УДК 612.1:153 ББК 28.911:88.32
Лапшина Любовь Михайловна
кандидат биологических наук, доцент г. Челябинск Lapshina Lyubov Mikhailovna Candidate of Biology,
Associate Professor Chelyabinsk
Особенности формы основного пика РЭГ-волны, выявленные при изучении мозгового кровообращения детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз F70 Peculiarities of the High Point of REG-Wave Form Revealed While Brains Blood Circulation Studying Children Having Diagnosis F70
Статья содержит результаты проведенного реографического обследования детей младшего школьного возраста 8-9 лет с умственным развитием, соответствующим возрастной норме, и с интеллектуальным недоразвитием на уровне умственной отсталости. Сравнительный анализ показал, что главным дифференциальным признаком РЭГ-волны детей с нормальным и нарушенным развитием является форма ее основного пика.
The article informs about the results of reografical investigation of sane and mentally retarded children (8-9 year olds). Аnalysis shows that the main differential sign of REG of sane and mentally retarded children is the form of the REG-wave high point.
Ключевые слова: реоэнцефалография (РЭГ), РЭГ-волна, пик РЭГ-волны.
Key words: rheoencephalography (REG), REG-wave, REG-wave high point.
Нейрофизиологические исследования деятельности мозга людей, имеющих различные психические отклонения [2; 8; 10], в том числе и собственные исследования, проведенные ранее [5; 6], позволяют уверенно утверждать, что своеобразие мозгового кровообращения - это один из вероятных, наряду со своеобразием биоэлектрической активности мозга [3; 10], механизм снижения интеллектуальной деятельности при умственной отсталости олигофренического типа.
Основным результатом недостаточности кровоснабжения головного мозга являются гипоксия и аноксия. При этом эволюционно более молодые отделы головного мозга (кора больших полушарий), обеспечивающие интеллектуальную деятельность, имеют и более высокую чувствительность к недостатку кислорода [7]. Данное положение, а также результаты проведенного ранее собст-
венного реоэнцефалографического обследования подростков с нарушением интеллекта [5; 6], позволили предположить наличие и в младшем школьном возрасте РЭГ-показателей - коррелятов снижения интеллектуального развития до уровня умственной отсталости.
Методы исследования. РЭГ регистрировали биполярно с помощью рео-графической приставки РГ-4М на энцефалографе «Медикор» с компьютерной программой обработки результатов «Нейрон-Спектр» фирмы «НейроСофт». Записывали фронто-мостоидальное (переднее) отведение, отражающее гемодинамику бассейна внутренней сонной артерии, и окципито-темпоральное (заднее) отведение, отражающее гемодинамику позвоночных артерий.
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием в возрасте 8-9 лет. Испытуемые были разбиты на две группы:
- ГО (группу обследования) составили дети 8-9 лет с диагнозом F70 (легкая умственная отсталость) в количестве 52 человек. Все они обучались в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 119 г. Челябинска;
- ГК (группу контрольную) составили дети 8-9 лет - учащиеся общеобразовательной школы № 112 г.Челябинска в количестве 48 человек, имеющие по результатам психологического обследования уровень умственного развития в пределах возрастной нормы.
Полученные результаты были проанализированы в сравнительном аспекте и обработаны методами математической статистики с использованием программного пакета Statistica версия 6,0, табличного редактора Microsoft Exsel, компьютерной программы «Биостат» для определения критерия ф* - углового преобразования Фишера.
Результаты исследования и их обсуждение. Качественный анализ РЭГ, полученных при обследовании детей с нарушениями интеллекта, выявил ряд специфических черт, отличающих их мозговое кровообращение от мозговой гемодинамики учащихся общеобразовательной школы.
Во-первых, характерной особенностью РЭГ детей с нарушением интеллекта была торпидность и относительная стабильность формы пульсовых волн у
одного и того же ребенка в течение записи. На этом фоне у детей наблюдались выраженные индивидуальные особенности реограмм. Возможно, это связано с индивидуальной «картиной гипоксии», обусловленной индивидуальной структурой нарушения сосудов головного мозга (время нарушения, глубина действия повреждающего фактора, его природа), изначально индивидуальной капиллярной сеточкой головного мозга детей и активным ее развитием, вызванным системной интеллектуальной нагрузкой в период начального школьного обучения. Данные нашего исследования о значительной индивидуализации РЭГ-показателей детей ГО согласуются с работами М.С. Певзнер и К.С. Лебединской [1; 8]. Следует отметить, что такой вариабельности индивидуальных особенностей формы пульсовых волн мы не наблюдали в группе подростков с нарушениями интеллекта в ходе ранее проведенного исследования. Очевидно, у детей старшего возраста (подростков) индивидуальные особенности формы пульсовых волн значительно «стираются» (термин М.С.Певзнер), хотя полностью не исчезают. По этому показателю результаты нашего исследования также согласуются с работами указанных авторов [8].
Однако основная особенность РЭГ-волны младших школьников с нарушением интеллекта, которую необходимо мы выявили в ходе данного исследования - это форма РЭГ-вершины. Согласно современным диагностическим критериям данного показателя [2], форма основного пика волны должна быть острая или слегка закругленная, что мы и наблюдали в подавляющем большинстве генеральной выборки ГК, в то время как в ГО отмечаем весь возможный спектр типологии вершины РЭГ-волны. Данные о распределении конфигурации вершины в обследованных группах детей представлены в таблице.
Таблица
Распределение конфигурации вершины в ГО и ГК детей младшего школьного возраста
Конфигурация ГО, п=52 ГК, п=48 ф*эмп,
вершины РЭГ-волны кол-во чел. % кол-во чел. % р <
Заостренная (слегка) 22 42,31 40 83,33 0,001
Сглаженная 18 34,62 8 16,67 0,001
«Плато» 12 23,07 - - 0,001
Изменение формы пика - ее ступление и округление - наблюдается при нарушении тонуса стенки кровеносных сосудов [2; 3; 9], вследствие чего приток артериальной крови к мозгу замедляется. Отсутствие нормального отведения от мозга крови, содержащей продукты обмена, недостаточное количество кислорода, не только нарушают обмен веществ, но и снижают умственную работоспособность. Данное явление в клинической литературе описывается как «мозговой застой по венозному типу» [2; 3]. Обращает внимание на себя тот факт, что в исследуемых выборках детей наблюдается статистически достоверная разница (р<0,001) в распределении формы вершины реограммы: подавляющее большинство (83,33%) испытуемых ГК демонстрируют наличие пика, относимого диагностами к показателю «возрастная и функциональная норма», в то время как такой показатель в ГО демонстрируют менее половины детей (42,31%). Наличие достоверных различий позволяет нам рассматривать данный показатель как реографический коррелят снижения уровня интеллектуального развития при умственной отсталости. Ссылаясь на проведенное ранее РЭГ-обследование подростков с нарушением интеллекта [5; 6], следует отметить, что в группе старших детей мы получили аналогичные результаты. Данный факт позволяет нам констатировать следующее: изменение вершины РЭГ-волны в виде ее ступления (значительного скругления) можно рассматривать как вневозрастной реографический коррелят умственной отсталости олигофре-нического типа у детей школьного возраста (без его деления на младший и средний).
Отдельно необходимо остановиться на характеристике формы вершины «по типу плато». Такой вариант выявлен у 23,07% детей ГО и не обнаружен в выборке ГК. В работах Л.Р. Зенкова и М.А. Ронкина [2] характеризуемый показатель трактуется для всех возрастных групп как показатель значительного повышения тонуса сосудов головного мозга или их дистонии. Очевидно, что в данном случае не принципиален механизм нарушения тонуса сосудов - гипертонус или дистонус - важен факт выхода параметра «тонус сосудов» за границы понятия «нормотонус». Последствием и проявлением на биохимическом
уровне нарушения тонуса сосудов в обоих случаях будет снижение скорости обменных процессов в головном мозге. Учитывая большую чувствительность нервной ткани к недостатку кислорода [7], можно предположить, что именно нарушение обменных процессов в центральной нервной системе, в коре больших полушарий является одной из причин своеобразия психической деятельности в целом и интеллектуальной деятельности в частности детей с умственной отсталостью. Данное своеобразие дефектологами [8] описывается через такие характеристики как: «тугоподвижность» (термин Л.С.Выготского) мыслительных процессов, медленное включение в процесс восприятия информации, малая скорость и низкое качество ее переработки.
Наша попытка установить зависимость между выраженностью степени интеллектуального дефекта (абсолютный показатель Щ) и степенью выраженности ступления формы пика РЭГ-волны (через расчетные коэффициенты) у детей с нарушениями интеллекта коэффициентарного значения не дало. Очевидно, зависимость между этими показателями есть, но она носит не линейный и даже не пропорциональный характер. Видимо, зависимость эта более сложной «природы» и проявляться может не в зависимости общего уровня интеллектуального развития от интенсивности обменных процессов в мозге, а, например, во влиянии ее на отдельные параметры интеллектуальной деятельности, в частности, на эффективность умственной работоспособности. Данное предположение нашло частичное подтверждение при организации наблюдения за деятельностью детей на уроках, в частности на уроках математики при решении арифметических задач.
Таким образом, исследование показало, что в младшем школьном возрасте главным РЭГ-коррелятом, иллюстрирующим снижение интеллектуального развития на уровне умственной отсталости, является форма основного пика на РЭГ-волне.
Библиографический список
1. Безобразова, В.Н. Функциональное состояние кровообращения головного мозга и конечностей у детей 5-17 лет на разных этапах онтогенеза [Текст] / В.Н. Безобразова, С.Б. Догадкина // Новые исследования. - 2003. - № 1. - С200-207.
2. Зенков, Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней [Текст] / Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин. - М.: Медицина, 1991. - С.444-523.
3. Костина, Т.Ф. Особенности венозной недостаточности детей с патологией ЦНС [Текст] / Т.Ф. Костина // Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Экзамен, 2006. - С.327-333.
4. Костина, Т.Ф. Проблемы венозной недостаточности у младенцев [Текст] / Т.Ф. Костина // Проблемы младенчества: Материалы научно-практической конференции. - М.: АО «Русомед», 1999. - С.70-73.
5. Лапшина, Л.М. Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Лапшина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. -№ 8. - С.252-260.
6. Лапшина, Л.М. Своеобразие мозгового кровообращения подростков с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием [Текст] / Л.М. Лапшина // Вестник уральской медицинской академической науки. - 2006. - № 3-2 (15). - С.59-60.
7. Смирнов, В.М. Физиология центральной нервной системы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.М. Смирнов, В.Н. Яковлев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - C. 208-215.
8. Учащиеся вспомогательной школы. Клинико-психологическое изучение [Текст] / под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1979.
9. Шток, В.В. Дополнительные подходы к классификации типа и степени нарушений тонуса краниоцеребральных сосудов [Текст] / В.В. Шток, М.А. Ронкин, В.Л. Анзимиров // Неврология и психиатрия. - 1996. - Т. 96. - № 1. - С.79-82.
10. Яременко, Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей [Текст] / Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. - СПб.: «Здоровье-Пресс», 2002. - С.12-18.
Bibliography
1. Bezobrazova, V.N. Functional Condition Circulation of the Blood Cerebrum and Extremities of 5-17 Ages Children on Different Individual Development Stages [Text] / V.N. Bezobrazova, S.B. Dogadkina // New Investigations. - 2003. - № 1. - P.200-207.
2. Kostina, T.F. Special Features of Venous Insufficiency of Children Having CNS Pathology [Text] / T.F. Kostina // Children with Complex Breach Development. Phsychophysiological Investigations / Edit. Of L.P. Grigoryeva. - M.: Exam, 2006. - P.327-333.
3. Kostina, T.F. Problems of Infants’ Venous Insufficiency [Text] / T.F. Kostina // Problems of Infants. - M.: АО «Rusomed», 1999. - P.70-73.
4. Lapshina, L.M. Visual Analysis of the Basic Reografical Indicators of the Sane and Mentally Retarded Teenagers [Text] / L.M. Lapshina // Herald of ChSPU. - 2008. - № 8. - P.252-260.
5. Lapshina, L.M. Peculiarities of Cerebral Blood Circulation of the Sane and Mentally Retarded Teenagers [Text] / L.M. Lapshina // Herald of the Ural Medical Academic Science. - 2006. -№ 3-2 (15). - Р.59-60.
6. Pupils of Auxiliary School. Clinical-Psychological Study [Text] /Edit. of M.S. Pevzner, K.S.Lebedinskaya. - M.: Pedagogics, 1979.
7. Smirnov, V.M. Physiology of Central Nervous System [Text] / V.M. Smirnov, V.N. Yakovlev. - M.: Akademia, 2002. - P.208-215.
8. Shtok, V.V. Additional Approach to Classification of Types and Degrees of Breaches Tones Carniocerebral Vessels [Text] / V.V. Shtok, M.A. Ronkin, V.L. Anzimirov // Neurology and Psychiatry. - 1996. - Т. 96. - № 1. - P.79-82.
9. Yaremenko, B.R. Minimum Dysfunctions of Children’s Cerebrum [Text] / B.R. Yare-menko, A.B. Yaremenko, T.B. Goryainova. - SPb.: «Health-Press», 2002. - P.12-18.
10. Zenkov, L.R. Functional Diagnosis of Nervous Diseases [Text] / L.R. Zenkov, M.A. Ronkin. - M.: Medicine, 1991. - P.444-523.