10. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
11. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. - М.: Флинта, 2015. - 292 с.
12. Филиппович В.И. Взаимосвязь жизнестойкости и психологических защит при пограничных психических расстройствах и в норме // Вестник Кемеровского государственного университета. -2014. - № 4 (60). - Т. 1. - С. 135-139.
13. Статна Ю.М., Шангина О.В. Сравнительный анализ психологического конструкта «жизнестойкость» у студентов православного и светских вузов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2011. - Вып. 2 (21). - С. 114-127.
14. Фоминова А.Н. Феномен жизнестойкости с точки зрения уровневого подхода к психике человека // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - № 4. - С. 18-27.
15. Челышев П.В., Челышева П.В., Котене-ва А.В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. - М.: МГГУ 2012. - 352 с.
16. Шестун Е.В., Морозова Е.А., Подоров-ская И.А., Устюжанинова Е.Н. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «Иерархия личности» // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 69-81.
УДК 159.942
Богданова Мария Владимировна
кандидат психологических наук, доцент
Терехова Оксана Ивановна
Тюменский государственный университет Bogdanova-mv@yandex.ru, Matsalosan@mail.ru
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЛАДАНИЯ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
В статье излагаются результаты исследования цель которого - изучение способов эффективного совладания с негативными эмоциональными состояниями в ситуации межличностного конфликта. Обнаружено, что группы стратегий эмоционального совладания (отреагирования, подавления, трансформации и когнитивной переоценки) имеют разную эффективность в ситуации межличностного конфликта. Люди, более эффективно совладающие с негативными эмоциями в ситуации конфликта, используют более широкий репертуар стратегий отреагирования. Люди, использующие стратегии отреагирования эмоций, более эффективно совладают со своим эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта.
Ключевые слова: копинг, стратегии совладания, межличностный конфликт, эмоциональное состояние.
При росте напряженности в современном обществе и увеличении количества конфликтов во всех сферах социального взаимодействия, встает необходимость более конструктивного поведения людей в конфликте.
На конфликт, как социально-психологический феномен, являющийся закономерной и естественной функцией общественных отношений, указывал Л. Козер [4, с. 52]. По его мнению, конфликты могут выполнять позитивные функции, способствовать развитию как общества в целом, так и отдельной личности. Эти положения находят дальнейшее развитие в работах современных ученых, считающих, что межличностный конфликт может приводить как к деструктивным, так и конструктивным последствиям. [10, с. 27-30] и дают рекомендации по конструктивному поведению в межличностном конфликте. [2, с. 261-264].
Однако, рекомендации порой имеют слишком обобщенный характер, вследствие этого их эффективность бывает невысокой [13, с. 65]. Это верно и в отношении рекомендаций по совладанию с эмоциями участникам конфликтов - эмоциональных копингов, которые исследователи называют одним из условий конструктивного разрешения конфликта [1, с. 135].
А.В. Либина определяет эмоционально-ориентированные стратегии как эффективные (с точки зрения результата), оптимальные (с точки зрения внутренних затрат) и конструктивные (с точки зрения целесообразности) эмоциональные способы взаимодействия человека со сложными жизненными ситуациями [6, с. 155]
На сегодняшний день среди исследователей со-владания с эмоциями в межличностных конфликтах нет единого мнения об эффективных способах эмоционального совладания, рекомендации, которые дают авторы, бывают не только общими, но и весьма противоречивыми: «эмоции необходимо подавить» [7, с. 48-49], «овладеть гневом и запихнуть его как злого джина в бутылку», «приказать себе остановиться» [12, с. 140], признать и проработать эмоции [3, с. 37], использовать методы эмоциональной саморегуляции [8, с. 54].
Поэтому проблема исследования условий и способов эффективного совладания с эмоциональными состояниями в ситуации межличностного конфликта остается актуальной. [5, с. 50].
Мы будем исходить из того положения, что конкретные способы совладания с эмоциями (копинг-действия) в ситуации межличностного конфликта являются личностными ресурсами. [9, с. 35-43].
116
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Богданова М.В., Терехова О.И., 2016
Исследования показывают, что применение сразу нескольких способов совладания в трудных жизненных ситуациях более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию [14, с. 5-13; 15, с. 16-20]. Представляется, что условием эффективного со-владания с негативными эмоциями в конкретных ситуациях межличностного конфликта будет применение субъектом нескольких способов (копинг-действий) эмоционального совладания.
Цель исследования - проверка предположения о том, что эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта сопряжена у испытуемых с широтой репертуара стратегий эмоционального совлада-ния, и в частности с предположением о том, что некоторые стратегии эмоционального совладания являются более эффективными способами эмоционального совладания.
Выборка и методы исследования. Исследование проводилось на выборке из квалифицированных специалистов (согласно анкетным данным). В ходе пилотажного исследования с применением опросника «Проактивное совладающее поведение» Аспинвалла, Шварцера и Тауберта были выявлены испытуемые (20), обладающие достаточно развитым уровнем «проактивного преодоления» (от 40 до 60%), то есть навыками постановки важных для личности целей, а также саморегуляции по достижению этих целей, включающей когнитивную и поведенческую составляющую (проблемно-ориентированные копинги). Развитость проблемно-ориентированных копингов позволяет испытуемым из выборки успешно справляться с профессиональными задачами и проблемами, но является недостаточным условием для успешного разрешения таких трудных ситуаций межличностного общения как конфликты. Мы предполагаем, что изучение эмоционально-ориентированных ко-пингов, используемых в ситуации межличностного конфликта испытуемыми из данной выборки, позволит выявить условия эффективного совладания с негативными эмоциями.
Были использованы эмпирические методы психологического исследования - опросник «Про-активное совладающее поведение» Аспинвалла,
Шварцера и Тауберта, специально разработанное структурированное интервью. Структурированное интервью содержит блок вопросов, касающихся использования эмоциональных копингов в ситуации межличностного конфликта. В нашем исследовании, опираясь на классификацию, предложенную Ю.В. Саенко [11, с. 32-34] мы выделили четыре группы эмоционально-ориентированных стратегий: подавления эмоций (10 копинг-дей-ствий), отреагирования эмоций (10 копинг-дей-ствий), трансформации эмоций (10 копинг-дей-ствий), когнитивной переоценки конфликтной ситуации (20 копинг-действий).
Статистически значимые различия в данных между двумя независимыми группами (эффективно/неэффективно совладающих с эмоциями в ситуации межличностного конфликта) выявлялись с помощью и-критерия Манна-Уитни, корреляционный анализ данных проводился критерием Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение. Испытуемые были разделены на 2 группы по признаку эффективности совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта. Признак был измерен с помощью структурированного интервью: испытуемые оценивали успешность совладания по 10-балльной шкале. Достоверность различий в группах была подтверждена критерием Манна Уитни (р-^е1 = 0,005).
Параметры разнообразия репертуара стратегий совладания с эмоциями в ситуации межличностного конфликта в группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта, представлены в таблице 1.
Наличие статистически значимого различия в широте общего репертуара стратегий совладания с эмоциями (0,049) в группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта (табл. 1), поддерживает гипотезу о том, что эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта сопряжена у испытуемых с широтой репертуара стратегий эмоционального совладания.
Различие в широте репертуара стратегий со-владания с эмоциями в группах испытуемых, не-
Показатель широты репертуара стратегий эмоционального совладания Группа, неэффективно совладавшая с эмоциями Группа, эффективно совладавшая с эмоциями p-level
репертуар способов подавления : 103,5 106,5 0,909
репертуар способов отреагирования 65,5 144,5 0,002*
репертуар способов трансформации 86,0 124,0 0,151
репертуар способов когнитивной переоценки 87,5 122,5 0,185
репертуар стратегий эмоционального совладания 79,0 131,0 0,049*
Примечание: *- статистическая значимость при р < 0,05.
Таблица 1
Широта репертуара стратегий совладания по результатам интервью в группах с эффективным и неэффективным совладанием
Широта репертуара стратегий совладания с эмоциями в ситуации межличностного конфликта
□ неэффективно совпадающие с эмоциями
□ Эффективно совпадающие с эмоциями
репертуар стратегий репертуар стратегий репертуар стратегий репертуар
подавления эмоций отреагирования трансформации когнитивных
эмоций эмоций стратегий
Рисунок 1. Широта репертуара стратегий совладания с эмоциями в группах сравнения
эффективно совладающих с эмоциональным состоянием (группа 1) и испытуемых, эффективно совладающих с эмоциональным состоянием (группа 2) в ситуации межличностного конфликта, представлено в гистограмме (рис. 1).
В группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта также выявлено статистически значимое различие в широте репертуара стратегий отреагирова-ния эмоций (0,002), что может свидетельствовать о значимой роли стратегий эмоционального отреа-гирования для эффективного совладания с эмоциями в ситуации межличностного конфликта.
На боксплотах (рис. 2-4) показано различие в широте репертуара стратегий по видам эмоционального совладания: 1) подавление эмоций, осуществляется за счет сознательного отвлечения от
эмоционального состояния в той или иной форме без последующего решения проблемы по типу «отвлечься и забыть», 2) отреагирование эмоций, направленно на осознание эмоций и их разрядку в вербальной или физических видах активности (плач, крик, вербализация эмоций, сообщение о них, движения, снимающие напряжение ходьба, размашистые движения и т.п.); 3) трансформации эмоций, когда эмоциональное состояние меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций (способы репродукции ресурсных состояний или позитивных образов); 4) когнитивной переоценки эмоциогенных факторов конфликтной ситуации.
Наибольшее различие в группах неэффективно/эффективно совладавших с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта присутствует в репертуаре применяемых стратегий
9
8-
7
6-
5
4-
3
2-
0-
Boxplot by Group Variable: репертуар стратегий отреагирования
9 -■--
8
£ 7
I
ГО
о со
Ф с
и 5 о
£ &
о.
со
а ф
с
а 1
-1 '-■-
1
группа
Median
25%-75%
Min-Max
Рисунок 2. Широта репертуара стратегий эмоционального отреагирования в группах сравнения
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ 2016, Том 22
2
Boxplot by Group Variable: репертуар стратегий трансформации
1 2 группа
Median
25%-75%
Min-Max
9
8
7
6
S 5
4
3
2
0
Рисунок 3. Широта репертуара стратегий трансформации в группах сравнения
Boxplot by Group Variable: репертуар когнитивных стратегий
Median 25%-75%
I Min-Max
группа
2
Рисунок 4. Разнообразие репертуара стратегий когнитивной переоценки в группах сравнения.
отреагирования: из 10 описанных стратегий отре-агирования испытуемые из группы неэффективно совладающих использовали в ситуации межличностного конфликта от 1 до 3 стратегий, в то время как испытуемые из группы эффективно совладаю-щих от 3 до 7 стратегий.
Различие в группах сравнения в применении стратегий трансформации также значительны: из 10 копингов испытуемые из группы неэффективно совладавших с эмоциями применяли от 0 до 4 способов совладания одновременно в ситуации межличностного конфликта, в то время как испытуемые из группы эффективно совладавших - от 2 до 7 копинг-действий.
Различие в группах сравнения в применении стратегий когнитивной переоценки не столь значительны: из 20 когнитивных копингов испытуемые из группы неэффективно совладавших с эмоциями применяли от 4 до 11 способов совладания одно-
временно в ситуации межличностного конфликта, в то время как испытуемые из группы эффективно совладавших - от 6 до 13 способов.
В то же время в группах сравнения не наблюдается различия в количестве применяемых стратегий подавления: в обеих группах количество используемых копингов составляло от 1 до 5 из 10 представленных копинг-действий.
Таким образом, исследование показало, что в группах испытуемых, неэффективно/эффективно совладающих с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта различие в широте репертуара стратегий уменьшается от статистически значимого различия по стратегиями отреагирования, до большей выраженности признака по стратегиям когнитивной переоценки и трансформации эмоций, и одинаковой представленности разнообразия стратегий эмоционального подавления.
Заключение и выводы. Исследование показало, что эффективность совладания с негативным эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта сопряжена у испытуемых с широтой используемого репертуара эмоционально-ориентированных копинг-стратегий, и в большей степени с использованием более широкого репертуара стратегий отреагирования эмоций.
Полученные в исследовании данные позволяют сделать вывод, что люди, использующие более широкой репертуар стратегий отреагирования эмоций, эффективнее совладают со своим эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта.
На основании сделанного вывода можно рекомендовать психологам, конфликтологам, а также другим специалистам, работающим с урегулированием межличностных конфликтов обучать людей, имеющих проблемы с эмоциональным совладани-ем в ситуациях межличностного конфликта разнообразным способам отреагирования эмоций.
Библиографический список
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2008. - 498 с.
2. ГришинаН.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
3. Золотова Т.В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Тула, 2005. -245 с.
4. Козер Л. Функции социального конфликта. -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. -205 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2005. - 385 с.
6. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М.: Эксмо, 2008. - 155 с.
7. Лымарь Н.Г. Психологические средства разрешения межличностного конфликта: дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2008. - 216 с.
8. Моисеев Д.Л. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условия их предупреждения: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 255 с.
9. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. -№ 6. - С. 35-43.
10. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2009. - 544 с.
11. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. - СПб.: Речь, 2010. - 238 с.
12. Скотт Дж.Г. Контроль эмоциональной сферы // Прикладная конфликтология: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск, 1999. - C. 120-164.
13. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1995. - 168 с.
14. Carpenter B.N. Issues- and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and applications 1992. Westport: Praeger. - P. 1-13.
15. Wethington E. Kessler R.C. Situations and processes of coping // The socialcontext of coping / Ed. J. Eckenrode. - New York: Plenum Press, 1991. - P. 13-29.
120
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22