Научная статья на тему 'Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно-образовательной среде'

Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / АДАПТАЦИЯ / PERSONAL CHARACTERISTICS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич

В статье обсуждается проблема адаптации студентов в физкультурно-образовательной среде педагогического вуза по показателям личностных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS DETERMINING THE MECHANISM OF ADAPTATION IN THE SPORTS EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In article the problem of adaptation of students in the sports-educational environment of pedagogical high school on parameters of personal characteristics is discussed.

Текст научной работы на тему «Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно-образовательной среде»

(Р<0.05), а в экспериментальной на 61 сек.(Р<0,01). Различие в приросте работоспособности статистически достоверно.

Таблица 2

Усредненные величины не метаболического излишка (ехсС02) и их процент от максимальнеых величин в период 5-й минуты и при У02 мах в конечном тести-

ровании

Периоды Конт] зольная Экспериментальная

ЕхсСО2 (мл/мин/кг) ЕхсСО2 ЕхсС02шах(%) ЕхсС02 (мл/мин/кг) ЕхсС02 ЕхсС02шах(%)

5-я минута 15,8 62,5 16,5 60,8

При У02шах 23,6 93,2-386-я сек 21,9 80,8-395-я сек

Р < 0,01 < 0,01 > 0,01 < 0,01

ВЫВОДЫ

Увеличение работоспособности в нагрузках с повышающейся мощностью происходит в результате экономизации в системах аэробного и анаэробного энергопроизводства на стандартных участках нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возраст и показатели анаэробной производительности / Н.И. Волков, В.Г. Хволес, Д.А.Новикова, Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова, Г.Е. Калугина, В.С. Горинев-ская // Выносливость у юных спортсменов. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - С. 5267.

2. Волков, Н.И. Прерывистая гипоксия - новый метод тренировки, реабилитации и терапии // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 7. - С. 20-23.

3. Милодан, В.А. Выбор оценки метаболической напряженности при планировании тренировочных нагрузок аэробной и анаэробной направленности // Физическое воспитание студентов. - СПб., 2006. - С. 110-113.

4. Милодан, В. А. Влияние регламентированных режимов дыхания на увеличение работоспособности в беге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Милодан В.А. -СПб., 2008. - 21 с.

5. Яковлев, Н.Н, Использование биохимических критериев для оценки функционального состояния организма в процессе спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1970. - № 7. - С. 28-30.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Евгений Анатольевич Митин, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ

им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обсуждается проблема адаптации студентов в физкультурно-образовательной среде педагогического вуза по показателям личностных характеристик.

Ключевые слова: личностные характеристики, адаптация.

RESEARCH OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS DETERMINING THE MECHANISM OF ADAPTATION IN THE SPORTS -EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Eugeny Anatoljevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, the professor,

The Russian state pedagogical university of a name of A.I. Gertsena,

Saint Petersburg

Abstract

In article the problem of adaptation of students in the sports-educational environment of pedagogical high school on parameters of personal characteristics is discussed.

Key words: personal characteristics, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Можно констатировать, что в настоящее время учеными уделяется значительное внимание рассмотрению проблемы адаптации человека к непривычным условиям среды [1, 3, 4] и др. Вместе с тем, высоко оценивая указанные исследования, следует отметить, что проблема адаптации в педагогической науке высшей школы разработана пока недостаточно. Как нам представляется, этот факт актуализирует проблему исследования механизма адаптации студентов в новую физкультурно-образовательную среду, где решаются задачи профессионального развития, самоорганизации деятельности и самоактуализации в ней.

Целью исследования является диагностика личностных характеристик, определяющих механизм адаптации студентов в физкультурно-образовательной среде.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

В исследования приняли участие студенты первого курса факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена. Экспериментальные данные были получены на аппаратно-программном психодиагностическом комплексе «Мультипсихометр-05» [2].

В рамках исследования разнородные данные представлялись в единой шкале относительно популяционных норм (в данной версии системы комплекса - номинированных в стэнах).

Подобный подход позволил представить в сопоставимых оценках значительный объем данных, полученных при обследовании студентов по следующим методикам: дифференциально-диагностический опросник по Е.А. Климову; индивидуальнотипологический опросник (ИТО) по Л.Н. Собчик; краткий ориентировочный тест (КОрТ). Исследовались характеристики: стеничность, депрессия, лидерство, коммуникативность, дезадаптация, агрессия, конфликт.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи корреляционного и факторного анализов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования представлены на рисунках 1 и 2. Как обозначено на рисунке 1, стеничность оказалась существенно ниже средних популяционных норм (4,60±0,18). Это говорит о том, что низкие значения по данному показателю не способствуют уверенной тенденции самоутверждения, самореализации в учебной деятельности, отстаивания своих интересов. В то же время отсутствие высоких стэнов указывает на отсутствие эгоцентризма и склонности к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий, что может расцениваться как положительный момент в адаптации. Показатель депрессия оказался весьма высоким (7,06±0,51), что указывает на наличие в состоянии у студентов 1 курса нежелательного эмоционального фона. Вероятно, это свидетельствует о субъективных переживаниях, связанных с ощущениями беспомощ-

ности и бесперспективности при взаимодействии в системе «субъект-субъектных» отношений.

8 7 6 5 4 3 2 1 о

Рис. 1. Показатели личностных характеристик студентов 1 курса

Показатель лидерство ниже средних популяционных норм (4,78±0,37). Можно предположить, что у студентов 1 курса не сложились окончательные взаимодействия в системе «студент-студент», они еще не до конца изучили индивидуальные особенности каждого члена учебной группы. Поэтому организация совместной деятельности и регуляция взаимоотношений в студенческой группе пока еще происходит стихийно. Исследования, проведенные нами со студентами других факультетов, дают основание говорить, что такие результаты являются общей тенденцией, характерной для студентов 1 курсов педагогического вуза. Коммуникативность несколько превышает средние значения показателей популяционных норм (6,11±0,46). На наш взгляд, это является существенным фактом в установлении межличностных контактов по типу «студент-преподаватель», «студент-студент», «студент-куратор» и т.п. Показатель дезадаптация у студентов 1 курса оказался самым низким среди всех исследуемых показателей (4,05±0,14). Это дает нам основание предположить, что у студентов на данном временном периоде обучения отсутствует значительное психофизиологическое напряжение, нет конфликтов с сокурсниками и преподавателями. Агрессивность у студентов умеренно выражена (4,77±0,20), что соответствует достаточно уверенной тенденции формирования моральных норм, соответствующих поведению в студенческой группе. Такое поведение, по-нашему мнению, можно трактовать с точки зрения активной самореализации, отстаивания своих интересов среди сверстников. Умеренно выраженный показатель можно толковать и с точки зрения развития на этом учебном этапе у студентов способности понимать других людей и сопереживать вместе с ними. Конфликт (5,83±0,64), этот показатель, по всей вероятности, свидетельствует о противоречиях между значимыми сторонами существующей учебно-профессиональной действительностью и непродуктивностью и нерациональностью находить оптимальное решение выхода из фрустрирующей ситуации. Это может создать «почву» для перехода психологических проблем в соматические расстройства. Рассмотренные результаты свидетельствуют, что студенты 1 курса факультета физической культуры испытывают психологическое напряжение, связанное с адаптацией к обучению в физкультурнообразовательной среде.

Факторный анализ (рис. 2) позволил выделить 8 значимых факторов, объяс-

няющих 85,22 % наблюдаемой дисперсии.

Факторы были интерпретированы следующим образом: фактор адаптивность. Данный фактор обеспечивает благоприятное протекание адаптационных перестроек в период вхождения студента в новый режим труда, отдыха, смену социального статуса. Адаптация к новой обстановке может также зависеть и от того, насколько быстро студент приведет в соответствие с новыми реалиями социальной жизнедеятельности свои личностные характеристики, которые основываются на умении управлять своим поведением, на способности проявлять активность, на адекватности функционирования физиологических функций и психических процессов. Фактор эгоцентризм. Этот фактор занимают промежуточное положение, и имеет невысокие значения. По-нашему мнению такие значения этого фактора, способствует успешной адаптации студентов к процессу обучения в вузе. Показатели соответствуют достаточно уверенной тенденции самоутверждения и активной самореализации. Фактор коммуникабельность. В данном факторе присутствует «сплав» трех параметров: коммуникативности, лидерства и экстраверсии. Социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются успешным освоением новой информации, им дается легче разговорное общение.

Фактор техническое мышление. Низкий вес этого фактора, по-видимому, объясняется особенностями выборки нашего исследования, которая не связана с профессиями типа «человек - техника». Фактор конфликтная разнонаправленность. Появление подобного фактора в структуре адаптационного механизма студента объясняется следующим образом. Как известно, в переходных процессах, к каковым можно отнести обучение на 1 курсе вуза, резко возрастает вариативность функций организма. С одной стороны, вариативность необходима для поиска оптимальной стратегии адапта-

ции. С другой стороны, формируя психологическую компенсированность одного полярного признака другим, конфликтную разнонаправленность тенденций, может создавать предпосылки для перехода социально-психологических проблем в соматические расстройства. Фактор рассудительность. Этот фактор обуславливает присутствие характеристик, отвечающих за механизм оперативных действий, наступающих после принятия решения. К ним можно отнести фиксированность решения, планирование наперед, выстраивание промежуточных целей в процессе текущей деятельности, достижение в срок поставленных задач. Фактор формульно-цифровое мышление. Появление этого фактора объясняется присутствием в современной жизни человека и особенно молодежи большого числа компьютерных технологий (Интернет и т.д.), а также мобильной связи. Переход от вербального общения к общению через Интернет и 8М8-связь требует хорошего владения клавиатурой компьютера или мобильного телефона, использования условных знаков, шифров, кодов, таблиц. Фактор умственные способности. Данный фактор отражает интегральный показатель общих умственных способностей, а также способности к обучению, то есть познавательной активности субъекта и его возможностей усвоения новых знаний, действий, сложных форм деятельности.

Корреляционный анализ полученных данных также показывает, что успешность обучения взаимосвязана с личностными характеристиками. В тоже время между ними установлено значительное количество отрицательных корреляционных связей. Это объясняется, по-видимому, случайностью и непоследовательностью профессиональных ориентиров, а также незрелостью данного возраста при освоении учебных дисциплин, что не способствует оптимальной адаптационной перестройки организма студентов к процессу обучения в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно систематизация знаний о личностных характеристиках студентов и на этой основе планирование психолого-педагогических воздействий кратковременного или долговременного вида, будет способствовать переходу от интуитивных и стихийных действий педагога к научно-обоснованному подходу в решении проблемы адаптации студентов к обучению в вузе. Все это позволит, с одной стороны, способствовать учебно-профессиональной самоактуализации и самореализации студентов, с другой - повысить прогнозируемость результатов деятельности педагога, способствующей успешной адаптации студентов в новой физкультурно-образовательной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптационные возможности спортсменов-альпинистов Российской комплексной экспедиции «Антарктида-Россия-2003» / В.В. Кузин, О.В. Матыцин, А.В. Смоленский, Д. А. Волков, Е.М. Виноградский, С.Н. Португалов, Г. А. Горбунов, Ю.И. Сенкевич, В.П. Зайцев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 1. - С. 2-8.

2. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихо-метр - 05» : метод. руководство. Ч. 1. - М., Одинцово : РМПЦ, 2005. - 134 с.

3. Завьялова, Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. Материалы научной сессии, посвященной памяти профессора А.С. Мозжухина. - СПб., 2001. - Вып. 40. - С. 55-58.

4. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.