Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
e-commerce / конкуренция / барьеры входа / пандемия / Amazon / e-commerce / competition / entry barriers / pandemic / Amazon

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.С. Колян, А.Е. Плесовских, Е.Н. Таненкова

В исследовании рассмотрены основные причины роста сферы электронной коммерции, что впоследствии привело к увеличению доли рынка Amazon и других крупных e-commerce компаний. Проанализированы конкурентные преимущества и факторы, позволяющие международным компаниям в данной сфере сохранять лидирующие позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION RESEARCH IN THE INTERNATIONAL E-COMMERCE MARKET

The study examines reasons for the growth of e-commerce, which subsequently led to an increase in the market share of Amazon and other large e-commerce companies. The authors identify competitive advantages and factors that allow companies in this field to maintain a leading position.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»

УДК 339.137

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Н.С. Колян, А.Е. Плесовских Научный руководитель - Е.Н. Таненкова

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: alexandermcme@gmail.com

В исследовании рассмотрены основные причины роста сферы электронной коммерции, что впоследствии привело к увеличению доли рынка Amazon и других крупных e-commerce компаний. Проанализированы конкурентные преимущества и факторы, позволяющие международным компаниям в данной сфере сохранять лидирующие позиции.

Ключевые слова: e-commerce, конкуренция, барьеры входа, пандемия, Amazon.

COMPETITION RESEARCH IN THE INTERNATIONAL E-COMMERCE MARKET

N.S. Kolyan, A.E. Plesovskikh Scientific supervisor - E.N. Tanenkova

Siberian Federal University 79, Svobodnyy Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: alexandermcme@gmail.com

The study examines reasons for the growth of e-commerce, which subsequently led to an increase in the market share of Amazon and other large e-commerce companies. The authors identify competitive advantages and factors that allow companies in this field to maintain a leading position.

Key words: e-commerce, competition, entry barriers, pandemic, Amazon.

E-commerce как новое направление сформировалось практически одновременно с возникновением интернета, подразумевая покупку и продажу продукции онлайн. Ecommerce как индустрия развивается очень динамично, оказывая все большее влияние на всю сферу международной торговли, являющейся составной частью международного бизнеса [1]. Актуальность сферы e-commerce многократно возросла во время пандемии COVID-19. Введённые во время пандемии ограничения стали драйвером развития сферы ecommerce: рост продаж составил 8% по всему миру, а рост выручки - 19%, что объясняется естественной реакцией бизнеса, который обратился к защищенным от пандемии каналам продаж [2]. Тем не менее, высокая концентрация рынка e-commerce может создавать благоприятные условия для возникновения монополии, угрожать нормальному функционированию рыночного механизма, ограничивать конкуренцию. Данное исследование посвящено анализу проблемы конкуренции в международной сфере ведения бизнеса - e-commerce.

Стремительное развитие сферы e-commerce констатируют статистические агентства по всему миру. Так, глобальные продажи в данной сфере достигли 4,2 трлн долларов США в 2020 г. В 2021 г. на долю e-commerce приходилось около 20% всех продаж по всему миру.

Секция «вПроблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

Прогнозы компании Statista показывают, что к 2025 г. почти 25% всех покупок будут совершаться в сфере e-commerce, а к 2040 г. этот показатель достигнет 95%. Совершение покупок и транзакций во многом возможны благодаря онлайн-рынкам, или маркетплейсам, например, таким как Amazon Marketplace, где на одной онлайн-площадке сконцентрирован широкий спектр брендов и товаров от различных продавцов. Основная функция маркетплейса - предоставить платформу, которая соединит покупателей и продавцов. Главной целевой аудиторией торговых площадок e-commerce являются клиенты, желающие купить продукцию онлайн, и компании, желающие продавать продукцию онлайн потребителям (B2C) или другим компаниям (B2B).

Несмотря на ускоряющий рост индустрии e-commerce, она может быть охарактеризована как высококонцентрированная: несколько крупных компаний доминируют в индустрии. Мировой опыт показывает, что сосредоточение избыточного влияния на рынок в руках нескольких компаний может затормозить экономический рост, подавляя инновации и сдерживая инвестиции. Такой исход может подорвать восстановление экономики после кризиса COVID-19.

Анализ долей рынка, которые занимают компании, позволяет выявить предпосылки возникновения избыточного влияния на рынок. Так, доля рынка Amazon в В раз превосходит долю, занимаемую eBay и Walmart, что создаёт угрозы конкурентоспособности. Другие показатели также демонстрируют доминантное положение Amazon: Amazon является самым посещаемым маркетплейсом в мире. Из-за своего размера ни один другой маркетплейс не может предоставить продавцам сравнимого по величине пула покупателей. Amazon.com сотрудничает с 2,3 миллионами продавцов по всему миру. Для сравнения, ближайший конкурент Amazon, Walmart, насчитывает на своем рынке в 45 раз меньше - около 54 000 продавцов [3].

В исследовании были выделены несколько факторов, обеспечивающих доминантное положение Amazon - к таковым можно отнести барьеры для входа на рынок. Некоторые из этих барьеров присущи e-commerce, такие как [4]: сетевые эффекты - затрудняют для других маркетплейсов достижения сопоставимого числа покупателей и продавцов; барьеры переключения - нивелируют шанс совершения покупок потребителями за пределами экосистемы Amazon; эффект масштаба - высокие затраты на создание огромной международной логистической сети, сопоставимой по размерам и масштабам с Amazon.

Другие барьеры являются результатом антиконкурентного поведения Amazon, как, например, стратегия приобретений и поглощений других компаний, представляющих потенциальную угрозу его доминантному положению. Анализ данных факторов позволяет выявить условия возникновения на рынке компаний, имеющих монополистическую власть, и может быть полезен для регулирующих государственных органов в сфере антитрестовой политики.

Amazon контролирует большую долю всех продаж e-commerce в мире. Данные антитрестовского комитета США свидетельствуют о том, что Amazon обладает монопольной властью над большинством сторонних продавцов и поставщиков. Продавцы сообщают, что они не могут перейти на альтернативные платформы, независимо от того, насколько Amazon может увеличить их расходы на ведение бизнеса, повышая цены за размещение продукции и услуги хранения и доставки товаров. Продавцы вынуждены пользоваться Amazon из-за сетевых эффектов и барьеров переключения. Другие маркетплейсы не могут сравниться с Amazon по способности предоставлять бесплатную и быструю доставку для такого большого объема и ассортимента товаров. Даже Walmart с его обширной дистрибьюторской сетью не может составить конкуренции Amazon по этому показателю.

Акции компании неизменно является одними из самых дорогих на Уолл-стрит - явный признак того, что инвесторы ожидают, что Amazon расширит свою рыночную власть. За последние два десятилетия Amazon приобрела по меньшей мере 100 компаний (Whole Foods,

Ring, PillPack, IMDB.com, Audible, Twitch и другие). Стратегия поглощений компаний Amazon в первую очередь направлена на приобретение фирм-конкурентов и компаний, работающих на смежных рынках, что предоставляет ей доступ к дополнительным ценным данным о клиентах. Эта стратегия эффективно способствовала расширению рыночной власти и помогла Amazon распространить эту власть на смежные рынки (рынки сервисов потоковой передачи видеоконтента, логистики, беспилотных автомобилей, голосовых ассистентов и облачных вычислений).

Таким образом, авторами были выявлены барьеры, обеспечивающие доминантное положение Amazon. К ним можно отнести барьеры для входа, которые присущи e-commerce, такие как эффект масштаба, сетевой эффект и барьеры переключения, другие являются результатом антиконкурентного поведения Amazon, такие как стратегия приобретений и поглощений Amazon других компаний, представляющих потенциальную угрозу его доминантному положению. Расширение Amazon в самых разных направлениях бизнеса многократно увеличило объём пользовательских данных, создавая эффект положительной обратной связи, способствующий увеличению разрыва между Amazon и её конкурентным окружением. Стратегия приобретения Amazon привела к уменьшению выбора для потребителей с точки зрения наличия дифференцированных каналов онлайн-торговли, а также к снижению конкурентного давления с точки зрения цены и качества. Авторами могут быть предложены некоторые рекомендации по снижению концентрации рыночной власти Amazon, которые, как предполагается, поспособствуют снижению цен продукции, увеличению количества инноваций и качеству товаров и услуг - среди них: уменьшение конфликта интересов путем структурного разделения и ограничения сфер деятельности доминирующих компаний; внедрение законодательных правил для предотвращения дискриминации, фаворитизма; установления презумпции доминировании при слиянии крупных компаний.

Библиографические ссылки

1. Стрелец. И. А. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия // Мировая экономика и международные отношения, 2020. Т. 64 № 1. С. 15-25.

2. E-commerce trends during COVID-19 Pandemic / Bhatti A, Akram H, Basit HM, Khan AU, Raza SM, Naqvi MB. // International Journal of Future Generation Communication and Networking, 2020 Jun;13(2):1449-52.

3. Barwise P, Watkins L. The evolution of digital dominance. Digital dominance: the power of Google, Amazon, Facebook, and Apple. 2018, 21-49.

4. Pehrsson A. Barriers to entry and market strategy: a literature review and a proposed model. European Business Review. 2009.

© Колян Н.С., Плесовских А. Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.