Научная статья на тему 'Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью'

Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
436
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реоэнцифалография (РЭГ) / РЭГ-волна / анакротическая часть РЭГ-волны / катакротическая часть РЭГ-волны / подростки с умственной отсталостью / reoencephalogration (REG) / REG-wave / anacrotical part of REGwave / catacrotical part of REG-wave / mentally detected teens-agers

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лапшина Любовь Михайловна

В статье представлены результаты проведенного реографического обследования подростков 12–14 лет с нормальным умственным развитием и с умственной отсталостью. Визуальный анализ показал, что существуют отличия в таких характеристиках РЭГ-волны, как: четкое выделение основных крайних точек, соотношение анакротической и катакротической части РЭГ-волны, местоположение дополнительных волн, форма основного пика РЭГ-волны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лапшина Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual Analysis of the Basic Reografical Indicators of the Sane and Mentally Defected Teenagers

The article informs about the reografical investigation of the sane and mentally defected teens-agers (12–14 year-olds). There are some differences in reograficalwaves: singling out basic points, correlation between anacrotical and catacrotical parts of the REG-wave, location of additional waves and the form of its basic top.

Текст научной работы на тему «Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью»

УДК 612.6 ББК 28.903.7

Лапшина Любовь Михайловна

кандидат биологических наук, доцент г.Челябинск

Lapshina Lyubov Mikhailovna

Candidate of Biology, Assistant Professor Chelyabinsk

Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью Visual Analysis of the Basic Reografical Indicators of the Sane and Mentally Defected Teenagers

В статье представлены результаты проведенного реографического обследования подростков 12-14 лет с нормальным умственным развитием и с умственной отсталостью. Визуальный анализ показал, что существуют отличия в таких характеристиках РЭГ-волны, как: четкое выделение основных крайних точек, соотношение анакротической и катакротической части РЭГ-волны, местоположение дополнительных волн, форма основного пика РЭГ-волны.

The article informs about the reografical investigation of the sane and mentally defected teens-agers (12-14 year-olds). There are some differences in reografical-waves: singling out basic points, correlation between anacrotical and catacrotical parts of the REG-wave, location of additional waves and the form of its basic top.

Ключевые слова: реоэнцифалография (РЭГ), РЭГ-волна, анакротическая

часть РЭГ-волны, катакротическая часть РЭГ-волны, подростки с умственной отсталостью.

Key words: reoencephalogration (REG), REG-wave, anacrotical part of REG-wave, catacrotical part of REG-wave, mentally detected teens-agers.

Клиническая картина различных форм нарушений интеллектуальной деятельности, в частности, умственной отсталости, позволяет предположить, что одним из механизмов, обеспечивающих данное состояние, является не только своеобразие биоэлектрической активности мозга [2, 8], но и своеобразие мозгового кровообращения [1, 4]. Следовательно, мозговое кровообращение может иметь свои особенности, выраженные в конкретных показателях.

Методы исследования. РЭГ регистрировали биполярно с помощью реографической приставки РГ-4М на энцефалографе «Медикор». Записывали фронто-мостоидальное (переднее) отведение, отражающее гемодинамику бассейна внутренней сонной артерии, и окципито-темпоральное (заднее) отведение, отражающее гемодинамику позвоночных артерий.

В исследовании приняли участие 26 учащихся коррекционной школы г.Челябинска в возрасте 12-14 лет. Дети данной группы имели, по результатам медико-психолого-педагогического консилиума, диагноз F70 «олигофрения в степени дебильности» и обучались в коррекционном образовательном учреждении для умственно отсталых школьников не первый год; они составили экспериментальную группу (ЭГ). Контрольную группу (КГ) составили учащиеся общеобразовательной школы того же возраста в количестве 22 человек. Дети данной группы, по результатам психологического исследования, показали уровень интеллектуального развития в пределах возрастной нормы.

Полученные результаты были проанализированы в сравнительном аспекте и обработаны методами математической статистики с использованием программного пакета Statistica версия 6,0, табличного редактора Microsoft Exsel, компьютерной программы «Биостат» для определения критерия ф* -углового преобразования Фишера.

Результаты исследования. Результаты реографического исследования -реограммы учащихся - были подвергнуты визуальному анализу. Основные результаты представлены в таблице.

Таблица

Основные показатели визуального анализа реограммы подростков с нормальным развитием и _умственной отсталостью__

Показатели Количество подростков, % ф j э 1 Л J

«правильной» волны КГ (n = 22) ЭГ (n = 26)

I. Четкое выделение основных 90,90 61,54 2,50619,

крайних точек волны: начало, р < 0,004

пик, конец

II. Анакротическая часть реографической волны более 86,36 69,23 1,44294, р < 0,07

крутая

III. Наличие дополнительных 100 100 -

волн на катакротической части волны (1-2 волны): 2 волны 13,64 19,23

1 волна 77,27 73,08

нет доп. волны 9,09 7,69

IV. Расположение 86,36 57,69 2,27832,

дополнительных волн в р < 0,012

верхнем участке

катакротической части волны

V. Форма основного пика 81,82 53,85 2,11608,

волны - острая или слегка р < 0,016

закругленная

Визуальный анализ, несмотря на всю его несомненную субъективность, имеет большое значение при первичной оценке реограммы, так как форма реографических волн несет значительную информацию о состоянии сосудистой системы [3], что позволило использовать визуальный анализ наряду с количественным.

Основных показателей, подвергаемых визуальному анализу, пять:

• I показатель - четкое выделение основных крайних (экстремальных) точек волны (начало, пик, конец);

• II показатель - соотношение крутизны анакротическая части и катакротической части реографической волны (в норме анакротическая часть реографической волны более крутая);

• III показатель - наличие дополнительных волн на катакротической части волны (1-2 волны);

• IV показатель - расположение дополнительных волн на катакротической части волны (в норме оно определяется как «на границе верхней и средней трети нисходящей части»);

• V показатель - форма основного пика волны (острая или слегка закругленная).

Несмотря на значимость каждого из пяти вышеназванных показателей, важным является также их сочетание в рамках одной реограммы. Такая реограмма Л.Р. Зенковым и М.А. Ронкиным названа правильной [3].

У подростков КГ форма РЭГ-волны была в основном правильной: легко и четко определились основные точки волны - начало, вершина, конец. Это было определено у 90,90% детей. Визуальный анализ также позволил выделить наличие и других характеристик «правильной волны», отмеченных у подавляющего большинства подростков с нормальным интеллектуальным развитием: это форма наклона анакротической и катакротической части, их соотношение, наличие и месторасположение дополнительных волн и инцинзур.

У учащихся КГ названные показатели характеризовались следующим образом.

Анакротическая (восходящая) часть кривой более крутая, нисходящая -более пологая у 86,36% подростков с нормальным развитием. На катакротической части кривой отмечено наличие дополнительной волны. У 77,27% подростков КГ это одна волна, у 13,64% - РЭГ-кривая имеет две волны; у 9,09% подростков на нисходящей части РЭГ-волны дополнительной волны не обнаружено. Данные количественные характеристики - до двух дополнительных волн на катакротической части РЭГ-волны - являются нейрофизиологической нормой [3].

Их отсутствие, по мнению М.А.Ронкина, также относится к физиологической норме для людей любой возрастной категории. Таким

образом, по данному показателю все обследованные подростки КГ имеют функциональные показатели, соответствующие норме [3].

Более тонким диагностическим показателем является не наличие дополнительных волн, а их месторасположение (IV показатель). В норме оно определяется как «на границе верхней и средней трети нисходящей части» [1, 3]. Необходимо отметить, что у 86,36% обследованных подростков КГ мы выявили соответствие данного показателя критерию нормы. Данные нашего исследования согласуются с данными работ Т.Ф.Костиной [4].

Еще одним показателем, подвергнутым визуальному анализу, было описание характера пика реограммы. В КГ этот показатель также соответствовал норме - вершина была острой или слегка закругленной у 81,82% обследованных подростков.

Таким образом, результаты визуального анализа показывают, что подростки с нормальным интеллектуальным развитием имеют основные графические характеристики реограммы, соответствующие физиологической норме. Подростки КГ, вынесенные за пределы нормы по I, II, IV, V показателям (их количество в рамках одного показателя не превышало 4 человек), имели отклонения только по одному показателю, по другим четырем показателям вписывались в параметры нормального кровообращения мозга, поэтому также были отнесены нами к физиологической норме. Выявленные у этих детей своеобразия имели параметры отклонения, которые не носили характер патологии, а при комплексной оценке невролога охарактеризованы как «индивидуальная особенность, обусловленная возрастным этапом развития».

Визуальный анализ графических характеристик РЭГ-волны в ЭГ свидетельствует о наличии у подростков с интеллектуальным недоразвитием отдельных показателей, не соответствующих не только возрастной, но и норме вообще. Ряд исследователей [1, 3, 4, 7] характеризует обнаруженные нами в ЭГ отклонения как «патологию сосудистой системы головного мозга».

Необходимо отметить, что такие отличия мы обнаружили в 4 из 5 анализируемых визуально показателях: четкое выделение экстремальных точек

волны (р < 0,004), соотношение наклона анакротической и катакротической части волны (р < 0,07), расположение дополнительных волн (р < 0,012), форма основного пика (р < 0,016). И только по наличию дополнительных волн на катакротической части реограммы все обследованные подростки (и ЭГ и КГ) продемонстрировали нормативные показатели. Отсутствие дополнительных волн или их наличие в пределах двух обнаружено у всех детей. Данные литературы [1, 3, 7, 8] свидетельствуют о том, что этот показатель один из самых стабильных как в плане возрастных показателей, так и индивидуальных данных.

Авторы указывают, что количество дополнительных волн на катакротической части реограммы до двух - показатель, характерный для «типичной» реограммы [3]. Увеличение их количества до трех и более может наблюдаться у людей пожилого возраста, а также у имеющих нарушения мозгового кровообращения по дистоническому и склеротическому типу [3, 7]. Интересно отметить, что в исследуемых группах детей - контрольной и экспериментальной - не обнаружено различий в распределении количества дополнительных волн: и в КГ и в ЭГ кривая большей части подростков имеет одну дополнительную волну - 77,27% и 73,08% детей соответственно.

Остальные анализируемые показатели имели существенные, статистически достоверные отличия ЭГ и КГ, которые для результатов участников ЭГ можно охарактеризовать как отклонение от нормы.

Первым из этих показателей следует отметить четкое выделение экстремальных точек волны. Клиническая диагностика выделяет три такие точки: начало, конец и пик [3]. Из 38,46% подростков ЭГ, отнесенных электрофизиологом к группе с ненормативным результатом, 50,00% не содержали четких точек границ волны, т. е. не выделялись точки начала и конца волны.

Отсутствие четких границ реоволны может служить первичным показателем нарушения обменных процессов в головном мозге и требует уточнения в ходе расчетного количественного анализа кривой.

У 5 учащихся ЭГ электрофизиолог не смог на реоволне выделить не только краевые точки кривой, но и пик. Возвышение имело форму плато. Такая деформация кривой является показателем значительного повышения тонуса сосудов головного мозга или их дистонии [3].

Таким образом, у 38,46% подростков ЭГ наблюдается нарушение обменных процессов в мозге по гипертоническому или дистоническому типу.

Следующий компонент сравнительного анализа - соотношение анакротической и катакротической части РЭГ-волны (II показатель). 30,77% участников ЭГ имеют отклонения в этом показателе. В основном наблюдалось смещение пика в сторону катакротической части, что приводило к выравниванию угла ее наклона по отношению к части нисходящей. Это показатель увеличения времени кровенаполнения головного мозга; его увеличение наряду с изменением формы пика (V показатель) - ее ступление и округление - наблюдается при нарушении тонуса стенки кровеносных сосудов [3, 7], вследствие чего приток артериальной крови к мозгу замедляется. Отсутствие нормального отведения от мозга крови, содержащей продукты обмена, недостаточное количество кислорода, не только нарушают обмен веществ, но и на психологическом уровне выражается в снижении умственной работоспособности. Данное явление в клинической литературе описывается как «мозговой застой по венозному типу» [7].

Очень важным диагностическим показателем является выраженность и местонахождение дополнительных волн на нисходящей части (IV показатель). При повышении тонуса сосудистой стенки дополнительная волна смещается в сторону пика волны, а выраженность инцинзуры уменьшается. При понижении тонуса происходит обратное явление. У 43,31% учащихся ЭГ наблюдалось смещение дополнительной волны по гипертоническому типу. При этом в выборке ЭГ были дети, у которых это смещение было значительным. Возможно, что описанные выше случаи пика-плато - это результат слияния основного пика реоволны с одной из дополнительных волн. Такие случаи в практике электрофизиологии описаны и, в совокупности с другими

конфигурационными изменениями РЭГ-волны (в том числе и выше описанными), составляют изменения мозгового кровообращения по венозному типу - «венозный застой» по определению Л.Р. Зенкова и М.А. Ронкина [3].

Таким образом, результаты визуального анализа графических данных реографического исследования подростков с умственной отсталостью свидетельствуют о своеобразии мозгового кровообращения у них по венозному типу. Полученные результаты будут уточнены в ходе количественного анализа.

Библиографический список

1. Безобразова, В.Н. Функциональное состояние кровообращения головного мозга и конечностей у детей 5-17 лет на разных этапах онтогенеза [Текст] / В.Н. Безобразова, С Б. Догадкина // Новые исследования. - 2003. - № 1. - C.200-207.

2. Благосклонова, Н.К. Нейрофизиологическая диагностика синдромальных форм аномалий развития у детей [Текст] / Н.К. Благосклонова // Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - С.303-349.

3. Зенков, Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней [Текст] / Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин. - М.: Медицина, 1991. - С.444-523.

4. Костина, Т.Ф. Комплексная оценка состояния ЦНС подростков с нарушениями умственного развития [Текст] / Т.Ф. Костина // Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л. П. Григорьевой. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - С.350-368.

5. Костина, Т.Ф. Особенности венозной недостаточности детей с патологией ЦНС [Текст] / Т.Ф. Костина // Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Экзамен, 2006. - С.327-333.

6. Костина, Т.Ф. Проблемы венозной недостаточности у младенцев [Текст] / Т.Ф. Костина // Проблемы младенчества: Материалы научно-практической конференции. - М.: Экзамен, 1999. - С.70-73.

7. Шток, В.В. Дополнительные подходы к классификации типа и степени нарушений тонуса краниоцеребральных сосудов [Текст] / В.В. Шток, М.А. Ронкин, В.Л. Анзимиров // Неврология и психиатрия. - 1996. - Т. 96. - № 1. - С.79-82.

8. Яременко, Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей [Текст] / Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. - СПб.: Питер, 2002. - С.12-18.

Bibliography

1. Bezobrazova, V.N. Functional Condition Circulation of the Blood Cerebrum and Extremities to Children 5-17 Ages for Deferent Individual Development Stages [Text] / V.N. Bezobrazova, S.B. Dogadkina // New Investigations. - 2003. - N 1. - P.200-207.

2. Blagosklonova, N.K. Neurophysiologic Diagnoses to Syndrome Forms Anomalies Development of Children [Text] / N.K. Blagosklonova // Children with Problematical Development (the Integrated Diagnosis and Correction) / Red. L.P. Gregorieva. - M.: IKC "Academkniga", 2002. - P.303-349.

3. Zenkov, L.R. Functional Diagnosis of Nervous Diseases [Text] / L.R. Zenkov, M.A. Ronkin. -M.: Medicine, 1991. - P.444-523.

4. Kostina, T.F. Integrated Valuation to CNS Condition of Mentally Retarded Teens [Text] / T.F. Kostina // Children with Problematical Development (the Integrated Diagnosis and Correction) / Red. L.P. Gregorieva. - M.: IKC "Academkniga", 2002. - P.350-368.

5. Kostina, T.F. Special Features Venous Insufficiency of Children Having Pathology CNS [Text] / T.F. Kostina // Children with Complex Breach Development. Phsychophysiological Investigations / Red. L.P. Gregorieva. - M.: Exam, 2006. - P.327-333.

6. Kostina, T.F. The Problems of Venous Insufficiency to Infants [Text] / T.F. Kostina // Problems of Infants. - M.: Exam, 1999. - P.70-73.

7. Shtok, V.V. The Additional Approach to Classification of Types and Degrees for Breaches Tones Carniocerebral Vessels [Text] / V.V. Shtok, M.A. Ronkin, V.L. Anzimirov // Neurology and Psychiatry. - 1996. - r 96. - N 1. - P.79-82.

8. Yaremenko, B.R. Minimum Disfunctions of Children Cerebrum [Text] / B.R. Yaremenko, A.B. Yaremenko, T.B. Goryainova. - StPb: Piter, 2002. - P.12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.