ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.922.27
ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Анжиганова Ольга Радионовна,
старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Прогностическая компетентность является произвольной, целенаправленной активностью личности, позволяющей предвосхищать ход событий, предугадывать развитие ситуации и собственные реакции на них. Выделяется три функции прогностической компетентности: регулятивная, когнитивная и рече-коммуникативная. В статье представлены результаты исследования когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников из кровных и замещающих семей (приёмные и опекаемые семьи).
Ключевые слова: прогнозирование, прогностическая компетентность, когнитивная функция прогностической компетентности, замещающая семья, младший школьник, кровная семья.
RESEARCH OF PREDICTIVE COMPETENCE COGNITIVE FUNCTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN FROM SUBSTITUTE FAMILIES
Anzhiganova Olga Radionovna,
senior lecturer, Psychological and Pedagogical Education Department Katanov Khakass State University (Abakan)
Predictive competence is a spontaneous, purposeful activity of a person that allows anticipating the course of events, predicting the development of a situation, and his own reactions to these events. There are three functions of predictive competence that are regulatory, cognitive, and speech-communicative. The article presents results of a cognitive function research within predictive competence of younger schoolchildren from birth and substitute families (adoptive and guardian families).
Key words: prediction, predictive competence, predictive competence cognitive function, substitute family, primary school student, birth family.
Семья является одним из тех социальных институтов, который по своему значению не сравним ни с какими другими социальными институтами. Именно семья с раннего возраста ребёнка начинает закладывать основы развития его как личности. Утрата семьи в раннем детстве отрицательно сказывается на развитии психики ребёнка, препятствуя формированию у него независимости, решительности, уверенности в себе, в своих способностях, умения бороться с трудностями и многого другого, что необходимо для развития и социализации личности.
В ходе реализации Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013-2020 годы произошла деинституциализация и разукрупнение детских сиротских учреждений. На смену традиционным детским домам с большой интенсивностью ввелись семейные формы устройства детей, в частности, такие как непрофессиональные (опёка, попечительство) и профессиональные (приёмная семья, патро-натная, семейная воспитательная группа) замещающие семьи (Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В настоящее время в России выражена тенденция роста передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. Так, в 2016 году около 406 тысяч детей, находились на воспитании в замещающих семьях, из них 156 тысяч детей - в приёмных семьях, 112 тысяч - на усыновлении, 194 тысяч детей - под опёкой (попечительством), а по состоянию на 31.12.2019 года около 450 тысяч детей находится на воспитании в замещающих семьях, из них в приёмных семьях воспитываются около 164 тысяч несовершеннолетних, 277 детей - в патронатных семьях, около 96 тысяч детей - в семьях усыновителей, более 193 тысяч детей - в семьях, где обязанности по опёке и попечительству опекуном исполняются безвозмездно [1].
Вместе с тем прослеживается рост показателей возврата приёмных и опекаемых детей обратно в социальные учреждения. И эта проблема остаётся одной из самых острых. Попадая в замещающую семью, ребёнок не всегда может в ней адаптироваться, и не всегда она оказывает на ребёнка положительное влияние. Большое значение имеют возраст ребёнка на тот момент, когда он был определён в замещающую семью, а также длительность пребывания ребёнка в социальных учреждениях (В. Н. Ослон, Е. И. Николаева, О. Г. Япарова).
Успешность социализации и адаптации личности во многом тесно связана с особенностями развития прогнозирования, которое начинает активно развиваться в младшем школьном возрасте [2].
По данным исследования, проведённого М. С. Леонтьевой, процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ее нарушением: детям сложно следовать нормам и правилам, принятым в обществе; наблюдается разрыв
социальных связей с близкими им людьми и трудности в выполнении социальных функций; часто происходит искажение в развитии социальных установок и ценностных ориента-ций [3]. Одной из причин возникновения подобных трудностей социализации может оказаться прогностическая некомпетентность детей. Поэтому очень важно выявить специфику развития функций прогностической компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработать рекомендации по развитию данных функций в учебной деятельности [4].
Существует несколько подходов к исследованию прогнозирования прогностической компетентности, каждый из которых предлагает особые понятия и теоретические схемы. Условно можно выделить когнитивно-поведенческий (У. Найссер, С. Плаус, Э. Кестер, Е. А. Сергиенко и др.), психофизиологический (П. К. Анохин, И. П. Павлов,
A. Н. Бернштейн, Д. А. Ширяев, Т. Ф. Базыле-вич и др.), структурно-уровневый (Е. Н. Сурков, Б. Ф. Ломов), деятельностный (А. Г. Ас-молов, Е. Н. Сурков, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов), клинический (Н. Е. Сумина,
B. Д. Менделевич, И. М. Фейгенберг, А. И. Ах-метзянова), генетический (Л. А. Регуш, Е. А. Сергиенко) подходы к изучению прогнозирования.
На основе теоретико-методологического анализа основных концепций и подходов к пониманию прогнозирования, мы сделали следующие выводы:
1. Прогнозирование является свойством личности, имеющим уровни и функции и заключающимся в опережающем отражении собственной деятельности и событий в пространно-временном контексте. Это свойство базируется на сенсорно-перцептивных, интел-лек-туальных и рефлексивных процессах, обеспечивающих протекание прогнозирования и встраивание его в сознание человека.
2. Прогнозирование включает в себя прогностическую компетентность, которая рассматривается как способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением.
3. В структуре прогностической компетентности выделяют функции: регулятивную, когнитивную и рече-коммуникативную. Данные функции формируются в онтогенезе и тесно связаны между собой.
Проблема развития прогнозирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи не нашла еще полного отражения в научной литературе и требует своего научного обоснования, поскольку именно прогнозирование позволяет регулировать и осуществлять деятельность, что в свою очередь отражается на развитии психических процессов и ориентации в социуме. Выделенные противоречия дали основания сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования прогностической компетентности у младших школьников из замещающих семей? Связаны ли эти особенности с развитием детей вне семьи? Вопросы прогнозирования актуальны на сегодняшний день в силу их малой теоретической разработанности, низкого использования возможностей прогноза при высокой практической потребности.
Актуальность проблематики позволила определить цель исследования: изучить особенности развития когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников из замещающих семей.
В исследовании приняли участие 230 младших школьников в возрасте 7-11 лет (младший школьный возраст), из них 124 ребёнка - из кровных семей и 106 детей из замещающих семей (приёмные и опекаемые семьи).
В первую группу вошли дети, воспитывающиеся в замещающихся семьях (приёмные и опекаемые семьи): 50 детей из городской местности и 56 детей из сельской местности -экспериментальная группа.
Во вторую группу вошли дети, воспитывающиеся в кровных семьях: 66 детей из городской местности и 58 детей из сельской местности - контрольная группа.
Для изучения когнитивной функции прогностической компетентности были использованы следующие диагностические методики: «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» (А. И. Ахметзянова); «Цветные Прогрессивные матрицы (ЦПМ) Дж. Равена». Полученные результаты были обработаны с использованием компьютерной программы SPSS Statistics 20.0 for Windows (непараметрический критерий U-Манна-Уитни).
Сравнительный анализ сформированности когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников по методике А. И. Ахметзяновой выявил, что младшие школьники, проживающие в замещающей семье, имеют статистически значимые сниженные показатели когнитивной функции прогностической компетентности (U = 1183,5, при р < 0,05), в сравнении с детьми из кровных семей.
Дети из замещающих семей на более низком уровне склонны демонстрировать информацию, фиксируемую в речевых моделях. У них отмечаются: бедность в речевых и эмоциональных высказываниях; неумение устанавливать и раскрывать причинно-следственную связь; трудности в резюмировании и аргументации выводов собственной деятельности. Им трудно предвидеть последующие действия как в решении учебных задач, так и в прогнозируемых событиях.
Также было выявлено, что младшие школьники из замещающих семей статистически ча-
ще демонстрируют установки на деструктивные формы поведения ^ = 2740,5, при р < 0,05); ориентацию на не соответствующие возрасту типы реакций поведения ^ = 2820,0, при р < 0,05); на ожидание неблагоприятного исхода событий ^ = 1412,5, при р < 0,05).
В прогнозе дети из замещающих семей статистически чаще представляют не себя в роли решения проблемы, а такую роль отдают другим участникам события ^ = 1133,0, при р < 0,05), ориентируются только на одну схему разрешения ситуации ^ = 1576,5, при р < 0,05), избегая решения возникшей проблемы.
При построении образа будущего у детей экспериментальной группы статистически достоверно представление прогноза обобщенно, без отражения в нем деталей ^ = 1563,5, при р < 0,05), при этом они больше ориентируются не на опыт выстраивания отношений, а на саму представленную ситуацию в демонстрируем материале ^ = 1424,5, при р < 0,05) и, не учитывая прошлый опыт, выстраивают новые отношения ^ = 1683,5, при р < 0,05), подвергаясь снова неудачам и разочарованиям.
Анализ методики «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» позволил также выявить, что младшие школьники из замещающих семей статистически чаще используют односложные ответы при выстраивании предложений ^ = 2115,9, при р < 0,05), демонстрируют сложности в использовании языковых средств в соответствии с ситуацией ^ = 1969,5, при р < 0,05), не используют прямую речь ^ = 1249,0, при р < 0,05) и не используют в речи будущее время ^ = 2484,0, при р < 0,05). Это может свидетельствовать о несформированности не только когнитивной функции прогностической компетентности, но и рече-коммуникативной.
При сравнении эмпирических результатов исследования детей из замещающих семей, проживающих в городе и селе, по методике
А. И. Ахметзяновой, было выявлено,что дети, проживающие в селе, демонстрируют статистически чаще ниже уровень развития когнитивной функции прогностической компетентности, чем дети из замещающих семей, проживающие в городе ^ = 1055,5, при р < 0,05).
При выстраивании прогноза дети из замещающих семей, проживающих в городе, статистически достоверно строят прогноз на основе полученного опыта взаимодействия с окружающими, в сравнении с детьми из замещающих семей, проживающих в селе ^ = 880,0, при р < 0,001). Дети из замещающих семей, проживающих в селе, статистически чаще ожидают благоприятного исхода событий ^ = 962,5, при р < 0,05).
Полученные данные по методике «Цветные Прогрессивные матрицы (ЦПМ) Дж. Равена» свидетельствуют о том, что младшие школьники из замещающих семей, в сравнении с младшими школьниками из кровных семей, статистически достоверно выше реализуют следующие основные мыслительные процессы: разделение основных компонентов, единого целого и раскрытие связей между ними; определение недостающей части общего и сравнение её с другими элементами (U = 3418,5, при р < 0,001). Дети из кровных семей демонстрируют более развитые общие способности к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности, а также показывают такие когнитивные процессы как зрительное восприятие, внимание и образное мышление.
Корреляция между возрастом и уровнем интеллекта, измеренным с помощью «ЦПМ» Дж. Равена, крайне высока, и 22% изменений в интеллекте детей объясняется их возрастом. Чем больше ребёнок был в социальном учреждении, оторванным от семьи, тем ниже его интеллект. Обратное и более сильное влияние производит пребывание в семье: чем дольше ребёнок был в семье, тем выше его интеллект.
Уровень общего интеллекта также связан с прогностической компетентностью и со всеми её компонентами: интеллект тем выше, чем выше эта компетентность и её компоненты [4].
Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультиро-
вании замещающих родителей и педагогов, социальными работниками и другими специалистами, которые оказывают помощь детям-сиротам, детям, лишённым попечения родителей, и замещающим семьям.
Библиографический список
1. Министерство просвещения Российской Федерации. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик по России и субъектам Российской Федерации за 2016, за 2019 годы.
2. Брыкова А. В., Воронова А. А. Роль прогностической компетентности в развитии учебной деятельности младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в инклюзивной практике // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PSMN419.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
3. Леонтьева М. С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула. - 2013. - № 3-2. С. 149-160.
4. Закаблук А. Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. Герцена. Л., 1986. 16 с.
5. Анжиганова О. Р., Николаева Е. И. Связь интеллекта ребёнка с длительностью пребывания в детском доме (на примере приёмных семей Республики Хакасия) // Психология образования в поликультурном пространстве: научный журнал. Елец: Изд. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2016. Т. 3 № 35. С. 25-33.
© Анжиганова О. Р., 2021