the education system: collection of articles, ID "Wednesday", Cheboksary, pp. 86.
2. Karvasarsky, B. D. (2004), Clinical psychology: textbook, Peter, St. Petersburg.
3. Levit, M. V. (2000), Theory and practice of constructing variable curricula of general secondary education in Russian pedagogy, 1985-90 years, dissertation, Moscow.
4. R.R. Rimskikh (1997), "The methodology of "Operative memory"", Almanac of psychological tests, KSP, Moscow, pp. 89.
5. Matveev, A.P. (1997), Theoretical and methodological foundations of the formation of the educational subject "physical culture" in a comprehensive school, dissertation, Moscow.
6. Majordomo, O.E. and Schreiber, T.V, (2011)Raven's progressive matrices: methodological recommendations, Udmurt University, Izhevsk.
7. Purgina, E.I. (2015), Methodological approaches in modern education and pedagogical science: textbook, Yekaterinburg.
8. Tunik, E. (2000), "Johnson's creativity questionnaire", School Psychologist, No. 47, pp. 5662.
Контактная информация: ghidaa1990@hotmail.com
Статья поступила в редакцию 14.06.2021
УДК 796.431.2
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В
ДЛИНУ 17-19 ЛЕТ
Екатерина Игоревна Маяк, аспирант, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
Нынешнее развитие спортивных достижений легкоатлетов-прыгунов нуждается в непрерывном поиске новых, научно обоснованных форм подготовки спортсменов высокой квалификации. Статья посвящена актуальной для теории и методики спортивной тренировки проблеме физической подготовленности прыгунов в длину с разбега. Целью исследования стал поиск сочетаний эффективных нагрузок сопряженного воздействия следующей направленности: «скорость-сила», «скорость-координация», «координация-сила», а так же доказана эффективность применяемых тренировочных режимов работы сопряженного воздействия в спортивной подготовке прыгунов в длину с разбега 17-19 лет с помощью педагогического тестирования.
Ключевые слова: прыгуны в длину, силовая тренировка, взрывная сила, ритм.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p187-191
RESEARCH OF CONCEPTS OF PHYSICAL TRAINING OF LONG JUMPERS AGED
17-19
Ekaterina Igorevna Mayak, the post-graduate student, Dmitry Mikhailovich Matyukhov, the
candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture,
Chelyabinsk
Abstract
The current development of sports achievements of track and field jumpers requires the continuous search for new, scientifically based forms of training of highly qualified athletes. The article is devoted to the problem of physical fitness of long jumpers with the run-up, which is relevant for the theory and methodology of sports training. The aim of the study was to find the combination of effective loads of conjugate impact of the following orientation: "speed-strength", "speed-coordination", "coordination-strength", as well as to prove the effectiveness of the applied training modes of conjugate impact in the sports training of long jumpers from the run-up of 17-19 years with the help of tests of pedagogical testing. Keywords: long jumper, strength training, explosive power, rhythm.
ВВЕДЕНИЕ
Совместимость упражнений различной направленности выполняемых при развитии физических качеств прыгунов в длину является чрезвычайно важным фактором, который характеризует эффективность тренировочного процесса. Комплексный подход и планирование тренировок прыгунов в длину предполагает применение разнонаправленных средств (силового, скоростного, технического характера) в рамках одной тренировки. Для прыгунов в длину важным является способность проявлять оптимальный уровень специфических способностей в структуре соревновательных движений, так как это связано с технической подготовкой прыгунов и их координационным потенциалом. Это предполагает наличие должного уровня физических компонентов, обеспечивающих управление целевыми движениями прыгунов в длину с разбега в соревновательном упражнении.
В тоже время эффективность технической подготовленности прыгунов в длину имеет наибольшую связь со спринтерским бегом, силой отталкивания и развитием координационных способностей. Поэтому для осуществления спортивных достижений спортсмена в тренировочном процессе целесообразно применение сопряженных нагрузок скоростного и силового характера со специальными прыжковыми упражнениями, что обеспечит необходимое энергообеспечение соревновательного упражнения [1, с. 37].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статистический анализ тренировочных нагрузок прыгунов в длину в годичном цикле показал, что в среднем только 4% годовой тренировочной нагрузки технико-прыжковой направленности выполняется спортсменами в режиме граничащим с соревновательным упражнением.
При этом выполняя существенный объем базовой тренировочной нагрузки, высокоинтенсивные методы тренировки практически ограничиваются соревновательной практикой.
Профессор В.М. Зациорский обнаружил, что «...приспособление спортсменов к увеличивающимся нагрузкам обусловлено тремя главными факторами: величиной воздействия, его спецификой и приспособляемостью спортсмена», что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема действия закона адаптации в процессе тренировки спортсменов (по Зациорскому, 1995)
Следует отметить, что объем нагрузки дополнительной части относительно всего занятия в отдельных микроциклах должен определяться исходя из типа и задач микроцикла. На протяжении всего этапа подготовки осуществлялось комплексное формирование физической подготовленности прыгунов при помощи сопряженных нагрузок с при-
менением следующих упражнений:
В экспериментальной группе при сочетании тренировочных нагрузок основной части занятий применялись дополнительно следующие упражнения:
1) на нестабильной платформе (с собственным весом, с отягощением);
2) использовались блоки упражнений, представленные в таблицах 1, 2, 3. Основная направленность тренировок в недельном цикле в экспериментальной
группе представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Содержание и направленность тренировки в недельном микроцикле экспериментальной группы_
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Скоростно-силовой блок Координационно-силовой блок Скоростно-координационный блок Отдых Координационно-силовой блок Скоростно-координационный блок Отдых
1. Прыжки в длину с обычного разбега, упражнение у стены с тройной сменой ног на ско-рость+ Упражнения со штангой (выпрыгивание на одной, двух ногах, выпады) 2. Бег в гору (100 м)+ Длинные прыжки в гору (50-60 м): много-скоки (на одной, со сменой ног, в различных сочетаниях) 3. Бег 60 м+ Прыжки вверх-вниз по ступеням в различных вариантах (на двух ногах, на левую, толчковую ноги) 1. Прыжки на двух и одной ноге через барьеры, постепенно увеличивая расстояние между ними и высоту+ Прыжки на месте на двух ногах со штангой над головой на вытянутых руках, то же на одной ноге поочередно (спина прямая) 2. Сгибания-разгибания рук в упоре лежа на полусфере+ Приседы на полусфере (узкая стойка) выполнять до угла 8090 градусов 1. Разбег с отталкиванием (50 м), высокое поднимание бедра на месте (на частоту) 60 сек+ Прыжки на скакалке 2. С разбега 4-6 беговых шагов десяти кратные прыжки с (приземление в яму)+ Выпрыгивание вверх со сменой ног на скамейку 1. Поднятие одной ноги с задержкой (попеременно на левую и правую) (40 м), Бег с выпрыгиванием (как можно выше) на левую и правую ноги попеременно (40 м)+ Приседы в стойке на левой (правой) на полусфере 2. С 4-6 беговых шагов прыжок в длину+ Приседы на полусферах с отягощением 1. Бег назад 40 м+ Прыжки через/между тумбами (на одной, двух ногах, со сменой ног, в различных сочетаниях) 2. Прыжки на двух ногах с помощью партнера взявшись за ру-ки+ Прыжки вверх с двух-четырех шагов разбега с имитацией ударов по мячу рукой в полете
Как следует из таблицы 1, скоростно-координационный блок включает прыжковые упражнения для развития взрывной силы мышц ног (так называемой прыгучести) и выполняются с однократным или повторными отталкиваниями одной или двумя ногами с максимальным усилием. Однократные прыжковые упражнения выполняются с места, подхода или с напрыгиванием на две ноги.
Координационно-силовом блоке применялись средства на нестабильной опоре прежде всего направлены на развитие мышц ног и таза, что способствует совершенствование собственно-силовых способностей, локальной мышечной выносливости, статоки-нетической устойчивости и компонентов координационных способностей. Данные упражнения выполнялись интервальным методом с применением балансировочной платформы (ВоБи) [2, с. 9]. Количество серий варьировалось от двух до четырех. Длительность упражнений составляла 40-120 секунд с интервалами отдыха до двух минут исходя из направленности тренировочного микроцикла. Отдых между сериями составлял три минуты.
Таблица 2 - Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента_
Название теста КГ ЭГ
До После До После
Присед с мах весом 1 раз, кг 126±2,24 129±2,56 125±2,13 136±1,96
Р > 0,05 Р < 0,05
Полуприсед с мах весом на время 5 раз, сек 6,96±0,06 | 6,94±0,06 6,97±0,08 | 6,72±0,07
Р > 0,05 Р < 0,05
Рывок с мах весом 1 раз, кг 66,88±1,73 | 68,75±1,68 65±2,02 | 75±2,02
Р > 0,05 Р < 0,05
Бег 50 м, сек 5,93±0,07 | 5,88±0,07 5,91±0,05 | 5,70±0,06
Р > 0,05 Р < 0,05
Бег 150 м, сек 17,30±0,22 | 17,55±0,20 17,55±0,17 | 16,96±0,16
Р < 0,05 Р < 0,05
5-ти кратный скачок на толчковую ногу с шести беговых шагов, м 17,80±0,19 | 17,70±0,19 17,93±0,16 | 18,25±0,17
Р > 0,05 Р < 0,05
5-ти кратный скачок на маховую ногу с шести беговых шагов, м 17,30±0,24 | 17,26±0,24 17,50±0,24 | 17,71±0,24
Р > 0,05 Р < 0,05
5-ти кратные прыжки с ноги на ногу с шести беговых шагов, м 17,60±0,14 | 17,64±0,14 17,87±0,19 | 18,00±0,17
Р > 0,05 Р < 0,05
Прыжок в длину с места, м 2,97±0,05 | 2,96±0,04 2,96±0,03 | 3,07±0,03
Р > 0,05 Р < 0,05
Как следует из таблицы 2 показатели по тестируемым упражнениям значительно повысились в экспериментальной группе. Это говорит об эффективности предложенной методики применения сопряженных нагрузок в тренировочном процессе прыгунов в длину с разбега.
Доказательством эффективности применяемых средств и методов в группе эксперимента служит достоверный прирост результатов в соревновательной деятельности спортсменов, которые отражены на рисунке 2.
690 680
До После
Летний сезон
До После
Зимний сезон
I Экспериментальная группа
627
637
660
679
' Контрольная группа
618
626
641
654
Рисунок 2 -Результаты соревновательной деятельности прыжка в длину с разбега контрольной и экспериментальной группы, до и после эксперимента
Как видно из рисунка 2, в контрольной группе результаты улучшились с 618±15см до 641±09 см, т.е. на 23 см, и с 627±12см до 654±10 см, т.е. на 27 см, а в экспериментальной группе улучшились с 626±15 см до 660±07 см, т.е. на 34 см, и с 637±14 см до 679±07 см, т.е. на 42 см. Как видим, результаты соревновательной деятельности экспериментальной группы свидетельствуют об эффективности методики физической подготовки прыгунов в длину с использованием средств сопряженного развития скоростных, силовых и координационных способностей по сравнению с традиционной методикой тренировки прыгунов, спортсмены экспериментальной группы на соревнованиях прыгали под норматив кандидата в мастера спорта.
Таблица 3 - Результаты пробы Руфье Диксона контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента._
Название КГ ЭГ
До После До После
Проба Руфье-Диксона 5,2±0,3 4,5±0,3 5,3±0,2 3,1 ±0,2
P > 0,05 P < 0,05
В таблице 3 представлены результаты пробы Руфье-Диксона контрольной и экспериментальной групп, где видно, что в начале эксперимента спортсмены демонстрируют приблизительно одинаковые результаты, поэтому различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (Р > 0,05), а после эксперимента спортсмены демонстрируют разнородные результаты, поэтому различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (p<0,05).
Контрольная группа улучшила свою оценку результата с 5,2±0,3 до 4,5±0,3, а экспериментальная группа с 5,3±0,2 до 3,1±0,2, по оценке результата у контрольной и экспериментальной группы хорошая оценка результата, чем меньше индекс Руфье, тем тренированнее сердечно-сосудистая система спортсмена.
Отсюда следует, что эффективность технической подготовленности прыгунов в длину имеет наибольшую связь со спринтерским бегом, силой отталкивания и развитием координационных способностей. Поэтому для осуществления спортивных достижений спортсмена в тренировочном процессе целесообразно применение сопряженных нагрузок скоростного и силового характера со специальными прыжковыми упражнениями, что обеспечит необходимое энергообеспечение соревновательного упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В тренировочный процесс прыгунов в длину необходимо включать упражнения различной направленности в частности скоростной, силовой и технической. Это позволит организовать высококонцентрированную рабочую нагрузку при достаточном уровне воздействии на тренировочный эффект.
Таким образом, создаются специфические требования к планированию тренировочного процесса прыгунов в длину для формирования технического стереотипа и необходимого энергообеспечения соревновательного упражнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровник, В. И. Система оценки и прогнозирования физического состояния квалифицированных спортсменов в легкой атлетике / В. И. Бобровник // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 1. - С. 12-19.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте : монография / Ю. В. Верхошанский. - 3-е изд. - Москва : Советский Спорт, 2013. - 216 с.
REFERENCES
1. Bobrovnik, V. I. (2013), "The system of assessment and forecasting of the physical condition of qualified athletes in track and field athletics", Pedagogy, psychology, and medico-biological problems of physical education and sports, No. 1 pp 12-19.
2. Verhoshansky, Yu.V. (2013), Fundamentals of special strength training in sports, Soviet
Sport.
Контактная информация: keit1309@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.06.2021