Научная статья на тему 'ДЕЙСТВИЕ ЕЖЕДНЕВНОГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ НА ИЗМЕНЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДНЕВНОЙ И НЕДЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ'

ДЕЙСТВИЕ ЕЖЕДНЕВНОГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ НА ИЗМЕНЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДНЕВНОЙ И НЕДЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ю M. Пратусевич, T П. Июдина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF DAILY PHYSICAL TRAINING ON CHANGES OF CEREBRAL CIRCULATION IN SCHOOL PUPILS DUE TO DAILY AND WEEKLY STUDY LOAD

The daily study load of the ordinary school program caused local changes in the cerebral blood circulation and the weekly study load produced changes of a general character in both hemispheres. Daily lessons in physical training carried out in an experimental class increased the resistance of school pupils to the effect of daily and weekly study loads and normalized their cerebral blood circulation.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВИЕ ЕЖЕДНЕВНОГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ НА ИЗМЕНЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДНЕВНОЙ И НЕДЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ»

ЛИТЕРАТУРА. Гиренко Д. Б., Клисенко М. А. Вопр. питания, 1970, № 2, с. 62.— Кузьминская У. А., Хайкина Б. И., Я куш-ко В. Е. и др. В кн.: Митохондрии. Биохимические функции в системе клеточных орга- •

нелл. М., 1969, с. 37.— Кузьминская У. А., Клисенко М. А., Хайкина Б. И. Вопр. питания, 1972, № 5, —Кузьминская У. А., Я к у ш -ко В. Е. Гиг. и сан., 1970, № 7, с. 97.— Павлова И. И., Хайкина Б. И., Кузьминская У. А. В кн.: Митохондрии. Структура и функции в норме и патологии. М., 1971, с. 161.— Рид Э. В кн.: Цитология ферментов. М., 1971, с. 246.— Хайкина Б. И., Кузьминская У. А. В кн.: Биохимия синтеза и обмена кофер-ментов и коферментных витаминов. Киев, 1972, с. 34.— В е n g a G., Т а г m и г е С., Hodarnau A., Enzyme, 1971, v. 12, p. 574.— ChadwickR., Cranmer M., Peoples A., Toxicol, appl. Pharmacol., 1971, v. 20, p. 308.—С г a n m e г M., Bull, environ. Contaminol. Toxicol., 1972, v. 7, p. 121.— D a t t a P., L a n g E., Klein A. K-, Science, 1964, v. 145, p. 1052,—H о f f m a n D., Worth H„ E m m e г s о n Y. et al. Toxicol, appl. Pharmacol., 1970, v. 16, p. 171.

Поступила 2/III 1973 г.

DISTRIBUTION AND METABOLISM OF DDT IN THE SUBCELULAR FRACTIONS OF THE LIVER IN EXPERIMENTAL ANIMALS AND MAN

U. A. Kuzminskya, D. B. Girenko

The authors studied the distribution of DDT and its metabolites DDE and DDD in the nuclear, mitochondrial and supernatant fractions of the liver. The peculiar features of the intracellular distribution of DDT and its metabolites may be explained by biochemical changes in the tissues developing after short and prolonged action of the compound.

УДК 612.824-053.5-06:[в13.71 + 613.867 .

Проф. Ю. М. Пратусевич, Т. П. Июдина

ДЕЙСТВИЕ ЕЖЕДНЕВНОГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ 4

НА ИЗМЕНЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДНЕВНОЙ И НЕДЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Одной из важных задач современной гигиены детей является исследование методов повышения работоспособности учащихся и составление соответствующих рекомендаций. Известно, что физическое состояние человека и уровень его физической подготовленности способствуют повышению устойчивости организма к продолжительной умственной деятельности. Физическая тренировка оказывает существенное влияние на функциональное состояние организма, ведет к совершенствованию функций центральной нервной системы, обеспечивает стабильность и надежность умственной деятельности (Эе1уе; В. В. Попов, и др.).

Изучение мозговой гемодинамики показало, что умственная деятель- 1

ность сопровождается изменениями циркуляции крови в различных областях мозга. Так, зрительные восприятия приводят к усилению кровообращения в затылочных долях, абстрактное мышление сопровождается значительными изменениями объема крови в лобных долях и сенсомоторной области (1п£уаг и ШвЬе^).

Однако действие повышенного двигательного режима на изменение мозговой гемоциркуляции школьников при развитии уственного утомления изучено недостаточно.

В нашу задачу входил анализ изменений кровотока мозга под влиянием экспериментальных факторов, вызывающих снижение умственной работоспособности, а также анализ действия ежедневного урока физкультуры на изменения мозгового кровообращения под влиянием экспериментальных факторов. Мозговое кровообращение мы изучали методом реоэнцефалогра-фии. Как известно, реоэнцефалограмма (РЭГ) отражает объемные изменения *

мозговых сосудов при прохождении каждой пульсовой волны, дает косвен-

ную информацию о тонусе мозговых сосудов, о состоянии сосудистой стенки и об относительной скорости кровотока. РЭГ регистрировалась нами с помощью реографа 4-РГ-1А, каналы которого работали на частоте 120 кгц. Полученные сигналы поступали на 8-канальный электроэнцефалограф, где усиливались. После усиления сигнал поступал в УЭВМ «Днепр-I*для выделения заданных показателей. Деятельность системы «реограф—электроэнцефалограф—УЭВМ» обеспечивалась специальной программой, работающей в «масштабе реального времени»1. Автоматическую калибровку сигнала производили через каждые 10 циклов реоэнцефалографических волн. Средние значения реографических показателей вычисляли из 50 реоэнцефалографических волн.

¡Исследовали 26 учащихся 6-х классов школы-интерната. Экспериментальная группа (13 человек) имела ежедневный четвертый урок физкультуры по специально разработанной программе и еженедельные 2-часовые занятия общей физической подготовкой 2. Контрольная группа (13 человек) занималась по обычной школьной программе с 2 уроками физкультуры в неделю. С каждой из групп проведено 2 серии исследований. В I серии изучена динамика кровенаполнения заднего и переднего отделов мозга по данным поперечной РЭГ при бимастоидальном —М2) и бифронтальном (/^— /^з) отведениях. Во II серии изучена гемодинамика правого и левого полу-шариев головного мозга по данным продольной РЭГ при фронто-мастоидаль-ном отведении (^ — М)й и (Я1 — М)8.

В каждой серии изучали следующие показатели РЭГ (см. рисунок): отношение времени анакротической фазы реоэнцефалографической волны

к длительности всей пульсовой волны (в %)--^-.100%, отношение времени катакротической фазы к Т (в %)--¿--100%; максимальную ампли

туду реоэнцефалографической волны (в ом) — А; коэффициент асимметрии (в %) — А Б; отношение площади под анакротической частью к общей пло-

щади под кривой (в %) — . 100%; отношение площади под катакроти-

ческой частью к 5 (в %) —_Л -100%; пульс (в минуту).

£

При постановке эксперимента использовали статистический метод многофакторного планирования (В. В. Налимов и Н. А. Чернова; И. П. Аш-марин и соавт.). Применение этого метода в значительной мере упрощает процесс исследования и все вычисления. Опыты ставятся так, что одновременно варьируют все изучаемые переменные. Каждый коэффициент регрессии определяется по результатам всех экспериментов независимо друг от друга, с минимальной дисперсией. Полученные уравнения регрессии позволяют установить, как количественно изменяются изучаемые показатели при изменении влияющих на них факторов.

Из факторов, влияющих на организм школьника, экспериментально изучали влияние на мозговое кровонаполнение — величины учебной

1 Программа приема сигнала РЭГ УЭВМ «Днепр-1» и выделения заданных показателей была разработана В. В. Киликовским и А. Н. Кольбой.

2 Занятия физкультурой проводились А. И. Черновым по разработанной им программе.

Реоэнцефалографическая волна.

А — амплитуда реоэнцефалографической волны: а — анакро-тическая фаза реоэнцефалографической волны; 0 — катакроти-ческая фаза реоэнцефалографической волны: Т — длительность реоэнцефалографической волны; 5 — площадь анакротической

фазы реоэнцефалографической волны; 5р— площадь катакротической фазы реоэнцефалографической волны.

Т

нагрузки в течение учебного дня и /2 — величины учебной нагрузки в течение недели. Значения выбранных в условных нулевых уровней (0^), их единиц варьирования (кц), а также верхних и нижних уровней {—1 и+1) каждого из экспериментальных факторов представлены в табл. 1.

Для проверки возможности описания изменений изучаемых показателей линейной моделью проводили дополнительные исследования на нулевых уровнях экспериментальных факторов. Всего по описанному плану проведено 200 исследований.

Анализ данных, полученных в контрольной группе (табл. 2), выявил, что под влиянием фактора к концу учебного дня происходило увеличение

сс 5 В

, и уменьшение -у- при бимастоидальном отведении РЭГ. Фак-

Таблица 1 План постановки полного двухфакторного эксперимента

Фактор — 1 + 1

и 3-й урок 2 1-й урок 5-й урок

г. 3-й день недели 2 1-й день недели 5-й день недели

Таблица 2

Уравнения регрессии и значения показателей реоэнцефалографической волны на нижнем, нулевом и верхнем уровнях изучаемых факторов в контрольной группе

М п/п Показатель РЭГ Отведение Уравнения V. Р

1 а М!—М2 У= 12,71+0,36 {2 12,35 12,71 13,07 0,05

Т

2 Р М,—М, У=87,27—0,41 \г 87,68 87,27 86,86 0,05

т

3 За М,—М2 У= 17,27+0,57 I, 16,70 17,27 17,84 0,1

5

4 5 А А (Р-М)5 (Р-М)с У=0,21—0,017 ^ У=0,21— 0,016 Г, 0,227 0,226 0,21 0,21 0,193 0,194 0,05 0,05

Таблица 3

Уравнения регрессии и значения показателей реоэнцефалографической волны на нижнем, нулевом и верхнем уровнях изучаемых факторов в экспериментальной группе

№ п/п Показатель РЭГ Отведение Уравнения V, Р

1 А м,—м2 У=0,169+0,0089 ^ 0,16 0,169 0,178 0,1

2 сс Т (Р-М)з У= 13,31—0,55 ^ 13,86 13,31 12,76 0,1

3 а Т (И-Мк У= 13,36—0,63 13,99 13,36 12,73 0,05

4 Р т (Р-М)8 У=86,72+0,55 ^ 86,17 86,72 87,27 0,1

5 р т (И-М)., У=86,74+0,61 1х 86,13 86,74 87,35 0,05

6 А (Р-М), У=0,22—0,019 1, 0,239 0,22 0,201 0,05

7 А (И—М)а У=0,19—0,013 0,203 0,19 0,177 0,05

тор f., к концу учебной недели вызывал уменьшение амплитуд реоэнцефало-графической волны в фронто-мастоидальном отведении с правого и левого полушарий. Остальные показатели РЭГ под влиянием изучаемых факторов не претерпевали изменений. Полученные данные отражают локальные изменения гемодинамики мозга, выраженные в виде увеличения тонического напряжения сосудов заднего отдела мовга при развитии умственного утомления к концу учебного дня, и общий характер изменений в виде уменьшения кровенаполнения обоих полушарий мозга к концу учебной недели.

В экспериментальной группе (табл. 3) изменения гемодинамики носили несколько иной характер. К концу учебного дня под влиянием fj происходило увеличение кровенаполнения заднего отдела мозга, о чем свидетельствует увеличение амплитуды при бимастоидальном отведении РЭГ. К концу недели учебная нагрузка приводила к уменьшению кровенаполнения правого и левого полушарий мозга (уменьшались А), которое, однако, сопровождалось увеличением объемной скорости кровотока в результате уменьшения сосудистого сопротивления (уменьшались и увеличивались при фтонто-мастоидальном отведении РЭГ с правого и левого полушарий)

Выводы

1. Учебная нагрузка вызывает ухудшение кровоснабжения затылочной области мозга к концу учебного дня и уменьшает общее кровенаполнение обоих полушарий мозга к концу учебной недели в контрольной группе.

2. Ежедневный четвертый урок физкультуры в экспериментальной группе частично компенсирует отрицательное влияние длительной умственной деятельности на кровоснабжение мозга: к концу учебного дня кровенаполнение задних отделов мозга увеличивается, к концу учебной недели уменьшение пульсового кровенаполнения мозга сопровождается увеличением объемной скорости кровотока обоих полушарий мозга.

ЛИТЕРАТУРА. Ашмарин И. П., Васильев Н. Н., Амбро-с о в В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. Л., 1971.— Налимов В. В., Чернова Н. А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М., 1965.— Попов В. В. В кн.: Проблемы умственного труда. М., 1971, в. 1, с. 29.— Se I у е Н., The Stress of Life. New-York, 1956.

Поступила 30/111 1973 r.

EFFECT OF DAILY PHYSICAL TRAINING ON CHANGES OF CEREBRAL CIRCULATION IN SCHOOL PUPILS DUE TO DAILY AND WEEKLY STUDY

LOAD

Yu. M. Pratusevich, T. P. Iyudina

The daily study load of the ordinary school program caused local changes in the cerebral blood circulation and the weekly study load produced changes of a general character in both hemispheres. Daily lessons in physical training carried out in an experimental class increased the resistance of school pupils to the effect of daily and weekly study loads and normalized their cerebral blood circulation.

УДК 614.73:1621.311.25:621.039

E. И. Орлова, В. А. Смиренная, P. А. Чглышева

ПОВЕДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ДОЛГОЖИВУЩИХ ИЗОТОПОВ В ПОРОДАХ ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ ИХ НЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ СТОКАМИ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ (АЭС)

Нетехнологические сточные воды имеют специфический состав по сравнению с другими жидкими отходами АЭС — они содержат значительное количество поверхностноактнвных веществ (ПАВ). Поэтому при решении

3 Гигиена и санитария Л'« 12

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.