Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ ОДИНОЧЕСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ ОДИНОЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одиночество / детерминант / личностной детерминант / студенческая группа / уединение / профессиональный рост / позитивное одиночество / вера. / loneliness / determinant / personal determinant / student group / solitude / professional growth / positive loneliness / faith.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юлдашева, Махлиё Бахтиёровна

Одиночество состояние одинокого человека. Состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения. В рамках данного понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество. Проблема одиночества относится к предмету изучения наук, отражающих человеческое развитие, таких как социология, философия, психология, культурология, педагогика, медицина и теология. Каждый из них анализирует одиночество, исходя из исследовательских рамок своей собственной науки, и пытается обогатить себя новым концептуальным аспектом. Следует отметить, что теоретическая и практическая разработка этой проблемы приобретает актуальность в рамках социальной психологии, поскольку феномен одиночества напрямую связан с межличностными отношениями между людьми. Изучение понятия “социально-психологические детерминанты одиночества” указывает на важность полного раскрытия значения и сущности термина “одиночество”. Данная статья раскрывает проблему личностных детерминантов одиночества в студенческой среде. Описаны результаты социально-психологического опросника на основе авторской разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PERSONAL DETERMINANTS OF LONELINESS

Loneliness is the state of a lonely person. The state and feeling of a person who is in conditions of real or imaginary communicative isolation from other people, the rupture of social ties, the absence of meaningful communication for him. Within the framework of this concept, two different phenomena are distinguished — positive (solitude) and negative (isolation) loneliness. The problem of loneliness refers to the subject of the study of sciences reflecting human development, such as sociology, philosophy, psychology, cultural studies, pedagogy, medicine and theology. Each of them analyzes loneliness based on the research framework of their own science, and tries to enrich themselves with a new conceptual aspect. It should be noted that the theoretical and practical development of this problem is becoming relevant in the framework of social psychology, since the phenomenon of loneliness is directly related to interpersonal relationships between people. The study of the concept of “socio-psychological determinants of loneliness” indicates the importance of fully revealing the meaning and essence of the term “loneliness". This article reveals the problem of personal determinants of loneliness in the student environment. The results of a socio-psychological questionnaire based on the author’s development are described.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ ОДИНОЧЕСТВА»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ

ОДИНОЧЕСТВА

Махлиё Бахтиёровна Юлдашева

Преподаватель кафедры Психология Ферганский государственный университет mb.yuldasheva@pf.fdu.uz

АННОТАЦИЯ

Одиночество - состояние одинокого человека. Состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения. В рамках данного понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество. Проблема одиночества относится к предмету изучения наук, отражающих человеческое развитие, таких как социология, философия, психология, культурология, педагогика, медицина и теология. Каждый из них анализирует одиночество, исходя из исследовательских рамок своей собственной науки, и пытается обогатить себя новым концептуальным аспектом. Следует отметить, что теоретическая и практическая разработка этой проблемы приобретает актуальность в рамках социальной психологии, поскольку феномен одиночества напрямую связан с межличностными отношениями между людьми. Изучение понятия "социально-психологические детерминанты одиночества" указывает на важность полного раскрытия значения и сущности термина "одиночество". Данная статья раскрывает проблему личностных детерминантов одиночества в студенческой среде. Описаны результаты социально-психологического опросника на основе авторской разработки.

Ключевые слова: одиночество, детерминант, личностной детерминант, студенческая группа, уединение, профессиональный рост, позитивное одиночество, вера.

RESEARCH OF PERSONAL DETERMINANTS OF LONELINESS

Makhliyo Bakhtiyorovna Yuldasheva

The lecturer of Psychology department Ferghana state university

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ABSTRACT

Loneliness is the state of a lonely person. The state and feeling of a person who is in conditions of real or imaginary communicative isolation from other people, the rupture of social ties, the absence of meaningful communication for him. Within the framework of this concept, two different phenomena are distinguished — positive (solitude) and negative (isolation) loneliness. The problem of loneliness refers to the subject of the study of sciences reflecting human development, such as sociology, philosophy, psychology, cultural studies, pedagogy, medicine and theology. Each of them analyzes loneliness based on the research framework of their own science, and tries to enrich themselves with a new conceptual aspect. It should be noted that the theoretical and practical development of this problem is becoming relevant in the framework of social psychology, since the phenomenon of loneliness is directly related to interpersonal relationships between people. The study of the concept of "socio-psychological determinants of loneliness" indicates the importance of fully revealing the meaning and essence of the term "loneliness". This article reveals the problem of personal determinants of loneliness in the student environment. The results of a socio-psychological questionnaire based on the author's development are described.

Keywords: loneliness, determinant, personal determinant, student group, solitude, professional growth, positive loneliness, faith.

ВВЕДЕНИЕ

Растущая во всем мире предрасположенность людей к ощущению одиночества в период борьбы с глобальной пандемией COVID-19 и ее последствиями, необходимость изучения факторов и социально-психологических детерминант, вызывающих чувство одиночества обосновывают актуальность проводимых в данном направлении исследований. Статистика свидетельствует, что уровень предрасположенности к одиночеству составляет 45% во Франции, 46% в Австрии, 47% в Италии, 48% в Израиле и 62% в Египте [4]. Следовательно, научное исследование социально-психологических детерминант чувства одиночества имеет серьезное значение для психологии Узбекистана.

В соответствии с тем, что студенчество, по мнению многих ученых [1], является значимым для формирования личности, способности воспринимать себя и других людей, в нашем исследовании мы обратили внимание на студенческую группу [3; 5]. В социальной психологии накоплен обширный эмпирический материал, свидетельствующий о присутствии различий у

423

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

студентов в эмоциональности, агрессивности, профессиональных предпочтениях, особенностях интеллектуальной деятельности и т.д. [2].

МЕТОДЫ

Цель исследования: изучение личностных детерминант чувства одиночества у студентов Ферганского государственного университета.

Задачи исследования: выявить преобладающие личностные детерминанты одиночества студентов; провести сравнительный анализ и определить рейтинг личностных детерминант чувства одиночества студентов.

Объект исследования: студенческая группа в возрасте от 18-25 лет Ферганского государственного университета.

Предмет исследования: различия личностных детерминантов в студенческой среде.

Для исследования мы провели социально-психологическое анкетирование "Выявление социально-психологических детерминант чувства одиночества" на основе авторской разработки. В исследовании приняли участие 226 студентов факультета "Педагогика и психология" Ферганского государственного университета. Выборки были распределены по гендерным признакам. Таким образом, определились две группы. Группа юношей - 80 человека и группа девушек - 146 человек.

Социально-психологическое анкетирование "Выявление социально-психологических детерминант чувства одиночества" помогло выявить личностные детерминанты чувства одиночества в студенческой группе. Студентам было предложено среди 25 детерминант выделить и проранжировать личностные детерминанты. Результаты, полученные респондентами, были тщательно проанализированы, и определены детерминанты, наиболее часто повторяющиеся и имеющие высокий процентный показатель.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Расчеты показали, что среднее значение всех ответов (как у юношей, так и девушек) по каждому из 25 личностных детерминантов анкеты составила 1,64 и 1,61. Это означает, что в группах юношей и девушек в иерархии личностных детерминантов чувства одиночества различий нет (таблица 1).

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Таблица 1

Средние значения по личностным детерминантам одиночества

Детерминанты Юноши Девушки

Личностные 1,64 1,61

Анализ результатов диагностики позволил установить предпочитаемые у студентов личностные детерминанты одиночества, которые заняли в отдельной выборке ранги с 1-го по 5-ый, а также отвергаемые - занявшие с 20-й по 25-й ранги. К наиболее значимым личностным детерминантам одиночества у студентов следует отнести следующие: "профессиональный рост" (1 ранг), "религиозная неприкосновенность" (2 ранг), "чувство неполноценности" (3 ранг), "зависимость" (4 ранг), "интровертность" (5 ранг), "фрустрация" (6 ранг). Среди наименее значимых были отмечены: "высокая самооценка" (20 ранг), "индивидуализм" (21 ранг), "неуверенность в себе" (22 ранг), "агрессивность" (23 ранг), "самосознание" (24 ранг), "уступчивость" (25 ранг). Представим данные по наиболее значимым личностным детерминантам графически в процентах (диаграмма 1).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

79

■ 73 71 _ 65 / Э

— ь±

оУ

J*

J?

#

Ж

Диаграмма 1. Предпочитаемые личностные детерминанты у студентов Результаты показывают, что детерминант "профессиональный рост" отметили 79% студентов, "религиозная неприкосновенность" была выбрана 75% студентами; детерминант "чувство неполноценности" отмечено у 73 % студентов; "зависимость" у 71%; "интровертность" у 65 %; "фрустрацию" выбрали 61 % студентов. Детерминант "профессионального роста", означает

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

приоритетность цели профессионального совершенствования в жизни студентов. То есть студенты начинают реализовывать перспективные планы в рамках своей специальности. Предоставление "религиозной неприкосновенности" это отражение этнопсихологической особенности студентов. Так как, в Исламе с точки зрения веры является позитивное отношение к таким понятиям, как "одиночество" и "уединение". Следует отметить, что в уединение студенты систематизируют поставленные перед ними перспективные планы и цели, разрабатывают пути их реализации.

В результате статистического анализа личностных детерминантов одиночества была составлена следующая таблица.

Таблица 2

Статистический анализ личностных детерминантов студентов

35 л 35 н н с л т

Детерми нанты и ц а а н с ^ р е т с о м S с и и а РО Профессионал ый рост Религиозна! неприкоснове ость Чувство неполноценно и с о н т р в о р т н Н

Средн. 1,646018 1,207965 1,331858 1,455752 1,880531 1,615044

Станд. откл. 0,60985 0,406752 0,589201 0,997903 1,31618 1,246344

Ассиметрия 0,373447 1,448758 1,599787 2,776338 0,942199 2,09733

Эксцесс -0,65508 0,099704 1,495974 7,180119 -1,03187 2,993333

При корреляции наиболее выбранных детерминант мы получили следующий результат.

Таблица 3

Корреляционный анализ личностных детерминантов студентов

Детерми нанты Фрустрация Зависимость Профессиональ ный рост Религиозная неприкосновенн ость Чувство неполноценност и Интровертность

Фрустрация 1

Зависимость -0,54401* 1

Профессиональ ный рост -0,25296* 0,58235 1

Религиозная -0,0769 0,28008 0,1495** 1

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 21 ISSUE 10/2

educational, natural and social sciences -------- JtV ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022:5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

неприкосновен ность

Чувство неполноценнос ти -0,30209* 0,82698 0,91101 0,7387* 1

Интровертност ь -0,19762* 0,47423 0,85258 0,81350 0,76567 1

В таблице отражена взаимосвязь каждого определителя. Детерминант "фрустрация" между детерминантами "зависимость" (г=-0,54401), "профессиональный рост" (г=-0,25296), "чувство неполноценности" (г=-0,30209), "интровертность" (г=-0,19762), в отрицательной связи. Следовательно, что в психическом состоянии невозможности удовлетворения потребностей и желаний студентов не связано с этими детерминантами.

Уместно отметить, что профессиональный рост у студентов возникает из-за наличия чувства религиозной неприкосновенности (г=0,1495) через определение своих профессиональных целей и планов в уединении. Чувство одиночества во время достижения профессионального совершенствования препятствует низкой самооценке студентов, непризнанию в группе, нежеланию восстать против принятых в группе норм и страданию от особенностей семейных отношений и одиночества. Студенты, которые занимаются совершенствованием своей профессии, воспринимают только позитив от чувства одиночества и связывают его с ситуацией и выражают его из своей позитивной ориентации.

Студенты с заниженной самооценкой (г=0,7387) чаще страдают от взаимоотношений в своих семьях, не получают признания в студенческой группе, проявляют непризнание норм, принятых в группе. В результате у студентов усиливается склонность к одиночеству. Естественно, что в такой ситуации чувство религиозной принадлежности может привести к тому, что студенты рационально оценивают самосовершенствование через религиозные ценности, эффективно используя одиночество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данного исследования были сделаны следующие общие выводы:

1. В результате восприятия чувства одиночества в позитивном аспекте студенты спокойно относятся к нему и используют его как ресурс личностного роста. А восприятие одиночества как негативного переживания побуждает

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

студентов стремиться к налаживанию межличностных отношений опираясь на религиозное верование (Ислам).

2. В нашем эмпирическом исследовании были доказаны возникновение

профессиональный рост, религиозная неприкосновенность, чувство неполноценности, зависимость, интровертность, фрустрация.

3. Было обосновано, что в целом в системе личностных детерминантов одиночества у юношей и девушек нет значимых различий: как для юношей, так и для девушек личностные детерминанты это профессиональный рост, религиозная неприкосновенность, чувство неполноценности, зависимость, интровертность, фрустрация.

Подведя итог можно сказать, что чувство одиночества у студентов проявляется в виде структуры личностных детерминант. Каждый детерминант по своему содержанию и масштабу имеет традицию сменяться по мере изменения курсов обучения. То есть, определенный детерминант, считающийся значимым на первомкурсе, может потерять свою значимость, перейдя на третий курс. Из этого видно, что студенты осознают реальное присутствие чувства одиночества в жизни и формируют адекватное отношение к нему.

REFERENCES

1. Корчагина, С.Г. Психология одиночества: учебное пособие.-М.:Московский психолого-социальный институт, 2008.- 228 с. https://studylib.ru/doc/818012/korchagina-s.g.—psihologiya-odinochestva

2. Косоротова, Ю. Краткий курс одиночества. Как быть счастливым наедине с собой. Питер: Санкт-Петербург. 2016. - 220 с. http://loveread.ec/read book.php?id=55386&p=1

3. Yuldasheva, M. B., Toshboltaeva, N., Pulatova, G. M., Mamajonova, S. K., & Karimjanova, Y. U. (2021). Semantic Analysis of Feeling Loneliness among Students. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 14552-14558.

4. Юлдашева, М. (2021). ЁлFизлик х,иссини талкин килишда методологик ёндашувлар тах,лили. Общество и инновации, 2(9/S), 50-59.

5. Yuldasheva, M. Features of socio-psychological loneliness in student environment. // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal ISSN: 2249-7137 Vol. 10, Issue 4, April 2020 Impact Factor: SJIF = 7.13 p. 132-144. DOI: 10.5958/2249-7137.2020.00154.8

чувства одиночества у студентов как личностные детерминанты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.