Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICACY OF INTELLECTUAL ACTIVITY IN RELATION TO INDIVIDUAL PSYCHOPH YSIOLOGICAL FUNCTIONS IN COLLEGE STUDENTS

The academic achievement of technical college students is show to be related to their individual psycho-physiological features and the state of their cardiovascular system. It is suggested that student performance can be predicted from the individual psycho-physiological indices at admission and the average score in the school leaving certificate.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ»

проведение специализированного оториноларингологического контроля и отбора с целью исключения лиц с патологией и повышенной чувствительностью органа слуха к шумовому фактору.

Поступила 5/VII 1978 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EFFECT OF NOISE ON CHILDREN AND ADOLESCENTS ENGAGED IN MOTORING AS A SPORT

A. G. Sukharev and G. A. Levando

Summary. Effects of noise on the developing organism are discussed and a set of measures to minimize these effects are proposed.

УДК 612.821.1/.3-057.876

В. Б. Ластовченко

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ

Институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев

Исследовано 60 курсантов Киевского высшего инженерного радиотехнического училища одинакового возраста (17—18 лет), имевших академическую нагрузку 36 ч в неделю, одинаковый и регламентированный режим учебы и внеучебной деятельности, получавших одинаковое питание и регулярно занимавшихся спортом. Выбор контингента для испытаний позволил исключить неравномерность влияния на успеваемость части объективных факторов. За исходные данные мы принимали итоги исследований, выполненных у студентов, только что поступивших в вуз, до начала учебных занятий; они сравнивались с данными исследований, проведенных в течение последующих 2 лет обучения.

Методы и показатели физиологических исследований представлены в табл. 1. Данные физиологических исследований сопоставляли с успеваемостью испытуемых в средней школе (по среднему баллу школьного аттестата) и с академической успеваемостью в вузе по среднему баллу 1, 2 и 4-го семестров обучения. В результате анализа средних по группам данных у лиц с неудовлетворительной, удовлетворительной, хорошей и отличной успеваемостью выявлены некоторые тенденции в их различиях. Поскольку сред-негрупповые показатели нивелировали индивидуальные, для более глубокого анализа полученных данных мы использовали метод множественной корреляции, который позволил установить зависимость успешности обучения от комплекса психофизиологических показателей у каждого студента.

Результаты множественного корреляционного анализа между комплексом индивидуальных психофизиологических показателей и успеваемостью студентов в различные периоды обучения представлены в табл. 2. Выявленная взаимосвязь свидетельствует о зависимости успеваемости студентов от особенностей их высшей нервной деятельности, причем наиболее тесная связь отмечена в 1-м семестре. Парные коэффициенты корреляции между успеваемостью и отдельными психофизиологическими показателями свидетельствуют о преимущественном влиянии на последнюю тех или иных функций на этапах обучения. Установлена положительная корреляционная зависимость между средним баллом школьного аттестата и длительностью ЛП сложной зрительно-моторной реакции (г=+0,16), числом ошибок на дифферен-цировочный раздражитель (г=+0,19), скоростью переключения внимания (г=+0,20) и отрицательная корреляционная зависимость между успеваемостью и общим количеством переработанной информации в зрительном анализаторе (г=—0,20). Хотя приведенные коэффициенты корреляции свидетельствуют о наличии слабой связи, однако они отражают общую тенден-

Таблица 1

Методики и показатели исследования студентов

Методика

Показатель

Исследование латентного периода (ЛП) простой зрительно-моторной реакции

Исследование ЛП сложной зритель-но-моторной реакции

Методика Шульте—Платонова

Корректурная с кольцами Ландольта

«Компасы» для исследования пространственных представлений

Изучение показателей сердечно-сосу-дистой системы

ЛП на сильный раздражитель ЛП на слабый »

Разница в длительности ЛП на разные по силе раздражители

ЛП на сильный раздражитель

ЛП на слабый >

Разница в длительности ЛП на разные по силе

раздражители Число ошибок на дифференцировочный раздражитель

Средняя длительность положительной индукции » » последовательного тор-

можения

Время выполнения задания по таблице (переключение внимания) Число ошибок (устойчивость внимания)

Общее количество переработанной информации Скорость переработки информации Число ошибок

Число решенных задач > ошибок

Систолическое артериальное давление Диастолическое » »

Частота сердечных сокращений

цию взаимосвязи индивидуальных функций и успеваемости. Средний балл школьного аттестата тем выше, чем ниже уровень возбудимости и тормозной задержки, меньше подвижность возбудительного процесса, скорость переключения внимания, количество переработанной информации в зрительном анализаторе у студентов в период поступления в вуз.

Установлена средняя положительная корреляционная зависимость между средним баллом первой сессии и ЛП сложной зрительно-моторной реакции (г=+0,31), разницей в длительности ЛП реакции на сильные и слабые раздражители(г=+0,42), числом ошибок на дифференцировочный раздра-

Таблица 2

Множественные коэффициенты корреляции между успеваемостью в вузе, средней школе и индивидуальными психофизиологическими функциями студентов

(М±т)

Средний балл

школьного аттестата за 1-й семестр за 2-й семестр за 4-й семестр I—4-й семестр

Психофизиологические показатели: в период поступления в 1-м семестре во 2-м » в 4-м » Комплекс психофизиологических показателей при поступлении и средний балл школьного аттестата 0,60±0,1 0,68—0,1 0,60^0,1 0,51 — 0,1 0,46—0,1 0,66^0,1

житель (г =+0,39), устойчивостью внимания (г=+0,35), общим количеством переработанной информации в зрительном анализаторе (г =+0,33). Успеваемость в 1-м семестре в большей степени определяется особенностями высшей нервной деятельности студентов по сравнению с последующими периодами обучения. В 1-м семестре успеваемость оказалась тем лучше, чем меньше уровень возбудимости и тормозной задержки, подвижность возбудительного процесса, устойчивость внимания и чем больше сила нервной системы по возбуждению и количество переработанной информации в зрительном анализаторе.

Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о лучшей успеваемости в средней школе ив 1-м семестре обучения в вузе у лиц, имеющих более низкие показатели некоторых функций, что, очевидно, можно объяснить большим умственным напряжением при обучении у этих лиц, что вело к развитию утомления, выражавшегося в снижении указанных функций. Психофизиологические показатели в данном случае характеризуют сниженное функциональное состояние центральной нервной системы, которое маскирует проявление индивидуальных свойств высшей нервной деятельности. Усвоение знаний, в частности в 1-м семестре, происходило успешно у тех студентов, которые имели большую силу нервной системы по возбуждению и были способны перерабатывать большие информации в зрительном анализаторе. Следовательно, способность к усвоению знаний определяется комплексом психофизиологических функций с преимущественным влиянием отдельных функций на разных этапах обучения.

Большой интерес представляет установление возможности прогнозирования успеваемости студентов по данным, полученным при поступлении в вуз. Выбор критериев для прогноза нуждается в обсуждении. О будущем студенте обычно имеются следующие данные: средний балл школьного аттестата и оценки вступительных экзаменов. Средний балл школьного аттестата позволяет судить об индивидуальной способности к усвоению знаний в средней школе, где процесс обучения осуществляется на протяжении многих лет в стабильных условиях, что способствует выработке индивидуального стиля деятельности. Как показали исследования Н. С. Лейтеса, учащиеся старших классов средней школы с различными типологическими особенностями имели одинаковую высокую успеваемость, что было обусловлено индивидуальным стилем деятельности и компенсацией одних функций другими. Можно предположить, что те же закономерности усвоения знаний будут установлены у студентов и при~обучении в вузе, но, вероятно, не на начальных этапах обучения, так как при попадании бывших школьников в условия вуза начинается выработка нового индивидуального стиля деятельности, связанная с процессом адаптации.

В начальный период обучения успеваемость, по-видимому, в большей степени будет зависеть от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности студента. Высказанное предположение подтверждается результатами исследований. Проведенный нами анализ академической успеваемости за 2 года обучения в вузе показал, что из всей исследованной группы студентов (60 человек) у 2 успеваемость по сравнению со школьной не изменилась, у 5 повысилась, а у остальных снизилась. Частный коэффициент корреляции среднего балла аттестата с успеваемостью за 2 года обучения составил 0,43, а этого недостаточно для успешного предсказания будущей успеваемости.

Результаты вступительных экзаменов отражают уровень знаний абитуриента в период поступления, и поскольку для поступления в вуз необходим определенный проходной балл, то, вероятно, у поступивших знания были не ниже общего уровня. Этот уровень знаний мог быть достигнут различными путями в зависимости от индивидуального стиля деятельности школьника. Практика показывает, что уровень знаний студентов на начальных этапах обучения неодинаков. Через некоторое время после его начала у ряда лиц обнаружены пробелы в знаниях.

Таким образом, результаты вступительных экзаменов у студентов, имеющих практически одинаковый проходной балл, малоинформативны и не могут служить критерием для прогноза успеваемости в вузе. Вследствие этого возникла необходимость в привлечении других показателей для прогноза, а именно индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности студентов в период поступления. Основанием послужила обнаруженная нами взаимозависимость между комплексом индивидуальных психофизиологических показателей и успешностью обучения студентов. Представляет интерес выяснение вопроса: сохранится ли взаимосвязь между психофизиологическими функциями учащихся при поступлении и успеваемостью в более отдаленное время, поскольку возможно изменение в большей или^меньшей степени каждой из изучаемых функций под влиянием процесса обучения.

Исходя из изложенного, мы предприняли попытку прогнозирования успеваемости в вузе по данным при поступлении. Получены следующие результаты (см. табл. 2): коэффициент множественной корреляции между комплексом индивидуальных психофизиологических показателей при поступлении в вуз и средней успеваемостью за 2 первых курса составил 0,46, т. е. имеется зависимость успеваемости в вузе от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности при поступлении. Коэффициент множественной корреляции того же комплекса показателей с учетом также среднего балла школьного аттестата и успеваемости в вузе 0,66. Таким образом, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности учащегося при поступлении в вуз и средний балл школьного аттестата позволяют с большей вероятностью прогнозировать успешность обучения в вузе. Полученные результаты объясняются, вероятно, тем, что школьная успеваемость, отражая в известной мере общую умственную способность к усвоению знаний, является наряду с индивидуальными психофизиологическими функциями при поступлении важным фактором для прогнозирования успеваемости в вузе, т. е. способности к усвоению профессиональных знаний.

Выводы

1. Способность к усвоению профессиональных знаний зависит от комплекса психофизиологических функций (силы нервной системы по возбуждению, подвижности возбудительного процесса, внимания, способности к переработке информации в зрительном анализаторе и др.), причем на этапах обучения преимущественное влияние могут оказывать различные функции.

2. При прогнозировании способности к усвоению профессиональных знаний следует учитывать средний балл школьного аттестата и индивидуальные психофизиологические функции у учащихся при поступлении в вуз.

Поступила 21/VII 1978 г.

EFFICACY OF INTELLECTUAL ACTIVITY IN RELATION TO INDIVIDUAL

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS IN COLLEGE STUDENTS

V. B. Lastovchenko

Summary. The academic achievement of technical college students is show to be related to their individual psychophysiological features and the state of their cardiovascular system. It is suggested that student performance can be predicted from the individual psychophysiological indices at admission and the average score in the school-leaving certificate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.