явления объясняются заметным выделением сернистого ангидрида при травлении изделий в серной кислоте, что способствует более интенсивному уносу капелек и брызг электролита. Присутствие в аспирационном воздухе сернистого газа указывает в свою очередь на протекание в гальванической ванне окислительно-восстановительной реакции, т. е. на более глубокое взаимодействие металла с кислотой.
Аналогичные результаты получены при изучении операции травления меди или ее сплавов (латунь, бронза и т. п.) в смесях серной и азотной кислот. Известно, что разбавленная серная кислота не действует на металлическую медь, тогда как концентрированная азотная окисляет ее, восстанавливаясь при этом до окислов. В воздухе, отсасываемом от дан» ной ванны, как и следовало ожидать, обнаружены значительные количества окислов азота (валовой выброс 6,7—36,8 г/ч), азотная кислота (валовой выброс 7,8—61,7 г/ч) и следы серной кислоты.
При изучении состава аспирационного воздуха указанных гальванических процессов была отмечена также зависимость интенсивности выделения вредных веществ от концентрации электролитов, температурного режима, типа обрабатываемого металла и величины поверхности изделий. Взаимное влияние данных факторов наглядно прослеживается при рассмотрении результатов, представленных в таблице.
Для оценки исследованных воздушных выбросов, с санитарно-гигиенической точки зрения, были рассчитаны максимальные приземные концентрации обнаруженных вредных веществ с учетом их рассеивания в атмосфере через существующие трубы (Рекомендации по определению высоты вентиляционных выбросов, 1971) и полученные данные сопоставлены с предельно допустимыми концентрациями. Поскольку в настоящее время из-за отсутствия фоновых концентраций выполнить необходимые расчеты в полном. объеме не представлялось возможным, целесообразно говорить лишь об ориентировочной оценке полученных величин. Расчеты показали, что на ряде обследованных предприятий в условиях низких выбросов, т. е. при высоте выхлопных труб 5—7 м от уровня земли, источниками загрязнения атмосферного воздуха являлись процессы травления цветных металлов в азотной кислоте или ее смесях с другими кислотами, анодирования алюминия в серной кислоте, а также операция хромирования. Превышение максимальных приземных концентраций при сравнении их с санитарными нормами наблюдалось для окислов азота примерно в 4 раза, азотной кислоты — приблизительно в 2 раза, серной кислоты — в 1г/2 раза, хромового ангидрида — в 7—15 раз. Остальные изученные процессы существенными источниками загрязнения окружающей среды не являлись, поскольку количество выделяемых в ходе их вредных веществ не превышало предельно допустимой концентрации.
Проведенные исследования позволили, таким образом, наряду с установлением состава воздушных выбросов ряда гальванических производств дать предварительную оценку степени их вредности для окружающей среды. Полученные результаты были использованы при разработке и проектировании необходимого оборудования для очистки аспирационного воздуха от окислов азота, азотной, серной кислот и хромового ангидрида.
ЛИТЕРАТУРА. Перегуд Е. А., ГернетЕ. В. Химический анализ воздуха промышленных предприятий, "Л., 1973.
Поступила 4/11 1977 г.
УДК 612.824-06:612.821
Канд. биол. наук JI. Я- Зыбковец, доктор мед. наук В. П. Соловьева
ИЗМЕНЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
Задачей настоящей работы явилось изучение мозговой гемодинамики при разной степени умственного и нервно-эмоционального напряжения с целью выявления влияния этих факторов на мозговое кровообращение. Использовали метод реоэнцефалографии как наиболее доступный в производственных условиях.
Следует отметить, что до сих пор среди исследователей нет единого мнения относительно использования данного метода. Дискуссия идет в основном по двум направлениям. Во-первых, ставится под сомнение сам принцип метода (Hill и соавт.; В. В. Сучков и соавт.), во-вторых, отрицается возможность оценки пульсового кровенаполнения по показателям реографической волны (В. М. Большое и В. И. Рачков; П. П. Озолинь). Однако результаты, полученные многими исследователями (А. Г. Пушкина и Г. В. Ц'авырина; В. Э. Нагорный; Н. Н. Малинская и соавт.; А. И. Науменко и В. В. Скотников), свидетельствуют о том, что изменения гемодинамики находят отражение в показателях реоэнцефалографи-ческой волны.
Наши исследования проводились в реальных условиях трудовой деятельности и лабораторном эксперименте на 48 лицах 30—40 лет (конструкторы СКВ завода тяжелого маши-
ностроения и научные работники института медико-биологического профиля). С целью выявления влияния специфики работы на РЭГ все обследуемые с учетом пола и рода их деятельности были разделены на 5 групп; 1-я — женщины — рядовые конструкторы; 2-я — мужчины-конструкторы — руководители групп; 3-я — женщины — научные сотрудники, занимающиеся обычной деятельностью; 4-я — женщины — научные сотрудники, рабочий день которых осложнялся стрессовыми ситуациями (переаттестация, предзащита диссертации, подготовка к ответственному докладу в условиях дефицита времени и др. Эта группа условно названа нами стресс-группой); 5-я — испытуемые, работающие в лабораторных условиях за экспериментальным пультом в течение 5 ч.
РЭГ регистрировали с помощью 2 одноканальных реографических приставок РП-1М в лабораторном эксперименте на энцефалографе фирмы «Нихон Коден», в производственных условиях на 2-канальном кардиографе ЭКСПЧ-3.
Запись РЭГ левого полушария осуществляли в исходном состоянии (до работы) и в конце рабочего дня, в стресс-группе — до воздействия стресс-факторов и по возможности сразу же после них.
При анализе учитывали фоновую РЭГ, а также изменения суммарного мозгового кровотока при функциональных нагрузках: гипервентиляция в течение 3 мин и счет в уме (перемножение чисел типа 113X28). Использовали фронтомастоидальное расположение электродов.
С целью выявления наиболее информативных реоэнцефалографических критериев для оценки напряженности умственного труда были взяты различные параметры (длительность фаз, высота систолической волны, показатель тонического напряжения сосудов, угол подъема кривой РЭГ, объемная скорость притока и оттока крови).
В связи с тем что наиболее значительные и статистически достоверные изменения выявлены в показателях, характеризующих интенсивность кровенаполнения (I), а также скорость притока (ПОСП) и оттока крови (ПОСО), остановимся подробнее именно на этих параметрах.
При анализе изменений кровенаполнения головного мозга под влиянием работы или воздействия стресс-факторов у женщин одной возрастной группы отчетливо выявляются существенные различия в степени изменений этого показателя. Так, у лиц стресс-группы наблюдается статистически достоверное увеличение I (Р<0,03) до воздействия ожидаемых стресс-факторов (период наибольшего эмоционального напряжения), у конструкторов — статистически достоверное (Р<0,05), но менее выраженное по интенсивности увеличение, у женщин научных сотрудников, занятых обычной деятельностью, степень изменения этого параметра незначительна. При анализе данных, характеризующих относительную величину притока и оттока крови по методу Н. Н. Юркова, выявлена наибольшая изменчивость этого показателя у женщин, подвергавшихся воздействию эмоциональных стрессоров. ПОСП в исходном состоянии (т. е. перед стрессовой ситуацией) имеет наибольшую величину в стресс-группе (3,71) по сравнению с другими группами и существенно снижается сразу же после окончания их воздействия (Р<0,03), т. е. при уменьшении эмоционального напряжения. Аналогичным образом изменяется и величина оттока крови: в предстрессовом состоянии она выше, чем после окончания воздействия стресс-факторов.
У женщин-конструкторов под влиянием работы произошло снижение этих показателей, однако менее значительное (ПОСП — Р<0,05; ПОСО — лишь тенденция к снижению).
Наименее выраженные и статистически недостоверные изменения этих показателей характерны для научных сотрудников, деятельность которых не осложнялась воздействием эмоциогенных факторов. Аналогичные данные получены при функциональных нагрузках. У научных сотрудников при гипервентиляции колебания всех показателей к концу дня незначительны. Лишь сразу после гипервентиляция, как и следовало ожидать, уменьшился реографический индекс (Я<0,05), свидетельствующий о снижении мозгового кровенаполнения. Через \Чг мин все показатели РЭГ восстанавливаются и становятся близкими к исходным.
В стресс-группе гипервентиляция вызвала наиболее существенные изменения. Если сравнить влияние этой нагрузки в момент предстрессовой ситуации и после воздействия неблагоприятных факторов, то преобладающее число параметров РЭГ претерпели достоверные изменения. Было установлено, что сразу же после гипервентиляции временные показатели увеличились (Р<0,05). Кроме того, достоверно возросла амплитуда дикротиче-ского зубца (Р<0,05), которая по данным X. X. Яруллина, закономерно изменяется при воздействии этой функциональной нагрузки.
При пробе »решение арифметических задач*, проведенной у научных работников и конструкторов, в основном произошло снижение реографических показателей, у конструкторов — достоверное. При рассмотрении параметров относительной скорости кровотока в момент решения по сравнению с фоном видно увеличение этих показателей, что согласуется с литературными данными о повышении кровоснабжения работающего органа.
Таким образом, реоэнцефалографические параметры как в покое, так и при функциональных нагрузках свидетельствуют о том, что степень изменений мозговой гемодинамики в сравниваемых группах женщин зависит от рода деятельности, характеризующейся разной интенсивностью и степенью нервно-эмоционального напряжения.
При рассмотрении динамики аналогичных показателей РЭГ у мужчин (конструкторы и испытуемые) также выявлены колебания цереброгемодинамики под влиянием работы. Изменения гемодинамики у конструкторов по большинству параметров к концу рабочего дня были достоверны. У испытуемых эти же показатели оказались более стабильными и
претерпели незначительные колебания. Следует подчеркнуть, что у конструкторов выявлена не только большая степень изменений, но по многим параметрам обнаружен противоположный характер сдвигов по сравнению с испытуемыми, работающими в лабораторном эксперименте. При анализе изменений РЭГ при функциональной нагрузке «счет в уме» у конструкторов отмечается достоверное увеличение всех показателей по сравнению с фоном; (Р<0,05), а также при решении задач в конце рабочего дня по сравнению с исходным состоянием (Р<0,05).
Таким образом, анализ изменений реоэнцефалографического цикла в 2 группах мужчин показал более значительную выраженность изменений мозговой гемодинамики у конструкторов, а также противоположную их направленность, что, вероятно, обусловлено различным характером работы в этих группах.
Сравнивая степень изменений гемодинамических показателей у лиц одной профессии (конструкторы мужчины и женщины), следует отметить, что наиболее существенные изменения (по большинству параметров) выявлены у мужчин. Это, вероятно, обусловлено тем, что конструкторы-мужчины были руководителями групп; их работа характеризовалась высокой ответственностью, большим напряжением и нередко сопровождалась конфликтными ситуациями. Конструкторы -женщины были в основном исполнителями и занимались чертежными работами.
Таким образе»), полученные нами данные сравнительных исследований показали, что выраженность изменений мозговой гемодинамики зависит не столько от продолжительности работы, сколько от ее характера и нервно-эмоционального напряжения, определяемого степенью ответственности, конфликтными ситуациями.
Проблема оценки мозгового кровообращения при психической деятельности привлекает внимание многих исследователей. Установлено, что мозговая гемодинамика при воздействии различных факторов значительно меняется. Известно, также, что мозаика кровенаполнения имеет разный узор: зона усиления может быть расположена рядом с зоной ослабления, и суммарные показатели при этом изменяются незначительно. По-видимому, это объясняется тем, что мозг как наиболее высокоорганизованный орган имеет автономную систему регуляции гемодинамики, деятельность которой направлена на обеспечение оптимальных условий его кровоснабжения.
Используя различные современные методы оценки мозгового кровотока (так же как метод клиренса "3Хе, окклюзионной плетизмографии и др.) в клинических условиях, исследователями было показано снижение умственной работоспособности при ухудшении условий циркуляции крови (Ingvar; Ingvar и Risberg; Н. П. Бехтерева; А. Р. Шахнович и coa вт.).
Учитывая значение полученных в клинической практике данных и не имея возможности в производственных условиях применить вышеназванные методы, мы в наших исследованиях для оценки мозгового суммарного кровенаполнения использовали метод реоэнцефа-лографии. Сравнительные исследования, выполненные на лицах умственного труда в реальных условиях их деятельности, позволили выявить изменения реоэнцефалографических показателей при умственной работе и их зависимость от нервно-эмоционального напряжения, определяемого высокой степенью ответственности (конструкторы — руководители групп) или влиянием стрессовых ситуаций (научные сотрудники стресс-группы).
Таким образом, рассмотрение данных по показателям реоэнцефалографии позволяет заключить, что напряженная умственная деятельность оказывает существенное влияние на гемодинамические процессы в организме. Одна из важнейших особенностей этого влияния заключается в том, что при высоком стабильном уровне кровенаполнения гемоцнркулятор-ные условия кровоснабжения мозга не остаются постоянными, а изменяются в значительных пределах. Это обстоятельство, по-видимому, и определяет значительное повышение нагрузки на систему, регулирующую мозговое кровообращение при интенсивной умственной деятельности, особенно при нервно-эмоциональном напряжении.
Выводы
1. Изменения мозгового кровенаполнения у лиц умственного труда определяются спецификой деятельности (степенью ответственности в работе) и интенсивностью нервно-эмоционального напряжения (влияние стрессовых ситуаций).
2. Наиболее информативными реоэнцефалографическими показателями для оценки степени напряженности умственного труда являются параметры, характеризующие интенсивность кровенаполнения, величину притока и оттока крови.
3. Наибольшие изменения в гемодинамике мозга под влиянием работы выявлены у женщин — научных сотрудников, рабочий день которых осложнялся стрессовыми ситуациями, и у конструкторов мужчин — руководителей групп.
ЛИТЕРАТУРА. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971. — Большое В. М., Рачков В. И. В кн.: Сборник научных работ 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР. М., 1971, с. 126—128. — М а л и и с к а я Н. Н., Е в д о к и м о в а И. В., П о д г о р н а я Т. Г. и др. — «Гиг. труда», 1975, № 7, с. 16—19. — Нагорный В. Э-Гимнастика для мозга. М., 1972. — Науменко А. И., Скотников В. В. Основы электроплетизмографии. Л., 1975. — Озолинь П. П. — «Изв. АН Латвийск.
СССР». 1968, № 2, с. 115—120. — Пушкина А. Г., ШавыринаГ. В. — В кн.: Материалы 4-го Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси, 1971, с. 578—579. — Сучков В. В., П у ш к а р ь Ю. Т., С е н к е в и ч Ю. А. — «Кардиология», 1968, № 7, с. 97—104. — Ш а х и о в и ч А. Р., Разумовский А. Е., Миловано-в а Л. С. и др. — «Ж- высш. нервн. деят.», № 6, с. 313—320. — Юрков Н. Н. — «Клин, мед.», 1971, N° 9, с. 30—32. — Яруллин X. X. Клиническая реоэнцефалогра-фия. Л., 1967.— Ingvar D. Н. — «Electroenceph. clin. Neurophysiol.», 1971, v. 30,. p. 272—273. — I n g v a r D. H., R i s b e r g J. — «Exp. Brain Res.», 1967, Bd 3, № 9, S. 125—130. — H i 1 1 R., GansenJ., F 1 i n g J. — «J. appl. Physiol.», 1967, v. 22, p. 161—168.
Поступила 21/11 1977 г»
УДК 613.2: [016:681.327.4-
И. В. Савицкий, Ю. В. Руль, В. В. Степаненко
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРФОКАРТАХ
Киевский медицинский институт
Использование реферативных карточек на перфокартах в Киевском научно-исследовательском институте проблем литья АН УССР показывает, что одномоментно наиболее удобно обрабатывать вручную при помощи селектора до 3000—5000 карт, хотя общее число-перфокарт может быть неограниченным. Наш опыт свидетельствует о том, что работа с реферативной картотекой, составленной из перфокарт, позволяет сократить время поиска литературы примерно в 10 раз по сравнению с традиционным путем поиска в индивидуальной картотеке, которой пользуются большинство научных работников. Еще более эффективны информационно-поисковые системы (ИПС) на перфокартах при составлении библиографических указателей, сборников, справочников.
В настоящей работе предпринята попытка создать ИПС по материалам, касающимся гигиены питания.
При построении ИПС мы использовали принцип типовых делений по виду публикации, территориальному признаку и кодирование вносимой информации на основе ключевых слов, стараясь, там где это возможно, максимально приблизить разрабатываемую систему к уже существующим делениям библиографических классификаций. В частности, типовое деление по виду публикации и территориальному признаку применяется в общесоюзной библи-отечно-библиографической классификации.
Перечни рубрик кодируемой информации, а также используемых кодов (систем условных обозначений для кодирования) приведены ниже. •
I. Перечень основных рубрик по гигиене питания
(Кодируются ключом 1.2.4.7 на
6 парах отверстий) Общие работы по гигиене питания Санитарный надзор, организация санитарной службы, АСУ, организация здравоохранения Математическая обработка данных, статистические методы, информатика, поисковые системы ЭВМ Аппаратура для санитарно-гигиенических и других исследований Физиология, биохимия питания
(механизмы) Характеристика, санитарно-гигиеническое качество пищевых продуктов
Методы исследования содержания химических веществ в пищевых продуктах Морфологическое строение органов и тканей в связи с факторами питания
Токсикология, токсикометрия (общие работы) Инфекционные болезни, эпидемиология, пищевая микробиология
воя код
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Питание отдельных групп населения, в том числе при особых условиях внешней среды и при особых физиологических состояниях организма Лечебное и профилактическое питание
Санитарная химия (токсикология) полимеров, синтетических материалов, посуды, тары, деталей оборудования, покрытий и т. д. Болезни алиментарного происхождения, связанные с имбалансом пищевых веществ Болезни алиментарного происхождения, связанные с поступлением посторонних веществ (в том числе добавок)
Санитарное просвещение населения Подготовка кадров, учебный процесс, педагогика, психология Статистические материалы по гигиене питания Неизвестные Прочие работы Запасные ячейки
II. Типовое деление по территориальному признаку
(Кодируется ключом 1.2.4.7 на 3 парах отверстий)
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 21—30-
llS