Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ»

XIV. Витамины

(Ключ 1.2.4.7 на 4 парах отверстий) Витамины группы А Витамины группы Э Витамины группы Е Витамины группы К Витамины группы В Витамины группы С Витамины группы Р (биофлавонои-ды)

Витаминоподобные вещества Неизвестные

XV. Методы исследований

(Ключ 1.2.4.7 на 4 парах отверстий) Химические (в том числе инструментальные) Биологические (вирусологические, микробиологические, микологические, гельминтологические) Хроматографические (в том числе газовый хроматографический анализ)

Люминесцентное Радиологическое Прочие физические Клинико-лабораторные: физиоло-го-биохимическое исследование субстратов Патоморфологические методы Прочие методы исследований

XVI. Деление по времени публикации

(Ключ 1.2.4.7 на 4 парах отверстий)

XIX век

XX век — до 1940 г. 1941—1955 гг. 1956—1966 гг. 1967—1971 гг. 1972—1974 гг. 1975—1976 гг. 1977—1978 гг. 1979—1980 г. 1981—1982 гг.

Продолжение 4

Для удобства кодирования и поиска выбран двухрядный ключ 1.2.4.7. Для обозначения 10 показателей здесь используется 4 пары отверстий. Применение еще двух пар отверстий позволяет закодировать до 30 признаков. Цифра 1, 2, 4 и 7 при кодировании отмечаются глубокими вырезами, а остальные — сочетанием мелких вырезов. Для записи небольшого числа показателей (до 6, как, например, в типовом делении по территориальному признаку, разделах «Жиры» и «Углеводы») предлагается использование 3 пар отверстий. Для записи первой буквы фамилии автора работы или первого по порядку из соавторов используется табличный ключ «ВИНИТИ» на 5 парах отверстий, так как он удобен для записи одной буквы фамилии автора при количестве источников 10 000—13 000. Поле здесь размещено таким образом, чтобы внешний ряд (кодируемый мелкими вырезами) отличался нечетными цифрами 1,3,5, 7, 9, а внутренний — четными (2, 4, 6, 8, 10). Каждая из букв, включенных в таблицу, получает цифровой код, состоящий из номера глубокого и номера мелкого выреза (пример кодирования приведен на рисунке). Комбинации, дающие поисковый шум — выдачу в ответ на запрос информации излишних данных, устранены. Буквы, употребляемые реже других или близкие по созвучию, либо объединены, либо исключены.

Кодирование ферментов, объекта наблюдения и участия соавторов производится на одной паре отверстий следующим образом. А. Ферментные системы (комплексы) кодируются мелким вырезом, отдельные ферменты — глубоким. Б. На следующей паре отверстий кодируется объект наблюдения: человек — не кодируется (без выреза), лабораторные животные — кодируются мелким вырезом, сельскохозяйственные животные — кодируются глубоким вырезом. В. Участие соавторов кодируется следующим образом: 1 автор или если автор не указывается — глубоким вырезом, 2 автора — мелким вырезом, более 2 авторов — не кодируется. Настоящий подбор ключей наиболее прост в употреблении и позволяет избежать поискового шума.

Наиболее удобной по размерам и емкости для вносимой информации оказалась перфокарта типа К-5. Для подбора, апробирования ключей и для эксплуатации ИПС с успехом используется селектор.

Поступила 10/1 1977 г.

УДК 613.865-07:612.825.81-052.6

Канд. мед. наук Б. В. Задорожный

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Ждановский металлургический институт

Для оценки функционального состояния организма студентов при различных видах учебной работы проведены исследования на лекциях, лабораторных и контрольных занятиях (текущий контроль, экзамены, защита дипломных проектов) в начале и конце их, а также при самостоятельной работе перед началом и через 2 ч работы); исследования проводились в середине и конце осеннего и весеннего семестров.

Таблица I

Функциональное состояние организма студентов при изучении различных дисциплин (средние арифметические и размах колебаний вариационного ряда)

Дисциплина Период исследования Va бит/с *т Пульс, ударов в минуту Задержка дыхания, с

Эргономика Начало 6,5 0,91 73,9 36,1

(4,3-11,6) (0,65—1,0) (50—100) (20—65)

Конец 7,2 0,94 71,3 37,7

Организация и плани- (4,3-12,4) (0,85—1,0) (50—83) (15—75)

Начало 8,2* 0,94* 74,9 31,9

рование производ- (4,7-12,0) (0,76-1,0) (63—92) (20—60)

ства Конец 8,2* 0,97* 73,4 31,7

Автоматизация произ- (4,1-12,4) (0,86—1,0) (61—88) (15—60)

Начало 7,2 0,92 76,8 31,3

водственных про- (3,7-11,8) (0,79-1,0) (60—100) (20—65)

цессов Конец 7,3 0,91 74,7 31,0

•Электроавтомати к а (5,5-11,8) (0,83—1,0) (63—95) (18—60)

Начало 7,1 0,87* 75,8 34,9

(4,3-12,3) (0,62—0,99) (63—112) (20—60)

Конец 7,9 0,92 74,6 34,7

(4,3-12,9) (0,77-1,0) (60—98) (20—63)

* Различия достоверны.

В исследованиях участвовало 187 студентов IV—V курсов дневной формы обучения и ■82 студента V—VI курсов вечерней формы обучения 5 специальностей.

Функциональное состояние организма студентов оценивалось по работоспособности и комплексу вегетативных показателей, характеризующих напряженность организма (пульс, -артериальное давление, задержка дыхания на выдохе, температура кожи виска и кости, тремор рук). Работоспособность определялась корректурным тестом Анфимова, а в период экзаменационной сессии использовалась также рефлексометрия. При применении корректурного теста учитывалась производительность работы (Се) по числу букв, проверенных за 1 мин, скорость переработки информации (Уи) и точность выполнения задания. Коэффициент точности (/Ст) вычислялся по формуле Уипла, а скорость переработки информации по формуле:

я log.W _ Va =-р— бит/с,

где п — число правильно выполненных действий; N — количество проверенных букв; t — время работы (в с ).

В табл. 1 приведены данные о функциональном состоянии организма студентов специальности «автоматизация металлургических процессов» при изучении различных дисциплин, свидетельствующие о небольших различиях. Исключение составляют показатели работоспособности на занятиях по организации и планированию производства, которые были достоверно выше. Это позволяет обобщить и проанализировать данные о функциональном состоянии организма студентов при различных видах учебной работы (табл. 2). Приведенные данные свидетельствуют о незначительном функциональном напряжении организма во время лекций, лабораторных занятий и при самостоятельной работе. Интересно отметить, что при указанных занятиях показатели работоспособности в конце занятий были выше, чем в начале их, а частота сердечных сокращений уменьшилась. Во всех случаях производительность превышала 180 букв в минуту, при коэффициенте точности выше 0,90, что, по нашим наблюдениям, характеризует высокую степень умственной работоспособности.

Наиболее низкие показатели работоспособности и повышенная напряженность установлены перед контрольными занятиями, однако в конце их эти показатели существенно не отличались от аналогичных при других видах занятий.

Результаты наших исследований расходятся с данными И. М. Трахтенберга и С. М. Рашмана, отметивших более выраженные функциональные изменения у студентов, особенно при самостоятельной работе. Расхождения, по-видимому, обусловлены тем, что мы специально не контролировали активность участия студентов в учебном процессе, как это делали указанные авторы, а фиксировали функциональное состояние в естественно складывающейся ситуации.

Наиболее резко изменения функционального состояния организма студентов проявились в период экзаменационных сессий. Коротко характеризуя их, укажем, что признаки утомления, проявившиеся снижением производительности и точности работы в корректурном тесте, увеличением времени сенсомоторных реакций, усиливались с увеличением числа сдаваемых экзаменов; в период весенней сессии они были выражены более резко, особенно

Таблица 2

Функциональное состояние организма студентов при различных видах учебной работы (средние арифметические и размах колебаний вариационного ряда)

Вид занятий Период Уи. бит/с К Пульс ударов Задержка

исследований "т в минуту дыхании, с

Лекция Начало 7,3 0,92 75,7 34,5

(3,7-12,3) (0,76-1,0) (57—100) (20—65)

Конец 7,9* 0,94 72,8 35,0

(4,5-12,9) (0,82—1,0) (60—88) (20—65)

-Лабораторные занятия Начало 7,3 0,92 74,1 31,9

(4,3-12,0) (0,62-1,0) (50—96) (15—45)

Конец 7,6 0,95* 74,0 31,4 (19—50)

(4,9-11,7) (0,81-1,0) (60—100)

Контрольные занятия Начало 6,9 0,90 78,1* 34,0

(4,3-11,9) (0,65—1,0) (60—112) (20—60)

Конец 7,4* 0,94* 74,3 34,7

(4,1-11,5) (0,79-1,0) (60—98) (15—60)

Самостоятельная ра- Начало 6,9 0,96 73,0 34,9 (20—65)

бота (5,1-9,7) (0,85—1,0) (60—102)

Конец 7,0 0,96 72,4 34,2

(4,9-10,1) (0,72-1,0) (63—96) (15—60)

* Различия достоверны.

у студентов вечерней формы обучения. Следует, однако, отметить, что количественные изменения показателей работоспособности были небольшими. В период экзаменов отмечено резкое увеличение напряженности организма, проявившееся достоверным учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, температуры кожи виска и кисти, уменьшением времени задержки дыхания. Повышенная напряженность обнаружена за 1—2 дня до экзамена, резко возрастала перед экзаменом и снижалась после его окончания, однако полной реституции не отмечено даже через б—6 ч после ответа. Такие изменения функционального состояния организма студентов позволяют утверждать, что они были обусловлены, главным образом, нервно-эмоциональными факторами. Следует также подчеркнуть, что степень нервно-эмоционального напряжения, если судить по изменениям использованных показателей, была примерно одинаковой (табл. 3). Это позволяет предполагать, что сама экзаменационная ситуация является более сильным стрессором, нежели субъективная оценка трудности сдаваемого экзамена.

Высказанные соображения подтверждаются и данными о состоянии студентов при защите дипломных проектов. При довольно высоких показателях работоспособности (производительность 180 букв в минуту, скорость переработки информации 6,1 бит/с и коэффициент точности 0,87) установлены достоверное учащение сердечных сокращений (111 ±1,5 в минуту), повышение артериального давления (138/84 мм рт. ст.) и температуры кожи виска (36,4±0,3°), снижение времени задержки дыхания (28,2±1,8 с). Отметим также, что при сравнении не выявлено достоверных различий показателей состояния студентов дневной и вечерней формы обучения, хотя возраст последних был больше в среднем на 5—6 лет; проявление повышенной напряженности в обеих группах зарегистрировано и после защиты дипломных работ.

Таблица 3

Динамика физиологических показателей студентов перед экзаменами (средние арифметические и размах колебаний вариационного ряда)

Дисциплина

Показатель Исходные данные эргономика экономика промышленности металлорежущий инструмент

Пульс, ударов в минуту Артериальное давление Задержка дыхания, с 78,1 (58—90) 123/74 43,4 (30—67) 108,1* (80—132) 141/79* 32,0* (20—50) 101,0* (72—124) 138/79* 31,3* (20—48) 111,0* (80—128) 140/77* 29,6* (20—45)

* Различия достоверны по сравнению с исходными данными (лабораторные занятия -.■в течение семестра).

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что основной причиной функциональных сдвигов в состоянии студентов являются различные контрольные занятия, причем эти сдвиги обусловлены, главным образом, нервно-эмоциональными факторами. При проведении занятий по текущему контролю знаний студентов функциональные изменения в их состоянии были в пределах нормы и короткими по продолжительности. Экзамены, защита дипломных работ вызывали значительные функциональные изменения, сохранявшиеся продолжительное время.

В заключение отметим, что в технических вузах УССР с введением системы программированного контроля знаний студентов зачеты и экзаменационные оценки в ряде случаев выставляются по результатам текущей успеваемости. Это в определенной мере способствовало снижению эмоциональной напряженности студентов в зачетный и экзаменационный периоды.

ЛИТЕРАТУРА. ТрахтенбергИ. М., РашманС. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973.

Поступила 14/1V 1977 г.

УДК 613.645:658.515-051.«

Я. Я. Сморчкова

ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ПОДРОСТКОВ — СБОРЩИКОВ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ.НА КОНВЕЙЕРЕ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В нашей работе, целью которой было создание оптимальной световой обстановки на рабочих местах подростков — сборщиков мелких деталей на конвейере, была предпринята попытка оценить влияние на зрительные функции той световой обстановки, которая имеет место в условиях производства, а затем в лабораторных условиях осуществить поиск ее оптимальных параметров.

Работа проводилась в сборочных цехах I Московского часового завода им. С. М. Кирова, под динамическим наблюдением находились 52 подростка в возрасте 17—18 лет, с нормальными остротой зрения и цветоощущением. В условиях производства освещенность на рабочих местах создается системой так называемого совмещенного освещения, когда недостаточность естественного освещения компенсируется искусственным. Для искусственного освещения применяли в основном светильники местного освещения.

Как показали наши исследования, освещенность рабочих мест колебалась в пределах 2600—3000 лк, что соответствует гигиеническим требованиям. Следует указать, что выполняемая подростками зрительная работа в условиях конвейера в относительно свободном темпе и ритме относилась, согласно СНиП-П.А.9-71, к I в разряду точности (размер объекта восприятия 0,15 мм и менее).

Особенностью указанной работы является то, что при восприятии объектов размером менее 0,15 мм сборщик нередко прибегает к помощи оптического прибора, усиливающего разрешающую способность глаза (Ю. Д. Жилов, 1966; В. Кейдель; П. Милнер, и др.).

Для восприятия объектов малого размера мы должны создавать или высокие уровни освещенности, при которых уменьшается размер зрачка, усиливая разрешающую способность глаза, или подносить объекты близко к глазам, увеличивая их угловой размер, или делать то и другое вместе.

Выполнение точных зрительных работ при неблагоприятной световой обстановке является причиной значительного утомления зрачкового и аккомодационного аппарата глаза. Последнее может вести или к спазму аккомодации и возникновению так называемой ложной миопии, или к перестройке зрительной системы таким образом, что глазное яблоко увеличивается в своем переднезаднем размере и происходит образование уже истинной миопатии (Э. С. Аветисов, Ю. Д. Жилов, 1972, и др.).

Однако следует отметить, что не все детали малого размера, приближенные к глазу, могут быть им восприняты. В таком случае прибегают к помощи оптического прибора.

Проведенный нами хронометраж рабочего дня показал, что при плотности его 75— 82% подростки используют оптический прибор в зависимости от характера выполняемой работы на протяжении до 65% рабочего времени.

Принимая во внимание, что при выполнении различных операций по сборке часовых механизмов оптический прибор используется в неодинаковой степени, мы разделили все зрительные операции на 3 основных вида, связанных с длительностью применения лупы, т. е. со временем рассматривания деталей определенного размера. Так, при операции «установка стрелок и циферблата» сборщик практически не прибегает к помощи оптического прибора. Такая операция была отнесена к I виду работ. Операции по сборке основной колесной системы (I, II и III ангренаж), когда оптический прибор используется в течение 30—35% рабочего времени, были отнесены нами ко II виду работ. И наконец, операции «монтаж анкерной вилки», «пуск-Ii», в которых оптический прибор необходимо применять в течение более половины рабочего времени, были отнесены к III виду работ.

Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.