Научная статья на тему 'Детский дом: служба сопровождения семей опекунов'

Детский дом: служба сопровождения семей опекунов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ • СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИАГНОСТИКА / КОНСУЛЬТИРОВАНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Е. И., Четверткова Т. И., Ободкова Т. В., Суровцева С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский дом: служба сопровождения семей опекунов»

Детский дом: служба сопровождения семей опекунов

Е.И. Кузнецова,

директор, МОУ «Детский дом Ленинского района города Ярославля»

Т.И. Четверткова,

заместитель директора по вопросам службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц

Т.В. Ободкова,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

С.М. Суровцева,

педагог-психолог

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей • семейные формы устройства детей-сирот • психолого-педагогическая поддержка • диагностика • консультировани

На планете Земля каждый день рождаются дети... Одни из них оказываются окружёнными родительской заботой и любовью, совершенно необходимой для благополучного развития и вхождения в новый мир. Родительская любовь является гарантом безопасности на первых этапах жизни ребёнка, важным источником ориентации в закономерностях, условиях, правилах этого мира, она помогает также развернуть собственные силы ребёнка, подбадривая любящим взглядом, фразами: «Ты сможешь!», «У тебя получится!», «Ты хороший (хорошая)!» и т.д.. Другой ребёнок, в силу различных обстоятельств оказавшийся лишённым родительской поддержки, также имеет право на тепло, заботу, понимание со стороны взрослых. Без этого невозможно формирование базового доверия к миру со стороны ребёнка, его благополучное вступление в самостоятельную жизнь.

Именно поэтому во всём мире уделяется большое внимание созданию условий для сохранения кровной семьи, а также развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2025 г. и другими стратегическими документами реализуется комплекс мер, направленных на развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе устройство детей в семьи российских граждан, как одно из приоритетных направлений демографической политики.

Значительный рост детей, включённых в различные формы семейного воспитания, является следствием работы, проделанной в Ярославской области. Важно было повернуть общественное мнение в сторону интересов детей, оказавшихся в неблагоприятных жизненных условиях, пробудить желание заниматься такими детьми, дать элементарные навыки и знания в области воспитания ребёнка, взятого под опеку.

Областная целевая Программа развития образования на 2008 — 2009 годы (утверждена постановлением администрации Ярославской области от 18.07.2007 № 263-а) предусматривала дальнейшее совершенствование семейных форм устройства детей и создание системы сопровождения семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приём ребёнка в семью — это сложный многогранный процесс, который требует от ребёнка,

родителей, ставших попечителями, и других членов семьи значительной перестройки собственной жизни, иной организации отношений, пространства жизнедеятельности и т.д. Данный процесс сопровождается поиском ответов на множество вопросов: как найти баланс между принятием и поддержкой ребёнка и необходимостью быть требовательным к нему в определённых ситуациях? Как показать другим детям, что они остаются такими же родными и любимыми, просто новый член семьи находится в стадии адаптации и требует пока больше внимания? Как сделать других членов семьи помощниками и новой сильной командой? Что делать, если принятый в семью ребёнок, категорически не хочет принимать её традиции? На эти и многие другие вопросы очень трудно ответить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов различных служб, в том числе к помощи психолога.

Для регулирования деятельности по сопровождению семей опекунов (попечителей) принят ряд нормативных документов, а для организационно-управленческого обеспечения создан отдел в областном департаменте образования. В области разработана серия информационно-методических материалов, направленных: на обеспечение качества работ по сопровождению семей на этапе принятия решения о приёме ребёнка, лишившегося родительского попечения, на воспитание в семью; формирование готовности данных детей и других членов семьи к жизни в новых условиях; помощь в разрешении возникающих трудностей и др.

Определено также областное звено, осуществляющее информационно-методическое обеспечение деятельности; разработаны и реализованы специальные программы подготовки специалистов, осуществляющих работу с семьями, принявшими на воспитание детей, лишённых родительского попечения. Для повышения осмысленности и качества такой работы проведён конкурс моделей психолого-педагогического сопровождения на муниципальном уровне и на уровне отдельного образовательного учреждения. Данная деятельность находит поддержку и понимание представителей органов власти, руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, специалистов различных центров и служб.

Таким образом, на территории области созданы определённые условия для проведе-

ния работы по сопровождению семей опекунов-попечителей.

Учитывая важность создания служб сопровождения замещающих семей, постановлением правительства Ярославской области от 28.01.2009 № 45-п «Об утверждении Порядка формирования служб сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц» регулируется порядок формирования служб сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц при организациях, оказывающих социальные услуги, либо при образовательных организациях, являющихся структурными подразделениями данных организаций на основании правового акта органа местного самоуправления муниципального района (городского округа).

Цель деятельности служб сопровождения — осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической поддержки и помощи опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также самим подопечным.

Одной из структур, осуществляющих сопровождение замещающих семей, является детский дом Ленинского района города Ярославля, где в сентябре 2009 г. создана служба сопровождения семей опекунов (попечителей).

Реализация данной функции в деятельности детского дома связана с заботой о повышении качества помощи детям, воспитываемым в замещающей семье.

Ещё одна функция, реализуемая детским домом, связана с оказанием оперативной помощи воспитанникам и выпускникам детских домов, их опекунам, приёмным родителям, всем, кто включён в систему сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание службы сопровождения на базе детского дома Ленинского района стало возможно благодаря ряду условий:

— наличия у сотрудников детского дома опыта реализации значимых социальных проектов;

— заинтересованной позиции руководителя детского дома, поддержка со стороны департамента образования Ярославской области;

— наличия квалифицированных специалистов, владеющих методами работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

— наличия базы для работы служб сопровождения и телефона доверия;

— сложившихся контактов с рядом семей опекунов, обращению их за консультативной помощью к сотрудникам детского дома.

Деятельность службы сопровождения строится на гуманистическом подходе. В одной из своих работ Дэвид Гордон рассказывает историю, очень точно раскрывающую сущность процесса сопровождения. «Однажды, — пишет он, — я заглянул во двор фермы, где беспорядочно металась лошадь. Она заметила ведро с водой и принялась жадно пить воду. Но тут вышел хозяин и стал прогонять лошадь. Лошадь вышла и стала растерянно смотреть по сторонам. Тогда мне захотелось помочь ей найти дорогу домой — на свою ферму. Я подошёл к лошади и подтолкнул её к дороге со словами: «Пора возвращаться домой!». Лошадь, словно заряженная моим решительным и спокойным настроем, пошла вперёд. Через какое-то время она уверенно повернула с основной дороги, и я последовал за ней. Когда лошадь останавливалась, чтобы пощипать траву, посмотреть на других животных, я слегка подталкивал её, не давая отвлекаться от основной цели. Я старался быть чувствительным к движению лошади, пытался понять и оценить назначение остановок и выбор направления движения. Лошадь шла, и я следовал за ней. Так, через много миль мы подошли к другой ферме, из которой вышел хозяин со словами: «Беглянка, где ты так долго отсутствовала?». Услышав от меня о месте, где я встретил его лошадь, хозяин ещё больше удивился и воскликнул: «Но как вы узнали, откуда эта лошадь, как смогли привести её сюда?». Мой ответ, казалось, заставил его задуматься: «Я не знал, откуда эта лошадь, я не знал, как добраться до вашей фермы, но я точно понимал, что лошадь знает дорогу домой, а я просто сопровождал её в пути. Она привела меня сюда.».

Для организации деятельности службы сопровождения опекунов (попечителей) на базе детского дома была разработана программа, включающая описание целевых ориентиров, принципов, направлений деятельности.

Целью деятельности службы сопровождения детского дома является осуществление комплекса мер, направленных на сохранение целостности опекунских семей, профилактику повторных отказов от ребёнка посредством оказания социальной, правовой, психологической, медицинской, педагоги-

ческой поддержки и помощи опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также самим подопечным.

Задачи службы сопровождения:

— минимизация случаев отказа семьи опекунов (попечителей) от ребёнка;

— профилактика вторичной психоэмоциональной травматизации ребёнка в случаях возврата;

— предотвращение кризисных ситуаций в семье опекунов (попечителей) за счёт своевременного оказания профессиональной психолого-педагогической помощи;

— создание поддерживающей среды для семьи опекунов (попечителей) и приёмного ребёнка в условиях созданной семьи;

— пропаганда семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— формирование у общественности позитивного отношения к семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— поддержка приёмного ребёнка после выпуска из семьи опекунов (попечителей);

— правовая поддержка семьи опекунов (попечителей) и приёмного ребёнка;

— оказание консультативной медицинской помощи врачом учреждения детям из семей опекунов (попечителей).

Организационно-методическое направление деятельности:

1. Выступление с информацией о службе сопровождения на городском ТВ; выпуск информационного буклета «О службе сопровождения».

2. Создание целевой информационной продукции (информационные буклеты, информационные листы). Изучение методической литературы; курсовая подготовка.

3. Формирование банка данных о замещающих семьях Ленинского, Дзержинского и Фрунзенского районов.

4. Участие в работе координационного совета, организация круглых столов по вопросам сопровождения семей опекунов (попечителей).

5. Подбор материалов о работе службы, участие в разработке содержания социальной рекламы.

6. Организация праздничных мероприятий, презентаций достижений семей опекунов (попечителей), выставок, ярмарок, фестивалей, конкурсов, викторин, соревнований.

7. Работа «горячей линии», анализ обращений населения и опекунов (попечителей).

Организационно-методическое направление деятельности способствует созданию информационных, методических, правовых, материально-технических условий для осуществления деятельности службы сопровождения, преодолению информационного дефицита; укреплению готовности населения взаимодействовать со специалистами службы сопровождения.

На этапе становления службы организационно-методической работе уделялось большое внимание. В этот период была разработана следующая документация:

— Положение о службе сопровождения опекунов несовершеннолетних лиц.

— Должностные инструкции специалистов.

— Программа службы сопровождения.

— Банк данных семей опекунов (попечителей) Дзержинского, Ленинского, Фрунзенского районов города Ярославля.

— Карта психолого-педагогического сопровождения семьи.

— Журнал регистрации обращений опекунов (попечителей).

Проведена работа по информированию опекунов (попечителей) об услугах, предоставляемых специалистами службы сопровождения по формированию положительного имиджа замещающих семей.

Для этого организовано взаимодействие со средствами массовой информации, на канале НТМ был показан репортаж об открытии службы сопровождения (презентация специалистов), опубликованы заметки в газетах. В рамках осуществления информационной деятельности разработаны информационные буклеты, календари, значки.

Специалисты службы сопровождения принимали участие в собраниях опекунов (попечителей), которые проводились в отделах опеки и попечительства, налаживали взаимодействие со специалистами этих отделов.

Образовательное направление:

1. Информирование, разъяснение, в том числе с использованием информационных

листов, индивидуальные беседы, семинары, дискуссии, обмен опытом и др.

2. Проведение тренингов, направленных на моделирование и разрешение психологически сложных ситуаций внутрисемейного взаимодействия с опекаемым (подопечным); использование приёмов игротерапии и сказкотерапии, способствующих проработке и осознанию опекаемым (подопечным) особенностей межличностного взаимодействия; проведение ролевых игр, позволяющих выработать навыки социально одобряемого поведения в сложных ситуациях взаимодействия в семье опекунов (попечителей).

3. Проведение индивидуальной и групповой работы с опекунами (попечителями), кровными детьми и опекаемым (подопечным), направленной на формирование навыков решения межличностных проблем, эффективного взаимодействия с опекаемым (подопечным), обеспечивающим возможность устанавливать и поддерживать стабильные позитивные эмоциональные отношения.

4. Профориентационная работа с детьми опекунов (попечителей). Проведение занятий по программе «Твой выбор».

5. Содействие в реализации правовых гарантий семьям опекунов (попечителей).

6. Подготовка детей-сирот, проживающих в детском доме, к переходу в замещающую семью.

Образовательная деятельность службы направлена на удовлетворение потребности опекунов (попечителей) в психологических знаниях, умение использовать их в процессе воспитания ребёнка, предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, а также на улучшение взаимоотношений опекунов (попечителей) с детьми, повышение правовой грамотности опекунов, информированности по вопросам профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры.

Консультативная деятельность

Психолого-педагогическое консультирование членов семьи опекунов (попечителей) — родителей, кровных детей, опекаемых (подопечных), родственников опекаемого (подопечного) по следующим вопросам:

— адаптация опекаемого (подопечного) к семье;

— адаптация членов семьи опекунов (попечителей) к новым условиям жизнедеятельности;

— согласование и переопределение семейных норм и правил с учётом появления нового члена семьи;

— согласование родительских позиций, построение и укрепление системы власти и родительского контроля;

— профилактика эмоционального выгорания (появления феномена «родительской усталости»);

— предупреждение и разрешение конфликтов между кровными и опекаемыми (подопечными);

— установление отношений с родственниками опекаемого (подопечного);

— выстраивание отношений с социальным окружением в связи с приёмом в семью ребёнка (с представителями общеобразовательных и медицинских учреждений, социальных служб, соседями) и др.

Деятельность в рамках этого направления способствует повышению уровня информативности, пониманию причин затруднений, повышению способности членов опекунской семьи к преодолению трудностей, поиску ресурсных возможностей, освоению новых способов поведения, подходов во взаимодействии с ребёнком. Помогает приобрести опекунам и подопечным навыки разрешения конфликтных ситуаций, почувствовать удовлетворённость жизнью, раскрыть свои потенциальные возможности.

В службе сопровождения опекуны (попечители) имеют возможность получить консультации педагогов-психологов, педагогов, врача-психиатра. Не менее важной является возможность получения юридической помощи. Зачастую юридические проблемы остаются нерешёнными, потому что у опекунов нет средств, чтобы оплатить эти услуги. Наиболее часто опекуны (попечители) обращаются по следующим вопросам: взыскание алиментов; оплата задолженности по коммунальным услугам, снятие с регистрационного учёта, предоставление жилого помещения, постановка опекаемого ребёнка на очередь на улучшение жилищных условий, приватизация жилья, ремонт жилья, закреплённого за ребёнком и др.

Диагностическое направление:

1. Сбор информации об истории развития ребёнка и состоянии его здоровья до поме-

щения ребёнка под опеку (опрос, анкетирование, тестирование, беседы, изучение, анализ документов и др.).

2. Сбор сведений об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и о характере его общения и взаимоотношений в опекунской семье.

3. Изучение эмоционально-личностной сферы ребёнка.

4. Изучение детско-родительских отношений.

Диагностическая деятельность службы направлена на повышение качества профессиональной помощи семье опекунов (попечителей) в решении задач адаптации и социализации опекаемых (подопечных); создание психолого-педагогических условий, актуализирующих потенциальные ресурсы семьи опекунов (попечителей) для преодоления кризисов развития.

Диагностика сопровождает каждое направление деятельности службы сопровождения, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию, необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий, определить уровень заинтересованности опекунов (попечителей) для дальнейшего планирования деятельности службы.

Клубная деятельность

Программа клуба для опекунов (попечителей) и членов их семей рассчитана на два года. Группы объединяют родителей, имеющих детей дошкольного возраста (1-я группа) и родителей, имеющих детей-подростков (2-я группа).

С целью оказания поддержки опекунам (попечителям), взявших на воспитание детей-сирот, была организована работа клуба «Золотое сердце».

Встречи в клубах проводились один раз в полтора месяца и решали следующие задачи:

— развитие у членов семьи навыков поддержки друг друга;

— развитие у участников навыков взаимодействия в конфликтной ситуации;

— отработка поведения родителей в сложных ситуациях взаимодействия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предупреждение неадекватных способов реагирования на проблемы ребёнка;

— повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей;

— создание условий для взаимодействия и взаимопомощи семьями опекунов (попечителей).

Для детей в клубе организуются занятия по интересам педагогом дополнительного образования. По времени занятия опекунов совпадают с занятиями детей. Это позволяет родителям не испытывать волнения по поводу того, где находится и чем занимается их ребёнок.

В программе родительского клуба сочетаются разные направления деятельности службы: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое. Просветительское направление включает беседы на темы о психическом развитии детей. Занятия построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение.

Тренинги, включающие комплекс игр, упражнений, бесед, проводились с группами родителей. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, а в процессе тренинговой работы они получают возможность иначе подойти к ре-

шению волнующей их проблемы. Отправной точкой в тренингах является формула: «Хочешь изменить другого человека — изменись сам!»

На встречах клуба опекуны познакомились друг с другом. Непринуждённая обстановка, заинтересованность специалистов в решении возникающих проблем позволяют опекунам более открыто обсуждать собственные проблемы, обращаться за помощью в их решении. Взрослые участники клуба получают интересующую их информацию по развитию, воспитанию и обучению детей, по их личностным особенностям и их учёту в процессе взаимодействия с ними; имеют возможность поделиться опытом воспитания.

В процессе работы специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги) обучают замещающих родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, способам коррекции их поведения, помогают улучшить взаимоотношения между разными поколениями семьи.

Для успешной социализации выпускников создан молодёжный справочник «Ты можешь сам!». Он позволяет ответить на многие вопросы и получить полезные советы по выходу из самых разных ситуаций, в которых могут оказаться молодые люди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.