адекватно выражать и контролировать свои эмоции, а также создает позитивный эмоциональный фон общения; в) мотивационный, раскрывающийся через стремление к профессиональному развитию, способности осознавать мотивы своего поведения, наличие мотивации к выполнению профессиональной деятельности, настойчивости к достижению поставленной цели.
Проведенный анализ литературы показал недостаточную разработанность вопросов готовности будущего врача к диалогическим, доверительным отношениям в профессиональной коммуникации. Поэтому возникла необходимость рассмотрения процесса диалогичности профессиональной коммуникации будущих врачей на этапе обучения в вузе. В связи с этим, целью настоящего исследования является анализ процесса диалогической профессиональной коммуникации студентов-медиков в процессе обучения в медицинском вузе.
В исследовании использовались методы теоретического анализа по психологии, педагогической психологии, медицине, методологии психолого-педагогических исследований. Для решения эмпирической задачи был разработан комплекс методик: «Репертуарный тест ролевых конструктов» Дж. Келли; «Ранговые решетки» (Ф. Сал-мон и Д. Баннистер); «Ассоциативный эксперимент» (К. Юнг, М. Вертгеймер, Д. Кляйн); «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд, М. Люшер); «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви, модификация Г.Г. Румянцева); «Личностный дифференциал» (адаптация НИИ им. В.М. Бехтерева); «Эмоциональный интеллект» (Д. Майер, П. Са-лоуэй, Д. Карузо, адаптация Д.В. Люсина). Были использованы математические методы обработки психологических данных. Математические расчеты по репертуарным и ранговым решеткам выполнены с использованием авторской программы статистического анализа.
В исследовании приняли участие 383 испытуемых, из них 140 студентов-медиков, 98 врачей и 145 больных в возрасте от 17 лет до 70 лет.
Результаты анализа диалогической профессиональной коммуникации показали, что будущие врачи недостаточно хорошо принимают себя, как личность, не всегда понимают себя (30,0%), у них недостаточно высокие коммуникативные навыки (12,0%), что располагает к необходимости обучения навыкам профессиональной коммуникации. Были выявлены представления будущих врачей о себе: сопереживание на достаточно низком уровне (22,0%), не всегда правильно выражают и контролируют свои эмоции (12,0%), эмоционально неустойчивы (21,0%), что плохо отражается на процессе диалогической
профессиональной коммуникации «врач-больной». При этом, представления будущих врачей о себе свидетельствуют о стремлении во всем проявлять свою волю и потребность в признании (21,0%), неумение управлять своими эмоциями и воздействовать на эмоциональное состояние другого (12,0%), что показывает низкий уровень готовности к диалогическому общению с больными. Таким образом, обозначена необходимость проведения анализа процесса диалогической профессиональной коммуникации студентов-медиков в процессе обучения. Выводы исследования.
1. Определена сущность понятия «диалогическая профессиональная коммуникация будущих врачей».
2. Дана характеристика диалогической профессиональной коммуникации как особой форме взаимодействия субъект-субъектных отношений «врач-больной»;
3. Модифицированы репертуарные и ранговые решетки для целей исследования.
4. Созданный комплекс методик диагностики профессиональной коммуникации на этапе профессионального обучения позволил определить показатели диалогической профессиональной коммуникации «врач-больной».
5. Для анализа полученных данных была разработана математическая программа по репертуарным и ранговым решеткам для целей исследования.
6. Разработан валидный и надежный инструмент оценки составляющих диалогической профессиональной коммуникации «врач-больной».
Список литературы
1. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: Учебник под ред. проф. М. А. Василика [Текст] / М. А. Василик. - М., 2003
2. Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения / А.А. Вербицкий. -М:Знание, 1990
3. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М., 1986.
4. Кравченко, Т. К. Пресняков, В. Ф. Инфокоммуника-ционные технологии управления предприятием: Учебное пособие [Текст] / Т. К. Кравченко. - М., 2003
5. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С.31-45
6. Хараш, А.У. Личность, сознание, общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения. - М, 1979
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Моторина Надежда Владимировна
Аспирант кафедры психологии, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, город Иваново
RESEARCH INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF YOUNG CHILDREN CHARACTERIZED BY SEVERE DEGREE OF ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Motorina Nadezda Vladimirovna, graduate student of psychology, Shuya branch of Ivanovo State University, Ivanovo city
АННОТОЦИЯ
Статья посвящена исследованию психического развития детей раннего возраста, испытывающих трудности в период адаптации к детскому саду. В ходе анализа полученных данных, автор делает вывод о невозможности очевидной взаимосвязи индивидуально-психологический особенностей детей с развитием тяжелой степени адаптации, но отмечает трудности при построении взаимодействия детей со взрослым и низкую степень инициативности при общении, как фактор, оказывающий негативное влияние на адаптационный период.
ABSTRACT
The article investigates the mental development of young children who have difficulties in adaptation to kindergarten. During the analysis of the data, the author concludes that it is impossible obvious relationship of individual psychological characteristics of children with the development of severe adaptation, but notes the difficulties in constructing the interaction of children with adults and low degree of initiative in dealing as a factor having a negative impact on the adjustment period.
Ключевые слова: адаптация; ранний возраст; дошкольная образовательная организация; общение; речь; индивидуально-психологические особенности.
Keywords: adaptation; early age; preschool educational organization; communication; speech; individual psychological characteristics.
В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего образования, происходят существенные изменения в требованиях к качеству предоставляемых услуг дошкольной организации.
Современный детский сад должен содействовать раскрытию индивидуальности каждого ребенка, способствовать повышению адаптационных возможностей, обеспечивать оптимальные условия для всестороннего развития и удовлетворять требованиям преемственности школьного образования. В этом смысле особую важность представляет успешность адаптации, поскольку ее нарушение без своевременной и адекватной коррекции может оказать негативное влияние на образовательный процесс в целом.
Поступление ребенка в дошкольную организацию связано с необходимостью приспособления к новой социальной ситуации, нормам и требованиям, а также овладение новыми социальными ролями и отношения со сверстниками и взрослыми. Адаптационные процессы являются важным показателем онтогенетического развития. Л.И. Божович отмечает, что психические особенности и качества формируются в ходе приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Затем они приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие[].Большин-ство исследователей подчеркивают динамический характер процесса адаптации, который обеспечивается постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма.
Показателем психологической адаптации ребенка к детскому саду являются состояние психологического комфорта (благополучия), отсутствия напряженности в общении, принятие сверстниками, благоприятное взаимодействие с воспитателем, адекватная реакция на разлуку с матерью.
Уровень адаптированности детей фиксируют в конце первого месяца пребывания в ДОО. Большинство детей за это время привыкают к новым условиям, но у некоторых детей наблюдается нарушение процесса адаптации.
По результатам полученных эмпирических данных, нами был выделен ряд факторов, оказывающих негативное влияние на процесс адаптации детей к условиям ДОО. На наш взгляд на процесс адаптации влияет характер дет-
ско-материнского взаимодействия, особенности педагогического общения и индивидуально-психологические особенности детей, посещающие дошкольную организацию.
В рамках данной статьи мы рассмотрим индивидуально-психологические особенности детей с тяжелой степенью адаптации к ДОО. В исследовании приняли участие 100 детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации. В ходе анкетного опроса было установлено, что исследуемые дети не имеют инвалидности и хронических заболеваний. Соматической ослабленностью и частой заболеваемостью отличаются 62% детей. 100% детей воспитываются в полных семьях. Для выявления уровня психического развития детей нами была использована методика Смирновой Е.О., с помощью которой психическое развитие ребенка раннего возраста оценивается по следующим параметрам: уровень развития предметной деятельности, процессуальной игры, а также общения и речи.
В результате исследования уровня развития предметной деятельности мы сделали вывод, что большинство исследуемых детей (96%) используют ориентировочно-исследовательские, манипулятивные и культурно-фиксированные действия с предметами. У детей наблюдается эмоциональная вовлеченность в процессе предметной деятельности, но настойчивость и стремление к самостоятельности имеет среднее выражение (у 92% детей). Включенность предметной деятельности в общении со взрослым имеет следующие показатели: у детей ярко выражена ориентация на оценку взрослого, дети стремятся воспроизводить образец действия, но речевое сопровождение деятельности выражено слабо (у 86%).
В процессе анализа уровня развития у детей процессуальной игры было выявлено, что большинству из них присуща средняя длительность игровых действий (у 86%), а также средний уровень речевой активности (у 82%). Дети способны использовать в игровой деятельности предметы-заместители (98%), принятие игровой инициативы взрослого носит ярко выраженный характер.
В результате оценки уровня развития общения и речи мы сделали вывод о преобладании у детей среднего уровня развития общения (у 86%). Исследуемые дети проявляли инициативность в общении, но не во всех пробах. Обращают на себя внимание низкие показатели в пробе «Пассивный взрослый». При организации исследования большинство детей (72%) не вступали самостоятельно в контакт со взрослым, предпочитая наблюдать «со стороны». Высокий уровень развития активной речи отмечен
у 76% исследуемых детей, средний - у 22%, низкий уровень развития характерен для 2% детей - участников исследования. У преобладающего большинства детей выявлен высокий уровень понимания речи и выполнения речевых инструкций (92%).
Результаты диагностики уровня психического развития детей не позволяют сделать нам выводы о зависимости развития тяжелой формы адаптации от индивидуально-психических особенностях детей. Обращает на себя внимание лишь низкая степень инициативности детей при общении со взрослым. Дети идут на контакт с опаской и беспокойством, предпочитая выполнять инструкции матери. Принимая во внимание особенности организации процесса обучения и воспитания детей в детском саду, выделенные особенности могут оказывать негативное влияние на период адаптации. В заключении следует отметить, что данный вопрос остается открытым и актуальным, и требует дальнейшего изучения.
Литература
1. Баркан А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. М.: Пресс, 2000. 356 с.
2. Боброва Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. СПб: Пресс, 2013.
3. Божович Л.И. Личность ребенка, и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. Ярославль: Академия развития, 2008.
5. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд., СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Мурчакова Ольга Васильевна
Магистрант, Череповецкий Государственный Университет, г. Череповец
Тимошина Елена Игоревна
канд. пед. наук, доцент, Череповецкий Государственный Университет, г. Череповец THE QUESTION OF DIAGNOSIS SHY AT AGE CHILDREN
Murchakova Olga, undergraduate, Cherepovets State University, Cherepovets
Timoshina Elena, Candidate of Science, assistant professor, of Cherepovets State University, Cherepovets АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается застенчивость как сложное личностное качество, состоящее из симптомоком-плексов таких как неуверенность, тревожность, замкнутость. Так же в статье описаны результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
ABSTRACT
The article deals with shyness as a complex of personal qualities, consisting of a symptom such as insecurity, anxiety, isolation. Also in the article describes the results of an empirical study to identify features of display of shyness in children preschool age.
Ключевые слова: застенчивость; тревожность; неуверенность; замкнутость, диагностика. Keywords: shyness; anxiety; uncertainty; insularity; diagnostics.
Застенчивость - это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека [1].
В дошкольном детстве, когда закладываются основные личностные механизмы, у ребенка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Важно, именно, в этот период сформировать у ребёнка, необходимые навыки общения со взрослыми и
сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию. Ведь малая общительность, неуверенность в себе, застенчивость - это черты характера, которые могут тормозить развитие активности ребёнка, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность [1,2].
Проанализировав исследования таких зарубежных и отечественных психологов, как Ф.Зимбардо, Д.Филдипс, Р.Кеттел, Л.Н.Галигузова, Е.П.Ильин, А.Б.Добрович, В.Н.Куницина, Н.В. Шингаева, Т.Л.Шишова, мы сделали вывод, что застенчивость - это комплекс симптомов, проявляющихся на разных уровнях индивидуальности: физиологическом, поведенческом и психоэмоциональном.
Все проявления застенчивости принято подразделять на: