Научная статья на тему 'ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЗАЛОВ'

ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЗАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL LIGHTING OF SCHOOL SPORT HALLS

The investigations performed showed that the levels of lighting below 400 lx should be considered as unsufficient for the school sport hails.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЗАЛОВ»

для выполнения легких работ является предельно допустимой, что согласуется с материалами наших прежних исследований. При сочетан-ном воздействии конвекционного и лучистого тепла на организм подростков 16 лет, выполняющих легкую работу в течение 1 часа, температурный предел должен быть снижен в зависимости от интенсивности инфракрасного облучения. Анализ полученных данных показал, что «предельно допустимыми» сочетаниями конвекционного и лучистого тепла являются следующие: интенсивность инфракрасной радиации в 0,1 кал/см2-мин при температуре воздуха и ограждений 24—26,9°, облучение в 0,25 кал/см2-мин при температуре воздуха и ограждений 21—23,9°, облучение в 0,5 кал/см2-мин при температуре воздуха и ограждений 18,0—20,9°.

Если учесть, что подростки имеют при 5-дневной рабочей неделе 7-часовой рабочий день, а также то, что у них возникают резкие физиологические сдвиги при предельно допустимых параметрах, в условиях производства в качестве предельных могут быть рекомендованы лишь допустимые параметры конвекционного и лучистого тепла, полученные в эксперименте.

Нами предложена ориентировочная схема комфортных и дискомфортных сочетаний конвекционного и лучистого тепла при выполнении подростками легкой работыГ(см. рисунок).

Выводы

1. При влиянии конвекционного и лучистого тепла на подростков 16 лет, выполняющих легкую физическую работу, лучистый компонент оказывает более выраженное воздействие.

2. Для подростков, выполняющих легкую работу в условиях конвекционного микроклимата, в качестве верхнего температурного предела должна быть принята температура воздуха 24—26,9°.

3. При комплексном воздействии лучистого и конвекционного тепла этот температурный предел должен быть снижен в зависимости от интенсивности инфракрасного облучения.

ЛИТЕРАТУРА. КричагинВ. И. Гнг. и сан., 1966, № 4, с. 65.

Поступила 26/VI 1972 г.

standardization of convection and radiation heat for working

«dolescents L. M. Sukhareva, V. P. Shabalov

in the action on adolescent's body of both convection and radiation heat the latter component causes a more pronounced effect. For adolescents accomplishing light work under conditions of a convection microclimate the maximum air temperature should be within the level of 24 to 26,9°. In case of the joint action of radiation and convection heat this maximum temperature level should be lowered in compliance with the intensity of the infrared radiation.

I

УДК 628.977.9:371.73 •

Э. П. Спичкина

ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЗАЛОВ

Институт гигиены детей и подростков, Москва

Наша задача заключалась в оценке искусственного освещения школьных спортивных залов с целью разработки соответствующих рекомендаций. С целью гигиенической оценки искусственного освещения, существующего в избранных нами объектах, мы провели обследование 78 школ новых районов Москвы. Школьные гимнастические залы, где проводили исследование,

имели размер 24 х 12 ж и высоту от 5,5 до 6 м. Расположенные с двух сторон оконные проемы в вечерние часы представляют собой черные поверхности, поглощающие много света, притом тем больше, чем меньше их загрязненность. Стены и потолок покрыты светлой краской (потолок белой, стены светло-серой или зеленой светлых тонов) с коэффициентом отражения 60—75%.

Установлено, что необходимый уровень искусственной освещенности, как правило, достигается не на всей площади пола (см. рисунок). Как видно из рисунка, где приведены изолюксы освещенности школьного спортивного зала на уровне пола, нормируемая освещенность отмечается непосредственно под светильниками (11ЮД-2-80); в каждом светильнике, расположенном вдоль длинных стен зала, 2 лампы по 80 вт (с Тцв-3500° К); вдали от светильников уровень освещенности не превышает 55—70 л/с, т. е. составляет немногим больше половины требуемого количества. Следовательно, наши данные подтверждают результаты работы других авторов, которые, касаясь световой обстановки школьных учреждений, говорят о том, что она далека от оптимальной (Ю. Д. Жилов 1, и др.)

На втором этапе мы произвели гигиеническую оценку влияния световой обстановки спортивных залов на зрительный анализатор и, в частности, на его мышечный аппарату школьников, занимающихся игровыми видами спорта, для разработки требований к уровню освещенности подобных помещений. Наблюдения осуществляли как в условиях школьного спортивного зала, так и в лаборатории, где на соответствующей модели воспроизводили определенные движения глаз, характерные при игре в мяч.

Метод моделирования спортивной деятельности позволил нам более полно изучить работу глаз при выполнении «спортивной нагрузки».

При так называемой спортивной работе (игра в мяч), когда осуществляется поиск объекта наблюдения, слежение и т. п., зрительная деятельность имеет характерную специфику: условная «рабочая поверхность» лишена фиксированного положения и перемещается в поле зрения в различных направлениях, движения глаз связаны с быстрым переносом взора с одной точки на другую. Подобная работа, являющаяся соответствующей функциональной нагрузкой на зрительный анализатор, позволяет выявить характер и особенности тех сдвигов, которые будут происходить в нем.

В качестве «мяча» использовался диск, угловые размеры которого колебались в зависимости от места расположения его по отношению к глазам «игрока» от 20 до 2°. Контраст мяча с фоном равнялся 0,6. Наблюдаемый в течение 30 мин. следил за диском, перемещающимся, согласно составленной программе, в заданных направлениях и на различном расстоянии от глаз. Исследования после предварительной 30-минутной адаптации проводили не при одном, а при различных уровнях освещенности (200, 300, 400 и 1000 л/с). Помещение и объект наблюдения освещали лампами с Тцв-3500° К, примененными в светильниках 1110Д-2-80 в системе общего освещения. Уровень освещенности изменяли включением различного количества ламп. Наблюдались практически здоровые дети 14—16 лет с остротой зрения, равной 1. Каждого обследовали 7—10 дней. Проведено 96 исследований. Результаты физиологических исследований подвергали стати-

Изолюксы освещенности школьного спортивного зала на уровне пола (средние данные освещенности изученных 78 школ Москвы).

1 Автореферат докторской диссертации. М., 1969.

Скорость зрительного восприятия и время аккомодации при различных уровняхосвещенности

= и О) Время исследования Скорость зрительного восприятия (в мсек) <Ь = * ■ Время аккомодации (в мсек) = 15

в А *> с в 5 Я О О X М±т 1 . О а ¡3 М±т ( о о ц 3-5

200 До работы После » 280—3,29 360±4,21 15 70 80 420—3,85 490—4,22 7.5 83 79

400 До работы После » 200=!= 1,78 220— 1,81 7 71 84 360±3,28 380^=3,51 8,2 70 81

1000 До работы После » 158±1,36 175=!= 1,53 8,5 81 75 355^2,01 370—2,12 7,4 75 82

стической обработке. Достоверность сдвигов определяли по таблицам Стьюдента.

В качестве одного из методов была использована электроокулография (запись электрической активности глазодвигательного аппарата при движении глазного яблока), которая является, пожалуй, единственным адекватным методом исследования зрительного утомления, связанного именно с работой двигательного аппарата глаза: переводом взгляда с одних объектов на неодинаково удаленные другие, фиксацией и наблюдением движущихся предметов и т. д. (А. Л. Ярбус).

Электроокулограмму записывали с помощью венгерского 4-канального электроэнцефалографа типа «Орион-ЭМГ» по общепринятой методике, которую описали А. Л. Ярбус, Б. X. Гуревич и др. Голову испытуемого фиксировали. Электроды подключали попарно к 4 каналам прибора. Такой способ включения позволяет получить электроокулограммы движений глаз в различных направлениях (вверх — вниз, вправо — влево), следить за удаляющимся и приближающимся предметом. Линии, соединяющие пары электродов по вертикали и горизонтали каждого глаза, пересекались в центре зрачка под прямым углом. Неактивной точкой служила нижняя часть спинки носа. В своих исследованиях мы брали горизонтальное отведение, при котором регистрируется наибольший электрический потенциал.

В процессе исследования выявлено, что у каждого обследуемого существуют свои, специфические для него показатели амплитуды и величины саккадических движений, что согласуется с литературными данными (Согпэ-и др.).

Анализ электроокулограмм показал, что при спортивной работе мышечный аппарат глаза, обусловливающий возможность аккомодации, конвергенции, изменения диаметра зрачка и подвижности глазных яблок, постепенно утомляется, что выражается, в частности, появлением дополнительных движений, уменьшением амплитуды саккадических движений и увеличением числа миганий. При отмечающихся индивидуальных особенностях электроокулограмм у каждого испытуемого выявлена четкая прямая зависимость зрительного утомления от световой обстановки, т. е. в первую очередь от уровня освещенности, при которой выполняется «спортивная работа». Так, после зрительной работы при освещенности ниже 400 лк (100 и 200 лк) на электроокулограмме у испытуемых отмечаются в большом количестве саккадические движения, разные по амплитуде и величине, отсутствует плавность движения глаз; при наблюдении за движущимся предметом появляется много дополнительных движений, выражающих как бы поиск объекта наблюдения, фиксируются частые мигания в виде острых пиков, маскирующие саккадические движения. При освещенности 400 лк и выше после такой же по характеру зрительной нагрузки на электроокуло-

грамме видны более отчетливые саккадические движения, их число соответствует смене точек фиксации. Движения глаз плавные. Величина и амплитуда скачков примерно одинакова. Перенос взора с одной точки на другую отчетливо виден на электроокулограмме, отсутствуют острые пики (мигания).

Таким образом, при малых (меньше 400 лк) уровнях освещенности уменьшается разрешающая . способность зрительного анализатора — происходит рассогласование аккомодационного, зрачкового и фузионного рефлексов (С. В. Кравков; А. Г. Шахнович; Ю. Д. Жилов, и др.). Это в свою очередь приводит к нарушению мышечного равновесия оптической системы и как следствие к быстрому зрительному утомлению, что и находит отражение на электроокулограмме.

Вывод о том, что уровни освещенности ниже 400 лк не могут считаться достаточными для школьных спортивных залов, подтверждается полученными нами данными при исследовании таких физиологических функций зрительного анализатора, как скорость зрительного восприятия и время аккомодации (см. таблицу).

ЛИТЕРАТУРА. Гуревич Б. X. Биофизика, 1961, в. 3, с. 377. - Крав -к о в С. В. (ред.) Зрительные ощущения и восприятия. М.— Л., 1935. — Ш а х н о -в и ч А. Р. Пробл. физиол. оптики, 1958, т. 12, с. 175.— Ярбус А. Л. Биофизика, 1959, в. 6, с. 757. —Corns wee t T. N.. Teller D. Y., J. opt. Soc. Amer., 1965, v. 55, p. 1303.

Поступила 3/II 1972 г.

ARTIFICIAL LIGHTING OF SCHOOL SPORT HALLS E. P.. Spichkina

The investigations performed showed that the levels of lighting below 400 lx should be considered as unsufficient for the school sport halls.

УДК 612.13-053.e-oss

Г. H. Варварина

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОМ АСПЕКТЕ

Институт гигиены детей и подростков, Москва

Сердечно-сосудистая система подростков на протяжении сравнительно малого промежутка времени претерпевает значительные изменения, касающиеся как морфологических, так и функциональных сдвигов, причем не всегда одновременно у лиц разного пола.

Мы изучали гемодинамические показатели (артериальное давление и пульс) у 800 практически здоровых юношей и девушек 15—18 лет, а электро-, фонокардиографические показатели и фазовую структуру сердечного сокращения — у 240 подростков. Основной контингент обследованных составили работающие подростки, учащиеся профессионально-технических училищ и техникумов. Исследованию подвергли лишь тех подростков, у которых условия прохождения производственной практики не оказывали какого-либо воздействия на состояние сердечно-сосудистой системы. Полученные данные обработаны методом вариационной статистики с применением электронно-вычислительной машины БЭСМ-ЗМ.

Как установлено нами, среднестатистические параметры систолического и диастолического давления увеличиваются с возрастом (табл. 1). При этом у юношей повышение артериального давления отмечается на всем протяжении изучаемого возрастного периода, а у девушек только в возрасте 15— 16 лет. Таким образом, указания большинства авторов (В. П. Засухина; М. Я- Студеникин и соавт., и др.) на то, что наибольший прирост арте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.