Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА Р.М. БЕЛБИНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ КОМАНДЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА Р.М. БЕЛБИНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ КОМАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
584
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ / БАСКЕТБОЛ / АМПЛУА / ТЕСТ БЕЛБИНА / ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишнева Светлана Данисовна

Любой командный вид спорта начинается с формирования слаженного коллектива, и именно это формирование зачастую определяет цели «селекционного отбора». В работе раскрыта проблема комплектования студенческих баскетбольных команд на этапе совершенствования спортивного мастерства. С целью создания успешного спортивного коллектива нами рассматриваются возможности более эффективного распределения игроков по игровым амплуа и поиску баланса между ролями и интересами каждого члена команды. Тестирование проводилось с применением методики Р.М. Белбина «Командные роли. Классификация ролей в группе». С помощью данной методики были выявлены закономерности соответствия с классификацией распределения по командным ролям, используемой на этапе отбора. На основании полученных результатов даны рекомендации по наиболее эффективному комплектованию команды. Практическая значимость результатов эксперимента обусловлена доступностью используемой методики и последующим внедрением полученных данных в учебно-тренировочный процесс, что способствует повышению продуктивности всей системы подготовки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE R.M. BELBIN TEST TO CREATE A BALANCED TEAM

Any team sport begins with the formation of a well-coordinated team, and it is he who often determines the goals of "selection". The paper reveals the problem of recruiting student basketball teams at the stage of improving sports skills. In order to create a successful team, we are considering the possibilities of more efficient distribution of players by playing roles and finding a balance between the roles and interests of each team member. Testing was carried out using the methodology of R.M. Belbin "Team roles. Classification of roles in the group". With the help of this technique, patterns of fruitful impact were identified in accordance with the classification of distribution by team roles used at the selection stage. Based on the results obtained, recommendations are given for the most effective recruitment of the team. The practical significance of the results of the experiment is due to the availability of the methodology used and the subsequent implementation of the data obtained in the training process, which contributes to increasing the productivity of the entire training system as a whole.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА Р.М. БЕЛБИНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ КОМАНДЫ»

На вопрос: «Какие приспособления используете при тренировках на воде и на суше?», все опрошенные ответили, что на воде используют лопатки парашюты, ласты, тормоза, а на суше эспандер, набивные мячи, штанги, фитболы и т.д.

При этом 100 % опрошенных считают, что тренировки на суше являются эффективными для совершенствования силовых показателей на воде, проводить такие тренировки необходимо 2-3 раза в неделю.

На вопрос: «Какие упражнения на суше способствуют совершенствованию силовых показателей пловцов специализации баттерфляй?», были предложены следующие варианты: упражнения, как с собственным весом, так и с дополнительным; упражнения взрывного характера: прыжки, отжимания с хлопком и т.д.

ВЫВОДЫ

Анализируя ответы анкетируемых, можно сделать следующий вывод, что для наиболее эффективного совершенствования силовых способностей необходимо производить тренировочный процесс как на воде, так и на суше с периодичностью 2-4 раза в неделю, анаэробными физическими нагрузками (анаэробная нагрузка - в этом виде двигательной деятельности энергия вырабатывается за счёт быстрого химического распада «топливных» веществ в мышцах без участия кислорода), методы тренировок должны быть интервальные, круговые и повторные. Наиболее подходящий возраст для совершенствования силовых показателей 14-17 лет. Совершенствование силовых способностей в плавании необходимо для улучшения результатов спортсменов, специализирующихся на спринтерских и средних дистанциях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова Е.Т. Скоростно-силовая подготовка квалифицированных пловцов в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абсалямова, Екатерина Тимуровна -Москва, 2009. - 23 с.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник / Н.Ж. Плавание. - Москва : Физкультура и спорт, 2020. -160 с.

REFERENCES

1. Absalyamova, E.T. (2009), Speed and strength training of qualified swimmers in the annual training cycle, dissertation, Moscow.

2. Bulgakova, N.J. (2020), Swimming: textbook, Physical culture and Sport, Moscow.

Контактная информация: AlexandrMikhaylovskiy@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2021

УДК 796.06

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА Р.М. БЕЛБИНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ КОМАНДЫ

Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

36%

1

35%

12% _

. 17%

' Ускорения с отягощением ■ Ускорения с

сопротивлением ' Ускорения

1 Короткие ускорения

Рисунок - Результаты данных ответов на вопрос: «Какие упражнения на воде позволяют совершенствовать силовые качества пловцов специализации баттерфляй?»

Аннотация

Любой командный вид спорта начинается с формирования слаженного коллектива, и именно это формирование зачастую определяет цели «селекционного отбора». В работе раскрыта проблема комплектования студенческих баскетбольных команд на этапе совершенствования спортивного мастерства. С целью создания успешного спортивного коллектива нами рассматриваются возможности более эффективного распределения игроков по игровым амплуа и поиску баланса между ролями и интересами каждого члена команды. Тестирование проводилось с применением методики Р.М. Белбина «Командные роли. Классификация ролей в группе». С помощью данной методики были выявлены закономерности соответствия с классификацией распределения по командным ролям, используемой на этапе отбора. На основании полученных результатов даны рекомендации по наиболее эффективному комплектованию команды. Практическая значимость результатов эксперимента обусловлена доступностью используемой методики и последующим внедрением полученных данных в учебно-тренировочный процесс, что способствует повышению продуктивности всей системы подготовки в целом.

Ключевые слова: управление командой, баскетбол, амплуа, тест Белбина, психология взаимоотношений, формирование коллектива.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p243-247

USING THE R.M. BELBIN TEST TO CREATE A BALANCED TEAM

Svetlana Danisovna Mishneva, the senior teacher, Ural state University of Railway Transport,

Ekaterinburg

Abstract

Any team sport begins with the formation of a well-coordinated team, and it is he who often determines the goals of "selection". The paper reveals the problem of recruiting student basketball teams at the stage of improving sports skills. In order to create a successful team, we are considering the possibilities of more efficient distribution of players by playing roles and finding a balance between the roles and interests of each team member. Testing was carried out using the methodology of R.M. Belbin "Team roles. Classification of roles in the group". With the help of this technique, patterns of fruitful impact were identified in accordance with the classification of distribution by team roles used at the selection stage. Based on the results obtained, recommendations are given for the most effective recruitment of the team. The practical significance of the results of the experiment is due to the availability of the methodology used and the subsequent implementation of the data obtained in the training process, which contributes to increasing the productivity of the entire training system as a whole.

Keywords: team management, basketball, role, Belbin test, psychology of relationships, team formation.

ВВЕДЕНИЕ

В середине прошлого века психологи заинтересовались проблемой комплектования слаженного коллектива. Доктор психологических наук Р.М. Белбин создал ролевую модель, с использованием которой, возможен анализ классификации ролей в группе, а также прогноз итогового результата. Руководствуясь данной методикой, создана модель баскетбольной команды, при формировании которой, тренеру-преподавателю рекомендовалось провести анкетирование и руководствоваться результатами данного теста, который может подсказать как плодотворно и оптимально использовать возможности всех игроков в команде [3]. Данная тема актуальна, так как существует проблема распределения по игровым амплуа согласно личностно - психологическим характеристикам каждого члена команды. Знание сильных качеств партнера позволяет увереннее противостоять в индивидуальных и командных действиях, успешно реализовать поставленные цели.

Цель исследования: выявить необходимые условия для создания сбалансированной команды в соответствии с личностно - психологическими качествами и индивидуальным

мастерством игроков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проводилось на базе мужской сборной команды УрГУПС по баскетболу в количестве 24 человек. Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе команда прошла анкетирование по тесту Р.М. Белбина «Командные роли. Классификация ролей в группе» [3]. В данном опросе 7 блоков с различными вариантами ответов, интерпретация результатов подразделяется на 8 типов различных командных ролей, которые зависят от личностных особенностей каждого игрока и их психологических качеств. На основании данного тестирования сборная команда была классифицирована по данным ролям в группе (рисунок).

На втором этапе исследования, были сформированы 3 команды по 8 человек в каждой. В первой - экспериментальной - команде 8 игроков разных типов по классификации Рэймонда Белбина: «Председатель», «Формирователь», «Мыслитель», «Оценщик», «Исполнитель», «Разведчик», «Коллективист» и «Доводчик». В двух других контрольных командах также по 8 человек разных баскетбольных амплуа, независимо от идеальной модели командных ролей.

В двух контрольных командах доминировали такие роли как «Доводчик-Коллективист», и «Исполнитель-Оценщик». В качестве эксперимента данные команды приняли участие в неофициальном турнире. В поединке двух контрольных команд, победу одержала команда «Исполнителей-Оценщиков» с преимуществом в одно очко. Обеим командам нелегко давалась командная игра, при том, что в каждой оказались все основные виды амплуа, что очень важно в баскетболе. Они долго подбирали свою командную игру, выжидая, кто же возьмет лидирующие позиции. В команде «Исполнителей-Оценщиков», где большинство игроков - консерваторов, и их сильные качества - это дисциплина и надежность, сложно реагировали на нестандартные ситуации. Поэтому многим недоставало таких качеств, которые ориентированы на команду и коллектив. Вторая команда «Доводчиков» - «Коллективистов» сознательные, зациклены на своих ошибках и недостатках, чувствовалась их беспокойство и неуверенность. Сильные качества «Доводчиков» - это выполнение всех комбинаций до их логического завершения, но в таком виде спорта как баскетбол, внезапное прерывание многоходовых комбинаций может стать неожиданностью для соперников, которые все тактические комбинации соперников разобрали и знают каждый их шаг. Они предпочитают эффективность действий эффектным атакам и громким успехам. Стараясь сделать игру наиболее качественной и результативной, теряется зрелищность игры, она становится шаблонной, лишенной экспромтов и импровизаций. Им несвойственны внезапные, спонтанные действия и неожиданные для соперника атаки кольца. У «Исполнителей» интеллект, способности импровизировать и созидать уходят на второй план, эти игроки имеют недостаток гибкости и отвергают нестандартные идеи. Данные качества личности необходимы в любом коллек-

Председатель

Рисунок - Результаты тестирования по Р.М. Белбина

тиве, тем более в баскетбольной команде, где у каждого игрока есть сильные и слабые стороны [4].

В экспериментальной команде были собраны игроки, обладающие 8 различными ролями по Р.М. Белвину. По мнению автора, была создана идеальная команда, в которой были собраны игроки с различными личностными качествами и типами характера. Эта команда по данной теории совмещает все достоинства, все, что не доступно одному человеку, может с успехом выполнить команда [1]. У многих игроков есть доминирующая роль и несколько сопутствующих, в командных видах спорта это важно, так как если в команде есть лидер, то есть возможность переключиться на свободную позицию и развиваться в этом направлении. Как показывает тестирование, многие имеют 2-3 сопутствующие роли и такие игроки незаменимы в коллективе, так как овладевают навыками нескольких баскетбольных амплуа.

Результатом турнира, явилась безоговорочная победа над двумя контрольными командами с явным преимуществом. Победы, одержанные в обоих матчах, не стали сенсациями, и мы экспериментально доказали, как важно дополнять друг друга на площадке, исполнять в команде те роли, с которым у вас есть наклонности и притязания. В данном случае в экспериментальной команде были собраны такие роли, которые одновременно очень редко оказывались на баскетбольной площадке, однако, несмотря на это, смогли распределиться по игровым амплуа и показать организованный, командный и результативный баскетбол. Игрок - «Председатель» принимает всех членов команды такими, какие они есть, он поощряющий и поддерживающий тип, с таким партнером очень комфортно находиться в любых коллективах, а особенно в команде. «Формирователь» побуждает к действию всех членов команды и является мотиватором, его уверенность дает возможность поверить в свои силы и остальным членам команды. «Оценщики» должны быть в любом коллективе, так как у этих партнеров очень развито стратегическое мышление, они достаточно объективны и оберегают команду от сомнительных и импульсивных решений. Данные игроки ценны и авторитетны потому, что уравновешенны и обладают спортивным хладнокровием и могут остудить пыл борьбы. «Исполнители» организованные, они внимательны к деталям и ведут коллектив к поставленной цели. Команда показала сплоченный коллектив, тактические взаимодействия между партнерами нацелены на эффективные комбинации и результативные атаки кольца.

ВЫВОДЫ

После апробации данного теста на первый план выходят не только сильные стороны, но и ошибки, которые необходимо исправлять в учебно-тренировочном процессе. Мы увидели игроков, которые могут руководить, другие - придать уверенности и поверить в свои силы, третьи - всегда нацелены на атаку кольца, кто-то отдает атакующую передачу, защитники приносят бонусы в виде подстраховки, помощи другим членам команды и активной игре в защите, от чего становятся не менее ценными членами команды. Каждый член команды становится неотъемлемой частью идеальной команды. Сыгранным коллектив становится тогда, когда игрок интуитивно знает, где находится партнер по команде, с какой скоростью перемещается, самые результативные точки для атаки кольца, какими индивидуальными техническими приемами обладает каждый из них. Ценные качества заключаются в том, что игроки не только видят своих партнеров по команде, но и чувствуют их. Под руководством тренера, команда превращается в единый организм, идущий к одной общей цели. Помимо совершенствования физической и тактической подготовленности команды, необходимо уделять внимание психологической подготовке каждого игрока и команды в целом [2]. Анализ результатов данного теста облегчит тренировочный процесс и дает ответы на многие вопросы. Тренеру-преподавателю необходимо опираться на сильные черты характера в зависимости от особенностей личности. Начинающие же спортсмены, приходящие в новый коллектив, смогут выбрать те роли, в которых смогут

комфортно себя чувствовать и те, от выполнения которых предпочли бы воздержаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишнева С.Д., Темперамент и выбор амплуа в баскетболе / С.Д. Мишнева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. - 248-253.

2. Симонова И.М. Психологические особенности игроков студенческой волейбольной команды / И.М. Симонова, С.Д. Мишнева // Современные здоровьесберегающие технологии.. - 2021. - № 4. - С. 202-212.

3. Тест Р.М. Белбина Командные роли. Классификация ролей в группе. -https://mguu.ru/services/consulting/tests/keys/ (дата обращения 2.11.21).

4. Филатьева К.В. Взаимосвязь типов темперамента человека с амплуа баскетболистов / К.В. Филатьева, С.Д. Мишнева // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2018. - С. 237-242.

REFERENCES

1. Mishneva, S.D. (2021), "Temperament and choice roles in basketball", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 1 (491), pp. 248-253.

2. Simonova, I.M. and Mishneva, S.D. (2021), "Psychological characteristics of the student of the volleyball team", Modern health-saving technologies, No. 4, pp. 202-212.

3. Belbin R.M. (2021), "Test. Team roles. Classification of roles in the group" https://mguu.ru/services/consulting/tests/keys (accessed 2.11.2021).

4. Filatieva, K.V. and Mishneva, S.D. (2018), "The relationship of human temperament types with the role of basketball players", Strategy for the development of sports and mass work with students. Materials of the II International Scientific and Practical Conference, Tyumen, pp. 237-242.

Контактная информация: Mishneva72@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2022

УДК 796.012+796.323

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ

Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития специальной выносливости у студентов-баскетболистов, которая направлена на результативную игру. Данное качество является фундаментом спортивного мастерства и дает возможность поддерживать высокий темп на протяжении всей игры. Педагогический эксперимент проводился на членах мужской сборной команды Уральского государственного университета путей сообщения по баскетболу и в данном исследовании использовался метод интервальной тренировки в предсоревновательный период. На основании данных проведенного педагогического эксперимента «Интервальный бег» в работе обосновывается положительный эффект внедрения комплексов упражнений с равномерной и переменной нагрузкой в предсезонных учебно-тренировочных сборах, которые помогают поддерживать рост показателей уровня развития специальной выносливости.

Ключевые слова: баскетбол, игровые амплуа, специальная выносливость, физическая подготовка, функциональные возможности организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p247-251

DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE IN BASKETBALL PLAYERS

Svetlana Danisovna Mishneva, the senior teacher, Ural state University of Railway Transport,

Ekaterinburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.