Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ПОДРОСТКОВ - СБОРЩИКОВ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ НА КОНВЕЙЕРЕ'

ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ПОДРОСТКОВ - СБОРЩИКОВ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ НА КОНВЕЙЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ПОДРОСТКОВ - СБОРЩИКОВ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ НА КОНВЕЙЕРЕ»

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что основной причиной функциональных сдвигов в состоянии студентов являются различные контрольные занятия, причем эти сдвиги обусловлены, главным образом, нервно-эмоциональными факторами. При проведении занятий по текущему контролю знаний студентов функциональные изменения в их состоянии были в пределах нормы и короткими по продолжительности. Экзамены, защита дипломных работ вызывали значительные функциональные изменения, сохранявшиеся продолжительное время.

В заключение отметим, что в технических вузах УССР с введением системы программированного контроля знаний студентов зачеты и экзаменационные оценки в ряде случаев выставляются по результатам текущей успеваемости. Это в определенной мере способствовало снижению эмоциональной напряженности студентов в зачетный и экзаменационный периоды.

ЛИТЕРАТУРА. ТрахтенбергИ. М., РашманС. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973.

Поступила 14/1V 1977 г.

УДК 613.645:658.515-051.«

Я. Я. Сморчкова

ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ПОДРОСТКОВ — СБОРЩИКОВ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ.НА КОНВЕЙЕРЕ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В нашей работе, целью которой было создание оптимальной световой обстановки на рабочих местах подростков — сборщиков мелких деталей на конвейере, была предпринята попытка оценить влияние на зрительные функции той световой обстановки, которая имеет место в условиях производства, а затем в лабораторных условиях осуществить поиск ее оптимальных параметров.

Работа проводилась в сборочных цехах I Московского часового завода им. С. М. Кирова, под динамическим наблюдением находились 52 подростка в возрасте 17—18 лет, с нормальными остротой зрения и цветоощущением. В условиях производства освещенность на рабочих местах создается системой так называемого совмещенного освещения, когда недостаточность естественного освещения компенсируется искусственным. Для искусственного освещения применяли в основном светильники местного освещения.

Как показали наши исследования, освещенность рабочих мест колебалась в пределах 2600—3000 лк, что соответствует гигиеническим требованиям. Следует указать, что выполняемая подростками зрительная работа в условиях конвейера в относительно свободном темпе и ритме относилась, согласно СНиП-П.А.9-71, к I в разряду точности (размер объекта восприятия 0,15 мм и менее).

Особенностью указанной работы является то, что при восприятии объектов размером менее 0,15 мм сборщик нередко прибегает к помощи оптического прибора, усиливающего разрешающую способность глаза (Ю. Д. Жилов, 1966; В. Кейдель; П. Милнер, и др.).

Для восприятия объектов малого размера мы должны создавать или высокие уровни освещенности, при которых уменьшается размер зрачка, усиливая разрешающую способность глаза, или подносить объекты близко к глазам, увеличивая их угловой размер, или делать то и другое вместе.

Выполнение точных зрительных работ при неблагоприятной световой обстановке является причиной значительного утомления зрачкового и аккомодационного аппарата глаза. Последнее может вести или к спазму аккомодации и возникновению так называемой ложной миопии, или к перестройке зрительной системы таким образом, что глазное яблоко увеличивается в своем переднезаднем размере и происходит образование уже истинной миопатии (Э. С. Аветисов, Ю. Д. Жилов, 1972, и др.).

Однако следует отметить, что не все детали малого размера, приближенные к глазу, могут быть им восприняты. В таком случае прибегают к помощи оптического прибора.

Проведенный нами хронометраж рабочего дня показал, что при плотности его 75— 82% подростки используют оптический прибор в зависимости от характера выполняемой работы на протяжении до 65% рабочего времени.

Принимая во внимание, что при выполнении различных операций по сборке часовых механизмов оптический прибор используется в неодинаковой степени, мы разделили все зрительные операции на 3 основных вида, связанных с длительностью применения лупы, т. е. со временем рассматривания деталей определенного размера. Так, при операции «установка стрелок и циферблата) сборщик практически не прибегает к помощи оптического прибора. Такая операция была отнесена к I виду работ. Операции по сборке основной колесной системы (I, II и III ангренаж), когда оптический прибор используется в течение 30—35% рабочего времени, были отнесены нами ко II виду работ. И наконец, операции «монтаж анкерной вилки», «пуск-Ii», в которых оптический прибор необходимо применять в течение более половины рабочего времени, были отнесены к III виду работ.

Я

Характеристика сборочных операций

Вид операции Истинный размер объекта различения. мм Длительность использования лупы, % от рабочего времена Кратность увеличения лупы «Размер» объекта после увеличения, мм

II III 0,04 0,03 30—35% 60—65% 3,5Х 5,0Х 0.15 0,15

В условиях часового производства широко используются лупы с разной — от 2,8 до 5,0 — кратностью увеличения. Последняя находится в обратной зависимости от фокусного расстояния оптического прибора, т. е. чем оно короче, тем больше кратность увеличения оптического прибора. При выполнении соответствующей операции подбирается такая лупа, у которой фокусное расстояние позволяет не только видеть объект, но и производить с помощью инструмента те или иные действия.

Наблюдаемые нами подростки использовали лупы с кратностью увеличения 3,5 (для выполнения операций II вида) и 5,0 (для выполнения операций III вида), причем размер объекта восприятия после увеличения был как бы «одинаков» с тем, который имеет место при выполнении I вида работ (см. таблицу).

Оценка влияния на зрительные функции подростков различных по характеру зрительных работ в условиях одинаковой для всех световой обстановки позволяет определить и степень сложности этих работ.

Ряд информативных и интегральных зрительных функций, таких, как пропускная способность зрительного анализатора (ПСЗА), контрастная чувствительность (КЧ) глаза и глазная эргография (ГЭ), характеризующая работоспособность цилиарной мышцы, исследовался у подростков-сборщиков в динамике дня.

Как видно из представленных на рис. 1 и 2 данных, изменения изучаемых функций у подростков, выполняющих различные операции, имеют однонаправленный характер, но разную степень послерабочего сдвига. Причем снижение уровня работоспособности зрительного анализатора в большей степени наблюдалось у подростков, которые выполняли операции III вида. Так, достоверное уменьшение объема перерабатываемой зрительной информации в единицу времени и снижение КЧ глаза отмечались уже к концу первой половины рабочей смены. По данным ГЭ (см. рис. 2), у подростков, использующих оптический прибор более половины рабочего времени (операции III вида), количество благоприятных реакций цилиарной мышцы правого, работающего с лупой глаза к концу рабочего дня снизилось, подобное снижение по критерию знаков (В. Ю. Урбах), учитывающему число однонаправленных сдвигов в парных сравнениях, является существенным (Р=0,01). В то же время у подростков-сборщиков, выполняющих операции I вида, сдвиги в уровне работоспособности цилиарной мышцы были выражены в меньшей степени. Среднее положение по ответной реакции цилиарной мышцы на зрительную нагрузку занимают те, кто выполнял работу II вида.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что для глаза небезразлично использование оптического прибора, усиливающего его разрешающую способность. Даже при рассматривании объектов, как бы «одинаковых» по размеру, глаз и особенно его аккомодационный аппарат утомляется, причем в строгой зависимости от длительности использования лупы. Иными словами, в условиях применения оптического прибора для рассматривания мелких объектов предъявляются значительные требования к аккомодационному аппарату зрительного анализатора.

*

юо es ао es $о

1 вид

1вид

ЯОид

а б

тщз

а б а б в 6

10ид

Жвид

Лвид

Рис. 1. Изменение зрительных функций в динамике рабочего дня у подростков, выполняющих различные виды сборочных операций (за исходный 100% уровень функций приняты значения ПСЗА — 1,22 бит/с и КЧ глаза — 47,5 порогов

видимости). / — ПСЗА, 2 — КЧ; а — к 4-му «асу работы. б — после работы.

Шг

Рис. 2. Изменение работоспособности цилиарной мышцы правого глаза после работы (по числу благоприятных реакций, в %) у подростков, выполняющих различные виды

сборочных операций. I — неблагоприятные реакции; 2 — благоприятные реакции.

Следует отметить, что при существующих в--производственных цехах уровнях освещенности рабочих мест у сборщиков, выполняющих операции I вида, сдвиги изучаемых функций зрительного анализатора (ПСЗА и КЧ) в динамике дня могут быть оценены как весьма значительные. Так, у этих подростков снижение ПСЗА к концу первой половины рабочего дня по индивидуальным данным имело место в 48,6% случаев, после работы — в 64,7% случаев.

При анализе индивидуальных данных наблюдалось и снижение КЧ глаза в 43,6% случаев к 4-му часу работы и в 69,7% случаев — к концу рабочего дня. Такой характер изменения зрительной работоспособности позволяет сделать вывод о том, что световая обстановка в условиях производства, при которой происходит сборка мелких деталей на конвейере, не может характеризоваться как оптимальная.

С целью поиска оптимальных условий освещения исследование было продолжено в лаборатории, где на рабочем месте подростков, выполняющих операции I и III видов сложности в условиях их моделирования, создавались различные уровни их освещенности в 3,4 и 5 клк с помощью светильников общего и местного освещения; последнее было-представлено светильниками типа ЛНП-2Х30 с люминесцентными лампами ЛБ. Выходное отверстие светильников перекрывалось органическим рассеивающим стеклом.

Световая обстановка на рабочем столе создавалась не одним светильником местного' освещения, как это имеет место в условиях производства, а двумя, располагаемыми, по сторонам от работающего. Такое расположение светильников, как показали светотехнические измерения, позволяет наиболее рационально организовать световую среду для восприятия плоских объектов, обладающих направленно-рассеянным отражением, каковыми являются детали часовых механизмов. При этом создаются условия более равномерного распределения освещенности в пределах рабочей зоны, а также уменьшается попадание бликов в поле зрения работающего.

Анализ лабораторных данных позволил выявить, что исходный уровень работоспособности зрительного анализатора изменяется в зависимости от уровня освещенности рабочей поверхности. Наибольшего значения он достигает при освещенности 4 клк и при увеличении этого уровня на 1 клк достоверно не изменяется.

После дозированной нагрузки наименьшее изменение уровня работоспособности зрительного анализатора отмечается у подростков, выполняющих работу без использования увеличительного оптического прибора, именно при освещенности 4 клк, причем уровень зрительной работоспособности после дозированной нагрузки был близок по значению к тому, который наблюдался при световой обстановке, характеризующейся освещенностью в 5 клк. У подростков при выполнении ими в условиях моделирования наиболее сложной операции наименьшее изменение уровня зрительных функций наблюдалось при освещенности 5 клк.

Согласно данным, представленным на рис. 3, характер изменения работоспособности цилиарной мышцы правого глаза (по числу благоприятных реакций после дозированной нагрузки) свидетельствует о тесной связи ее не только с временем использования оптического прибора, но и с уровнем освещенности рабочего места. Причем с увеличением освещенности до 5 клк утомление цилиарной мышцы глаза при выполнении операций с использованием оптического прибора уменьшается.

Таким образом, полученные в работе данные позволяют сделать вывод о том, что при рассматривании объектов размером 0,15 мм и менее (работы I в разряда по СНиП-П.А.9-71) необходимо создавать на рабочем месте подростков — сборщиков мелких деталей на конвейере такую световую обстановку, которая будет характеризоваться уровнем освещенности в 4 клк, а при условии использования оптического прибора, усиливающего разрешающую

способность глаза, — 5 клк.

»

ЛИТЕРАТУРА. Аветисов Э. С. — «Вестн. офтальмол.», 1967, № 5, с. 38—45. —ЖиловЮ. Д. — «Гиг. труда», 1966, № 1, с. 18—20. — Он ж е. — «Гиг. и сан»., 1972, N° 2, с. 45—47. — Кейдель В. Д. Физиология органов чувств. Ч. 1. М.г 1975. — Милнер П. Физиологическая психология. М., 1973. — У р б а х В. Ю. Биометрические методы. М., 1964.

Поступила 12/V1I 1977 г.

°/о

too 90

во

7О 60 50

0 4 5 КЛК

Рис. 3. Изменение работоспособности цилиарной мышцы правого глаза (по числу благоприятных реакций, в %) в функции освещенности при выполнении операций с использованием оптического прибора и без него (в условиях моделирования).

1 — без использования оптического прибора; 2 — с использованием оптического прибора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.