Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ.'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / критическое мышление / когнитивная гибкость / интеллектуальное поведение / критическое мышление / принятие решение / межкультурная компетентность / мыслительные операции / межкультурная трансформация / moslashish / tanqidiy fikrlash / kognitiv moslashuvchanlik / intellektual xatti-harakatlar / tanqidiy fikrlash / qaror qabul qilish / madaniyatlararo kompetentsiya / aqliy operatsiyalar / madaniyatlararo transformatsiya

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилбар Гафурджановна Мухамедова, Гули Шодимуродовна Саломова

В данной статье приведены частичные выводы исследования в области когнитивных сфер личности. А также, здесь утверждается что более сложные виды когнитивных деятельностей личностиьтть как критическое мышление, когнитивная гибкость, принятие решений является последствием хорошо сформированной межкультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ushbu maqolada shaxsning kognitiv sohalarini o'rganish bo'yicha tadqiqotdan qisman xulosalar keltirilgan. Shuningdek, bu yerda tanqidiy tafakkur, kognitiv moslashuvchanlik, qaror qabul qilish kabi shaxsning aqliy faoliyatining yanada murakkab ko`rinishlari yaxshi shakllangan madaniyatlararo kompetentlikning natijasi ekanligi ta'kidlanadi.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ.»

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-433-438

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ.

Дилбар Гафурджановна Мухамедова

проф. психол. наук, заведующий кафедрой «Психология» Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

sdilbar@yandex.ru.

Гули Шодимуродовна Саломова

Докторант кафедры «Психология» Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека (PhD по психологии)

В данной статье приведены частичные выводы исследования в области когнитивных сфер личности. А также, здесь утверждается что более сложные виды когнитивных деятельностей личностиьтть как критическое мышление, когнитивная гибкость, принятие решений является последствием хорошо сформированной межкультурной компетентности.

Ключевые слова: адаптация, критическое мышление, когнитивная гибкость, интеллектуальное поведение, критическое мышление, принятие решение, межкультурная компетентность, мыслительные операции, межкультурная трансформация.

Ushbu maqolada shaxsning kognitiv sohalarini o'rganish bo'yicha tadqiqotdan qisman xulosalar keltirilgan. Shuningdek, bu yerda tanqidiy tafakkur, kognitiv moslashuvchanlik, qaror qabul qilish kabi shaxsning aqliy faoliyatining yanada murakkab korinishlari yaxshi shakllangan madaniyatlararo kompetentlikning natijasi ekanligi ta'kidlanadi.

Kalit so'zlar: moslashish, tanqidiy fikrlash, kognitiv moslashuvchanlik, intellektual xatti-harakatlar, tanqidiy fikrlash, qaror qabul qilish, madaniyatlararo kompetentsiya, aqliy operatsiyalar, madaniyatlararo transformatsiya.

АННОТАЦИЯ

АNNOTATSIYA

ABSTRACT

This article presents partial conclusions of the study of the field of cognitive spheres of personality. And it is also argued

April, 2023

here that more complex types of intellectual activities of a person, such as critical thinking, cognitive flexibility, Becision making, are a consequence of well-formed intercultural competence.

Keywords: adaptation, critical thinking, cognitive flexibility, intellectual behavior, critical thinking, decision making, intercultural competence, mental operations, intercultural transformation.

По существующим определениям мы знаем, что «критическое мышление» - это мышление, противоположное нелогическому, иррациональному, мышлению. Но когда речь заходит об анализе нашего дальнейшего понимания о нем, мы сталкиваемся с такими вопросами как: «возможны ли одинаковые определения критического мышления с когнитивной гибкостью или они разные, может один из них является частью другого?», «каким образом можно соотносить критическое мышление, врожденный интеллект и межкультурную компетентность?», «имеет-ли критическое мышление определенного значения в процессе сосредоточения на предмете, которого мы знаем, и рассуждаем о его содержании?». Было бы логично сформировать некоторые предварительные идеи о только что поднятых вопросах. Можно-ли в психологических исследованиях проверить, что межкультурная компетентность как социальный навык, является фактором развития или даже формирования когнитивных способностей личности. Итак, цель подобных исследований состоит в том, чтобы содействовать формированию навыков критического мышления и развивать дух данного вида мышления у исследуемого объекта на фоне межкультурных отношениях.

Мышление в когнитивном содержании рассматривается следующим образом. В последние годы теории, возникающие из более научных исследований субъективного мышления и принятия решений, предлагают мышление более интегративного и менее двойственного характера, чем представления, что предлагает популярная культура. При анализе мышления, эксперты должны с осторожностью подходить к предложенным упрощённым методам понимания человеческого мышления. Они должны избежать резких и жестких дихотомий, таких как, разум и эмоции, интуитивность и осознанность, креативность и критичность и.т.д.

Существует ограниченное количество когнитивного ресурса, из которого может извлечь человеческое внимание. Решение тестов критического мышления показывают

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-433-438

насколько предсказуемо функционирует выше описанная система. Время когнитивной реакции и точность уменьшаются, когда испытуемые в тестах критического мышления выполняют более одной задачи [2,56]. Большинство людей интуитивно осознают, что читать труднее, когда кто-то с ними разговаривает, и, как правило, труднее сосредоточиться на один объект среди отвлекающих факторов. Эта трудность связана с тем, что отвлекающие факторы требуют дополнительных ресурсов, если на них нужно обращать внимание, и даже их можно «отключить», пока эти процессы не станут когнитивно автоматизированными [1,95].

Автоматизированные когнитивные процессы выполняются параллельно с другими процессами, но не мешают этим процессам, поскольку автоматизированные процессы не требуют ресурсов внимания. Таким образом, если какой либо процесс автоматизирован, отвлекающие факторы не являются проблемой. Автоматизация находится на таком уровне, что чем больше автоматизирован процесс, тем меньше ресурсов внимания он требует [1,96].

Автоматизированные процессы обычно происходят без сознательного участия. Даже оценка значения события часто происходит автоматически и подсознательно [3, 19]. Ходьба, жевание и анализ юмора — все это автоматизированные процессы. С другой стороны, ребенку, который учится ходить и жевать может потребоваться остановить один из этих процессов, когда он прочитает забавный юмор. Это также тот случай, когда взрослому, возможно, придется перестать жевать или замедлить ход если он сосредоточится на чем-то более сложном.

Когнитивное развитие посредством практики также важна для критического мышления в образовании. Даже чрезвычайно сложные процессы внимания, которые мешают друг другу, включая одновременное чтение и прослушивание чьей-либо речи, можно автоматизировать с помощью практики [1, 99]. Иными словами, практика может привести к автоматизации, а автоматизированные процессы требуют меньше ресурсов внимания, тем самым высвобождая ресурсы для других когнитивных процессов. Критическое мышление в образовании опирается на когнитивно поддерживаемое утверждение о том, что мышление осуществимо, однако человек может никогда не сказать (или не подумать): «Мне нужна тренировка мышления». В когнитивно поддерживаемым утверждениям можно отнести когнитивную гибкость.

April, 2023

Когнитивная гибкость — это во первых осознание коммуникатором того, что в любой данной ситуации есть доступные (коммуникативные) варианты и альтернативы, во вторых готовность быть гибким и адаптироваться к ситуации, и в третьих эффективность в когнитивной гибкости». [5, 1995, стр. 623]. По сути, чтобы эффективно общаться в разных сферах общество, люди должны уметь мыслить по-разному. Кроме того, Мартин и Рубин отмечают, что людям нужна «причина или мотив», чтобы рассмотреть другие варианты взаимодействия и адаптировать свое коммуникативное поведение [5, 1995, стр. 624].

Эксперты которые работали над концепцией данного вида мышления, задумывались о его формах. Для подробного исследования факторного анализа были выбрани несколько модели и программы. В данном случае модель развития межкультурной чувствительности (МРМЧ) является подходящей моделью для выявление существующих различий в восприятии межкультурных отношений а также, взаимодействии с представителями других культур. А также при помощи данной модели можно сформировать категориальные переменные позволяющие в сравнение раскрыть роль фактора межкультурной компетентности.

Перед исследованиям ставилась задача изучить межкультурную компетентность как социальный фактор формирования и развития когнитивных процессов личности. Данное предположение является дискуссионным, поскольку роль социальной особенности в формирование и развитие когнитивных навыков всегда преуменьшалась. Возникали споры вокруг первостепенности этих наблюдений и были сторонники выдвигающие того или иного на роль фактора, аргумента в развитие другого. Здесь когнитивных способностей студентов рекомендуется охарактеризовать как: критическое мышление, когнитивная гибкость. В нашем случае межкультурная компетентность выступая как социальная особенность студентов может претендовать на роль одного из факторов развития их когнитивных особенностей. Ибо существует несколько не менее важных факторов.

Межкультурная компетентность это умение эффективно работать, учится и учить в межкультурной среде. Принимать культурные различия, взаимодействовать с членами другой культуры на высоком уровне, хорошее владение языками. Обладатель таких качеств имеет возможность и желания дальше работать над усовершенствованием своих способностей и навыков.

April, 2023

436

Свойства формированные благодаря межкультурному общению как восприимчивость, обучаемость ко всему непонятному новому способствуют развитию очередных навыков связанных с мышлением. Критическое мышление это способ думать иначе, умение анализировать ситуацию. На наш взгляд человек имевший опыт в межкультурных отношениях склонен мыслить критически и анализировать ситуацию. Уровни или градации межкультурной чувствительности по модели МРМЧ распределены в следующей таблице:

Таблица №1

Градации модели межкультурной чувствительности (МРМЧ) для факторного анализа.

Отрицание Защита Минимизация Принятие

- неспособность - структура - решение «мы и - выход из

воспринимать восприятия на этой они» позволяет этноцентрического

существование или стадии перейти к состояния

значимость представляет собой минимизации минимизации

культуру других, дихотомическую культурных позволяет

которые могут категоризацию «мы различий. Как культурным

неопределенно и они», когда следует из этого различиям быть

восприниматься другие термина, культурные организованными

как «иностранцы» воспринимаются различия, которые в категории,

или более полно, чем изначально были которые

«меньшинства» на стадии определены в Защите, потенциально

или вообще не Отрицания, но теперь сведены к столь же сложны,

восприниматься. также весьма минимуму в пользу как и собственные.

стереотипно. предположительно

более важных

сходств между собой

и другими.

Адаптация Интеграция Компетенция

- решение вопроса этичности позволяет перейти к адаптации к культурным различиям. Механизм восприятия — это «принятие точки зрения» или эмпатия. - разрешение аутентичной идентичности позволяет устойчиво интегрировать культурные различия в коммуникацию. - это готовность принять другую культуру, быть в ее среде работать ее представителями, ценить и уважать традиций.

В данном исследовании были проведены корреляционные работы в критерии Пирсона по показателям критическое мышление, межкультурная компетентность и когнитивная гибкость 820 студентов высших учебных заведений. Тесты критического мышления

April, 2023

437

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-433-438

были разработаны автором, куда вошли такие виды мыслительных операций как: индукция, дедукция, аргументирование, логические выводы. Тесты были составлены из 19 утверждений и 58 правильных и неправильных предположений, сильных и слабых аргументов, верный и неверных выводов. Для измерения межкультурную компетентность участников использовалась модифицированная методика МРМЧ - DMIS (developmental model of intercultural sensitivity). А также в работе применялась методика Мартина и Рубена «Когнитивная гибкость». Среди N=820 участников корреляционная связь подтвердилась в следующем порядке: межкультурная компетентность и когнитивная гибкость р=0,8, что свидетельствует о сильной взаимозависимости исследуемых объектов; межкультурная компетентность и критическое мышление р=0,78 что является значительным показателем позволяющий установить позитивную корреляционную связь и подтверждающий логичность изначальной гипотезы. Корреляционная связь критического мышления и когнитивной гибкости составляет р=0,75.

REFERENCES

1. Ashcraft, M., & Radvansky, G. (2010). Cognition. Upper Saddle River: Pearson Education.

2. Barnard, P. J., Scott, S., Taylor, J., May, J., & Knightley, W. (2004). Paying Attention to Meaning. Psychological Science, 15(3), 179-186.

3. Friedrich, F. J., Henik, A., & Tzelgov, J. (1991). Automatic processes in lexical access and spreading activation. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 17(3), 792.

4. Logan, G. D., & Klapp, S. T. (1991). Automatizing alphabet arithmetic: I. Is extended practice necessary to produce automaticity? Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 17(2), 179.

5. Martin, M. M., & Anderson, C. M. (1998). The cognitive flexibility scale: Three validity studies. Communication Reports, 11(1), 1-9. Martin, M. M., & Rubin, R. B. (1995). A new measure of cognitive flexibility. Psychological Reports, 76, 623-626.

April, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.