Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карлышев В.М., Алешин И.Н.

Проблема взаимоотношений и лидерства наиболее часто обсуждается в спортивной прессе и наиболее остра в процессе подготовки в спортивных командах. Решению этих вопросов способствуют исследования индивидуальных особенностей спортсменов и рационализация взаимоотношений с учетом выявленных закономерностей. Проведенное исследование особенностей личностных качеств баскетболистов, их темперамента и направленности позволило уточнить амплуа и функции игроков, выработать стратегии взаимоотношений в команде и в соревновательной деятельности, определиться в направлении развития нужных качеств характера спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карлышев В.М., Алешин И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF BASKETBALL PLAYERS OF THE STUDENT TEAM TO OPTIMIZE INTERACTION AND TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF SPORTS ACTIVITIES

The problem of relationships and leadership is most often discussed in the sports press and is most acute in the process of training basketball players in sports teams. The solution of these issues is facilitated by the study of the individual characteristics of athletes and the rationalization of relationships, taking into account the identified patterns. The study of the characteristics of the personal qualities of basketball players, their temperament and orientation made it possible to clarify the role and functions of the players, to develop strategies for relationships in the team and in competitive activities, to determine the direction of development of the necessary qualities of the character of the athletes.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

сийской Федерации, 2018. - С. 252-255.

2. Дмитриев Д.К. Система присвоения спортивных званий, разрядов и квалификационных категорий спортивных судей по служебно-прикладным видам спорта (на примере ФСИН России) / Д.К. Дмитриев, В.И. Андреев, С.В. Матвиенко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2022. - № 8 (243). - С. 75-80.

3. Кузьмин В.В. Технология использования системы подготовки по служебному биатлону как эффективный механизм повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел / В.В. Кузьмин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1 (134). - С. 105-108.

REFERENCES

1. Goncharova, Yu.S. (2018), "Service biathlon as an integral part of the professional training of cadets and students of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Crime in the CIS: problems ofpreventing and solving crimes: collection of materials, Voronezh, pp. 252-255.

2. Dmitriev, D.K., Andreev, V.I. and Matvienko, S.V. (2022), "The system of awarding sports titles, ranks and qualification categories of sports judges for service-applied sports (on the example of the Federal Penitentiary Service of Russia)", Bulletin of the penitentiary system, No. 8 (243), pp. 75-80.

3. Kuzmin, V.V. (2019), "Technology of using the system of training in service biathlon as an effective mechanism for improving the professional level of employees of internal affairs bodies", News of the Volgograd State Pedagogical University, No. 1 (134), pp. 105-108.

Контактная информация: vladimir.kuleeif@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2022

УДК 159.923+796.323

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Николаевич Алешин, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Проблема взаимоотношений и лидерства наиболее часто обсуждается в спортивной прессе и наиболее остра в процессе подготовки в спортивных командах. Решению этих вопросов способствуют исследования индивидуальных особенностей спортсменов и рационализация взаимоотношений с учетом выявленных закономерностей. Проведенное исследование особенностей личностных качеств баскетболистов, их темперамента и направленности позволило уточнить амплуа и функции игроков, выработать стратегии взаимоотношений в команде и в соревновательной деятельности, определиться в направлении развития нужных качеств характера спортсменов.

Ключевые слова: баскетболисты, личностные особенности, лидер, лидерские качества, направленность личности, темперамент, сплоченность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p457-461

STUDY OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF BASKETBALL PLAYERS OF THE STUDENT TEAM TO OPTIMIZE INTERACTION AND TO INCREASE THE

EFFECTIVENESS OF SPORTS ACTIVITIES Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Ni-kolaevich Aleshin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of

physical culture, Chelyabinsk

Abstract

The problem of relationships and leadership is most often discussed in the sports press and is most acute in the process of training basketball players in sports teams. The solution of these issues is facilitated by the study of the individual characteristics of athletes and the rationalization of relationships, taking into account the identified patterns. The study of the characteristics of the personal qualities of basketball players, their temperament and orientation made it possible to clarify the role and functions of the players, to develop strategies for relationships in the team and in competitive activities, to determine the direction of development of the necessary qualities of the character of the athletes.

Keywords: basketball players, personality traits, leader, leadership qualities, personality orientation, temperament, cohesion.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношений в спортивных командах на всех уровнях спортивного совершенствования одна из острых в процессе подготовки. Она постоянно в центре внимания тренера, особенно при подготовке к соревнованиям, ибо часто от качества взаимоотношений спортсменов зависит реализация намеченных задач. Чтобы исключить до минимума непредвиденные конфликты, тренеру желательно знать индивидуальные особенности своих спортсменов. Однако, многие из них ориентируются на собственное понимание о спортсменах и не всегда считают необходимым исследовать их особенности, доверяя этот процесс специалистам. В наиболее критические моменты спортсмены могут выдавать непредвиденные реакции и действия, приводящие к неожиданным ошибкам и проигрышам и которые никак не планировались тренером. Вот почему исследование личностных особенностей спортсменов команды может помочь тренеру предвидеть негативные поведенческие реакции и сделать процесс взаимоотношений в команде более стабильным и желательным, а поведенческие реакции предсказуемыми и объяснимыми.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первых этапах становления команды важно выделить лидеров в психологическом плане (неформальных и природных) и согласовать с мнением остальных занимающихся. Встречаются прирождённые лидеры, готовые качественно выполнять необходимые функции и очень важно, если им не свойственна внутренняя и внешняя агрессия. При этом желательно выяснить особенности темперамента и психотипа как природных основ, обеспечивающих стиль взаимодействия с реальностью.

В личности спортсмена выделяются разные свойства и способности, существенно влияющие на эффективность взаимодействия и спортивное совершенствование. К таковым могут относиться направленность личности, формирующая личностные потребности, ценности, убеждения, цели и другие аспекты спортсмена, а также набор способностей и черт личности, способствующих или мешающих взаимоотношениям в команде, а также их энергетические и волевые возможности. По мнению психологов, указанные особенности существенно влияют на происходящее и эффективность взаимоотношений в спортивной деятельности.

Проблема раннего выявления и воспитания лидеров сейчас является актуальной проблемой не только в спорте, но активно исследуется в разных сферах и странах мира. Феномен лидерства в спортивных командах трудноизмерим и не всегда понятен. Он исследуется десятки лет, и постоянно открываются новые горизонты в осмыслении данного вопроса, поскольку он детерминирован многочисленными внутренними и внешними условиями. Деятельность спортивных лидеров многопланова, многогранна и существует огромное множество ее индивидуальных проявлений в зависимости от вида спорта, личности, условий и окружения. Воспитание лидерских качеств спортсменов помогает в будущем более успешно влиться во взрослую жизнь, создает предпосылки для реализации лидерства, как в спорте, так и в общественной жизни. Спортивное лидерство можно рассматривать как условие и механизм целенаправленных взаимодействий между спортсме-

нами, обеспечивающих достижение высоких результатов. Тренеру желательно отслеживать зависимость между действиями спортивных лидеров и результативностью командной работы. Значимость лидера во время соревнований очень важна, а в экстремальных случаях, просто необходима.

Условно в спортивной команде выделяют горизонтальную и вертикальную структуру взаимодействий. Игровая горизонтальная структура отражает распределение ролей (амплуа) в команде. Это игровые амплуа: защитник (правый-левый), нападающий (правый-левый-центровой). В условиях тренировок и соревнований взаимоотношения спортсменов регламентируются их амплуа, определяющими частоту, плотность, характер контактов и специфику деятельности. Кроме того, взаимоотношения обусловлены личностными особенностями и качественными связями (друг, товарищ, коллега).

Вертикальная структура характеризуется наличием соподчиненных отношений, регламентированных или сложившихся внутри команды, и обеспечивает качество выполнения спортсменами своих функций. В процессе совместной спортивной деятельности уточняется дифференциация ролей и функций между членами команды обеспечивающая качество взаимодействия и эффективности игровой деятельности.

Цель исследования - выявление индивидуальных особенностей баскетболистов для оптимизации взаимодействия и повышения эффективности спортивной деятельности

Исследование проведено в студенческой мужской сборной команде по баскетболу в количестве 15 человек в возрасте 20-21 года. Все спортсмены занимаются баскетболом от 6 до 12 лет.

Учитывая важность разностороннего исследования индивидуальных особенностей, нами использовались следующие методики:

- методика А. Белова «Формула темперамента», позволяющая выделить стиль поведенческих реакций и темперамент спортсменов;

- методика диагностики лидерских качеств у спортсменов (Е. Жарикова). Данная методика предназначена для определения уровня развития лидерских качеств у спортсменов;

- методика «КОС» В.В. Синявского предназначена для оценки уровня развития коммуникативных и организаторских способностей спортсменов;

- методика Б. Басса «Для определения направленности личности». Эта методика определяет, на что именно нацелен спортсмен в своей деятельности;

- методика Джека Уэлча. Методика построена на оценке 4 качеств, важных для лидера: энергии, умении вдохновлять, воле к победе и дисциплине.

Ниже представлено соотношение индивидуальных особенностей баскетболистов и их уровневое проявление.

Таблица - Индивидуальные особенности баскетболистов студенческой команды

Уровни Лидерство Общит-ть и организация Направленность на Практичность реализации

себя взаимодействие результат

высокий 1 2 1 - 2 1

выше среднего 2 6 3 6 5 4

средний 5 3 6 7 8 5

ниже среднего 5 2 4 2 - 3

низкий 2 2 1 - - 2

Анализ табличных данных позволяет констатировать следующие личностные особенности баскетболистов студенческой команды.

Согласно результатам диагностики уровня лидерских качеств баскетболистов, семеро имеют низкий уровень и не имеют внутренней основы стать лидерами команды, так как у них данные качества практически не развиты. По сути, это ведомые и зависимые спортсмены. Их результаты колебались в пределах от 7 до 18 баллов. У семи спортсменов проявлены лидерские качества на среднем уровне. Их результаты варьировались в пределах от 22 до 34 баллов. И только у одного спортсмена по результатам методики Е. Жари-

кова выявлен высокий уровень лидерских качеств. Данный баскетболист набрал сумму, равную 39 баллам, что говорит о природном умении управлять другими и вести их за собой. На вопрос, заданный игрокам команды, кого они считают лидером, большинство баскетболистов назвали именно этого спортсмена. Это еще раз подтверждает информативность и надежность полученных данных. Как показали наблюдения, два спортсмена имеющие баллы выше среднего (33 и 34) находились в дружеских отношениях с лидером и в целом поддерживали его в игровой деятельности, что способствовало сплочению команды и сыгранности игроков.

Уровень коммуникативных и организаторских способностей спортсменов в целом в команде выше среднего уровня (11 из 15). Анализируя результаты данного теста, можно сказать, что, у большинства игроков команды достаточно развиты коммуникативные и организаторские способности, чтобы адаптироваться в жизни и спорте. Это указывает на то, что они способны разумно общаться между собой и помогать партнерам по команде и тренеру в организации рациональной спортивной деятельности. Также стоит подчеркнуть, что наивысший балл получили спортсмены, которые лучше всех справились и с первым тестом. Наряду с этим, хотелось бы отметить следующее, что в команде лидер хорошо находит общий язык с игроками и может поддерживать благоприятную обстановку, что в свою очередь приводит к более эффективной коллективной работе.

Исходя из полученных данных о направленности личности исследуемых спортсменов, можно сказать, что команда нацелена, прежде всего, на результат (15 оценок среднего и выше уровня), затем на взаимодействие (13 из 15) и потом на себя (10). Причем лидер команды имеет направленность как на результат, так и на себя, что характеризует его как ответственного капитана.

Четыре игрока в команде ориентированы на собственные нужды и удовлетворение. Еще четыре баскетболиста настроены на постоянное общение, им свойственно заводить новых друзей, делиться опытом и быть вовлечёнными в процессе взаимодействия. Однако семь испытуемых в команде больше нацелены на достижение общих целей и на работу в команде. Эти семь спортсменов достаточно хорошо справляются с тем, чтобы команда реализовывалась в процессе соревнований. Они поддерживают общую работоспособность и направляют игроков на совместные действия, которые отвлекаются от поставленной задачи или не готовы выкладываться полностью.

Что касается особенности темперамента исследуемых спортсменов, то четверо из них имели холерико-сангвинистический тип, 4 - сангвино-холерический, 4 - сангвино-флегматический, 2 - холерико-флегматический и 1 -флегматико-холерический типы. Напоминаем, что первые наиболее эмоциональны во взаимодействии, вторые настроены на общение, взаимодействие и внешние обстоятельства, третьи - на разумное взаимодействие с окружением (в их числе капитан, лидер команды), четвертые - эмоционально противоречивые и пятые - внутренне противоречивые. Для первых, четвертых и пятых необходимо обучение приемам саморегуляции. Вторых необходимо нацеливать на результат, четвертых и пятых вдохновлять на реализацию собственных возможностей.

Что касается отдельных лидерских качеств (по методике Джека Уэлча), то развиты они у каждого по-разному. По сути, это грани, из которых складывается целостное проявление качества: энергия (внутренняя сила), умение вдохновлять (степень воздействия), дисциплина (самоуправляемость), воля к победе (степень проявления усилий). По результатам тестирования лишь у одного из игроков команды все четыре качества развиты на высоком уровне. Главные качества лидера, такие как энергия, умение вдохновлять других, воля к победе и дисциплина проявились у данного испытуемого на высоком уровне, характеризуя его большой лидерский потенциал, что можно считать природным талантом. Он и являлся лидером в команде. У двоих испытуемых наблюдается уровень выше среднего, что говорит о хороших задатках стать лидерами и есть все предпосылки к этому. У шести баскетболистов выявлен средний уровень лидерских качеств, что указывает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.