Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ УВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ УВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилик М.В.

В статье представлена концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды. Концепция основана на реализации системного, средового и личностно-ориентированного подходов при организации физического воспитания студентов, обосновывает необходимость учета средовых факторов и представляет физкультурно-спортивную среду как динамическую целостность, в которой создаются условия для гармоничного развития личности студента и его самореализации в физической культуре и спорте. Концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды основана на использовании возможностей вариативной части содержания программы по физической культуре, рациональном использовании управляемой самостоятельной работы (планирование, организация и контроль), что создает наиболее благоприятные условия для самоопределения студентов в выборе видов двигательной активности и включения их в самостоятельную двигательную деятельность. Представлена модель интегрированной физкультурно-спортивной среды. Модель соответствует разработанной концепции, создает целостное представление об интегрированной физкультурно-спортивной среде, позволяет исследовать ее функционирование, отражает пространственно-предметный, педагогический и социальный аспекты в едином образовательном процессе. В статье представлены результаты физического воспитания студентов в созданной интегрированной физкультурно-спортивной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF AN INTEGRATED PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ENVIRONMENT OF THE HEI TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article presents the concept of an integrated physical culture and sports environment. The concept is based on the implementation of systemic, environmental and personality-oriented approaches in the organization of physical education of students and substantiates the need to take into account environmental factors and presents the physical culture and sports environment as a dynamic integrity, in which conditions are created for the harmonious development of the student's personality and his self-realization in physical culture and sports. The concept of an integrated physical culture and sports environment is based on the use of the possibilities of the variable part of the content of the program in physical education, the rational use of supervised independent work (planning, organization and control), which creates the most favorable conditions for self-determination of students in the choice of types of motor activity and their inclusion in independent motor activities. The model of an integrated physical culture and sports environment is presented. The model corresponds to the developed concept, creates a holistic perspective of the integrated physical culture and sports environment, and allows to explore its functioning, reflects the spatial-subject, pedagogical and social aspects in an unified educational process. The article presents the results of physical education of students in the created integrated physical culture and sports environment.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ УВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.011.3:37.04

М.В. ГАВРИЛИК

старший преподаватель,

Полесский государственный университет,

г. Пинск, Республика Беларусь

E-mail: gavrilik.m@polessu.by

Статья поступила 5 октября 2021 г.

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ УВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье представлена концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды. Концепция основана на реализации системного, средового и личностно-ориентированного подходов при организации физического воспитания студентов, обосновывает необходимость учета средовых факторов и представляет физкультурно-спортивную среду как динамическую целостность, в которой создаются условия для гармоничного развития личности студента и его самореализации в физической культуре и спорте. Концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды основана на использовании возможностей вариативной части содержания программы по физической культуре, рациональном использовании управляемой самостоятельной работы (планирование, организация и контроль), что создает наиболее благоприятные условия для самоопределения студентов в выборе видов двигательной активности и включения их в самостоятельную двигательную деятельность.

Представлена модель интегрированной физкультурно-спортивной среды. Модель соответствует разработанной концепции, создает целостное представление об интегрированной физкультурно-спортивной среде, позволяет исследовать ее функционирование, отражает пространственно-предметный, педагогический и социальный аспекты в едином образовательном процессе.

В статье представлены результаты физического воспитания студентов в созданной интегрированной физкультурно-спортивной среде.

Ключевые слова: физическое воспитание, интегрированная физкультурно-спортивная среда, образовательная среда, физкультурно-спортивная деятельность, физическая культура.

HAURYLIK M.V.

Senior Lecturer

Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

E-mail: marina.gavrilik@rambler.ru

THE CREATION OF AN INTEGRATED PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ENVIRONMENT OF THE HEI TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article presents the concept of an integrated physical culture and sports environment. The concept is based on the implementation of systemic, environmental and personality-oriented approaches in the organization of physical education of students and substantiates the need to take into account environmental factors and presents the physical culture and sports environment as a dynamic integrity, in which conditions are created for the harmonious development of the student's personality and his self-realization in physical culture and sports. The concept of an integrated physical culture and sports environment is based on the use of the possibilities of the variable part of the content of the program in physical education, the rational use of supervised independent work (planning, organization and control), which creates the most favorable conditions for self-determination of students in the choice of types of motor activity and their inclusion in independent motor activities.

The model of an integrated physical culture and sports environment is presented. The model corresponds to the developed concept, creates a holistic perspective of the integrated physical culture and sports environment, and allows to explore its functioning, reflects the spatial-subject, pedagogical and social aspects in an unified educational process.

The article presents the results ofphysical education of students in the created integrated physical culture and sports environment.

Keywords: physical education, integrated physical culture and sports environment, educational environment, physical culture and sports activity, physical culture.

Введение. Учреждения высшего образования характеризуются наличием определенной образовательной среды. Образовательная среда является важнейшим условием успешного развития

образовательного процесса, так как в ней протекает основная жизнедеятельность студента. Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования [4].

Мы рассматриваем «среду» как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности. С этой точки зрения интеграция обучающей и воспитательной среды представляется как потребность в создании качественной физкультурно-спортивной среды, которая отвечает вызовам времени и позволяет разрешить существующие противоречия:

- между направленностью физического воспитания на усиление воспитательной и социализирующей функций и отсутствием знаний об интегрированной физкультурно-спортивной среде;

- между требуемым уровнем физической культуры личности студента и организацией образовательного процесса, формированием профессионально-личностных качеств и формами, средствами физического воспитания, компетентностным подходом и

реальным ресурсным обеспечением физического воспитания.

Цель исследования - теоретико-экспериментальное обоснование

интегрированной физкультурно-спортивной среды в физическом воспитании студентов. Для достижения цели были сформулированы задачи исследования:

1. Выявить социально-педагогические условия повышения эффективности физического воспитания студентов.

2. Разработать концепцию интегрированной физкультурно-спортивной среды и построить ее модель в учреждении высшего образования.

3. Определить эффективность физического воспитания студентов в интегрированной физкультурно-спортивной среде.

Основная часть. Для выявления социально-педагогических условий

повышения эффективности физического воспитания студентов разработана «Анкета исследования удовлетворенности студентов организацией физического воспитания и выявления факторов, влияющих на отношение студентов к занятиям физической культурой». Респондентами стали 1078 студентов факультета банковского дела, экономического и биотехнологического факультетов ПолесГУ.

Исследование показало, что занятиями физической культурой удовлетворены около 48% студентов, частично удовлетворены почти 10% и около 42% не удовлетворены занятиями [1, 3]. Исследование физического воспитания в системе высшего образования позволило раскрыть актуальность проблемы повышения эффективности физического воспитания студентов, которая обусловлена потребностями студентов как основных субъектов образования. Выявлено, что основным педагогическим условием перехода от жесткой регламентации физического воспитания к самовыражению личности является создание в УВО благоприятной физкультурно-спортивной среды, так как именно в процессе взаимодействия среды и личности создаются социально-педагогические условия для формирования у обучаемых

профессиональных компетенций и повышения эффективности физического воспитания в целом [1, 3].

В результате проведенного исследования определено, что социально-педагогическими условиями физкультурно-спортивной среды, способствующими повышению

эффективности физического воспитания в учреждениях высшего образования, являются внедрение инновационного подхода к организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура»; реализация личностно-ориентированного подхода с возможностью выбора приоритетных видов физкультурно-спортивной деятельности; комплексное применение форм и средств физического воспитания студентов в процессе обучения; соответствие кадрового и материально-технического обеспечения новым подходам к организации и содержанию физического воспитания в учреждении высшего образования. Личностно-ориентированный подход направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей и интересов студента. Применение этого подхода предполагает изменение взаимоотношений между педагогом и студентом [1, 4].

Обоснована взаимосвязь повышения эффективности физического воспитания с удовлетворенностью студентов физическим

воспитанием. Выявлены негативные факторы физкультурно-спортивной деятельности, связанные с организацией физического воспитания: отсутствие индивидуального подхода к студентам, отсутствие возможности выбора вида спорта или вида физической активности, чрезмерная регламентация физического воспитания. Определены приоритетные для студентов виды двигательной активности, факторы, влияющие на удовлетворенность студентов занятиями физической культурой [1]. Полученные данные составили основу при определении сущности и содержания физкультурно-спортивной среды УВО и разработке концепции интегрированной физкультурно-спортивной среды (рисунок 1).

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения либо определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения и исследования; ведущий замысел [5, с.144].

Концепция интегрированной

физкультурно-спортивной среды отражает пути повышения эффективности физического воспитания, исследовательские подходы к решению изучаемой проблемы,

необходимость учета средовых факторов и представляет интегрированную

физкультурно-спортивную среду как динамическую целостность, где создаются условия для гармоничного развития личности студента и его самореализации в физической культуре.

Средовый подход в физическом воспитании рассматривается как способ построения образовательного процесса, основанный на особом понимании сущности воспитания, при котором акценты в деятельности преподавателя смещаются с активного педагогического воздействия на личность обучаемого в область формирования воспитывающей,

развивающей, обучающей среды как совокупности системных формирующих влияний пространственно-предметного и социокультурного окружения [2].

Рисунок 1. - Концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды

При такой организации физического воспитания включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействии со средой, в которой происходят саморазвитие и самовыражение личности. Средовый подход можно отнести к практико-ориентированному подходу,

который используется нами для построения интегрированной физкультурно-спортивной среды, выявления факторов, влияющих на развитие личности студента [2].

Личностно-ориентированный подход направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей и интересов студента. Реализация личностно-ориентированного подхода основывается на внедрении инновационных технологий, изменении содержательной сущности физического воспитания студентов, позволяющей учитывать их индивидуальные особенности и мотивационно-потребностные установки [2].

Основной акцент в личностно-ориентированной модели физического воспитания делается на становлении целостности человека, его самореализации через развитие субъектности, способности к целеполаганию и самоопределению,

гармонизации духовно-телесного

потенциала. Целевым ориентиром данной концепции является формирование физической культуры личности через создание в среде УВО условий для освоения ценностей физической культуры на основе построения индивидуальных траекторий физического воспитания и самовоспитания, педагогической поддержки и сопровождения.

Использование личностно-

ориентированного подхода позволяет учитывать потенциальные возможности занимающихся для постановки

индивидуальных целей и задач ближайшего и перспективного развития,

совершенствования студента средствами физической культуры и спорта как реализации свободного выбора студентом способа обеспечения физического и духовно-нравственного совершенствования.

Критериями успешной реализации личностно-ориентированного подхода могут быть позитивная мотивация к занятиям физической культурой, благоприятное психофизическое состояние студентов, самостоятельность и активность в творческом применении средств физической

культуры в целях обогащения субъектного опыта физкультурного

самосовершенствования, развитие волевых и нравственных качеств личности.

В основу системного подхода к решению данной проблемы положена ориентация на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей структуры сложного объекта и сведение их в единую теоретическую базу.

Системообразующим фактором

интегрированной физкультурно-спортивной среды является ценностно-целевой компонент - гармоничное развитие личности как процесс и ожидаемый результат развития студентов в этой среде.

Педагогическая сущность процесса взаимодействия физкультурно-спортивной среды и личности обучаемого заключается в возможности комплексного воздействия на личность [3]. Направленность этого воздействия реализовывалась в ряде функций среды: обучающей, воспитывающей, формирующей, контролирующей [1].

Обучающая функция среды проявлялась в результате взаимодействия систем «преподаватель - студент» и «преподаватель - студенческий коллектив».

Формирующая функция данной среды выражалась в том, что обучаемый включался в систему объективных функциональных отношений и деятельности, способствующей активизации и развитию значимых личностных качеств и профессиональных компетенций [2].

Воспитывающая функция среды реализовывалась в результате создания условий для воздействия на личность с целью формирования ее мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, физической и общей культуры, понимания социальных обязанностей.

В основе контролирующей функции среды лежала методика оценивания студентов по физической культуре, определяемая факультетом здорового образа жизни.

Представленная концепция физического воспитания студентов позволит

сформировать качественно новую

интегрированную физкультурно-спортивную среду. Среда УВО выступает связующим

звеном между обществом и личностью. Физкультурно-спортивная среда

функционирует как специфическая составляющая общей обучающей среды УВО, которая включает в себя относительно устойчивые, системные связи, деятельность и отношения, в которых личность наделяется определенной ролью субъекта общественно значимой деятельности и обладает возможностями саморазвития.

В условиях реализации концепции отличительными особенностями организации образовательного процесса являлись: вариативность учебной программы по физической культуре; организация управляемой самостоятельной работы; самоопределение студентов в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности [2,

3].

Внесены существенные изменения в организацию образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура». Согласно учебным планам различных специальностей, трудоемкость учебной дисциплины «Физическая культура» составляет 140 часов в год. Аудиторная нагрузка состоит на 1-2-м курсах из: теоретического раздела (8 часов) и методико-практического раздела (132 часа) который включает занятия с преподавателем 40-42 часа в год по 20-22 часа в каждом семестре и управляемую самостоятельную работу. Управляемая самостоятельная работа обучающихся - это самостоятельная работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя и контролируемая им на определенном этапе обучения, как в аудитории, так и путем проверки контроля выполнения разделов учебной программы, в том числе, в режиме онлайн.

Во время занятий преподаватель, обсуждает со студентом его личные мотивы к занятиям, предпочтительные для студента виды физкультурно-спортивной деятельности, цели. Далее определяется индивидуальная траектория развития студента (физкультурно-образовательная, физкультурно-

оздоровительная, физкультурно-развивающая, физкультурно-спортивная). Наполняемость среды с учетом индивидуального (личностно-ориентированного) направления развития студентов представлена на рисунке 2.

Индивидуальные направления (траектории) развития студентов

Физкультурно-образовательная Физкультурно-оздоровительная Физкультурно-развивающая Физкультурно-спортивная

Цель: освоение физкультурных знаний, здоровьесберегающих технологий, жизненно важных, профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, развития физических кондиций Цель: повышение адаптационных возможностей организма, улучшение деятельности функциональных систем организма, развития их физических качеств, формирования культуры здоровья личности студента Цель: освоение целостного физкультурно-спортивного развития и саморазвития личности, приобретение нового двигательного опыта Цель: повышение спортивного мастерства в избранном виде спорта, выступление за команду университета в соревнованиях различного уровня, выполнение спортивного разряда

Наполняемость среды в рамках УСР

ОФП, легкая атлетика, гимнастика, атлетическая гимнастика. Обучение основам спортивных игр: волейбол, футбол, баскетбол, водное поло, настольный теннис. Обучение плаванию, обучение катанию на коньках Оздоровительный бег, оздоровительная ходьба, скандинавская ходьба, оздоровительное плавание, аквааэробика, фитнес программы, фитнес-йога, фитбол, пилатес, функциональная тренировка, кардиотренировка, степ-аэробика, кроссфит ОФП, легкая атлетика, гимнастика, атлетическая гимнастика, аквааэробика, паркур. Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол, водное поло, настольный теннис Волейбол, баскетбол, футбол, гребля на байдарке и каноэ, плавание, настольный теннис, гребля на ялах, баскетбол 3х3, гребля академическая, каратэ, тяжелая атлетика, легкая атлетика, хоккей с шайбой, спортивные единоборства: самбо, греко-римская борьба, дзюдо

Воспитательная работа

Спортивно-массовая работа Физкультурно-оздоровительная работа Организация и проведение соревнований, фестивалей, праздников, с лицами, имеющими особые нужды (инвалиды) Волонтерская деятельность

Спартакиада УО ПолесГУ по видам спорта: волейбол, футзал, баскетбол, футбол, плавание, шахматы, настольный теннис, легкая атлетика Международный спортивный фестиваль «РЯО-врог! на Полесье» Турнир по волейболу сидя Сопровождение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (в качестве волонтеров)

Секции по видам спорта Фитнес Фестиваль Фестиваль «Сиреневая ласточка» Работа в летних спортивных лагерях на базе УО ПолесГУ

Международный спортивный фестиваль «РКО-врог! на Полесье» «Полесская регата (гребля на ялах)» Новогодняя сказка на льду -

Турнир по баскетболу 3х3 «Я люблю волейбол!» - -

Спартакиада общежитий Дни факультетов - -

Судейство соревнований Дни здоровья - -

Рождественский турнир по волейболу Турслет - -

- Велопробег «Дорогами Победы!» - -

- Праздник скандинавской ходьбы в Беловежской пуще - -

Физкультурно-спортивная среда общежитий

Секции: ОФП, аэробики, настольного тенниса, бильярда, атлетической гимнастики, кроссфит Проведение спартакиады среди студентов, проживающих в общежитиях -

Рисунок 2. - Наполняемость интегрированной физкультурно-спортивной среды с учетом

индивидуальной траектории развития

Например, студент занимался баскетболом и хочет дальше повышать свое спортивное мастерство в избранном виде спорта. Значит,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

его направление развития физкультурно-спортивное и студент будет посещать секцию по баскетболу, возможно, попадет в команду

университета и будет представлять честь университета в соревнованиях различного уровня.

Второй пример: студент не умеет плавать или кататься на коньках (как правило, это студенты из малых населенных пунктов) для него подойдут физкультурно-образовательное и физкультурно-развивающее направления, где студент сможет приобрести новые знания и двигательные умения и таким образом обогатить свой личный двигательный опыт.

Следующий пример: студент хочет улучшить осанку или деятельность функциональных систем организма. Его направление развития - физкультурно-оздоровительное, в рамках которого он сможет уделить больше времени занятиям общей физической подготовки (далее - ОФП) или различных направлений фитнеса. То есть процесс занятий максимально ориентирован на личностные потребности каждого студента.

Ориентируясь на свои личностные потребности, студент осуществляет выбор приемлемой для него формы самостоятельной работы из предлагаемого на выбор перечня.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по учебной дисциплине с выделением обязательных видов самостоятельной работы, а также обо всех видах двигательной активности и видах спорта, доступных для него с учетом индивидуальной траектории самосовершенствования согласно его интересам, потребностям и возможностям.

Согласно расписанию, занятия проходят два раза в неделю по два часа, однако студент в рамках управляемой самостоятельной работы сам определяет вид двигательной активности, например: плавание или легкая атлетика, фитнес или катание на коньках, возможно волейбол и т. д.

Такой путь обусловливает усиление образовательной и методической

направленности педагогического процесса, освоения студентами физкультурных знаний, позволяющих им самостоятельно и рационально осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.

Вариативность содержания и

добровольно-альтернативный характер

занятий, использование конструктивных и гуманистических методов организации взаимодействия субъектов физического воспитания снимут противоречие,

характерное для традиционного

образовательного процесса между содержанием дисциплины «Физическая культура» и директивными,

унифицированными методами организации образовательного процесса [1].

Предоставление студентам права свободы выбора видов физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных

направлений самосовершенствования

согласно их интересам, потребностям и возможностям, а также обеспечение доступной физкультурно-спортивной среды способствуют формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и повышают их заинтересованность к занятиям в целом [1].

Управляемая самостоятельная работа студентов осуществлялась под руководством квалифицированных инструкторов и тренеров центра физической культуры и спорта ПолесГУ, имеющих высшее физкультурно-педагогическое образование и достаточную спортивную квалификацию. УСР направлена на формирование знаний, умений и навыков студента, а также на повышение уровня общефизической подготовленности, развитие методических навыков по планированию и проведению индивидуальных занятий физическими упражнениями. Параллельно преподавателем с помощью программного обеспечения «Электронная система контроля физического воспитания студентов в физкультурно-спортивной среде УВО» контролировалась посещаемостью занятий и своевременность прохождения разделов УСР по учебной дисциплине «Физическая культура» с учетом, индивидуальной траектории развития студента и в соответствии с избранными им видами физкультурно-спортивной деятельности. Подведение итогов и оценка результатов такой формы самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов в часах по дисциплине указывается в учебных программах. Студент, приступающий к изучению учебной

дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных видов

самостоятельной работы.

Каждому студенту для проведения УСР предлагаются на выбор различные формы занятий физической культурой и спортом. Ориентируясь на эти формы, студент осуществляет выбор приемлемой для него формы самостоятельной работы из предлагаемого на выбор перечня.

Организация процесса физического воспитания и создание физкультурно-спортивной среды основаны на использовании возможностей вариативной части содержания программы по физической культуре, рациональном использовании управляемой самостоятельной работы (планирование, организация и контроль), что создает наиболее благоприятные условия для самоопределения студентов в выборе видов двигательной активности и их включения в самостоятельную двигательную

деятельность.

Сущность интегрированной

физкультурно-спортивной среды

заключается в создании реальных условий для продуктивного взаимодействия УВО и социальной среды, представляющих собой единый образовательный процесс. Интеграция в то же время предполагает и дифференциацию на различных уровнях взаимодействия, которая способствует выравниванию воспитательных

возможностей каждого студента, создает условия для формирования индивидуальной среды студента, обеспечивающей его успех в разнообразной физкультурно-спортивной деятельности [2].

Далее наше исследование предполагало разработку модели интегрированной физкультурно-спортивной среды (далее -ИФСС) (рисунок 3).

Это позволило сформулировать следующее определение: интегрированная физкультурно-спортивная среда -совокупность социально-педагогических условий, интегрирующих личностный потенциал и социальную среду учреждения образования в единый образовательный процесс для всестороннего развития личности и ее самореализации в физической культуре и профессиональной деятельности.

В нашем исследовании задачи моделирования заключались в обосновании функционального назначения модели; использовании эмпирических данных мониторинга удовлетворенности студентов учебными занятиями по дисциплине «Физическая культура» и информации о социально-педагогических условиях среды для предсказания изменений в интегрированной физкультурно-спортивной среде.

Главное функциональное назначение модели - согласование системного взаимодействия факторов, что обеспечивает оптимальное функционирование

интегрированной физкультурно-спортивной среды.

Модель создает целостное представление об интегрированной физкультурно-спортивной среде и позволяет исследовать ее функционирование.

Интеграция обусловлена

дифференциацией на различных уровнях взаимодействия, которая способствует структурированию возможностей каждого студента, создает условия для формирования его индивидуальной среды, обеспечивающей успех в физкультурно-спортивной деятельности.

Структурный блок включает:

пространственно-предметный компонент: материально-техническое обеспечение

(сооружения, залы, инвентарь, оборудование и др.); педагогический компонент:

профессорско-преподавательский состав

кафедр, сотрудники центра физической культуры и спорта, воспитательного отдела (воспитатели, руководители кружков, инструкторы общежитий и др.) ПолесГУ; социальный компонент: семья, одногруппники, друзья, социальное окружение и др.

Организационно-деятельностный блок включает: содержательно-технологический, деятельностный и организационные компоненты образовательного процесса, включающего изучение учебной дисциплины «Физическая культура» и внеаудиторных видов деятельности (образовательная, оздоровительная, спортивная, развивающая, воспитательная).

Рисунок 3. - Модель интегрированной физкультурно-спортивной среды

Компоненты и составляющие

интегрированной среды могут меняться в зависимости от материально-технической базы, количества социальных объектов, от целеустремленности и готовности самих субъектов образовательной деятельности повышать ее воспитательный потенциал.

В физкультурно-образовательной среде создаются условия для освоения студентами базовых физкультурных знаний,

здоровьесберегающих технологий,

приобретения жизненно важных,

профессионально-прикладных, двигательных умений и навыков, развития физических кондиций, соответствующих нормативным требованиям формирования двигательных качеств.

Физкультурно-спортивная среда создает условия для целостного физкультурно-спортивного развития и саморазвития личности, повышения спортивного мастерства в избранном виде спорта.

Физкультурно-развивающая среда

содействует постоянному обогащению и рациональному использованию

образовательных ресурсов с целью освоения физкультурных знаний и методико-практических умений, развития специальных кондиционных и двигательных способностей.

Для организации УСР в условиях создания интегрированной физкультурно-спортивной среды разработаны и внедрены: дневник контроля управляемой самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физическая культура», что позволило дополнительно активизировать механизмы педагогического контроля и самоконтроля студентов и создать благоприятные условия для самоопределения студентов в выборе видов двигательной активности и их включения в самостоятельную двигательную деятельность; программное обеспечение «Электронная система контроля физического воспитания студентов в физкультурно-спортивной среде УВО», что обеспечило возможность отслеживать своевременность выполнения разделов управляемой самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физическая культура», а также вовлеченность студентов в

физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую, волонтерскую деятельность.

Для определения результативности концепции и модели интегрированной физкультурно-спортивной среды проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 1078 студентов факультета банковского дела, экономического и биотехнологического факультетов ПолесГУ. Длительность эксперимента для всех групп составляла два учебных года. На момент начала эксперимента все участники являлись студентами первого курса.

Участники были распределены по группам с учетом гендерного признака. Количество девушек, принявших участие в эксперименте, составило 760 человек, из которых были сформированы

экспериментальная группа 382 человека -ЭГ/д (n=382) и контрольная группа 378 человек - КГ/д (n=378). Количество юношей составило 318 человек, из которых были сформированы экспериментальная группа 163 человека - ЭГ/ю (n=163), и контрольная группа 155 человек - КГ/ю (n=155).

Согласно учебным планам

специальностей и расписанию занятий по физической культуре в контрольных (КГ/ю и КГ/д) и экспериментальных группах (ЭГ/ю и

ЭГ/д), количество часов занятий было одинаковым и составляло 140 часов в год, по 4 часа в неделю.

Физическое воспитание студентов в экспериментальных группах осуществлялось в рамках реализации концепции и модели интегрированной физкультурно-спортивной среды. Занятия в контрольных группах (КГ/ю и КГ/д) проводились по традиционной методике с преподавателем согласно учебной программе.

На протяжении эксперимента

исследовалась динамика посещаемости занятий и осуществлялся мониторинг удовлетворенности занятиями по учебной дисциплине «Физическая культура» студентов экспериментальных и

контрольных групп за период эксперимента.

Проводился анализ учебной документации, журналов посещаемости занятий,

медицинских справок для определения посещаемости занятий физической культурой в контрольных и экспериментальных группах.

Выявлено, что студенты контрольных групп имеют большее количество пропущенных занятий (на 14 часов в среднем на одного человека) в сравнении с экспериментальными группами (таблица 1).

Таблица 1. - Посещаемость занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» студентов экспериментальных групп и контрольных групп за период эксперимента

Группы Средняя посещаемость, час Разница в посещаемости между ЭГ и КГ, час

ЭГ/ю 277,0 +14,2

КГ/ю 262,8

ЭГ/д 277,3 +13,9

Таблица 2. - Динамика удовлетворенности занятиями по учебной дисциплине «Физическая культура»

Группы Уровень удовлетворенности студентов, % Х2эмп Р

Удовлетворены Частично удовлетворены Не удовлетворены

КГ/ю до 51,0 % (79 чел.) 9,0 % (14 чел.) 40 % (62 чел.) 0,177 p<0,05

ЭГ/ю до 50,3 % (82 чел.) 10,4 % (17 чел.) 39,3 % (64 чел.)

КГ/ю после 59,4 % (92 чел.) 8,4 % (13 чел.) 32,3 % (50 чел.) 50,858 p>0,05

ЭГ/ю после 91,4 % (149 чел.) 5,5 % (9 чел.) 3,1 % (5 чел.)

КГ/д до 48,9 % (185 чел.) 8,5 % (32 чел.) 42,6 % (161 чел.) 1,586 p<0,05

ЭГ/д до 45,0 % (172 чел.) 10,5 % (40 чел.) 44,5 % (170 чел.)

КГ/д после 55,0 % (208 чел.) 11,1 % (42 чел.) 33,9 % (128 чел.) 140,349 p>0,05

ЭГ/д после 87,4 % (334 чел.) 11,0 % (42 чел.) 1,6 % (6 чел.)

Примечание -*используется статистический критерий кси-квадрат, Х2крит (0,05) = 5,991.

56

Следовательно, реализация

экспериментальной концепции и модели интегрированной физкультурно-спортивной среды выразилась в высокой посещаемости занятий студентами экспериментальных групп относительно контрольных.

Результаты мониторинга

удовлетворенности занятиями по учебной дисциплине «Физическая культура» студентов экспериментальных ЭГ/ю (n=163), ЭГ/д (n=382) и контрольных групп КГ/ю (n=155), КГ/д до (n=378) за период эксперимента представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы, на начальном этапе эксперимента статистически достоверных различий в удовлетворенности занятиями между КГ/ю и ЭГ/ю не выявлено (p<0,05), так как полученное эмпирическое значение X2 = 0,177 при критическом значении равном 5,991, т. е. 0,177<5,991. После завершения эксперимента удовлетворенность занятиями физической культурой различается между контрольными и экспериментальными группами. Так, у юношей КГ/ю полностью удовлетворены занятиями только 59,4% (92 чел.), что немногим больше, чем в начале эксперимента 51,0% (79 чел.), в то время как в ЭГ/ю этот показатель вырос до 91,4% (149 чел.), частично удовлетворены занятиями в КГ/ю 8,4% и 10,4% в ЭГ/ю, и не удовлетворены занятиями в КГ/ю 32,3%, в то время как в ЭГ/ю не удовлетворены занятиями 3,1%. После проведения педагогического эксперимента имеются статистически достоверные различия между ЭГ/ю и КГ/ю. Так, полученное эмпирическое значение X2 = 50,858 при Х2крит = 5,991, значит 50,858>5,991 (p>0,05).

У девушек на начальном этапе эксперимента полученное эмпирическое значение X2 = 1,586 при критическом значении, равном 5,991, т. е. 1,586<5,991, следовательно, статистически достоверных различий между КГ/д и ЭГ/д не выявлено (p<0,05). После завершения эксперимента удовлетворенность занятиями физической культурой различается между контрольными и экспериментальными группами. У девушек в КГ/д удовлетворены занятиями 55% (208 чел.), а в ЭГ/д - 87,4% (334 чел.), что значительно больше, частично удовлетворены занятиями в КГ/д 11,1%, в ЭГ/д 11,0% и не удовлетворены занятиями 33,9%

девушек в КГ/д и 1,6% девушек в ЭГ/д. После проведения педагогического эксперимента рассчитанное эмпирическое значение X2 = 140,349 при Х2крит = 5,991, значит 140,349>5,991, т. е. имеются статистически достоверные различия в удовлетворенности занятиями между ЭГ/д и КГ/д (p>0,05).

Полученные результаты доказывают, что реализация экспериментальной концепции физического воспитания и модели интегрированной физкультурно-спортивной среды позволила повысить эффективность физического воспитания студентов, что отражается в высокой степени удовлетворенности занятиями у студентов экспериментальных групп в сравнении с контрольными и подтверждается достоверно значимыми различиями между

экспериментальными и контрольными группами.

Выводы. В результате проведенного исследования выявлено, что социально-педагогическими условиями повышения эффективности физического воспитания студентов являются: реализация личностно-ориентированного подхода на основе избирательности видов физкультурно-спортивной деятельности; комплекс адекватных форм и средств физического воспитания студентов в процессе обучения; кадровое и материально-техническое обеспечение новых подходов к организации и содержанию физического воспитания в учреждении высшего образования. Лимитирующим фактором выступают, прежде всего, неудовлетворенность обучающихся традиционной организацией и проведением занятий, которые

обусловливают невозможность выбора вида двигательной активности; отсутствие индивидуального подхода и диалогового сотрудничества.

Определены сущность и содержание физического воспитания студентов в интегрированной физкультурно-спортивной среде. Внесены принципиальные изменения в организацию образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура», связанные с увеличением доли управляемой самостоятельной работы [1, 3]. Организация физического воспитания и создание физкультурно-спортивной среды основаны

на использовании возможностей вариативной части содержания учебной программы по физической культуре, рациональном использовании управляемой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самостоятельной работы (планирование, организация и контроль), что создает наиболее благоприятные условия для самоопределения студентов в выборе видов двигательной активности и их включения в самостоятельную двигательную деятельность

[1, 9].

Предоставление студентам свободы выбора видов физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных

направлений самосовершенствования

согласно их интересам, потребностям и возможностям, а также обеспечение доступной физкультурно-спортивной среды, способствуют формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и повышают их заинтересованность в занятиях в целом [2, 4].

Концепция интегрированной

физкультурно-спортивной среды отражает пути повышения эффективности физического воспитания, исследовательские подходы (системный, средовой и личностно-ориентированный) к решению изучаемой проблемы, учет средовых факторов и представляет интегрированную

физкультурно-спортивную среду как динамическую целостность, в которой создаются условия для гармоничного развития личности студента и его самореализации в физической культуре.

Построенная модель интегрированной физкультурно-спортивной среды

соответствует разработанной концепции, создает целостное представление об интегрированной физкультурно-спортивной среде, позволяет исследовать ее функционирование, отражает

пространственно-предметный, педагогический и социальный аспекты в едином образовательном процессе. Реализация экспериментальной модели предусматривает возможность выбора направления индивидуального физического самосовершенствования студента, а также способствует повышению удовлетворенности проведением занятий по физической культуре.

Модель объединяет пространственно-предметную, педагогическую, социальную среды УВО, продуцирует интеграционный эффект воспитания в единый образовательный процесс, выражающийся в содержательно-технологическом, организационном и деятельностном аспектах; обусловливает создание различных взаимопроникающих компонентов,

создающих условия для формирования индивидуальной среды каждого студента; обеспечивает успех разнообразной физкультурно-спортивной деятельности студентов [1].

Следовательно, полученные результаты доказывают, что реализация

экспериментальной концепции и модели интегрированной физкультурно-спортивной среды позволила повысить эффективность физического воспитания студентов, что отражается в высокой посещаемости занятий студентами экспериментальных групп относительно контрольных и в высокой степени удовлетворенности занятиями у студентов экспериментальных групп в сравнении с контрольными, что подтверждается достоверно значимыми различиями между экспериментальными и контрольными группами.

Список литературы

1. Гаврилик, М. В. Социально-педагогические условия удовлетворенности студентов физическим воспитанием / М. В. Гаврилик // Весшк Магшеускага дзярж. ун-та iм. А. А. Куляшова. - 2019. - № 1 (53). - С. 40-45.

2. Гаврилик, М. В. Интегрированная физкультурно-спортивная среда учреждения высшего образования / М. В. Гаврилик // Весшк Палескага дзярж. Унта. - 2020. - № 1. - С. 55-61.

3. Гаврилик, М.В. Методика создания интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО /М.В. Гаврилик , В. А. Коледа // Известия Гомельского гос. Ун-та им. Ф. Скорины. - 2021. - № 5(128). - С. 14-21.

4. Гаврилик, М. В. Организационные основы интегрированной

физкультурноспортивной среды и эффективность физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик // Вестник

Полесского гос. Ун-та. - Пинск : ПолесГУ, 2019. - №2-С. 48-54.

5. Сарыбеков, М. Н. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: учеб. пособие / М. Н. Сарыкбеков, М. К. Сыдыкназаров - 2-е изд. - Алматы: ТРИУМФ-Т, 2008. - С. 144.

References

1. Gavrilik M.V. Socio-pedagogical conditions of students' satisfaction with physical education [Socio-pedagogical conditions of students' satisfaction with physical education]. Vestnik of the A. A. Kuleshov Mogilev State University [Vestnik MSU A.A. Kuleshov], 2019, no. 1(53), pp.40-45. (In Russian)

2. Gavrilik M.V. Integrated physical and sports environment of higher education [Integrated physical and sports environment of higher education]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Palesky State University], 2020,no. 1, pp.5561. (In Russian)

3. Gavrilik M.V., Koleda V.A. The method of creating an integrated physical culture and sports environment of the HEI. Journal "GSU Proceedings". 2021, no 5(128), pp. 14-21. (In Russian)

4. Gavrilik M.V. Organizacionnye osnovy integrirovannoj fizkul'turno-sportivnoj sredy i jeffektivnost' fizicheskogo vospitanija studentov [Organizational foundations of an integrated physical education and sports environment and the effectiveness of students' physical education]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshhestvenny'kh i gumanitarny'kh nauk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities], 2019, no. 2, pp.48-54. (In Russian)

5. Sarybekov M. N., Sidyknazarov M. K. Slovar' nauki. Obshhenauchny'e terminy' i opredeleniya, naukovedcheskie ponyatiya i kategorii [Dictionary of Science. General scientific terms and definitions, scientific concepts and categories]. 2nd edition. Almaty: TRIUMPH-T, 2008, 144 p. (In Russian)

Received 2 October 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.