Научная статья на тему 'Работа с застенчивыми и тревожными детьми в условиях начальной школы'

Работа с застенчивыми и тревожными детьми в условиях начальной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1310
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая работа / застенчивость / тревожность / повышение самооценки / эмоциональное состояние / коррекционные занятия. / psychological work / shyness / anxiety / increasing selfassessment / emotional state / corrective exercises.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ж С. Ескакова

В статье рассматриваются такие детские личностные особенности, как застенчивость, нерешительность, тревожность, робость. Подчёркивается, что такие дети испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми: застенчивость может оказать самые разнообразные воздействия от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и до тяжелых неврозов. Автор рассуждает, как помочь ребенку преодолеть застенчивость и тревожность, сформировать у него желание общаться. Считает, что это задача психолога и учителя, она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Предлагает некоторые пути преодоления скованности, неуверенности и страха перед общением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article such children's personal features as shyness, indecision, uneasiness, are considered. It is emphasized that these children have difficulties in communication with peers and adults: shyness can make the most various impacts from feeling of slight discomfort to inexplicable fear of people, and to heavy neurosises. The author argues how to help a child to overcome shyness and uneasiness, to make him communicate. Supposes that it is a task of a psychologist and a teacher, it is quite solvable if to begin in time. Offers some ways of overcoming fear of communication.

Текст научной работы на тему «Работа с застенчивыми и тревожными детьми в условиях начальной школы»

УДК 159.9:316.77 ВАК 19.00.05

РАБОТА С ЗАСТЕНЧИВЫМИ И ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ацдатпа

Уялшактык пен аландаушылык кептеген балаларга тэн. Баланы уялшацтык; пен пен алацдаушлыктан арылтуга, карым-катынас жасауды калыптастыругакемектесу психолог пен ата-ананыц мшдет1 болып табылады. Егер уакытында ж^мыс ютей бастаса, толыгымен шешуге болады. Уакыт ©те келе, ршшакжэне алацдаушы бала белгш б1р мшез-к^лык стилш дамытады, ол бар «кемшшкп» бай-кай бастайды. Олардьщ уялшылыгы туралы хабардарльщ тек кана комектеспейд1, керюш-ше, оны жен,уге жол бермейдг Адамныц мь нез-ц^лкы мен мшез-к¥лк;ыныц ерекшелш-терше назар аудару одан да катан каттыльщты тудырады, белпс1здпсп жэне байланыс коркы-нышын арттырады.

Аннотация

В статье рассматриваются такие детские личностные особенности, как застенчивость, нерешительность, тревожность, робость. Подчёркивается, что такие дети испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми: застенчивость может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и до тяжелых неврозов.

Автор рассуждает, как помочь ребенку преодолеть застенчивость и тревожность, сформировать у него желание общаться. Считает, что это задача психолога и учителя, она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Предлагает некоторые пути преодоления скованности, неуверенности и страха перед общением.

Ж. С. Ескакова,

педагог-психолог,начальная школа № 19, г. Петропавловск

Неггзг! создер: психологиялыц жумыс, уялшацтыц, алацда-ушылъщ, оз'т-оз! багалауды коте-ру, эмоциялъщ жагдайы, коррекци-ялыц сабацтар.

Ключевые слова: психологическая работа, застенчивость, тревожность, повышение самооценки, эмоциональное состояние, коррекционные занятия.

Keywords: psychological work, shyness, anxiety, increasing self-assessment, emotional state, corrective exercises.

с

CQ О

го &

ua О

Osl

О

о

X

X ш н

а. О ш f-

Annotation

In the article such children's personal features as shyness, indecision, uneasiness, are considered. It is emphasized that these children have difficulties in communication with peers and adults: shyness can make the most various impacts - from feeling of slight discomfort to inexplicable fear of people, and to heavy neurosises.

The author argues how to help a child to overcome shyness and uneasiness, to make him communicate. Supposes that it is a task of a psychologist and a teacher, it is quite solvable if to begin in time. Offers some ways of overcoming fear of communication.

Застенчивые и тревожные дети стараются держать свои проблемы в себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

В первую очередь, надо выработать определенный стиль поведения с ними. Необходимо:

• выявить причину данного состояния;

• постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;

• привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;

• расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок;

• создавать благоприятную для ребенка среду, приблизить условия школы к домашним, обеспечить доброжела-

О.

тельное отношение педагога к детям;

• проводить коррекционные занятия.

Застенчивых и тревожных детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Застенчивость мешает ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудна игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача - подойти к ребенку, попросить игрушку, договориться о совместной игре [1, с. 115].

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле и др., во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Психологическая работа с застенчивыми и тревожными детьми сопряжена с определенными трудностями, она заключается в налаживании контакта с

ребенком. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу. Первое время специалист должен систематически приходить в класс, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Постепенно можно включать ребенка в групповую работу, через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок точно справится. Создание ситуации успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отмечать его успехи в присутствии всех детей.

Работа психолога с застенчивыми и тревожными детьми ведется в нескольких направлениях:

• развитие позитивного самовосприятия;

• повышение уверенности в себе и своих силах;

• повышение самооценки;

• корректирование страхов;

• снятие психомышечного напряжения;

• развитие умения выражать свои эмоции;

• обучение ребенка умению управлять собой в волнующих ситуациях;

• развитие навыков самоконтроля [2,с.31-32].

В психолого-педагогической литературе описаны диагностические программы, направленные на выявление причин застенчивости и тревожности

детей: методика диагностики тревожности (тест Амена), методика «Лесенка» (Хухлаева Л.), рисунок семьи, опросник для родителей «Критерии определения тревожности у ребенка» (Бейкер П., Алворд М.), опросник для выявления тревожности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) и другие.

Повысить самооценку ребенку за короткое время невозможно. Необходимо проводить целенаправленную работу. Хвалить ребенка даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Ребенок должен знать, за что его похвалили. Похвала должна быть искренней.

Желательно, чтобы тревожные дети участвовали в таких играх, как «Комплименты», «Я умею» и т.д., которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». Чтобы о достижении каждого ребенка знали окружающие, в школе можно оформить небольшой стенд «Звезда недели» или на шкафчике каждого ребенка закрепить «Цветик-семицветик», вырезанный из картона, в центре - фотография ребенка. На семи лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. Та- ^ ким образом, использование наглядной Е

формы работы решит важную задачу щ

О

- повышение уровня самооценки детей.

Необходимо обучать детей умению 5а

управлять своим поведением. Застенчи- ^

х

вые и тревожные дети часто скрывают и

свои проблемы, поэтому желательно ^

привлекать их к совместному обсуж- ^

дению проблемы. В уютном кабине- ~

те можно поговорить с детьми, сидя в ~

кругу, об их чувствах и переживаниях г в волнующих ситуациях. Каждый ребенок скажет вслух о том, чего он боится.

<

m О

го

£ из О а;

О §

ГЕ

X ш

0_ О ш Н

Детям можно предложить нарисовать свои страхи. А потом рассказать о них, разрезать ножницами эти рисунки на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро.

Очень полезно применять в работе с застенчивыми детьми ролевые игры. Разыгрывать знакомые ситуации и ситуации, которые вызывают особую тревогу. Застенчивые и тревожные дети боятся двигаться, а в передвижной эмоциональной игре ребенок переживает свой страх и волнение, что помогает ему снять напряжение в реальной жизни. Для снятия мышечного напряжения использую игры, связанные с телесным контактом [3, с.97].

С целью выявления уровня развития, определения нарушений эмоционального состояния, выявления самооценки и самоприятия в начальной школе были проведены психодиагностики «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «Лесенка» и т.д., результаты которых показали, что около 25% детей- застенчивы, замкнуты, с повышенной тревожностью. Застенчивые дети трудно идут на контакт, что создает определенные проблемы в работе с ними. После установления контакта и доверительных отношений с детьми были разработаны индивидуальные программы по устранению выявленных психологических отклонений.

Благодаря систематическим коррек-ционным занятиям некоторые дети достигли положительных результатов. Эмоциональное состояние детей оценивали в соответствии с критериями, позволившими выявить уровни развития:

• Высокий уровень - желание вступать в общение, участвовать в коллективных играх; владение адекватным

способом поведения, бодрое настроение.

• Средний уровень - менее скован, недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей, настроение стабилизировалось - нормальное.

• Низкий уровень - очень скован, испытывает дискомфорт в общении с детьми и взрослыми, настроение постоянно плаксивое.

Проведенная работа позволяет предложить следующие рекомендации родителям застенчивого и тревожного ребенка:

• фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным;

• свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка;

• главный козырь взрослых - это терпение и тактичность;

• необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность;

• в быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению [4, с.197-199].

Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994. - 134 с.

2. Немов P.C. Психология. - М., 1994. - 64с.

3.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А Вагнера. - М., 1988. - 126 с.

4.Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Издательство «Феникс», 2006 г. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.