Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьяков Андрей Александрович, Горбатенко Андрей Васильевич, Ткаченко Алексей Иванович, Морев Дмитрий Геннадьевич

Актуальность. В статье отмечается, что успешность выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых заданий сотрудниками правоохранительных органов зависит не только от умелого владения специальными средствами и огнестрельным оружием, а в первую очередь от уровня физической подготовленности. Анализ документов выявил, что для оценки уровня физической подготовленности курсантов и сотрудников правоохранительных органов используется небольшой арсенал тестовых заданий. В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в разносторонней оценке уровня физической подготовленности курсантов. Использование широкого арсенала тестовых заданий для оценки уровня физической подготовленности курсантов позволит более точно прогнозировать профессиональную готовность будущих сотрудников полиции. Организация и методы исследования. Исследование было организовано в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. В нем приняли участие курсанты третьего года обучения, в количестве 120 курсантов (30 девушек и 90 юношей). Результаты исследования. Можно отметить, что молодые люди обладают низким уровнем развития физических качеств. Комплексная оценка физической подготовленности курсантов позволила выявить данную проблему. Что еще раз доказывает необходимость проведения комплексной оценки общей физической подготовленности курсантов. Заключение. Возможно, необходимо использовать комплексное тестирование физической подготовленности курсантов для стимулирования их к занятиям физическими упражнениями. Также система оценок по данным тестовым заданиям будет стимулировать молодых людей к повышению результатов, тем самым склоняя их к самостоятельным тренировкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьяков Андрей Александрович, Горбатенко Андрей Васильевич, Ткаченко Алексей Иванович, Морев Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE LEVEL OFPHYSICAL FITNESS OF CADETS

Relevance. The article notes that the success of the performance of operational and combat tasks by law enforcement officers depends not only on the skillful possession of special means and firearms, but primarily on the level of physical fitness. Analysis of the documents revealed that a small arsenal of test tasks is used to assess the level of physical fitness of cadets and law enforcement officers. In this regard, the purpose of the study was proposed, which consisted in a comprehensive assessment of the level of physical fitness of cadets. Using a wide arsenal of test tasks to assess the level of physical fitness of cadets will allow you to more accurately predict the professional readiness of future police officers. Organization and methods of research. The study was organized at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. It was attended by cadets of the third year of study, in the number of 120 cadets (30 girls and 90 boys). The results of the study. It can be noted that young people have a low level of development of physical qualities. A comprehensive assessment of the physical fitness of the cadets made it possible to identify this problem. Which once again proves the need for a comprehensive assessment of the overall physical fitness of cadets. Conclusion. It may be necessary to use comprehensive testing of cadets' physical fitness to encourage them to engage in physical exercises. Also, the evaluation system based on these test tasks will encourage young people to improve their results, thereby inclining them to independent training.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ»

УДК 796.011.3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ

Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Васильевич Горбатенко, старший преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород; Алексей Иванович Ткаченко, кандидат .педагогических наук, доцент, Дмитрий Геннадьевич Морев, кандидат .педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва

Аннотация

Актуальность. В статье отмечается, что успешность выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых заданий сотрудниками правоохранительных органов зависит не только от умелого владения специальными средствами и огнестрельным оружием, а в первую очередь от уровня физической подготовленности. Анализ документов выявил, что для оценки уровня физической подготовленности курсантов и сотрудников правоохранительных органов используется небольшой арсенал тестовых заданий. В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в разносторонней оценке уровня физической подготовленности курсантов. Использование широкого арсенала тестовых заданий для оценки уровня физической подготовленности курсантов позволит более точно прогнозировать профессиональную готовность будущих сотрудников полиции. Организация и методы исследования. Исследование было организовано в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. В нем приняли участие курсанты третьего года обучения, в количестве 120 курсантов (30 девушек и 90 юношей). Результаты исследования. Можно отметить, что молодые люди обладают низким уровнем развития физических качеств. Комплексная оценка физической подготовленности курсантов позволила выявить данную проблему. Что еще раз доказывает необходимость проведения комплексной оценки общей физической подготовленности курсантов. Заключение. Возможно, необходимо использовать комплексное тестирование физической подготовленности курсантов для стимулирования их к занятиям физическими упражнениями. Также система оценок по данным тестовым заданиям будет стимулировать молодых людей к повышению результатов, тем самым склоняя их к самостоятельным тренировкам.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, уровень подготовленности, курсанты, образовательные организации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p463-467

DETERMINATION OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF CADETS

Andrey Aleksandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Andrey Va-silyevich Gorbatenko, the senior teacher, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, Belgorod; Alexey Ivanovich Tkachenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Dmitriy Gennadievich Morev, candidate of pedagogical sciences, associate professor, docent, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Moscow

Abstract

Relevance. The article notes that the success of the performance of operational and combat tasks by law enforcement officers depends not only on the skillful possession of special means and firearms, but primarily on the level of physical fitness. Analysis of the documents revealed that a small arsenal of test tasks is used to assess the level of physical fitness of cadets and law enforcement officers. In this regard, the purpose of the study was proposed, which consisted in a comprehensive assessment of the level of physical fitness of cadets. Using a wide arsenal of test tasks to assess the level of physical fitness of cadets will allow you to more accurately predict the professional readiness of future police officers. Organization and methods of research. The study was organized at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. It was attended by cadets of the third year of study, in the number of 120 cadets (30 girls and 90 boys). The results of the study. It can be noted that young people have a low level of development of physical qualities. A comprehensive assessment of the physical fitness of the cadets made it possible to identify this problem. Which once again proves the need for a compre-

hensive assessment of the overall physical fitness of cadets. Conclusion. It may be necessary to use comprehensive testing of cadets' physical fitness to encourage them to engage in physical exercises. Also, the evaluation system based on these test tasks will encourage young people to improve their results, thereby inclining them to independent training.

Keywords: physical culture, physical training, level of preparedness, cadets, educational organizations.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых заданий сотрудниками правоохранительных органов зависит не только от умелого владения специальными средствами и огнестрельным оружием, а в первую очередь от уровня физической подготовленности [1].

Достижение курсантами должного уровня физической подготовленности за время обучения в образовательных организациях МВД России является важнейшей задачей. И этому за время обучения курсантов уделяют большое внимание. Ведь профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов связана с защитой здоровья и жизни, обеспечения правопорядка и пресечения правонарушений [3]. Высокий уровень физической подготовленности в свою очередь позволяет обеспечить достаточную профессиональную работоспособность, необходимый резерв функциональных возможностей и быструю адаптацию к меняющимся условиям [2].

Значимость физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов закреплена на законодательном уровне [4]. Мало того, что сотрудник должен обладать должным уровнем физической подготовленности, он обязан умело применять свои физические способности.

Анализ нормативно-правовых документов выявил, что для оценки уровня физической подготовленности курсантов и сотрудников правоохранительных органов используется небольшой арсенал тестовых заданий [4]. В основном данные задания направлены на оценку силовых качеств и быстроты. Для оценки столь важных координационных способностей нет тестовых заданий. Также не оценивается гибкость.

В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в разносторонней оценке уровня физической подготовленности курсантов. Использование широкого арсенала тестовых заданий для оценки уровня физической подготовленности курсантов позволит более точно прогнозировать профессиональную готовность будущих сотрудников полиции.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было организовано в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. В нем приняли участие курсанты третьего года обучения факультета обеспечения безопасности на транспорте. В общей сложности к тестированию были привлечены около 120 курсантов (30 девушек и 90 юношей).

Тестирование проводилось на занятиях по физической подготовке в летнее время. Для оценки уровня физической подготовленности использовались следующие тесты: подтягивания, подъем переворотом, подъем силой, поднос к перекладине, сгибания и разгибания рук на брусьях, силовое комплексное упражнение, сгибания и разгибания рук от пола, наклоны из положения лежа в течение 1 минуты, бег 100 м, бег 1 км, бег 3 км, челночный бег 10х10 м, челночный бег 4х20 м, тест Фирилевой, тест Яроцкого, проба Ромб-ерга, наклон со скамейки. Девушки не выполняли тестовые задания на перекладине и брусьях. Тестовые задания были предложены из рабочей программы дисциплины и доступной литературы [2] Оценка результатов производилась с помощью с опорой на эти же источники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ отчетных документов, описывающих результаты проверок образовательных организаций МВД, выявил успешную сдачу курсантами нормативов по физической подготовке. В рамках данных мероприятий, обучающимся предлагается два тестовых задания - челночный бег и силовое упражнение. Трудностей с выполнением данных заданий у молодых людей не возникает. Отмечаются проблемы с владением боевыми приемами борьбы. Возможно, недостаточный уровень общей физической подготовленности оказывает влияние на владение курсантами сложными двигательными действиями. Что негативно сказывается на их профессиональной готовности.

В связи с этим была предпринята попытка оценить уровень физической подготовленности курсантов с использованием разнообразных тестовых заданий. В таблице 1 представлены результаты тестовых заданий для оценки силовых способностей у юношей. Таблица 1 - Результаты тестовых заданий для оценки силовых способностей у юношей

Подтягивание Оценка Подъем переворотом Оценка Подъем силой Оценка Поднос ног к перекладине Оценка Сгиб. и разгиб. рук на брусьях Оценка

юноши среднее 11,50 2,94 3,38 3,06 3,19 2,75 10,81 3,06 13,25 3,00

ошибка 3,79 0,21 0,24 0,81 0,08 0,95 0,40 0,81 0,24 0,25

Полученные результаты в ходе выполнения упражнений на перекладине и брусьях соответствуют оценке удовлетворительно. При этом расчет среднего арифметического оценки указывает на то, что уровень пороговый (минимальный). Можно отметить упражнение «подъем силой», где средний балл составил 2,75±0,95. Данный результат говорит о неготовности, низком уровне силовых способностей, некоторых молодых людей выполнять данное упражнение.

В следующей таблице представлены результаты тестов для определения уровня развития силовой выносливости у девушек и юношей.

Таблица 2 - Результаты тестовых заданий для оценки силовой выносливости

СКУ Оценка Сгибания и разгибания. рук от пола Оценка Наклоны вперед в течение 1 мин Оценка

юноши среднее 4,00 4,00 36,17 4,98 32,71 4,21

ошибка 1,67 1,67 3,40 1,05 5,63 3,47

девушки среднее 30,70 3,20 6,30 2,90 27,50 4,10

ошибка 3,47 0,27 1,59 0,97 1,34 0,66

Оценивая результаты юношей, можно отметить, что в данной группе тестовых заданий у них средний балл составил выше 4. Что нельзя сказать про девушек. Так средний балл в отжиманиях составил 2,90±0,97. А результат выполнения наклонов в течение минуты составил 27,50±1,34, что оценивается как 4,10±0,66.

В таблице 3 представлены результаты беговых тестовых заданий. В них оценивались быстрота, выносливость и координационные способности.

Таблица 3 - Результаты тестовых заданий для оценки скоростных способностей и выносливости

100 м Оценка 1 км Оценка 3 км Оценка Челночный бег 10х10 м Оценка Челночный бег 4х20 м Оценка

юноши среднее 14,08 3,88 3,76 3,31 12,78 3,06 26,59 3,50 17,18 3,81

ошибка 1,88 0,36 0,37 0,25 1,86 0,57 1,17 0,59 1,55 0,72

девушки среднее 17,02 3,00 4,48 3,30 17,29 3,00 31,78 3,80 19,78 3,90

ошибка 2,54 0,33 0,12 0,64 1,10 0,89 1,13 0,23 1,84 0,23

Можно отметить, что с выполнением беговых заданий у курсантов сложностей нет. Средний балл по всем нормативам соответствует оценке удовлетворительно. К сожале-

нию, уровень результатов не достигает оценки хорошо. Что указывает также на пороговый уровень подготовленности курсантов.

В следующей таблице отражены результаты тестовых заданий для определения уровня развития координационных способностей и гибкости.

Таблица 4 - Результаты тестовых заданий для оценки координационных способностей и гибкости

Тест Фи-рилевой Оценка Тест Яроцкого Оценка Проба Ромберга Оценка Наклон со скамейки Оценка

юноши среднее 4,53 3,51 5,48 2,11 10,40 3,42 1,98 2,43

ошибка 1,24 0,73 0,34 0,89 1,68 0,62 0,60 0,81

девушки среднее 4,38 3,64 7,33 2,23 16,80 4,11 5,12 3,4

ошибка 0,14 0,72 0,88 0,93 1,80 0,56 0,95 0,45

Оценка координационных способностей показывает, что у многих курсантов результаты в тестовых заданиях низкие. Выявлены сложности при выполнении динамических и статических проб. Хотя сотрудник полиции должен обладать достаточным уровнем развития координационных способностей. Из всех проб можно выделить результаты девушек в пробе Ромберга. Средний результат в данной пробе соответствует оценке хорошо. Оценивая гибкость, отмечены низкие результаты в тесте наклон со скамьи.

Подводя итог анализу результатов тестирования уровня физической подготовленности курсантов, можно отметить, что молодые люди обладают низким уровнем развития физических качеств. Комплексная оценка физической подготовленности курсантов позволила выявить данную проблему. Что еще раз доказывает необходимость проведения комплексной оценки общей физической подготовленности курсантов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая подготовка в органах внутренних дел занимает важное место в слу-жебно-профессиональной подготовке. От уровня физической подготовленности сотрудника зависит успешность выполнения служебных задач. Также напрямую зависят работоспособность, уровень общего здоровья, психологическая устойчивость и возможность организма быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

Анализ результатов тестирования курсантов, будущих сотрудников полиции, показывает, что на этапе становления они обладают низким уровнем физической подготовленности. Что определяет высокую заболеваемость, травматизм и низкий уровень владения боевыми примами борьбы.

Возможно, использование комплексного тестирования развития физических качеств курсантов позволит стимулировать их к повышению уровня подготовленности. Также система оценок по данным тестовым заданиям будет стимулировать молодых людей к повышению результатов, тем самым склоняя их к самостоятельным тренировкам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов Н.А. Организация и методика проведения учебных занятий у курсантов по дисциплине «Физическая подготовка» / Н.А. Воронов // Человек и современный мир. - 2019. - № 6 (31). С. 3-8.

2. Журавлев А.А. Физическая подготовка как основа воспитания у курсантов и слушателей морально--волевых и нравственных качеств / А.А. Журавлев, В.М. Макаров // NovaInfo.Ru. -2017. - Т. 2, № 62. - С. 321-324.

3. Канзафаров М.А. Физическая подготовка курсантов слушателей образовательных учреждений МВД России / М.А. Канзафаров // Modern Science. - 2021. - № 10-1. - С. 319-322.

4. Князев С.А. Самостоятельная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России / С.А. Князев, А.В. Корнаушенко, В.В. Желонкин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2019. - № 2 (37). - С. 173-174.

5. Пустозеров А.И. Оздоровительная физическая культура: учеб.-метод. пособие. / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев. - Челябинск : ЮУрГУ, 2008.-85 с.

REFERENCES

1. Voronov, N.A. (2019), "Organization and methods of conducting training sessions for cadets in the discipline "Physical training", Man and the modern world, No. 6 (31). pp. 3-8.

2. Zhuravlev, A.A., Makarov, V.M. (2017), "Physical training as the basis for educating cadets and listeners morally-volitional and moral qualities", NovaInfo.Ru, Vol. 2. No. 62. pp. 321-324.

3. Kanzafarov, M.A. (2021), "Physical training of cadets of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Modern Science, No. 10-1. pp. 319-322.

4. Knyazev, S.A., Kornaushenko, A.V., Zhelonkin, V.V. (2019), "Independent physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (37). pp. 173-174.

5. Pustozerov, A.I., Gostev, A.G. (2008), Health-improving physical culture: studies.- method. Manual, Chelyabinsk.

Контактная информация: delphin87@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2022

УДК 796.88

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ

Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, доцент, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Евгений Анатольевич Пронин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург; Виталий Николаевич Максимов, кандидат педагогических наук, доцент, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Екатерина Михайловна Шулева, ассистент, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург; Шамиль Юрьевич Гвашев, старший преподаватель, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению методических установок тренировочного процесса спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой. Были рассмотрены основные концепции спортивной тренировки спортсменов по тяжёлой атлетике, эмоциональная подготовка, а также спортивная форма спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой. Установлено, что повышение нагрузки должно идти медленно. Целесообразнее это делать после небольшого спада или сохранения определенной нагрузки в течение некоторого времени. Организм не способен сразу освоить повышенную нагрузку и быстро выработать необходимые качества. Нагрузка, прежде всего, должна соответствовать функциональным возможностям спортсмена. Выявлено, что важную роль играет принцип индивидуализации в методике тренировки. Реакция организма спортсмена на нагрузку индивидуальна. В зависимости от течения восстановительных процессов и строится вся тренировка, ее объем и интенсивность.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, методика, тренировка, спортивная форма, принципы спортивной тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p467-471

METHODS OF TRAINING ATHLETES IN WEIGHTLIFTING

Alexander Sergeevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg; Evgeny Anatolyevich Pronin, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; Vitaly Niko-laevich Maksimov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg; Ekaterina Mikhailovna Shuleva, the assistant, St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg; Shamil Yurievich Gvashev, the senior teacher, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, Saint Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.