УДК 378
Tsyglakova E.A., Cand. of Sciences (Social Studies), Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Life Safety, Balashov Institute (branch), Saratov National Research State University n.a. N.G. Chernyshevsky (Balashov, Russia), E-mail: [email protected]
Besschetnova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Life Safety, Balashov Institute (branch), Saratov National Research State University n.a. N.G. Chernyshevsky (Balashov, Russia), E-mail: [email protected]
Vikulov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Life Safety, Balashov Institute (branch), Saratov National Research State University n.a. N.G. Chernyshevsky (Balashov, Russia), E-mail: [email protected]
THE STUDY OF INTERNET ADDICTION AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The relevance of the presented research is due to the fact that the latest technologies, namely the media resources of the Internet, have an increasing influence on the younger generation these days. Under the influence of the modern Internet, the structure of the communication process will change significantly, a new type of culture is being formed—cyberculture. This fact, in turn, contributes to the process of digitizing the real world of modern man. The real reality for him becomes a virtual one, which is largely divorced from ordinary real human life. A large number of dangers lie in wait for modern young people on the Internet. The process of personality virtualization is ambiguous and fraught with a significant number of threats. The article examines the problems of Internet addiction, including its most common form of cybercommunication addiction, which is formed as a result of excessive communication on social networks, analyzes the structure of the virtual identity of users of social networks. The authors present the results of a study of the level of Internet and cybercommunication dependence of modern students and characterize the factors influencing the formation of virtual identity. Based on the results of the study, we have developed a program aimed at preventing students from developing Internet-dependent behavior (cybercommunication addiction), and in the case of existing Internet addiction, reducing its level.
Key words: Internet, Internet addiction, cybercommunication addiction, virtual identity, social networks, cuberculture, students
Е.А. Цыглакоеа, канд. социол. наук, доц., доц., Балашоеский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов, E-mail: [email protected]
О.В. Бессчетнова, канд. пед. наук, доц., Балашоеский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов, E-mail: [email protected]
А.В. Викулов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Актуальность представленного исследования обусловливается тем, что новейшие технологии, а именно - медийные ресурсы сети Интернет оказывают в наши дни все большее влияние на подрастающее поколение. Под воздействием современного Интернета существенно изменятся структура процесса общения, формируется новый вид культуры - киберкультура. Данный факт, в свою очередь, способствует процессу оцифровывания реального мира современного человека. Подлинной реальностью для него становится виртуальная, которая в значительной степени оторвана от обычной реальной человеческой жизни. Большое количество опасностей подстерегает современных молодых людей на просторах Интернета. Процесс виртуализации личности носит неоднозначный характер и таит в себе значительное количество угроз. В статье рассмотрены проблемы интернет-зависимости, в том числе и наиболее ее распространенной формы - киберкоммуникативной зависимости, формирующейся в результате неумеренного общения в социальных сетях, анализируется структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей. Авторами представлены результаты исследования уровня интернет- и киберкоммуникативной зависимости современных студентов, и охарактеризованы факторы, оказывающие влияние на формирование виртуальной идентичности. Основываясь на результатах исследования, нами разработана программа, направленная на предотвращение возникновения у студентов интернет-зависимого поведения (киберкоммуникативной зависимости), а в случае уже имеющейся интернет-зависимости - снижение ее уровня.
Ключевые слова: интернет, интернет-зависимость, киберкоммуникативная зависимость, виртуальная идентичность, социальные сети, киберкультура, студенты
Современный процесс обучения предполагает использование информационных ресурсов, предоставляемых сетью Интернет, в результате чего представителям подрастающего поколения зачастую приходится проводить значительное количество времени в данной сети, подолгу пропадая в ней. Кроме поиска информации для учебы молодые люди также длительное время могут находиться на просторах социальных сетей. Результатом погружения во Всемирную паутину может являться появление проблем с учебной деятельностью, здоровьем и формированием различного рода аддикций, таких, например, как интернет-зависимость.
По мнению Ц.П. Короленко, изучавшего проблему, посвященную психосоциальной аддиктологии, наличие элементов аддиктивного поведения следует констатировать у «человека, уходящего от реальности путем изменения своего психического состояния» [1, с. 12].
В.Л. Малыгина считает, что аддикцию следует констатировать в том случае, когда у человека появляется стремление уйти от реальности, и данное стремление становится навязчивой идеей, занимающей первостепенное место в сознании человека, становясь при этом центральной идеей, которая вторгается в жизнь и становится причиной отрыва от реальности [2, с. 95].
К положительным эффектам взаимодействия человека с компьютером и современными гаджетами следует отнести:
- развитие всех видов мышления и интеллектуальных способностей, необходимых для решения задач, различных по уровню сложности;
- улучшение познавательных процессов;
- повышение уверенности в себе и уровня самооценки;
- формирование деловой активности, точности и умения поиска нужной информации, ее анализа и работы с ней.
Но, как и у любой медали, у данного вида общения есть и свои отрицательные стороны, такие как:
- формирование различного вида аддиктивного поведения (интернетзависимости, коммуникативной зависимости, зависимости от компьютерных игр и др.) и деструктивного поведения;
- деформация структуры личности;
- уход в виртуальную реальность.
Привлекательность виртуальной реальности обусловливается, на наш взгляд, развитием современных информационных технологий, позволяющих людям, которые находятся на большом друг от друга расстоянии, общаться, дружить, влюбляться, ссориться, враждовать и пр. Причем стоит отметить, что это, как правило, может происходить значительно эмоциональнее, чем в жизни реальной. В отношения подобного рода люди могут вступать достаточно легко. Это обусловлено сохранением анонимности, отсутствием страха перед применением физической силы, поскольку эмоции выражаются только в словесной форме, что тем не менее не является помехой испытывать пользователям весь эмоциональный спектр.
Интернет пользуется привлекательностью у людей одиноких или скромных,
а также боящихся общения реального, поскольку в данной сети у них появляется возможность быть услышанными, общаться без страха, не соответствовать определенным критериям выбора собеседника или друга. Современный Интернет способен создавать иллюзию дружеского общения и любви, не обеспечивая выполнения требований дружбы или любви, существующих реальной жизни. Например, это может проявляться в такой области, как общение на расстоянии, знакомство с иностранцами и др.) [3, с. 95].
Как правило, отмечает Е.В. Васильева, те, кто становятся интернет-зависимыми, меняются как личности. Это уже не гармонические личности, а личности аддиктивные. Для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Опасность заключается в том, что рано или поздно аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [4, с. 32-39].
М.И. Дрепа выделяются позиции и ориентиры, позволяющие свидетельствовать о формировании у личности интернет-зависимости. К ним автор относит:
- наличие назойливого желания постоянно отслеживать сообщения, получаемые помощью электронной почты и специальных сетей, которые предназначены для общения,
- присутствие непрерывного желания быть в сети онлайн (даже без наличия определенной цели) и ощущение беспокойства в формате офлайн;
- появление жалоб от окружающих, друзей и членов семьи на то, что человек большую часть своего времени «зависает» в сети;
- проявление человеком достаточно резкой реакции в том случае, когда его отвлекают от сети или о чем-нибудь просят;
- потеря человеком контроля в отношении времени, проводимого в сети;
- появление проблем в учебной деятельности или работе [5, с. 52-57].
Стоит отметить, что общение в сети Интернет является достаточно привлекательным для своих пользователей.
Интернет благодаря своим особенностям сегодня выступает в качестве удобного средства для изучения идентичности. Его привлекательность, по мнению Е.И. Бродовской, Синяков А.В., Иванова И.С., обусловливается, кроме всего прочего:
- анонимностью;
- доступностью;
- невидимостью;
- множественностью;
- безопасностью;
- простотой использования [6].
О.В. Авсеева в своих исследованиях указывает на то, что личностные особенности способны оказывать влияние на формирование интернет-зависимости. К данным особенностям ею относятся:
- сниженная переносимость трудностей, присущих повседневной жизни, наряду с наличием достаточно неплохой переносимости кризисных ситуаций;
- наличие скрытого комплекса неполноценности, который сочетается с проявляемым внешне превосходством;
- желание говорить неправду;
- присутствие у личности стремления обвинять других, зная при этом об их невиновности;
- нежелание принимать ответственность и стремление ее избегать при принятии решений;
- стереотипность, повторяемость поведения человека;
- наличие зависимости и тревожности [7, с. 181-184].
Благодаря специфическим возможностям компьютера усиливается влияние на личность и психические составляющие человека и, как следствие, оказывается значительное влияние на социализацию личности [8, с. 212-124].
Следует отметить, что формирование личности современного молодого человека, его социальное развитие и становление происходят в условиях информационного общества. Новые информационные технологии в наши дни оказывают значительное влияние на данные процессы.
Ю.В. Судич указывает на то, что Интернет, являясь всемирной информационной системой, образует особую реальность, в качестве которой выступает киберпространство, при этом порождая киберкультуру, которой присущи свои понятия, ценности, образ мыслей и язык. Интернет, по мнению автора, следует рассматривать в качестве одной из основных составляющих становления современного информационного общества [9, с. 59-62].
М.С. Иванов пишет о том, что виртуальные миры притягательны ввиду своей реалистичности, но не только картинкой, а ещё и возможностью взаимодействовать в виртуальном мире, и «представляют собой пространство для жизни и деятельности человека, альтернативное повседневной действительности» [10, с. 18], где играющий может реализовать свои мотивы и ценности. Интерактивность придает возможность взаимодействовать с миром, изменять его, влиять на ход событий, развиваться - все это образует совокупный образ событий вместе с реалистичным графическим изображением, что создаёт виртуальный мир, который становится почти настоящим. По его мнению, «эффект присутствия» в виртуальной реальности обусловлен восприятием виртуальных стимулов по аналогии с реальными.
Социальные сети как часть интернет-пространства также способны оказывать значительное влияние на процессы формирования у молодых людей базовых духовных и культурных ценностей и их виртуальной идентичности.
Д.Н. Погореловым выделяются следующие компоненты структуры виртуальной идентичности пользователей социальных:
- «склонность к кибераддикции», отражающая субъективную ценность социальных сетей и лежащая в основе актуализации формирования зависимости при их чрезмерном использовании;
- «принятие субкультуры» - данный компонент иллюстрирует степень согласия личности с нормами, которые являются характерными для виртуальных сообществ, а также позволяют выявить меру их принятия;
- «виртуальный образ», отражающий конструирование в виртуальном пространстве социальных сетей идеализированного «Я-образа» [11, с. 46].
Виртуальная молодежная субкультура, которая формируется в сетевых сообществах, выражает собой молодежную систему ценностей, установок, способов поведения, жизненных стилей и предпочтений, символов, атрибутов, эпатажа и моды [12, с. 36-404].
Необходимо отметить, что для виртуальной молодежной субкультуры характерно, кроме всего прочего, и формирование принципиально новых паттернов социально-информационного поведения. Одним из них выступает так называе-
мый смартфоб. Автором термина «смартМоб» (от англ. «smartmob» - «умная толпа») является американский социолог Г Рейнгольд [13, с. 41].
Его стоит рассматривать в качестве способа коллективного поведения и самоорганизации членов сетевых сообществ, дающего возможность незнакомым друг с другом людям согласованно действовать в коммуникативно-информационном пространстве.
В иерархии ценностей представителей виртуальной субкультуры, кроме свободы, на одном из первых мест находится возможность индивидуально-личностного и креативного самовыражения [14, с. 173-200; 15, с. 33-52].
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что студенческий возраст (от 17 до 23 лет) выступает одним из важнейших периодов, оказывающих значительное влияние на процесс становления личности. Именно в данном возрасте происходит укрепление характера, приобретаются черты его стабилизации, в большей степени развиваются нравственные чувства молодого человека в связи процессами освоения социальных и трудовых ролей взрослого человека, включение его в самостоятельную деятельность и началом трудовой деятельности.
В том случае, если студент чрезмерно увлекается Интернетом, у него могут возникать проблемы, касающиеся процесса обучения и общения со сверстниками. Проводя значительное количество времени на просторах Всемирной паутины, молодой человек может «выпадать» из объективной реальности, интересуясь исключительно виртуальным миром и событиями, в нем происходящими. Все это может приводить к возникновению проблем в реальной жизни, учебе, общении, становясь источником возникновения чрезмерной усталости, стресса и нервных расстройств. Могут подвергаться изменению этические и моральные нормы, формироваться эрозии духовных и культурных ценностей.
Специалисты утверждают, что больше всего зависимости подвержены студенты, имеющие заниженную самооценку в сочетании с комплексом неполноценности, а также те, которые испытывают трудности в реальном общении [6].
К. Янг, отмечает, что виртуальный мир социальных сетей предоставляет своим пользователям возможность легкой реализации базовых потребностей в общении, получения уважения, создавая с этой целью некий перфектный имидж, который им свойственен в реальной жизни [13, с. 304-312].
Также многими российскими и зарубежными психологами отмечается увеличение негативных последствий избыточного времяпребывания студентов как в Интернете в целом, так и социальных сетях в частности [5; 9; 16].
При отсутствии самоконтроля со стороны молодых людей, подчеркивает М.В. Ростовцев, данные лица могут приобрести не только различные социальные и психические личностные деформации, но и у них также могут сформироваться аддиктивные модели поведения [3].
Исследования интернет-зависимости получили особую актуальность в связи с тенденцией роста данного явления и популяризации сети Интернет [4; 5; 17]. Стоит отметить, что интернет-зависимость представляет собой один из видов аддиктивного поведения [2; 1].
Исследователями подчеркивается то факт, что личностные особенности способны оказывать влияние на формирование интернет-зависимости [7; 6; 8].
Современный Интернет, порождает киберкультуру, которой присущи свои понятия, ценности, образ мыслей и язык, и способствует процессу виртуализации личности [11; 9; 12; 13; 14; 15; 16].
В отдельных работах приводятся данные о глобальном воздействии сети Интернет на психику, физическое самочувствие и мировоззрение людей [11; 9], подчеркивается, что на сегодняшний день все больше увеличивается число молодых людей, проводящих значительное количество времени, как в сети Интернет в целом, так и в социальных сетях в частности [3; 1]. Данный факт приводит к тому, что молодые люди могут «выпадать» из объективной реальности, интересуясь исключительно виртуальным миром и его событиями. У них появляется проблемы в реальной жизни, учебе, общении. Все это может сопровождаться возникновением чрезмерной усталости, стресса и нервных расстройств. Могут подвергаться негативному изменению этические и моральные нормы, духовные и культурные ценности [5; 10; 2; 3].
Анализ состояния изучаемой проблемы позволил установить, что проблема интернет-зависимости сегодня исследуется достаточно активно. Однако отмечается противоречие между возрастающим количеством интернет-зависимых пользователей среди молодых людей и недостаточной степенью разработки мер профилактики данного вида зависимости, а также отсутствием разработанных и апробированных программ по профилактике указанного вида зависимости.
Целью исследования выступает научное обоснование и разработка программы, направленной на создание условий для предотвращения возникновения у студентов интернет-зависимого поведения (киберкоммуникативной зависимости), а в случае уже имеющейся интернет-зависимости - снижение ее уровня. Исходя из цели исследования, в качестве его объекта выступила интернет-зависимость.
Задачи исследования:
- подобрать диагностический инструментарий для выявления интернет-зависимых студентов и изучения показателей их виртуальной идентичности;
- определить у студентов уровень интернет- и кибкеркоммуникативной зависимости;
- выявить особенности их виртуальной идентичности;
- разработать программу повышения коммуникативной компетентности и информационной грамотности студентов, направленную на профилактику возникновения интернет-зависимости.
Научная новизна исследования:
- определена сущность интернет-зависимого поведения (киберкоммуникативной зависимости), проявление которого заключается в смещении интересов личности в виртуальную реальность, имеющую своей целью восполнение недостающих сфер реальной жизни;
- выявлена степень выраженности структурно-содержательных компонентов виртуальной идентичности, формирующейся у студентов - пользователей социальных сетей, выступающих в качестве индикаторов проявления данного вида идентичности;
- установлена связь между уровнем интернет-зависимости и показателями виртуальной идентичности;
- разработана программа, направленная на профилактику возникновения интернет-зависимости.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации современных представлений:
- о сущности и природе возникновения интернет-зависимого поведения как одного из видов поведения аддиктивного;
- о личностных особенностях интернет-зависимых;
- об особенностях виртуальной идентичности пользователей социальных сетей.
Практическая значимость работы заключается в:
- выявлении уровня интернет- и кибкеркоммуникативной зависимости студентов педагогического вуза;
- изучении особенностей конструирования идеализированного «Я-обра-за» в виртуальном пространстве социальных сетей;
- разработке программы повышения коммуникативной компетентности и информационной грамотности студентов, направленной на профилактику возникновения интернет-зависимости.
Предложенный диагностический инструментарий дает возможность выявить интернет-зависимых студентов, получить данные о рисках формирования у студентов интернет-зависимости как вида деструктивного поведения, об особенностях представления личности респондентов о себе.
Материалы исследования могут быть использованы в работе педаго-гов-психологов, преподавателей, кураторов и других специалистов, осуществляющих работу со студентами высшей школы.
Исследовательская работа проводилась на базе Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г Чернышевского» (БИ СГУ). В исследовании принимали 248 студентов в возрасте от 17 до 23 лет.
В качестве диагностического инструментария для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Тест Кимберли Янг «Интернет-зависимость» (адаптированный В.А. Лоскутовой). Указанную выше методику следует рассматривать в качестве инструмента самодиагностики патологического пристрастия личности к сети Интернет (вне зависимости от формы данного вида пристрастия).
2. Опросник А.В. Тончевой «Диагностика киберкоммуникативной зависимости». Автор методики под киберкоммуникативной зависимостью понимает зависимость личности от общения водной из наиболее популярной коммуникационной среде Интернет, а именно - социальной сети [17].
3. «Виртуальная идентичность пользователей социальных сетей» (ВИПСС) Д.Н. Погорелова. Данная методика позволяет выявить три фактора: «риск формирования у личности зависимости», «склонности личности к формированию деструктивного поведения», а также «особенности представления личности о себе».
Фактор «риск формирования зависимости» отражает наличие или отсутствие у личности тенденции навязчивого стремления использовать Интернет и проводить существенное количество времени в данной сети, что, несомненно, оказывает значительное влияние на жизненный потенциал человека, приводя к его снижению. Д.Н. Погорелов [11], в свою очередь, подчеркивает, что в основе формирования интернет-аддикции находятся такие параметры, как достаточно низкий самоконтроль и эмоциональная неустойчивость личности.
Фактор «склонность к деструктивному поведению» демонстрирует предрасположенность личности к нарушению социальных норм и правил, а именно: склонность к демонстрации враждебности и агрессивности в сети Интернет, наличие готовности не только рисковать, но и проявлять определенную спонтанность и неуместную прямолинейность.
Фактор «представления личности о себе» позволяет отразить специфику самопрезентации и особенности личностных качеств, таких как экспрессивность, чувствительность, открытость и особенности межличностных отношений, например, зависимость, эгоистичность, реализуемых в интернет-сети.
Результаты исследования, проведенного с помощью теста К. Янга, позволили нам сделать следующие выводы:
- минимальный риск возникновения интернет-зависимости (низкий уровень) отмечается у 35% респондентов;
- склонность к возникновению интернет-зависимости (средний уровень) выявлена у 52% студентов;
- выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимости (высокий уровень), проявляющийся в виртуализации отношений, присущ 13% респондентов.
Проведя анализ полученных с помощью теста К. Янга данных, можно сделать вывод о том, что у большей части студентов могут наблюдаться проблемы, которые связаны с чрезмерным увлечением Интернетом.
Сходные результаты показала диагностика киберкоммуникативной зависимости, осуществляемая при помощи методики А.В. Тончевой, а именно: низкий уровень киберкоммуникативной зависимости характерен для 28% опрошенных студентов, средний - для 56% и низкий - для 16%.
Таким образом, полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что большая часть студентов имеют ту или иную степень зависимости от сети Интернет, часть из которых находятся на этапе формирования данного вида зависимости, так называемой стадии «прилипания».
Анализируя ответы студентов на вопросы опросника, нам удалось выявить следующее: 24% респондентов достаточно часто находятся в беспрерывном режиме онлайн более 2 часов в сутки, 13% - очень часто, 9% - всегда. Студенты в количестве 33% испытывают непреодолимое желание использовать социальную сеть, из них всегда - 3%, очень часто - 17%, достаточно часто - 13%.
Респонденты в количестве 25% часто и очень часто раздражаются, когда не имеют возможности посетить свою «страницу» в социальной сети, выражая ругательством или иным образом свое негодование, когда кто-то пытается их отвлечь от нахождения в социальной сети или в том случае, когда социальная сеть не работает.
Отмечают, что посещение социальных сетей улучшает настроение часто (21%), очень часто (5%), всегда (2%) улучшает настроение. Около 22% респондентов социальная сеть используют для того, чтобы уйти от личных проблем. 32% испытуемых предпринимают часто и очень часто безуспешные попытки сократить время, проводимое в социальной сети.
Приблизительно треть респондентов узнают новости из социальных сетей, 10% студентов обсуждают в компании с друзьями новости, полученные из социальных сетей. 8% опрошенных ответили, что часто и достаточно часто добавляют в «друзья» незнакомых людей.
33% респондентов часто и очень часто пользуются такими выражениями, как «спс» или «пжл». Восклицают «Да! Точно!», кивая головой в знак согласия к очередному сообщению очень часто и часто, не находясь при этом за компьютером (не используя другой гаджет), 20% студентов. Могут опоздать или проспать занятия вследствие проведенной ночи в сети около 9% опрошенных.
Таблица 1
Результаты исследования, проведенного при помощи методики ВИПСС Д.Н. Погорелова
Шкалы Уровни
Высокий Средний Низкий
Склонность к кибераддикции 12% 70% 18%
Принятие субкультуры 10% 64% 26%
Виртуальный образ 12% 30% 58%
Интегральный показатель 11% 55% 34%
По шкале «склонность к кибераддикции» нами были получены следующие результаты:
- высокий уровень по данной шкале констатируется у 12%. Данный факт может свидетельствовать о наличии у этой группы респондентов неконтролируемого желания ежедневно использовать социальные сети, как правило, не имея при этом конкретной цели. Наблюдается повышение значимости виртуального пространства социальных сетей и снижение интереса к реальному миру. Данной категории испытуемых может быть присуща утрата контроля над временем, проводимым в сети, отмечается постоянное стремление использовать гаджеты (смартфоны, планшеты, компьютеры). Выявлен праздный характер пребывания в сети, наблюдается желание широко и детально освещать происходящие в ней события. Могут возникать сложности в межличностном взаимодействии с реальным миром. Настроение данной группы испытуемых может значительно меняться в зависимости от возможности использования социальных сетей. У них не формируется критическое отношение к материалам, которые размещены в социальных сетях. Они не задумываются о негативных последствиях, связанных с чрезмерным времяпрепровождением онлайн;
- средний уровень по шкале «склонность к кибераддикции» выявлен у 70% респондентов. Он характеризуется тем, что данные студенты используют социальные сети ежедневно, имея своей целью решение широкого диапазона задач - от общения до поиска информации. Пребывая на просторах социальных сетей, данная группа респондентов достаточно активно использует их возможности, при этом пользователями подчеркиваются их преимущества. И, несмотря на то, что они там проводят значительное количество времени, у них наблюдается сохранение таких качеств, как контроль и критичность;
- низкий уровень по данной шкале выявлен у 18% опрошенных студентов. Данная группа респондентов целенаправленно, контролируемо и несисте-
матически использует социальные сети для решения определенных конкретных задач. В качестве указанных задач может выступать неформальное или деловое общение, просмотр новостей и т. д. Таким студентам присуща избирательность в публикации материалов (фотографий, видеороликов и пр.), размещаемых в социальных сетях. Они предпочитают общение реальное и избирательно относятся к информации, которая размещается в социальных сетях.
По шкале «принятие субкультуры» получены следующие результаты:
- высокий уровень по данной шкале, выявленный у 10%, характеризует выраженное и достаточно полное одобрение ими специфических норм субкультуры, характерной для пользователей социальных сетей в широком спектре ситуаций. У них может отмечаться низкий уровень критичности и наличие страха от возможных виртуальных «санкций». Характер их интернет-активности, а также мнений, суждений, восприятия находится под влиянием данных норм. Указанной категории респондентов присуще одобрение недопустимых стилей коммуникации, в качестве которых может быть использование нецензурной лексики, циничных и грубых выражений, в том числе и применение кибербуллинга. Они склонны к использованию анонимности (сокрытию или указанию неверных данных о личности), могут использовать «письменную разговорную речь» (отличающуюся толерантностью к допускаемым пунктуационным и грамматическим ошибкам). Достаточно часто ими используются возможности дистанционной коммуникации (с представителями других городов, регионов, стран);
- средний уровень присущ 64% опрошенных студентов. Он отражает частичное принятие респондентами норм субкультуры пользователей, которое находится в зависимости от задач пребывания в социальных сетях и специфики конкретной ситуации. Отношение к нормам у них может изменяться в зависимости от виртуальных «санкций», которые могут наступить со стороны референтных пользователей. Они способны сочетать высокое одобрение одних норм субкультуры и непринятие других;
- низкий уровень, отмеченный у 26% респондентов, свидетельствует о наличии у них критической оценки норм субкультуры пользователей социальных сетей, основой которой выступает соответствие ценностным установкам личности. Они не испытывают страха перед виртуальными «санкциями». Для них характерна низкая степень зависимости от мнений и суждений других пользователей социальных сетей. Они отличаются самостоятельностью в принятии решений и отстаивании собственного мнения в виртуальном пространстве социальных сетей.
Результаты исследования по шкале «виртуальный образ» показали следующее:
- высокий уровень по данной шкале выявлен у 12% респондентов. Данный уровень позволяет отразить конструирование идеализированного «Я-обра-за» в виртуальном пространстве социальных сетей, который, в свою очередь, отражает комплекс представлений личности о желаемом физическом облике и предпочитаемых психологических свойствах, при помощи которых пользователь вступает в виртуальную коммуникацию. Данные респонденты могут ретушировать собственные фотографии перед тем, как их выложить их в социальных сетях. Они достаточно критически относятся к недостаткам своей внешности, демонстрируемой в виртуальном пространстве. Ими, как правило, может подчеркиваться преувеличение своих личностных и профессиональных достижений. Осуществляется гиперболизированная демонстрация своего успеха и статуса в
социальных сетях, отмечается создание так называемой «виртуальной репутации». В случае, когда реальный и виртуальный образ значительно расходятся, они могут испытывать чувство вины;
- средний уровень, констатируемый у 30% опрошенных, характеризует конструирование виртуального «Я-образа», который отражает комплекс психологических и физических свойств личности, частично соответствующих «Я-об-разу» реальному. Данные респонденты могут приукрашивать или скрывать определенные компонентов конструируемого образа, имея при этом своей целью осуществление более выгодной самопрезентации и эффективной коммуникации, которые происходят в виртуальном пространстве социальных сетей. Данные пользователи подчеркивают преимущества легкой трансформации виртуального образа в зависимости от того, какую имеют цель пребывания в социальных сетях. Отмечаются определенные возможности некоторой идеализации своего виртуального образа;
- низкий уровень выявлен у 58% респондентов. Он свидетельствует о
наличии конструирования в виртуальном пространстве социальных сетей «Я-об-раза», который отражает комплекс их психологических физических свойств на уровне возможностей интерфейса социальной сети, высоко соотносимых со свойствами их реального «Я-образа». Для них характерна аутентичность и устойчивость виртуального образа, демонстрируемые ими в качестве пользователей, которые отражают подлинные, уникальные, фактические аспекты их реального образа. Также подлинными являются их аскриптивные характеристики, такие как возраст, пол, статус, грамотность и пр., проявляемая ими интернет-активность разворачивается «от первого лица».
Ниже представлена характеристика результатов по шкале «интегральный показатель»:
- высокий уровень по данной шкале, зарегистрированный у 11% респондентов, свидетельствует о преобладании выраженной значимости для них социальных сетей. Отмечается наличие высокой ценности «онлайн-друзей». Выстраивание виртуальной коммуникации может осуществляться с одновременным снижением для них ценности коммуникации реальной. Пребывание в социальных сетях не связано с определенной целью. Отмечается высокая значимость и влияние оценок, полученных ими от референтных пользователей. Данные оценки способны оказывать значительное влияние на ценностные личные ориентиры представителей этой группы, которые могут демонстрировать высокую степень изменений в своем поведении или мнении, находящихся в зависимости от норм, принятых в виртуальных сообществах. За счет применения искажения или сокрытия личных данных они могут проявлять агрессивность или даже использовать кибербуллинг. Характерно наличие установок на более эффектное представление в социальных сетях своих личностных свойств и физических характеристик, которые лежат в основе конструирования виртуального образа, имеющего направленность на достижение и демонстрацию успеха в социальных сетях, позволяющих создавать особую «виртуальную репутацию». В виртуальном пространстве они могут примерять на себя альтернативные роли. Для времяпрепровождения в социальных сетях характерна праздность, наблюдается идеализация в конструировании своего виртуального образа, который выполняет восполняющую функцию. Таким образом, стоит отметить, что высокие показатели по методике «ВИПСС» связаны, прежде всего, с выраженной для пользовате-
Таблица 2
Формы работы, со студентами, реализуемые в рамках предложенной программы
№ п/п Название мероприятия Цель мероприятия
1. Лекторий «Угрозы в сети Интернет» Более подробное знакомство с киберугрозами и повышение информационной грамотности студентов
2. Конкурс рисунков и памяток «Безопасный Интернет» Привлечение внимания к проблеме интернет-безопасности и интернет-зависимости
3. Круглый стол «Аддиктивное поведение. Интернет-зависимость» Изучение вопросов, касающихся аддиктивного поведения современной молодежи и факторов, оказывающих влияние на становление зависимой личности
4. Диспут «Живущие в сети» Формирование у студентов правильного восприятия содержания интернет-ресурсов и пополнение их знаний о положительном и отрицательном влиянии Интернета в целом и социальных сетей в частности на человека
5. Тематический вечер «А давайте посидим, чай попьем, поговорим...» Формирование коммуникативной компетентности и обучение навыкам конструктивного общения в сети Интернет. Задачи: - выявить отличия виртуального и реального общения; - определить плюсы и минусы интернет-общения; - обсудить вопросы, посвященные теме «Почему в социальных сетях некоторые люди становятся хамами, и как им противостоять?»
6. Интерактивный квест «Кибербезопасность и кибергигиена» Формирование активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности студентов в сети Интернет при помощи игровых технологий. Задачи: - закрепление у студентов знаний о правилах безопасного поведения в глобальной сети; - формирование личной кибергигиены и киберкультуры
7. Разработка проекта по профилактике интернет-зависимости Создание условий для предотвращения возникновения интернет-зависимого поведения у студентов
8. Реализация дополнительной образовательной программы «Безопасность в кибкрпространстве» Подробное знакомство студентов с интернет-угрозами, формирование у них культуры кибербезопасности и правовой грамотности по вопросам, касающимся информационной безопасности и профилактики интернет-зависимости
лей значимостью виртуального пространства, праздностью времяпрепровождения в социальных сетях, а также для них характерны высокая степень принятия специфических норм субкультуры пользователей и конструирование идеализированного виртуального образа;
- средний уровень, отмечаемый у 55% опрошенных студентов, свидетельствует о том, что социальные сети ими используются систематически, как правило, для решения самых разнообразных задач, которые не ограничены только виртуальным общением. Несмотря на значительное количество времени, проводимого там, у них сохраняется критичность в отношении негативных последствий чрезмерного «погружения» в виртуальное пространство. В зависимости от того, какую цель они ставят перед собой, находясь в социальных сетях, наблюдается изменение отношения к специфическим нормам субкультуры, которая принята в виртуальных сообществах. В процессе конструирования своего виртуального образа данные респонденты демонстрируют не только свойства, которые соответствуют образу реального «Я», но и идеализированные свойства, имеющие своей целью более эффектную самопрезентацию, что обусловлено как целями пребывания в социальных сетях, так и спецификой, характерной для конкретной ситуации. Представители данной группы способны общаться не только с «онлайн-друзьями» и осуществлять процесс виртуальной коммуникации, но и понимать и сохранять ценность реальных взаимодействий;
- низкий уровень по данной шкале, который характерен для 34% респондентов, свидетельствует о целенаправленном и осознанном использовании ими социальных сетей с целью решения конкретных задач. Например, осуществление коммуникации, поиск информации, самопрезентация и др. Для них характерно наличие сочетания критического отношения к информации, которая размещена в социальных сетях, с возможностями, которые данными сетями предоставляются. Представителями данной группы осознается технологически обусловленная ограниченность, характерная для общения в виртуальном пространстве, что, в свою очередь, свидетельствует о более выраженной значимости и преобладании реальных коммуникаций. Их отношение к субкультурным нормам пользователей социальных сетей базируется на соответствии указанных выше норм ценностным личностным установкам. Стоит отметить также, что конструируемый ими виртуальный образ в целом соответствует реальным свойствам пользователя, и для него характерна достаточно высокая устойчивость. Их времяпровождение в социальных сетях отличается целенаправленностью и построением аутентичного образа.
На наш взгляд, использование данной методики позволяет выявлять степень выраженности структурно-содержательных компонентов виртуальной идентичности, формирующейся у пользователей социальных сетей, выступающих в качестве индикаторов проявления данной идентичности. А выявление индикаторов виртуальной идентичности позволяет не только обнаружить наличие в структуре личности виртуальной идентичности, но определить ее компоненты, а также раскрыть особенности их влияния на личностное развитие.
Основываясь на результатах исследования, нами разработана программа, направленная на предотвращение возникновения у студентов интернет-зависимого поведения (киберкоммуникативной зависимости), а в случае уже имеющейся интернет-зависимости - снижение ее уровня (см. табл. 2).
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 18 часов. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю.
Таблица 3
Тематика дополнительной образовательной программы
№ п/п Тематика занятий Часы
1. Киберпространство 2
2. Киберугрозы 2
3. Киберкультура 2
4. Правовые основы информационной безопасности 2
5. Социальные сети. Польза и вред 2
6. Виды интернет-зависимости. Условия формирования и особенности профилактики 2
7. Культура организации компьютерного досуга и профилактика игромании 2
8. Основы коммуникативной компетентности и информационной грамотности 2
9. Обеспечение личной безопасности в сети Интернет 2
Ожидаемые результаты:
- развитие коммуникативной компетентности и информационной грамотности;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в сети Интернет в целом и социальных сетях в частности;
- формирование адекватной виртуальной идентичности;
- понимание опасности интернет-зависимости для психологического и физического здоровья и безопасности жизнедеятельности.
Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод о том, что большей части студентов присущ тот или иной уровень интернет- и киберкоммуникативной зависимости, низкий уровень данного вида зависимости отмечается только у приблизительно одной трети респондентов.
Также необходимо подчеркнуть тот факт, что респондентов, которым присущи наиболее низкие показатели виртуальной идентичности в целом, можно отнести к группе, имеющей низкие показатели в отношении интернет-зависимости.
Разработана и предложена программа повышения коммуникативной компетентности и информационной грамотности студентов, направленная на профилактику возникновения интернет-зависимости.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения проблемы развития и вопросов профилактики у современных студентов как интернет-зависимости в целом, так и зависимости от социальных сетей в частности. Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, преподавателей, кураторов и других специалистов, осуществляющих работу со студентами высшей школы.
Дальнейшие перспективы реализации представленной научной работы связаны не только с внедрением разработанной программы по профилактике интернет-зависимости у студентов педагогического вуза, но и с оценкой ее эффективности путем проведения контрольного исследования.
Библиографический список
1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб», 2001.
2. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие. Москва: МГМСУ, 2011.
3. Ростовцева М.В. Связь интернет-зависимости с тревожностью и потребностью в общении у студентов. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2019; Выпуск 4.
4. Васильева Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2016; Т 15, № 2: 32-39.
5. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. Знание. Понимание. Умение. 2009; № 2: 52-57.
6. Бродовская Е.В., Синяков А.В., Иванов И.С. Влияние интернет-коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов интенсивности. Публикации МГГУ им. М.А. Шолохова. Available at: https://ojs.itmo.ru/index.php/IMS/article/view/257
7. Асеева О.В. Влияние социальной сети интернет на развитие социальной активности молодежи. Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2012; № 2 (121): 181-184.
8. Петлин М.А. Постмодерная культура - киберкультура. Омский научный вестник. 2013; № 5 (122): 212-124.
9. Судич Ю.В. Роль социальных сетей в жизни молодежи. Психология и педагогика: современные вызовы и решения: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014: 59-62.
10. Иванов М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.
11. Погорелов Д.Н. Психологическое содержание и диагностика виртуальной идентичности пользователей социальных сетей: учебное пособие. Челябинск: ЧИППКРО, 2022.
12. Gapic A.E. Theoretical and methodological approaches to the study of the structure of youth inter-no-communities. Theory and practice of public development. 2015; № 11: 36-404.
13. Reingold G. Smart Crowd: A New Social Revolution. Moskow: FairPress, 2006.
14. Williams J.P Authentic identities. Straightedge subculture, music, and the Internet. Journal of contemporary ethnography. 2006; Vol. 35, Issue 2: 173-200.
15. Wood R.T. The straighedge youth sub-culture: Observation of the cobplexity of subcultural identy. Jornal of Youth Studies. 2003; № 6 (1): 33-52.
16. Young K.S. CBT-IA: The first treatment model to address Internet addiction. Journal of Cognitive Therapy. 2011; Vol. 25 (4): 304-312.
17. Тончева А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости. Науковедение. Интернет-журнал. 2012; № 4 (13): 138.
References
1. Korolenko C.P, Dmitrieva N.V. Psihosocial’naya addiktologiya. Novosibirsk: Olsib», 2001.
2. Internet-zavisimoepovedenie. Kriteriiimetody diagnostiki: uchebnoe posobie. Moskva: MGMSU, 2011.
3. Rostovceva M.V. Svyaz’ internet-zavisimosti s trevozhnost’yu i potrebnost’yu v obschenii u studentov. Aktual’nye psihologo-pedagogicheskie, filosofskie, 'ekonomicheskie i yuridicheskie problemy sovremennogo rossijskogo obschestva: kollektivnaya monografiya. Ul’yanovsk: Zebra, 2019; Vypusk 4.
4. Vasil’eva E.V. Komp’yuternaya zavisimost’ podrostka kak social’no-pedagogicheskaya problema. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2016; T. 15, № 2: 32-39.
5. Drepa M.I. Internet-zavisimost’ kak ob'ekt nauchnoj refleksii v sovremennoj psihologii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; № 2: 52-57.
6. Brodovskaya E.V., Sinyakov A.V., Ivanov I.S. Vliyanie internet-kommunikacii na formirovanie cennostnyh orientacij molodezhi: analiz faktorov intensivnosti. Publikacii MGGU im. M.A. Sholohova. Available at: https://ojs.itmo.ru/index.php/IMS/article/view/257
7. Aseeva O.V. Vliyanie social’noj seti internet na razvitie social’noj aktivnosti molodezhi. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2012; № 2 (121): 181-184.
8. Petlin M.A. Postmodernaya kul’tura - kiberkul’tura. Omskij nauchnyj vestnik. 2013; № 5 (122): 212-124.
9. Sudich Yu.V. Rol’ social’nyh setej v zhizni molodezhi. Psihologiya i pedagogika: sovremennye vyzovy i resheniya: sbornik statej XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Moskva: Centr gumanitarnyh issledovanij «Socium», 2014: 59-62.
10. Ivanov M.S. Psihologiya samorealizacii lichnosti v komp’yuternoj igrovoj deyatel’nosti. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2008.
11. Pogorelov D.N. Psihologicheskoe soderzhanie i diagnostika viriual'ncj identichnosti pol’zovatelej social’nyh setej: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2022.
12. Gapic A.E. Theoretical and methodological approaches to the study of the structure of youth inter-no-communities. Theory and practice of public development. 2015; № 11: 36-404.
13. Reingold G. Smart Crowd: A New Social Revolution. Moskow: FairPress, 2006.
14. Williams J.P Authentic identities. Straightedge subculture, music, and the Internet. Journal of contemporary ethnography. 2006; Vol. 35, Issue 2: 173-200.
15. Wood R.T. The straighedge youth sub-culture: Observation of the cobplexity of subcultural identy Jornal of Youth Studies. 2003; № 6 (1): 33-52.
16. Young K.S. CBT-IA: The first treatment model to address Internet addiction. Journal of Cognitive Therapy. 2011; Vol. 25 (4): 304-312.
17. Toncheva A.V. Diagnostika kiberkommunikativnoj zavisimosti. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2012; № 4 (13): 138.
Статья поступила в редакцию 29.12.23
УДК 378.09:81’25
Biryukova Yu.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Agrarian University n.a. I.T Trubilin (Krasnodar, Russia), Е-mail: [email protected] Lesnyaya Yu.G., Doctor of Sciences (Economics), Senior Lecturer, Kuban State Agrarian University n.a. I.T. Trubilin (Krasnodar, Russia), Е-mail: [email protected] Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE ANALYSIS OF THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN STUDENTS.
The article analyzes approaches presented in the scientific and pedagogical literature, which are based on contradictions in the formation of professionally important qualities of students, determined, on the one hand, by personality characteristics that reveal it as a subject of activity with a complex of knowledge, skills, value orientations and abilities, and, on the other hand, the content of the purposefulness of forming the foundations of future professional activity, which is relevant in the modern world. The systemic, activity-based and subjective approaches presented by the authors contribute to achieving the goal of methodological research of this phenomenon. Professionally important qualities of students are considered as a set of abilities, qualities and mental properties of the individual associated with the implementation of future professional activities. The considered methodological approaches make it possible to fully reveal various methodological foundations for studying the process of forming professionally important qualities in students. The identified interdependence of the systemic, activity-based and subjective approaches made it possible to determine the patterns and principles of development of the analyzed system for this study.
Key words: professionally important qualities, methodological approaches, student, systematic approach, subjective approach, activity approach, patterns, principles, professional activity
Ю.Н. Бирюкова, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т Трубилина, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Ю.Г. Лесных, д-р эконом. наук, доц., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Т.П. Аванесова, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
К АНАЛИЗУ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье анализируются представленные в научно-педагогической литературе подходы, в основе которых лежат противоречия в формировании профессионально важных качеств обучающихся, обусловленные, с одной стороны, особенностями личности, характеризующими её как субъекта деятельности с комплексом знаний, умений, навыков, ценностными ориентациями и способностями, и, с другой стороны, содержанием целенаправленности формирования основ будущей профессиональной деятельности, что является актуальным в современном мире. Представленные авторами системный, деятельностный и субъектный подходы способствуют достижению цели методологического исследования данного феномена. Профессионально важные качества обучающихся рассматриваются как совокупность способностей, качеств и психических свойств личности, связанных с осуществлением будущей профессиональной деятельности. Рассмотренные методологические подходы позволяют в полной мере раскрыть различные методологические основы для исследования процесса формирования профессионально важных качеств у обучающихся. Выявленная взаимозависимость системного, деятельностного и субъектного подходов позволила определить закономерности и принципы развития анализируемой системы для данного исследования.
Ключевые слова: профессионально важные качества, методологические подходы, обучающийся, системный подход, субъектный подход, деятельностный подход, закономерности, принципы, профессиональная деятельность
Актуальность проблемы обусловлена следующими противоречиями в современном образовательном учреждении высшего образования. С одной стороны, принятой в педагогике зависимостью результатов образовательного процесса от особенностей контингента обучаемых и отсутствием в практике реализации единого подхода к формированию ПВК, с другой стороны. Наличие этого противоречия определяет отсутствие гарантий эффективности решений, принятых в моделировании учебно-образовательного процесса. Предлагается рассмотреть сочетание различных научных подходов, методологическая основа исследования представляет собой первостепенную часть концепции, позволяющая обосновать нормализацию и расширение методологического пространства науки. Она нацелена на определение новых свойств и неординарных идей, процессов, феноменов, проникающих в проблемное поле научного исследования, раскрывая систему закономерностей и принципов образования и развития исследуемого.
Цель данного научного исследования: теоретическое обоснование сочетаний методологических подходов, гарантирующих формирование ПВК обучающихся.
Основные задачи статьи: конкретизировать понятие профессионально важных качеств и его основные компоненты; рассмотреть методологические подходы к формированию профессиональных качеств личности.
Методы научного исследования: анализ научных изысканий по проблеме формирования профессионально важных качеств; аргументирование теоретико-методологической базы исследования.
Научная новизна статьи определена сложным и переменным характером, имеющим неоднозначные решения в подходах к формированию профессионально важных качеств.
Теоретическая и практическая значимости статьи отражены в обоснованных знаниях о формировании важных качеств обучающихся в образовательном процессе с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности.
Придерживаясь позиции В.И. Загвязинского, предлагается рассмотреть сочетания различных научных подходов к формированию профессионально важных качеств личности [1]. Методологическая основа исследования представляет собой первостепенную часть концепции, позволяющую обосновать нормализацию и расширение методологического пространства науки. Она нацелена на определение новых свойств и неординарных идей, процессов, феноменов, проникающих в проблемное поле научного исследования и раскрывающих систему закономерностей и принципов образования и развития исследуемого.
Для проектирования исследования формирования профессионально важных качеств у обучающегося, а также раскрытия особенностей разрешения исследовательских задач необходимо провести анализ различных теорий, концепций, подходов по данной проблеме. Понятие «формирование профессионально важных качеств (ПВК)» невозможно рассматривать в рамках одной методологической концепции или одного методологического подхода. В основу построения концепции формирования ПВК у обучающихся положено их многообразие.