Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/86PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Агапов В.С., Фельдман И.Л., Овда Л.Г. Уровневые различия структуры ценностной сферы личности младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/86PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Agapov V.S., Feldman I.L., Ovda L.G. (2020). Level differences in the structure of the value sphere of the personality of primary schoolchildren. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/86PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.96 ГРНТИ 15.81
Агапов Валерий Сергеевич
АНО ВО «Российский новый университет», Москва, Россия Профессор кафедры «Общей психологии и психологии труда» Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1999-7408 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=254689
Фельдман Инесса Леонидовна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Тула, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6171-4216 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=460952
Овда Любовь Георгиевна
МОУ «Волоколамская школа-интернат», Волоколамск, Россия
Педагог-психолог E-mail: [email protected]
Уровневые различия структуры ценностной сферы личности младших школьников
Аннотация. Статья посвящена исследованию уровневых различий проявления структуры ценностной сферы личности младших школьников. Выборка составила 148 третьеклассников в возрасте 9 лет, среди которых 74 учащихся светских школ в возрасте 9 лет (34 мальчика и 40 девочек), 74 учащихся православных школ в возрасте 9 лет (38 мальчиков и 36 девочек) Московской области. В эмпирическом исследовании участвовали 9 педагогов-экспертов. Применялись методики: «Изучение структуры ценностной сферы личности младших школьников» (Л.Г. Овда), «Отношение к проблеме решения моральных дилемм» (Л.Г. Овда) и детский вариант опросника 11-PF Р.Б. Кеттела (в адаптации Р.С. Немова). Использовался прием сравнительного анализа эмпирических данных двух выделенных групп мальчиков и девочек по U-критерию Манна-Уитни в выявлении половых различий проявления показателей структуры ценностной сферы личности младших школьников. Предложены показатели изучаемой структуры, созданной на основе теоретического обобщения разрозненных концептуальных идей о ценностном образовании личности. Обосновано
уточнение понятия «ценностная сфера личности младших школьников». Оно рассматривается как относительно устойчивой, переживаемой системы оценок личностью предметов и явлений отражающей действительности, сопряженных с ее ценностями, идеалами и желаниями, нравственно ориентирующих на моральные способы достижения целей поведения и деятельности. На основе предложенного психодиагностического комплекса методик обнаружены психологические особенности проявления показателей структуры ценностной сферы личности младших школьников в выборках мальчиков и девочек по низкому, среднему и высокому уровням. Установлено, что системообразующим в анализируемой структуре ценностной сферы личности младших школьников является когнитивный компонент. При этом выявлено рассогласование в проявлении когнитивного и поведенческого компонентов структуры ценностной сферы личности младших школьников. В статье дается интерпретация полученных эмпирических данных. Делается вывод о том, что необходима разработка и экспериментальной апробации программ психологического сопровождения процесса развития феномена ценностной сферы личности младших школьников в условиях социально-педагогического партнерства семьи, школы и церкви.
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; духовность; младший школьник; ценностная сфера личности; духовно-нравственное воспитание; идеал; нравственные нормы; нравственные качества личности
Введение
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую государственную задачу формирования прежде всего духовно и нравственно ориентированной личности младших школьников. В связи с этим В.И. Слободчиков [1, с. 40] подчеркивает, что «духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни... Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т. п.». Как видим без духовности и нравственности теряется смысл созидания «человеческого в человеке».
Психологическое понимание феномена духовности раскрывает Г.В. Ожиганова. Данный феномен она определяет «как стремление личности к реализации своих высших возможностей (самореализации) и способностей, ведущих к:
а) достижению гармонии с собой, миром, «надмиром» (высшей реальностью) на основе осознания вечных, абсолютных ценностей, таких как истина, добро, любовь, красота, справедливость;
б) осознанию своей духовной природы и духовного измерения действительности, которое связано, в первую очередь, с Абсолютом, но может восприниматься в данный момент вне сакрального контекста, как красота и величие природы, искусства, героических поступков и др. ;
в) претворению в жизнь своих духовных идеалов (гуманистически ориентированное поведение и деятельность)» [2, с. 44].
К этому следует добавить, что в определение духовности включены ценности, идеалы и ориентации личности. По мнению Г.Ф. Гаврилычевой [3, с. 18] «ценностные ориентации - это предпочтение или отвержение определенных образцов, социальных и нравственных идеалов». Здесь уместна позиция Н.А. Журавлевой в понимании ценностных ориентаций «как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их
https:// mir-nauki. com
достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [4, с. 34].
Обращаясь к исследованию структуры ценностной сферы личности младших школьников, мы учитывали мнение А.Л. Журавлева и Т.В. Дробышевой о том, что «именно в данном возрасте ценностные ориентации личности наиболее чувствительны к различного рода социальным влияниям, причем как микро-, так и макросоциальной природы» [5, с. 6].
Для теоретического обоснования структуры ценностной сферы личности младших школьников были учтены идеи и положения, изложенные в работах Д.А. Леонтьева [6; 7], О.Г. Холодковой [8] и В.А. Сухомлинского [9].
Ценностная сфера личности младших школьников понимается нами как относительно устойчивая, переживаемая система оценок личностью предметов и явлений отражающей действительности, сопряженных с ее ценностями, идеалами и желаниями, нравственно ориентирующих на моральные способы достижения целей и поведения. Это ценностное образование личности младших школьников.
Структура ценностной сферы личности младших школьников интегрирует показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, отражающих проявление ценностей, идеалов и желаний.
Когнитивный компонент включает знание базисных общечеловеческих ценностей, основных моральных понятий и нравственных норм об ответственности за свои действия и поступки, нравственных качеств личности.
В эмоциональном компоненте изучаемой структуры проявляются эмоционально-чувственная оценка базисных общечеловеческих ценностей и своего морального состояния, эмоциональное отношение к нравственным качествам личности и своим поступкам, оптимизм.
Поведенческий компонент структуры ценностной сферы личности проявляется в соблюдении младшими школьниками нравственных норм, этических эталонов, ценностного выбора в решении ими моральных дилемм. Это наличие в поведении честности, заботы о людях и животных, ответственности, справедливости, совестливости, умении признавать свою вину.
Цель исследования - выявить уровневые различия структуры ценностной сферы личности младших школьников, обучающихся в светских и православных школах.
Эмпирическое изучение структуры ценностной сферы личности младших школьников (n = 148) осуществлено с использованием следующих методик: «Изучение структуры ценностной сферы личности младших школьников» (Л.Г. Овда), «Отношение к проблеме решения моральных дилемм» (Л.Г. Овда) и детский вариант опросника 11-PF Р.Б. Кеттела (в адаптации Р.С. Немова) [10].
В данном исследовании приняли участие 74 учащихся 3-х классов светских школ в возрасте 9 лет (34 мальчика и 40 девочек), 74 учащихся 3-х классов православных школ в возрасте 9 лет (38 мальчиков и 36 девочек) и 9 педагогов-экспертов. Эмпирическое исследование проводилось в Московской области с учетом разработанной Л.Г. Овдой системы показателей изучаемого феномена, теоретической модели и проявления психологического механизма интериоризации-экстериоризации в процессе освоения младшими школьниками базисных общечеловеческих ценностей, моральных понятий и нравственных норм.
Методы исследования
Результаты исследования и их обсуждение
Эмпирический анализ уровневых различий показателей когнитивного компонента структуры ценностной сферы личности младших школьников показывает следующее (таблица 1).
Таблица 1
Уровневые различия показателей когнитивного компонента структуры ценностной сферы личности младших школьников (п = 148)
Услов. обозн. Показатель Уровень (в %)
Низкий Средний Высокий
К1 Знание базисных общечеловеческих ценностей - 29,1 70,9
22 Знания основных моральных понятий 8,2 44,5 47,3
КЗ Знание нравственных норм 1,4 17,6 81
К4 Знание о нравственных качествах личности 0,7 33,1 66,2
К5 Знание об ответственности за свои действия и поступки 0,7 25 74,3
К6 Осмысление нравственных норм 10,8 43,3 45,9
Составлено авторами
В анализируемой выборке младшие школьники демонстрируют высокий уровень проявления знаний нравственных норм (81 %), об ответственности за свои действия и поступки об ответственности за свои действия и поступки (74,3 %), базисных общечеловеческих ценностей (70,9 %) и о нравственных качествах личности (66,2 %). Показатели когнитивного компонента изучаемой структуры в большей степени имеют высокий и средний уровни проявления, что свидетельствует о достаточной теоретической подготовки младших школьников в области базисных общечеловеческих ценностей, моральных понятий и нравственных норм. При этом осмысление нравственных норм у 10,8 % испытуемых проявляется на низком уровне.
Сопоставление степени выраженности уровневых различий показателей эмоционального компонента изучаемой структуры обнаруживает высокий уровень проявления эмоционально-чувственной оценки базисных общечеловеческих ценностей (83,1 %), эмоционального отношения к основным моральным понятиям (53,7 %) и к ответственности за свои действия и поступки (54,8 %). Как видим высокий уровень проявления имеется у половины показателей (Э1, Э3, Э4. Э7, Э8, Э9) изучаемого компонента (таблица 2).
Для остальных показателей характерен средний уровень проявления - эмоционально-чувственная оценка собственного морального состояния (56,1 %), эмоциональное отношение к общечеловеческим ценностям (54,7 %) и оптимизм (51,2 %). Для 12,9 % респондентов присущ низкий уровень эмоционально чувственной оценки собственного нравственного состояния.
Таблица 2
Уровневые различия показателей эмоционального компонента структуры ценностной сферы личности младших школьников (п = 148)
Усл. обозн. Показатель Уровень (в %)
Низкий Средний Высокий
Э1 Эмоционально-чувственная оценка базисных общечеловеческих ценностей - 17 83
Э2 Эмоционально-чувственная оценка собственного морального состояния 12,9 56,1 31
ЭЭЗ Эмоционально-чувственная оценка собственного нравственного состояния 10,1 38,5 51,4
ЭЭ4 Эмоционально-чувственная оценка собственных нравственных качеств 6,8 42,5 50,7
Усл. обозн. Показатель Уровень (в %)
Низкий Средний Высокий
Э5 Эмоционально-чувственная оценка ответственности за свои действия и поступки 4,8 48,7 46,5
Э6 Эмоциональное отношение к общечеловеческим ценностям 2,7 54,7 42,6
Э7 Эмоциональное отношение к основным моральным понятиям 3,5 39,8 56,7
Э8 Эмоциональная оценка нравственных качеств личности 5,4 43,2 51,4
Э9 Эмоциональное отношение к ответственности за свои действия и поступки 8,7 36,6 54,7
Э10 Эмоциональная невозбудимость 19,6 45,9 34,5
Э11 Оптимизм 8,2 51,3 40,5
Э12 Невозмутимость 16,2 48 35,8
Составлено авторами
Уровневые различия показателей поведенческого компонента структуры ценностной сферы личности младших школьников убедительно показывают преобладание среднего уровня проявления изучаемого компонента (таблица 3).
Таблица 3
Уровневые различия показателей поведенческого компонента структуры ценностной сферы личности младших школьников (п = 148)
Усл. обозн. Показатель Уровень (в %)
Низкий Средний Высокий
П1 Проявление в поведении ученика общечеловеческих ценностей 23,8 45,9 30,3
П2 Проявление в поведении ученика моральных норм 21,6 50 28,4
П3 Проявление в поведении ученика нравственных норм 10,9 50 39,1
П4 Проявление в поведении ученика нравственных качеств личности 21,7 50,6 27,7
П5 Умение нести ответственность за свои действия и поступки 27,7 42,7 29,6
П6 Экстраверсия-интроверсия 18,3 43,9 37,8
П7 Уверенность в себе 27,7 50 22,3
П 8 Независимость 22,4 60,1 17,5
П 10 Смелость 24,3 58,1 17,6
П 11 Практичность 4,1 47,3 48,6
П 12 Самоконтроль 19,7 59,4 20,9
Составлено авторами
Для поведения младших школьников анализируемой выборки характерен высокий уровень проявления практичности (48,6 %) и нравственных норм (39,1 %). На низком уровне проявления находятся показатели уверенности в себе (27,7 %), умений нести ответственность за свои действия и поступки (27,7 %), смелости (24,3 %).
По результатам корреляционного анализа установлено, что системообразующим в анализируемой структуре ценностной сферы личности младших школьников является когнитивный компонент. При этом наблюдается рассогласование в проявлении когнитивного и поведенческого компонентов анализируемой структуры.
Далее обратимся к сравнительному анализу половых различий показателей структуры ценностной сферы личности младших школьников (таблица 4).
В выборах мальчиков и девочек выявлены достоверные различия по одному показателю «Благоразумие», что говорит о большей осторожности, рассудительности и серьёзности девочек.
По трем показателям эмоционального компонента имеются различия, а именно: по показателям «Эмоциональное отношение к основным моральным понятиям», «Эмоциональная оценка ответственности за свои действия и поступки» и «Невозмутимость».
Таблица 4
Сравнительный анализ половых различий показателей структуры ценностной сферы личности младших школьников (п = 148) (среднее значение)
Условн. обозн Показатель Мальчики (n = 72) Девочки (n = 76) Критерий Манна-Уитни Уровень достоверности
Когнитивный компонент
К7 Благоразумие 5,51 4,80 -2,413 0,01
Эмоциональный компонент
Э7 Эмоциональное отношение к основным моральным понятиям 2,60 2,74 2,335 0,02
Э9 Эмоциональная оценка ответственности за свои действия и поступки 2,52 2,67 2,353 0,01
Э12 Невозмутимость 5,31 5,99 -1,974 0,04
Поведенческий компонент
П2 Проявление в поведении ученика моральных норм 2,13 2,35 2,539 0,01
ПЗ Проявление в поведении ученика нравственных норм 2,76 2,60 3,928 0,000
П9 Добросовестность 5,00 4,36 -3,217 0,001
П11 Практичность 6,36 6,47 -2,160 0,003
Составлено авторами
Выводы
Системообразующим компонентом в структуре ценностной сферы личности младших школьников является когнитивный. Для организации духовно-нравственного воспитания младших школьников следует учитывать выявленное в эмпирическом исследовании рассогласование проявления когнитивного и поведенческого компонентов анализируемой структуры.
Учитывая экспертную оценку педагогами показателей поведенческого компонента структуры ценностной сферы личности младших школьников установлено следующее. Наиболее выражено проявление в практике поведения моральных норм, т. е. справедливости, долга, совести, благородства в выборке девочек. Заметим, что в выборке мальчиков наиболее выражено проявление нравственных норм, т. е. послушание, терпение, честности, аккуратности, ответственности. К этому следует добавить, что мальчики анализируемой выборки оказались более добросовестны, а девочки - практичней в поведение.
Полученные эмпирические данные говорят о необходимости разработки и экспериментальной апробации программ психолого- педагогического сопровождения процесса развития структуры ценностной сферы личности младших школьников на основе социально-педагогического партнерства семьи, школы и церкви.
ЛИТЕРАТУРА
1. Слободчиков, В.И. Категориальный строй постклассической психологии человека / В.И. Слободчиков // Современная личность: Психологические исследования / отв. ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 36-58.
2. Ожиганова, Г.В. Психологические аспекты духовности. Часть II. Духовные способности. / Г.В. Ожиганова // Психологический журнал. 2010. Т.31. № 5. С. 39-53.
3. Гаврилычева. Г.Ф. Младший школьник и его ценности / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2008. № 7. С. 13-18.
4. Журавлева, Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход / Н.А. Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 523 с.
5. Журавлев, А.Л. Динамика ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях раннего экономического образования / А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева // Психологический журнал. 2010. Т.31. № 6. С. 5-16.
6. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
7. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
8. Холодкова, О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с.
9. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. -М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
10. Агапов, В.С. Сравнительный анализ желаний и идеалов в структуре ценностной сферы личности младших школьников / В.С. Агапов, Л.Г. Овда // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 211-215.
Agapov Valery Sergeevich
Russian new university, Moscow, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1999-7408 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=254689
Feldman Inessa Leonidovna
Tula state university, Tula, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6171-4216 PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=460952
Ovda Lyubov Georgievna
Volokolamsk boarding school, Volokolamsk, Russia E-mail: [email protected]
Level differences in the structure of the value sphere of the personality of primary schoolchildren
Abstract. The article is devoted to the study of level differences in the manifestation of the structure of the value sphere of the personality of younger students. The sample consisted of 148 third-graders aged 9 years, including 74 students of secular schools aged 9 years (34 boys and 40 girls), 74 students of Orthodox schools aged 9 years (38 boys and 36 girls) of the Moscow region. The empirical study involved 9 expert educators. The following methods were used: "Studying the structure of the value sphere of the personality of younger schoolchildren" (L.G. Ovda), "Attitude to the problem of solving moral dilemmas" (L.G. Ovda) and the children's version of the 11-PF questionnaire by R.B. Kettel (in adaptation R.S. Nemova). We used the method of comparative analysis of empirical data of two selected groups of boys and girls according to the Mann-Whitney U-test in identifying gender differences in the manifestation of indicators of the structure of the value sphere of the personality of younger students. Indicators of the studied structure, created on the basis of theoretical generalization of disparate conceptual ideas about the value education of the individual, are proposed. The clarification of the concept "value sphere of the personality of primary schoolchildren" has been substantiated. It is viewed as a relatively stable, experienced system of assessments by a person of objects and phenomena of reflecting reality, coupled with its values, ideals and desires, morally orienting towards moral ways of achieving goals of behavior and activity. On the basis of the proposed psychodiagnostic complex of methods, the psychological features of the manifestation of indicators of the structure of the value sphere of the personality of primary schoolchildren in the samples of boys and girls at low, medium and high levels were found. It has been established that the cognitive component is the backbone in the analyzed structure of the value sphere of the personality of primary schoolchildren. At the same time, a mismatch was revealed in the manifestation of the cognitive and behavioral components of the structure of the value sphere of the personality of primary schoolchildren. The article gives an interpretation of the obtained empirical data. It is concluded that it is necessary to develop and experimentally test programs for psychological support of the process of development of the phenomenon of the value sphere of the personality of younger schoolchildren in the context of social and pedagogical partnership of the family, school and church.
Keywords: values; value orientations; spirituality; junior schoolchild; value sphere of personality; spiritual and moral education; ideal; moral norms; moral qualities of a person