Научная статья на тему 'Психологическая коррекция проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-творческой и игровой деятельности'

Психологическая коррекция проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-творческой и игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6756
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ / ДЕТИ / ИГРА / ОБЩЕНИЕ / SHY / TREATMENT / CHILDREN / ART-GAMING METHOD / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдина Раиса Николаевна, Пермякова Ксения Борисовна

В статье представлены теоретические и эмпирические данные исследования застенчивости как психического состояния и качества личности. Раскрыта роль игры и художественно-творческой деятельности как условий и средств возможной коррекции поведения у детей. По итогам исследования выделены психологические характеристики застенчивости, которые позволили подобрать средства преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. Разработана модель коррекционной программы, призванной помочь воспитателям и родителям снизить уровень проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TREATMENT OF SHY AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN VIA ART AND GAMING ACTIVITIES

The article presents theoretical and empirical research data shyness as a mental state and personality traits. Revealed the role of games and artistic and creative activities, as factors of the conditions and means of possible correction of behavior in children. The study highlighted the psychological characteristics of shyness, which enabled to choose the means of overcoming shyness in children preschool age. The model of correctional programs that will help educators and parents to reduce symptoms of shyness in children preschool age.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-творческой и игровой деятельности»

УДК 159.9

Юдина Раиса Николаевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Пермякова Ксения Борисовна

студентка факультета педагогики и психологии детства

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 212-85-90 e-mail: psychair@yandex. ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ И ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Raisa N. Yudina

PhD, Associate Professor of the Departament of Psychology

Kseniya B. Permyakova

Student of the Faculty of Pedagogy and Child Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja Str., 614990, Perm, Russia e-mail: psychair@yandex. ru

PSYCHOLOGICAL TREATMENT OF SHY AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN VIA ART AND GAMING ACTIVITIES

Аннотация. В статье представлены теоретические и эмпирические данные исследования застенчивости как психического состояния и качества личности. Раскрыта роль игры и художественно-творческой деятельности как условий и средств возможной коррекции поведения у детей. По итогам исследования выделены психологические характеристики застенчивости, которые позволили подобрать средства преодоления застенчивости у детей

© Юдина Р.Н., Пермякова К.Б., 2016

старшего дошкольного возраста. Разработана модель коррекционной программы, призванной помочь воспитателям и родителям снизить уровень проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: застенчивость; коррекция; дети; игра; общение.

Abstract. The article presents theoretical and empirical research data shyness as a mental state and personality traits. Revealed the role of games and artistic and creative activities, as factors of the conditions and means of possible correction of behavior in children. The study highlighted the psychological characteristics of shyness, which enabled to choose the means of overcoming shyness in children preschool age. The model of correctional programs that will help educators and parents to reduce symptoms of shyness in children preschool age.

Key words: shy; treatment; children; art-gaming method; communication.

Застенчивость как самостоятельное свойство личности в отечественной психологии изучена мало. По мнению Е.И. Гаспаровой [5], застенчивость представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал.

По определению В.Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения. Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на «я» или на некотором аспекте «я», который оказывается «несоответствующим». Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд.

По мнению И.С. Кона, застенчивость рассматривается как «акцентуированное самосознание, повышенная озабоченность индивида своей самостью и тем, как ее воспринимают другие» [7]. Быть застенчивым - значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине негативно воздействуют на наши эмоции.

Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения. В процессе

53

работы с детьми дошкольного возраста было определено рабочее понятие, исследуемого качества: «застенчивость можно рассматривать как свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется прежде всего отсутствием у ребенка свободы общения и наличием внутренней скованности (психодинамического характера)».

В развитии и формировании застенчивости как свойства личности разные исследователи ставят во главу угла разные факторы. Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. В связи с этим принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.

Так, исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность [13]. Благодаря таким исследованиям, оказалось, что там, где присутствует кровное родство, застенчивость ребенка в 12- и 24-месячном возрасте находится в прямой зависимости от застенчивости матери, ее замкнутости, интровертированности (направленности на себя), что говорит о наличии высокой наследственной доли в развитии признака. Аналогичные результаты были получены при использовании метода приемных детей, так как была обнаружена связь между застенчивостью приемных детей в возрасте 24 месяцев и степенью застенчивости их родных матерей, что в свою очередь говорит о значимости наследственного фактора.

Приверженцем похожего взгляда в детерминации застенчивости является Рэймонд Кэттелл [12]. Согласно его теории, застенчивые люди (тип Н-) рождаются с более чувствительной нервной системой, чем носители Н+. Эта повышенная чувствительность приводит к тому, что человек стремится избегать конфликтов и угрожающих ситуаций. Р. Кеттел считает, что поскольку черты Н являются врожденными, то никакие события, составляющие опыт человека, не могут их изменить. Р. Кеттел рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы.

Современные бихевиористы считают, что застенчивость - это закрепившаяся фобическая реакция на социальные события [4].

Это закрепление может явиться результатом следующих предпосылок:

• предшествовавшего негативного опыта в общении с людьми в определенных ситуациях, как при непосредственном контакте, так и при наблюдении за неудачами других;

• отсутствия «правильных» социальных навыков;

• боязни собственного неадекватного поведения и, как следствие, постоянного беспокойства о правильности своих действий;

• признания собственной неполноценности: «Я застенчив», «Грош мне цена», «Я не смогу этого сделать», «Хочу к маме!».

Двойственность застенчивости проявляется в экспериментах Кагана (Kagan, Snidman, 1991). Было установлено, что у крайне застенчивых детей (младенцы и дошкольники) в ситуации эксперимента сильно учащался пульс, оставаясь стабильным или почти стабильным, а у детей с меньшей застенчивостью частота сердечных сокращений была замедленна и менее стабильна. Выявилась зависимость между проявлением застенчивости у детей в возрасте 21 месяца и 31-32 месяцев. Однако установлено, что не все дети, первоначально отнесенные к категории застенчивых, через год демонстрировали это качество. Три четверти детей проявляли застенчивость только в некоторых экспериментальных ситуациях, и только одна треть -во всех тестовых ситуациях. При этом было обнаружено, что частота сердечных сокращений также сопровождала проявление застенчивости. Наблюдая за детьми, мы видим, что застенчивость прослеживается уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном возрасте эти качества определяют поведение ребенка.

Е.И. Гаспарова, Т.А. Репина, Т.О. Смолева, Ю.М. Орлов, В.И. Гарбузов выделяют несколько предпосылок появления застенчивости:

1) биологическую (слабость нервной системы, генетическая предрасположенность, наличие физического дефекта - задержка физического развития, отклонение его от нормы: хроническая болезнь);

2) социально обусловленную - неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его), авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны), обособленный уклад жизни старших членов семьи [9].

По утверждению Е.И. Гаспаровой, причиной застенчивости может стать чрезмерная опека родителей над ребенком. Она подчеркивает, что беззащитность застенчивых детей - прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимых навыков общения. Это чувство неуверенности в себе, в своих действиях, формируемое чаще всего под влиянием гиперопеки и связанное с повышенной чувствительностью детей к оценкам любого рода (осуждению, поощрению, порицанию и похвале, а также насмешкам) [5].

Существуют данные о застенчивости в зависимости от пола и возраста

детей. Как показали психологические исследования (Ф. Зимбардо, Н.В. Клюева

и Ю.В. Касаткина), уровень застенчивости у мальчиков и девочек имеют

55

относительные реакции. Так, например, в дошкольном возрасте застенчивости более подвержены девочки, чем мальчики. Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе слишком краткие, недооценивающие. Мальчики считают, что они слишком слабые, слишком высокие, некрасивые, чем их незастенчивые сверстники. Аналогично застенчивые девочки описывают себя как непривлекательных и менее умных, чем их подруги [6].

Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей дошкольного возраста. Вероятно, это связано с тем, что взрослые люди могут самостоятельно преодолеть свою стеснительность или научиться ее тщательно скрывать. Детям же недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутреннее состояние, позволяющее бороться с проблемой.

В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников: во-первых, это внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях; во-вторых, это физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда; в-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности и самососредоточенности.

У разных людей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от возраста, вызвавших застенчивость причин и реакции окружающих. Застенчивость может проявляться в той или иной степени -от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания общения и появления глубоких неврозов. [8]

Основными внешними поведенческими признаками застенчивого человека являются следующие [2]:

- человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;

- избегает смотреть в глаза;

- стесняется начать и поддержать беседу;

- не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми, людьми. Он теряется при обращении к нему взрослых (за исключением близких родственников), с трудом отвечает на вопросы, разговаривает и общается избирательно, только по своему выбору. В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступными ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый. Не поняв задания воспитателя,

такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей и недовольство воспитателя [5; 10].

Такие дети особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению правильных действий или их усугублению.

Застенчивый ребенок очень часто бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием. Но его неудачи объясняются не тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать. Таким детям требуется достаточно много времени, чтобы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат. А если взрослый начинает торопить, то ребенок, как правило, вообще прекращает работу. После нескольких таких случаев дети начинают отказываться или уклоняться от выполнения любых заданий.

Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой.

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, также существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию.

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают знания о людях, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес. Таковыми могут выступать друзья, родители, родственники, люди старшего возраста, незнакомцы, представители противоположного пола, авторитетные личности (вызывают у детей застенчивость через свое положение или знания) [10].

Застенчивые дети всегда волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-либо действия в незнакомых обстоятельствах, где имеет место возможность критических высказываний других людей, которые излишне требовательны и влиятельны. Можно выделить ряд наиболее характерных для дошкольника ситуаций, вызывающих проявление застенчивости:

- нахождение в центре внимания большой группы людей (выступление на утреннике);

- более низкий статус, чем у окружающих;

- решение проблемных ситуаций (ситуации, которые требуют уверенности в себе, новизна обстоятельств, ситуации, требующие оценки, выбора, самостоятельного решения);

- нужда в помощи;

- необходимость активной деятельности в кругу людей (сверстников, незнакомых взрослых и пр.).

Между тем помимо личностных и ситуационных факторов развития застенчивого поведения можно отметить наиболее типичные проявления воспитания, способствующие развитию застенчивости.

Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок - помеха карьере родителей и пр.

Гиперопека. Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственный ребенок, такой тип встречается часто, ребенка опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, неуверенности в себе. Взволнованность родителей предается детям и это оказывает влияние на его поведение. Родители часто передают детям свои тревожные ожидания, авторитарность, что порождает детскую застенчивость.

«Кумир» семьи (эгоцентрик). Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье чаще всего наблюдается неадекватно завышенная самооценка и уровень притязания, а не застенчивость.

В результате неправильного подхода к семейному воспитанию, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов -агрессивные или застенчивые.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого [11].

Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают еще в связи с подготовкой их к школе, т.е. приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми - и взрослыми, и сверстниками - мешают ребенку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.

Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку [5]. Помочь ребенку преодолеть

58

застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагогов и родителей. Однако в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте к ней приступать может быть поздно. К моменту поступления в школу у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, своеобразное поведение в обществе, он уже отдает отчет в этом своем недостатке. Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, но, наоборот, мешает ребенку ее преодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярко выраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний. Ребенок не в силах преодолеть свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на этих чертах своего характера и поведения, ещё сильнее его сковывает. Помочь застенчивому ребенку могут только взрослые, причем чем раньше они начнут это делать, тем лучше [4].

Ученые, психологи и педагоги, изучающие вопросы застенчивости детей-дошкольников (Е. Гаспарова, Л.Н. Галигузова, Н.А. Богачкина), выделяют ряд особенностей проявления застенчивости детей, как физиологических, так и психических. Изложенные выше аспекты приводят к выводу, что застенчивость можно выявить, только изучив эти элементы в совокупности, при непосредственном анализе внешнего проявления через наблюдение и психического - через тестирование детей и анкетирование родителей и воспитателей. Таким образом, изученные данные позволили нам выбрать ряд методик для выявления феномена застенчивости у детей дошкольников [2; 3; 5].

Цель исследования - создание проекта (системы коррекционных приемов) по преодолению проявлений застенчивости детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс преодоления застенчивости детей 5-7 лет.

Предмет исследования - игровая и художественно-творческая деятельность как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - процесс преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно, если в качестве средств преодоления застенчивости будут использованы возможности игровой и художественно-творческой деятельности.

Организация и методы исследования

Констатирующий эксперимент был проведен на базе МАДОУ «Детский сад № 238 "Звездочка"» г. Перми. В эксперименте участвовали 20 детей в возрасте 5-7 лет, среди них 8 девочек и 12 мальчиков.

Первостепенным методом выявления данного явления в нашем случае стало наблюдение. В связи с этим мы определили для себя три направления поиска необходимой информации:

- диагностика детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

- анкетирование родителей (для выявления проявлений застенчивости ребенка в кругу близких ему людей);

- анкетирование воспитателей (для выявления проявлений застенчивости ребенка в кругу сверстников и специалистов детского сада).

Нами была разработана технологическая модель организации исследования индивидуальных характеристик детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя методическое обеспечение каждой задачи исследования.

I. Исследовать личностные и поведенческие характеристики детей.

1. Метод наблюдения за поведением ребенка.

2. «Проективная визуально-вербальная методика» (Рене Жиль).

3. «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич).

II. Исследовать взаимоотношения в семье.

1. «Проективная визуально-вербальная методика» (Рене Жиль)

2. «Рисунок семьи» (В. Вульф).

III. Выявить мнение педагогов о степени проявления застенчивости у детей.

1. Опросник «Ребенок глазами взрослого (родителя)» (Модифицированный опросник А.А. Романова).

2. Индивидуальная беседа с педагогами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV. Выявить мнение родителей о степени проявления застенчивости у детей.

1. Анкета «Застенчивость и поведение».

2. Опросник «Ребенок глазами взрослого (родителя)» (Модифицированный опросник А.А. Романова).

Результаты и их обсуждение

1. «Проективная визуально-вербальная методика» (Рене Жиль)

При проведении данной диагностики было выделено несколько интересующих нас шкал. Основные интересующие нас проявления, по которым можно просмотреть наличие или отсутствие застенчивости у детей, это шкала «общительность в группе», а также противоположная ей шкала, измеряющая отгороженность.

Количественный анализ результатов представлен в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Уровень общительности в группе Низкий Средний Высокий

Количество (%) 7 человек (35 %) 10 человек (50 %) 3 человека (15 %)

Как видно из табл. 1, только у трех детей в группе испытуемых высокий уровень общительности. Преобладающее число детей находится на среднем уровне и 7 человек находятся на низком уровне общительности.

Таблица 2

Уровень стремления к уединению, отгороженность Низкий Средний Высокий

Количество (%) 4 человека (20 %) 10 человек (50 %) 6 человек (30 %)

По шкале стремления к отгороженности выделено 6 детей, у которых отмечен высокий уровень, а также определена сочетаемость данной шкалы с низким уровнем общительности у этих же детей.

В ходе исследования был проведен количественный анализ шкал, показывающих привязанность ребенка к родителям (табл. 3), а также уровень взаимоотношений с воспитателем (табл. 4).

Таблица 3

Уровень привязанности к родителям Отец Мать Родительская чета

Количество (%) 4 человека (20 %) 13 человек (65 %) 3 человека (15 %)

Преобладающее число детей, как отмечено в табл. 3, имеют привязанность к матери, 4 человека проявили привязанность к отцу и 3 человека не смогли четко показать отдельную предрасположенность к близости с отцом или с матерью.

Таблица 4

Уровень взаимодействия с воспитателем Низкий Средний Высокий

Количество (%) 3 человека (15 %) 11 человек (55 %) 6 человек (30 %)

Исходя из полученных данных, представленных в табл. 4, можно сделать вывод, что дети, у которых имеется стремление к отгороженности и низкий уровень общительности, предпочитают как можно меньше общаться с воспитателем, и наоборот.

2. «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич) Данная методика выявляла наличие проявлений застенчивости в личности и характере ребенка. Так как методика не содержит количественных обозначений тех или иных признаков проявления, мы выявили общую тенденцию и представили ее результаты в табл. 5.

Таблица 5

Уровень проявления застенчивости Полностью отсутствует Прослеживается Ярко выражен

Количество (%) 15 человек (75 %) 5 человек (25 %)

Результаты позволили сделать вывод, что все дети имеют зачатки застенчивости. У 15 человек такое качество личности как застенчивость прослеживается. Однако у пятерых детей в группе реакция застенчивости выражена в рисунках достаточно ярко, определяясь как качество личности, нуждающееся в коррекции.

3. Метод наблюдения за поведением ребенка В ходе наблюдения нас интересовало, насколько свойственны проявления застенчивости детям исследуемой группы. Рассматривались два вида проявлений застенчивости: чисто физиологические, которые можно увидеть в реакции ребенка, и поведенческие, которые можно увидеть во время занятий и игр.

Результаты представлены в табл. 6 и 7.

Таблица 6

Степень проявления физиологической реакции застенчивости Никогда Иногда Часто Почти всегда Всегда

Количество (%) 11 человек (55 %) 4 человека (20 %) 2 человека (10 %) 2 человека (10 %) 1 человек (5 %)

Таблица 7

Степень поведенческого проявления застенчивости Никогда Иногда Часто Почти всегда Всегда

Количество (%) 6 человек (30 %) 7 человек (35 %) 5 человек (25 %) 2 человека (10 %)

Таким образом, можно сделать вывод, что застенчивость не всегда может проявляться в физиологическом плане, чаще ее можно обнаружить в поведении детей. Однако был выделен один ребенок, у которого всегда сочеталась физиологическая реакция с поведенческой, остальные дети чаще не проявляли внешние реакции организма в ситуациях занятий, игр и мероприятий.

4. «Рисунок семьи» (В. Вульфа) В ходе анализа с применением данной методики была определена привязанность ребенка к тому или иному члену родительской четы, рассмотрены взаимоотношения ребенка в семье и его самоотношение (табл. 8).

Таблица 8

Уровень привязанности к родителям Отец Мать Родительская чета Другие родственники

Количество (%) 3 человека (15 %) 9 человек (45 %) 6 человек (30 %) 2 человека (10 %)

5. Опросник «Ребенок глазами взрослого (воспитателя)» В ходе анализа было выявлено, насколько выражены проявления застенчивости детей в группе, по мнению воспитателя. Результаты представлены в табл. 9.

Таблица 9

Уровень проявления застенчивости Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4

Количество (%) 3 человека (15 %) 10 человек (50 %) 4 человека (20 %) 3 человека (15 %)

6. Опросник «Ребенок глазами взрослого (родителя)» В ходе исследования нас интересовало, насколько выражены проявления застенчивости детей в семье и в детском саду, по мнению родителей (табл. 10). Таблица 10

Уровень проявления застенчивости Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4

Количество (%) 2 человека (10 %) 9 человек (45 %) 5 человек (25 %) 4 человека (20 %)

В ходе анализа двух опросников для взрослых, было определено, что 9 детей нуждаются в психолого-педагогической коррекции. Остальные дети исследуемой группы находятся либо на уровне низкого проявления застенчивости (уровень 1), либо на уровне, близком к норме (уровень 2).

7. Анкетирование «Застенчивость и поведение» В данном анкетировании родители старались отразить частоту проявления поведенческих реакций, указывающих на чувство застенчивости. Результаты отражены в табл. 11.

Таблица 11

Частота проявления внешних поведенческих реакций Никогда Иногда Часто Почти всегда Всегда

Количество (%) 1 человек (5 %) 6 человек (30 %) 9 человек (45 %) 3 человека (15 %) 1 человек (5 %)

Качественный анализ результатов исследования

На основании полученных данных можно констатировать следующие факты:

1. У трех детей в группе по всем проведенным методикам можно выделить высокий уровень проявления застенчивости как в рамках детского сада, так и в семье.

2. Трое детей в группе практически не имеют склонности к застенчивости, либо данный фактор проявляется в их поведении незначительно.

3. Все дети экспериментальной группы имеют зачатки застенчивости, которые проявляются в различных ситуациях в разной степени.

4. Дети, у которых прослеживались проявления застенчивости в поведении, больше привязаны к матери.

5. Девочки более застенчивы, чем мальчики.

Эти данные позволяют нам выявить наиболее ярко проявляющиеся признаки застенчивого поведения ребенка и рассмотреть направления работы по преодолению данного психологического явления не только в рамках детского сада, но и в рамках семьи.

Содержание коррекционной работы

Цель коррекционной работы - преодоление изоляции застенчивых детей в группе сверстников, формирование чувства общности с другими детьми, развитие умения понимать свои чувства и чувства других детей, формирование чувства уверенности и доверия к окружающим.

Коррекционная работа состоит из трех частей, каждая из которых решает свою задачу и реализует свою цель.

Каждая из частей оснащена играми [1] и упражнениями, которые способствуют преодолению застенчивого поведения ребенка в условиях окружающей его социальной среды.

I часть: обеспечение, создание доброжелательной, безопасной ситуации, где застенчивый ребенок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем.

1. Упражнения на релаксацию, дыхание и расслабление мышц.

Цель: преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, двигательное раскрепощение. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и повышает душевное равновесие.

В формирующем эксперименте использованы следующие упражнения и этюды: «Воздушный шарик», «Подарок под елкой», «Дудочка», «Штанга».

2. Игры, направленные на создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи (игры-интеграции).

Цель: создание ситуации эмпатии, чувства единения с группой сверстников. Игра позволяет ребенку ощутить себя в центре внимания, почувствовать поддержку. Посредством игры решается задача сплоченности детского коллектива, развивается умение взаимодействовать в группе сверстников. Происходит преодоление нарушений коммуникации в системах «ребенок - взрослый», «ребенок - сверстники».

В формирующем эксперименте использованы игры: «Клубочек», «Поварята», «Быстрые ответы» и др.

II часть: осуществление основной коррекционной работы в подгруппах

детей.

1. Игры-выражения

Цель: расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения. Игры раскрепощают, помогают научиться отстаивать свое мнение, способствуют формированию доверия и уверенности в себе, развивают произвольность.

Игры-выражения: «Пантомимические сценки», «Расскажи стихи руками», «Упрямый ослик».

Игры-этюды с последующим рисованием по теме игры.

Цель: помочь ребенку освободиться от эмоций и чувств посредством их проигрывания и графического выражения.

Игры-этюды: «Сказка», «Какой я есть, каким я хотел быть», «Изобрази животное», «Ослик - длинные ушки» и др.

III часть: закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей.

Цель: упражнять детей в самостоятельном применении детьми в играх навыков поведения, расширение их социальных связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности. Основные игры этого направления -развлекательные, обучающие и контрольные.

Игры: «Смена ритмов», «Иголка и нитка», «Лисонька, где ты?».

Выводы

Полученные данные нашего исследования позволили нам:

1) подтвердить, что проблема застенчивости детей дошкольного возраста является актуальной и требует обязательной коррекции в рамках ДОУ, поскольку модель взаимодействия, усвоенная в дошкольном детстве, может остаться прочной и трудно корректируется в последующей жизни;

2) выделить посредством диагностики, наблюдения и анкетирования детей и взрослых проявления застенчивости детей старшего дошкольного возраста и определить дальнейшую работу с детьми и родителями;

3) разработать коррекционно-развивающую программу по преодолению застенчивости посредством игровой и художественно-творческой деятельности. Творческие виды занятий помогут ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания, чувства, что застенчивым детям особенно трудно. Предложенная коррекционно-развивающая программа показала свою эффективность;

4) выработать технологическую модель взаимодействия с родителями, которая направлена на ознакомление их с психологическими особенностями застенчивого ребенка, с методами педагогического воздействия на него, с индивидуальным подходом к таким детям, и подобрать соответствующие рекомендации.

Список литературы

1. Березина Т.А. Игра как средство коррекции поведения дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб.: Детство - Пресс, 2007.

2. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н. Как преодолеть детскую застенчивость. -Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. -2000. - № 4. - С. 116-120.

4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 28-38.

5. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 3. - С. 71-78.

6. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. - М.: Альпина, 2015.

67

7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

8. Мишина Е. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения. -СПб.: Питер, 2012. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Репина Т.А., Смолева Т.О. Неуверенный ребенок // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3.

10. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова, И.Н. Кольцова, Е.В. Прима. - Н. Новгород: ННГАСУ. - 2009. - 421 с.

11. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. - СПб.: Речь, 2007. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.