Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕУВЕРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурчакова Ольга Васильевна, Тимошина Елена Игоревна

В статье рассматривается застенчивость как сложное личностное качество, состоящее из симптомокомплексов таких как неуверенность, тревожность, замкнутость. Так же в статье описаны результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурчакова Ольга Васильевна, Тимошина Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF DIAGNOSIS SHY AT AGE CHILDREN

The article deals with shyness as a complex of personal qualities, consisting of a symptom such as insecurity, anxiety, isolation. Also in the article describes the results of an empirical study to identify features of display of shyness in children preschool age.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

у 76% исследуемых детей, средний - у 22%, низкий уровень развития характерен для 2% детей - участников исследования. У преобладающего большинства детей выявлен высокий уровень понимания речи и выполнения речевых инструкций (92%).

Результаты диагностики уровня психического развития детей не позволяют сделать нам выводы о зависимости развития тяжелой формы адаптации от индивидуально-психических особенностях детей. Обращает на себя внимание лишь низкая степень инициативности детей при общении со взрослым. Дети идут на контакт с опаской и беспокойством, предпочитая выполнять инструкции матери. Принимая во внимание особенности организации процесса обучения и воспитания детей в детском саду, выделенные особенности могут оказывать негативное влияние на период адаптации. В заключении следует отметить, что данный вопрос остается открытым и актуальным, и требует дальнейшего изучения.

Литература

1. Баркан А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. М.: Пресс, 2000. 356 с.

2. Боброва Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. СПб: Пресс, 2013.

3. Божович Л.И. Личность ребенка, и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

4. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. Ярославль: Академия развития, 2008.

5. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд., СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Мурчакова Ольга Васильевна

Магистрант, Череповецкий Государственный Университет, г. Череповец

Тимошина Елена Игоревна

канд. пед. наук, доцент, Череповецкий Государственный Университет, г. Череповец THE QUESTION OF DIAGNOSIS SHY AT AGE CHILDREN

Murchakova Olga, undergraduate, Cherepovets State University, Cherepovets

Timoshina Elena, Candidate of Science, assistant professor, of Cherepovets State University, Cherepovets АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается застенчивость как сложное личностное качество, состоящее из симптомоком-плексов таких как неуверенность, тревожность, замкнутость. Так же в статье описаны результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

ABSTRACT

The article deals with shyness as a complex of personal qualities, consisting of a symptom such as insecurity, anxiety, isolation. Also in the article describes the results of an empirical study to identify features of display of shyness in children preschool age.

Ключевые слова: застенчивость; тревожность; неуверенность; замкнутость, диагностика. Keywords: shyness; anxiety; uncertainty; insularity; diagnostics.

Застенчивость - это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека [1].

В дошкольном детстве, когда закладываются основные личностные механизмы, у ребенка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Важно, именно, в этот период сформировать у ребёнка, необходимые навыки общения со взрослыми и

сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию. Ведь малая общительность, неуверенность в себе, застенчивость - это черты характера, которые могут тормозить развитие активности ребёнка, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность [1,2].

Проанализировав исследования таких зарубежных и отечественных психологов, как Ф.Зимбардо, Д.Филдипс, Р.Кеттел, Л.Н.Галигузова, Е.П.Ильин, А.Б.Добрович, В.Н.Куницина, Н.В. Шингаева, Т.Л.Шишова, мы сделали вывод, что застенчивость - это комплекс симптомов, проявляющихся на разных уровнях индивидуальности: физиологическом, поведенческом и психоэмоциональном.

Все проявления застенчивости принято подразделять на:

— Внешние (поведенческие):

• с трудом начинают разговор, действуют и высказывают новые идеи, задают вопросы, проявляют инициативу;

• неохотно разрешают двусмысленные ситуации;

• мало говорят;

• проблемой являются неупорядоченные ситуации, когда отсутствуют четкие указания того, как следует себя вести;

• при общении с противоположным полом мужчинам труднее завязать беседу, проявлять инициативу, контактировать глазами, они медленнее говорят; о застенчивости женщины свидетельствуют более частая улыбка и кивки головой;

• более редкая жестикуляция при ответах на вопросы;

• более дисциплинированы, больше сидят, чем ходят;

• редко участвуют в специальных заданиях, таких как замещение учителя;

получают меньше общественных наград и меньше замечаний.

— Внутренние (психоэмоциональные):

• неловкость и смущение;

• концентрированность на собственных недостатках;

• невозможность выразить мысли

• повышенная склонность к самоанализу;

• склонность к внутреннему способу выражения эмоций.

— Физиологические:

• учащенное сердцебиение и учащенный пульс;

• повышенное потоотделение;

• ощущение пустоты в желудке;

• покраснение лица.[1]

Итак, застенчивость - это интегральное качество, проявляющееся на разных уровнях индивидуальности.

Нами отмечены симптомы проявления застенчивости на личностном уровне, такие как неуверенность, тревожность, замкнутость. Далее мы рассмотрим данные симптомы более подробно.

Неуверенность в себе - боязнь предпринимать какие-либо требующиеся действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал. Неуверенность в себе - сложное явление, включающее в себя эмоциональные (страх, тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и мыслительные (негативные ожидания, установки, неадекватное отношение к самому себе) и межличностные (проблемы в общении) компоненты [7,8].

Тревожность является следующим показателем застенчивости и представляет собой черту личности, выражающуюся в готовности человека испытывать состояние тревоги. В.К. Вилюнас определяет тревогу как состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и

проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Типичными биологическими условиями для развития тревоги являются новая, неизвестная ситуация и отсутствие привычных средств защиты.

Е.Н. Савина определяет тревожность как устойчивое негативное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она также выделяет проявления тревожности у дошкольников: большое количество страхов, чувствительность мнительность, впечатлительность, низкая самооценка, чувствительность к неудачам в деятельности, двигательное возбуждение или скованность, склонность к вредным привычкам (гры-зение ногтей, сосание пальцев, онанизм, навязчивые движения и т.д.), в рисовании характерно большое количество штриховки, сильный нажим, сосредоточенность на деталях, маленькие размеры рисунков. [9]

Замкнутость в дошкольном возрасте также может свидетельствовать о застенчивости ребенка. Изучением замкнутости в дошкольном возрасте занимались Л.Н. Га-лигузова, К. Рубин. Особенностями таких детей являются: слабая инициатива ребенка во взаимодействии со сверстниками, сниженная потребность в социальном утверждении себя, несамостоятельность в решении межличностных проблем, частые обращения за помощью к взрослому, более слабый авторитет среди сверстников, сниженный уровень вербального общения. [3]

Замкнутость является одним из показателей застенчивости в дошкольном возрасте, поскольку связана, прежде всего, с боязнью социальных контактов и новизны. Выделение этого показателя застенчивости в дошкольном возрасте обусловлено тем, что познавательная потребность в этом возрасте очень сильна и основными источниками познания действительности являются социальные контакты, поэтому появление замкнутости и социальной изоляции - это серьезное нарушение в развитии личности ребенка-дошкольника.

Данные симптомы проявления застенчивости у детей в дальнейшем будут использоваться в качестве критериев диагностики застенчивости.

В соответствии с теоретическими выводами нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, которое проходило на базе МБДОУ «Детский сад №102» города Череповца. В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста, 15 родителей и 2 педагога.

С целью выявления особенностей проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось выше, нами были использованы следующие критерии: тревожность, неуверенность, замкнутость. В соответствии с данными критериями были подобраны следующие методики: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич; а также анкета для педагогов и родителей «Застенчивый ребенок» [4,6].

Результаты исследования по выявлению выраженности симптомов застенчивости у детей старшего дошкольного возраста по методике «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Несуществующее животное»

Симптом застенчивости Выраженность симптома у детей в группе (в %)

Неуверенность 57

Тревожность 57

Замкнутость 7

Застенчивость 23

Соотнося полученные результаты, можно сделать вывод о том, что среди симптомов застенчивости личностного уровня наиболее выраженными являются тревожность и неуверенность.

Анкета «Застенчивый ребенок» нами была переработана в опросник и выделены 3 шкалы проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

_Результаты а

0-1 симптом - застенчивость не выявлена; 2-5 симптомов - застенчивость носит ситуативный характер;

6-10 симптомов - застенчивость носит устойчивый характер.

Результаты анкеты представлены в таблице 2.

Таблица 2

¡етирования_

Степень застенчивости Выраженность симптома у детей группы (в %)

Не застенчивый 7

Ситуативная 23

Застенчивый 26

Таким образом, нами выявлено преобладание детей с застенчивостью, носящей устойчивый характер и детей с ситуативной застенчивостью.

_Поведенческие симптомы застенчивости, выра

Так же с помощью анкеты нами были проверены поведенческие симптомы застенчивости, выраженные у детей старшего дошкольного возраста, представленные в таблице 3.

Таблица 3

;нные у детей старшего дошкольного возраста._

Критерии застенчивости. Выраженность симптома у детей в группе (в %)

Тихий голос 33

Уклонение от общения с людьми 42

Неспособность смотреть прямо в глаза 42

Мало говорит 42

Сдержанность в проявлении эмоций 58

Бессвязная речь 50

Уклонение от публичных выступлений 67

Уклонение от ответственных действий 67

Уход от ситуации 67

С трудом проявляют инициативу 67

Таким образом, нами выявлены наиболее выраженные поведенческие симптомы застенчивости, такие как сдержанность в проявлении эмоций (58%), уклонение от публичных выступлений (67%), уход от ситуации (67%), проявление инициативы (67%), и уклонение от ответственных действий (67%).

Таким образом, в ходе диагностики нами были выявлены следующие особенности проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста:

1. 26% составляют дети с ситуативной застенчивостью и практически четверть (23%) составляют застенчивые дети.

2. Среди симптомов застенчивости личностного уровня наиболее выраженными являются тревожность и неуверенность.

3. Наиболее выраженные поведенческие симптомы застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, такие как сдержанность в проявлении эмоций (58%), уклонение от публичных выступлений

(67%), уход от ситуации (67%), трудности в проявлении инициативы (67%), и уклонение от ответственных действий (67%).

В заключение хотим отметить, что в данном исследовании предпринята одна из первых попыток в выделении критериев проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста, не претендующая на завершенность в исследовании данной проблемы. Результаты проведённого исследования позволяют разработать научно обоснованные рекомендации для педагогов, психологов и родителей по преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н., Как преодолеть детскую застенчивость: Академия развития, 2007. -224 с.

2. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости// Вопросы психологии. -2000. - №5.

3. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. - СПб: Речь, 2002.

4. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб, 2002. - С.19-28.

5. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика,1991.

6. Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики. - Минск: Харвест, 2011. — 640 с.

7. Прихожан А.М. Психологический справочник. Или как обрести уверенность в себе? - М: Просвещение, 1994.

8. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребенок// Дошкольное воспитание. - 1990. - №2.

9. Савина Е.Н. Тревожные дети// Дошкольное воспитание. - 1996. - №4.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Никитина Дарья Андреевна

Студентка, Южный Федеральный Университет, Академия психологии и педагогики, г. Ростов-на-Дон

Попова Лариса Владимировна

Преподаватель, Южный Федеральный Университет, Академия психологии и педагогики, г. Ростов-на-Дону FEATURES OF INTERNET- COMMUNICATION

Nikitina Daria Andreevna, student, of South Federal University, Academy of psychology and pedagogy, Rostov-on-Don Popova Larisa Vladimirovna, Lecturer, of South Federal University, Academy of psychology and pedagogy, Rostov-on-Don АННОТАЦИЯ

В статье подчеркивается актуальность изучения интернет-коммуникации. Представлены результаты обзора исследований интернет-коммуникаций. Делается вывод о том, что сегодняшние исследования посвящены изучению как психологическим особенностям интернет-пользователей, так и особенностям сети Интернет. Ключевые слова: Интернет, интернет-коммуникации, особенности интернет-коммуникаций. ABSTRACT

In article relevance of studying internet- communication is Results of the review of researches of Internet communications are presented. The conclusion that today's researches are devoted to studying both psychological features of Internet users, and features of the Internet.

Keyword: Internet, internet-communication, features of internet-communication.

Современное общество все чаще описывается как информационное. Как указано в словаре-справочнике терминов и понятий лингвистики, информационное общество - это «общество, пришедшее на смену постиндустриальному обществу, развивающееся в качестве концепции нового социального порядка, общество, в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания. Появляется новая отрасль экономки - информационная экономика. Возникает новый класс - меритократия. Центральной задачей становится производство информации и коммуникации. Основной ресурс нового порядка - информация» [9].

Современный человек находится в ежедневном потоке информации. Люди сами становятся источниками информации с помощью сети Интернет, оставаясь при этом ее потребителями.

Интернет - всемирная компьютерная сеть, первоначальное наименование американского технического предприятия по централизации компьютерных академических, исследовательских центров и фирм в военных целях. В настоящее время во всем мире в обмене данных через Интернет участвует несколько миллионов пользователей, в том числе и в России. Сеть доступна для получения на персональный компьютер самой разнообразной научно-технической, культурной и др. информации [4].

На сегодняшний день в определениях интернет-коммуникаций и в описании коммуникативных действий человека в Сети нет единообразия в выборе терминологии даже для основного понятия исследуемой области. На

наш взгляд, наиболее удачным является определение И. Н. Розиной, которая рассматривает интернет-коммуникацию как «использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [6, с. 32].

Сеть Интернет имеет ряд своих особенностей. У нее нет собственника, ее нельзя выключить целиком, она не имеет единого внешнего управления.

И. Д. Фомичева указывает, что устройство интернет-коммуникации предполагает наличие двух полюсов: производителя информации и массового субъекта (заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей). Особенность данной медийной среды такова, что к анонимности тяготеет и полюс производства информации. Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной, т. е. общение не привязано к одному месту. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию - формирование новых общностей со своими ценностно-нормативными особенностями. При этом общая направленность интернет-общения - это установление горизонтального (равноправного) порядка взаимодействия. Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.

Сеть Интернет подразумевает наличие важных параметров общения, таких, как: интерактивность и «обратная связь». Следует различать эти понятия. Первое шире второго. «Обратная связь - это отклик субъекта общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.