Научная статья на тему 'Технологии снижения уровня агрессивного поведения младших подростков'

Технологии снижения уровня агрессивного поведения младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2935
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ТЕХНОЛОГИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOUR / YOUNG ADOLESCENTS / TECHNOLOGY TO REDUCE AGGRESSIVE BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушак (присяжная) Алла Федоровна, Богданович-яз Беата Ирена

Проблема агрессивного поведения младших подростков является причиной ухудшения микроклимата в классе и снижения академических успехов учеников. В статье описан опыт снижения уровня агрессивного поведения учеников в возрасте 10-11 лет в одной из начальных школ Польши. Целью работы является описание педагогического эксперимента по снижению уровня агрессивного поведения учащихся младшего подросткового возраста. Методы. В исследовании использованы теоретические методы контент-анализа, теоретико-методологического анализа, а также эмпирический метод педагогического эксперимента. Результатом исследования является разработка и апробирование технологий снижения уровня агресии младших подростков: «Инструкция свидетеля агрессивного поведения», «Портрет хорошего друга», «Почтовый ящик доверия в классе», позволивших в значительной мере снизить уровень вербальной агресии, исключить киберагрессию, повысить желание детей ходить в школу и улучшить микроклимат в классе. Область применения результатов: работа классных руководителей, учителей-предметников, администраторов школ, работающих с младшими подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушак (присяжная) Алла Федоровна, Богданович-яз Беата Ирена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF REDUCING YOUNG ADOLESCENTS’ AGGRESSIVE BEHAVIOUR

The problem of young adolescentsaggressive behaviour causes a deterioration of microclimate in the classroom and students’ lower academic achievement. The paper describes the experience of reducing aggressive behaviour of 10-11 year-olds in a primary school in Poland. The purpose is to describe an experiment to reduce young adolescentsaggressive behaviour. Methodology. In the research methods of content analysis, theoretical and methodological analyses, as well as the empirical method of experiment have been used. The results of the research include developing and testing the technologies of reducing the level of young adolescentsaggressive behaviour: "Instruction of aggressive behavior witness," "Model of a good friend", "Mailbox of confidence in the classroom", which will significantly reduce the level of verbal aggression, eliminate cyber bulling, increase students’ motivation to attend school and improve the microclimate in the classroom. Practical implications of the research concern the responsibilities of class mistresses, teachers in particular subjects, school administrators, working with young adults.

Текст научной работы на тему «Технологии снижения уровня агрессивного поведения младших подростков»

УДК 371.015:151.7 ТЕХНОЛОГИИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Матушак (Присяжная) А.Ф., Богданович-Яз Б.

Проблема агрессивного поведения младших подростков является причиной ухудшения микроклимата в классе и снижения академических успехов учеников. В статье описан опыт снижения уровня агрессивного поведения учеников в возрасте 10-11 лет в одной из начальных школ Польши.

Целью работы является описание педагогического эксперимента по снижению уровня агрессивного поведения учащихся младшего подросткового возраста.

Методы. В исследовании использованы теоретические методы контент-анализа, теоретико-методологического анализа, а также эмпирический метод педагогического эксперимента.

Результатом исследования является разработка и апробирование технологий снижения уровня агресии младших подростков: «Инструкция свидетеля агрессивного поведения», «Портрет хорошего друга», «Почтовый ящик доверия в классе», позволивших в значительной мере снизить уровень вербальной агре-сии, исключить киберагрессию, повысить желание детей ходить в школу и улучшить микроклимат в классе.

Область применения результатов: работа классных руководителей, учителей-предметников, администраторов школ, работающих с младшими подростками.

Ключевые слова: агрессия; агрессивное поведение; младший подросток; технология снижения уровня агрессивного поведения.

TECHNOLOGIES OF REDUCING YOUNG ADOLESCENTS’ AGGRESSIVE BEHAVIOUR

Matuszak (Prisyazhnaya) A.F., Bogdanowicz-Jaz B.

The problem of young adolescents’ aggressive behaviour causes a deterioration of microclimate in the classroom and students’ lower academic achievement. The paper describes the experience of reducing aggressive behaviour of 10-11 year-olds in a primary school in Poland.

The purpose is to describe an experiment to reduce young adolescents’ aggressive behaviour.

Methodology. In the research methods of content analysis, theoretical and methodological analyses, as well as the empirical method of experiment have been used.

The results of the research include developing and testing the technologies of reducing the level of young adolescents’ aggressive behaviour: "Instruction of aggressive behavior witness," "Model of a good friend", "Mailbox of confidence in the classroom", which will significantly reduce the level of verbal aggression, eliminate cyber bulling, increase students’ motivation to attend school and improve the microclimate in the classroom.

Practical implications of the research concern the responsibilities of class mistresses, teachers in particular subjects, school administrators, working with young adults.

Keywords: aggression; aggressive behaviour; young adolescents; technology to reduce aggressive behaviour.

Введение

Одной из проблем школы в любой стране является работа в классах с повышенным уровнем агрессии. Агрессивное поведение учеников сильно затруд-

няет работу учителя, понижает желание ходить в школу у детей. В результате, в школах и классах с повышенным уровнем агрессии наблюдается текучка кадров, чаще меняется состав учащихся.

Под агрессией понимается форма поведения, целью которой есть оскорбление или причинение вреда любому живому существу, стремящемуся избежать подобного обращения [4, с. 17]. В данной статье мы предлагаем пути решения данной проблемы на основе эксперимента, проведенного в четвертом-пятом классах одной из начальных школ Польши. Начальная школа в Польше имеет шестилетнюю программу, там обучаются дети 7-12 летнего возраста. Таким образом, предлагаемое решение проблемы касается работы с детьми младшего подросткового возраста.

Цель работы - познакомить педагогов с методами работы классного руководителя, рекомендаемыми в Польше, а также раскрыть технологии работы по снижению уровня агрессивного поведения учащихся младшего подросткового возраста. Поскольку рассматриваемая проблема актуальна в любой стране мира, полагаем, что данная работа будет интересна российским педагогам.

Методы исследования

Теоретические методы. В исследовании использовались: контент-анализ для изучения видов агрессивного поведения и методов воспитательной работы, теоретико-методологический анализ для изучения и представления научных фактов.

Эмпирические методы. Основной метод эмпирического исследования -педагогический эксперимент (техника одной группы) [3, с. 273-292].

Виды агрессивного поведения

Начнем с описания видов агрессивного поведения, которые педагог может встретить в работе с подростками. Агрессия может проявляться открыто или быть пассивной. Агрессия открытая - простой вид агрессии, это «громкая» агрессия: крик, оскорбления, угрозы, физическое насилие. Агрессия пассивная - манипулирование людьми, при котором агрессор не идет на открытый

конфликт, но демонстрирует обиду, но отказывается разговаривать, держит на лице гримасу при виде данного человека.

Агрессия может быть выказана прямо или косвенно. Агрессия прямая -агрессия, которую направляют непосредственно на человека, выбранного за предмет агрессии. Агрессия косвенная заключается в том, что человек, не проявляя агрессию конкретно в адрес даной особы, создает в группе микроклимат, при котором группа начинает нападать на объект агрессии безо всякого видимого повода. Выражаться это может в несправедливом отношении к данному лицу, мести, неприятии человека [8, с. 18].

Агрессия бывает физической и вербальной. Физичекая агрессия - это удары, тычки, толчки, пинки, щипание, плевки, уничтожение или порча вещей, принадлежащих объекту агрессии. Физическая агрессия может проявляться как порча общественного имущества, природы, издевательство над животными. Вербальная агрессия может быть насмешкой, угрозой, отказом в игре, разговоре. К вербальной агрессии относится распространение ложной информации о человеке: злословие, сплетни, доносы [6, с. 104-105]. Подвидом такой агрессии является агрессия позавербальная, которая выражается мимикой, жестами, ситуацией, когда человек демонстративно отворачивается от собеседника и переходит к беседе с кем-либо иным. В последние два десятилетия появилась киберагрессия - агрессия с применением информационных и коммуникационных технологий, т.е. через мобильный телефон, интернет [5, с. 13].

В классе, в котором проводилась работа, наблюдалась агрессия прямая, открытая, пассивная, вербальная, физическая и позавербальная, также была зарегистрирована киберагрессия.

Методы работы классного руководителя с детьми

Каким арсеналом методов обычно располагает педагог? В работе классного руководителя в Польше традиционно рекомендуются и используются следующие методы: беседа, слушание, логический анализ, переговоры, добрые советы [7]. Беседы подразделяются на два вида: вступительные, целью которых

является определение проблемы и начало работы по ее устранению, а также периодические, которые проводятся для поддержания достигнутых результатов.

Слушание - важный метод работы, поскольку часто агрессивное поведение ученика является следствием агрессии, которую он наблюдает дома. В этом случае классный руководитель, учитель, школьный психолог могут оказаться единственными людьми, с которыми ребенок может поговорить о своей ситуации и получить помощь.

Следующий метод - логический анализ - предполагает спокойный анализ ситуации, без обид и гнева, как бы «со стороны». Ученику предлагается попробовать проанализировать ситуацию пошагово, поискать альтернативные пути выхода из ситуации и т.д. Интересным моментом является то, что в польской культуре не принято говорить о чувствах. С детства родители учат детей, что показывать свои чувства некрасиво, что культурный человек держит их в себе. Например: «Не плачь. Это не больно». Поэтому в воспитательной работе опираться на проявление ребенком чувств невозможно. И хотя в педагогической литературе упоминается метод, называемый «чувства», там же помещается его органичение: речь может идти не о проявлении ребенком этих чувств, а о их определении («назови, что ты при этом можешь почувствовать»).

Метод переговоров может тоже считаться разновидностью беседы. Но в этой беседе участвуют три человека: классный руководитель и два ученика. Каждый ученик должен определить, что хочет он, а на что претендует другая сторона. Далее классный руководитель помогает детям пойти на уступки, достигнуть соглашения. Причем соглашение может быть даже написано и подписано двумя сторонами.

Добрые советы, являясь на первый взгляд, достаточно простым методом, на самом деле имеют ряд правил и ограничений применения. По-первых, совет основан на личном опыте советчика, но не того человека, которому он предназначен. Следовательно, совет может не подействовать. Во-вторых, формулируя совет, нужно опираться на жизненный опыт ребенка, совет должен быть ему

понятен. В-третьих, давая совет, советчик принимает на себя ответственность за последствия. Если в результате того, что ребенок последовал совету педагога, проблемы обострились или появились новые, педагог берет на себя ответственность за эти новые проблемы.

Описанные методы, безусловно, универсальны. Они перекликаются с российскими классификациями методов воспитания. Но в ситуации повышенной сложности их может оказаться недостаточно, как было и в данном случае. В результате классному руководителю пришлось искать дополнительные технологии воздействия на ситуацию в классе.

Описание технологий снижения уровня агрессивного поведения

Для работы в данном классе классный руководитель решил отойти от традиционных методов: бесед, дискуссий. Они не принесли желаемого результата. Предстояло найти что-то, что, с одной стороны, не было бы скучным и обыденным, как нравоучения нарушителям дисциплины, а с другой, дали бы нужный эффект. В результате консультации со школьным психологом, изучения нормативной школьной документации и собственного творчества были отобраны три техники, из которых мы пошагово разработали технологии [1, с. 241-245].

«Инструкция свидетеля агрессивного поведения» - технология, которая состоит в разработке в классе свода правил против насилия, в частности, как себя вести при встрече с ситуацией агрессии. Технология является частью специальных программ по предупреждению насилия и агрессии в начальной школе. Такие программы разрабатываются каждым учебным заведением. Они адресованы как ученикам, родителям, так и учителям.

Итак, этап первый (подготовительный) в технологии - ознакомление классного руководителя с программой по предупреждению насилия и агрессии, которая действует в школе. Для учеников такие программы направлены на снижение агрессивного поведения среди детей; разработку эффективных способов защиты детей от физического насилия, вербальной агрессии или изоля-

ции в коллективе; разработку кодекса правил поведения в классе; помощь в ситуациях, когда необходимо вмешательство взрослых; формирование эмпатии у детей; научение детей принципам позитивного контакта и построения дружеских отношений; повышение чувства безопасности ученика в школе.

Для учителей программы нацелены на диагностику ситуации в классе; формирование навыков учащихся по предотвращению агрессии и насилия; подготовку учителей к эффективному реагированию и помощи детям в ситуации насилия.

Для родителей роль программы состоит в привлечении внимания к проблеме агрессивного поведения среди детей; привлечении родителей в программы профилактики насилия в классе и школе; исследовании роли семьи в появлении среди детей правонарушителей, жертв и пассивных наблюдателей.

Этап второй (основной). Класс делится на команды по четыре-пять человек. Каждпя команда создает свои собственные правила отношения друг к другу и предлагает меры, которые будут приняты к нарушившему эти правила. Классный руководитель ходит между группами и оказывает помощь в разработке правил.

Этап третий (заключительный). Классный руководитель записывает все предложения на доске. Класс методом общего голосования выбирает те, которые принимаются к исполнению. Полученная инструкция вывешивается на видное место, а все ученики подписываются под ней.

Время от времени ученики вместе с классным руководителем возвращаются к содержанию инструкции и анализируют, как она действует. Если кто-то нарушил одно из правил, к нему обязательно должна быть применена мера, описанная в инструкции. Ситуацию нельзя оставлять безнаказанной.

Приведем выдержки из «Инструкции свидетеля агрессивного поведения», которая была разработана под нашим руководством учениками четвертого класса начальной школы в сентябре 2010/2011 учебного года.

- Когда мы слышим, что кто-то обзывается, мы немедленно сообщаем об этом дежурному учителю.

- Услышав оскорбление, высмеивание кого-либо, мы сразу пресекаем эту ситуацию. Нельзя смеяться, таким образом мы только поддерживаем нарушителя дисциплины.

- Когда мы видим драку, нужно попытаться разнять ссорящихся и сообщить о случившемся учителю.

- Если мы стали свидетелем запугивания, об этой ситуации следует сообщить взрослым.

- Если мы стали жертвой киберагрессии, стараемся погасить ситуацию и не вдаваться в ненужные конфликты.

Следующая технология - «Портрет хорошего друга» - была предложена как техника школьным психологом, затем разработана и применена пошагово. Следует отметить, что объем понятия «дружба» различен в разных странах. В данном контексте «друг» - это скорее «соученик», «товарищ».

Этап 1 (подготовительный). Классный руководитель на классном часе предлагает ученикам составить вместе психологический портрет хорошего друга. На это уходит достаточно много времени, потому что портрет позже дополняется деталями.

На ближайшем родительском собрании родителей информируют о том, какую технологию начинает применять классный руководитель, какой «портрет» составили и приняли ребята.

Этап 2 (основной). Сразу после составления портрета классный руководитель начинает регулярно подчеркивать, что все ученики в классе должны чувствовать себя в безопасности, уважать других и чувствовать уважительное отношение к себе. Ученики знают, что нельзя проходить мимо, если против кого-либо проявляется агрессия. В результате работа по оказанию поддержки жертвам агрессивного поведения одноклассников становится делом всего клас-

са. Важным моментом является ответ на вопрос: кого можно считать хорошим другом?

Хороший друг - это тот, кто:

• предлагает такие игры, в которые могут играть все;

• шутит так, чтобы не обидеть другого человека;

• старается помочь одноклассникам;

• не нарушает правил поведения в классе;

• исправляет свои ошибки.

Этап третий («Работа над ошибками»). Вместе с детьми принимается предложение, что хороший друг исправляет ошибки в соответствии с принятой в классе процедурой исправления ошибок, а именно:

шаг 1: ученик признает свои ошибки;

шаг 2: просит прощения за ошибки и при этом произносит слово «извините»;

шаг 3: обещает стать лучше и стремится к этому, гарантирует, что эта ситуация не повторится.

Третья технология, которая использовалась в работе с детьми называется «Почтовый ящик доверия в классе». Она используется для того, чтобы классный руководитель знал о том, чем живет класс.

Этап первый (подготовительный). Классный руководитель объясняет ученикам, что подобная информация - это не жалоба и не донос. Во-первых, можно написать не только плохое, но и хорошее. Во-вторых, для того, чтобы избежать ситуаций агрессии в будущем, чтобы каждый ученик в классе чувствовал себя в безопасности, классный руководитель должен знать адекватную картину.

Этап второй (основной). Раз в неделю ученики пишут на листке то, что они хотят сказать классному руководителю и опускают в почтовый ящик. Ученик может, если хочет, подписать письмо, если нет - может оставить записку анонимной. Классный руководитель часто предупреждает учеников, что ин-

формация должна быть правдива. Ученики знают, что любая информация проверяется. Если в классе случается что-либо серьезное, об этом инциденте пишут несколько человек. Это дает возможность педагогу быстро реагировать на события.

Особо подчеркнем, что эффект применения данных технологий напрямую зависит от того, как регулярно классный руководитель возвращается к анализу ситуации в классе, насколько последовательно он придерживается разработанных с классом правил.

Систематизация и описание данных технологий были представлены на основе принципов, разработанных в более раннем исследовании [2].

Констатирующий эксперимент

До начала проведения эксперимента были проведены два измерения:

1. Оценка за поведение. В начале 2010/2011 учебного года класс имел следующие оценки: две оценки 5,0; десять оценок 4,5; по три оценки 4,0 и 3,5, две оценки 3,0. Таким образом, средняя оценка за поведение в классе составляла 4,21.

2. Посещаемость занятий. В первом семестре 2010/2011 учебного года посещаемость составила: в сентябре 95%, в октябре 96%, в ноябре 92%, в декабре 83%, в январе 92%. Итого средний процент 91,6%.

3. Типичные примеры карточек из «Почтового ящика доверия в классе»: «Д мешает мне а уроках математики», «С высмеял меня в Wi-Fi», «Т бьет меня без причин», «С, И, Д меня обзывают», «Д меня обзывает и рассказывает обо мне неправду».

Формирующий эксперимент

1. Одной из проблем до начала проведения эксперимента была посещаемость уроков. Ситуация в классе была настолько некомфортной, что ученики часто предпочитали уйти с урока, при том, что для начальной школы это, как правило, не является характерным. Поступали тревожные сигналы от родителей. Особенную настороженность вызывало посещение уроков физкультуры.

На этих занятиях в классе часто высмеивали учеников, не имеющих хорошей физической формы. Оказавшись объектом насмешек один раз, ребенок предпочитал не приходить далее на уроки. Некоторые дети отказывались приходить на школьную дискотеку, потому что другие ребята высмеивали то, как они танцуют.

В результате работы с «Портретом хорошего друга» оказалось, что обидчики и не думали никого обижать. Для них это была шутка. Проанализировав ситуацию, сравнив ее с «портретом», ребята приняли решение, что шутить можно только так, чтобы не ранить других. В результате проведенной работы явка на уроках значительно улучшилась. Ученики перестали бояться насмешек. Беседы с родителями на родительских собраниях показали, что дети перестали спорить и кричать дома: «Не пойду больше в эту глупую школу!»

2. В начале работы беседы с родителями показали, что проблема агрессии из школы стала переходить на отношения в семье. В основном это проявилось у очень чувствительных, даже застенчивых детей. Из разговоров с родителями выяснилось, что дети проигрывали ситуации, которые происходили с ними в школе, дома на близких людях. Они стали агрессивны, плохо ладили родителями. Неохотно делали домашние задания. Сами дети не приходили к учителю с проблемами, потому что не хотели, чтобы их воспринимали как доносчиков. Классный руководитель узнавал о происшествиях от родителей.

Технология "Инструкция свидетеля агрессивного поведения" помогла пресечь подобные ситуации. В одном из пунктов инструкции сказано: «Когда мы слышим, что кто-то обзывается, мы немедленно сообщаем об этом учителю или дежурному». Дети стали осознавать, что безнаказанно нарушать дисциплину нельзя. Они обнаружили, что в классе нет места для агрессоров.

3. Хотя до проведения эксперимента классный руководитель постоянно объяснял детям, что каждый талантлив по-своему, что разные результаты работ не свидетельствуют о том, что кто-то хуже остальных, бережного отношения детей друг к другу не прибавлялось. Технология «Портрет хорошего друга» по-

зволила проанализировать, кто каким другом является, а также внедрить в жизнь класса механизм публичных извинений «Работу над ошибками». Один из пунктов поведения в классе предполагал то, что ученики не должны поддерживать плохое поведение одноклассников на уроках. Было решено всем классом игнорировать нарушения дисциплины одним из учеников: не оборачиваться на него, не смеяться, не отвлекаться от урока. В результате проделки ученика прекратились, ведь на них никто более не реагировал.

4. За год до эксперимента ученики настолько враждебно относились друг к другу, что на школьной образовательной платформе, где предложено самообучение предметам на симуляторах, обменивались обидными надписями. С этим проявлением киберагрессии помогла справиться «Инструкция свидетеля агрессивного поведения», согласно которой свидетель ситуации должен постараться ее погасить. Ребятам были объяснены правовые основы использования интернета в плохих целях.

5. Понятие «размеров бедствия» относительно микроклимата в классе дала технология «Почтовый ящик доверия в классе». Многочисленные жалобы от учеников привели к тому, что классный руководитель и учителя начали искать способ достучаться до детей. До начала эксперимента класс представлял собой очень герметичную группу, которая не позволяла взрослым проникать в свои дела; группу, которая хотела решать все вопросы «по-своему». Фактически технология в некотором смысле, обнажила то, что происходит в классе, «когда взрослые не видят».

Раз в неделю ученики бросали в почтовый ящик листочки с информацией о том, что произошло за неделю. В конце эксперимента появилось много пустых карточек, что свидетельствовало об уменьшении уровня агрессии.

6. В начале работы ученики постоянно жаловались, что во время перемен кто-то, кто берет на себя лидерство, определяет, кого принять в игру, а кого -нет. Часто, видя идущего по коридору ребенка с опущенной головой, классный руководитель понимал: «Опять не приняли». Поэтому с самого начала работы

по технологии «Портрет хорошего друга» в классе сразу были приняты два правила: в играх должны участвовать все, а тот, кто нарушил это правило, должен извиниться в присутствии всего класса и не повторять такой ошибки. Более того, обязательным требованием стала помощь ученику, которого не приняли в игру. Дополнительным мотивом явилось и то, что в конце года ученики получают оценку за поведение. Никто не хотел, имея хорошую успеваемость по предмету, заработать низкую оценку за поведение, нарушив правила жизни класса, например, не оказав помощь товарищу. В результате ученики класса стали с удовольствием проводить время вместе, дружно играть, практически ни одного ученика больше не исключили из общих игр.

Контролирующий эксперимент

После проведения эксперимента вновь были проведены два измерения:

1. Оценка за поведение. На начало 2011/2012 учебного года класс имел следующие оценки: четыре оценки 5,0; десять оценок 4,5; две оценки 4,0; семь оценок 3,5. Таким образом, средняя оценка за поведение в классе составила 4,64.

2. Посещаемость занятий. В первом полугодии 2011/2012 учебного года посещаемость составила: в сентябре 96%, в октябре 97%, в ноябре 93%, в декабре 84%, в январе 95%. Итого средний процент по семестру 93%.

3. Типичные примеры карточек из «Почтового ящика доверия в классе»: «Ничего плохого не произошло», «Подружился с А и К», «Все было хорошо!», «Этот семестр мне очень понравился!», «Мне нравится, как изменилось поведение в классе!», «У меня появились новые друзья», «Я люблю играть с С, с любым другим учеником тоже хочу и люблю играть».

Выводы

1. В педагогической литературе известны следующие виды агрессии: открытая и пассивная, прямая и косвенная, физическая и вербальная, позавер-бальная, киберагрессия. На начало эксперимента в классе наблюдалась агрессия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прямая, открытая, пассивная, вербальная, физическая и позавербальная, также была зарегистрирована киберагрессия.

2. В работе классного руководителя в Польше традиционно рекомендуются методы беседы, слушания, логического анализа, переговоров, добрых советов. В работе с детьми, характеризующимися повышенно агрессивным поведением, данных методов недостаточно.

3. В работе с младшими подростками для снижения уровня агрессивного поведения достаточно эффективно применение разработанных в исследовании технологий: «Инструкция свидетеля агрессивного поведения», «Портрет хорошего друга», «Почтовый ящик доверия в классе».

4. Данные технологии способствуют снижению прямой, открытой, пассивной, вербальной, физической позавербальной и киберагрессии.

5. Применение данных технологий в течение полутора лет повысило уровень оценок за поведение, положительно сказалось на посещаемости занятий. Ученики перестали бояться ходить в школу. Учителя-предметники перестали жаловаться на невозможность нормально работать с классом. Прекратились ситуации киберагрессии. Образовательная платформа стала использоваться исключительно по назначению. Уменьшилось количество жалоб учеников на то, что им некомфортно. Ребята стали обращаться друг к другу по имени, чего не было раньше. В классе наметились признаки дружбы.

Список литературы

1. Богданович-Яз Б. Работа школьного педагога с агрессивными детьми в начальной школе // Современное образование: вызовы времени - новые решения: материалы IX междунар. науч.-практ. конф. В 2 частях. Ч. 1. Калининград, 2011. С. 240-247.

2. Присяжная А.Ф. Прогнозирование как функция педагога (от будущего учителя до профессионала). Челябинск: Образование, 2006. 306 с.

3. Dutkiewicz W. Podstawy metodologii badan do pracy magisterskiej i licencjackiej z pedagogiki. Kielce: Wydaw. Stachurski, 2000. 235 s.

4. Krahe B. Agresja. Gdansk: Gdanskie Wydawnictwo psychologiczne, 2005.

256 s.

5. Krajewska M. Cyberprzemoc w kontaktach rowiesniczych // Opieka, wychowanie, terapia. 2010. Nr 1-2 (81 - 82). S. 12-19.

6. Kubik B. Agresja w szkole // Szkola specjalna. 2001. № 2. S. 104-112.

7. Salasinski M., Badziukiewicz B. Vademecum pedagoga szkolnego. Warszawa: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 2003. 224 s.

8. Wolinska J.M. Agresywnosc mlodziezy. Problem indywidualny i spoleczny. Lublin: Wydawnictwo UMCS, 2004. 162 s.

References

1. Bogdanowicz-Jaz B. Rabota shkolnogo pedagoga s agressivnymi detmi w nachalnoi shkole [The work of school pedagogue with aggressive children in primary school]. Sovremennoe obrazowanie: vyzovy vremeni - novye reshenia: materialy IX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern education: challenges of time - new decisions]. Part 1. Kaliningrad, 2011. pp. 240-247.

2. Prisyazhnaya A.F. Prognozirovanie kak funkcia pedagoga (ot budushego uchitelia do professionala) [Forecasting as pedagogue’s function (from a teacher-to-be to a professional)]. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2006. 306 p.

3. Dutkiewicz W. Podstawy metodologii badan do pracy magisterskiej i licencjackiej z pedagogiki. Kielce: Wydaw. Stachurski, 2000. 235 p.

4. Krahe B. Agresja. Gdansk: Gdanskie Wydawnictwo psychologiczne, 2005.

256 p.

5. Krajewska M. Opieka, wychowanie, terapia 81-82, no. 1-2 (2010): 12-19.

6. Kubik B. Szkola specjalna, no. 2 (2001): 104-112.

7. Salasinski M., Badziukiewicz B. Vademecum pedagoga szkolnego. Warszawa: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 2003. 224 p.

8. Wolinska J.M. Agresywnosc mlodziezy. Problem indywidualny i spoleczny. Lublin: Wydawnictwo UMCS, 2004. 162 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Матушак (Присяжная) Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор

Челябинский государственный педагогический университет

пр. Ленина 69, г. Челябинск, 454080, Россия

Высшая гуманитарная школа ТВП в Щецине

ул.Монте Кассино 15, г. Щецин, 70-466, Польша

e-mail: [email protected]

Богданович-Яз Беата Ирена, магистр

Высшая гуманитарная школа ТВП в Щецине

ул.Монте Кассино 15, г. Щецин, 70-466, Польша

e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Matuszak (Prisyazhnaya) Alla Fedorovna, doctor of Pedagogy, professor Chelyabinsk State Pedagogical University 69, Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russia

School of Higher Education in Humanities for Adult Education in Szczecin 15, Monte Cassino St., Szczecin, 70-466, Poland e-mail: [email protected]

Bogdanowicz-Jaz Beata Irena, Master of Pedagogy

School of Higher Education in Humanities for Adult Education in Szczecin 15, Monte Cassino St., Szczecin, 70-466, Poland e-mail: [email protected]

Рецензент:

Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.