Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ МЕНЕНДЖЕРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ МЕНЕНДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / МЕНЕДЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стоянов И.А., Стоянова Е.И.

В статье представлены результаты исследования компонентов самоотношения менеджеров Исследование показывает, что имеется определенная выраженность такого компонента самооотношения как внутренняя конфликтность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ МЕНЕНДЖЕРОВ»

агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.-Ульяновск: УГСХА, 2005. -С. 145-149 7. Ковалык В.Н. Теория и практика управления. -М.: Канди, 2014.

Стоянов И.А., к.э.н. доцент, зав.кафедрой международного менеджмента

СибГАУ Стоянова Е.И., к.пс.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

КрасГМУим. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Россия, г. Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ САМООТНОШЕНИЯ

МЕНЕНДЖЕРОВ

Аннотация: В статье представлены результаты исследования компонентов самоотношения менеджеров Исследование показывает, что имеется определенная выраженность такого компонента самооотношения как внутренняя конфликтность.

Ключевые слова: самоотношение, внутренняя конфликтность, самопознание, самосознание, менеджеры

Изучение особенностей самопознания и самоотношения личности является традиционной для изучения в психологии, но, тем не менее, она сохраняет свою актуальность в связи с широким спектром проблем связанных с развитием адаптивных возможностей личности во многих сферах.

Осознанность самоотношения личности менеджера может иметь двойственный характер: с одной стороны, это возможность и способность к изменению, улучшению «Я-концепции» менеджера, стремящегося к улучшению управлением организацией, умение найти баланс возможностей и условий среды. С другой стороны, самоотношение может реализовываться компенсаторно: вести к самоутверждению «Я-концепции» в противовес деятельности предприятия.

Состояние разработанности проблемы изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями в рамках философии, психологии, педагогики, акмеологии. В отечественной психологии изучение феномена самоотношения представлено авторами А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, C.JI. Рубинштейном, А.Г. Спиркиной, Е.В. Шороховой. А.В. Визгиной, А.Т. Газизулиной, Л.Я. Гозманом, Н.Г. Емузовой, A.M. Колышко, И.С. Коном.

Фундаментальные исследования в области исследования самоотношения личности было положено в работах А.Н. Крылова, М.И. Лисиной, О.М. Любимовой, Л.М. Митинощ, Н.И. Непомнящей, С.Р.

Пантелеева, Р.Б. Сапожниковой, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столина, И.Г. Чесновой, И.И. Чесноковой и др.

Проводить анализ понятие самоотношения уместно с изучения родового понятия, которым является самосознание. Самосознание - это основная составляющая человека как личности, индивида и субъекта деятельности. Основные подходы к изучению самосознания освещены в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева ,И.И.Чесноковой, В.В. Столина.

В.В.Столин характеризует самосознание следующим образом «...возникновение самосознания связывается с тактильными ощущениями, свойственные человеческому зародышу, с досознательным чувством собственного существования, с проходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребенка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к двум-трем годам, с возможностью выразить свое эмоциональное отношение к окружающему, с переносом знаний, сформированных относительно другого человека, на самого себя, происходящим по мере развития социальной перцепции, интеллекта и сознания ребенка, с возникновением эмпатической способности к усвоению чужой точки зрения и оценок окружающих, и возникающей интимизацией, рефлексией и нравственной самооценкой, возникающей в подростковом возрасте » [7].

Ученый отмечает, что в большинстве случаев оказывает влияние на формирование самосознания, а в частности «Я-образа», непосредственное окружение, а именно родители. Они нередко не только формируют, но и прививают ребенку те стандарты, установки, цели, образцы, идеалы и те планы, которые стоит реализовывать (В.В.Столин, 1983). Если эти составляющие, привитые родителями, реализуются и приносят удовлетворение от их реализации, ребенок - подросток или взрослый, тем самым повышает и формирует позитивный «Я-образ», если же эти составляющие оказываются нереалистичными, если возможности и потенциал оказываются завышенными, то это приводит к потере веры в себя и тем самым самоуважения.

С точки зрения Н.И. Сарджевеладзе, «..самоотношение включает в себя самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляция». Н.И. Сарджевеладзе выделяет варианты отношения человека к себе: «Я-как объект» (объектный), и «Я-как субъект» (субъектный). В этих двух случаях человек действует через когнитивный, эмоциональный, конативный компонент самоотношения в отношении самого себя [4].

В данном случае основные аспекты самоотношения в личности

менеджера формируют особенности управления людьми. Проведенное теоретическое исследование позволило реализовать программу эмпирического исследования.

Описание выборки исследования: в исследовании приняли участие 15студентов -менеджеров в возрасте от 25 до 50 лет, из них -4 женщины, 11 мужчин.

Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы по избранной теме, методики «Исследование самоотношения личности» авторы В.В.Столин, С.Р.Пантилеев, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Полученные данные составили «сырые», первичные данные по методике «Исследование самоотношения

Рисунок -1 Результаты исследования компонентов самоотношения у менеджеров

Согласно результатам проведенного исследования (рис. 1) можно зафиксировать следующее: по шкале замкнутость из общей выборки испытуемых 100% , все респонденты проявляют среднюю выраженность замкнутости, что означает избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях, высоких и низких значений определено не было.

По шкале самоуверенность 73, 3% респондентов проявляют среднюю выраженность этой характеристики, что означает, проявление работоспособности, уверенности в себе 26,7% высокие показатели по шкале характеризуют ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой,

своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность, способность решать многие жизненные вопросы

Из общей выборки респондентов у 20% зафиксированы средние показатели по шкале саморуководство, у 40% высокие показатели и у 40% низкие показатели по шкале. Высокие показатели по шкале характеризуют людей, которые видят источником развития своей личности себя. Человек переживает собственное «Я» как внутренний стержень, который координирует и направляет свою активность. Средние показатели по шкале характеризуют людей, которые раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Низкие значения свидетельствуют об ослаблении механизмов саморегуляции, волевой контроль человека недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели.

По шкале отраженное самоотношение у 80% зафиксированы средние показатели и у 20% высокие показатели. Средние показатели по шкале характеризуют положительное отношение окружающих, что распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие проявления вызывают раздражение и непринятие.

По шкале самоценность 66,6% зафиксированы средние показатели, что характеризует избирательное отношение к себе. Склонность высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность выявлены у 33,4% исследуемых (зафиксированы высокие показатели по шкале).

Характеристика самопринятия зафиксирована на среднем уровне у 46,7%, что характеризует избирательное отношение к себе, склонность принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. Высокие показатели зафиксированы у 53,3% респондентов.

По шкале самопривязанность все респонденты 100%, проявляют среднюю выраженность самопривязанности, что характеризует избирательность к своим личностным свойствам, стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.

Внутренняя конфликтность проявляется в средних 53,3% и низких значениях 46,7%. Показатели по шкале самообвинения от общей выборки респондентов следующие: средняя выраженность 73,3% и низкие значения 26,7%.

Таким образом, анализ структуры самоотношения личности менеджера и стиля руководства позволяет нам предполагать, что профессиональная (управленческая) деятельность будет эффективной, если показатели самоотношения будут находиться в нормативном диапазоне. Особенности проявления самоотношения опосредовано влияют на самореализацию личности, возможно, через нее осуществляется влияние на других людей, побуждение их к деятельности и управление их деятельностью. Приведение в соответствие адекватного образа «Я»-менеджера возможно посредством индивидуальной и групповой работы с психологом. В случае, если

самоотношение находится ниже допустимых значений, работа может быть направлена на активизацию личностного потенциала менеджера и его скрытых возможностей.

Использованные источники:

1. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розуш С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999 - 416 с.

4. СарджевеладзеН.И.Личность и ее взаимодействие с социальной средой.-Тбилиси.: Мецниереба, 1989-160 с.

5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогическое общество России,1999 - 430 с.

7. Столин В.В. Самосознание личности.-М.: МГУ, 1983.-288 с.

8. Дружинин В. Н. Психология. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 720с.

10.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

Стрижак Г.В. студент 4 курса институт «Экономики и управления»

Тимирбекова А.Б. студент 4 курса институт «Экономики и управления» Вотчель Л.М., к. филос.н.

доцент

кафедра «Экономики и финансов» Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова

Россия, г. Магнитогорск СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ

ОБЛАСТИ)

В статье рассматривается основной спектр проблем развития городов и структуры экономики монопрофильных территорий Челябинской области. Представлены различные подходы к определению понятия «монопрофильный город», раскрыты основные критерии отнесения города к категории «монопрофильный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.