УДК 331.545
DOI 10.23672/o5072-4785-9493-k
Дороненко Мария Владимировна
главный бухгалтер, общество с ограниченной ответственностью «ЮРЛ» [email protected]
Maria V. Doronenko
Chief Accountant, Limited Company Responsibility «YURL» [email protected]
Исследование механизма функционирования
компетенций экономически активного населения в условиях цифровой экономики
The research of the mechanism
of functioning of the competencies of the economically active population in the digital economy
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования и механизма функционирования категории «компетенция». Предметом исследования выступает категория «компетенция». Цель исследования заключается в поиске элементов системного объекта «компетенция», выявлении закономерной последовательности формирования элементов в объекте, изучении и анализе форм отношений, возникающих между элементами объекта. Гипотеза исследования предполагает, что использование метода «пентаграмма у-син» категориально-системной методологии позволит описать механизм функционирования понятия «компетенция», описать природную сущность системного объекта. Применены следующие методы: контент-анализ определений, категориально-символьный метод китайской философии «Петаграмма у-син». Сделан вывод о цикличном характере развития компетенций. В результате использования метода компетенции представлены как система из пяти элементов, между которыми существуют отношения поддержки и ограничения. Области применимости результатов заключаются в дальнейшем исследовании механизма формирования и развития компетенций в цифровой среде, структурных отношений между элементами объекта, а также факторов и условий для успешного перехода к цифровой экономике, рисков и последствий цифровой трансформации для рынка труда.
Ключевые слова: компетенции, цифровая экономика, категориально-символьный метод «Пентаграмма у-син».
Annotation. The article deals with the formation and functioning mechanism of the category «competence». The subject of the study is the category «competence». The purpose of the research is to search for the elements of the system object «competence», to identify the regular sequence of the formation of elements in the object, to study and analyze the forms of relations that arise between the elements of the object. The hypothesis of the study suggests that the use of the «pentagram of wuxing» method of the categorical-system methodology will allow us to describe the mechanism of functioning of the concept of «competence», to describe the natural essence of the system object. The following methods are used: content analysis of definitions, categorical-symbolic method of Chinese philosophy «Pentagram of wuxing». The conclusion is made about the cyclical nature of the development of competencies. As a result of using the method, competencies are presented as a system of five elements, between which there are support relationships and constraints. The areas of applicability of the results are to further study the mechanism of formation and development of competencies in the digital environment, the structural relationships between the elements of the object, as well as the factors and conditions for a successful transition to the digital economy, the risks and consequences of digital transformation for the labor market.
Keywords: competencies, digital economy, categorical-symbolic method «Pentagram of wuxing».
В
ведение.
Развитие цифровых технологий в XXI веке влечет за собой необходимость и готовность общества соответствовать требованиям цифровой экономики, значимое место в которой будет занимать владение новыми знаниями, навыками и компетенциями. Формирование и развитие компетенций, отвечающих потребностям современного общества, является, в настоящий момент, одной из важнейших задач перехода экономики в цифровой формат. Существующий
федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» однозначно показывает необходимость новых подходов к решению данного вопроса. Основной целью федерального проекта является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. В число задач для реализации поставленной цели входит, в том числе, обеспечение потребности рынка труда в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями [12; 13]. Однако до сих пор остается открытым
вопросы: Что же представляют собой цифровые компетенции, чем они отличаются от «обычных» компетенций и, самое важное, каким образом будет реализовываться программа обеспечения подготовки таких специалистов?
Одной из основных тенденций мировой экономики является переход к шестому технологическому укладу, в условиях которого основным источником конкурентных преимуществ организаций становятся нематериальные факторы производства, в том числе, человеческий капитал.
Наличие понятной и эффективной системы овладения необходимыми компетенциями становится ключевым фактором успешной адаптации экономически-активного населения к новым реалиям рынка труда.
Многие исследователи, которые внесли существенный вклад в область управления компетенциями, отмечают ее развитие на стыке таких дисциплин, как управление человеческими ресурсами, развитие трудового потенциала, управление знаниями, управление развитием организации.
Исследованием сущности, структуры, свойств и видов компетенций занимались С. Уиддет, С. Хол-лифорд [14], К. Прахалад, Г. Хэмэл [15] и другие.
В настоящее время проводится важная работа отечественными исследователями в области формирования и развития цифровых компетенций, результаты которой представлены в различных аналитических отчетах [5; 9; 16].
В данном исследовании мы будем опираться на определение, предложенное ФГОС 3-го поколения ВПО, где компетенции представляют собой способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [4, с .4].
Современные исследования области развития компетенций, в том числе, цифровых, все больше внимания обращают на скорость возникновения одних и исчезновения других компетенций, на изменение значимости некогда очень важных компетенций сотрудников. Например, «Атлас новых профессий», разработанный в 2014 году, предлагает к освоению в период трансформации экономики в цифровую, в том числе, такие компетенции, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, бережливое производство, программирование, мультиязычность и мультикуль-турность, навыки художественного творчества и другие. Также, в число значимых компетенций XXI века исследователи включают цифровую грамотность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, когнитивную гибкость, а также компетенции в области синтеза различных наук, искусства, инженерии и проектирования [1; 2; 6; 7]. Это говорит об очень гибкой, быстро меняющейся внешней среде, о возрастающих рисках как для отдельно взятого работника, так и для общества, в целом, для экономически-активного населения страны. Поскольку потребности внешней среды диктуют спрос на определенные компетенции,
должен быть понятен не только механизм их формирования, но и необходимые ресурсы и обеспечение доступа к этим ресурсам для того, чтобы процесс управления развитием компетенций был прозрачен и максимально организован для трудоспособного населения.
Целью данной статьи является исследование механизма функционирования компетенции для разработки модели управления процессами формирования и развития компетенций на основе возникающих между его элементами противоречий. Решение данной задачи предполагается осуществить с использованием символьного метода «Пентаграмма» китайской философии у-син» [3]. В результате применения метода появляется возможность не только анализировать отношения между компонентами, но и оказывать воздействие на течение и разрешение возникающих противоречий при внедрении модели компетенций.
Теория и методология.
Системный подход, в рамках которого ведётся исследование, предполагает, что категория «компетенция» представляется системой, составным объектом, свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. В рамках системного подхода можно детально исследовать элементы, взаимосвязи, появляющиеся в процессе взаимодействия элементов. Достоинствами выбранного подхода является возможность изучения объекта не только в единстве всех ее составляющих, но и в единстве с внешним по отношению к нему миром.
Поскольку, целью исследования является анализ сущности, природных свойств, структуры понятия «компетенция», а также механизма взаимодействия элементов в данном системном объекте, имеет смысл использовать символьные методы для решения поставленной задачи. Успешное применение символьных методов в разных областях научного знания, таких как экономика, педагогика, философия [10; 11; 17] и других, позволяет справляться с такими задачами наиболее эффективно, и в настоящее время символика является действенным инструментом познавательной активности.
Таким образом, применение в контексте системного подхода метода «Пентаграмма у- син», основанного «на философском представлении о том, что мир и его объекты являются результатом смешения первоэлементов (вода, дерево, огонь, земля, металл)» [3, с. 147] является обоснованным и позволит получить глубокое представление о механизме функционирования исследуемого объекта «компетенция». Преимуществами этого метода также является то, что в виде пентаграммы может быть представлен, интерпретирован в её терминах любой исследуемый объект; таким образом, данный метод является универсальным. Пентаграмма позволяет выделять и интерпретировать разные типы отношений между элементами в зависимости от их расположения в ней относительно друг друга и представляет собой завершенный процесс.
Результаты исследования.
Применив метод «Пентаграмма» к понятию «компетенция» в аспекте механизма ее функционирования, мы выявили следующие соответствия:
Вода - начальный элемент, представленный компонентом потребность, который также может выражаться через категорию «интерес», из которых может зародиться компетенция. На данном этапе формирование компетенции осуществляется либо наличием одного из компонента - потребности или интереса, или одновременного их сочетания. Это зависит от требований внешней среды, от внутреннего осознания, ценностей, интересов отдельно взятой человеческой личности. К примеру, выполнение новой задачи, поступившей от руководства, требует как нового знания, так и проявления качеств, которые ранее не были задействованы в работе. В таком случае, первостепенным компонентом будет выступать потребность, транслируемая внешней средой.
Дерево демонстрирует этап выхода объекта из внутреннего состояния во внешнюю среду, которому соответствует компонент развития компетенции «научение». На этом этапе целесообразно применение любых методов обучения, в том числе наблюдение, эксперимент, использование инструмента наставничества.
Огонь - самый ресурсозатратный и активный элемент, которому соответствует компонент
«становление». На этом этапе происходит наработка практики посредством применения различных техник и инструментов выбранной области. Таким образом работник формирует свой уникальный опыт решения задач самым эффективным способом.
Земля как балансирующий элемент предполагает углубление имеющихся знаний, анализ полученного на предыдущем этапе опыта, формирование собственных моделей решения различного спектра задач. На этом этапе возникает, так называемая, неосознанная компетентность, выражающаяся через компонент «экспертность». Эксперт-ность помогает отсроиться от конкурентов, осознать свою уникальность и быть максимально эффективным в своей области.
Металл - завершающий элемент пентаграммы, характеризует процесс глубокого анализа и оценивания накопленных знаний и опыта, развитие самокритичности, поиск и нахождение скрытых способностей. Этому этапу соответствует компонент «рефлексия», функцией которого является самопознание - важнейший механизм развития потенциала.
Выявленные элементы представляют собой законченный эволюционный цикл, каждый этап которого характеризует определенный этап развития компетенции (рис. 1).
Рисунок 1 - Категория «компетенция», представленная с помощью метода «пентаграмма у-син»
Метод «Пентаграмма у-син» предполагает два возможных типа отношений между элементами в зависимости от того, как они расположены друг относительно друга:
1) прямой и обратной поддержки (стимулирования)
2) прямого и обратного ограничения(контроля).
Рассмотрим более подробно возможные отношения между элементами.
Отношения прямой поддержки между элементами характеризуют нормальный вариант межкомпонентных отношений, при котором поддержка каждого элемента пентаграммы возможна при наличии ресурса.
При обратной ситуации, когда возникает отток ресурса от последующего элемента к предшествующему, будет наблюдаться патологический вариант отношений. В качестве ресурса, который перераспределяется между компонентами компетенции, рассматривается человеческий потенциал.
На начальном уровне, когда сформировалась потребность или интерес, именно человеческий потенциал позволяет осуществить переход на новый уровень - «научение». Если данного ресурса не хватает, то потребность останется не реализованной, а интерес угаснет или трансформируется в патологической связи, где произойдёт переход на уровень - сохранения имеющихся знаний и опыта (рис. 2).
На этапе перехода на следующий уровень - от «научения» к «становлению» при нормальном варианте развития межкомпонентных отношений происходит процесс применения полученных на предыдущем этапе знаний. Работник принимает самостоятельные решения, нарабатывает различные стратегии действий, основываясь уже на личном опыте, используя полученный багаж знаний. Решение нестандартных задач не ведет работника в тупик, а видится новой возможностью. Однако при недостатке ресурса реализуется патологический вариант отношений, когда работник
не использует полученные знания на практике, придерживается ранее опробованных способов решения задач, таким образом даже новые знания не становятся ключом для формирования компетенции. Такая ситуация может произойти, если, например, нет четкой задачи от руководства о способах выполнения задач, если применения новых знаний никак не отражается на заработной плате или проводится формально. Решение этой проблемы будет напрямую зависеть от причины ее возникновения.
Рисунок 2 - Отношения прямой и обратной поддержки между элементами в категории «компетенция»
Следующий этап предполагает переход от элемента «становление» к элементу «экспертность», при котором также возникает нормальный или патологический вариант развития межкомпонентных отношений. В ситуации нормального варианта межкомпонентных отношений происходит наработка системного, аналитического мышления, владение компетенцией в полном объеме на уровне эксперта, что означает умение использовать разные методы, инструменты и различные техники в зависимости от ситуации, а также, умение анализировать как свои ошибки, так и недочеты других сотрудников команды. Патологический вариант может возникнуть в ситуации нехватки ресурса и проявится в нежелании рассматривать ситуации с разных сторон, боязни экспериментировать, и, как следствие, в жестких схемах и неумении находить выход в нестандартных ситуациях.
Завершающий этап развития компетенции характеризуется переходом от компонента «экспертность» к компоненту «рефлексия». При реализации нормального варианта работники подходят к этому этапу с желанием осмыслить весь накопленный опыт. Кроме того, ввиду сформированного уже умения анализировать и мыслить системно, возникает чёткое осознание и траектория дальнейшего развития и самосовершенствования, вновь возникает потребность в освоении новых знаний. Однако при патологическом варианте, развитие компетенции может остановится так и не преодолев пределы самой себя.
Наряду с межкомпонентными отношениями поддержки, метод предполагает анализ отношений ограничения (контроля), которые отображаются звездой внутри пятиугольника. Эти ограничения необходимы для существования объекта и обеспечения его устойчивого состояния. Отношения ограничения также могут быть нормальными или
патологическими (рис. 3). Нормальный вариант предполагает движение по внутреннему контуру пентаграммы по часовой стрелке, патологический -против часовой стрелки. Каждый из компонентов, отраженных на пентаграмме, создает определенные ограничения для остальных компонентов. Например, уровень развития компонента «потребность» ограничивает развитие компонента «становление», поскольку для использования и наработки опыта необходим твердый фундамент в виде освоения новых знаний в сочетании с мотивацией. Таким же образом компонент «научение» ограничивает компонент «экспертность», так как для этого уровня необходима не только новая информация, но и наработан соответствующий опыт.
Компонент «становление» может выступать в роли ограничивающего фактора для компонента «рефлексия», так как для переосмысления стереотипов опыта должна быть сформирована экспертность - умение анализировать не только чужие недоработки, но и устаревание собственного опыта. Без анализа в том числе и своей работы возникает ловушка «начальник всегда прав».
Компонент «экспертность» сдерживает развитие компонента «потребность», поскольку без переосмысления всего наработанного опыта, критического анализа сильных и слабых сторон развития компетенции, постоянно меняющихся требований внешней среды повышается вероятность неверно выявленной потребности или вовсе игнорирования новых интересов, потребностей и возможностей.
Наконец, компонент «рефлексия» ограничивает развитие компонента «научение», так как без выявленной потребности весь процесс формирования и развития компетенции становится бессмысленным и хаотичным.
Рисунок 3 - Отношения прямого и обратного ограничения между элементами в категории «компетенция»
Для наглядности рассмотрим формирование межкомпонентных отношений ограничения на примере компетенции «эмоциональный интеллект» менеджера по продажам компании, занимающейся оптовыми продажами запасных частей на территории Российской Федерации. Данная компетенция выделяется многими исследователями в качестве ключевой в современном обществе, ведь «поскольку эмоции и чувства зависят от развития познавательных функций, можно предположить, что успех или неудача каких-либо дел зависят от контроля своих эмоций, от того,
как именно мы оцениваем ситуацию» [8, с. 44]. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта тесно связано с проблемой адаптации и социализации личности. От того, насколько сотрудник хорошо понимает эмоциональную направленность коммуникативного общения, умеет определять потребности клиента в каждой отдельной ситуации и грамотно реагировать на них, напрямую зависят его отношения с клиентами, их желание взаимодействовать, что, как следствие, в значительной степени повышает уровень его эффективности в компании.
Таблица 1
Развитие компетенции «эмоциональный интеллект» на примере менеджера по продажам при нормальном варианте межкомпонентных отношений ограничения
Переходный этап Нормальный вариант
Потребность - Становление Для развития и закрепления компетенции «эмоциональный интеллект» требуется знание технологии продаж, этапы работы с клиентом, которое сотрудник приобретает на этапе «научение»
Становление - Рефлексия В технике продаж возникает риск в общении с клиентами в нестандартных ситуаций, поскольку только на уровне экспертности появляется способность моментально принимать решение и «чувствовать» клиента, комбинировать разные варианты, создавать нешаблонные рабочие схемы общения с клиентами различного типа
Рефлексия - Научение Хаотичность в развитии, бессистемность обучения является следствием не выявленной вовремя потребности, когда развитие становится самоцелью, и суть формирования нужных компетенций теряется
Научение - Экспертность В этой ситуации возникает риск всегда полагаться на собственный опыт и игнорировать проверенные технологии коммуникаций, без применения которых не наработается необходимая база для будущей экспертности
Экспертность- Потребность Для менеджера по продажам возникает риск застоя, остановки в развитии и карьерном росте, поскольку не возникает нового интереса и не происходит осознания потребности
Составлено автором.
Таким образом, анализируя отношения между компонентами, при возникающих проблемах становится очень легко отыскать причину неэффективности, которая может проявиться на любом участке цикла.
При недостатке ресурса у какого-либо из элементов проявляется патологический вариант развития межкомпонентных отношений. В частности, несформированная потребность в развитии компетенции у работника может привести к ситуации, когда развитие происходит спонтанно, неорганизованно и не дает нужного эффекта для компании. Далее, в случае неумения использовать свой
потенциал, неуверенности в своих знаниях и опыте («экспертность») могут привести к ситуации постоянного обучения и так называемому синдрому «вечного студента», что никак не приведет организацию к эффективной отдаче от вложенных ресурсов. В свою очередь, при недостатке мотивации и настойчивости в освоении новых знаний (на этапе «научение») может произойти ситуация застоя, остановки в развитии из-за желания получить быстрый результат при минимальных затратах и неудовлетворении этих ожиданий. Соответственно, не в полной мере осознанная необходимость в формировании новой компетенции («рефлексия») может повлечь
за собой ложное представление о необходимости наращивания опыта уже известными способами. При этом мотивация работника существенно падает, поскольку уровень его развития превосходит решаемые задачи. И, наконец, недостаточный уровень владения базовыми навыками может стать причиной полной смены потребности, отсутствию мотивации дальнейшего развития компетенции.
Выводы.
В результате использования символьного метода «Пентаграмма у-син» можно сделать следующе выводы:
1. Любую компетенцию можно представить в виде системного объекта, а ее формирование и развитие представляет собой завершенный цикл эволюционного движения.
2. Исследование механизма функционирования категории «компетенция» позволило идентифи-
Литература:
1. Алетдинова А.А. От развития когнитивных способностей работников к формированию сетевых компетенций в цифровой экономике / А.А. Алетдинова; Под ред. А.В. Бабкина // Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». СПб., 2017.
2. Атлас новых профессий. М. : Сколково, 2014. 168 с.
3. Боуш Г.Д. Методология научного исследования / Г.Д. Боуш, В.И. Разумов. М. : ИНФРА-М, 2020.
4. Галимзянов Х.М. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательных программ ФГОС ВО: научно-метод. пособ. / Х.М. Галимзянов, Е.А. Попов, Ю.А. Сторожева. Астрахань : Астраханский ГМУ, 2017. 74 с.
5. Галлямова Э.Г. Управление компетенциями как ключевой фактор развития интеллектуального капитала организации / Э.Г. Галлямова // Вестник Московского университете. Серия 21: Управление (Государство и общество). 2007. № 3. С. 96-107.
6. Ершова Т.В. Ключевые компетенции для цифровой экономики / Т.В. Ершова, С.В. Зива // Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 2018. № 3. С. 4-20.
7. Ефремова Г.М. Проблемы формирования компетенции цифровой экономики / Г.М. Ефремова, О.Н. Мороз, И.В. Нитяго // Актуальные вопросы образования. 2018. № 2. С. 55-60.
цировать отношения, возникающие между ее элементами, а именно отношения поддержки и ограничения.
3. Человеческий потенциал является тем ресурсом, который обеспечивает системе устойчивость, запускает и координирует весь механизм развития компетенции, предусматривающий как нормальный, так и патологический вариант развития в зависимости от наличия или дефицита ресурса.
Таким образом, полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем при разработке модели компетенций, основанной не только на требованиях внешней среды, но и на эффективном распределении ресурса между компонентами объекта. С помощью модели, построенной на знании возникающих отношений между элементами, можно значительно снизить риски при ее внедрении и обеспечить максимальную эффективность от внедрения новых компетенций.
Literature:
1. Aletdinova A.A. From the development of cognitive abilities of employees to the formation of network competencies in the digital economy / A.A. Aletdinova; Under the editorship of A.V. Babkin // Trends in the development of economics and industry in the context of digitalization: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University». SPb., 2017.
2. Atlas of new professions. M. : Skolkovo, 2014. 168 p.
3. Boush G.D. Methodology of scientific research / G.D. Boush, V.I. Razumov. M. : INFRA-M, 2020.
4. Galimzyanov Kh.M. Development and evaluation of competencies in the implementation of GEF WO education programmes: scientific-methodical manual / Kh.M. Galimzyanov, E.A. Popov, Y.A. Storozheva. Astrakhan : Astrakhan state medical University, 2017. 74 p.
5. Gallyamova E.G. Management of competencies as a key factor in the development of the intellectual capital of the organization / E.G. Gallyamova. Series 21: Governance (State and Society). 2007. № 3. P. 96-107.
6. Yershova T.V. Key competencies for the digital economy / T.V. Yershova, S.V. Ziva // Moscow State University named after M.V. Lomonosov. 2018. № 3. P. 4-20.
7. Efremova G.M. Problems of forming the competence of the digital economy / G.M. Efremova, O.N. Moroz, I.V. Nityago // Current issues of education. 2018. № 2. P. 55-60.
8. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. №. 3-2. С. 43-46.
9. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Приложение 7 к протоколу заседания ученого совета НИУ ВШЭ от 26.06.2020 № 10.
10. Мудриевская Е.В. Интеллектуальные схемотехники как когнитивные инструменты построения учебного процесса по дисциплине «физическая культура» / Е.В. Мудриевская, О.С. Ковалева // Ученые записки университета имени В.Ф. Лес-гафта. 2017. № 6(148). С. 140-144.
11. Недолужко О.В. Исследование системы отношений между элементами интеллектуального капитала организации с использованием символьного метода «Пентаграмма» китайской философии у-син / О.В. Недолужко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 201-205.
12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203, действующая редакция).
13. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, действующая редакция).
14. Уиддет С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет, С. Холлифорд. Гиппо, 2008.
15. Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К.К. Праха-лад. М. : Олимп-бизнес, 2002.
16. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрах-манова [и др.]; Науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
17. Шеремет А.А. Интеллектуальная схемотехника в философском исследовании человека / А.А. Шеремет [и др.]; Редкол.: П.Л. Зайцев (отв. ред.) // Визуальные образы современной культуры: Идеалы и идеологии (к 25-летию теологического образования в г. Омске). Сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Изд. : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск). 2020. С. 46-50.
8. Komarova E.P. Emotional intelligence: the concept, role and forms of integration in sociocultural communication / E.P. Komarova // Bulletin of Voronezh State Technical University. 2014. Vol. 10. № 3-2. P. 43-46.
9. The concept of developing digital competencies of HSE students. National Research University «Higher School of Economics», Appendix 7 to the minutes of the meeting of the Academic Council of the Higher School of Economics № 10 dated 26.06.2020.
10. Mudrievskaya E.V. Intellectual circuit technology as cognitive tools for building the educational process in the discipline «physical culture» / E.V. Mudrievskaya, O.S. Kovaleva // Scientific notes of the University named after V.F. Lesgaft. 2017. № 6(148). P. 140-144.
11. Nedoluzhko O.V. Investigation of the system of relations between the elements of the intellectual capital of the organization using the symbolic method «Pentagram» of the Chinese philosophy of Wu-xing / O.V. Nedoluzhko // Azimut of scientific research: economics and management. 2018. Vol. 7. № 1(22). P. 201-205.
12. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030. (Approved by Decree of the President of the Russian Federation № 203 of May 09, 2017, current version).
13. Program for the Development of the Digital Economy in the Russian Federation until 2035 (Approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 1632-r of July 28, 2017, current version).
14 . Widget S. Leadership competency / S. Widget, S. Halliford. Hippo, 2008.
15. Hamel G. Competing for the future. Creating the markets of tomorrow / G. Hamel, K.K. Prahalad. M. : Olymp-business, 2002.
16. What is the digital economy? Trends, competencies, measurement: dokl. k XX Apr. international scientific conference on problems of economic and social development, Moscow, 09-12 Apr. 2019 / G.I. Abdrakhmanova [et al.]; scientific ed. by L.M. Gokhberg; Nats. research. Higher School of Economics Univ., M. : Publishing House of the Higher School of Economics, 2019.
17. Sheremet A.A. Intellectual circuitry in the philosophical study of man / A.A. Sheremet // Visual images of modern culture: Ideals and ideologies (to the 25th anniversary of theological education in Omsk). Collection of scientific articles based on the materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorial Board: P.L. Zaitsev (ed.) [et al.]. Publishing house: Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (Omsk). 2020. P. 46