Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова А.В., Крыжановская Н.В.

В данной статье содержится исследование конфликтного поведения младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования. В статье описывается анализ проведенного констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня конфликтности младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 159.9

Быкова А.В.

магистрант, 2 год обучения, факультет Психологии Южно-Уральский Государственный гуманитарно - педагогический университет

(Россия, г.Челябинск)

Крыжановская Н.В.

канд.пед.наук, доцент Южно-Уральский Государственный гуманитарно - педагогический университет

(Россия, г.Челябинск)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье содержится исследование конфликтного поведения младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования. В статье описывается анализ проведенного констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня конфликтности младших школьников.

Ключевые слова: конфликт, конфликтность, младшие школьники, конфликтное поведение.

В нашей повседневной жизни конфликта не избежать. Мы можем пытаться уйти от него, либо опровергать его наличие, но мы не сможем полностью исключить конфликт из нашей жизни.

Конфликты в возрасте младших школьников в стенах школы, класса, учреждений дополнительного образования в основном базируются на эмоциях и личной неприязни. В наши дни конфликт углубляется и охватывает все большие

масштабы. Для учреждений дополнительного образования присущи различные виды конфликтов. Деятельность учителей, наставников, педагогов направлена на моделирование личности, ее цель - передача младшим школьникам определенного социального опыта, наиболее полное изучение этого опыта.

Внутриличностные, межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты неблагоприятно воздействуют на все процессы направления деятельности учреждения дополнительного образования. Конфликты между младшими школьниками негативно влияют как на самих конфликтующих, так и на всю группу. В группе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, младшие школьники слабо воспринимают программный материал, обычная обида может, в итоге, обернуться проявлением жестокости по отношению к своим ненавистникам и т.п.

В младшем школьном возрасте вопрос исследования конфликтов, как нам кажется, является особо наболевшим. В этом возрасте от младшего школьника требуется концентрация произвольного внимания, некоторые усилия воли, ответственность и самостоятельность, а они еще не совсем присущи младшим школьникам. В этом возрасте младшие школьники только начинают делать первые шаги к взрослой жизни - они учатся уживаться в коллективе, совместно решать его проблемы. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы поведения ребенка в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Проблема конфликтов и конфликтного поведения уже долгое время является одной из центральных в педагогической психологии.

В связи со сказанным выше, изучение особенностей конфликтного поведения детей младшего школьного возраста представляет собой особую актуальность.

Проблема конфликтов и конфликтного поведения уже долгое время является одной из центральных в педагогической психологии.

Российские исследователи рассматривают конфликт как наиболее острый способ разрешения противоречий, которые возникают во взаимодействии двух

сторон и заключаются в противодействии субъектов конфликта, как противоборство двух конфликтующих сторон (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, А.Г. Здравомыслов, Б.И. Хасан, Н.В. Гришина, Ю. Запрудский, А. Дмитриев, А. Зайцев, Ф.Е. Василюк и др.).

В зарубежной литературе конфликт, в какой бы форме он не проявлялся, рассматривают как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (Р. Дарендорф, Л. Козер, Г. Зиммель, Т. Парсонс, К. Боулдинг, М. Гектер, Т. Нейрн, С. Липсет, М. Дойч и др.) [1].

Нами было проведено исследование конфликтного поведения у младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования. В исследовании приняли участие 16 учеников студии творческого развития на базе МОУ «Каслинская СОШ №24» г.Касли в возрасте 8-9 лет, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Студия творческого развития основана 1 сентября 2017 года. Посещают студию более 40 учеников, возраст которых 8-11 лет. В студии созданы условия для формирования у учащихся творческого мышления, воображения, а также умений самоконтроля, самооценки, самовоспитания и саморазвития, развития способностей, творческого потенциала.

В результате исследования по методике «Диагностика функционального лидерства в малых группах» нами были получены следующие результаты, которые отражены на рисунке 1.

о4

п

й 2 я я

и

а

о а Я

о о са н

о щ

т

Я

ч

о «

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Универсальный Предпочетаемый лидер

Аутсайдер

Функциональный лидер

Психологические статусы членов группы

Рисунок 1 - Результаты исследования младших школьников по методике «Лидерство в малых

группах».

В группе из 16 человек (100%) не выявлено ни одного универсального лидера, обладающего личностными качествами, которые позволяют ему оставаться лидером в любой ситуации, в которую попадает группа. 37,5% младших школьников являются «предпочитаемыми», также как и лидеры, они имеют высокий психологический статус, но предпочитают не брать на себя ответственность и роль арбитра. Из них выявлены 12,5% функциональных лидеров - это младшие школьники, сосредоточенные на поставленной задаче, неустанно борются за достижение группой поставленных целей. Остальные 62,5% младших школьников являются «аутсайдерами», то есть имеют нулевой психологический статус. На основании выше описанного исследования, мы можем сделать вывод, что только 37,5 % младших школьников, которые претендуют на определенную роль или статус в данной группе, предрасположены к агрессивному и несдержанному поведению, следовательно, конфликту или ссоре.

Методика «Детский вариант личностного теста Р.Кеттела» проводилась по модифицированной версии взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттела, адаптированного Э.М.Александровской.

Результаты исследования отражены на рисунке 2.

$ 100%

а

н 80%

ын

ен = 60%

о

с о 40%

о

н с 20%

еч

и л 0%

I

II

VI

Черты личности

VII

VIII IX

X

XI

III

IV

VI

VII VIII

IX

XI

И Низкий ^ Средний ■ Высокий

ЭсновноОсновш ЭсновноОсновш ЭсновноОсновш

юновноОсновноОсновж •сновноОсновноОсновж •сновноОсновноОсновж

СновноЭсновноЭсновно СновноОсновноОсновж СновноОсновноОсновж

сновноОсновноОсновно сновноОсновноОсновно сновноОсновноОсновно

I - Экстраверсия, II - Уверенность в себе, III - Эмоциональная невозбудимость, IV - Независимость, V - Благоразумие, VI - Добросовестность, VII - Смелость, VIII - Практичность, IX - Оптимизм, X -

Самоконтроль, XI - Невозмутимость Рисунок 2 - Основные показатели черт личности у младших школьников по тесту Р. Кеттела

По результатам исследования видно, что большинство младших школьников имеют низкий или средний уровень показателей черт личности (уверенность в себе, эмоциональная невозмутимость, независимость, благоразумие, практичность, самоконтроль, невозмутимость), которые могут повлиять на конфликтность. 56% младших школьников эмоционально уравновешены, сдержаны. 43,7% хорошо социально адаптированы, уверенны в себе, имеют низкую тревожность. Несмотря на то, что в силу своего возраста, у младших школьников повышена беспечность (93,7%), большинство из них (87,5%) обычно спокойны и редко расстраиваются. 50% младших школьников ведут себя самостоятельно, умеют полагаться на себя, практичны и реалистичны. 81,2%, как правило, спокойны и невозмутимы. Они вполне могут контролировать свое эмоциональное состояние, показывают готовность в совместной деятельности и способность воспринимать советы от других людей. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство младших школьников имеют низкий или средний уровень конфликтности.

V

X

Проективная методика «Кактус» позволяет увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и ее направленность.

Результаты исследования отражены на рисунке 3.

Основной ^ Основной

0 <0 I-

и

01 т

е; о

Основной Основной о Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

Пгилоилм

Основной

Основной

Основной

Основной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной

ОсновОйовОйновной

Основной

Основной

Основной

■'/////У//////

Ж ж ¿У # ^ £ / / / /

^ / / 0 ^ ^

г У

с/V

с/

Личностные качества испытуемых

Рисунок 3 - Результаты исследования младших школьников по проективной методике

«Кактус».

Проанализировав результаты тестирования, полученные по проективной методике «Кактус», выявлено, что у 62,5% младших школьников присутствует скрытая агрессивность, и лишь у 12,5 % она ярко выражена. В основном агрессия связана с тревожностью, отсутствием домашней защиты, чувством одиночества. 75% младших школьников открыты, стремятся к лидерству. 62,5 % имеют чувство защиты, семейной общности, мягкости, тепла. На основании этих данных

можно сделать вывод, что большинство младших школьников не агрессивны, а, следовательно, не склонны к конфликтам и аффективным вспышкам, имеют средний или низкий уровень конфликтности.

Таким образом, результаты тестирования говорят о том, что в целом, опрошенные не конфликтны, а младшие школьники, которые наиболее склонны к конфликтности, имеют разные причины, по которым конфликты все же возникают. В основном это: противостояние за место лидера, эмоциональные переживания, отсутствие взаимопонимания, ситуации, связанные с общественными поручениями, зависть, оскорбления, клевета, противостояние социальных статусов их семей. Все конфликты происходят потому, что младшие школьники не имеют житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, у них преобладает стиль поведения на интуитивном уровне.

Список использованной литературы:

1. Тюленева Е.Н. Особенности конфликтного поведения учащихся младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 06.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.