Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддиктивное поведение / виртуальное общение / киберкоммуникативная зависимость / самооценка / субъективное ощущение одиночества / тренинг / addictive behavior / virtual communication / cyber-relational addiction / selfesteem / subjective feeling of loneliness / training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шершнёва Т.В.

Обосновывается актуальность исследования влияния виртуального общения на личность. Указываются симптомы развития зависимости от виртуального общения, анализируются объективные и субъективные факторы, ее провоцирующие. Приводятся данные эмпирического исследования переживания одиночества и уровня самооценки студентов с киберкоммуникативной зависимостью. Предлагаются направления, формы и методы профилактической работы со студентами, входящими в группу риска по развитию аддиктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LONELINESS EXPERIENCE AND SELF-ESTEEM OF STUDENTS WITH CYBER-RELATION ADDICTION

The relevance of the study of the influence of virtual communication on personality is substantiated. The symptoms of the development of dependence on virtual communication are indicated, objective and subjective factors provoking it are analyzed. The data of an empirical study of the experience of loneliness and the level of self-esteem of students with cyber-relation addiction are presented. The directions, forms and methods of preventive work with students who are at risk for the development of addictive behavior are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ»

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ С КИБЕРКОММУНИКАТИВНОЙ

ЗАВИСИМОСТЬЮ Шершнёва Т.В. (Беларусь, Минск, БНТУ) shershniova_t@mail.ru

Аннотация. Обосновывается актуальность исследования влияния виртуального общения на личность. Указываются симптомы развития зависимости от виртуального общения, анализируются объективные и субъективные факторы, ее провоцирующие. Приводятся данные эмпирического исследования переживания одиночества и уровня самооценки студентов с киберкоммуникативной зависимостью. Предлагаются направления, формы и методы профилактической работы со студентами, входящими в группу риска по развитию аддиктивного поведения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, виртуальное общение, киберкоммуникативная зависимость, самооценка, субъективное ощущение одиночества, тренинг.

FEATURES OF LONELINESS EXPERIENCE AND SELF-ESTEEM OF STUDENTS WITH CYBER-RELATION ADDICTION Shershniova T.V. (Belarus, Minsk, BNTU) shershniova_t@mail.ru

Abstract. The relevance of the study of the influence of virtual communication on personality is substantiated. The symptoms of the development of dependence on virtual communication are indicated, objective and subjective factors provoking it are analyzed. The data of an empirical study of the experience of loneliness and the level of self-esteem of students with cyber-relation addiction are presented. The directions, forms and methods of preventive work with students who are at risk for the development of addictive behavior are proposed.

Keywords: addictive behavior, virtual communication, cyber-relational addiction, self-esteem, subjective feeling of loneliness, training.

Актуальность исследования особенностей виртуального общения несомненна: оно трансформирует систему ценностей, нравственные установки и мотивацию личности, провоцирует развитие негативных эмоциональных переживаний, связанных с внешними оценками (Шершнёва, 2018, с. 87-88). Коммуникация в сети интернет обеспечивает пользователям анонимность, что создает абсолютно безбарьерную среду для общения, но провоцирует возникновение конфликтных, часто опасных ситуаций, приводит к развитию девиантного поведения (троллинг, хэйтеринг и т.п.), снижению степени персональной ответственности. Виртуальное пространство искажает и маскирует реальность, все проблемы кажутся иллюзорными. Это временно облегчает симптомы имеющейся социальной изоляции, под которой понимается отсутствие чувства принадлежности, отношений и реального взаимодействия с другими людьми, и которая тесно связана с риском суицидального поведения, развития заболеваний. Демонстрация в социальных сетях идеализированных образов, с которыми приходится сравнивать свою «скучную и серую жизнь», негативно влияют на самооценку, приводят к дезадаптации личности (Шершнёва, 2020, с. 234-235).

Киберкоммуникативная зависимость представляет собой зависимость от виртуального общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, являющейся разновидностью интернет-аддикции. Эта интерактивная среда дает широкие возможности социального взаимодействия; отвечает принципам диалогичности, незамедлительной ответной реакции на коммуникативные стимулы,

регулярности, масштабности, высокой активности и интенсивности коммуникации. В качестве наиболее существенных факторов, превращающих виртуальное общение в аддиктивный агент, выделяют: 1) сверхличностный характер межличностных коммуникаций: различия между пользователями сглажены, отсутствует затормаживающее воздействие невербальных сигналов; 2) анонимность, чувство безопасности; 3) возможность реализации фантазий, конструирования новых вариантов самопрезентации, ролевого поведения; 4) вуайеристический аспект: возможность увидеть чужие личные переживания; 5) возможность найти «идеального» собеседника, при этом нет нужды удерживать его внимание, т.к. новый объект для коммуникации доступен в любой момент; 6) возможность самоутверждения (особенно значимо для тех, кто не достиг в реальной жизни желаемого социального статуса); 7) неограниченный доступ к информации; 8) возможность трансформации окружающего мира, создания желаемой реальности (Денисов, 2014, а 190).

К субъективным факторам развития киберкоммуникативной зависимости относят: низкую самооценку; негативизм; низкий уровень эмпатии и коммуникативной культуры; потребность в риске; импульсивность; низкий уровень социальной адаптации; социофобию; агрессивность и враждебность; эмоциональную нестабильность; интроверсию; инфантильность; фрустрированность; высокую тревожности; непринятие Я-реального, завышенные представления о Я-идеальном; индивидуалистическо-примиренческое стремление личности, проявляющееся избеганием действительности; нерешительность, робость; избегание личной ответственности; чувство психологической незащищенности; склонность к депрессии; чувство одиночества (Антилогова, 2014, с. 41).

В качестве социальных факторов развития интернет-зависимости выделяют: дисфункциональность семьи; отсутствие правил и норм в поведении; плохие отношения со сверстниками, агрессия с их стороны; академическая неуспеваемость; трудности социализации; отсутствие других увлечений или сложность в их реализации (Корягина, 2018, с. 71-72).

Для выявления уровня развития киберкоммуникативной зависимости у современных студентов использовался опросник А.В. Тончевой. Переживание одиночества и самооценка студентов исследовались с помощью методики диагностики субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, а также методики изучения самооценки личности О.И. Моткова. Всего в исследовании приняли участие 148 студентов Белорусского национального технического университета, обучающихся на первом курсе.

Обработка полученных данных позволила установить, что высоким уровнем киберкоммуникативной зависимости обладают 23 из 148 студентов (15,54%). Для них характерны регулярное нахождение в беспрерывном режиме «онлайн» более 2 часов в сутки, непреодолимое желание использовать соцсети, навязчивые мысли о них. Виртуальное общение улучшает их настроение. Им свойственны компульсивное обновление страницы, частое изменение социального статуса, потребность добавлять фотографии, проверять обновления в соцсети, привычка узнавать новости из соцсетей и обсуждать их с друзьями, использование виртуальных терминов в реальном общении, склонность добавлять незнакомых людей в список друзей. Они могут реагировать на виртуальные сообщения вербальными репликами. Они ощущают раздражительность и беспокойство при отсутствии возможности зайти на свою страницу, проявляют агрессию в случае, если кто-либо пытается отвлечь их от виртуального общения.

Средний уровень киберкоммуникативной зависимости установлен у 52 студентов (35,14%). Они являются активными пользователями соцсетей и находятся в группе риска по развитию данной аддикции. Низкий уровень киберкоммуникативной зависимости характерен для 73 студентов (49,32%).

Анализ результатов диагностики самооценки студентов с высоким уровнем киберкоммуникативной зависимости показал, что высоким уровнем самооценки обладают

лишь 4 из них (17,4%), средним - 5 (21,7%) и низким - 14 (60,9%). У студентов со средним уровнем киберкоммуникативной зависимости самооценка также чаще низкая (27 (51,9%) испытуемых). У студентов с низким уровнем киберкоммуникативной зависимости чаще диагностировался средний уровень самооценки (40 (54,8%) респондентов).

Анализ результатов исследования позволил также установить, что высоким уровнем субъективного ощущения одиночества в исследуемой выборке чаще характеризуются студенты с высоким и средним уровнем киберкоммуникативной зависимости (12 (52,2%) и 18 (34,6%) испытуемых соответственно). У них ярко выражено стремление к одиночеству, склонность к тревожности, социальной изоляции, депрессии, скуке. Средний уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у 8 (34,8%) юношей и девушек с высоким уровнем киберкоммуникативной зависимости, у 22 (42,3%) - со средним уровнем зависимости и у 29 (39,7%) студентов, умеренно использующих соцсети для общения.

Таким образом, анализ результатов психологической диагностики позволил установить, что большинство студентов с киберкоммуникативной зависимостью обладают высоким и средним уровнями субъективного ощущения одиночества, а также низкой самооценкой. Со снижением уровня самооценки у студентов закономерно повышается уровень субъективного ощущения одиночества, сопровождаемого негативными переживаниями, избавиться от которых помогает виртуальное общение.

Безусловно, требуется дальнейшее изучение особенностей личности со склонностью к киберкоммуникативной зависимости, а также особенностей виртуального общения, делающих его более привлекательным, чем непосредственное общение. Однако с учетом полученных данных, выявленных факторов формирования киберкоммуникативной зависимости очевидно, что профилактическая работа должна быть направлена на развитие коммуникативной культуры, повышение уровня самооценки личности, самоконтроля, развитие творческих способностей студентов. Тренинг коммуникативной компетентности способствует совершенствованию навыков самопрезентации, формированию новых способов поведения в различных ситуациях общения, развитию способности устанавливать и поддерживать конструктивные и гармоничные взаимоотношения с окружающими. Тренинг ассертивности проводится с целью повышения уверенности в себе, формирования адекватной самооценки. Тренинг навыков самоконтроля направлен на формирование навыков саморегуляции, рефлексии. Релаксационные занятия со студентами направлены на снятие эмоционального напряжения, развитие стрессоустойчивости. Тренинг личностной резистентности проводится с целью развития способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями, умения конструктивно разрешать конфликтные и сложные жизненные ситуации. Целью проведения тренинга личностного роста является создание условий для личностного совершенствования (веры в свои силы, приобретения новых знаний, навыков, паттернов социального поведения. Важное значение имеют арт-терапия, способствующая гармонизации психического состояния, обеспечивающая самореализацию в творческой деятельности, развитие креативности. К наиболее эффективным направлениям индивидуальной психотерапии со студентами, имеющими киберкоммуникативную зависимость, относятся когнитивно-поведенческая психотерапия, предполагающая когнитивное реструктурирование использования социальных сетей, поведенческие упражнения, провокационная терапия.

Вторичная профилактика киберкоммуникативной зависимости основана на развитии характеристик личности, обеспечивающих ее устойчивость к аддиктивному поведению. Студентов нужно информировать о механизмах воздействия социальных сетей на личность, причинах, клинических проявлениях, методах диагностики и последствиях киберкоммуникативной зависимости; формировать у них мотивы и систему ценностей, соответствующих конструктивному удовлетворению социальных потребностей; расширять альтернативную зависимому поведению деятельность;

развивать целеустремленность, ответственность, стрессоустойчивость, навыки саморегуляции, коммуникативную компетентность.

Литература

1. Антилогова Л.Н. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов / Л.Н.Антилогова, Д.В.Лазаренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2. С. 40-43.

2. Денисов А.Д. Психология интернет-зависимости // Развитие личности. 2014. № 1. С. 190-202.

3. Корягина Т.М. Взаимосвязь между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов // Современные исследования социальных проблем. 2018. № 2. С. 70-83.

4. Шершнёва Т.В. Влияние киберкоммуникативной зависимости на психическое состояние личности / Т.В.Шершнёва, И.К.Дигаленя // Психология в системе социально-производственных отношений: сб. матер. III Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: Н.В.Лукьянченко и др. Красноярск, 2020. С. 234-237.

5. Шершнёва Т.В. Развитие зависимости от виртуального общения у современной молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. № 12-9 (12). С. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.