Научная статья на тему 'Эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта'

Эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1411
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ / COPING / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / COPING STRATEGY / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / INTERPERSONAL CONFLICT / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданова Мария Владимировна, Терехова Оксана Ивановна

В статье излагаются результаты исследования цель которого изучение способов эффективного совладания с негативными эмоциональными состояниями в ситуации межличностного конфликта. Обнаружено, что группы стратегий эмоционального совладания (отреагирования, подавления, трансформации и когнитивной переоценки) имеют разную эффективность в ситуации межличностного конфликта. Люди, более эффективно совладающие с негативными эмоциями в ситуации конфликта, используют более широкий репертуар стратегий отреагирования. Люди, использующие стратегии отреагирования эмоций, более эффективно совладают со своим эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of coping with the emotional state in a situation of interpersonal conflict Tyumen State University

The purpose of this research is the study of effective ways of coping with negative emotional states in situations of interpersonal conflict. Results: it was found that the groups of emotional strategies of coping (response, suppression, transformation, and cognitive reappraisal) have different effectiveness in situations of interpersonal conflict. People, more effectively coping with negative emotions in a conflict situation, use a wider repertoire of response strategies. The main conclusion: people who employ response strategy cope with their emotional state in situations of interpersonal conflict more effectively.

Текст научной работы на тему «Эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта»

10. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

11. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. - М.: Флинта, 2015. - 292 с.

12. Филиппович В.И. Взаимосвязь жизнестойкости и психологических защит при пограничных психических расстройствах и в норме // Вестник Кемеровского государственного университета. -2014. - № 4 (60). - Т. 1. - С. 135-139.

13. Статна Ю.М., Шангина О.В. Сравнительный анализ психологического конструкта «жизнестойкость» у студентов православного и светских вузов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2011. - Вып. 2 (21). - С. 114-127.

14. Фоминова А.Н. Феномен жизнестойкости с точки зрения уровневого подхода к психике человека // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - № 4. - С. 18-27.

15. Челышев П.В., Челышева П.В., Котене-ва А.В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. - М.: МГГУ 2012. - 352 с.

16. Шестун Е.В., Морозова Е.А., Подоров-ская И.А., Устюжанинова Е.Н. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «Иерархия личности» // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 69-81.

УДК 159.942

Богданова Мария Владимировна

кандидат психологических наук, доцент

Терехова Оксана Ивановна

Тюменский государственный университет [email protected], [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЛАДАНИЯ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

В статье излагаются результаты исследования цель которого - изучение способов эффективного совладания с негативными эмоциональными состояниями в ситуации межличностного конфликта. Обнаружено, что группы стратегий эмоционального совладания (отреагирования, подавления, трансформации и когнитивной переоценки) имеют разную эффективность в ситуации межличностного конфликта. Люди, более эффективно совладающие с негативными эмоциями в ситуации конфликта, используют более широкий репертуар стратегий отреагирования. Люди, использующие стратегии отреагирования эмоций, более эффективно совладают со своим эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта.

Ключевые слова: копинг, стратегии совладания, межличностный конфликт, эмоциональное состояние.

При росте напряженности в современном обществе и увеличении количества конфликтов во всех сферах социального взаимодействия, встает необходимость более конструктивного поведения людей в конфликте.

На конфликт, как социально-психологический феномен, являющийся закономерной и естественной функцией общественных отношений, указывал Л. Козер [4, с. 52]. По его мнению, конфликты могут выполнять позитивные функции, способствовать развитию как общества в целом, так и отдельной личности. Эти положения находят дальнейшее развитие в работах современных ученых, считающих, что межличностный конфликт может приводить как к деструктивным, так и конструктивным последствиям. [10, с. 27-30] и дают рекомендации по конструктивному поведению в межличностном конфликте. [2, с. 261-264].

Однако, рекомендации порой имеют слишком обобщенный характер, вследствие этого их эффективность бывает невысокой [13, с. 65]. Это верно и в отношении рекомендаций по совладанию с эмоциями участникам конфликтов - эмоциональных копингов, которые исследователи называют одним из условий конструктивного разрешения конфликта [1, с. 135].

А.В. Либина определяет эмоционально-ориентированные стратегии как эффективные (с точки зрения результата), оптимальные (с точки зрения внутренних затрат) и конструктивные (с точки зрения целесообразности) эмоциональные способы взаимодействия человека со сложными жизненными ситуациями [6, с. 155]

На сегодняшний день среди исследователей со-владания с эмоциями в межличностных конфликтах нет единого мнения об эффективных способах эмоционального совладания, рекомендации, которые дают авторы, бывают не только общими, но и весьма противоречивыми: «эмоции необходимо подавить» [7, с. 48-49], «овладеть гневом и запихнуть его как злого джина в бутылку», «приказать себе остановиться» [12, с. 140], признать и проработать эмоции [3, с. 37], использовать методы эмоциональной саморегуляции [8, с. 54].

Поэтому проблема исследования условий и способов эффективного совладания с эмоциональными состояниями в ситуации межличностного конфликта остается актуальной. [5, с. 50].

Мы будем исходить из того положения, что конкретные способы совладания с эмоциями (копинг-действия) в ситуации межличностного конфликта являются личностными ресурсами. [9, с. 35-43].

116

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Богданова М.В., Терехова О.И., 2016

Исследования показывают, что применение сразу нескольких способов совладания в трудных жизненных ситуациях более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию [14, с. 5-13; 15, с. 16-20]. Представляется, что условием эффективного со-владания с негативными эмоциями в конкретных ситуациях межличностного конфликта будет применение субъектом нескольких способов (копинг-действий) эмоционального совладания.

Цель исследования - проверка предположения о том, что эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта сопряжена у испытуемых с широтой репертуара стратегий эмоционального совлада-ния, и в частности с предположением о том, что некоторые стратегии эмоционального совладания являются более эффективными способами эмоционального совладания.

Выборка и методы исследования. Исследование проводилось на выборке из квалифицированных специалистов (согласно анкетным данным). В ходе пилотажного исследования с применением опросника «Проактивное совладающее поведение» Аспинвалла, Шварцера и Тауберта были выявлены испытуемые (20), обладающие достаточно развитым уровнем «проактивного преодоления» (от 40 до 60%), то есть навыками постановки важных для личности целей, а также саморегуляции по достижению этих целей, включающей когнитивную и поведенческую составляющую (проблемно-ориентированные копинги). Развитость проблемно-ориентированных копингов позволяет испытуемым из выборки успешно справляться с профессиональными задачами и проблемами, но является недостаточным условием для успешного разрешения таких трудных ситуаций межличностного общения как конфликты. Мы предполагаем, что изучение эмоционально-ориентированных ко-пингов, используемых в ситуации межличностного конфликта испытуемыми из данной выборки, позволит выявить условия эффективного совладания с негативными эмоциями.

Были использованы эмпирические методы психологического исследования - опросник «Про-активное совладающее поведение» Аспинвалла,

Шварцера и Тауберта, специально разработанное структурированное интервью. Структурированное интервью содержит блок вопросов, касающихся использования эмоциональных копингов в ситуации межличностного конфликта. В нашем исследовании, опираясь на классификацию, предложенную Ю.В. Саенко [11, с. 32-34] мы выделили четыре группы эмоционально-ориентированных стратегий: подавления эмоций (10 копинг-дей-ствий), отреагирования эмоций (10 копинг-дей-ствий), трансформации эмоций (10 копинг-дей-ствий), когнитивной переоценки конфликтной ситуации (20 копинг-действий).

Статистически значимые различия в данных между двумя независимыми группами (эффективно/неэффективно совладающих с эмоциями в ситуации межличностного конфликта) выявлялись с помощью и-критерия Манна-Уитни, корреляционный анализ данных проводился критерием Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение. Испытуемые были разделены на 2 группы по признаку эффективности совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта. Признак был измерен с помощью структурированного интервью: испытуемые оценивали успешность совладания по 10-балльной шкале. Достоверность различий в группах была подтверждена критерием Манна Уитни (р-^е1 = 0,005).

Параметры разнообразия репертуара стратегий совладания с эмоциями в ситуации межличностного конфликта в группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта, представлены в таблице 1.

Наличие статистически значимого различия в широте общего репертуара стратегий совладания с эмоциями (0,049) в группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта (табл. 1), поддерживает гипотезу о том, что эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта сопряжена у испытуемых с широтой репертуара стратегий эмоционального совладания.

Различие в широте репертуара стратегий со-владания с эмоциями в группах испытуемых, не-

Показатель широты репертуара стратегий эмоционального совладания Группа, неэффективно совладавшая с эмоциями Группа, эффективно совладавшая с эмоциями p-level

репертуар способов подавления : 103,5 106,5 0,909

репертуар способов отреагирования 65,5 144,5 0,002*

репертуар способов трансформации 86,0 124,0 0,151

репертуар способов когнитивной переоценки 87,5 122,5 0,185

репертуар стратегий эмоционального совладания 79,0 131,0 0,049*

Примечание: *- статистическая значимость при р < 0,05.

Таблица 1

Широта репертуара стратегий совладания по результатам интервью в группах с эффективным и неэффективным совладанием

Широта репертуара стратегий совладания с эмоциями в ситуации межличностного конфликта

□ неэффективно совпадающие с эмоциями

□ Эффективно совпадающие с эмоциями

репертуар стратегий репертуар стратегий репертуар стратегий репертуар

подавления эмоций отреагирования трансформации когнитивных

эмоций эмоций стратегий

Рисунок 1. Широта репертуара стратегий совладания с эмоциями в группах сравнения

эффективно совладающих с эмоциональным состоянием (группа 1) и испытуемых, эффективно совладающих с эмоциональным состоянием (группа 2) в ситуации межличностного конфликта, представлено в гистограмме (рис. 1).

В группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта также выявлено статистически значимое различие в широте репертуара стратегий отреагирова-ния эмоций (0,002), что может свидетельствовать о значимой роли стратегий эмоционального отреа-гирования для эффективного совладания с эмоциями в ситуации межличностного конфликта.

На боксплотах (рис. 2-4) показано различие в широте репертуара стратегий по видам эмоционального совладания: 1) подавление эмоций, осуществляется за счет сознательного отвлечения от

эмоционального состояния в той или иной форме без последующего решения проблемы по типу «отвлечься и забыть», 2) отреагирование эмоций, направленно на осознание эмоций и их разрядку в вербальной или физических видах активности (плач, крик, вербализация эмоций, сообщение о них, движения, снимающие напряжение ходьба, размашистые движения и т.п.); 3) трансформации эмоций, когда эмоциональное состояние меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций (способы репродукции ресурсных состояний или позитивных образов); 4) когнитивной переоценки эмоциогенных факторов конфликтной ситуации.

Наибольшее различие в группах неэффективно/эффективно совладавших с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта присутствует в репертуаре применяемых стратегий

9

8-

7

6-

5

4-

3

2-

0-

Boxplot by Group Variable: репертуар стратегий отреагирования

9 -■--

8

£ 7

I

ГО

о со

Ф с

и 5 о

£ &

о.

со

а ф

с

а 1

-1 '-■-

1

группа

Median

25%-75%

Min-Max

Рисунок 2. Широта репертуара стратегий эмоционального отреагирования в группах сравнения

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ 2016, Том 22

2

Boxplot by Group Variable: репертуар стратегий трансформации

1 2 группа

Median

25%-75%

Min-Max

9

8

7

6

S 5

4

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

Рисунок 3. Широта репертуара стратегий трансформации в группах сравнения

Boxplot by Group Variable: репертуар когнитивных стратегий

Median 25%-75%

I Min-Max

группа

2

Рисунок 4. Разнообразие репертуара стратегий когнитивной переоценки в группах сравнения.

отреагирования: из 10 описанных стратегий отре-агирования испытуемые из группы неэффективно совладающих использовали в ситуации межличностного конфликта от 1 до 3 стратегий, в то время как испытуемые из группы эффективно совладаю-щих от 3 до 7 стратегий.

Различие в группах сравнения в применении стратегий трансформации также значительны: из 10 копингов испытуемые из группы неэффективно совладавших с эмоциями применяли от 0 до 4 способов совладания одновременно в ситуации межличностного конфликта, в то время как испытуемые из группы эффективно совладавших - от 2 до 7 копинг-действий.

Различие в группах сравнения в применении стратегий когнитивной переоценки не столь значительны: из 20 когнитивных копингов испытуемые из группы неэффективно совладавших с эмоциями применяли от 4 до 11 способов совладания одно-

временно в ситуации межличностного конфликта, в то время как испытуемые из группы эффективно совладавших - от 6 до 13 способов.

В то же время в группах сравнения не наблюдается различия в количестве применяемых стратегий подавления: в обеих группах количество используемых копингов составляло от 1 до 5 из 10 представленных копинг-действий.

Таким образом, исследование показало, что в группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта различие в широте репертуара стратегий уменьшается от статистически значимого различия по стратегиями отреагирования, до большей выраженности признака по стратегиям когнитивной переоценки и трансформации эмоций, и одинаковой представленности разнообразия стратегий эмоционального подавления.

Заключение и выводы. Исследование показало, что эффективность совладания с негативным эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта сопряжена у испытуемых с широтой используемого репертуара эмоционально-ориентированных копинг-стратегий, и в большей степени с использованием более широкого репертуара стратегий отреагирования эмоций.

Полученные в исследовании данные позволяют сделать вывод, что люди, использующие более широкой репертуар стратегий отреагирования эмоций, эффективнее совладают со своим эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта.

На основании сделанного вывода можно рекомендовать психологам, конфликтологам, а также другим специалистам, работающим с урегулированием межличностных конфликтов обучать людей, имеющих проблемы с эмоциональным совладани-ем в ситуациях межличностного конфликта разнообразным способам отреагирования эмоций.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2008. - 498 с.

2. ГришинаН.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

3. Золотова Т.В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Тула, 2005. -245 с.

4. Козер Л. Функции социального конфликта. -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. -205 с.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2005. - 385 с.

6. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М.: Эксмо, 2008. - 155 с.

7. Лымарь Н.Г. Психологические средства разрешения межличностного конфликта: дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2008. - 216 с.

8. Моисеев Д.Л. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условия их предупреждения: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 255 с.

9. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. -№ 6. - С. 35-43.

10. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2009. - 544 с.

11. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. - СПб.: Речь, 2010. - 238 с.

12. Скотт Дж.Г. Контроль эмоциональной сферы // Прикладная конфликтология: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск, 1999. - C. 120-164.

13. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1995. - 168 с.

14. Carpenter B.N. Issues- and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and applications 1992. Westport: Praeger. - P. 1-13.

15. Wethington E. Kessler R.C. Situations and processes of coping // The socialcontext of coping / Ed. J. Eckenrode. - New York: Plenum Press, 1991. - P. 13-29.

120

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.