20/SÄ/
tions. - Worcester, Mass.: dark University Press, 1928. M. L Reymert. (Ed.). - 393 p.
6. Sander F. Structures, Totality of Experience and Gcstalt / Psychologies of l930. - Worcester, Mass., dark University Press, 1930. C. Mur-chison. (Ed.). - 242 p.
7. Flavell J. H., Draguns J. A Micro-Genetic Approach to Perception and Thought // Psychological Bulletin. - 1957. - V 64. - N 3. - Pp. 197217.
А. А. Мишин
УДК 159.922.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ, ВЫБИРАЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ
^О^дной из важнейших задач современной системы подготовки педагогических кадров является формирование у них общих и профессиональных компетенций, которые позволят будущим педагогам быть успешными не только в осваиваемой ими специальности, но и в повседневной жизни. В этой связи перед современной системой профессионального образования стоят задачи создания такой образовательной среды, которая бы способствовала не только качественному профессиональному становлению молодых специалистов, но и максимально полному раскрытию их внутриличностного потенциала, содейст-
вовала направлению будущих педагогов по пути самореализации, построению ими адекватного индивидуального стиля жизни и деятельности, становлению их как зрелых, готовых к преодолению жизненных трудностей личностей.
Сегодняшние условия профессиональной деятельности и повседневной жизни педагогов предъявляют все более высокие требования к их способности преодолевать жизненные трудности, вырабатывать новые стратегии поведения, которые позволили бы им адаптироваться к современным условиям, так как именно от умения гибкого регулирования людьми своего поведения и психоэмоционального состояний во многом зависит эффективное выполнение их задач во всех сферах жизнедеятельности. Неспособность или неумение педагога справляться с трудными ситуациями является одной из причин расстройств здоровья, ухудшения качества жизни и социальной виктимизации. В этой связи актуальными представляются исследования личностных качеств будущих педагогов с точки зрения изучения их влияния выбор адаптивных либо неадаптивных стратегий совладания. Результаты таких исследований позволят очертить направления психокоррекционной работы с будущими педагогами на этапе их профессиональной подготовки с целью формирования и развития у них эффективных стратегий совладания.
Целью настоящей статьи является обзор и анализ исследований и публикаций, посвященных изучению различных аспектов феномена совладания, а также анализ результатов собственного эмпирического исследования взаимосвязи отдельных личностных качеств будущих педагогов с их выбором стратегий со-владающего поведения.
Совладание, или копинг, является формой поведения, позволяющей личности приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса, что крайне необходимо педагогам. Совладание подразумевает постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попыт-
ки справиться со специфическими внешними или внутренними условиями и требованиями, которые оцениваются как превышающие личностные ресурсы, возможности человека преодолеть их. Эффективно выбираемые педагогами стратегии совладания существенно помогают им преодолевать стрессы, качественно изменять ситуации. В силу этого представляется необходимым исследование индивиду-альноличностных качеств, влияющих на выбор тех или иных стратегий совладания.
Теоретические, методологические и практические вопросы проблематики совладаю-щего поведения нашли отображение в работах ученых разных стран, сторонников и представителей различных теоретических подходов и концепций. Это, прежде всего, Дж Ами-рхан, В. Я. Апчел, А. Биллингс, В. А. Бодров, Д. Брайт, Дж. Вентрауб, Х. Вебер, Дж. Вэйл-лант, Д. С. Гринберг, Ф. Джонс, Ч. Карвер, Т. Л. Крюкова, И. К. Кряжева, Е. В. Куфтяк, Р. Лазарус, С. Мэдди, Р. Моос, Г. Райт, Н. А. Сирота, Э. Скиннер, Б. Спенсер, Д. Тери, С. Фол-кман, Э. Фрайденберг, Н. Хаан, Э. Хэйм, Дж. Ше-фер и многие другие.
Среди наиболее известных разработок зарубежных ученых необходимо отметить, прежде всего, классификации стратегий и стилей копинг-поведения (Дж. Амирхан, Р. Лазарус, С. Фолкман и др.); категория «семейство ко-пингов» (Э. Скиннер); вопросы адаптивности, продуктивности, эффективности совла-дающего поведения (Э. Фрайденберг, Э. Хэйм и др.); эмоциональная компонента совладания (Х. Зальцман, Дж. Коннор-Смит, А. Том-сен и др.); ситуативный контекст и диспози-ционный контекст совладания (Р. Моос, С. Хо-лахан и др.).
Отечественные ученые традиционно отдают предпочтение исследованию характеристик копинг-поведения у людей, работающих в условиях стресса, в частности, у сотрудников различных подразделений МЧС и МВД (А. А. Бобрищев, А. А. Земскова, Н. А. Кравцова, Е. А. Левкова, Д. Л. Огарков, В. А. Ро-гачев и др.), у сотрудников налоговых служб (Н. А. Воронина, А. Ш. Широкова и др.), у военнослужащих (Е. В. Лапкина и др.), у спортсменов (В. Э. Булутов, Т. Ц. Дугарова и др.) и
параспортсменов (Н. М. Лыкова, К. И. Мар-цих и др.), у руководителей, менеджеров и предпринимателей различного уровня (О. А. Ковалёва, Е. С. Милосердова, Е. Б. Петрушихи-на и др.), у медицинских работников (И. В. Ко-стакова и др.), у представителей различных профессий (А. А. Бехтер, С. Б. Величковская, Ю. Постылякова и др.). При этом исследователи отмечают, что в условиях длительного воздействия стрессогенных факторов для сохранения физического и психического здоровья, а также для повышения эффективности профессиональной деятельности крайне необходим выбор человеком адаптивных и конструктивных стратегий совладания, адекватных его индивидуально-личностным качествам Г10, с. 1281.
Безусловно, при изучении копинг-меха-низмов, особенностей выбора тех или иных стратегий совладающего поведения важно выявлять их детерминанты. В этом контексте представляют интерес исследования соотношения и особенностей функционирования за-щитно-совладающих механизмов (Л. И. Ан-цыферова, А. В. Либин, А. В. Либина, Д. М. Никифорова и др.), а также социально-психологических факторов (К. Ю. Ануфриюк, В. М. Бы-зова, Л. Д. Дёмина, Е. Р. Исаева, О. Ю.Корен-кова, Е. Л. Николаев, М. В. Сапоровская, Т. С. Та-бурова и др.) и индивидуально-личностных характеристик (Н. Н. Авраменко, А. М. Богомолов, О. Ю. Олейник, И. В. Шагарова и др.), влияющих на выбор человеком определенных стратегий совладания. Внимание исследователей проблематики совладания направлено на широкий спектр индивидуально-личностных детерминант выбора копинг-стратегий, среди которых: ценностные и смысло-жизненные ориентации (Н. М. Лыкова, М. Р. Г. Маррокин, К. Ю. Романов и др.), самоактуализация и самоотношение (И. В. Дро-бышевская, Н. В. Матяш и др.), толерантность к неопределенности (И. Н. Леонов и др.), оптимизм / пессимизм (С. Н. Моисеева и др.), локус контроля (С. Б. Величковская, С. А. Яковлева и др.), рефлексивность (А. А. Бехтер и др.), активность личности (Т. С. Медведская и др.) и коммуникативная активность (С. А. Ва-сюра, Я. П. Коробейникова и др.), лидерство
20/<?Л/
(С. А. Хазова и др.), интеллект (И. В. Борисова, Т. Н. Цыганкова и др.), логическая память (Е. В. Башкина, Т. Ю. Полозова и др.), гибкость и креативность (А. А. Земскова, Т. Е. Левицкая и др.), акцентуации характера (Н. Н. Авра-менко и др.). В отдельный блок необходимо выделить исследования связи совладающего поведения с тревожностью и нейротизмом (Д. А. Бирюкова, Г. Ш. Габдреева, Т. В. Ледо-вская, Л. П. Петухова и др.), эмоциональными состояниями и эмоциональным поведением (М. В. Богданова, Ю. В. Потапова, И. Терехова и др.) и эмоциональным интеллектом (С. А. Хазова, Н. А. Чипеева и др.).
Можно констатировать, что в ответ на вызовы реалий современной жизни в последнее десятилетие исследователи стали уделять пристальное внимание феномену совладания. Вместе с тем необходимо отметить, что на фоне возрастающего интереса ученых к данному феномену, все еще недостаточно охваченной соответствующими исследованиями остается система образования в целом и особенности безопасного совладающего поведения педагогов в частности. Появляются отдельные публикации, посвященные исследованию особенностей совладающего поведения у педагогов дошкольных образовательных учреждений (О. С. Мирошникова [5]), у педагогов-дефектологов (В. Д. Брагина, В. Н. Поникаро-ва [3]), изучению взаимосвязи совладания педагогов и будущих педагогов и факторов жизнеспособности (Е. Г. Шубникова [11]) и жизнестойкости (Т. В. Володина, Н. В. Калинина [4]), особенностей копинг-поведения в зависимости от уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (Г. Ж. Болотова [2]), вопросов безопасного совладающе-го и защитного поведения студентов вуза и педагогов (А. А. Бойко, Д. М. Никифорова [9]), а также некоторые другие аспекты.
Между тем имеющихся на сегодняшний день результатов исследований явно недостаточно для обеспечения безопасного совладаю-щего поведения в системе образования и, в частности, решения задач виктимологии со-владания [6], особенно на этапах профессионального становления и развития педагогов
[7]. Именно профессиональная деятельность педагогов сопряжена с огромным количеством стрессогенных, конфликтных, виктимных ситуаций, что накладывает на них большую ответственность в плане эффективного и безопасного (для себя и учащихся, их родителей и т.д.) совладания с ними. Более того, именно педагогические работники выполняют учебно-воспитательные функции, что предполагает не только владение учителями навыками безопасного копинга, но также и обучение своих воспитанников конструктивным, продуктивным и безопасным стратегиям со-владания. При этом анализ результатов проведенных нами исследований свидетельствует о том, что будущие педагоги выбирают преимущественно неадаптивные и недостаточно эффективные копинг-стратегии [8], что коррелирует с их склонностью к разным видам виктимного поведения [1].
В силу сказанного считаем актуальными и необходимыми исследования индивидуально-личностных детерминант выбора тех или иных копинг-стратегий будущими педагогами, что позволит выявлять и своевременно нивелировать негативную детерминацию неадаптивного и небезопасного совладающего поведения педагогов. С этой целью нами было проведено пилотное исследование влияния отдельных психологических качеств личности на выбор стратегий совладания у будущих педагогов. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 испытуемых женского пола, студентов педагогического колледжа. Мы предположили, что студентки колледжа в силу возрастных и гендерных предпосылок, а также недостаточности знаний и жизненного опыта более склонны к эмоциональным формам реагирования в трудных жизненных ситуациях, чем к их когнитивному переосмысливанию.
В качестве рабочих гипотез нами были выдвинуты следующие предположения: 1) у будущих педагогов доминируют стратегии со-владания, ориентированные на эмоциональное реагирование; 2) будущим педагогам, выбирающим эмоциональные копинг-стратегии, присущи такие качества личности, как экстер-нальность, экстраверсия и нейротизм.
Для эмпирической проверки гипотез нами использовались следующие психодиагностические методики: методика «Копинг-пове-дение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер в адаптации Т. Л. Крюковой); методика «Индикатор стратегий преодоления» (Дж. Амирхан; адаптация: В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота); «Личностный опросник EPI» Г. Айзенка; «Методика изучения уровня субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера. На первом этапе исследования изучались доминирующие стратегии совладания будущих педагогов; на втором - индивидуально-личностные характеристики студентов.
Анализ результатов, полученных с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», позволил выявить следующие тенденции
Высокий уровень преобладания копинг-стратегий, ориентированных на решение задачи, выявлен у 72 % испытуемых. У 16 % показатели частоты выбора данной стратегии находятся на среднем уровне. И 12 % испытуемых имеют показатели низкой выраженности предпочтения данной стратегии.
Реакции эмоционального реагирования в ситуациях совладания наиболее часто выбирают 12 % испытуемых, у которых показатели по этой шкале превышают средние значения. Средний уровень предпочтения данных стратегий зафиксирован у 32 % студентов; низкий - у 56 %.
Стратегии избегания, отвлечения, наиболее часто выбирают 16 % студентов выборки, о чем свидетельствуют превышающие среднюю норму показатели. Среднестатистические показатели в выборе данной стратегии выявлены у 52 %, ниже средних - у 32 % испытуемых.
Обобщая полученные данные, делаем вывод, что из преобладающих стратегий, исследуемых с помощью методики «Копинг-пове-дение в стрессовых ситуациях», наиболее частым выбором в ситуациях совладания у будущих педагогов является стратегия ориентации на решение задачи.
Исследование структуры совладающего поведения с помощью методики «Индикатор
стратегий преодоления» позволило получить следующие результаты: по частоте использования когнитивные стратегии преобладают у 100 % будущих педагогов; на втором месте по предпочтению эмоциональные стратегии у 68 % студентов; поведенческие копинг-стра-тегии выбирают лишь 32 % испытуемых. Таким образом, изучение структуры совладаю-щего поведения с помощью методики «Индикатор стратегий преодоления» также показало преобладание в применении к данной выборке испытуемых когнитивных стратегий совладающего поведения у будущих педагогов.
В ходе изучения индивидуально-психологических особенностей будущих педагогов по методике «Личностный опросник EPI» Г. Айзенка получены следующие данные:
- 24 % испытуемых выборки были отнесены к типу интровертов;
- 48 % студентов были отнесены к типу экстравертов;
- 28 % будущих педагогов были отнесены к типу амбивертов.
Высокие оценки по шкале нейротизма были получены у 36 % студентов данной выборки, следовательно, они обладают высоким уровнем эмоциональной лабильности, эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью. Другой полюс, низкие значения показателей, - у 28 % испытуемых, которых можно охарактеризовать как эмоционально-стабильных, спокойных, уравновешенных, уверенных, решительных. И 36 % студентов данной выборки были отнесены к типу нормо-стеников, то есть для них характерна средняя эмоциональная устойчивость.
Следующим этапом нашего исследования было проведение «Методики изучения уровня субъективного контроля» Дж. Роттера, позволяющей оценить уровень общей интерналь-ности. У 76 % испытуемых зафиксированы высокие значения показателя по данной шкале, что соответствует интернальности и высокому уровню субъективного контроля, а значит, эти студенты считают, что большинство событий в их жизни есть результат их собственных действий, и они могут управлять этими событиями, чувствуют собственную от-
20/SÄ/
Таблица 1.
Личностные качества студентов, предпочитающих различные стратегии (по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»)
Стратегии ориентации на решение задачи
44,4 % интровертов 33,3 % экстравертов 22,2 % амбивертов
33,3 % эмоц. лабильных 22,2 % стабильных 44,4 % сред. эмоц. уст.
66,7 % высокий ур. суб. контроля 33,3 % низкий ур. суб. контроля
Стратегии эмоционального реагирования
0 % интровертов 100,0 % экстравертов 0 % амбивертов
66,7 % эмоц. лабильных 0 % стабильных 33,3 % сред. эмоц. уст.
0 % высокий ур. суб. контроля 100,0 % низкий ур. суб. контроля
Стратегии избегания, отвлечения
25,0 % интровертов 50,0 % экстравертов 25,0 % амбивертов
50,0 % эмоц. лабильных 50,0 % стабильных 0 % сред. эмоц. уст.
50,0 % высокий ур. суб. контроля 50,0 % низкий ур. суб. контроля
ветственность за них и за свою жизнь в целом. У 24 % студентов выявлены низкий показатели по шкале Ио, что соответствует экс-тернальности и низкому уровню субъективного контроля, то есть эти испытуемые не видят взаимосвязи между значимыми для них жизненными событиями и своими дейсвия-ми, считая происходящее результатом действий окружающих или случая, чаще всего не способны осуществлять контроль за развитием событий в своей жизни.
С целью проверки второй части рабочей гипотезы мы сопоставили результаты исследования по методикам: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эн-длер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптация Т. А. Крюковой) (методика 1), «Личностный опросник EPI» Г. Айзенка и «Методика изучения уровня субъективного контроля» Дж Рот-тера. При анализе результатов, полученных с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», учитывалась следующая предложенная авторами методики классификация стратегий совладания: ориентация на решение задачи, эмоциональное реагирование и избегание. Сравнительный анализ частоты выбора студентами тех или иных копинг-стра-тегий с личностными качествами позволил выявить следующие тенденции (Таблица 1).
1. Высокий уровень выраженности ориентации на решение задачи продемонстрировали 72 % испытуемых. Из них 44,4 % интровертов, 33,3 % экстравертов, 22,2 % амбивер-тов. При этом 33,3 % испытуемых эмоционально лабильны, 22,2 % эмоционально уравновешенны и у 44,4 % отмечается средний уровень эмоциональной устойчивости. У 66,7 % студентов данной подвыборки диагностируется высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями; 33,3 % студентов можно отнести к экстернальному типу.
2. Реакции эмоционального реагирования в ситуации совладания на высоком уровне у 12 % испытуемых. Из них все - экстраверты и все - экстерналы с низким уровнем субъективного контроля. У 66,7 % испытуемых выражена эмоциональная лабильность, у 33,3 % -средний уровень эмоциональной устойчивости.
3. Стратегии избегания, отвлечения доминируют у 16 % студентов, из которых 50,0 % экстравертов, 25,0 % интровертов и 25,0 % амбивертов; 50,0 % эмоционально лабильны и 50,0 % эмоционально стабильны. По данным методики изучения уровня субъективного контроля, 50,0 % студентов данной подвы-борки имеют высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями; 50,0 % испытуемых можно отнести к
Таблица 2.
Личностные качества студентов, предпочитающих различные стратегии (по методике «Индикатор стратегий преодоления»)
Когнитивные стратегии
24,0 % интровертов 24,0 % интровертов 24,0 % интровертов
36,0 % эмоц. лабильных 28,0 % стабильных 36,0 % средняя эм. уст.
76,0 % высокий ур. суб. контроля 24,0 % низкий ур. суб. контроля
Эмоциональные стратегии
23,5 % интровертов 23,5 % интровертов 23,5 % интровертов
47,1 % эмоц. лабильных 47,1 % эмоц. лабильных 47,1 % эмоц. лабильных
70,6 % высокий ур. суб. контроля 29,4 % низкий ур. суб. контроля
Поведенческие стратегии
37,5 % интровертов 37,5 % интровертов 37,5 % интровертов
50,0 % эмоц. лабильных 50,0 % эмоц. лабильных 50,0 % эмоц. лабильных
50,0 % высокий ур. суб. контроля 50,0 % низкий ур. суб. контроля
экстерналам, так как они продемонстрировали низкий уровень субъективного контроля.
С целью проверки рабочей гипотезы мы сопоставили результаты исследования по методикам: «Индикатор стратегий преодоления», «Личностный опросник EPI» Г. Айзен-ка и «Методика изучения уровня субъективного контроля» Дж. Роттера. Результаты, полученные с помощью методики «Индикатор стратегий преодоления» (методика 2), осуществлялся в соответствии с предложенной Е. Хей-мом классификацией, включающей три типа копинг-стратегий: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Сравнительный анализ частоты выбора студентами тех или иных ко-пинг-стратегий с личностными качествами позволил выявить следующие тенденции (Таблица 2).
1. Когнитивные копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях преимущественно выбирают 100 % студентов выборки, среди которых 24,0 % интровертов, 48,0 % экстравертов и 28,0 % амбивертов. Из них 36,0 % эмоционально нестабильных, 28,0 % эмоционально уравновешенных, 36,0 % со средним уровнем эмоциональной устойчивости. Высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями имеют 76,0 % студентов, а 24,0 % испытуемых характеризуют-
ся низким уровнем субъективного контроля, экстернальностью.
2. На втором месте по частоте использования - эмоциональные копинг-стратегии - у 68 % испытуемых. Из них 23,5 % интровертов, 58,8 % экстравертов, 17,7 % амбивертов. Также среди студентов этой подвыборки 47,1 % эмоционально лабильных, 23,5 % эмоционально уравновешенных и 29,4 % со средним уровнем эмоциональной устойчивости. Высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями имеют 70,6 % испытуемых выборки, а 29,4 % студентов отличаются низким уровнем субъективного контроля.
3. Поведенческие копинг-стратегии лица студенческого возраста выбирают реже остальных - в 32 % случаев. Из числа испытуемых, предпочитающих поведенческие стратегии совладания, 37,5 % интровертов, 37,5 % (3 чел. из 8) экстравертов, 25,0 % амбивертов. Также 50,0 % из них эмоционально нестабильны, 37,5 % эмоционально уравновешенны и 12,5 % имеют средний уровень эмоциональной устойчивости. У 50,0 % студентов данной подвыборки отмечается высокий уровень субъективного контроля, остальные 50,0 % испытуемых подвыборки имеют низкий уровень субъективного контроля.
20/<?Л/
Так как нас интересовали личностные качества студентов, выбирающих стратегии эмоционального реагирования, мы решили обобщить, проанализировать и сравнить полученные данные (Таблица 3).
Сравнительный анализ свидетельствует, что доля экстравертов и эмоционально лабильных типов среди испытуемых, выбирающих эмоциональные стратегии совладания, достаточно высока. При этом показатели низкого уровня субъективного контроля по двум методикам выражены по-разному. То есть наше предположение о том, что испытуемым, выбирающим эмоциональные копинг-страте-гии, присущи экстраверсия и нейротизм, - в этой части гипотезы подтвердилось. Предположение о преобладании у них экстерналь-ности нельзя считать доказанным, то есть эта часть гипотезы не подтвердилась.
Таблица 3.
Соотношение показателей личностных качеств студентов, выбирающих стратегии эмоционального реагирования (по двум методикам), %
Личностные качества По методике 1 По методике 2
Экстраверсия 100,0 58,8
Интраверсия - 23,5
Амбиверсия - 17,7
Эмоц. лабильность 67,7 47,1
Средн.ур.эмоц. устойчив. 33,3 29,4
Эмоц. стабильность - 23,5
Экстернальность 100,0 29,4
Интернальность - 70,6
Выводы. Особенности эффективности выбора будущими педагогами стратегий совладания требуют дальнейших исследований, результаты которых будут актуальными для разработки рекомендаций по обеспечению безопасности поведения участников учебно-воспитательного процесса. Предположение, выдвинутое нами для эмпирической проверки, подтвердилось частично. Несмотря на возрастные особенности и недостаточный жиз-
ненный опыт, у будущих педагогов в трудных ситуациях стратегии эмоционального реагирования, как мы предположили, не являются доминирующими. Вторая часть выдвинутой гипотезы подтвердилась частично:
- среди избирающих эмоциональные ко-пинг-стратегии 100% и 58,8% экстравертов (что подтверждает наше предположение);
- 67,7% и 47,1% - эмоционально нестабильных студентов (что подтверждает наше предположение);
- экстернальный локус контроля присущ 100% и 29,4% студентов, предпочитающих эмоциональные копинг-стратегии (что не подтверждает наше предположение).
Таким образом, не выявлено прямой связи между выбором эмоциональных стратегий совладания и эмоциональной лабильностью, экстраверсией и низким уровнем субъективного контроля у будущих педагогов. При этом мы отдаем себе отчет в том, что проведенное исследование было пилотажным, а для выявления более четкой зависимости выбора стратегий совладания от индивидуально-личностных характеристик личности необходимы дальнейшие, более тщательные исследования с использованием широкого комплекса психодиагностических методик и методов матема-тико-статистической обработки результатов.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме изучения связи между выбором будущими педагогами копинг-стратегий эмоционального реагирования и их личностными качествами. Показаны наиболее изученные аспекты, в частности, связь выбора стратегий совладания с социально-психологическими и индивидуально-личностными особенностями представителей различных возрастных и профессиональных групп. На основе теоретического анализа обосновывается актуальность и недостаточная изученность личностных детерминант выбора копинг-стратегий будущими педагогами. Представлены и проанализированы результаты собственного эмпирического исследования связи между выбором будущими педагогами эмоциональных стратегий совладания и таким личностными качествами, как экстра-
версия, нейротизм и уровень субъективного контроля.
Ключевые слова: копинг, копинг-стра-тегии, стратегии эмоционального реагирования, эмоциональные копинг-стратегии, стратегии совладания будущих педагогов.
SUMMARY
The article is devoted to the problem of studying the relationship between the choice of future teachers coping strategies of emotional response and their personal qualities. The most studied aspects are shown, in particular, the connection of the choice of coping strategies with the socio-psychological and individual-personal characteristics of representatives of different age and professional groups. On the basis of theoretical analysis the author substantiates the relevance and lack of study of personal determinants of the choice of coping strategies by future teachers. The results of our own empirical study of the relationship between the choice of future teachers of emotional coping strategies and such personal qualities as extroversion, neuroticism and the level of subjective control are presented and analyzed.
Key words: coping, coping strategies, emotional response strategies, emotional coping strategies, coping strategies of future teachers.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бовть О. Б. Исследование характеристик защитно-совладающего и виктимного поведения будущих педагогов / О. Б. Бовть, А. А. Мишин // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 19-29.
2. Болотова Г. Ж. Особенности совлада-ющего поведения педагогов в зависимости от уровня готовности к инновационной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 157162.
3. Брагина В. Д. Особенности копинг-по-ведения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности / В. Д. Брагина, В. Н. Поникарова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2008. - № 6 (20). - С. 94-102.
4. Калинина Н. В. Психологические факторы жизнестойкости педагога / Н. В. Кали-
нина, Т. В. Володина // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. - Т. 11. - № 4 (2). - С. 398-403.
5. Мирошникова О. С. Влияние норм социализации на формирование копинг-страте-гий воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Научный результат: сетевой научный журнал [Электронный ресурс]. -2015. - Т. 1. - Вып. № 2. - иКЬ.: http://rrme-dicine.ru/journal/article/561/ (дата обращения: 17.06.2018).
6. Мишин А. А. Актуальные направления развития виктимологии совладания // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур: Материалы межведомственной научно-практической конференции (г. Севастополь, 22 ноября 2017 г.) / под ред. А. В. Гришиной, З. З. Екимовой - Севастополь: «РИБЕСТ», 2017. - С. 37-40.
7. Мишин А. А. Задачи виктимологии со-владания в профессиональном развитии педагога // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. А. В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2017. - С. 565-569.
8. Мишин А. А. Исследование копинг-стра-тегий у студентов психолого-педагогического направления // Общество, наука, образование: тенденции и перспективы развития: коллективная монография. - Уфа: Аэтерна, 2018. -С. 265-270.
9. Никифорова Д. М. Модель безопасного защитного и совладающего поведения педагогов / Д. М. Никифорова, А. А. Бойко // Педагогическое образование в России. - 2017. -№ 3. - С. 90-96.
10. Огарков Д. Л. Причины возникновения стресса и пути совладания с ним у сотрудников МЧС // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур: Материалы межведомственной научно-практической конференции (г. Севастополь, 22 ноября 2017 г.) / под ред. А. В. Гришиной, З. З. Еки-мовой. - Севастополь: «РИБЕСТ», 2017. -С. 123-128.
11. Шубникова Е. Г. Развитие жизнеспособности в период ранней взрослости: анализ моделей совладающего поведения будущих педагогов // Горизонты зрелости: сб. тезисов
20/SÁ/
участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Ред. Л. Ф. Обухова, И. В. Шапова-ленко, М. А. Одинцова. - 2015. - С. 118-122.
И. С. Лучинкина
УДК 159.99
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОВОКАТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
И1нтернет-пространство - современный институт социализации, который содержит разнообразие информации, оказывающей воздействие на коммуникативное поведение интернет-пользователей, в том числе на процесс восприятия и фильтрации данной информации [3].
Согласно данным ВЦИОМ, в Российской Федерации около 75 % населения являются пользователями Интернета, среди них 64 % используют интернет-пространство для коммуникации, 60 % - для новостного серфинга, 54 % - для развлечений, 49 % - для самообразования. Увеличение числа интернет-пользователей, реализующих потребность в общении, поиске информации, развлечении, указывает на актуальность социально-психологического исследования социальных сетей в интернет-пространстве.
Многообразие социальных сетей, интернет-сообществ, форумов, чатов содержит многогранный контент, часто предлагающий противоречивую, непроверенную информацию [6]. Не принимая во внимание тех интернет-пользователей, для которых троллинг является средством заработка, отметим, что все чаще участники обсуждений становятся жертвами фейко-вых новостей, провокативных комментариев, троллинг-атак, оказывающих влияние на коммуникативное поведение личности [6]. При этом стоит отметить, что существует ряд пользователей, устойчивых к информационным влияниям и не поддающихся провокативным воздействиям. Мы связываем подверженность троллингу, фейкам, провокациям с наличием у личности определенных когнитивных ошибок, что искажает ее коммуникативное поведение в интернет-пространстве.
Проблема заключается в поиске когнитивных механизмов коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве, что позволит предупредить возникновение когнитивных ошибок личности и искажения в ходе восприятия информации в социальных сетях. Целью статьи является изучение особенностей когнитивных механизмов коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве.
Психологический механизм определяется как разносторонняя особенность функционирования психики человека, имеющая индивидуально-типологическую, социальную, психофизиологическую базу. Рассмотрим действие когнитивных механизмов применительно к интернет-пространству. Во-первых, это поведенческие механизмы поиска информации пользователями и отбора информации. М. Barajas, B. Jones в своих трудах описывают механизмы поиска информации, выделяя пользователей с разными поисковыми стратегиями [13].
К когнитивным относятся механизмы восприятия, фильтрации, адаптации, видоизменения, внедрения информации. Когнитивные механизмы личности позволяют не только воспринимать, но и «защищаться» от информации, влияют на информационно-коммуникативное поведение пользователя, опосредуют