вершенствования функциональной подготовленности при больших тренировочных нагрузках : материалы конференции. - Киев, 2016. - С. 13-15.
2. Жмарев, Н.В. Тренировка гребцов / Н.В. Жмарев. - Москва : Физкультура и спорт, 2012.
- 111 с.
3. Математический анализ показателей физического состояния спортсмена и прогнозирование его функциональной формы / А.А. Иванова, Н.В. Рыжкин, Т.А. Степанова, Е.А. Нурдыгин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2 (79). - С. 50-54.
4. Клешнев, В.В. Особенности гребли на эргометрах и их значения в подготовке гребцов академистов. / В.В. Клешнев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - C. 21-26, 39.
REFERENCES
1. Dyachenko, A.Yu. (2016), "Methods of testing and evaluating the level of development of components of special endurance of qualified rowers", Reserve opportunities for improving functional readiness at high training loads, materials conference, Kiev, pp. 13-15.
2. Zhmarev. N.V. (2012), Training of rowers, Physical culture and sport, Moscow.
3. Ivanova, A.A., Ryzhkin, N.V., Stepanova, I.A., and Nyrdugin, E.A. (2019), "Mathematical analysis of indicators of physical condition of the athlete and prediction of its functional form", Physical education: education, training, No. 2 (79), pp. 50-54.
4. Kleshnev, V.V. (2015), "Features of rowing on Ergometers and their significance in the training of academic rowers", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 21-26, 39.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.05.2020
УДК 796.011.3
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ УЧИЛИЩ ЛЕТЧИКОВ
Александр Михайлович Рыльцов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Ви-надиктович Бочков, доцент, Назир Казанбекович Агабеков, преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков
Аннотация
В профессионально-прикладной физической подготовке курсантов высших военных авиационных училищ летчиков доминируют обобщенные тренировочные средства, используются усредненные оценочные показатели физической подготовленности, что не позволяет продуктивно реализовать их двигательные возможности в условиях боевой обстановки. Необходим дифференцированный подход к развитию физических качеств, чтобы полнее реализовать двигательные возможности военнослужащих, распределяя их на скоростные, силовые, выносливые, координационные и не актуализированные моторные типологические группы. Цель - определить наиболее значимые физические упражнения для повышения профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов различных моторных типологических групп. Задача - определить особенности структуры физической подготовленности у военнослужащих различных моторных типологических групп. Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании наиболее важных физических упражнений для курсантов каждой моторной типологической группы для повышения уровня сформированности их профессионально-прикладной физической подготовленности. В работе применялись теоретический анализ литературных источников, контрольные педагогические испытания и методы математической статистики. Исследование проводилось в марте-октябре 2019 года на базе авиационного училища летчиков, в них принимали участие 156 курсантов первого и второго курсов обучения. У военнослужащих каждой моторной типологической группы проводилось тестирование (начальное и конечное), определялась взаимосвязь профессионально значимых показателей с результатами их физической подготовленности, составлялись дендрограм-мы взаимосвязи анализируемых показателей, выявлялась стволовая часть (наиболее важные физические качества), ветви распределения характеристик физической подготовленности, представля-
лась иерархия значимости развития физических способностей. По нашим данным, у курсантов высших военных авиационных училищ летчиков различных моторных типологических групп значительно различается структура взаимосвязи показателей их физической подготовленности, которая требует дифференцирования тренировочных средств и поиска рациональной направленности физической подготовки.
Ключевые слова: дифференциация, физическая подготовка, типологические моторные группы, курсанты авиационных училищ летчиков, тесты, специфические тренировочные средства, физические упражнения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p377-381
DIFFERENTIATED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY AVIATION
SCHOOLS OF PILOTS
Alexander Mikhailovich Ryltsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Audrey Vinadiktovich Bochkov, the senior lecturer, Nazir Kazanbekovich Agabekov, the teacher, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots
Abstract
In the professional and applied physical training of cadets of higher military aviation schools of pilots, the generalized training tools dominate, and the average estimated indicators of physical fitness are used, which does not allow them to effectively implement their motor capabilities in the combat situation. The differentiated approach to the development of physical qualities is necessary to fully realize the motor capabilities of military personnel, distributing them into high-speed, power, endurance, coordination, and non-actualized motor typological groups. The goal is to determine the most significant physical exercises to improve the professional and applied physical fitness of the cadets of various motor typological groups. The task is to determine the features of the structure of physical fitness in military personnel of various motor typological groups. The practical significance of the research results consists in the use of the most important physical exercises for cadets of each motor typological group to increase the level of formation of their professional and applied physical fitness. Theoretical analysis of the literary sources, control pedagogical tests and methods of mathematical statistics were used in the work. The study was conducted in March-October 2019 based on the Krasnodar higher military aviation school of pilots, 156 cadets of the 1st and 2nd courses of training took part in them. The servicemen of the motor of each typological group were tested (initial and final), there was determined the relationship of professionally significant indicators with the results of their physical fitness, it has compiled the dendrogram of relationship of analyzed parameters was detected, a stem part (the most important physical quality), the branches of distribution of the characteristics of physical fitness, presented the hierarchy of the importance of development of physical abilities. According to our data, the cadets of higher military aviation schools of pilots of various motor typological groups have significantly different structure of the relationship of indicators of their physical fitness, which requires differentiation of training tools and the search for the rational orientation of physical training.
Keywords: differentiation, physical training, typological motor groups, cadets of aviation schools of pilots, tests, specific training tools, physical exercises.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время физическая подготовка курсантов высших военных училищ требует модернизации, а также существенного повышения уровней развития профессионально-значимых физических способностей [1, 2]. Однако в учебно-тренировочном процессе высших военных образовательных заведений доминируют обобщенные средства физической подготовки, применяются усредненные оценочные показатели, что не позволяет продуктивно реализовать двигательные возможности защитников Родины [3, 4]. Для повышения профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов высших военных авиационных училищ летчиков необходим дифференцированный подход к развитию их физических качеств.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе применялись теоретический анализ литературных источников, контрольные педагогические испытания и методы математической статистики. Исследование проводилось в марте-октябре 2019 года на базе авиационного училища летчиков, в них принимали участие 156 курсантов первого и второго курсов обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Курсанты авиационного училища летчиков были распределены на различные моторные типологические группы на основе доминирования физических качеств. Наибольшее количество военнослужащих было отнесено к силовой (58 чел., 37,2%) моторной типологической группе, далее следует скоростная (45 чел., 28,8%), координационная (26 чел., 16,7%) и выносливая (17 чел., 9,0%) группы, а замыкают этот рейтинг военнослужащие неактуализированной группы (10 чел., 8,3%).
Для курсантов каждого моторного типа развития дважды (начальное и конечное) проводилось тестирование физической подготовленности, определялась взаимосвязь между показателями контрольных тестовых заданий (бег 100 м, бег на 5 км, челночный бег 10^10 м, подтягивание на перекладине) и результатами физической подготовленности (бег 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, становая динамометрия, бег на 1 км, метание набивного мяча, поднимания и опускания туловища, наклон туловища вперед). У занимающихся скоростной моторной типологической группы развития выявлена взаимосвязь (начальное обследование) между результатами бега на 100 м и характеристиками бега на 30 м (г = 0,775), прыжка в длину с места (г = - 0,681) и челночного бега 3*10 м (г = 0,672). У данного контингента испытуемых на результаты бега на 5 км наиболее существенное влияние оказывали показатели бега на 1 км (г = 0,735). Скоростные (бег 30 м) и скоростно-силовые (прыжок в длину с места) способности также оказывали достоверное влияние на результаты данного упражнения, но в меньшей степени.
Существенное влияние на результаты подтягивания на перекладине оказывали показатели становой динамометрия (г=0,715), бега на 30 м (г = 0,624) и метания набивного мяча (г = 0,594). По нашим данным, на результативность челночного бега 10*10 м оказывали влияние, прежде всего, показатели бега на 1 км (г = 0,822) и бега на 30 м (г = 0,775).
У военнослужащих силового моторного типа развития результаты бега на 100 м в основном определялись показателями бега на 30 м (г = 0,772) и прыжка в длину с места (г = - 0,672). На результаты бега на 5 км выраженное влияние оказывали показатели бега на 1 км (г = 0,774), становой динамометрии (г = - 0,694) и бега на 30 м (г = 0,719). В подтягивании на перекладине наиболее важными следует считать показатели метания набивного мяча (г = 0,644) и становой динамометрии (г = 0,622).
У обучаемых выносливого моторного типа развития результаты бега на 100 м взаимосвязаны с показателями становой динамометрии (г = - 0,694) и бега на 30 м (г = 0,670). В беге на 5 км в большей степени выражено влияние показателей бега на 1 км (г = 0,785), прыжка в длину с места (г =-0,694) и бега на 30 м (г = 0,634). В подтягивании на перекладине наиболее значимыми являлись показатели метания набивного мяча (г = 0,655) и становой динамометрии (г = 0,615). В челночном беге 10*10 м на высоком уровне значимости проявлялась взаимосвязь результатов челночного бега 3*10 м (г = 0,885) и бега на 1 км (г = 0,745).
У курсантов координационного моторного типа развития результаты бега на 100 м обусловлены показателями бега на 30 м (г = 0,715), челночного бега 3*10 м (г = 0,641) и становой динамометрии (г = - 0,545). В основном показатели бега на 1 км обеспечивали результативность военнослужащих в кроссе на 5 км. Характеристики метания набивного мяча (г = 0,645) и становой динамометрии (г = 0,634) обуславливали результативность подтягиваний на перекладине у данного контингента обследуемых. В основном показатели челночного бега 3*10 м (г = 0,710), бега на 30 м (г = 0,705) и бега на 1 км (г = 0,643)
обуславливали результативность курсантов в челночном беге 10*10 м.
У военнослужащих неактуализированного моторного типа развития результаты бега на 100 м во многом зависели от показателей челночного бега 3*10 м (г = 0,747) и бега на 30 м (г = 0,723), а в беге на 5 км - от характеристик бега на 1 км (г = 0,745). У занимающихся данной моторной типологической группы показатели становой динамометрии оказывали наибольшее влияние на результаты подтягивания на перекладине (г = 0,745). Результаты бега на 30 м (г = 0,733) и челночного бега 3*10 м (г = 0,704) определяли результативность челночного бега 10*10 м.
Анализ результатов начального и конечного обследований показал, что у курсантов различных моторных типологических групп полученные соответствующие взаимосвязи показателей не претерпели существенных изменений у различного контингента обследуемых, вместе с тем значительно различалась структура взаимосвязи показателей физической подготовленности, что указывает на необходимость дифференцирования тренировочных средств в процессе повышения их профессионально-прикладной физической подготовленности. На основании этих утверждений для военнослужащих каждой моторной типологической группы определялся специфический рациональный набор физических упражнений для существенного повышения уровня сформированности их профессионально-прикладной физической подготовленности, выявлялась оптимальная направленность физической подготовки в процессе учебно-тренировочной деятельности.
Иерархия значимости физических качеств у курсантов каждой моторной типологической группы определялась методом максимального корреляционного пути на основе анализа особенностей структуры их физической подготовленности: выделялась стволовая часть или центральное звено (наиболее значимые физические качества) и ветви показателей физической подготовленности (величина их значимости определялась по величине коэффициентов корреляции). Для курсантов каждой моторной типологической группы целесообразно использовать преимущественно наиболее значимые физические упражнения с их разновидностями, Нами представлен перечень приоритетных средств для каждой моторной типологической группы курсантов:
- скоростная группа: бег 30 м, прыжок в длину с места, поднимания и опускания туловища, челночный бег 3*10 м;
- силовая группа: бег на 1 км, становая динамометрия, прыжок в длину с места, бег 30 м, поднимания и опускания туловища;
- координационная группа: бег 30 м, челночный бег 3*10 м, метание набивного мяча, прыжок в длину с места:
- выносливая группа: челночный бег 3*10 м, поднимания и опускания туловища, бег 1 км, бег 30 м ,прыжок в длину с места;
- неактуализированная группа: бег на 1 км, прыжок в длину с места, бег 30 м, метание набивного мяча.
Вывод. Каждая моторная типологическая группа курсантов имеет характерные особенности в структуре их физической подготовленности, требует специфического набора средств для повышения профессионально-прикладной физической подготовленности, располагает наиболее значимыми физическими качествами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 10.11 2007 г. № 1495 (ред. от 24.10.2018). - Москва : Эксмо, 2018. - 704 с.
2. Рыльцов, А.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высшего военного авиационного училища летчиков / А.М. Рыльцов, А.В. Бочков, Н.К. Агабеков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 263-267.
3. Сорокин, В.П. Особенности физической подготовки военнослужащих Учебных центров по подготовке младших специалистов Сухопутных войск / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, В.А. Ис-
ламов // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - № 4 (37). - С. 10-14.
4. Черпаков, А.И. Зарубежный опыт организации физической подготовки сотрудников полиции и пенитенциарной системы / А.И. Черпаков // Современное право. - № 7. - 2006. - URL : https://www.sovremennoepravo.ru/rn/articles/view/ (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation (2007), On the approval of common military charters of the Armed Forces of the Russian Federation, Exmo, Moscow.
2. Ryltsov, A.M., Bochkov, A.V. and Agabekov N.K. (2019), "Professionally-applied physical training of cadets of higher military aviation school of pilots", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (181), pp. 263-267.
3. Sorokin V.P., Androsov A.M. and Islamov V.A. (2015), "Features of the physical training of servicemen of the Ground Forces Junior Specialist Training Centers", Extreme human activity, No. 4 (37). pp. 10-14.
4. Cherpakov, A.I. (2006), "Foreign experience in organizing the physical training of police and the penitentiary system", Modern law, No. 7, available at: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2020
УДК 796.011.3
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ УЧЕБНЫХ
ЗАНЯТИЙ
Талгат Абаевич Сагиев, кандидат педагогических наук, Омский государственный технический университет; Наталья Васильевна Матюнина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет; Эдуард Владимирович Кладов, кандидат педагогических наук, Омский государственный университет
путей сообщения
Аннотация
В исследовании установлено, что студенты первого курса в первом учебном семестре испытывают сложности при выполнении физической нагрузки на практических занятиях, предусмотренных учебной программой вуза по дисциплине Прикладная физическая культура в связи с имеющимся у них низким уровнем функциональной и силовой подготовленности. Авторы разработали и представили в статье модульную технологию функциональной и скоростно-силовой подготовки студентов на занятиях с учётом уровня их физической подготовленности.
Ключевые слова: студенты технического вуза, модульная технология, скоростно-силовая подготовленность, физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p381-385
MODULAR TECHNOLOGY OF FUNCTIONAL AND SPEED-STRENGTH TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF TRAINING
SESSIONS
Talgat Abaevich Sagiev, the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Technical University; Natalia Vasilyevna Matyunina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Pedagogical University; Eduard Vladimirovich Kladov, the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Transport University
Abstract
The study has found that the first-year students in the first academic semester experience difficulties when performing physical activity in practical classes, provided by the University's curriculum for the