лированным воздействием ЭМЭ СВЧ-диапазона. То, что при комбинированном воздействии вышеуказанных факторов несколько реже встречалась патология органов пищеварения, чем при изолированном воздействии свинца, можно объяснить тем, что в первом случае на контакт с парами свинца приходится до 30—40 % рабочего времени, остальные 60—70 % времени рабочие контактируют с ЭМЭ СВЧ-диапазона, а это оказывает меньшее влияние на органы пищеварения, чем свинец.
У работающих в условиях изолированного воздействия ЭМЭ СВЧ-днапазона чаще наблюдалось изменение желудочной секреции по гипоацидному типу, а у работающих в условиях воздействия свинца — по гиперацндному типу, что свидетельствует о том, что ЭМЭ СВЧ-диапазона угнетает желудочную секрецию, а свинец оказывает раздражающее воздействие на обкладочные клетки; последнее приводит в первые годы работы к увеличению кислотности, однако с возрастом и со стажем работы наступает истощение функции обкладочных клеток и у обследуемых со стажем работы свыше 10 лет в условиях воздействия свинца довольно часто встречаются гипоацндные гастриты.
Раннее выявление функциональных изменений в желудочно-кишечном тракте и печени позволяет своевременно применять ряд лечебно-профилактических мероприятий, способствующих улучшению здоровья рабочих, профилактике развития хронических заболеваний, в итоге — снижению заболеваемости.
Литература. Каляда Т. В., Никитина В. //., Куни-на В. В. и др. — В кн.: Вопросы гигиены труда в радиоэлектронной промышленности. М., 1977, с. 69—77.
Клейнер А. И. Состояние главных пищеварительных желез при воздействии некоторых производственных факторов. Автореф. дис. докт. Харьков, 1970.
Краснюк Е. П. — В кн.: Гигиена труда. Киев, 1975, вып. 11, с. 43—45.
Макарова Л. В. — В кн.: Физические факторы производственной среды и их влияние на состояние здоровья работающих. М., 1973, с. 72—77.
Поступила 6S.04.«2
УДК 613.865-057.875
Б. В. Задорожный
ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИИ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Ждановский металлургический институт
Для высшей школы в настоящее время характерно непрерывное увеличение объема информации, которое наряду с применением технических средств и новых форм организации обучения определяет значительную интенсификацию учебного процесса. В таких условиях резко возрастает нервная и эмоциональная напряженность студентов, что ведет к увеличению заболеваемости и функциональным расстройствам. Так, по нашим и наблюдениям других авторов (Б. В. Задорожный и Г. В. Сердюков; А. О. Навака-тикян и В. В. Крыжаиовская; И. М. Трахтенберг и О. М. Рашман), повышение кровяного давления отмечено у 20— 25 % обследованных студентов, частыми являются расстройства нервной системы, органов пищеварения. В связи с этим очевидно, что наряду с повышением эффективности обучения необходимо осуществлять меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья студентов. В решении этих вопросов важное значение имеет учет и практическое использование индивидуальных физиологических и психологических особенностей обучающихся.
Хотя гипотетически связь между показателями психических функций и успеваемостью как интегральным показателем успешности обучения не вызывает сомнений, на практике наблюдаются явления обратного характера. Такое противоречие объясняется тем, что на успеваемость влияют социальные, бытовые, физиологические и другие факторы, учет и исследование которых представляют известные трудности.
Такие исследования, несмотря на их актуальность, немногочисленны. а результаты их в практике используются недостаточно. Так, в работах Э. Путнене, Е. А. Стрельникова установлена связь успешности обучения студентов с показателями памяти, внимания, логического мышления. В. Б. Ластовченко изучала такую зависимость у курсантов технического училища, находящихся в одинаковом режиме учебы, питания, внеучебной деятельности, бытовых условий. Результаты исследований свидетельствуют о значительной зависимости успеваемости от особенностей высшей нервной деятельности. Автор указывает на большую информативность функции переключения внимания, разные уровни функционирования в зависимости от биоритмологических особенностей. А. О. Навакатнкян и В. В. Крыжанов-
ская, анализируя результаты исследований, указывают на возможность использования для прогнозирования успеваемости студентов комплекса индивидуальных психофизиологических показателей, среднего балла школьного аттестата и успеваемости на первых курсах вуза. Такое прогнозирование представляется актуальным и перспективным с учетом широкой сети подготовительных отделений вузов, при зачислении на которые не проводятся традиционные вступительные экзамены.
В данной работе нами были проведены исследования в 2 этапа. На 1-м изучалась корреляционная связь между показателями успеваемости и психических функций студентов 2 академических групп. Учитывая важность фактора мотивации, аналогичные исследования проведены также в 2 группах слушателей подготовительного отделения, взятых в качестве контрольных.
Участники исследований были подробно ознакомлены с задачами и программой эксперимента. Успеваемость студентов изучалась по экзаменационным оценкам за 2 первых курса обучения, слушателей подготовительного отделения — по результатам текущего контроля и выпускных экзаменов. Состояние психических функций определяли при помощи корректурного теста, метода воспроизведения удержанных членов ряда, устного вычитания.
На 2-м этапе для подтверждения полученных результатов учитывалась успеваемость студентов за 5 лет обучения, а контрольные исследования проводились в 6 группах подготовительного отделения.
Кроме того, исследована связь между показателями успеваемости по аттестату, вступительным экзаменам и успеваемостью в институте за весь период обучения. Оценка корреляционной связи проведена методом ранговой корреляции (Е. В. Гублер, А. А. Генкин) при достоверности Я^0,05. Ранги испытуемых устанавливались по усредненным данным.
Результаты 1-го этапа эксперимента оказались противоречивыми. В студенческих группах не выявлено каких-либо закономерных связей между показателями успеваемости и психических функций. Коэффициент корреляции в одном случае оказался низким (0,12), а в другом случае имел отрицательную величину. В то же время в одной конт-
рольной группе установлена статистически достоверная прямая корреляционная связь между исследуемыми показателями, а в другой группе при наличии прямой корреляционной связи достоверность оказалась недостаточной.
При анализе полученных данных обращают на себя внимание 2 обстоятельства. Во-первых, в студенческих группах очень часто отмечались резкие расхождения ранговых показателей успеваемости и психических функций. Так, в одной группе разница ранговых показателей 5 и более отмечена в 60 % случаев, а в другой группе эта разница была в 75 % случаев, причем в 65 % случаев разница была в 10 и более рангов. Столь резкие расхождения между исследуемыми показателями объясняются, по нашему мнению, тем, что большая часть студентов поступила в институт спустя некоторое время после окончания средней школы и изучение на первых курсах главным образом общеобразовательных и общетехннческих дисциплин представляло для них известные трудности. Немаловажное значение, очевидно, имел и фактор мотивации, в частности то, что стипендию получали практически все успевающие студенты, в том числе и с удовлетворительными оценками. Во-вторых, в контрольных группах резкие расхождения отмечены значительно реже: в одной группе в 34 %, а в другой— в 65 % случаев, однако расхождения в 10 и более рангов выявлены только в 23 % случаев. Это подтверждает, по нашему мнению, тезис о разных уровнях мотивации обследованных в основной и контрольной группах.
На 2-м этапе исследований также не установлено достоверных связей между показателями успеваемости и психических функций студентов, хотя была установлена связь между показателями успеваемости по аттестату, вступительных экзаменов и показателями успеваемости за время
обучения в институте. В то же время в 5 контрольных группах из 6 выявлена достоверная связь между исследуемыми показателями при значениях коэффициента корреляции 0,4—0,6. Учитывая, что в 75 % контрольных групп выявлена достоверная связь, можно утверждать о наличии корреляции между показателями успеваемости и психических функций. В связи с этим представляется целесообразным проведение тестовых исследований при зачислении слушателей на подготовительное отделение и в других случаях.
Выводы. 1. Существует прямая корреляционная связь между показателями успеваемости и психических функций, в связи с чем тестовые исследования могут применяться для прогнозирования успеваемости студентов.
2. При проведении тестовых исследований необходимо, учитывать уровни мотивации испытуемых.
Литература. Гублер Е. В.. Генкин А. А. Применение непара.четрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973, с. 44. Задорожный Б. В., Сердюков Г. В. — Гиг. и сан., 1976,
№ 9, с. 106—108. Ластовченко В. Б. — Там же, № 3, с. 34—38. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979, с. 159—164.
Путнене Э. — В кн.: Каунасский мед. ин-т. Науч. конф.
21-я. Материалы. Каунас, 1972, с. 42—43. Стрельников Е. А. — Новости мед. приборостроения, 1972, № 2, с. 90—93.
Трахтенберг И. М.. Рашман О. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973, с. 35, 94.
Поступила 19.01.82:
Техн. редактор Нечаева Т. В. Корректор Дегтярев Е. В.
Сдано в набор 21.07.82. Подписано в печать 13.08.82. Т-15718. Формат 84Х108'/ц. Бумага тип. № 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Печ. л. 6.0. Усл. печ. л. 10.0В. Усл. кр.-отт. 10,71. Уч.-изд. л. 12,76. Тираж 12592. Цена 70 коп. Заказ 1831.
Ордена Трудового Красного Знамени Издательство «Медицина». Москва 101838. Петроверигский пер.. 6/8. Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат ВО «Союзполиграфпром» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли г. Чехов Московской области