Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»
УДК 378.172
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
П.А.Малеев, В.А.Вожаков, В.А. Патраков, Е.Р.Колосова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: maleevpetr_skies@mail.ru
В данном докладе мы выявили, какие из форм двигательной активности являются наиболее востребованными и предпочтительными среди студентов высшего учебного заведения институтов неспортивного профиля. Проведенный среди студентов опрос позволил выявить примерное процентное соотношение каждой из форм, двигательной активности, используемой студентами в процессе своей жизнедеятельности.
Ключевые слова: культура здоровья, формы двигательной активности, профессионально прикладная физическая культура, студенты.
RESEARCH OF HEALTH CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS OF UNSPORTING
PROFILE
PA. Maleev, V.A. Vozhakov, V.A. Patrakov, E.R. Kolosova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:maleevpetr_skies@mail.ru
In this report, we have identified which forms of physical activity are the most popular and preferred among students of higher educational institutions of unsporting profiles. A survey conducted among students revealed the approximate percentage of each of the forms of physical activity used by students in the course of their life.
Key words: health culture, forms of physical activity, professionally applied physical culture, university students.
Способность студенческой молодежи внимательно относиться и обеспечивать индивидуальный подход к собственному здоровью, а также выработать профилактику нарушений своего здоровья - все это является показателями культуры здоровья. Положительные изменения по формированию культуры здоровья студентов и их готовности к здоровьесбережению демонстрируют, что в первую очередь педагогические условия определяют формирование культуры здоровья и отдельных элементов его структуры у студентов вуза в процессе физического воспитания[2].
Проведенное исследование показало, что занятия по дисциплине профессионально-прикладной физической культуры, включенной по направлению подготовки студентов высшего учебного заведения[3] неспортивного профиля показало, что более чем для половины опрошенных студентов данная дисциплина является одним из немногих источников двигательной активности. Проводимые на данном учебном предмете занятия занимают в среднем 60-80 % от всей физической активности используемой студентами в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому приобщение студентов к физкультурно-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
спортивной практике, формирование у них здорового образа жизни и обеспечение форм двигательной активности на данной учебной дисциплине являются неотъемлемыми и необходимыми элементами при формирования культуры здоровья студентов.
Занятияв спортивных секциях, организуемых под руководством тренера, преподавателя или иных специалистов в спортивных сборных студенческих командах вгруппах по видам спорта предпочитают 20% обучающихся высшего образовательного учреждения. В том числе не менее 10% от общего количества опрошенных профессионально занимаются определенным видом спорта и регулярно выступают в любительских, студенческих и краевых соревнованиях за команды университета.К видам спорта, по которым преподаются спортивные секции тренерами или преподавателями для студентов СибГУ им. М.Ф. Решетнева относятся секции по баскетболу, пулевой стрельбе, футболу и футзалу, подводному спорту, шахматам, настольному теннису, волейболу, дзюдо, скалолазанию, черлидингу, танцам, лыжным гонкам, легкой атлетике, гиревому спорту, рукопашному бою, фехтованию, спортивному туризму, пауэрлифтингу, спортивному ориентированию, плаванию и регби.
Двигательная активность студентов ВУЗа, проводимая в режиме учебного дня занимает около 30-40% от общего объема выполняемой физической нагрузки. К данной форме двигательной активности относятся прогулки на свежем воздухе, физкультпаузы, физкультминутки, зарядка, вводная гимнастика, а также вся та двигательная активность, необходимая для осуществления обыденной жизнедеятельности и профессиональной учебной деятельности студентов неспортивного профиля [4] в высшем образовательном учреждении.
Самостоятельные занятия студентов, связанные с решением задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера оказалась в предпочтении у 15% студентов. К данным формам двигательной активности относятся в основном занятия в плавательном бассейне университета, тренажерном зале спортивного клуба и иных площадках, предусматривающих возможность самостоятельных занятий физической культурой.
Соревновательные формы занятий, предполагающие участие студентов в официальных соревнованиях, в том числе в массовых забегах, судействе соревнований и волонтерской деятельности предпочитают не более 5% обучающихся. В проведенном опросе принимали участие даже те студенты, которые участвовали в волонтерской деятельности в международных соревнованиях, проводимых в городе Красноярске, таких как: XXIX Всемирная зимняя универсиада (2019), Первенство Мира по фристайлу и сноуборду (2021), ШВсероссийская зимняя Спартакиада инвалидов (2021) и иных грандиозных мероприятиях.
Несмотря на невысокую двигательную активность, многие студенты оценили уровень своей физической подготовленности как «удовлетворительный» и отметили, что ведут здоровый образ жизни[1], а также не имеют медицинских противопоказаний к занятиям профессионально-прикладной физической культурой и относятся к основной группе здоровья. Задачами учебной дисциплины профессионально-прикладной физической культуры является формирование культуры здоровья студентов и обеспечение индивидуального подхода при выборе средств и форм двигательной активности.
Библиографические ссылки
1. Исследование интересов студентов высшего учебного заведения к прикладной физической культуре / П. А. Малеев, Е. Д. Кондрашова, Н. П. Трофимова, А. А. Туртугешева // Физическая культура, здравоохранение и образование: Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского, Томск, 18 ноября
Секция «Здоровьесберегающие технологии в физичеаком воспитании обучающихся образовательных ...»
2021 года / Под редакцией Е.Ю. Дьяковой. - г. Томск: Общество с ограниченной ответственностью «СТТ», 2021. С. 126-132.
2. Касаткина Н.Э., Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов вуза и готовности к здоровьесбережению / Н.Э. Касаткина, Н.А. Мелешкова, Е.Л. Руднева // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №1 (33). С. 18-25.
3. Осмачко, М. И. Приемы мотивации студентов с целью повышения интереса к занятиям физической культурой / М. И. Осмачко, В. В. Зотин // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: Сборник статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 23 апреля 2019 года. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 209-213.
4. Пешкова, Н. В. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля / Н. В. Пешкова, Л. И. Лубышева, А. А. Пешков // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 88-90.
© Малеев П.А., Вожаков В.А., Патраков В. А., Колосова Е.Р., 2022