Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / DIGITAL TRANSFORMATION / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITAL EDUCATION / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / DIGITAL PEDAGOGY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИКТ / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальчикова Н.С., Пивоварова Д.М., Кузьмин Е.В.

Интенсивное развитие новейших информационных технологий затрагивает все сферы нашей жизни. В связи с этим проблема цифровой трансформации образования одна из главных на сегодняшний день. В статье раскрываются понятия «цифровой трансформации», «ИКТ»; рассматривается проблематика успешного внедрения цифровых технологий в современную систему обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 3 ©

Мальчикова Н.С. , Пивоварова Д.М. , Кузьмин Е.В.

12 3

' Студент, кафедра электронной коммерции; к.э.н., помощник ректора по международным связям, доцент кафедры электронной коммерции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

Аннотация

Интенсивное развитие новейших информационных технологий затрагивает все сферы нашей жизни. В связи с этим проблема цифровой трансформации образования одна из главных на сегодняшний день. В статье раскрываются понятия «цифровой трансформации», «ИКТ»; рассматривается проблематика успешного внедрения цифровых технологий в современную систему обучения.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровое образование, цифровая педагогика, образование, информационные технологии, ИКТ

Keywords: digital transformation, digital education, digital pedagogy, education, information technology, ICT

Цифровизация захватывает все большие сферы нашей жизни - бизнес, работа, сфера услуг, образование и обучение. Двадцать лет назад трудно себе было представить, что вместо обычной черной доски и мела в руках учителя в почти каждом классе, теперь будут современный проектор и световая указка. Но технические гаджеты и их использование - еще не совсем цифровая трансформация. Цифровая трансформация - это использование всех имеющихся в доступе современных технологий для повседневных решений. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в широком смысле это механизмы, методы и алгоритмы обработки информации. Весь образовательный процесс — это получение, обработка и выдача информации (материала) поэтому педагогическая технология представляет собой информационную технологию.

Цель статьи - исследовать инновационные методы цифровой трансформации в образовании и предложить способы по их усовершенствованию.

Под неизбежным действием прогресса изменяется не только внешний облик класса, но и сам образовательный процесс. Широкое внедрение современных технологий обучения приводит к изменению методик подхода к самому образованию, к подаче информации. [1, 215] Здесь и кроется главная проблема цифрового образования на сегодняшний день, состоящая на самом деле из нескольких: какие программы обучения внедрять, как именно их внедрять и что в итоге должно получиться.

Чтобы говорить предметно, можно рассмотреть наиболее популярные сейчас новейшие инновационные методы подачи материала студентам и ученикам.

1:1 Технология

Эта технология появилась совсем недавно и все еще тестируется, как за рубежом, так и в нашей стране. «Технология 1:1» призвана сделать обучение более персонализированным - появилась возможность расширенной подачи материала в соответствии с составленной программой обучения. Каждому ученику или студенту выдается ноутбук или планшет, прикрепленный конкретно за ним. Программы, установленные на цифровом носителе, позволяют изучать предмет более углубленно и интересно, решать примеры и задачи более

© Мальчикова Н.С., Пивоварова Д.М., Кузьмин Е.В., 2017 г.

сложного уровня. Это намного лучше, удобнее и функциональнее чем простые бумажные распечатки и тесты на листочках. [5]

Асинхронное обучение

Студенто-ориентированный метод обучения сейчас широко применяется в дистанционном высшем и средне-специальном образовании. Асинхронное обучение может проходит в двух форматах - онлайн-трансляция, либо просмотр записанных видео-лекций. Затем происходит тестирование и решение заданий по прослушанному курсу. Фактически, студент приезжает только на сдачу итоговых экзаменов и получение диплома. Это значительно упрощает задачи обучения специалистов. Дистанционное образование - одно из самых технологичных решений в области получения высшего образования. На данный момент только в университете «Синергия» - российском лидере дистанционного образования - обучается дистанционно более двадцати тысяч студентов. Все они получат дипломы государственного образца после окончания университета.

Смешанное обучение

Как следует из названия, это комбинация традиционных занятий в классе или лектории с работой в онлайн-программах и с электронными ресурсами. Например, для подготовки студентов заочных форм обучения ВУЗами все чаще используется следующий подход - студент приезжает на лекции, когда происходит «начитка» материала, а сдача контрольных работ происходит через специализированный сайт. Студенту выдается индивидуальный доступ к личному кабинету, в котором он получает задания и прикрепляет решенные контрольные. Преподаватели в ручном режиме проверяют задания, после чего выставляется оценка. Итоговая аттестация происходит на следующей сессии, где сдаются только ключевые экзамены, а дифференцированные и недифференцированные зачеты проставляются по результатам сданных электронных заданий. [4]

Рассмотрев выше представленные методы, авторы работы решили выяснить, как повлияли данные методы на образование. Вследствие этого было решено провести опрос среди представителей школ и высших учебных заведений. Количество опрашиваемых респондентов составило 100 человек. Чтобы систематизировать результаты, полученные во время опроса, авторы решили применить метод сравнительного анализа (табл.1)

Средняя оценка по данной таблице равна 4, следовательно, данные технологии приносят положительные результаты.

Итак, авторы данной работы исследовали три наиболее успешно внедренных типа новейшего обучения в образовательных учреждениях (ОУ). Выделили их главные достоинства. Теперь смоделируем ситуацию, когда в образовательном учреждении применяются все три метода. При внедрении всех трех перечисленных технологий обучения будет наблюдаться следующий эффект:

- Учебное заведение становится «ближе» к ученику;

- Занятия становятся более индивидуализированными;

- Оценка знаний проводится в автоматическом режиме, что исключает спорные моменты;

- Снижается нагрузка на преподавательский состав;

- Появляется возможность внедрения более расширенного курса предметов.

Таблица 1

Результаты опроса

Сравнительный опрос 1:1 Технология Асинхронное обучение Смешанное обучение

Упростилась учеба/работа после внедрения цифровых технологий? 5 5 5

После внедрения данных технологий появилось ли у вас больше свободного времени? 3 5 5

Продолжение таблицы 1

Снизилась ли нагрузка вашей работы/учебы? 4 4 3

Как повлияли данные технологии на полученный объем знаний? 5 3 4

Помогло ли вам развить свои знания с помощью расширенного курса предметов? 5 2 3

Итого 15 19 20

Единственное, что надо учитывать в таком случае, это то, что ОУ потребуется постоянная техническая поддержка. Техническое оснащение ОУ должно соответствовать необходимым требованиям - постоянное и бесперебойное подключение к образовательным программам.

Средства ИКТ устраняют разрыв между учебой в учебном заведении и за его пределами. У студентов есть возможность учиться в любом месте и в любое время. Но при внедрении новых технологий зачастую ОУ сталкиваются с финансовыми проблемами. Для своевременного финансирования необходимо проектировать технологии обучения и предоставлять оценку его результативности. [2, 85]

Чтобы использовать эту возможность цифровой образовательной среды, преподавателям приходится выйти за пределы учебных аудиторий при планировании учебного процесса, опереться на поддержку окружающего сообщества. [3, 9]

Успех трансформации образовательного процесса во многом зависит от того, насколько зримы ее результаты. Вовлеченность учащихся, например, зависит от того, в какой мере преподаватели и сотрудники сами вовлечены в этот процесс. Те, кто внедряет инновации, могут заметно ускорить и упростить этот процесс, если будут постоянно демонстрировать, как использование ИКТ облегчает и упрощает их собственную работу. Подготовленный персонал должен находиться во всех подразделениях ОУ, чтобы ученик или студент знал, к кому он может обратиться за советом и помощью.

Планируя трансформацию образовательного процесса, педагоги часто забывают вовлечь в этот процесс окружающее сообщество, хотя в долгосрочной перспективе такое партнерство критически важно. Вовлеченность сообщества гарантирует, что трансформация будет исходить из реальных ценностей этого сообщества, предусматривать формирование у студентов востребованных практических навыков, опираться на доступные ресурсы и станет важной составляющей жизни сообщества, что повысит ее устойчивость в долгосрочной перспективе.

Чтобы вовлечь окружающее сообщество, ОУ требуется систематически и полно информировать о своей работе всех так или иначе вовлеченных в общеобразовательный процесс лиц и организации. Помимо сайта организации и социальных сетей, в этой работе могут помочь традиционные средства массовой информации, активная работа учащихся и преподавателей, участие в жизни города и области.

Трансформация ОУ должна включать в себя так же меры по оценке результативности такой работы, а именно:

- Информацию по частоте проводимости мероприятий;

- Обратную связь целевой аудитории.

Окружающее сообщество может оказать большую помощь в деле трансформации ОУ. Эту помощь следует оценить и представить сообществу, чтобы оно видело результаты своих усилий.

Инициатива и активная лидерская позиция руководителей, их организаторское творчество - главные условия формирования образа желаемого будущего. Для воплощения представления о желаемом будущем в жизнь требуется, чтобы все члены педагогического коллектива ОУ, студенты, администраторы разделяли это представление. То есть у всех членов коллектива должно быть ясное согласованное видение будущего.

Успешное развитие (трансформация) ОУ невозможно без четкого представления, к чему стремится организация, и что для этого она будет делать. Все заинтересованные стороны вносят посильный вклад в его формирование и хорошо понимают, как лично каждый из них будет воплощать его в жизнь, находясь в позиции студента, преподавателя, руководителя кафедры, работника администрации и т. п.

Инновационных предложений по развитию цифрового образования много. Поэтому предлагается вариант создания единого информационного пространства ОУ. Постепенно внедряя программное обеспечение, ОУ может перейти на полностью автоматическую генерацию отчетности для учителей и преподавателей. Журналы и зачетки будут вестись электронно и оценки будут видны сразу всем. Еще один хороший вариант использования информационных технологий - обучение в школах детей, которые не могут посещать школу. Интерактивные лекции и задания, разработанные специально для программы развития детей на домашнем обучении, помогут ребенку быстрее адаптироваться к учебе, сделают процесс обучения более интересным и увлекательным. Так же подобные интерактивные занятия можно использовать для обучения детей по инклюзивной программе. Разработка необходимого учебного материала для детей с особенностями развития - вот еще одна задача, стоящая перед проектировщиками цифрового образования.

В заключение данной работы необходимо отметить, что поставленная цель достигнута, а также авторы предложили рекомендации по изучению цифровой трансформации. Но не стоит забывать, что сегодня процесс информатизации образования в нашей стране вступает в новую фазу, сливается с работой по трансформации образовательного процесса, поэтому рассматривать по отдельности технические, организационные, педагогические стороны этих работ теперь недостаточно. Комплексный характер процесса цифровой трансформации требует его переосмысления, изменения его организации.

Литература

1. Бадарч Дендев - Информационные и коммуникационные технологии в образовании Бадарч Дендев - Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2013. - С. 215.

2. Крюкова А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в России Крюкова А.А. // European Research. - 2015. - №2. - С. 84-85.

3. С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров - Условия успешной информатизации учебного процесса // Республиканский научно-технический журнал «Труды университета». - 2016. - №4. - С. 3-10.

4. Цветкова М.С., Якушина Е.В. Русскоязычные электронные ресурсы в образовании» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rusere.ru

5. Цветкова М.С., Якушина Е.В. Цифровое образование // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //digital -edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.