Научная статья на тему 'Исследование лексической экспликации концептуальной структуры текста романа «Зеленая миля» ст. Кинга'

Исследование лексической экспликации концептуальной структуры текста романа «Зеленая миля» ст. Кинга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
716
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галицкова Ольга Игоревна, Носорева Наталия Геннадьевна

Данная статья посвящена исследованию концептуальной структуры текста романа «Зеленая миля» Стивена Кинга с целью выявления параллели между концептосферой текста и языковой личностью автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование лексической экспликации концептуальной структуры текста романа «Зеленая миля» ст. Кинга»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81'33+004.42

Галицкова Ольга Игоревна

студентка 3 курса, Институт филологии, журналистики и МКК, ЮФУ

г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected] Носорева Наталия Геннадьевна ст. преподаватель, Институт филологии, журналистики и МКК, ЮФУ

г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА РОМАНА «ЗЕЛЕНАЯ МИЛЯ» СТ. КИНГА

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию концептуальной структуры текста романа «Зеленая миля» Стивена Кинга с целью выявления параллели между концептосферой текста и языковой личностью автора.

Ключевые слова

Концептуальная структура, концепт, концептосфера, частотный словарь.

Вопрос представления о тексте как центральном звене, связывающем язык и мышление, язык и общество, язык и культуру [2, с. 507] все чаще поднимается в современной гуманитарной науке. По словам Степанова Г. В. и Леонтьева Д. А., подлинные тексты являются основанием и доказательством реальности существования ментальных единиц [7, с. 8 - 9], а также формой трансляции смысла [5, с. 412]. Такими текстами традиционно считаются произведения художественной литературы, анализ концептуальной структуры которых репрезентируют концептуальную картину мира автора в ее базовых элементах, в сложной целостности образов и формах языкового мышления.

Анализ современных исследований выявляет интенцию лингвистов на исследования, реконструирующие системные основания смысла текста. За последнее десятилетие лингвистическая интерпретация текстовых явлений приобрела очевидную коммуникативную и когнитивную направленность. В этой связи, особое внимание представляет обращение к исследованию концепта и концептуальной структуры текста.

Одной из проблем языкознания является отсутствие комплексных исследований, сочетающих в себе как теоретические принципы изучения концептов, так и их практическое применение с целью выявления способов лексического выражения концептуальной структуры в художественном тексте. Поэтому, изучив опыт таких лингвистов, как С. А. Аскольдов, Г. В. Степанов, Д. А. Леонтьев, Ю. Н. Караулов и других, под концептом мы будем понимать заместитель неопределенного множества предметов одного и того же порядка, а под концептуальной структурой совокупность концептов, эксплицируемых в тексте, в частности в тексте художественного произведения.

Концептуальная структура текста эксплицируется на лексическом, лексико-фразеологическом и

композиционно-тематическом уровнях текста. В данной работе была проведена попытка исследования

лексической экспликации концепта романа «Зеленая миля» Стивена Кинга. Основной целью исследования

стало выявление и описание лексических репрезентантов концептуальной структуры текста, реализованной

в диалогах и монологах основных героев романа (Пол Эджкомб, Перси Уитмор, Джон Коффи) «Зеленая

миля» Стивена Кинга. А так как «тезаурусный уровень в структуре языковой личности обнаруживается в

тематизации текста, в обозначении определенных предметных областей как фрагментов опыта, хранимых в

долговременной памяти и актуализируемых в речевом акте с опорой на ключевые слова текста» [6],

198

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

отдельный интерес для нас представлял вопрос пересечения концептосфер текста и концептосферы языковой личности автора, выявленной на основе автобиографии «On writing: a memoir of the craft», написанной от первого лица в 2000-м году. Согласно Караулову Ю.Н., это возможно через выявление и установление иерархии смыслов и ценностей в картине мира языковой личности [3, с. 3]. Поэтому основная наша задача заключалась в проведении сравнительного анализа частотных словарей лексики, используемой главными героями и языковой личности-автора.

Новизна исследования заключается в изучении лексической экспликации концептуальной структуры текста как способа вербализации концептуальных областей ментального пространства человека. Множество работ, посвященных изучению текстов, показывает нам, что их анализ раскрывает либо грамматические связи, либо функциональную природу текста, в частности, его речевую системность. Когнитивные аспекты при этом остаются в тени. Нами была предпринята попытка проведения процедуры концептуального анализа с опорой на характеристику сильных позиций лексических единиц в матрице частот словоупотреблений. Для решения задачи на данном этапе использовалась машинная обработка сформированных выборок, в частотности программа Word Tabulator, которая позволила на языке-оригинале построить частотные словари лексики основных персонажей романа, а также частотный словарь лексики самого автора.

Исследование природы концепта основывается на описании способов его представления в тексте, в лексическом и фразеологическом тезаурусе. С помощью анализа частот словоупотреблений выделяется группа лексических единиц, занимающих сильные позиции. Количественный анализ расширяется и дополняется качественным анализом ключевых и тематических слов, а также фразеологических доминант. Таким образом, основой концептуального анализа текста оказывается движение от концепта к лексической и фразеологической областям его экспликации и от лексики и фразеологии к концепту, в содержании которого синтезируется информация разных типов [6].

Анализ концептуальной структуры выбранных нами текстов основывался на интерпретативном методе, позволяющий определить слово как базовую единицу, эксплицирующую концепт, обращенную к композиционно-тематической структуре речевого произведения и наделенную определенными лексико-системным и функциональным аспектами. Анализ частот словоупотреблений, предпринятый на основе компьютерной обработки опорного в исследовании текста романа Ст. Кинга «Зеленая миля», позволил выделить ключевые лексические элементы тезауруса речевого произведения. При формировании концептуальной структуры текста использовалась подвижная часть лексики, характеризующаяся повышенной частотностью и большим числом признаков, которая, на наш взгляд, осуществляет в тексте идею представления плотности ментальной среды. В ходе работы с частотными словарями были выявлены периодические возрастания и падения плотности повторов лексики в текстах, что позволило нам описать части текстового пространства, тяготеющие к сильным позициям, композиционные зоны текста, обладающие сходной функционально-структурной спецификой в рамках его целостности. Частота изменения повторяющейся лексики позволила нам определить области текста, в которых наиболее вероятно локализуются этапы формирования концептуальной структуры.

Классификация лексических единиц в группы по схожим темам позволила нам выделить следующие концепты: «Имена собственные», «Думать - мыслить», «Мечтать», «Человек», «Место», «Время», «Начало -конец», «Религия», «Унижение», «Уважение», «Семья». Если говорить о концептах, проявляющихся в речи персонажей романа, то наибольшее их совпадение мы наблюдали в монологах и диалогах Пола Эджкомба и Перси Уитмора, таких реальных и приземленных людей, привязанных к земной жизни: «Человек», «Место», «Время», «Начало - конец»; пытающихся найти каждый свой смысл жизни и ключ для решения проблем: «Думать - мыслить»; верящих в нечто неподвластное, в вечную жизнь: «Религия». Джон Коффи, как и вышеперечисленные персонажи, направлен на людей, но в отличие от Перси, который через их унижение поднимает свою самооценку: концепт «Унижение», Джон обладает даром, призванным помогать людям. В языковой картине Джона концепту «Думать - мыслить» противопоставляется концепт «Мечтать». Джон

Коффи, устав от этой жизни, от боли, которую приходиться переносить, помогая людям, единственный, кто

199

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

мечтает о том, что будет потом, о переходе в нечто иное («Религия», «Время») без привязки к месту, не боясь уйти из этой жизни: отсутствие концептов «Место», «Начало - конец». Анализ концептуальной структуры текста, по сути, обнажает извечную дилемму жизни и смерти: «We each owe a death, there are no exceptions, I know that, but sometimes, oh God, the Green Mile is so long» [8, с. 172 ].

Проводя параллель между концептосферой текста и языковой личностью Ст. Кинга нами были выявлены совпадения по шести концептам из одиннадцати. Точкой пересечения оказались такие темы, как «Думать - мыслить», «Человек», «Место», «Время», «Начало - конец», «Семья». Результаты исследования показали, что наиболее ярко ментальность автора проявилась в монологах и диалогах Пола Эджкомба и Перси Уитмора. На наш взгляд, это не означает, что он не покрывает ментальность такого загадочного персонажа, как Джон Коффи. Мы можем предполагать, что автору все-таки ближе та реальность, которую он прожил или проживает, хранящуюся в долговременной памяти и, как мы увидели, реализующуюся в речевом акте с опорой на ключевые слова текста, нежели нечто абстрактное, о чем он может думать и рассуждать, вкладывая это в уста персонажа романа.

Таким образом, мы приходим к выводу, что выделенные смыслы и ценности в картине мира языковой личности автора являются неотъемлемой частью концептосферы его художественного творения. Список использованной литературы:

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

2. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Кубрякова Е.С. Язык и знание. - М., 2004.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.

4. Кузнецова Э.В. Язык в свете системного подхода. - Свердловск, 1983.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.

6. Проскуряков М. Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Санкт-Петербургский гос. университет, Санкт-Петербург, 2000.

7. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 2001.

8. King St. The green mile, 1996.

9. King St. On writing: a memoir of the craft. - New York: Scribner, 2000.

© О. И. Галицкова, Н. Г. Носорева, 2015

УДК 159.9.923.38

Гордова ЕленаВалерьяновна

канд. психол. наук, доцент

Севастопольского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионльного образования «Российский экономический университет им. Г.В.

Плеханова» Email: [email protected] г.Севастополь, Российская Федерация

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Рассмотрены коррекционные аспекты музыкальной деятельности. На их основе представлена модель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.