Научная статья на тему 'Исследование межличностного аспекта культуры доверия будущих учителей'

Исследование межличностного аспекта культуры доверия будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДОВЕРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / CULTURE OF TRUST / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE EDUCATORS’ PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушак Алла Федоровна, Сметанина Мария Николаевна

В статье рассматривается понятие и структура культуры доверия. На основе опроса студентов педагогических специальностей, оценки выполнения заданий, метода экспертных оценок изучается межличностный аспект культуры доверия, т.е. их культура доверия преподавателям. Предлагаются критерии и показатели оценки культуры доверия. Описаны уровни межличностного аспекта культуры доверия будущих учителей. Анализируется роль культуры доверия в профессиональной подготовке будущих учителей. Сделан вывод о необходимости целенаправленно формировать культуру доверия будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушак Алла Федоровна, Сметанина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of teachers-to-be culture of trust interpersonal aspect

The concept and structure of culture of trust is discussed. On the basis of a survey among pedagogical students, their doing tasks and the method of experts’ evaluation students’ interpersonal aspect of culture of trust, i.e. culture of trust to lecturers, is studied. Criteria and indicators of culture of trust assessment are suggested. The levels of interpersonal aspect of culture of trust are described. The role of culture of trust in future educators’ training is analyzed. The conclusion about the need to purposefully build future educators’ culture of trust is made.

Текст научной работы на тему «Исследование межличностного аспекта культуры доверия будущих учителей»

Сведения об авторе: Лазарева Оксана Петровна,

кандидат социологических наук, доцент,

доцент кафедры иностранных языков

и межкультурной профессиональной

коммуникации,

Тюменский государственный

университет,

г. Тюмень, Российская Федерация. &mail: opl-tyumen@mail.ru

Information about the author: Lazareva Oksana Petrovna,

Candidate of Sciences (Sociology),

Academic Title of Associate Professor

Associate Professor,

Department of Foreign Languages

and Intercultural Professional Communication,

Tyumen State University,

Tyumen, Russia.

E-mail: opl-tyumen@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480.26

А.Ф. Матушак, М.Н. Сметанина исследование межличностного аспекта

культуры доверия будущих учителей

В статье рассматривается понятие и структура культуры доверия. На основе опроса студентов педагогических специальностей, оценки выполнения заданий, метода экспертных оценок изучается межличностный аспект культуры доверия, т.е. их культура доверия преподавателям. Предлагаются критерии и показатели оценки культуры доверия. Описаны уровни межличностного аспекта культуры доверия будущих учителей. Анализируется роль культуры доверия в профессиональной подготовке будущих учителей. Сделан вывод о необходимости целенаправленно формировать культуру доверия будущих учителей.

Ключевые слова: культура доверия, профессиональная подготовка, подготовка будущих учителей.

A.F. Matuszak, M.N. Smetanina

research of teachers-to-be culture of trust interpersonal aspect

The concept and structure of culture of trust is discussed. On the basis of a survey among pedagogical students, their doing tasks and the method of experts' evaluation students' interpersonal aspect of culture of trust, i.e. culture of trust to lecturers, is studied. Criteria and indicators of culture of trust assessment are suggested. The levels of interpersonal aspect of culture of trust are described. The role of culture of trust in future educators' training is analyzed. The conclusion about the need to purposefully build future educators' culture of trust is made.

Key words: culture of trust, professional training, future educators' professional training.

Современное профессиональное образование в России традиционно предполагает наличие двух субъектов - преподавателя и студента. Но такой состав участников процесса профессиональной подготовки не является неоспоримым. Западные системы профессионального

образования все больше подчеркивают целесообразность перехода от обучения к учению, ставя под сомнение необходимость преподавателя в процессе профессиональной подготовки студента, а также указывая на изменение ролей преподавателей и студентов в учебном про-

ф ç

си H s

т >.

ю

ф CÛ

о ч ъ

.0

га

ф с о го

го

X ^

X

го

н ф

о

<

цессе. Эта точка зрения высказывается в работах Э. Пежицкой [7], Ч. Плевкой [8], Дж. Лоран [5]. Ее придерживается целый ряд других ученых в разных странах [3; 4; 9].

Изменение ролей участников процесса профессиональной подготовки особенно серьезно может сказаться в педагогическом образовании. В подготовке будущих педагогов важно учитывать два момента: как поддержать доверие участников образовательного процесса друг другу в ходе их взаимодействия; как сформировать культуру доверия будущих педагогов. Опираясь на работы педагогов и предшествующие исследования авторов [1; 2; 6], под культурой доверия педагогов мы будем понимать компонент их профессиональной культуры, в котором эмпатийное взаимодействие субъектов образовательного процесса, их позитивная взаимооценка, партнерство на основах равенства и открытости, сотрудничество обучающего и обучаемого выступают важной ценностью образовательной деятельности.

Культура доверия характеризуется определенной структурой. Мы выделяем в ней два компонента [6]: когнитивный, который предполагает наличие знаний о содержании культуры доверия в учебном процессе, умений оценить и проанализировать уровень доверия, а также аналитический, включающий формирование у будущего педагога профессионально-важных личностных качеств доверительности и эмпатии, таких ценностей, как отношение студентов к сотрудничеству, партнерство в обучении.

В данной работе помимо выявления структуры и содержания культуры доверия мы ставим цель определить уровень культуры доверия студентов педагогических специальностей - будущих учителей. Для этой цели мы провели опрос ста студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на уровне образования «бакалавриат». Были опрошены студенты с первого по четвертый курс.

Исходя из предложенной выше структуры культуры доверия, в основу ее оценки мы заложили следующие кри-

терии: знания (К:), умения (К2), профессионально важные личностные качества (К3), ценности (К4). Данные критерии измерялись на базе показателей сознательности и самостоятельности применения. Таким образом, при оценке знаний мы оценивали наличие знаний о содержании культуры доверия в учебном процессе (К: в таблице 1). При оценке умений мы учитывали умение оценить и проанализировать уровень доверия (К2 - 2 в таблице 1). При оценке профессионально-важных личностных качеств мы исследовали доверительность (К3 - 3 в таблице 1), и эмпатию (К3 - 4 в таблице 1). При оценке ценностей мы оценивали отношение студентов к сотрудничеству (К4 - 5 в таблице 1), партнерство в обучении (К4 - 6 в таблице 1).

Для оценки знаний использовался опрос студентов. Для оценки умений -задания (например, оценить уровень доверия учеников Вам как источнику дополнительной информации по преподаваемому предмету в период педагогической практики). Для оценки профессионально-важных личностных качеств и ценностей мы использовали метод экспертных оценок.

Каждый критерий может проявляться на низком, среднем и высоком уровнях. Опишем уровни проявления межличностного аспекта культуры доверия будущих учителей.

Низкий уровень культуры доверия проявляется в том случае, если студент имеет поверхностные знания о культуре доверия, затрудняется объяснить, что входит в ее содержание. Будущий учитель слабо анализирует и оценивает уровень доверия учащихся в учебном процессе школы в период педпрактики. При этом эксперты невысоко оценивают уровень доверительности и эмпатии студента, а также его отношение к сотрудничеству и партнерству в обучении.

Средний уровень характеризуется наличием у студента определенных знаний о культуре доверия, при этом будущий учитель не всегда может объяснить, что входит в ее содержание. Будущий учитель достаточно адекватно анализирует и оценивает уровень доверия учащихся

в учебном процессе школы в период педпрактики. При этом сам студент проявляет доверительность, характеризуется эмпатией, что констатируют эксперты, наблюдая за будущим учителем. Студент показывает в целом положительное отношение к сотрудничеству и партнерству в обучении.

Высокий уровень выражается в знании студентом содержания понятия культуры доверия. Будущий учитель способен объяснить, что входит в ее состав. В период педагогической практики и в процессе обучения студент грамотно анализирует и оценивает уровень доверия учащихся и собственный. Будущий учитель характеризуется такими качествами, как доверительность, эмпатия, что отмечается в процессе экспертного оценивания. Отношение студента к сотрудничеству и партнерству в обучении положительно.

Помимо качественных характеристик межличностного аспекта культуры доверия мы предлагаем количественный подсчет результатов. При этом высокий уровень проявления каждого критерия имеет количественное выражение три балла, средний - два балла, низкий -один балл. Таким образом, численное выражение уровня по шести критериям может варьироваться от шести до восемнадцати баллов. Следовательно, низкий уровень межличностного аспекта культуры доверия имеет значение от шести до десяти баллов, средний - от одиннадцати до четырнадцати, высокий - от пятнадцати до восемнадцати баллов. Используя описанную методику, покажем, как происходило определение уровня межличностного аспекта культуры доверия для каждого испытуемого (таблица 1).

Табл. 1. Техника оценки уровня сформированности межличностного аспекта культуры доверия по критериям (в баллах)

ФИО студента К1 К2 КЗ К4 2 баллов Уровень

1 2 3 4 5 6

Студент 1 3 3 2 2 1 3 14 средний

Студент 2 2 1 1 2 2 1 9 низкий

ф

си

I-

^

т

ю

к ^

ф

ш о ч ъ

¡5

га

Ё ф с о го

Результаты измерения уровней получились следующие (таблица 2).

Табл. 2. Уровень сформированности межличностного аспекта культуры доверия

Группа Кол-во Уровни

чел. в Низкий Средний высокий

группе Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 100 39 39 58 58 3 3

Полученные значения межличностного аспекта культуры доверия показы-

вают, что большая часть респондентов характеризуется средним уровнем куль-

туры доверия, что не является достаточным для эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки. Таким образом, полученные результаты можно обобщить в следующих выводах:

1. Культура доверия - это компонент их профессиональной культуры, в котором эмпатийное взаимодействие субъектов образовательного процесса, их позитивная взаимооценка, партнерство на основах равенства и открытости, сотрудничество обучающего и обучаемого выступают важной ценностью образовательной деятельности.

2. Культура доверия имеет большое значение в процессе подгтовки будущих педагогов.

3. В культуре доверия выделяются

два компонента: когнитивный и аналитический.

4. При оценке культуры доверия учитываются следующие критерии: знания, умения, профессионально важные личностные качества и ценности, а также показатели сознательности и самостоятельности применения.

5. В процессе исследования культуры доверия студентов педагогических специальностей педагогического вуза выявлено, что 61% респондентов находится на среднем и низком уровнях сформи-рованности культуры доверия в межличностных взаимодействиях с преподавателями. Это показывает необходимость целенаправленного формирования и развития культуры доверия будущих педагогов.

Библиографический список

1. Матушак, А.Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании [Текст] / А.Ф. Матушак // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2015. - № 5. - С. 120-125.

2. Присяжная, А.Ф. Реализация акмеологического подхода к разработке концепции формирования прогностической компетентности будущих педагогов [Текст]: монография / А.Ф. Присяжная. -М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. - 153 с.

3. Cartelli A. Teaching in the Knowledge Society: New Skills and Instruments for Teachers. Hershey, London, Melbourne, Singapore: Information Science Publishing, 2006. P. 312.

4. Korthagen Fred A.J. (et al.) Linking Practice and Theory: The Pedagogy of Realistic Teacher Education / F.A.J. Kortagen, J. Kessels, B. Koster, B. Lagerwerf, T. Wubbels. New York, London: Rutledge, 2008. P. 312.

5. Loughran J. Teaching about Teaching: Principles and Practice. Teaching about Teaching. Purpose, Passion and Pedagogy in Teacher Education. London, Washington, D.C., 1997. P. 57-69.

6. Matuszak A. Teacher-student culture of trust in educational process: prognostic aspect. Trust and conflict in intercultural processes: Experience, practice, reflections / edited by F. Stara, R. Deluigi. -Macerata: EUM Edizioni Universe di Macerata, 2016. - P. 30-43.

7. Perzycka E. Learning with the network-assisted culture of trust. General and Professional Education, 2014. №. 4. P. 42-50.

8. Plewka Cz. Uczymy srn uczy®. M. Taraszkiewicz. Szczecin: Pedagogium, 2010. P. 293.

9. Culture of trust in ICT-aided educational interactions - Report 5 [On-line] / Edit. by R. Deluigi, L. Girotti, E. Perzycka, S. Polenta, PG. Rossi, F. Stara, R. Tumino. Szczecin: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Szczeckskiego, 2015. P. 154.

Referencеs

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Matuszak A.F. Prognostication of educational process participants' culture of trust in higher professional education. Vestnik Baltiiskogo Federalnogo Universiteta im. I. Kanta. 2015. № 5. P. 120-125. [in Russian].

2. Prisyazhnaya A.F. Realization of acmeological approach to the working out of the concept of future teachers' prognostical competence formation. M.: MPGU, 2006. P. 153. [in Russian].

3. Cartelli A. Teaching in the Knowledge Society: New Skills and Instruments for Teachers. - Hershey, London, Melbourne, Singapore: Information Science Publishing, 2006. P. 312.

4. Korthagen Fred A.J. (et al.: Kessels J., Koster B., Lagerwerf B., Wubbels T.) Linking Practice and Theory: The Pedagogy of Realistic Teacher Education. New York, London: Rutledge, 2008. P. 312.

5. Loughran J. Teaching about Teaching: Principles and Practice. Teaching about Teaching. Purpose, Passion and Pedagogy in Teacher Education. London, Washington, D.C., 1997. P. 57-69.

6. Matuszak A. Teacher-student culture of trust in educational process: prognostic aspect. Trust and conflict in intercultural processes: Experience, practice, reflections. Edit. by F. Stara, R. Deluigi. Macerata, 2016. P. 30-43.

7. Perzycka E. Learning with the network-assisted culture of trust. General and Professional Education. 2014. № 4. P. 42-50.

8. Plewka Cz., Taraszkiewicz M. Uczymy siK uczy®. Szczecin: Pedagogium, 2010. P. 293.

9. Culture of trust in ICT-aided educational interactions - Report 5. Edit. by R. Deluigi, L. Girotti, E. Perzycka, S. Polenta, PG. Rossi, F. Stara, R. Tumino. Szczecin: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Szczecicskiego, 2015. P. 154.

Сведения об авторах: Матушак Алла Федоровна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Е-шагк. lilac0@yandex.ru

Information about the authors: Matuszak Alla Fedorovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor,

Professor, Department of Foreign Languages,

South-Ural State Humanitarian-Pedagogical

University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: lilac0@yandex.ru

Сметанина Мария Николаевна,

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры иностранных языков,

Южно-Уральский

государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Е-шагк. mary_smet@mail.ru

Smetanina Maria Nikolayevna,

Candidate of Sciences (Philology),

Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor,

Department of Foreign Languages,

South-Ural State Humanitarian-Pedagogical

University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: mary_smet@mail.ru

ф ç

tu H s T

> Sí

ю

ф

ca о Ч lû

i

ra

È ф с о го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.