулирования уровня физической подготовленности,
Таблица 1. Тестирование в упражнениях из легкой атлетики
Контрольное испытание Девушки Р Юноши Р
М±щ М±ш
10x10м ДО 29,8±2,4 + 26,3±2,3 +
после 28,3±2,1 24,8±2,1
4x20 м До 20,2±2,6 + 16,6±3,2 +
после 18,4±1,9 15,7±2,2
1 км До 283,5±19,8 + 208,7±16,3 +
после 265,4±21,1 199,8±14,7
3 км До 961,1±123,2 + 761,3±92,4 +
после 904,6±103,4 709,2±56,4
Прыжок в длину с разбега до 269,8±19,7 + 375,4±47,1 +
после 331,5±18,2 436,8±43,2
Метание гранаты До 19,4±4,1 + 33,7±5,9 +
после 25,3±3,9 41,3±4,6
Преодоление полосы препятствий До 148,3±11,2 +
после 119,7±14,3
Таблица 2. Оценка физической подготовленности курсантов
Показатели Отжимания (кол-во раз) Подтягивание (кол-во раз) Пресс (кол-во раз) 10 приседаний на время (сек) Наклон со скамейки (см) Тест Фирилевой (усл. ед.) Тест Яроцкого (сек)
ДО 10,53 51,87 10,67 10,73 5,28 15,63
Я 1,12 4,29 0,85 1,26 0,18 1,74
В ^ оа о> г-1 после 14,27 62,41 10,02 12,97 4,14 21,48
1,39 4,78 0,69 1,58 0,29 3,01
Р + + + +
до 40,98 14,11 60,15 9,52 5,12 6,57 16,79
1 о аз 3,56 1,25 3,85 0,78 0,43 0,63 1,58
после 47,85 17,22 68,41 9,01 9,87 4,41 20,72
£ 4,63 1,56 4,69 0,69 0,64 0,41 1,88
Р + + + +
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'23 82
формировались профессионально-прикладные умения, связанные с ускоренным передвижением, преодолением препятствий и преследованием правонарушителя.
Применение в физической подготовке сотрудников полиции всего арсенала средств физической культуры и спорта позволит повысить эффективность подготовки.
Литература
1. Зайцева Л.В. Совершенствование физической подготовленности студентов: организация спортивно-массовых мероприятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 100-103.
2. Канзафаров М.А. Физическая подготовка курсантов слушателей образовательных учреждений МВД России // Modern Science. - 2021. - № 10-1. - С. 319-322.
3. Томас А.В., Желонкин В.В. Роль физического воспитания в профессиональной подготовке сотрудников полиции / Проблемы юриспруденции и педагогики высшей школы в работах молодых ученых: сборник Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД Российской Федерации, 2021. С. 152-156.
4. Танаева З.Р., Иванова Л.Ф., Костеркин П.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных задач в подразделениях МВД России // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20. - № 2. - С. 126-131.
5. Гилев Г.А., Плешаков А.А. Повышение уровня здоровья студентов как следствие положительного мониторинга их физической подготовленности // Управление городом: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 8-14.
6. Кулешова М.В., Румба О.Г., Горелов А.А. Двигательная активность как средство социализации студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21. - № 3-4. - С. 79-88.
7. Лопатин Н.А., Шульгин А.И. Современный подход к учебному процессу в вузе по дисциплине «Физическая культура» // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 4. - С. 155-160.
8. Арсланов А.Ф., Шавалеев А.Ф. Интегративное обучение как способ формирования профессиональных компетенций // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 5. - С. 251-253.
9. Тюкин В.Г., Клочков Р.В., Книс Д.А. Вопросы совершенствования интегрированной практико-ориентированной профессионально-прикладной физической подготовки участковых уполномоченных полиции в условиях образовательной организации системы МВД России // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 242-244.
10. Мальченков Е.В., Мальченкова В.В. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2023. - № 23-2. - С. 283-284.
References
1. Zajceva L.V. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovlennosti studentov: organizaciya sportivno-massovyh meropriyatij // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2018. - T. 7. - № 3 (24). - S. 100-103.
2. Kanzafarov M.A. Fizicheskaya podgotovka kursantov slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Modern Science. - 2021. - № 10-1. - S. 319-322.
3. Tomas A.V., Zhelonkin V.V. Rol' fizicheskogo vospitaniya v professional'noj podgotovke sotrudnikov policii / Problemy yurisprudencii i pedagogiki vysshej shkoly v rabotah molodyh uchenyh: sbornik Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossijskoj Federacii, 2021. S. 152-156.
4. Tanaeva Z.R., Ivanova L.F., Kosterkin P.D. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka budushchih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov k vypolneniyu sluzhebnyh zadach v podrazdeleniyah MVD Rossii // CHelovek. Sport. Medicina. -2020. - T. 20. - № 2. - S. 126-131.
5. Gilev G.A., Pleshakov A.A. Povyshenie urovnya zdorov'ya studentov kak sledstvie polozhitel'nogo monitoringa ih fizicheskoj podgotovlennosti // Upravlenie gorodom: teoriya i praktika. - 2021. - № 4. - S. 8-14.
6. Kuleshova M.V., Rumba O.G., Gorelov A.A. Dvigatel'naya aktivnost' kak sredstvo socializacii studentov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2016. - T. 21. - № 3-4. - S. 79-88.
7. Lopatin N.A., Shul'gin A.I. Sovremennyj podhod k uchebnomu processu v vuze po discipline «Fizicheskaya kul'tura» // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2019. - № 4. - S. 155-160.
8. ArslanovA.F., Shavaleev A.F. Integrativnoe obuchenie kak sposob formirovaniya professional'nyh kompetencij // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. - 2020. - № 5. - S. 251-253.
9. Tyukin V.G., Klochkov R.V., Knis D.A. Voprosy sovershenstvovaniya integrirovannoj praktiko-orientirovannoj professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki uchastkovyh upolnomochennyh policii v usloviyah obrazovatel'noj organizacii sistemy MVD Rossii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. - № 4 (77). - S. 242-244.
10. Mal'chenkov E.V., Mal'chenkova V.V. Teoreticheskie aspekty professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. - 2023. -№ 23-2. - S. 283-284.
(статья сдана в редакцию 20.11.2023)
Проблемы правоохранительной деятельности 4'23 -
83