ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.99 А.М. Первитская
Курганский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена проблеме застенчивости детей. Рассмотрены особенности застенчивых детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: застенчивость, тревожность, фрустрация, гипотимия, невротичность, интропунитивность.
A.M. Pervitskaya Kurgan State University
SPECIFIC FEATURES OF SHY CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE
Annotation: The article deals with the problem of children's shyness. The specific features of the shy children of junior school age are presented.
Keywords: shyness, anxiety, frustration, hypothymia, neurosality, intropunitiveness.
Застенчивость - явление достаточно распространенное. Исследователи этого проявления эмоциональной сферы человека утверждают, что около 40% детей и подростков могут быть отнесены к разряду застенчивых [1].
Застенчивость - понятие, которое имеет множество определений. В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В.И. Даля как «охотник затеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий, молчаливый» [4].
В наше время дети, склонные к застенчивости, испытывают особый дискомфорт, так как активность, уверенность в себе, оригинальность - то, что не проявляется в поведении застенчивых людей, - приоритеты сегодняшней жизни. Застенчивость - сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах, часто сопровождаемых внутренним напряжением, страхом, робостью, острым ощущением действительных и мнимых недостатков. Внутренний мир застенчивого ребенка часто дисгармоничен, что осложняет его развитие и личностное становление [6].
Под нашим руководством были рассмотрены особенности застенчивости младших школьников при помощи следующих методик: многофакторный лич-
ностный опросник Р Кеттелла, опросник Шмишека, теста Розенцвейга.
Анализ первичных статистик в группе застенчивых детей позволил получить следующие результаты.
Опросник Р. Кеттелла
Высокий балл у застенчивых детей - по фактору О (М=6.4+0.29^=1.36). Это говорит о том, что ребёнок склонен к чувству вины, печальный, унылый, чувствителен к замечаниям и порицаниям, недооценивает себя, ранимый, тревожен. Также высокий балл по фактору I (М=5.9+0.47^=2.2). Такой ребёнок мягкосердечный, сентиментальный, ранимый, зависимый, нуждающийся в помощи и внимании, зависимый от других.
Самый низкий показатель - по фактору А (М=4.5+0.21^=1.14). Это говорит о том, что ребенок легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения. Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально теплого, общительного, веселого.
Опросник Шмишека
Наиболее высокий уровень акцентуации - по шкале «тревожность» (М=14,7±1,06^=4,97). Это значит, что детям свойственны низкая контактность, робость, пугливость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Чуть ниже уровень - по шкале «застревание» (М=14,3±1^=4,75) , это говорит о том, что дети зачастую неразговорчивые. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствительны к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее, не способны легко отходить от обид. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность).
Ниже всего уровень акцентуации - по шкале «педантичность» (М=10,9±0,66^=3,1). Это характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. С охотой уступает лидерство другим людям.
Согласно тесту Розенцвега,наиболее высокий уровень реакции - по фактору I (М=6,18±0,3^=1,5). Это говорит о том, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в интропуни-тивной манере и очень редко в импунитивной, т.е. можно сказать, что реакция направлена на самого себя, ребёнок принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9
43
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЗАСТЕНЧИВЫХ И НЕЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Анализ проводился при помощи Т-критерия Стьюдента, получены следующие результаты:
- слабость «Я» 0 = 2,92; p < 0,001, при п = 62);
- застревание ^ = 3,89; p < 0,01, при п = 62);
- тревожность ^=2,44; p < 0,01, при п = 62). Гипотимия характерна для ребенка тревожного,
подавленного, озабоченного, с пониженным настроением, легко плачущего. Такой ребенок склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный ребенок чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно. Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.
У застенчивых детей в большей степени проявляется тенденция к тревожности, чем у незастенчивых. Дети данного типа плохо контактируют, у них присутствует робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
Повышенный показатель интропунитивности обычно указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения.
Фиксация на самозащите означает слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует слабую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб-ственного «Я».
Итак, анализ эмоциональной сферы застенчивости показал, что значительные отличия застенчивости младших школьников в общей выборке наблюдаются не по всем параметрам. По многим показателям значимых различий не выявлено.
Одним из факторов, влияющих на появление застенчивости у детей, является неуверенность в себе. Неуверенный в себе ребенок более педантичен, остро реагирует на неудачи, оценивает себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживает неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям.
Наиболее ярко у застенчивых детей выражена тревожность. Это значит, что детям свойственны низкая контактность, робость, пугливость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.
Чуть ниже выражен уровень застревания, это говорит о том, что дети зачастую неразговорчивые. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствительны к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее, не способны легко отходить от обид. Ребенок более сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, в большой степени подверженный влияниям внешней среды. Такой ребенок зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию.
Список литературы
1 Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Ф. Зимбардо. -
М.: Просвещение, 1991. - 273 с.
2 Игнатьева, Е.И. Психология младшего школьника
[Текст]/Е.И. Игнатьева. - М.: Просвещение, 1990. -
244 с.
3 Как помочь застенчивому ребёнку [Текст] // Школьный
психолог. - 2001. - № 7. - С.6.
4 Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Просвещение, 1990. - 244 с.
5 Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/ А.Г. Маклаков.
- М.: Академия, 2001. - 324 с.
6 Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? [Текст] /
Г. Филипчук. - М.: Просвещение, 1980. - 187 с.
44
ВЕСТНИК КГУ, 2013. №1