vating factors, both biologic and social, but especially on the former, of which prenatal and perinatal injuries are of prime importance. An ocular abnormality (impaired binocular vision, strabismus, amblyopia, ametropia, astigmatism) that has led to considerably reduced competence of the visual system is to be regarded as a factor of anatomico-functional immaturity for attending school. It is shown that if the biologic and social factors of immaturity are to be corrected, the children need to be placed under special conditions and therapeutic measures should be instituted to compensate for the optical and sensorimotor deviations in the system of vision.
УДК 813.71:613.164 «-053.2:796.71
А. Г. Сухарев, Г. А. Левандо
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОГО ФАКТОРА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ СПОРТОМ
Центральный институт усовершенствования врачей, Москва, I Московский городской врачебно-физкультурный диспансер
Согласно автомобильной спортивной классификации СССР, юношам в возрасте 14—16 лет разрешается выступать на картингах с объемом двигателя от 100 до 125 см3, самым юным гонщикам (10—14 лет) предназначен карт с рабочим объемом 50 см3.
Характерной особенностью конструкции карта является открытое расположение двигателя с левой стороны на расстоянии 25—30 см от головы спортсмена. Отсутствие при этом эффективного глушителя создает достаточно высокий уровень шума на рабочем месте водителя. Задача данной работы заключалась в том, чтобы дать характеристику шума карта, а также оценить его воздействие на растущий организм при регулярных тренировочных занятиях.
Для измерения шума карта использован шумомер Р 51-202 фирмы ИРГ (ГДР), предназначенный для точных измерений уровней звукового давления и звука с октавным фильтром. Шум измеряли в соответствии с требованиями ГОСТа 8.055-73 «Машины» и ГОСТа 19358-74 «Автомобили, мотоциклы, мопеды». В соответствии с этим шум определяли на рабочем месте водителя, в 1,5 и 7,5 м от него и на высоте головы водителя. С целью установления зоны наиболее интенсивного шума вокруг карта измерение производили впереди карта, сзади и сбоку от него. Шум определяли как при работе 1 карта, так и при совместной работе 3 машин, причем измерение выполняли многократно во всем возможном диапазоне режимов его работы. Исследование осуществляли с картами, имеющими рабочий объем двигателя 50 и 125 см3.
Было установлено, что шум карта широкополосный, непостоянный, колеблющийся во времени, с максимумом звуковой энергии в области высоких частот. Эквивалентный уровень звука, рассчитанный, исходя из уровней звука в дБ А (ГОСТ 8.005-73), составил 106 дБ А. Вследствие отсутствия данных о допустимых уровнях звука для картов и применения в них мотоциклетных двигателей проведено сравнение эквивалентного уровня звука с допустимыми для мотоциклов по ГОСТу 19358-74. Полученные показатели эквивалентного уровня звука превысили допустимые на 24—26 дБА.
Кроме определения шумовых характеристик карта, исследованы шумо-заглушающие свойства шлемов, обычно используемых картингистами. Шу-мозаглушающие свойства шлемов изучали как при работе карта на стенде, так и на специальном манекене.
Полученные результаты показали, что неглубокий мотоциклетный шлем (наиболее широко применяемый картингистами) не имеет звукоизолирующих свойств. Глубокий шлем обладает лучшими звукоизолирующими свойствами, однако и для него эффективность недостаточна — шум в области частоты 400 Гц достигает 100 дБ. Экспериментальным путем установлено,
2 Гигиена и санитария Jft 5
33
Я -3
см со о о 1Л ю
СО 1 ' 1 •
о о о о о о о о
+1 СЧ +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1
СО ю сч тг СО СО
гС сч" о тГ сч" со
сч
со сч со СО о о о
со —^ сч —^
о о о о о о о о
+1 +1 сч +1 +1 +1 II +1 +1
СО со сч
00 (С СО -1 СО сч" -Ч-" СО
—1 —• —* сч
со <О
СЧ —
О ° «±1
СО "5
— ю
О О
+1 +1 'Г
оо
° 2-+1 +1 Ю Т|
см 2 сч _
о °
11 со -
К5 2
СО о
о о
+1 +1
сч со
сч 10
о о
+1 о
о °
+1 ¿1 о
Iп ~
СО «
о
+1
ст>
ю о сч щ
о о" о
+1 ю +1 +1
да сч
— СО
о о
+1 +1
— оо
Ю <35
_ о о
и +1
¿1, СО
00 2
о ю
о о"
+1 +1
тг о
О
§
< о ° о
+1
§ ®
.л
ю
о -о °
йй ю Е^
ю 2 о ~
11' 00" 2
о '
+1 й
см
ю О
§ё «я
^ <4 да ^
о о о
о о о
+1 +1 +1
о да сч
ю 1П ю
¡X о о
с +1 со о +1 о +1
да
со О
_ о
о ®
«й о «Я
ю ^
2§ о +1 +1
О? «О
уинэг оигдвн
о со
о со
со ю сч
сч со
I I
— сч
е
с X л
ч р
X
е
к
«
ч £
а =
о> X
<9 X
В
о
3
4
ё =
= д
ч 8 х
V X X
я гг
с.
с
что шумозаглушающие свойства глубокого шлема могут быть улучшены путем обклейки внутренней поверхности его слоем поролона 1 см, а в области височных костей он должен быть толщиной 2 см. Кроме того, требуется индивидуальная подгонка каждого шлема по голове картингиста. Исследование такого модифицированного шлема показало, что уровень шума на всех частотах можно снизить на 15—20 дЗ.
Для оценки влияния шума на организм юных спортсменов обследованы картингисты, занимающиеся на базе секции автомотоспорта Центрального дворца пионеров Москвы. Под постоянным наблюдением находилось 136 мальчиков в возрасте от 10 до 16 лет со стажем занятий до 5 лет. Во время тренировки юные спортсмены находились в стандартных неглубоких шлемах. Все спортсмены прошли углубленное диспансерное обследование с участием невропатолога, офтальмолога, хирурга, оториноларинголога и других специалистов. Спортсменов оценивали как здоровых, если имелось нормальное физическое развитие, хорошее функциональное состояние ведущих систем организма и отсутствовали хронические заболевания. Динамические исследования не выявили отрицательных изменений в состоянии здоровья спортсменов. Оториноларингологическое обследование проводили по расширенной программе, которое включало выявление острых и хронических заболеваний, инструментальное обследование носоглотки, изучение отоскопической картины, проходимости евстахиевых труб. Слуховую функцию определяли на аудиометре «Эльза АУ-66». Измеряли пороги слуховой чувствительности на фиксированных частотах от 125 до 8000 Гц по воздушной и костной проводимости, исследовали шепотную речь. Изучали также субъективные симптомы изменения слуховой функции (шум, звон в ушах), разборчивость речи. Всего было проведено 2960 аудиологиче-ских исследований.
Материалы исследования слуховой функции у спортсменов-картингистов с различным стажем занятий представлены в таблице, из которой видно, что на частотах 4000 и 8000 Гц возникает повышение порогов слуховой чувствительности уже при небольшой длительности занятий, а с увеличением стажа практически на всех частотах возрастают пороги слуховой чувствительности. Однако следует отметить, что на низких частотах эти сдвиги невелики, а на высоких с увеличением стажа занятий сдвиг в среднем составил 25 дБ при длительности занятий 4—5 лет. При обследовании спортсменов отмечено также, что с повышением стажа занятий возникают некоторые изменения проходимости евстахиевой трубы, меняется отоскопическая картина, возникают субъективные симптомы шума в ушах (особенно в ночное время) и нарушения разборчивости речи. Последний симптом следует выделить особо, так как ряд спортсменов со стажем 4—5 лет указывали на то, что нередко плохо разбирают речь учителя во время школьных занятий.
Наличие изменений слуховой функции под влиянием длительных тренировок обусловило необходимость определения воздействия однократной тренировки на состояние слуха. Обследовано 45 спортсменов: с длительностью занятий до 1 года — 15, от 1 года до 3 лет — 20, от 3 до 5 лет — 10. Каждый спортсмен обследовался непосредственно после тренировочного занятия 4 раза в год.
Применяли метод тональной аудиометрии не позднее чем через 5 мин после окончания тренировки. В качестве тренировки выбрали стандартные занятия длительностью 2 ч (1 ч тренировки на карте, 1 ч наблюдения за тренировкой в непосредственной близости от картов).
Установлено, что под влиянием одной тренировки происходит снижение слухового восприятия на 40 дБ. При этом с ростом стажа занятий уменьшаются сдвиги слухового восприятия. Субъективные изменения очень велики. У многих спортсменов после тренировки наряду с общими симптомами утомления возникают чувство тяжести и шума в голове, звона в ушах, нарушения разборчивости речи и даже некоторые нарушения равновесия. Восстановление слуховых порогов до исходного уровня в течение первого часа происходило лишь у 35—40% спортсменов.
Сравнительная оценка воздействия тренировки, проводимой в различных шлемах, основана на исследовании слуховой функции у 10 спортсменов до и после стандартного тренировочного занятия. Аудиометрию проводили сразу после тренировки. При применении обычных шлемов снижение слуха под влиянием тренировки достигало 40 дБ по всему спектру частот с замедленным восстановлением (более 1 ч). При использовании модифицированного шлема снижение слуха достигало 20—25 дБ по всему спектру частот с восстановлением к концу 1 ч. Следовательно, благодаря доработке конструкции шлема значительно улучшились его гигиенические характеристики и наметились пути создания эффективных средств шумоглушения для спортсменов-картингистов детского и юношеского возраста.
Выводы
1. При действующем учебно-тренировочном режиме спортсменов-картингистов создается шумовое воздействие на протяжении 2 ч непостоянным шумом с максимумом звуковой энергии в области высоких частот.
2. У спортсменов 12—16 лет, занимающихся картингом около 5 лет, наблюдается снижение слуховой чувствительности в среднем на 25 дБ, что является проявлением предпатологических состояний.
3. Шлемы существующих конструкций не обеспечивают достаточной звукоизоляции (до уровня гигиенической нормы).
4. Система профилактических мероприятий для предупреждения снижения слуха у юных спортсменов, занимающихся автомобильным спортом, должна включать: индивидуальные меры защиты с использованием эффективного шлемофона; ограничение длительности тренировочного занятия 1 ч;
2»
35
проведение специализированного оториноларингологического контроля и отбора с целью исключения лиц с патологией и повышенной чувствительностью органа слуха к шумовому фактору.
Поступила 5/VII 1978 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EFFECT OF NOISE ON CHILDREN AND ADOLESCENTS ENGAGED IN MOTORING AS A SPORT
A. G. Sukharev and G. A. Levando
Summary. Effects of noise on the developing organism are discussed and a set of measures to minimize these effects are proposed.
УДК 612.821.1/.3-057.876
В. Б. Ластовченко
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ
Институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев
Исследовано 60 курсантов Киевского высшего инженерного радиотехнического училища одинакового возраста (17—18 лет), имевших академическую нагрузку 36 ч в неделю, одинаковый и регламентированный режим учебы и внеучебной деятельности, получавших одинаковое питание и регулярно занимавшихся спортом. Выбор контингента для испытаний позволил исключить неравномерность влияния на успеваемость части объективных факторов. За исходные данные мы принимали итоги исследований, выполненных у студентов, только что поступивших в вуз, до начала учебных занятий; они сравнивались с данными исследований, проведенных в течение последующих 2 лет обучения.
Методы и показатели физиологических исследований представлены в табл. 1. Данные физиологических исследований сопоставляли с успеваемостью испытуемых в средней школе (по среднему баллу школьного аттестата) и с академической успеваемостью в вузе по среднему баллу 1, 2 и 4-го семестров обучения. В результате анализа средних по группам данных у лиц с неудовлетворительной, удовлетворительной, хорошей и отличной успеваемостью выявлены некоторые тенденции в их различиях. Поскольку сред-негрупповые показатели нивелировали индивидуальные, для более глубокого анализа полученных данных мы использовали метод множественной корреляции, который позволил установить зависимость успешности обучения от комплекса психофизиологических показателей у каждого студента.
Результаты множественного корреляционного анализа между комплексом индивидуальных психофизиологических показателей и успеваемостью студентов в различные периоды обучения представлены в табл. 2. Выявленная взаимосвязь свидетельствует о зависимости успеваемости студентов от особенностей их высшей нервной деятельности, причем наиболее тесная связь отмечена в 1-м семестре. Парные коэффициенты корреляции между успеваемостью и отдельными психофизиологическими показателями свидетельствуют о преимущественном влиянии на последнюю тех или иных функций на этапах обучения. Установлена положительная корреляционная зависимость между средним баллом школьного аттестата и длительностью ЛП сложной зрительно-моторной реакции (г=+0,16), числом ошибок на дифферен-цировочный раздражитель (г=+0,19), скоростью переключения внимания (г=+0,20) и отрицательная корреляционная зависимость между успеваемостью и общим количеством переработанной информации в зрительном анализаторе (г=—0,20). Хотя приведенные коэффициенты корреляции свидетельствуют о наличии слабой связи, однако они отражают общую тенден-