Шершнёва Т. В. Психологические особенности безопасного поведения при виртуальном общении // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). С. 80-85.
Shershniova T. V. Psychological features of safe behaviour at virtual communication. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 2 (83). Рр. 80-85. (In Russ.)
УДК 159.09
Т. В. Шершнёва
Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВИРТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
Шершнёва Татьяна Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Психология».
E-mail: shershniova_t@mail. ru
Рассматриваются психологические особенности поведения человека в условиях киберком-муникативного пространства, а также причины лавинообразного роста авторов и генерируемого ими контента в социальных медиа. Анализируются результаты опроса студентов Белорусского национального технического университета, целью которого являлось изучение психологических особенностей виртуального общения современных пользователей социальных сетей, а также их представлений о собственной безопасности в информационно-коммуникативном пространстве. Формулируются рекомендации по развитию информационной культуры подрастающего поколения и выводы о необходимости психологической коррекции особенностей личности, которые провоцируют развитие киберкоммуникативной зависимости и девиантного поведения.
Ключевые слова: виртуальное общение, социальная сеть, киберкоммуникативная зависимость, интернет-аддикция, информационная гигиена, информационная культура.
T. V. Shershniova
Belarusian National Technical University, Minsk, Belarus
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SAFE BEHAVIOUR AT VIRTUAL COMMUNICATION
Shershniova Tatyana V. — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of Department of Pskhology.
E-mail: shershniova_t@mail. ru
Psychological features of behavior of the person in the conditions of cybercommunicative space and also the reason of the avalanche growth of authors and content generated by them in social media are considered. Results of poll of students of the Belarusian national technical university which purpose was studying of psychological features of virtual communication of modern users of social networks and also their ideas of own safety in information and communicative space are analyzed. Recommendations about development of information culture of younger generation and conclusions about need of psychological correction of features of the personality which provoke development of cybercommunicative dependence and deviant behavior are formulated.
Keywords: virtual communication, social network, cybercommunicative dependence, Internet addiction, information hygiene, information culture.
Трансформация современного общества во многом обусловлена созданием IT-пространства, этой новой виртуальной среды, изменившей наш образ жизни, обеспечивая доступность получения любой информации, свободу выбора, безопасность, поддержку и
многое др. Лавинообразный рост объемов интернет-контента и количества интернет-пользователей во всем мире делает чрезвычайно актуальным исследование данного вида активности человека.
Многие исследователи отмечают, что современные технологии мешают развитию коммуникативных способностей личности, формированию необходимых навыков социального взаимодействия. При этом в качестве доказательства приводится тот факт, что часть активных пользователей современных гаджетов пренебрегает школой, работой, семейными обязанностями, едой и сном ради того, чтобы побыть в Сети. Однако те, кто проводит много времени в виртуальном пространстве, утверждают, что это помогает им общаться. Результаты опроса более 1 700 американцев в возрасте от 19 до 32 лет свидетельствуют, что в среднем они пользуются популярными социальными платформами («Фейс-бук», «Твиттер» и «Инстаграм») 30 раз в неделю; 27 % опрошенных, чаще всего проводивших время в соцсетях (около 58 раз в неделю), сообщили, что ощущают высокий уровень «добровольной» изоляции от общества [1]. Пребывание в социальных сетях лишь временно облегчает симптомы имеющейся социальной изоляции, под которой понимается отсутствие чувства принадлежности, отношений и реального взаимодействия с другими людьми и которая тесно связана с риском суицидального поведения, болезни или смерти.
Виртуальное пространство приобретает наибольшую степень значимости за счет того, что в нем созданы условия, способные удовлетворить потребности любого индивида. Мир же реальный (окружающая природная и социальная среда) уходит на второй план, так как является носителем более ограничивающих условий реализации индивидом своих желаний.
Особенностью виртуального пространства является также его бесконечность, вечность, в отличие от живой структуры, зависимой от условий существования и, в общем, смертной, и в некоторых случаях не возобновляемой. В силу утраты способности отличить реальность от фантазии современному человеку стало свойственно недостаточно обдуманное принятие решений в вопросах, относящихся к окружающей действительности и живым объектам, о конечности жизни которых уже нет привычки задумываться, насилие стало восприниматься как норма. Это ярко продемонстрировали, например, многочисленные мнения и комментарии на #Янебоюсьсказать не только анонимных пользователей на форумах, но и популярных блогеров, публичных персон: отсутствие эмпатии, обвинение жертвы, злоба, отстраненность в оценке происходящих событий и т. д.
Дж. Сулер также выделил такую характеристику поведения человека в виртуальной среде как «эффект растормаживания» (disinhibition effect), данное поведение представляет собой повышенную «открытость» пользователей сети Интернет при коммуникациях [4]. Открытость подразумевает под собой более непринужденное социальное поведение, которое может быть как благоприятным — свободное проявление эмоций, состояний, коммуникация с высоким уровнем доверия (benign disinhibition), так и негативным, или токсичным — повышенная агрессия, неприязнь и т. д. (toxic disinhibition) [4]. Виртуальное общение часто не включает в себя эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Коммуникация в социальных медиа обеспечивает пользователям различную степень анонимности, что, с одной стороны, создает абсолютно безбарьерную среду для общения, а с другой — провоцирует возникновение конфликтных, часто опасных ситуаций. Кажущаяся анонимность раскрепощает пользователей, делает поведение в сети отличным от их поведения в повседневной жизни, в которой есть ограничения не только в виде каких-то моральных норм и правил, социального контроля, но и со стороны правоохранительной системы. Свобода и анонимность в сети приводит к развитию девиантного поведения (троллинг, хэйтеринг и т.п.), снижению степени персональной ответственности за происходящее. Причем социальные сети используются в неэтичных целях не только пользователями (в 2018 году были заведены уголовные
дела за репосты публикаций «ВКонтакте»), но и разработчиками (рекламная слежка, утечка персональных данных пользователей, оплата негативных публикаций и т. п. в «Фейсбуке»).
При виртуальных взаимодействиях, особенно без использования аудио- и видеоканалов связи, значительная часть информации не воспринимается, не анализируется и не усваивается, что приводит к затруднениям в формировании или даже постепенной утрате навыков межличностного взаимодействия. Всё большую популярность приобретает формат коротких видео или текстов, которые удобно просматривать по дороге — в метро, машине и т. д., на ходу. Короткий формат позволяет хоть как-то успевать следить со своего смартфона за огромным потоком информации, который обрушивается на нашу голову. Современному человеку становится гораздо труднее концентрировать внимание на проблеме. Глубоко обдумать что-либо в течение длительного периода времени не получается, так как постоянно появляется какая-то новая информация, вызывающая интерес. Чем привычнее становится постоянный поток информации из медиасреды, тем меньше становится возможность отбора информации по степени ее важности. В данном случае мозг оценивает информацию по степени новизны, а не по степени ее значимости. Виртуальное пространство искажает и маскирует реальность, делая ее более приятной, эстетичной, а все проблемы кажутся иллюзорными.
Для изучения особенностей виртуального общения современных пользователей Интернета был проведен опрос студентов Белорусского национального технического университета. Выборка состояла из пользующихся ежедневно сетью Интернет 160 человек, чей средний возраст — 19,5 лет. Абсолютно все респонденты оказались зарегистрированными в социальных сетях, причем почти все зарегистрированы одновременно в нескольких социальных сетях. Наибольшей популярностью пользуется социальная сеть «ВКонтакте», ею пользуются все респонденты, «Инстаграм» популярен у 85 % опрошенных, «Вайбер» и «Фейсбук» — у 47,5 %, общение в «Скайп» и «Твиттер» предпочитают 45 % принявших участие в исследовании, «Мой Мир» — 32,5 %, «Одноклассники» — 23,75 %.
В ходе анализа ответов испытуемых мы выявили, что 70 % респондентов зарегистрированы в социальных сетях под своим собственным именем, 17,5 % в разных социальных сетях зарегистрированы по-разному (под своим именем и под вымышленным), 15 % использовали при регистрации псевдоним, 7,5 % не выкладывают личные фото или иную позволяющую их идентифицировать информацию на своей странице. Более половины респондентов имеют дополнительные аккаунты, о которых никто или почти никто не знает, в том числе фейковые страницы, используют они их с разной частотой и целями.
В ходе опроса выявлено, что основными целями погружения в виртуальную реальность являются: поиск информации (77,5 %), знакомство и общение с людьми (72,5 %), но наиболее распространенной целью является развлечение — на нее указало наибольшее количество опрошенных (90 % исследуемой выборки). 25 % студентов сообщили, что им легче общаться с людьми в социальных сетях, чем в реальной жизни; 71,25 % студентов указали на то, что социальные сети способствуют развитию их личности; 32,5 % респондентов признались, что социальные сети избавляют их от скуки; 15 % — что прибегают к виртуальному общению, чтобы расслабиться, отвлечься от проблем. Предпочитаемыми видами активности в социальных сетях являются: «общение преимущественно в личных сообщениях, иногда комментарии к фотографиям» (45 % респондентов) и «общение только в личных сообщениях, с определенным кругом собеседников» (32,5 %). Менее популярны «общение со всеми, участие в обсуждениях, комментарии к фотографиям» (10 %) и «использование социальных сетей исключительно по деловым вопросам» (12,5 %).
Анализ ответов показал, что 42,5 % респондентов проводят в сети более шести часов в сутки, 35 % — более трех часов, 15 % — от одного до двух часов, и 7,5 % студентов от-
ветили, что проводят в Интернете менее часа в день. Действительно, современному пользователю не нужно покидать социальные сети даже для рутинных действий, в них уже встроены платежные платформы, есть возмозможность совершать покупки, заказывать еду с доставкой, анонсирована возможность вызова врача на дом. Социальные сети продолжают свое развитие по пути полноценных сервисов, замкнутых внутри себя.
Четверть респондентов признались, что испытывают чувство тревоги при внезапном исчезновении интернет-доступа (как это случилось, к примеру, днем 16 февраля 2018 года с сетью «ВКонтакте» из-за перебоя с электропитанием). Более половины респондентов признались, что проводят в сети Интернет больше времени, чем планировали: часто это случается с 50 %, редко — с 35 %, никогда — с 15 % испытуемых. Причем студенты признались, что им сложно заставить себя выйти из Сети, не просмотрев все уведомления, запросы, сообщения, новости, реакции виртуальных друзей на размещенные пользователями записи и т. п., в исследуемой выборке их количество составило 62,5 %. 25% испытуемых испытывают психологические затруднения при необходимости прервать свое виртуальное общение в силу объективных требований деятельности. Только 12,5 % пользователей не испытывают дискомфорта или сложностей, если нужно прервать интернет-серфинг.
Большинство респондентов (92,5 %) не придают значения имеющемуся количеству друзей в социальных сетях, а для 7,5 % опрошенных это важно, они считают, что чем их меньше, тем лучше. В ходе анализа ответов испытуемых на вопрос: «Сколько у вас друзей в социальных сетях?» — мы выявили, что до 100 виртуальных друзей имеют 48,75 % опрошенных, от 100 до 300 — 21,25 %, больше 300 — 30 %. Отвечая на вопрос: «Знаете ли вы их всех лично?» — положительный ответ «да» дали 62,5 %, отрицательный — 37,5%.
Исследование показало, что студенты часто не задумываются о том, что их потенциальный работодатель или любой новый знакомый может зайти в их профиль, изучить выложенные фото и видео, а также посты и сделать какие-то выводы, которые могут привести к потере интересного карьерного предложения или к насмешкам и травле. Анализ ответов позволил установить, что только 6,25 % опрошенных студентов имеют закрытый профиль в социальных сетях, и лишь 30 % воспользовались настройками приватности размещаемой на своих страницах информации и ограничениями возможностей связи с другими пользователями. Учитывая, что при этом в большей части аккаунтов указывается информация личного характера, а на страницах выкладывается фото друзей, родственников и т. п., проявляются скрытые эмоции и желания, можно сделать вывод о том, что разумная осторожность, безусловно, проявляющаяся в ситуации реального взаимодействия с малознакомыми людьми, у большинства студентов отсутствует. Кажущаяся анонимность виртуального общения стирает границы личного пространства, позволяет уравнять социальные статусы, которые ограничивают нас в ситуации реальной коммуникации лицом к лицу. Интрапсихическая среда виртуального пространства продуцирует ряд изменений, заключающихся в трансформации восприятия человеком себя, расширении своего «Я». Возникают эффекты констелляции и изменения границ личности пользователя.
Нужно помнить также и о том, что идеализированный образ виртуального собеседника выстроен взаимными усилиями пользователей сети. Социальные сети часто служат средством для подтверждения собственной состоятельности, успешности, уникальности. При этом в Интернете можно найти множество рекомендаций по созданию профиля идеальных незнакомца или незнакомки, как сделать свой профиль привлекающим внимание, какой временной интервал является лучшим для постинга, как управлять хештегами, какие мобильные приложения лучше использовать для визуального планирования контента, причем с возможностью управления несколькими аккаунтами, а также с режимом «шпион» для просмотра аккаунтов своих конкурентов. Пользователи различных социальных
сетей включились в нешуточную борьбу за лучшее визуальное представление истории своей жизни и судорожное слежение за тем, кто и что лайкнул. Суперпозитивная презентация некоторых пользователей фрустрирует фолловеров, может негативно влиять на их самооценку и эмоциональное состояние. Справиться с негативными переживаниями помогает «раскрутка» аккаунта, зарабатывание «лайков» любыми способами (часто сопряженными с риском для жизни), безграничное увеличение количества друзей и подписчиков. В итоге возможно развитие аддиктивного поведения, обсессивно-компульсивного, шизоидного и нарциссического расстройства, синдрома дефицита внимания и др. Данный вывод был подтвержден рядом исследователей (Т. М. Корягина, B. Lachmann & C. Sindermann), которые установили, что интернет-зависимость сопровождается снижением уровня психологического благополучия, ощущениями бессилия, отсутствия контроля над происходящим, слабым осознанием жизненных целей и перспектив и т. д. [2; 6].
Процесс поиска брачного партнера и любовь также ушли в социальные сети, разрабатываются и успешно продвигаются приложения для онлайн-дейтинга, в том числе сервисы для знакомства. С профилем партнера современные студенты встречаются гораздо раньше, чем с ним самим. Это удобнее и безопаснее, по мнению 47,5 % респондентов. Предпочли бы сначала познакомиться с партнером противоположного пола в реальности 53,75 % опрошенных, остальные не видят особенной разницы. Казалось бы, знакомиться стало так же просто, как выбирать товары в интернет-магазине. Но у данной возможности есть обратная сторона: очень сложно остановиться в своем поиске идеального партнера. Строить отношения в реальности всё так же сложно, как и прежде, а в Сети всегда остается множество более притягательных вариантов.
Таким образом, проведенный опрос студентов показал, что всё больше юношей и девушек предпочитают уходить с головой в виртуальный мир, не желая решать повседневные задачи, выстраивать отношения с окружающим миром и обществом [5]. Современный человек во многом переориентировался с познания внешней объективной реальности на виртуальный мир, а точнее — постигает себя и окружающую среду через виртуальные образы, не замечая искажений, подмены, иллюзорности происходящего. Соответственно, меняется и система ценностей человека. Мир виртуальный приобретает наибольшую степень значимости за счет того, что в нем созданы условия, способные удовлетворить потребности любого индивида. Приоритетными объектами заинтересованности человека становятся социально одобренные виртуальным сообществом массовые тенденции и мегатренды [3], без критичной оценки их ценности и субъективной значимости. Студент, увлеченный интернет-общением, часто приобретает проблемы с учебой и экзаменами. При длительном отсутствии такого общения человек больше не получает выбросов дофамина и серотонина в мозг, он больше не чувствует себя радостным и бодрым. К тому же со временем организм привыкает к количествам веществ, выделяющихся при положительных эмоциональных реакциях, поэтому время нахождения в Сети продлевается до бесконечности, часто в ущерб ночному отдыху. Блуждая по сайтам, переходя по различным ссылкам, часами проводя время в мес-сенджерах, социальных сетях, чатах, часто на занятиях или вместо них, он выпадает из образовательного процесса, а иногда и из реальности. Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости организации досуга обучающихся, ведь от того, чем занимается студент в свободное время, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. При современных возможностях иметь мгновенный доступ практически к любой информации, накопленной человечеством, современные студенты, как показывает практика, абсолютно не интересуются научными открытиями даже в тех сферах, которые непосредственно связаны с избранной специальностью, отдавая предпочтение развлекатель-
но-информационным ресурсам и новостям кино и шоу-бизнеса. В таких условиях не приходится говорить о сформированной привычке тщательно анализировать и критически оценивать получаемую информацию, формировать мнение и устойчивую позицию.
Киберкоммуникативная зависимость, троллинг, хейтеринг и другие формы девиант-ного поведения трансформируют систему ценностей личности. Понятие нравственности в современном виртуальном пространстве стало весьма субъективным. В некоторых случаях отрицательные поступки не только не осуждаются, но и принимаются как само собой разумеющееся во Всемирной сети. Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы личности, формирование адекватной системы ценностей, ресоциализация дезадаптированных студентов — наиболее продуктивное направление профилактической работы по предупреждению развития девиантного поведения среди молодежи. К тому же следует помнить, что на просторах Интернета можно обнаружить большое количество контента, в котором информация преподносится лишь с определенного, наиболее выгодного ее ракурса, что способствует формированию ложных представлений о тех или иных событиях и фактах у пользователей. Именно поэтому сейчас важно говорить об информационной гигиене, уровне образованности населения, который предоставит необходимый базис для правильного восприятия событий из средств масс-медиа. Развитие информационной гигиены позволит снизить отрицательное влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие личности и современного общества.
Необходимо понять, что низкая информационная культура при сверхвысокой скорости распространения той или иной эмоционально поданной информации предоставляет практически безграничные возможности манипулирования сознанием и поведением современной молодежи, и этот факт, безусловно, требует внимания и учета при разработке образовательных стандартов, учебных планов, определения роли гуманитарной составляющей профессиональной подготовки специалистов. Необходимо остановить наблюдаемую в последнее время тенденцию к сокращению гуманитарного компонента в учебных планах по специальностям первой и второй ступени высшего образования. Требуется целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков и информационной культуры личности, более глубокое же изучение проблемы зависимости от виртуального общения психологами и медиками позволит разработать профилактическую и психокоррек-ционную программу, а также тактику медикаментозного лечения для предупреждения физиологических изменений и изменений личности интернет-аддиктов.
Библиографический список
1. Злоупотребление социальными сетями ведет к социальной изоляции. URL: http://news.mail.ru/society/28986778/ (дата обращения: 29.03.2019).
2. Корягина Т. М. Взаимосвязь между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов // Современные исследования социальных проблем. 2018. № 2-1. С. 70-83.
3. Несбит Д., Несбит Н., Филипс Д. Высокая технология, глубокая гуманность. Технологии и наши поиски смысла. М.: АСТ, 2005. 384 с.
4. Сулер Дж. Эффект растормаживания в Сети // Киберпсихология. Немного о психологии создателей и жителей Интернета. URL: http://ru-cyberpsy.blogspot.com/2012/08/blog-post.html?m=1 (дата обращения: 29.03.2019).
5. Шершнёва Т. В., Дроздов И. И. Трансформация личности при развитии зависимости от виртуальной среды // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2017. № 5. С.262-269.
6. The role of empathy and life satisfaction in Internet and Smartphone use disorder / B. Lachmann, C. Sindermann [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018. No. 9. Р. 398-399.