УДК 159.9:316.77 ВАК 19.00.05
РАБОТА С ЗАСТЕНЧИВЫМИ И ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ацдатпа
Уялшактык пен аландаушылык кептеген балаларга тэн. Баланы уялшацтык; пен пен алацдаушлыктан арылтуга, карым-катынас жасауды калыптастыругакемектесу психолог пен ата-ананыц мшдет1 болып табылады. Егер уакытында ж^мыс ютей бастаса, толыгымен шешуге болады. Уакыт ©те келе, ршшакжэне алацдаушы бала белгш б1р мшез-к^лык стилш дамытады, ол бар «кемшшкп» бай-кай бастайды. Олардьщ уялшылыгы туралы хабардарльщ тек кана комектеспейд1, керюш-ше, оны жен,уге жол бермейдг Адамныц мь нез-ц^лкы мен мшез-к¥лк;ыныц ерекшелш-терше назар аудару одан да катан каттыльщты тудырады, белпс1здпсп жэне байланыс коркы-нышын арттырады.
Аннотация
В статье рассматриваются такие детские личностные особенности, как застенчивость, нерешительность, тревожность, робость. Подчёркивается, что такие дети испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми: застенчивость может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и до тяжелых неврозов.
Автор рассуждает, как помочь ребенку преодолеть застенчивость и тревожность, сформировать у него желание общаться. Считает, что это задача психолога и учителя, она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Предлагает некоторые пути преодоления скованности, неуверенности и страха перед общением.
Ж. С. Ескакова,
педагог-психолог,начальная школа № 19, г. Петропавловск
Неггзг! создер: психологиялыц жумыс, уялшацтыц, алацда-ушылъщ, оз'т-оз! багалауды коте-ру, эмоциялъщ жагдайы, коррекци-ялыц сабацтар.
Ключевые слова: психологическая работа, застенчивость, тревожность, повышение самооценки, эмоциональное состояние, коррекционные занятия.
Keywords: psychological work, shyness, anxiety, increasing self-assessment, emotional state, corrective exercises.
с
CQ О
го &
ua О
Osl
О
о
X
X ш н
а. О ш f-
Annotation
In the article such children's personal features as shyness, indecision, uneasiness, are considered. It is emphasized that these children have difficulties in communication with peers and adults: shyness can make the most various impacts - from feeling of slight discomfort to inexplicable fear of people, and to heavy neurosises.
The author argues how to help a child to overcome shyness and uneasiness, to make him communicate. Supposes that it is a task of a psychologist and a teacher, it is quite solvable if to begin in time. Offers some ways of overcoming fear of communication.
Застенчивые и тревожные дети стараются держать свои проблемы в себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
В первую очередь, надо выработать определенный стиль поведения с ними. Необходимо:
• выявить причину данного состояния;
• постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;
• привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
• расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок;
• создавать благоприятную для ребенка среду, приблизить условия школы к домашним, обеспечить доброжела-
О.
тельное отношение педагога к детям;
• проводить коррекционные занятия.
Застенчивых и тревожных детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Застенчивость мешает ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудна игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача - подойти к ребенку, попросить игрушку, договориться о совместной игре [1, с. 115].
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле и др., во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Психологическая работа с застенчивыми и тревожными детьми сопряжена с определенными трудностями, она заключается в налаживании контакта с
ребенком. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу. Первое время специалист должен систематически приходить в класс, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Постепенно можно включать ребенка в групповую работу, через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок точно справится. Создание ситуации успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отмечать его успехи в присутствии всех детей.
Работа психолога с застенчивыми и тревожными детьми ведется в нескольких направлениях:
• развитие позитивного самовосприятия;
• повышение уверенности в себе и своих силах;
• повышение самооценки;
• корректирование страхов;
• снятие психомышечного напряжения;
• развитие умения выражать свои эмоции;
• обучение ребенка умению управлять собой в волнующих ситуациях;
• развитие навыков самоконтроля [2,с.31-32].
В психолого-педагогической литературе описаны диагностические программы, направленные на выявление причин застенчивости и тревожности
детей: методика диагностики тревожности (тест Амена), методика «Лесенка» (Хухлаева Л.), рисунок семьи, опросник для родителей «Критерии определения тревожности у ребенка» (Бейкер П., Алворд М.), опросник для выявления тревожности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) и другие.
Повысить самооценку ребенку за короткое время невозможно. Необходимо проводить целенаправленную работу. Хвалить ребенка даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Ребенок должен знать, за что его похвалили. Похвала должна быть искренней.
Желательно, чтобы тревожные дети участвовали в таких играх, как «Комплименты», «Я умею» и т.д., которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». Чтобы о достижении каждого ребенка знали окружающие, в школе можно оформить небольшой стенд «Звезда недели» или на шкафчике каждого ребенка закрепить «Цветик-семицветик», вырезанный из картона, в центре - фотография ребенка. На семи лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. Та- ^ ким образом, использование наглядной Е
формы работы решит важную задачу щ
О
- повышение уровня самооценки детей.
Необходимо обучать детей умению 5а
управлять своим поведением. Застенчи- ^
х
вые и тревожные дети часто скрывают и
свои проблемы, поэтому желательно ^
привлекать их к совместному обсуж- ^
дению проблемы. В уютном кабине- ~
те можно поговорить с детьми, сидя в ~
кругу, об их чувствах и переживаниях г в волнующих ситуациях. Каждый ребенок скажет вслух о том, чего он боится.
<
m О
го
£ из О а;
О §
ГЕ
X ш
0_ О ш Н
Детям можно предложить нарисовать свои страхи. А потом рассказать о них, разрезать ножницами эти рисунки на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро.
Очень полезно применять в работе с застенчивыми детьми ролевые игры. Разыгрывать знакомые ситуации и ситуации, которые вызывают особую тревогу. Застенчивые и тревожные дети боятся двигаться, а в передвижной эмоциональной игре ребенок переживает свой страх и волнение, что помогает ему снять напряжение в реальной жизни. Для снятия мышечного напряжения использую игры, связанные с телесным контактом [3, с.97].
С целью выявления уровня развития, определения нарушений эмоционального состояния, выявления самооценки и самоприятия в начальной школе были проведены психодиагностики «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «Лесенка» и т.д., результаты которых показали, что около 25% детей- застенчивы, замкнуты, с повышенной тревожностью. Застенчивые дети трудно идут на контакт, что создает определенные проблемы в работе с ними. После установления контакта и доверительных отношений с детьми были разработаны индивидуальные программы по устранению выявленных психологических отклонений.
Благодаря систематическим коррек-ционным занятиям некоторые дети достигли положительных результатов. Эмоциональное состояние детей оценивали в соответствии с критериями, позволившими выявить уровни развития:
• Высокий уровень - желание вступать в общение, участвовать в коллективных играх; владение адекватным
способом поведения, бодрое настроение.
• Средний уровень - менее скован, недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей, настроение стабилизировалось - нормальное.
• Низкий уровень - очень скован, испытывает дискомфорт в общении с детьми и взрослыми, настроение постоянно плаксивое.
Проведенная работа позволяет предложить следующие рекомендации родителям застенчивого и тревожного ребенка:
• фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным;
• свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка;
• главный козырь взрослых - это терпение и тактичность;
• необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность;
• в быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению [4, с.197-199].
Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994. - 134 с.
2. Немов P.C. Психология. - М., 1994. - 64с.
3.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А Вагнера. - М., 1988. - 126 с.
4.Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Издательство «Феникс», 2006 г. - 234 с.