Научная статья на тему 'Проектирование кластеров в автотранспортной отрасли с применением когнитивных технологий'

Проектирование кластеров в автотранспортной отрасли с применением когнитивных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Галина Дмитриевна

Представлены результаты применения в проектировании кластеров в автотранспортной отрасли таких когнитивных технологий как категориальные методы «Конечный информационный поток», «Порядок следования целей», символьный метод «Пентаграмма», модель компенсационного гомеостата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of clusters in trucking branch using cognitive technologies

Presented results of application cognitive technologies to designing clusters in the Trucking Branch. Among them categorical methods: «Ending flow of information», «The sequence of goals», symbolic method «Pentagram», a model of compensatory homeostat.

Текст научной работы на тему «Проектирование кластеров в автотранспортной отрасли с применением когнитивных технологий»

APPRAISAL OF COST-EFFECTIVENESS DYNAMIC ASSESSMENT OF GEOCOMPLEXES IN THE PAVEMENT DESIGN OF HIGHWAY

T. V. Bobrova, S. V. Efimenko

Materials articles reflect the methodology and the results of evaluation research aimed at clarifying the dislocation boundaries and territorial distribution of road-climatic zones in the West Siberian region.

Key words: efficiency, natural conditions, the area, the traffic area, pavement

Bibliographic list

1. Efimenko V. N. The account of regional climatic conditions in the clarification of design standards of roads / V. N. Efimenko, S. V. Efimenko, M.V. Badina // Nauka i tehnika v dorozhnoj otrasli, 2012-№1-P.14,17.

2. Efimenko V. N Technology into account regional climatic conditions in the design of transport facilities (in Western Siberia)/ V. N. Efimenko, S. V. Efimenko, M. V. Badina, A. V. Grigoriev // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arxitekturno-stroitelnogo universiteta,-2011.-№4.-p.221-227.

3. SNiP 2.05.02 - 85*. Highways. Gosstroj SSSR. - M: CITP Gosstroja SSSR, 2004 - 56p.

4. Design of non-rigid pavements. ODN 218.046-01. Gosudarstvennaja sluzhba dorozhnogo hozjajstva Ministerstva transporta Rossijskoj Federa-cii.-2001.-145p.

5. Methods of determining the cost of construction products in the territory of the Russian Federation (MDS 81-35.2004), / Gosstroj Rossii / Moskva, 2004. -72 p.

6. Guidance for the assessment of economic efficiency in the road sector innovation and scientific and technological progress: otraslevoj dor. metod, dok.: utv. Rasporjazheniem Mintransa Rossii 10.12.2002 № OS 1109-r.

7. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of 01.11.2007. Number 157, "On the implementation of the decision of the Government of the Russian Federation dated August 23, 2007 N 539" On Standards cash costs for the maintenance and repair of federal highways and the rules for calculating them. "

Боброва Татьяна Викторовна - д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление дорожным хозяйством» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научной деятельности - Разработка и совершенствование методов и моделей организации строительства и эксплуатации дорог. Имеет 137 опубликованных работ. e-mail: bobrova. tv@gmail. com

Ефименко Сергей Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги», Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ). Основное направление научной деятельности - Учет изменчивости геокомплексов в регионах и проектирование на этой основе морозоустойчивых конструкций с более высоким уровнем надежности. Имеет 65 опубликованных работ. Email: svefimenko_80@mail.ru

УДК 334.7+332.01

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Г. Д. Боуш

Аннотация. Представлены результаты применения в проектировании кластеров в автотранспортной отрасли таких когнитивных технологий как категориальные методы «Конечный информационный поток», «Порядок следования целей», символьный метод «Пентаграмма», модель компенсационного гомеостата.

Ключевые слова: автотранспортный кластер, проектирование кластера, когнитивные технологии.

Введение

В условиях модернизации российской экономики существенно возрастает роль автомобильно-дорожного комплекса как важнейшего фактора социально-экономического развития, обеспечивающего трансформацию экономического пространства страны, совершенствования межрегиональных и международных транспортно-экономических связей, рациона-

лизацию размещения производственных сил; повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала регионов, развитие предпринимательства. Вместе с тем в настоящее время российские автотранспортные предприятия в настоящее время сталкиваются с весьма серьёзными проблемами, обусловленными усилением конкуренции, кардиналь-

ным изменением ее природы и границ под влиянием многих факторов - дерегулирования экономики, глобализации бизнеса, непрерывности технологий, развития информационных систем, повышение требовательности потребителей к соотношению цена-качество и др. В данных условиях возникает настоятельная потребность применения новых форм и методов в предпринимательской деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к меняющейся внутренней и внешней бизнес -среде [1, 9].

Задачи коренной модернизации и инновационного развития автотранспортного комплекса, по нашему мнению, не могут быть решены без привлечения нетрадиционного инструментария для анализа ситуации и проектирования будущих структур. Интеллектуальные системы и когнитивные технологии позволяют, с одной стороны, осмыслить фундаментальные проблемы, препятствующие росту и развитию автотранспортной отрасли, с другой стороны, конструировать будущую конфигурацию составляющих её структур, ориентируясь на желаемые качественные параметры, обеспечивающие данной отрасли динамичное прогрессивное развитие и структурную трансформацию с последующим обретением высокой конкурентоспособности национального и международного уровня.

Для автотранспортной отрасли одним из перспективных направлений развития является кластеризация. В представленном читателю материале изложены результаты применения когнитивных технологий в проектировании кластерных структур в автотранспортной отрасли.

1. Проектирование перспективного компонентного состава автотранспортного кластера; когнитивная технология - категориальный метод «Конечный информационный поток» (КИП).

Категориальный метод КИП разработан профессором В. И. Разумовым [10]. Метод позволяет представить автотранспортный кластер как постоянно усложняющийся в процессе познания объект, отражая повышение его системной сложности в процессе стихийного эволюционирования.

«Конечный информационный поток» как метод исследования и проектирования объектов представляет собой специально организованный его информационный образ, характеризующий его в совокупности с самим процессом познания. Основной единицей представления информации в КИП является информационный критерий (ИК), фиксирующий любую новую познавательную информацию об объекте. Одним из параметров метода КИП, содержащих информацию об объекте, является ЛУ - логический уровень. Перечень ЛУ имеет определённую последовательность, отражающую появление каждого принципиально нового [системного] качества в объекте, отражаемого соответствующим ИК.

В рамках комплекса ЛУ метода КИП возможно проектирование перечня компонентов автотранспортного кластера, начиная от более простого, возникающего на первом этапе его зарождения, к всё более сложным, возникающим поочерёдно в процессе стихийного или управляемого эволюционирования кластера (рис. 1.).

Рис. 1. Модель автотранспортного кластера в категориальном методе «Конечный информационный поток»

Мы полагаем целесообразным выделить в проектируемом автотранспортном кластере следующие ЛУ, отображающие соответствующие кластерные компоненты [2, 3, 5, 6]:

ЛУ1-производство - группа предприятий-производителей, конкурирующих между собой на основе сходных базовых процессов производства, производства сходных продуктов или использования сходных ресурсов. Для автотранспортного кластера это любые автотранспортные организации, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, а также выполняющие работы специальными транспортными средствами.

ЛУ2-обеспечение - группа предприятий-поставщиков ресурсов (сырья, материалов, комплектующих). В проектируемом кластере сюда следует отнести поставщиков автотранспортных средств, топлива, запасных частей, комплектующих и пр., а также поставщиков пассажиров и грузов (в том числе предприятия других подотраслей транспортного комплекса), заказчиков работ и услуг, выполняемых специальными транспортными средствами.

ЛУЗ-обслуживание - группа предприятий и организаций, обслуживающих основные и дополнительные производственные процессы, осуществляемые поставщиками ресурсов: производителей специализированного оборудования и специализированных услуг. В данную группу могут быть включены организации, осуществляющие техническое обслуживание автотранспортных средств, поставляющих специальное оборудование, оказывающих услуги по разработке программного обеспечения, систем слежения, по выполнению маркетинговых исследований, рекламе и пр.

ЛУ4-потребление - группа потребителей производимой продукции. Потребителями услуг автотранспортных предприятий являются физические и юридические лица, включая государственные учреждения.

ЛУ5-исследование - группа исследовательских структур, обеспечивающих разработкой новаций все имеющиеся в кластере фирмы. Данная группа включает в себя научные организации, конструкторские бюро, кафедры профильных вузов, осуществляющие исследования и разработки, как для автотранспортных предприятий, так и для представителей других групп автотранспортного кластера.

ЛУ6-экспорт - группа специализированных структур, экспортирующих готовую продукцию, полуфабрикаты, услуги, технологии и пр. Для автотранспортного кластера на определённом этапе его развития актуальным будет формирование специализированных экспортных организаций, осуществляющих продвижение основных и дополнительных продуктов (услуг) кластера за пределы региона и страны.

ЛУ7-обучение - группа образовательных учреждений. Данная группа состоит из средних и высших учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов по направлениям, востребованным участниками автотранспортного кластера.

Таким образом, развёрнутый комплекс компонентов проектируемого автотранспортного кластера включает в себя «Производство», «Обеспечение», «Обслуживание», «Потребление», «Исследования», «Экспорт», «Обучение».

2. Проектирование компонентообразую-щих и кластерообразующего ядер; когнитивная технология - модель компенсационного гомеостата

Модель компенсационного гомеостата основана на положении о том, что две неустойчивые подсистемы, находящиеся в противоречии друг с другом, обеспечивают системе (компоненту кластера, кластеру) устойчивое состояние [10].

В каждом из проектируемых компонентов автотранспортного кластера требуется сформировать ядро, которое будет задавать направление развития компонента, а затем -ядро самого кластера, которое, соответственно, будет задавать направление развития самого кластера [2]. В каждом из случаев требуется выделить пару структурных единиц (элементов для кластерного компонента, компонентов - для кластера), которые будут выполнять роль компоненто - и кластерообразова-ния. Между выделенными элементами компо-нентообразующих и кластерообразующего ядер требуется инициировать противоречия гомеостатического типа [4, 8], в рамках которых данные структурные единицы будут конкурировать за определённый ресурс, перераспределяющийся между ними циклическим образом (рис. 2.).

Рис. 2. Формирование компонентообразующих (а) и кластерообразующего (б) ядер автотранспортного кластера по гомеостатическому типу на примере компонентов

«Производство» и «Обеспечение»

Прочие структурные единицы будут поддерживать и развивать [внутрикомпонентную, внутрикластерную] конкурентную среду.

Модель структуры проектируемого автотранспортного кластера может быть представлена следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Компонентная структура автотранспортного кластера с кластерообразующим ядром из компонентов «Производство» и «Обеспечение»

При этом состав кластерообразующего ядра автотранспортного кластера в процессе развития будет изменять свой состав.

3. Проектирование развития организационной структуры автотранспортного кластера; когнитивная технология - символьный метод «Пентаграмма»

Символьный метод «Пентаграмма» является циклической конструкцией, неким завершённым процессом [10]. Пентаграмма по-

зволяет выделить и интерпретировать разные типы отношений между компонентами автотранспортного кластера в зависимости от их расположения в ней относительно друг друга [2]. Для применения данного метода требуется сократить число компонентов проектируемого автотранспортного кластера до пяти. Полагаем возможным для этих целей объединить две пары компонентов (рис. 4).

Производство Обучение

Рис. 4. Модель автотранспортного кластера в символьном методе «Пентаграмма»

Методом «Пентаграмма» успешно улавливаются отношения взаимных поддержки и контроля (ограничения) между её элементами.

Отношения поддержки (так называемые отношения «мать-дитя») отражены внешним пятиугольником (рис. 5).

Рис. 5. Отношения взаимной межкомпонентной поддержки в автотранспортном кластере

Каждый из компонентов проектируемого автотранспортного кластера, располагая каким-либо продуктом, выступающим ресурсом для последующего компонента, осуществляет его прямую поддержку (по часовой стрелке) (рис. 5а). Однако в случае дефицита ресурса он будет осуществлять обратную поддержку (против часовой стрелки) данного ком-

понента (рис. 5б). Последний вариант интерпретируется как патологическая связь поддержки между компонентами кластера, в отличие от нормальной связи первого варианта.

Отношения контроля (ограничения) (так называемые отношения «дед-внук») отражаются звездой (рис. 6.).

Производство Обучение Производство Обучение

а) б)

Рис. 6. Отношения взаимного межкомпонентного контроля в автотранспортном кластере

В данном случае речь идёт об ограничениях, жизненно необходимых для существования кластера, обеспечивающих его гомео-стаз. Данные отношения также могут быть как нормальными (по часовой стрелке) (рис. 6а), так и патологическими (против часовой стрелки) (рис. 66).

Развитие данных типов отношений будет способствовать совершенствованию организационной структуры автотранспортного кластера и механизма его функционирования.

4. Проектирование эволюционной траектории автотранспортного кластера; когнитивная технология - категориальный метод «Порядок следования целей» (ПСЦ).

Метод ПСЦ представляет объект как со-

вокупность трёх составляющих: 1) Объект-Качество (ОК) - объект как целое; 2) Подка-чество (Пк) - составные части объекта; в) Интегративное Качество (ИК) - принцип объединения частей в целое [10]. Каждой из этих составляющих в автотранспортном кластере соответствует определённый комплекс целей (Цель, Подцель, Сверхцель), все уровни которого находятся в противоречии друг с другом. Таким образом, система целей в автотранспортном кластере имеет сложную ие-рархизированную архитектуру (таблица 1).

Таблица 1 - Система целей автотранспортного кластера

Наименование уровня кластера как системного объекта Содержание целей

Объект-Качество - развитие имеющихся качеств; - совершенствование организации кластерного организма; - развитие внутрикластерной ресурсной базы; - повышение адаптационных возможностей к воздействиям внешней среды; - накопление потенциала к возникновению новых эмерджентных свойств; - подготовка перехода к более высокому уровню системной и организационной сложности;

ПодКачество - использования имеющихся качеств; - увеличение производительности имеющихся ресурсов; - совершенствование внутрикомпонентной ресурсной базы; - повышение эффективности хозяйственной деятельности; - рост конкурентоспособности в рыночной среде;

Интегративное Качество - совершенствование принципа объединения предприятий в кластер; - формирование новых качеств (эмерджентных свойств); - подготовка к переходу в новую, более сложную среду.

Иерархия целей предопределяет противоречия между ними и в зависимости от того, каков результат разрешения каждого из них,

кластер реализует одну из ветвей развития -прогресс, регресс, изогресс (рис. 7.).

Рис. 7. Модель развития автотранспортного кластера

На графической плоскости две оси соответствуют трём возможным направлениям развития проектируемого автомобильного кластера. Вертикальная ось отражает уровень его системной сложности, движение вверх показывает прогресс, движение вниз -регресс. Горизонтальная ось соответствует времени жизни кластера и характеризует изо-гресс. За каждым актом прогресса или изо-гресса следует определённый период изо-грессивного развития [7, 10].

Таким образом, эволюция проектируемого автотранспортного кластера может иметь весьма сложную траекторию.

Заключение

Проектирование автотранспортных кластеров, как видно, может быть успешно осуществлено на платформе когнитивных технологий. Такие познавательные инструменты как категориальные методы «Конечный информационный поток» и «Порядок следования целей», модель компенсационного гомеостата, символьный метод «Пентаграмма» позволили спроектировать состав кластера и компонен-тообразующих и кластерообразующего ядер, смоделировать межкомпонентные отношения, оказывающие воздействие на развитие организационной структуры кластера и механизма его функционирования, а также возможные эволюционные траектории кластера.

Полагаем, что предлагаемый подход к проектированию автотранспортных кластеров является весьма продуктивным. Надеемся, что он найдёт применение в практической деятельности в области кластеризации автотранспортной отрасли.

Библиографический список

1. Бирюков В. В. Инновации и формирование конкурентных преимуществ автотранспортного предприятия / В. В. Бирюков // Вестник Сибирского Автомобильно-дорожного института. - 2011. - № 4. - С. 64-67.

2. Боуш Г. Д. Бизнес-кластеры: категориально-системное представление: монография / Г. Д. Боуш. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. - 244 с.

3. Боуш Г. Д. Бизнес-кластеры: теория и методология выявления структурного устройства / Г. Д. Боуш // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 6. - С. 28-35.

4. Боуш Г. Д. Гомеостатическое моделирование управления функционированием и развитием региональных экспортоориентированных кластеров / Г. Д. Боуш // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. - 2011. - № 3. - С. 66-73.

5. Боуш Г. Д. Идентификация и описание кластеров предприятий с применением категориальной модели «Конечный информационный поток» / Г. Д. Боуш // Вестник Томского государственного университета. Сер. Экономика. - 2010. - № 8. - С. 129-134.

6. Боуш Г. Д. Компонентно-элементный состав бизнес-кластеров: системное представление / Г. Д. Боуш // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. - 2010. - № 4. - С. 62-73.

7. Боуш Г. Д. Эволюционные аспекты кластеров предприятий / Г. Д. Боуш // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1. - С. 160-166.

8. Боуш Г. Д. Новый подход к управлению развитием инновационных кластеров с учётом внутрисистемных противоречий / Г. Д. Боуш, О. А. Вер-ховец, К. И. Грасмик // Инновации. - 2012. - № 1. -С. 33-41.

9. Кирничный В. Ю. Приоритеты и механизм модернизации автомобильно-дорожного комплек-

са / В. Ю. Кирничный // Вестник Сибирского автомобильно-дорожного института. - 2011. - № 4. - С. 58-61.

10. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке учёных: учеб. пособие / В. И. Разумов. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2004. - 277 с.

DESIGNING OF CLUSTERS IN TRUCKING BRANCH USING COGNITIVE TECHNOLOGIES

G. D. Boush

Presented results of application cognitive technologies to designing clusters in the Trucking Branch. Among them categorical methods: «Ending flow of information», «The sequence of goals», symbolic method «Pentagram», a model of compensatory ho-meostat.

Bibliographic list

1. Biryukov V. V. Innovation and the formation of competitive advantages of the transport enterprise / V. V. Biryukov // Bulletin of the Siberian Automobile-Road Institute. - 2011. - № 4. - Р. 64-67.

2. Boush G. D. Business-clusters: categorial-system view: monograph / G. D. Boush. - Omsk: Publishing Omsk State University, 2011. - 244 p.

3. Boush G. D. Business-clusters: theory and methodology of detecting structural devices / G. D. Boush // Izvestiya Sankt-Petersburg University of Economics and Finance. - 2011. - № 6. - P. 28-35.

4. Boush G. D. Homeostatic modeling of management of export-oriented clusters' functioning and development / G. D. Boush // Herald of Omsk University. Ser. Economy. - 2011. - № 3. - P. 66-73.

5. Boush G. D. Identification and description of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

clusters of firms with the use of categorial model «Final information flow» / G. D. Boush // Herald of Tomsk State University. Ser. Economy. - 2010. - № 8. - P. 129-134.

6. Boush G. D. Component-elements' contents of business clusters: systemic representation / G. D. Boush // Herald of Novosibirsk State University. Ser. Social Sciences and Humanities. - 2010. - № 4. - P. 62-73.

7. Boush G. D. Evolutionary aspects of clusters of firms / G. D. Boush // Problems of modern economy. -2010. - № 1. - P. 160-166.

8. Boush G. D. New management approach to development of innovation clusters on the basis of analysis intersystem contradictions / G. D. Boush, O. А. Verkhovets, К. I. Grasmik // Innovation. - 2012. -№ 1. - P. 33-41.

9. Kirnichnyj V. Y. Priorities and mechanism of modernization of the automobile-road complex / V. Y. Kirnichnyj // Bulletin of the Siberian Automobile-Road Institute. - 2011. - № 4. - Р. 58-61.

10. Razumov V. I . Categorial-system methodology in the preparation of scientists: tutorial / V. I. Razumov. - Omsk: Publishing Omsk State University, 2004. - 277 p.

Боуш Галина Дмитриевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Сибирской автомобильно-дорожной академии - СибАДИ. Основное направление научных исследований - кластеры в экономике, методология экономических исследований. Общее количество публикаций - 123. е- mail: gboush@narod.ru

УДК 334.7+332.01

ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КЛАСТЕРА

В ОМСКОМ РЕГИОНЕ

В. Ю. Кирничный

Аннотация. В статье рассмотрены необходимость и факторные условия создания транспортного кластера в Омском регионе, показаны созданы цели и задачи его создания, а также представлены механизмы формирования и перспективные направления работы регионального транспортного кластера.

Ключевые слова: транспортный кластер, инновации, механизмы формирования, инновационная инфраструктура.

Введение

Осуществление системных модернизаци-онных изменений в нашей стране существенно меняет роль автомобильного транспорта как особого фактора, обеспечивающего успешность процессов социально-экономической трансформации. При этом для решения проблемы формирования устойчи-

вых конкурентных преимуществ автотранспортных предприятий необходимым становится использования новых подходов, учитывающих резкое усиление конкуренции, кардинальные изменения ее природы и границ [1, 3, 5]. В современных условиях сложилась тенденция преобразования деловых связей производителей, поставщиков и потребите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.